Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Долгосрочная целевая программа Тверской области "Развитие
инновационной деятельности в Тверской области на 2009-2013 годы"
(утв. постановлением Администрации Тверской области
от 1 сентября 2008 г. N 282-па)
11 октября, 10 декабря 2010 г.
Постановлением Администрации Тверской области от 10 декабря 2010 г. N 610-па в паспорт настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Паспорт долгосрочной целевой программы Тверской области
"Развитие инновационной деятельности в Тверской области на 2009-2013 годы"
11 октября 2010 г.
Наименование программы |
Долгосрочная целевая программа Тверской области "Развитие инновационной деятельности в Тверской области на 2009-2013 годы" (далее- ДЦП) |
Администратор ДЦП (государственный заказчик-координатор) |
Департамент экономики Тверской области (далее - департамент экономики) |
Дата утверждения ДЦП |
01.09.2008 |
Стратегические цели и/или тактические задачи ДЦП с указанием ведомственной целевой программы (или ведомственных целевых программ), в рамках которых планируется их достижение |
Стратегическая цель ДЦП: Создание эффективного управления инновациями и условий для развития инновационной деятельности в Тверской области и продвижения инновационной продукции "сделано в Тверской области". Тактическая задача 1. Обеспечение взаимосвязи исследований и разработок, инновационных проектов и программ на федеральном, областном, муниципальном и отраслевом уровнях Тверской области. Тактическая задача 2. Создание эффективной инфраструктуры для поддержки инноваций Тверской области. Тактическая задача 3. Стимулирование создания малых инновационных предприятий в Тверской области. Тактическая задача 4. Формирование региональной образовательной среды с целью подготовки специалистов в области инновационного менеджмента. Стратегические цели и тактические задачи ДЦП достигаются в рамках ведомственной целевой программы департамента экономики Тверской области "Обеспечение устойчивых темпов роста экономики и уровня жизни населения Тверской области на 2009-2011 годы" Администратор ведомственной целевой программы - департамент экономики |
Сроки реализации ДЦП |
2009-2013 годы |
Ожидаемые результаты реализации ДЦП
|
1. Увеличение доли инновационной продукции в валовом региональном продукте (ВРП) до 20% в 2013 году. 2. Увеличение объема внешних привлеченных средств, направленных на развитие инновационной деятельности в Тверской области, до 100 млн рублей в 2013 году. 3. Оказание государственной поддержки, направленной на развитие инновационной деятельности в Тверской области в 2009- 2013 годах не менее 88850,6 тыс. руб. |
Объемы и источники финансирования (в разрезе годов и кодов разделов и подразделов классификации расходов бюджета области) с указанием объемов финансирования по ведомственной целевой программе |
Источники финансирования - областной бюджет Тверской области, федеральный бюджет. Общий объем финансирования ДЦП - 88850,6 тыс. рублей, в том числе: РП 04 11 в сумме 82273,2 тыс. рублей; РП 01 14 в сумме 2021,7 тыс. рублей; РП 01 13 в сумме 4098,7 тыс. рублей. 2009 год - 8076,7 тыс. рублей, в том числе: РП 04 11 в сумме 7120,0 тыс. рублей; РП 0114 в сумме 956,7 тыс. рублей; 2010 год - 29656,7 тыс. рублей, в том числе: РП 04 11 в сумме 28591,7 тыс. рублей, в том числе 13700,0 тыс. рублей - средства федерального бюджета; РП 01 14 в сумме 1065,0 тыс. рублей; 2011 год - 18356,70 тыс. рублей, в том числе: РП 04 11 в сумме 17301,7 тыс. рублей; РП 01 13 в сумме 1055,0 тыс. рублей; 2012 год - 14243,7 тыс. рублей, в том числе: РП 04 11 в сумме 12820,0 тыс. рублей; РП 01 13 в сумме 1423,7 тыс. рублей; 2013 год - 18516,8 тыс. рублей, в том числе: РП 04 11 в сумме 16896,8 тыс. рублей; РП 01 13 в сумме 1620,0 тыс. рублей |
Основные механизмы реализации ДЦП |
Реализация ДЦП осуществляется департаментом экономики в течение 2009-2013 годов путем достижения предусмотренной стратегической цели, исходя из достижения плановых значений показателей ДЦП |
Основные механизмы мониторинга реализации ДЦП |
Мониторинг реализации ДЦП осуществляет администратор ДЦП в соответствии с разделом VI "Мониторинг реализации ДЦП" Порядка разработки, формирования и реализации долгосрочных целевых программ Тверской области и проведения оценки эффективности их реализации, утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 04.03.2008 N 49-па. Государственный заказчик-координатор ДЦП определяет показатели степени достижения ожидаемых конечных результатов с разбивкой по кварталам. Исполнители мероприятий ежеквартально в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют отчет государственному заказчику - координатору Программы - о степени достижения конечных результатов ДЦП |
I. Характеристика проблем
Барьеры, препятствующие развитию научно-технической и инновационной деятельности, неразвитость рынка интеллектуальной собственности в целом можно разделить на законодательные проблемы и институциональные проблемы.
Неразвитость законодательной базы для научно-инновационного комплекса в целом и для организаций и предприятий, внедряющих новые технологии и разработки, тормозит развитие как спроса, так и предложения. Отсутствие точных формулировок, касающихся государственной инновационной политики, коммерциализации технологий и трансфера технологий, "пробелы" в налоговом законодательстве приводят к неопределенности в вопросах начисления налогов и увеличению рисков и расходов данной изначально высоко рискованной отрасли.
К проблемам институционального характера относятся неразвитость механизмов финансирования, неразвитость и высокая стоимость инфраструктуры, недостаток кадров для развития сферы высоких технологий.
Одним из существенных факторов является неразвитость механизмов венчурного финансирования, что мешает появлению и быстрому развитию новых компаний, развитию экспорта, тормозит внедрение и коммерциализацию новых разработок как в Тверской области, так и в России в целом.
Недостаток кадров для отрасли вызван прежде всего отставанием системы образования от требований отрасли, отсутствием современных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере инновационной деятельности.
Среди основных показателей инновационной деятельности, отражающих ее развитие в Тверской области, по итогам 2007 года:
доля инновационной продукции 7,1%;
число инновационно активных предприятий 67%;
доля затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее- НИОКР) в валовый региональный продукт (ВРП) 0,35%;
патентный потенциал, число патентов, в год 293.
Из приведенного перечня факторов видно, что на большинство из них организациям и предприятиям отрасли сложно повлиять самостоятельно. Для максимального использования факторов роста и наиболее эффективного преодоления проблем необходимо осуществление Администрацией Тверской области четкой последовательной программы мероприятий, нацеленных на поддержку и развитие научно-технической и инновационной деятельности в Тверской области. Экономические преобразования, на которые направлена ДЦП, необходимо рассматривать в комплексе с политическими, финансовыми, технологическими, социальными и другими объективными действиями инновационного характера, а при ее разработке необходимо применять системный подход на всех уровнях управления, так как организационно-управленческие инновации в настоящее время приобретают ключевое значение.
Таким образом, цели, задачи и мероприятия ДЦП представлены совокупностью институциональных и правовых преобразований, конкретных инновационных проектов и некоммерческих (социальных, образовательных, других) мероприятий, выполнение которых обеспечивает осуществление ДЦП в целом.
Постановлением Администрации Тверской области от 11 октября 2010 г. N 485-па в абзац тринадцатый раздела I настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Для реализации ДЦП применяется программно-целевой метод, позволяющий:
1) создать условия и предпосылки для разработки, апробации и эффективного внедрения прогрессивных технологий, механизмов в рамках направлений развития инновационной деятельности;
2) осуществлять управление ДЦП по результатам в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Тверской области и с оптимизацией финансовых затрат за счет:
- целевого (селективного) и "многоканального" финансирования мероприятий ДЦП и инновационных проектов;
- создания механизмов корректировки бюджетных затрат на основе качественной оценки результатов инновационных проектов.
Постановлением Администрации Тверской области от 11 октября 2010 г. N 485-па в абзац восемнадцатый раздела I настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Программно-целевой метод активизирует межотраслевые отношения, затрагивая многие региональные и муниципальные организации и учреждения. Это позволит проводить единую региональную политику в области управления инновационными процессами и сформировать единую среду и единое информационное пространство для развития инновационной деятельности в Тверской области. Программно-целевой метод позволит оценить готовность научно-инновационной сферы Тверской области к поступательно ускоренному развитию.
Следует отметить, что проводимая в рамках ДЦП государственная поддержка позволит оказать положительное влияние на укрепление кадрового потенциала в тверском регионе и занятость населения, привлечь в научно-инновационную сферу дополнительные средства, в т.ч. средства федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования. Все это даст серьезный толчок к повышению конкурентоспособности экономики Тверской области за счет ее инновационной составляющей, будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию Тверской области в целом.
II. Стратегические цели и тактические задачи ДЦП
2.1. Стратегическая цель и тактические задачи ДЦП направлены на решение задач, поставленных в посланиях Губернатора Тверской области Законодательному Собранию Тверской области, в которых развитие инноваций определено как залог будущего тверского региона, основа для развития экономики постиндустриального типа.
2.2 Стратегической целью ДЦП является создание условий для развития инновационной деятельности в Тверской области и продвижения инновационной продукции "сделано в Тверской области".
Постановлением Администрации Тверской области от 11 октября 2010 г. N 485-па пункт 2.3 раздела II настоящей программы изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня подписания названного постановления
2.3. В рамках реализации стратегической цели проводится мониторинг показателя достижения стратегической цели:
Показатель цели. Объем привлеченных средств, направленных на развитие инновационной деятельности Тверской области, в т.ч. из областного бюджета Тверской области
2.4. Стратегическая цель ДЦП- создание эффективного управления инновациями и условий для развития инновационной деятельности в Тверской области и продвижения инновационной продукции "сделано в Тверской области- достигается посредством решения следующих четырех тактических задач:
- обеспечение взаимосвязи исследований и разработок, инновационных проектов и программ на федеральном, областном, муниципальном и отраслевом уровнях Тверской области;
- создание эффективной инфраструктуры для поддержки инноваций Тверской области;
- стимулирование создания малых инновационных предприятий (МИП) в Тверской области;
- формирование региональной образовательной среды с целью подготовки специалистов в области инновационного менеджмента.
Постановлением Администрации Тверской области от 11 октября 2010 г. N 485-па пункты 2.5-2.8 раздела II настоящей программы изложены в новой редакции, вступающей в силу со дня подписания названного постановления
2.5. Для достижения тактической задачи 1 "Обеспечение взаимосвязи исследований и разработок, инновационных проектов и программ на федеральном, областном, муниципальном и отраслевом уровнях Тверской области" предполагается реализовать следующие мероприятия:
Мероприятие 1. Организация и проведение открытых конкурсов НИР/НИОКР по приоритетным направлениям социально-экономического развития Тверской области
Мероприятие направлено на проведение исследований в области инноваций, накопление, систематизацию и анализ соответствующей информации, разработку мер, направленных на оптимизацию и повышение эффективности механизмов поддержки научного и инновационного комплекса как части реализации региональной социально-экономической политики Тверской области.
Мероприятие 2. Организация и проведение ежегодных региональных конкурсов научных проектов в рамках соглашений Администрации Тверской области с Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ)
Мероприятие направлено на активизацию научных исследований в регионе и поддержку эффективно работающих в интересах тверского региона научных школ, коллективов и отдельных ученых в области фундаментальных и гуманитарных научных исследований в интересах социально-экономического развития Тверской области через реализацию соглашений Администрации Тверской области с РГНФ и РФФИ. Финансирование осуществляется на паритетных началах с привлечением средств федерального бюджета (50/50%).
Мероприятие 3. Организация участия представителей Тверской области в выставочных мероприятиях инновационной и научно-технической направленности в России и за рубежом с целью продвижения инновационной продукции, в том числе на внешние рынки. Организация и проведение мероприятий регионального значения
Мероприятие направлено на создание условий для участия в выставках и продвижения научных разработок и инновационных проектов "сделано в Тверской области" продукции на региональный, межрегиональный и международные рынки.
Мероприятие 4. Проведение мониторинга и оценки эффективности управленческих решений в сфере реализации региональной научно-инновационной, инвестиционной и кредитной политики
Мероприятие направлено на разработку предложений по совершенствованию инновационной и инвестиционной политики, проводимой органами государственной власти Тверской области, внесение изменений в систему государственной статистики инноваций по статистике инноваций, разработку механизмов активного взаимодействия вузовского, академического и отраслевого секторов науки с целью координации усилий на совместное решение приоритетных инновационных задач региона.
Мероприятие 5. Содействие повышению энергоэффективности производства субъектов малого и среднего предпринимательства
Механизм реализации данного мероприятия будет осуществляться путем предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере из федерального и областного бюджетов Тверской области в целях компенсации расходов на проведение энергетических обследований, применение технологий энергосбережения, заключение энергосервисных договоров.
2.6. Для достижения тактической задачи 2 "Создание эффективной инфраструктуры поддержки инновационной активности в Тверской области" предполагается реализовать следующие мероприятия:
Мероприятие 1. Мероприятия по поддержке формирования системы управления интеллектуальной собственностью в Тверской области
Мероприятие направлено на создание системы контроля и сопровождения процесса реализации интеллектуальной собственности и создание новых высокотехнологичных продуктов, в том числе за счет механизма системной оценки объектов интеллектуальной собственности с использованием потенциала территориального отделения Российского общества оценщиков, Роспатента; создание информационного портала, электронной базы данных интеллектуальной собственности Тверской области, Каталога высокотехнологичных, инжиниринговых и других видов услуг, оказываемых в рамках формируемой региональной системы инфраструктурной поддержки науки и инноваций.
Мероприятие 2. Разработка оптимальных механизмов поддержки инновационной деятельности в Тверской области (в том числе в рамках научно-производственных кластеров) и мониторинг результатов их практического применения
Мероприятие направлено на повышение наукоемкости промышленного комплекса Тверской области и стимулирование на этой основе инновационных процессов в регионе, в том числе через создание новых эффективных элементов региональной инновационной инфраструктуры (промышленные технопарки, технопарки высоких технологий, студенческие бизнес-инкубаторы, ресурсные центры); развитие на региональном уровне венчурной поддержки (Венчурный фонд Тверской области, ярмарки инновационных проектов, коучинг-центры ассоциации бизнес-ангелов и др.).
Мероприятие 3. Организация и проведение конкурса на выбор исполнителя (фирм) по оказанию научно-технических услуг (маркетинг инноваций для организаций, предприятий и разработчиков Тверской области)
Мероприятие направлено на создание системы аудита, отбора и сопровождения процесса реализации интеллектуальной собственности и создание новых высокотехнологичных продуктов через привлечение ведущих российских и региональных консультантов и специалистов в области маркетинговых инноваций.
Мероприятие 4. Разработка и обеспечение функционирования комплексной информационно-аналитической системы коммерциализации и трансфера новых технологий и научных разработок тверского региона (включая подсистему управления интеллектуальной собственностью и базу данных разработок молодых ученых и специалистов)
Мероприятие предполагает реализацию возможностей механизмов взаимодействия государства и бизнеса в области науки и образования на основе использования норм государственно-частного партнерства, разработку механизма активного привлечения средств федеральных фондов (государственных и негосударственных) для поддержки и стимулирования малых инновационных предприятий в Тверской области.
2.7. Для достижения тактической задачи 3 "Стимулирование создания малых инновационных предприятий в Тверской области" предполагается реализовать следующие мероприятия:
Мероприятие 1. Привлечение ведущих российских консультантов к формированию инфраструктуры, обеспечивающей правовую базу, финансовые условия, организационно-методическое и аналитическое сопровождения по развитию малых инновационных мероприятий (далее - МИП)
Мероприятие направлено на разработку законодательных основ Тверской области и выработку предложений по совершенствованию федерального законодательства по созданию и функционированию МИП, отражающих их особый статус и функции; разработку механизма функционирования МИП в составе региональных промышленных и научно-технологических кластерных систем, в том числе с использованием норм государственно-частного партнерства.
Мероприятие 2. Поддержка развития малых инновационных предприятий:
- создание системы прединкубационной подготовки инновационных проектов;
- организация консультационной поддержки начинающих предпринимателей в научно- технической сфере;
- методическая и консультационная помощь при разработке концепций, бизнес-планов и планов стратегического планирования
Мероприятие предусматривает разработку и проведение мероприятий по совершенствованию процессов развития МИП Тверской области и привлечению молодежи к предпринимательству путем использования услуг бизнес-консультантов; разработку механизма аутсорсинга как основы для вывода в тверской регион промышленных, финансовых и инновационных активов столичных регионов и развитие на этой основе малых инновационных предприятий; разработку программ учебных семинаров для малых предприятий Тверской области в сфере малого инновационного предпринимательства.
Мероприятие 3. Поддержка действующих инновационных компаний - субсидии юридическим лицам - субъектам малого и среднего предпринимательства - в целях возмещения затрат или недополученных доходов с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг)
Механизм реализации данного мероприятия будет осуществляться путем предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере, из федерального и областного бюджетов Тверской области в целях компенсации расходов на исследования и разработку новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), приобретение новых технологий, программных средств, обеспечение других видов подготовки производства для выпуска новых продуктов, услуг, осуществление маркетинговых исследований.
Мероприятие 4. Реализация специальных образовательных программ для малых инновационных предприятий
Механизм реализации данного мероприятия будет осуществляться путем предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере, из федерального и областного бюджетов Тверской области в целях компенсации расходов на подготовку, переподготовку и повышение квалификации в соответствии с потребностями сферы их деятельности.
Мероприятие 5. Поддержка экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства
Механизм реализации данного мероприятия будет осуществляться путем предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере из федерального и областного бюджетов Тверской области в целях компенсации расходов, связанных с производством и реализацией продукции, товаров и услуг.
2.8. Для достижения тактической задачи 4 "Формирование региональной образовательной среды с целью подготовки специалистов в области инновационного менеджмента" в рамках ДЦП предполагается реализовать следующие мероприятия:
Мероприятие 1. Привлечение ведущих российских и зарубежных консультантов к обучению по программам инновационного менеджмента
Мероприятие направлено на создание специализированной сферы образования, ориентированной на подготовку специалистов в области инновационного менеджмента и рыночной экономики, объединяющей учебные центры, школы, факультеты, институты и другие учебные структуры, оказывающие образовательные услуги инновационного характера в соответствии со специализацией через механизм аутсорсинга (государственных закупок); создание информационного образовательного портала, электронной базы данных, специализированных сайтов и других элементов координации, взаимодействия и управления образовательным процессом в сфере стратегического и инновационного менеджмента.
Мероприятие 2. Разработка и формирование механизма оказания поддержки ведущим научным школам, молодым ученым-исследователям Тверской области
Мероприятие направлено на совершенствование законодательного и нормативно-правового обеспечения деятельности молодых ученых и специалистов в Тверской области, разработку и реализацию целевых программ поддержки молодых ученых и специалистов, создание системы конкурсов молодежных инновационных проектов и поощрения молодых ученых Тверской области.
Мероприятие 3. Проведение мониторинга и анализа потребности в кадрах для инновационной деятельности на основе метода прогнозного моделирования потребности в кадрах, необходимых для экономики Тверской области
Мероприятие направлено на проведение мониторинга системы воспроизводства научно-педагогических и инженерных кадров, эффективности привлечения и закрепления этих кадров в сфере науки, образования, производства Тверской области.
III. Срок реализации ДЦП
ДЦП реализуется в 2009- 2013 годах. Мероприятия ДЦП являются переходящими на очередной год в течение всего срока ее реализации.
IV. Общий объем ресурсов, необходимых для реализации ДЦП
Постановлением Администрации Тверской области от 11 октября 2010 г. N 485-па пункт 4.1 раздела IV настоящей программы изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня подписания названного постановления
4.1. Финансирование ДЦП осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области.
Постановлением Администрации Тверской области от 10 декабря 2010 г. N 610-па в пункт 4.2 раздела IV настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
См. текст пункта в предыдущей редакции
4.2. Общий объем финансирования ДЦП - 88850,6 тыс. рублей, в том числе:
2009 год - 8076,7 тыс. рублей;
2010 год - 29656,7 тыс. рублей;
2011 год - 18356,70 тыс. рублей;
2012 год - 14243,7 тыс. рублей;
2013 год - 18516,8 тыс. рублей.
Постановлением Администрации Тверской области от 11 октября 2010 г. N 485-па пункт 4.3 раздела IV настоящей программы изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня подписания названного постановления
4.3. Объем требуемых ассигнований на выполнение программных мероприятий, сроки и исполнители мероприятий представлены в приложении 1 к настоящей Программе.
Постановлением Администрации Тверской области от 11 октября 2010 г. N 485-па раздел V настоящей программы изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня подписания названного постановления
V. Плановые показатели результатов ДЦП
5.1. Показатели реализации ДЦП характеризуют уровень развития инновационной деятельности в Тверской области, его влияние на устойчивое социально-экономическое развитие Тверской области в целом (приложение 2).
Тактическая задача 1.1. Обеспечение взаимосвязи исследований и разработок, инновационных проектов и программ на федеральном, областном, муниципальном и отраслевом уровнях Тверской области
Показатели конечного результата:
1.1.1. Число патентов на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки. К концу 2013 года планируется выдать не менее 250 патентов на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки.
1.1.2. Доля инновационно ориентированных предприятий в общем числе предприятий Тверской области. По итогам реализации ДЦП данный показатель составит 16 %.
Тактическая задача 1.2. Создание эффективной инфраструктуры поддержки инновационной активности в Тверской области
Показатели конечного результата:
1.2.1. Число компаний и подразделений, выполняющих функции обслуживания науки и инноваций. К концу 2013 года число компаний и подразделений, выполняющих функции обслуживания науки и инноваций, составит 40 единиц.
Тактическая задача 1.3. Стимулирование создания малых инновационных предприятий в Тверской области
Показатели конечного результата:
1.3.1. Доля объемов производимой наукоемкой продукции в составе валового регионального продукта. По итогам реализации ДЦП данный показатель составит 8 %.
Тактическая задача 1.4. Формирование региональной образовательной среды с целью подготовки специалистов в области инновационного менеджмента
Показатели конечного результата:
1.4.1. Число специалистов на промышленных предприятиях, требующих специальной подготовки в области инновационного менеджмента. За весь период реализации ДЦП планируется обучить не менее 400 человек.
VI. Описание механизмов реализации ДЦП
Постановлением Администрации Тверской области от 11 октября 2010 г. N 485-па в пункт 6.1 раздела VI настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
6.1. Государственным заказчиком-координатором ДЦП является департамент экономики Тверской области, который осуществляет управление и реализацию ДЦП, в том числе:
- обеспечивает разработку нормативных правовых актов Тверской области, необходимых для реализации мероприятий ДЦП;
- организует взаимодействие с исполнительными органами государственной власти Тверской области, оказывающими организационную, методическую, информационную и консультационную поддержку реализации ДЦП;
- обеспечивает формирование и представление необходимой документации для осуществления финансирования ДЦП за счет средств областного бюджета Тверской области;
- принимает, в том числе во взаимодействии с исполнительными органами государственной власти Тверской области, все необходимые меры для получения ресурсов на реализацию ДЦП из федерального бюджета и внебюджетных источников.
6.2. В течение всего периода реализации ДЦП:
- расходы на реализацию утвержденной ДЦП подлежат включению в закон Тверской области об областном бюджете Тверской области в объеме, предусмотренном в действующей редакции ДЦП на соответствующие финансовые годы;
- параметры ДЦП учитываются при разработке доклада государственных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) на соответствующий период.
6.3. Мероприятия ДЦП осуществляются организациями, привлекаемыми государственным заказчиком-координатором ДЦП на конкурсной основе.
Для реализации ДЦП государственный заказчик-координатор совместно с департаментом государственного заказа Тверской области размещают заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг среди аутсорсинговых организаций в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд".
Выбор аутсорсинговых организаций- исполнителей мероприятий ДЦП- осуществляется на основе конкурсных процедур. Реализация программных мероприятий осуществляется на основе государственных контрактов, определяющих права и обязанности государственного заказчика и аутсорсинговой организации.
6.4. Управление ДЦП осуществляется в течение всего периода ее реализации и направлено на выполнение предусмотренных программных мероприятий и достижение плановых значений показателей непосредственных и конечных результатов ДЦП.
6.5. Государственные учреждения, подведомственные департаменту экономики Тверской области, реализуют запланированные мероприятия в рамках своей компетенции.
6.6. При Администрации Тверской области действует коллегиальный совещательный орган- Координационный совет по научной и научно-инновационной политике Тверской области (далее - Совет). Совет образован для обсуждения и выработки согласованных решений и координации деятельности в сфере реализации инновационной политики Тверской области, стратегических вопросов развития инновационной деятельности на территории Тверской области. В состав Совета входят заместитель Губернатора Тверской области, курирующий вопросы науки, научно-технического и инновационного развития Тверской области, представители органов исполнительной и законодательной власти Тверской области, представители вузов, производственных и научных организаций и другие.
VII. Описание механизмов мониторинга реализации ДЦП
7.1. Мониторинг хода реализации ДЦП осуществляется департаментом экономики Тверской области .
Постановлением Администрации Тверской области от 11 октября 2010 г. N 485-па в пункт 7.2 раздела VII настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
7.2. В течение всего периода реализации ДЦП осуществляется полугодовой и ежегодный мониторинги реализации ДЦП путем составления департаментом экономики Тверской области отчетов о реализации ДЦП согласно порядку, установленному постановлением Администрации Тверской области от 04.03.2008 N 49-па "О Порядке разработки, формирования и реализации долгосрочных целевых программ Тверской области и проведения оценки эффективности их реализации" (далее - Порядок).
7.3. Полугодовой мониторинг ДЦП предполагает оценку:
- фактически достигнутых результатов реализации ДЦП;
- возможностей достижения запланированных результатов реализации ДЦП.
7.4. Ежегодный мониторинги ДЦП предполагают оценку:
фактически достигнутых непосредственных результатов реализации ДЦП;
фактической эффективности реализации ДЦП;
возможностей достижения по результатам реализации ДЦП стратегических целей ДЦП, а также достижения значений результатов реализации ДЦП;
степени удовлетворенности граждан предоставляемыми в рамках ДЦП государственными услугами.
7.5. Результаты ежегодного мониторинга оформляются в виде отчета о реализации ДЦП за год по установленной форме согласно Порядку.
Постановлением Администрации Тверской области от 11 октября 2010 г. N 485-па в абзац 2 пункта 7.5 раздела VII настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Отчет о реализации ДЦП за год представляется в департамент финансов Тверской области, департамент территориальной и информационной политики Тверской области и контрольно-аналитический комитет Тверской области в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
7.6. Департамент экономики Тверской области контролирует выполнение части функций государственного заказчика Организацией-исполнителем ДЦП путем проведения проверок.
VIII. Оценка рисков реализации ДЦП
8.1. Внешними рисками реализации ДЦП являются:
8.1.1. Технологическое отставание производства. Снижается доля продукции конечных переделов в общем объеме производства и продолжается падение доли обрабатывающих производств. В лидеры вышли производство пищевых продуктов и производство транспортных средств и оборудования (в I полугодии 2008 года доля этих отраслей составила 15 и 20% соответственно). При этом удельный вес продукции машиностроительной промышленности составляет сегодня лишь 7,4%.
8.1.2. Износ основных средств. Опасной точки достигли процессы старения основных производственных фондов. Их износ по экспертным оценкам составляет более 50%. При этом обновление основных фондов идет низкими темпами.
8.1.3. Ощутимый урон нанесен отраслевой и производственной науке, осуществляющей важную функцию адаптации результатов прикладных исследований к потребностям и возможностям производства. Число научно-исследовательских и конструкторских подразделений в структуре и на балансе предприятий Тверской области сократилось более чем на 1/4, при этом численность работающих в этих подразделениях уменьшилась.
8.1.4. Наличие разрывов в инновационном цикле и в переходе от фундаментальных исследований через научно-исследовательские и опытно-конструкторские (НИОКР) к коммерческим технологиям.
8.1.5. Отсутствие проектов, проработка которых достаточна для осуществления инвестирования в их реализацию. Инвесторы (т.н. венчурные инвесторы и "бизнес-ангелы") согласны финансировать лишь краткосрочные проекты со сроком окупаемости в несколько месяцев.
8.1.6. Отсутствие квалифицированных кадров для инициации и реализации инновационных проектов.
8.1.7. Низкая согласованность в деятельности инфраструктурных организаций инновационной сферы.
8.1.8. Недостаточное развитие малого инновационного предпринимательства, в частности высокие стартовые и текущие расходы, увеличивающие период окупаемости проекта (срок кредитования и т.д.), административные и психологические барьеры.
8.1.9. Отсутствие в российском законодательстве действенных мер поддержки инновационной деятельности, стимулирования инновационных процессов.
8.1.10. Высокий уровень неопределенности на всех стадиях реализации инновационного проекта.
Вышеперечисленные факторы являются объективными и могут существенно повлиять на возможность достижения конечных результатов.
8.2. Внутренними рисками реализации ДЦП являются:
8.2.1. Возникновение дефицита средств областного бюджета Тверской области в случае превышения числа участников от запланированных показателей.
8.2.2. Реформирование структуры исполнительных органов государственной власти. В настоящее время работа по поддержке инновационной деятельности сосредоточена в отделе науки и инноваций департамента экономики Тверской области, который недоукомплектован кадрами.
8.2.3. Недостатки в организации работы сотрудников Организации-исполнителя.
8.2.4. Недостаточная квалификация кадров.
8.3. Для снижения вероятности неблагоприятного воздействия внутренних рисков на результаты реализации ДЦП предлагается:
Постановлением Администрации Тверской области от 11 октября 2010 г. N 485-па в абзац 2 пункта 8.3 раздела VIII настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
- укрепить отдел науки и инноваций, являющегося структурным подразделением государственного заказчика-координатора ДЦП - департамента экономики Тверской области, высококвалифицированными специалистами, способными решать поставленные в ДЦП цели и задачи;
- осуществлять внедрение передовых технологий анализа и прогнозирования в сфере научной и инновационной деятельности;
- при необходимости своевременно и оперативно вносить изменения в действующую ДЦП;
- повысить требования к кандидатам при объявлении конкурса по выбору Организации-исполнителя программных мероприятий;
- повышать квалификационный уровень работников, оказывающих услуги по реализации ДЦП.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.