Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика проблем
Проблема обращения с твердыми бытовыми отходами (далее - ТБО) характерна для всей территории России из-за неразвитости системы сбора и переработки отходов производства и потребления. На большей части территории России предпочтение отдается захоронению отходов на санкционированных свалках, а не сортировке и извлечению полезных фракций для дальнейшего использования. Также большое негативное влияние оказывают стихийно возникающие несанкционированные свалки, занимающие значительные территории. Увеличение количества несанкционированных свалок происходит в период дачных сезонов, с увеличением рекреационной нагрузки на места массового отдыха граждан. Это связано с тем, что сбор и вывоз отходов из садово-дачных массивов осуществляется в незначительных масштабах. Установка контейнеров и вывоз мусора требуют значительных финансовых затрат со стороны садоводческих кооперативов, на которые они идти не готовы, при этом установка контейнеров вследствие узких проездов внутри массивов дач возможна только у въездов на их территорию, вынос мусора на большие расстояния от своих участков большинством дачников игнорируется. Имеет место недостаточный уровень организаторской работы администраций сельских поселений с правлениями садоводческих товариществ, недостаток во многих районах мусоровывозящей техники, значительное удаление дачных участков от городов и полигонов ТБиПО. Места массового отдыха граждан также плохо оборудованы местами централизованного сбора мусора, отсутствует всякого рода контроль за соблюдением чистоты в местах отдыха на природе.
Сравнение образования отходов производства и потребления в Тверской области, субъектах Центрального федерального округа (далее - ЦФО) и на территории России за 2009 год приведено в таблице.
Образование отходов производства и потребления в Тверской области, субъектах ЦФО и на территории России за 2009 год (по оценке Министерства)
(тыс. тонн)
Образование ТБО |
Тверская область |
В среднем по ЦФО |
В среднем по России |
I класс опасности |
0,134 |
0,181 |
0,1 |
II класс опасности |
0,129 |
0,849 |
0,9 |
III класс опасности |
1,091 |
3,5 |
4,1 |
IV класс опасности |
1898,27 |
2756,781 |
1540,4 |
V класс опасности |
776,9 |
1337,344 |
2034,9 |
Всего |
2676,15 |
2760,8 |
3580,4 |
В настоящее время в Тверской области остро стоит проблема обращения с отходами производства и потребления. Значительное количество ТБиПО попадает на несанкционированные свалки, число которых постоянно растет. Поэтому ТБиПО представляют собой источник загрязнения окружающей среды, способствующий распространению опасных для здоровья населения Тверской области и наносящих серьезный вред окружающей среде веществ. Вместе с тем они содержат в своем составе ценные компоненты, которые могут быть использованы в качестве вторичных ресурсов. Так, в ходе проверок нарушения природоохранного законодательства на территории Тверской области в 2011 году было выявлено 142 несанкционированные свалки. При этом на территории Тверской области находятся 52 действующие санкционированные свалки ТБО, полигонов ТБиПО не зарегистрировано, деятельность в сфере обращения с отходами осуществляют 64 лицензированные организации.
По данным Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, на одного жителя в среднем за год образуется 360 кг (~ 1,5 ) отходов производства и потребления, с каждым годом эти показатели увеличиваются. Также растет количество стихийно образующихся несанкционированных свалок из-за несовершенства существующей системы сбора и размещения образующихся отходов производства и потребления, нанося тем самым не только ощутимый экологический ущерб, но и экономический. В Тверской области, по данным ежегодного государственного доклада Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, в среднем за год образуется 2,0 на одного человека, что в среднем соответствует показателям образования отходов в субъектах ЦФО.
В большинстве муниципальных образований Тверской области отсутствуют генеральные схемы очистки территорий населенных пунктов. Вывоз и захоронение ТБО осуществляется по планово-организационной схеме очистки - от населения, от предприятий (при условии заключения договора или по заявке по мере накопления).
К основным проблемам в сфере обращения с ТБиПО на территории Тверской области относятся следующие:
отсутствие системы сбора и удаления ТБиПО с территорий большинства сельских поселений (сбор ТБО производится с территории районного центра и близлежащих населенных пунктов, как правило, в радиусе 10-20 км);
отсутствие четких планов организации размещения ТБиПО в муниципальных районах, где эксплуатирующиеся на протяжении многих десятилетий "санкционированные" свалки будут закрыты в ближайшее время (по причине их заполнения);
отсутствие достоверного учета объемов образования, сбора, вывоза и захоронения ТБиПО, затрудняющее оценку необходимых технических и финансовых средств для размещения и переработки всего образующегося на территории объема ТБиПО;
ориентирование системы удаления ТБиПО с территории населенных пунктов прежде всего на отходы, образующиеся в результате хозяйственной и иной деятельности предприятий и организаций.
Весь вывозимый на свалки объем отходов подлежит захоронению, между тем ТБиПО являются ценным источником вторичного сырья. В среднем коммерчески привлекательная фракция бытового мусора (макулатура, пластики, металлы и др.) составляет 30-40 %, биоразлагаемые отходы - 35-40 %, а подлежащие захоронению неперерабатываемые остатки - всего лишь 20-30 %.
Морфологический состав ТБО, поступающий на свалку ТБО в городе Твери, представлен в таблице:
Компонент |
Содержание, % |
Бумага, картон |
20-30 |
Пищевые отходы |
20-30 |
Пластмасса |
10-13 |
Стекло |
7-10 |
Текстиль |
1-3 |
Дерево, листья |
1,5-3 |
Камни, строительные отходы |
1-5 |
Кожа, резина |
2-4 |
Кости |
0,5-1 |
Металл черный |
2-3,5 |
Металл цветной |
0,5-0,8 |
Основными экономическими преимуществами предварительной сортировки является возврат вторичного сырья в переработку, за счет чего производится экономия природных запасов, являющихся невосполнимыми природными ископаемыми, также за счет сортировки удается уменьшить потребность целлюлозной отрасли в древесном сырье, что несет непосредственный экологический эффект от сохранения лесных угодий.
В дополнение к низким тарифам на захоронение отходов не являются оптимальными и механизмы начисления и сбора начисленной платы. Невозможность заключения договоров на вывоз отходов с каждым домовладельцем приводит к убыточности деятельность предприятия по вывозу мусора из районов одноэтажной частной жилой застройки.
Выручка предприятий, осуществляющих размещение ТБО на территории муниципальных образований Тверской области, в целом недостаточна для финансирования надлежащего уровня эксплуатации свалок ТБО, соответствующего действующим санитарным и экологическим требованиям, и надлежащего технического обслуживания существующей инфраструктуры и парка мусоровозов, а также для капитальных вложений. В некоторых муниципальных районах (например в Калязинском) деятельность отрасли финансируется из бюджета муниципального образования, но это финансирование целиком уходит на текущие затраты, включая дотации на предоставление услуг населению.
Вышеперечисленные показатели усугубляются низкой эффективностью существующих федеральных экономических механизмов природопользования и охраны окружающей среды, недостаточным технологическим уровнем промышленного производства, высокой степенью изношенности основных фондов, отсутствием высококвалифицированного экологического менеджмента на предприятиях.
Таким образом, причинами несовершенства планово-организационной схемы сбора и размещения ТБиПО являются:
отсутствие единой идеологии сбора и размещения ТБиПО в Тверской области;
неудовлетворительная работа органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области в сфере обращения с ТБО;
отсутствие эффективного экономического механизма для стимулирования сбора и переработки ТБиПО, стимулирования создания производств по переработке отходов, внедрения экологически чистых технологий производства и сокращение отходов;
отсутствие единой системы учета ТБиПО, источников образования отходов и предприятий переработчиков;
отсутствие системы селективного сбора ТБиПО;
чрезмерный объем направляемых на захоронение ТБиПО, низкий уровень извлечения из отходов вторичных ресурсов;
недостаточное количество контейнеров, контейнерных площадок, спецавтотранспорта для вывоза отходов;
слабая конкурентная среда, недостаточное участие в этой сфере субъектов малого и среднего бизнеса;
слабое развитие предприятий, осуществляющих переработку и использование ТБиПО на территории Тверской области.
Важнейшим направлением решения проблем, связанных с обращением ТБО, является привлечение инвестиций не только в традиционную сферу сбора, транспортировки и размещения ТБиПО, но и в строительство отходосортировочных и отходоперерабатывающих комплексов с целью вовлечения отходов в качестве вторичных ресурсов в материальное производство путем развития системы переработки ТБиПО на основе государственно-частного партнерства (далее - ГЧП).
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" одним из полномочий субъектов Российской Федерации является разработка и реализация программ в области обращения с отходами.
Достижение цели экологически безопасного и экономически эффективного обращения с ТБиПО на основе решения комплекса взаимоувязанных экологических, социальных и экономических задач возможно только на межведомственной основе с использованием программно-целевого метода путем принятия и реализации ДЦИП.
Реализация ДЦИП будет основываться на следующих принципах: доступность услуг по сбору и вывозу ТБО для населения, максимальное извлечение вторичных материальных ресурсов, привлечение частных инвестиций, модернизация инфраструктуры, пропаганда и вовлечение населения в процесс цивилизованного обращения с ТБиПО.
Мероприятия ДЦИП направлены на решение стратегических целей Правительства Тверской области по обеспечению качества окружающей среды и экологических условий жизни населения, привлечению инвестиций в сектор обращения с ТБиПО.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.