Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Долгосрочная целевая программа Тверской области
"Территориальное планирование и градостроительное зонирование
муниципальных образований Тверской области на 2009-2013 годы"
(утв. постановлением Администрации Тверской области
от 1 сентября 2008 г. N 306-па)
г. Тверь, 2008 год
Паспорт
долгосрочной целевой программы Тверской области
"Территориальное планирование и градостроительное зонирование
муниципальных образований Тверской области на 2009-2013 годы"
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа Тверской области "Территориальное планирование и градостроительное зонирование муниципальных образований Тверской области на 2009-2013 годы" (далее - Программа) |
Администратор Программы (государственный заказчик-коорди- натор) |
Департамент градостроительства, территориального планирования и архитектуры Тверской области |
Дата утверждения Программы |
01.09.2008 |
Стратегические цели и задачи Программы |
Цель - обеспечение муниципальных образований Тверской области документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки. Задачи - разработка системы финансовых и организационных программных мероприятий, обеспечивающих поэтапное выполнение для всех муниципальных образований Тверской области мероприятий по: - подготовке схем территориального планирования муниципальных районов; - составлению (обновлению) топографических планов и карт на территории; - подготовке генеральных планов; - подготовке правил землепользования и застройки |
Сроки реализации Программы |
2009-2013 гг. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Обеспечение всех муниципальных образований Тверской области документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки |
Объемы и источники финансирования (в разрезе годов и кодов разделов классификации расходов бюджета области) с указанием объемов финансирования по ведомственной целевой программе |
Общий объем финансирования Программа на 2009-2013 годы - 1917 564,15 тыс. руб., в том числе за счет средств: областного бюджета - 1 547 367,00 тыс. руб.; бюджетов муниципальных образований - 370 197,15 тыс. руб. 1102 5208900 010 2009 г. - 178 455,20 тыс. руб. областной бюджет - 149 431,00 тыс. руб. местный бюджет - 290 24,2 тыс. руб.; 1102 5208900 010 2010 г. - 178 365,2 тыс. руб. областной бюджет - 149 341,00 тыс. руб. местный бюджет - 29 024,2 тыс. руб.; 1102 5208900 010 2011 г. - 178 365,20 тыс. руб. областной бюджет - 149 341,00 тыс. руб. местный бюджет - 37 335,25 тыс. руб.; 1102 5208900 010 2012 г.- 918 145,00 тыс. руб. областной бюджет - 734 516,00 тыс. руб. местный бюджет - 183 629,00 тыс. руб.; 1102 5208900 010 2013 г. - 455 922,5 тыс. руб. областной бюджет - 364 738,00 тыс. руб. местный бюджет - 91 184,5 тыс. руб. |
Основные механизмы реализации Программы |
Реализация Программы осуществляется администратором Программы (государственным заказчиком-координатором), исполнителем (Заказчиком), соисполнителями мероприятий Программы (департамент государственного заказа Тверской области, управление информационной политики и общественных связей аппарата Губернатора Тверской области, управление информатизации аппарата Губернатора Тверской области) в течение периода, на который она разработана, путем достижения предусмотренной в Программе стратегической цели, исходя из необходимости достижения плановых значений показателей Программы |
Основные механизмы мониторинга реализации Программы |
В течение всего периода реализации Программы администратором (государственным заказчиком- координатором) Программы осуществляется полугодовой и ежегодный мониторинги реализации Программы путем составления отчетов о ее реализации. Полугодовой мониторинг реализации Программы осуществляется по результатам первого полугодия путем представления администраторами Программы в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, в департамент финансов Тверской области, департамент экономики Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области, контрольно-аналитический комитет Тверской области данных, которые могут формироваться с периодичностью один раз в полугодие, в виде отчета о реализации Программы за полугодие. Ежегодный мониторинг осуществляется путем представления администратором Программы в департамент экономики Тверской области, департамент финансов Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области, контрольно-аналитический комитет Тверской области в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, годового отчета о реализации Программы. Государственный заказчик-координатор Программы определяет показатели степени достижения ожидаемых конечных результатов с разбивкой по кварталам. Исполнители мероприятий ежеквартально в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют отчет государственному заказчику-координатору Программы о степени достижения конечных результатов Программы |
I. Характеристика проблем
Согласно установленному в феврале 2005 года новому административно-территориальному делению Тверской области на ее территории существует 36 муниципальных районов, 5 городских округов, 2 ЗАТО, 44 городских и 318 сельских поселений.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов, городских округов и поселений, а также утверждение правил землепользования и застройки городских округов и поселений относятся к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.
С 2006 года в рамках ежегодных адресных инвестиционных программ на условиях софинансирования из фонда муниципального развития Тверской области и бюджетов муниципальных районов ведется подготовка схем территориального планирования 27 муниципальных районов Тверской области.
За последние 10 лет органами местного самоуправления Тверской области не велись работы по корректуре генеральных планов всех 51 городского округа и городских поселений (за исключением начатой в 2001 году корректуры генерального плана города Твери). Генеральные планы сельских поселений до сих пор не утверждены ни по одному из 318 поселений.
Правила землепользования и застройки муниципальных образований были утверждены только по поселку Сонково (2006 г.) и Красномайский (2007 г.). Еще по нескольким городским поселениям (город Бежецк, поселки Фирово, Жарковский, Великооктябрьский) правила землепользования и застройки находятся в стадии разработки или утверждения.
Основной причиной сложившейся кризисной ситуации в сфере обеспечения современной градостроительной документацией территорий муниципальных образований Тверской области является отсутствие в необходимых объемах средств в бюджетах муниципальных образований на разработку генеральных планов и на еще более дорогостоящие работы по обновлению топографических карт и планов. Преодоление этой кризисной ситуации связано с необходимостью решения в рамках настоящей Программы следующих основных проблем.
1.1. Подготовка схем территориального планирования муниципальных районов Тверской области
В 2008 году продолжаются работы по подготовке проектов схем территориального планирования 27 муниципальных районов. В рамках адресной инвестиционной программы в 2008 г. объявлен конкурс на продолжение начатых работ по схемам территориального планирования 15 муниципальных районов: Андреапольского, Весьегонского, Вышневолоцкого, Западнодвинского, Зубцовского, Кашинского, Кесовогорского, Лесного, Молоковского, Оленинского, Осташковского, Рамешковского, Ржевского, Старицкого, Торопецкого, а также на подготовку схем территориального планирования остальных 12 муниципальных районов: Бельского, Бежецкого, Жарковского, Краснохолмского, Кувшиновского, Лихославльского, Максатихинского, Сандовского, Сонковского, Спировского, Удомельского, Фировского. Общая сумма софинансирования этих проектов составит 91583,00 тыс. руб.
1.2. Отсутствие обновленных топографических планов на территории городских округов, городских и сельских поселений
Разработку генеральных планов муниципальных образований и правил их землепользования и застройки необходимо осуществлять на основе свежих (не старше 3-5 лет) топографических планов и карт в масштабах, соответствующих размерам территории городских округов или поселений. <1>
Оценка состояния ранее выполненных топографических планов (преимущественно М 1:2000) по городским округам и городским поселениям показала, что их "средний возраст" уже превысил 21 год.
Таким образом, практически по всем городским территориям до начала разработки проектов генеральных планов и правил землепользования и застройки необходимо провести масштабные работы по обновлению их топографических планов. При ориентировочной средней современной стоимости обновления 1 га топографической съемки городских территорий М 1:2000 в 3 тыс.руб. <2> общий объем необходимых затрат на эти работы по софинансированию из средств областного бюджета Тверской области по всем 7 городским округам и 44 городским поселениям Тверской области оценивается в 250640,00 тыс. руб.
1.3. Отсутствие топографических карт на территории сельских поселений
В феврале 2005 года на территории Тверской области было образовано 318 сельских поселений, на которые в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации также необходимо разработать генеральные планы и правила землепользования и застройки.
При разработке генеральных планов сельских поселений (среднестатистический по Тверской области размер территории поселения составляет 259 км2) необходимы топографические карты М 1:10000, которые сегодня отсутствуют практически по всей территории области. Поскольку суммарная площадь территории всех 318 сельских поселений составляет 82,3 тыс. км2, а стоимость составления 1 км2 составляет (по оценкам Тверского территориального геодезического центра) 4-4,5 тыс. руб., общая стоимость затрат, необходимых на составление карт М 1:10000 по всей области по софинансированию из средств областного бюджета Тверской области, оценивается в 239 367,00 тыс. руб.
1.4. Отсутствие современных генеральных планов городских округов и городских поселений
"Средний возраст" 7 генеральных планов городских округов и 44 городских поселений Тверской области (разработанных в виде генеральных планов городов и поселков городского типа в основном в 1970-1980-х годах) превысил к 2008 году 20 лет, при оптимальном сроке их корректуры каждые 10 лет. При этом 13 генеральных планов были разработаны более 25 лет назад.
Многие генеральные планы, выполненные в последние 15 лет, либо были сделаны не в полном объеме (города Весьегонск, Старица, поселок Пено), либо только в виде концепций (город Кашин, поселок Рамешки) и не получили необходимого утверждения. По городам Осташков и Конаково корректуры генеральных планов, начатые 11 лет назад, не были завершены и утверждены из-за отсутствия в их составе отдельных разделов (проекта охранных зон, раздела оценки воздействия на окружающую среду). Не прошли процедуру согласований и утверждений генеральные планы города Красный Холм, поселков Новозавидовский и Оленино (разработанные в 1995-1997 гг.).
С 2001 года по настоящее время в разработке находится только генеральный план города Твери. Других генеральных планов городских округов и поселений за последние 10 лет не разрабатывалось.
По большинству из 14 исторических городов Тверской области отсутствуют выполненные по современным требованиям и утвержденные в установленном порядке проекты охранных зон историко-культурного наследия, что не позволяет начать разрабатывать по ним новые генеральные планы, правила землепользования и застройки и иную проектную документацию.
Таким образом, практически все генеральные планы городских округов и городских поселений сегодня являются полностью устаревшими, а часть из них - либо не комплексными, либо не доведенными до стадии официального утверждения.
Общие объемы финансирования, необходимые для подготовки генеральных планов городских округов и городских поселений с проектами правил землепользования и застройки территорий по софинансированию из средств областного бюджета Тверской области, оцениваются в 150 300,00 тыс. руб.
1.5. Отсутствие генеральных планов сельских поселений и правил их землепользования и застройки
На уровне генеральных планов сельских поселений последние проектные работы проводились лишь в начале 1990-х годов в виде генеральных планов сельских округов, существовавших до 2005 года (были сделаны генпланы только по 5 из 615 сельских округов области). Все образованные в феврале 2005 года 318 сельских поселений Тверской области до сих пор не имеют утвержденных генеральных планов и правил землепользований и застройки.
Общие объемы финансирования, необходимые для подготовки генеральных планов всех сельских поселений Тверской области (совместно с подготовкой проектов правил землепользования и застройки) по софинансированию из средств областного бюджета Тверской области, оцениваются в 815477,00 тыс. руб.
II. Стратегическая цель и тактические задачи Программы
Общая стратегическая цель Программы - обеспечение всех муниципальных образований Тверской области современными документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки.
В системе программных мероприятий в соответствии с общей целью Программы определяются следующие пять основных задач:
1. Подготовка схем территориального планирования муниципальных районов.
2. Составление (обновление) топографических планов на территории городских округов и городских поселений с формированием цифровой картографической информации для размещения в составе информационных ресурсов территориальной информационной системы "Электронная карта Тверской области".
3. Составление топографических карт на территории сельских поселений с формированием цифровой картографической информации для размещения в составе информационных ресурсов территориальной информационной системы "Электронная карта Тверской области".
4. Подготовка генеральных планов городских округов, ЗАТО и городских поселений и правил землепользования и застройки.
5. Подготовка генеральных планов сельских поселений и их правил землепользования и застройки.
В соответствии со стратегической целью и основными задачами Программы необходимо обеспечить:
- разработку системы мероприятий по опережающему процесс градостроительного проектирования обеспечению работ по составлению (или обновлению) всех необходимых картографических материалов;
- разработку системы программных организационных и финансовых мероприятий, обеспечивающих консолидацию деятельности органов местного самоуправления и органов государственной власти Тверской области по совместному финансированию и подготовке документов территориального планирования и правил землепользования и застройки для всех муниципальных образований;
- согласование сроков разработки генеральных планов (по историческим городам Тверской области) со сроками разработки проектов охранных зон в рамках областных программ, реализуемых комитетом по охране историко-культурного наследия Тверской области.
Последовательность реализации мероприятий Программы определяется очередностью разработки генеральных планов округов и поселений, готовностью отдельных органов местного самоуправления к финансовому и организационному участию в разработке документов территориального планирования на их территории.
Задачей реализации Программы на 2009-2011 годы должно стать обеспечение работ по обновлению топографических планов отдельных городских округов и городских поселений, составлению топографических карт М:10000 на территорию сельских поселений.
По мере подготовки необходимых картографических материалов на отдельные округа и поселения, а также проектов охранных зон на территории исторических городов в 2011-2012 годах могут развернуться основные работы по разработке самих генеральных планов.
III. Срок реализации Программы
Срок реализации Программы - 2009-2013 годы.
IV. Объем ресурсов, необходимых для реализации Программы
Финансирование Программы планируется осуществлять за счет средств областного бюджета Тверской области (в виде субсидий из областного фонда софинансирования расходов) и местных бюджетов. Долевое участие местных бюджетов в софинансировании принято по городским территориям в размере 20%, а по сельским поселениям - 10-20%.
Общий объем финансирования Программы на 2009-2013 годы из средств областного бюджета Тверской области составляет 1 547 367,00 тыс. рублей, в т.ч. по основным намеченным направлениям:
1. Разработка схем территориального планирования муниципальных районов - 91 583 тыс. руб.
2. Обеспечение территорий городских округов, ЗАТО и городских поселений топографическими планами - 250640 тыс. руб.
3. Обеспечение территории сельских поселений топографическими картами - 239 367 тыс. руб.
4. Разработка генеральных планов городских округов, ЗАТО и городских поселений с правилами землепользования и застройки территорий - 150300 тыс. руб.
5. Разработка генеральных планов сельских поселений (в т.ч. правил землепользования и застройки) - 815 477 тыс. руб.
Планируемые источники финансирования:
1. Областной бюджет Тверской области - 1 547 367 тыс. руб., в т.ч.:
- 91 583 тыс. руб. - по задаче 1 (схемы территориального планирования муниципальных районов)
- 250 640 тыс. руб. - по задаче 2 (топопланы городских территорий);
- 239 367 тыс. руб. - по задаче 3 (топокарты сельских территорий);
- 150 300 тыс. руб. - по задаче 4 (генпланы городских территорий);
- 815 477 тыс. руб. - по задаче 5 (генпланы сельских поселений).
2. Бюджеты муниципальных образований - 370 197,15 тыс. руб., в т.ч.:
- 21 638,65 тыс. руб. - по задаче 1 (схемы территориального планирования муниципальных районов)
- 62 660 тыс. руб. - по задаче 2 (топопланы городских территорий);
- 59 841,75 тыс. руб. - по задаче 3 (топокарты сельских территорий);
- 37 387,5 тыс. руб. - по задаче 4 (генпланы городских территорий);
- 188 669,25 тыс. руб. - по задаче 5 (генпланы сельских поселений).
V. Плановые показатели результатов Программы
Общим основным показателем выполнения всей Программы является количество муниципальных образований, для которых будут подготовлены документы территориального планирования (генеральные планы) и правила землепользования и застройки. Плановые показатели эффективности долгосрочной целевой программы Тверской области "Территориальное планирование и градостроительное зонирование муниципальных образований Тверской области на 2009-2013 годы" приведены в приложении 1 к настоящей Программе.
VI. Описание механизмов реализации Программы
Управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик - департамент градостроительства, территориального планирования и архитектуры Тверской области.
Государственный заказчик Программы совместно с департаментом государственного заказа Тверской области организует и проводит конкурсы по отбору поступающих от исполнителей предложений в целях обеспечения наиболее выгодного размещения заказов на выполнение работ по каждому из программных мероприятий.
Механизмы взаимодействия между Администрацией Тверской и органами местного самоуправления определяются в соответствии с действующим законодательством Тверской области о межбюджетных отношениях. Предоставление средств из областного бюджета Тверской области на реализацию настоящей Программы в виде субсидий из областного фонда софинансирования расходов осуществляется в порядке, определенном постановлением Администрации Тверской области от 23.06.2008 N 165-па "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного фонда софинансирования расходов на инвестиционные программы в рамках адресной инвестиционной программы Тверской области". Плановые объемы финансирования долгосрочной целевой программы Тверской области "Территориальное планирование и градостроительное зонирование муниципальных образований Тверской области на 2009-2013 годы" приведены в приложении 2 к настоящей Программе.
В развитие определенных Программой мероприятий органы местного самоуправления разрабатывают и утверждают свои соответствующие муниципальные долгосрочные программы на тот же период (2009-2013 годы), обеспечивающие софинансирование из местных бюджетов в объемах и сроках, определенных настоящей Программой.
VII. Описание механизмов мониторинга реализации Программы
В течение всего периода реализации Программы департамент градостроительства, территориального планирования и архитектуры Тверской области с учетом ежегодно выделяемых на реализацию Программы финансовых средств осуществляет анализ ранее произведенных затрат по отдельным программным мероприятиям, оценку хода их реализации и эффективности общих механизмов реализации Программы. В случае необходимости вносит в установленном порядке предложения о корректировке Программы.
Текущий контроль за ходом реализации Программы осуществляет заместитель Губернатора Тверской области, курирующий вопросы градостроительства.
Государственный заказчик-координатор направляет в департамент финансов Тверской области, департамент экономики Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области и контрольно-аналитический комитет Тверской области полугодовые отчеты о ходе реализации Программы до 15 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, и ежегодные отчеты в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
Государственный заказчик-координатор определяет показатели степени достижения ожидаемых конечных результатов с разбивкой по кварталам.
VIII. Оценка рисков реализации Программы
Современное кризисное состояния градостроительной деятельности (малое количество проектных институтов градостроительного профиля, образовавшийся в последние десятилетия острый дефицит профессиональных кадров как в самих институтах, так в органах градостроительства исполнительных органов государственной власти и в органах местного самоуправления) повышает вероятность невыполнения отдельных мероприятий Программы. Это связано прежде всего с различного рода обстоятельствами (рисками), способными изменить ход выполнения намеченных мероприятий и затормозить их реализацию.
На ход реализации программных мероприятий (заключение государственных контрактов с изыскательскими и проектными организациями градостроительного профиля по результатам открытых конкурсов) в большой степени влияют внешние риски - как законодательные, так и финансовые и организационные.
Внесение изменений в действующие на данный момент федеральные и областные нормативные правовые акты (перераспределение полномочий, изменение сроков введения в действие некоторых их положений) может отразиться на выполнении мероприятий Программы.
К финансовым рискам можно отнести два обстоятельства: общий большой объем намечаемого в Программе финансирования - более 1,7 млрд руб. Причем на уровне местных бюджетов в процессе софинансирования Программы участвует более 400 муниципальных образований. С учетом вышесказанного возникают риски срыва намечаемых ежегодных объемов софинансирования со стороны местных бюджетов.
К организационным рискам можно отнести следующие.
1. Общее большое количество намеченных в Программе мероприятий - более 700 объектов финансирования. В течение пяти лет необходимо будет произвести работы по составлению (обновлению) 50 топографических планов городских территорий и по созданию топографических карт для всех 318 сельских поселений, разработать более 369 генеральных планов и столько же правил землепользования и застройки.
2. Длительность процессов проведения самих изыскательских и проектных работ. Составление топографических планов городских территорий и топографических карт для сельских поселений по технологическим причинам может длиться более года. Разработка самих генеральных планов также занимает около года, а по городским округам и наиболее крупным городским поселениям - до полутора-двух лет. Не менее полугода требуется на разработку правил землепользования и застройки. Еще около полугода уходит на процессы экспертизы, согласования и утверждения разработанной документации. При этом разработка генеральных планов округов и поселений может начинаться лишь после завершения картографических работ, а разработку правил землепользования и застройки лучше начинать к моменту завершения основных работ по генеральным планам. Срыв сроков выполнения картографических работ обусловливает срыв сроков последующих проектных работ.
3. По 13 историческим городам области (кроме Твери) до начала разработки генеральных планов и правил землепользования и застройки необходимо разработать проекты охранных зон этих городов. Невыполнение этого условия ставит под угрозу срыва соответствующие мероприятия Программы.
4. Длительность процедуры подготовки и проведения конкурсов на заключение государственных (муниципальных) контрактов и последующего заключения самих контрактов, занимающей не менее двух-трех месяцев, также может негативно сказаться на сроках выполнения программных мероприятий.
К внешним рискам можно отнести и отсутствие каких-либо утвержденных федеральных методик, инструкций и рекомендаций по составлению генеральных планов округов и поселений, определяющих общие критерии и технологии их разработки.
Внутренние риски также являются существенным фактором при выполнении программных мероприятий.
К ним относятся технологические риски, определяющиеся общим сложившимся дефицитом мощности проектно-изыскательских организаций градостроительного профиля в стране в целом, и в Тверской области - в частности. Число проектных организаций градостроительного профиля, способных качественно разработать схемы территориального планирования, в нашей стране крайне ограничено. В Тверской области таких организаций нет вообще, а несколько столичных (московских и петербургских) головных градостроительных проектных институтов, разрабатывавших в прошлые десятилетия для Тверской области градостроительную документацию, в последнее время перегружены заказами по более крупным объектам от других регионов.
К внутренним рискам можно отнести и организационные риски - отсутствие в большей части исполнительных органов местного самоуправления квалифицированных архитекторов-градостроителей, способных обеспечить должную организацию работ по разработке градостроительной документации, недостаточное внимание руководителей представительных и исполнительных органов местного самоуправления к проблемам градостроительства.
К внутренним рискам относятся и информационные риски - неполнота или неточность предоставляемой заказчиком проектным институтам исходной информации (получаемой из различных федеральных и областных ведомств, муниципальных служб) или даже отсутствие необходимой информации. В связи с этим сроки разработки проектной документации могут затягиваться на стадии сбора необходимых исходных данных.
Для снижения определенной доли внутренних рисков планируется:
- проведение "круглых столов", совещаний, семинаров с участниками Программы (администрациями муниципальных образований, проектно-изыскательскими организациями, другими службами и ведомствами) по разъяснению вопросов, связанных с ее реализацией;
- повышение квалификации сотрудников отделов архитектуры и градостроительства муниципальных образований и департамента градостроительства, территориального планирования и архитектуры Тверской области, совершенствование внутренней структурной организации этих служб.
-------------------------------------------
1 Для крупных городов (Тверь) - в М 1:10000;
для средних городов (Вышний Волочек, Кимры, Ржев, Торжок) - в М 1:5000-1:2000;
для остальных малых городов и поселков городского типа - в М 1:2000;
для сельских поселений (при разработке генплана на все поселение) - в М 1:10000.
2 По данным Тверского территориального геодезического центра, в 2005 г. стоимость работ по обновлению 1 га топосъемки городских территорий (при наличии свежих аэро- или космических снимков соответствующего разрешения) оценивалась им в 2,5 тыс. руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.