Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика проблем
Подраздел I. Ситуация на рынке труда и итоги реализации государственной политики в области содействия занятости населения в 2009 году
1. Ситуация на рынке труда в 2009 году складывалась под воздействием негативных тенденций, связанных с последствиями финансово-экономического кризиса.
2. Прежде всего это касается положения в промышленности Тверской области, где создается треть валового регионального продукта Тверской области и занято 139,0 тыс. человек. Снижение промышленного производства достигло 82,8%. Индекс промышленного производства в обрабатывающих производствах по итогам 2009 года составил 73,8%. Сократили объемы производства 10 предприятий из 13.
3. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тверской области (далее - Тверьстат), численность трудовых ресурсов Тверской области составила в 2009 году 830,1 тыс. человек, или 60,8% от среднегодовой численности постоянного населения.
4. Около трех четвертей (71,8%) трудовых ресурсов Тверской области, или 596,4 тыс. человек, по оценке, заняты в экономике.
5. Численность экономически активного населения, по данным Тверьстата, составила 745,1 тыс. человек.
6. Среднесписочная численность занятых на крупных, средних и малых предприятиях и организациях области (без внешних совместителей) в 2009 году составила 416,2 тыс. человек, или 94,5% к 2008 году.
7. Интенсивность движения кадров характеризует коэффициент оборота кадров. В 2009 году суммарный оборот рабочей силы составлял около 195,0 тыс. человек.
8. Выбыло по различным причинам 106,4 тыс. человек (86,5% к 2008 году), из них 73,3% (78,0 тыс. человек) уволились по собственному желанию, 10,4% (11,0 тыс. человек) - в связи с сокращением численности работников, ликвидацией организаций.
9. Принято работников 88,5 тыс. человек (79,5% к 2008 году), из них на дополнительно введенные рабочие места 3,4 тыс. человек.
10. Процент компенсации выбытия работников приемом новых кадров составлял 83,2% (в 2008 году 90,0%).
11. Корректировку в рынок труда вносит трудовая миграция. Темпы оттока населения замедляются, положительное сальдо миграции наблюдается уже 6 лет: в 2009 году оно составило свыше 2,9 тыс. человек.
12. По данным обследования населения по проблемам занятости, проводимого органами Росстата, численность безработных граждан по методологии Международной организации труда (далее - МОТ) в 2009 году составила 57,7 тыс. человек, уровень общей безработицы - 7,7% экономически активного населения, уровень занятости - 64,6%.
13. В 2009 году свыше 1,3 тыс. организаций уведомили органы службы занятости о предстоящем увольнении 18,6 тыс. человек по причине ликвидации организации, сокращения численности или штата сотрудников. На 50 предприятиях высвобождения были квалифицированы как массовые.
14. Общая численность уволенных работников в 2009 году составила 14,6 тыс. человек.
15. Потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости, составила в 2009 году 79,1 тыс. единиц, что на 15,7%, меньше, чем в 2008 году. Структура банка вакансий изменилась, т.к. свыше 1/3 вакансий были временные рабочие места, в т.ч. организованные в рамках Программы Тверской области по реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в 2009 году, утвержденной постановлением Администрации Тверской области от 27.01.2009 N 21-па.
16. Сужение возможностей самостоятельного поиска работы гражданами привело к росту числа обращений в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве.
17. В течение 2009 года при содействии органов службы занятости искали работу около 88,2 тыс. человек (126,1% к уровню 2008 года), из них 42,1 тыс. составляли безработные граждане (в 2,0 раза больше, чем в 2008 году).
18. В 2009 году служба занятости уделяла внимание содействию трудоустройства граждан, обращающихся в органы занятости с целью поиска подходящей работы, созданию условий для прохождения трудовой реабилитации и психологической адаптации граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.
19. Полномочия в области содействия занятости населения осуществляются в полном объеме, в соответствии с законодательством о занятости населения.
20. Мероприятия, намеченные департаментом занятости населения Тверской области (далее - департамент) на 2009 год, в основном выполнены.
21. Показатели деятельности службы занятости по регулированию рынка труда и оказанию государственных услуг в 2009 году в области занятости населения представлены в таблице 1.
Таблица 1
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Показатель |
1 |
Состояло на учете службы занятости граждан, ищущих работу, всего |
человек |
88155 |
а) |
из них имели статус безработного |
человек |
42134 |
2 |
Оказание государственных услуг в области занятости населения |
||
а) |
трудоустройство ищущих работу граждан |
человек |
42886 |
|
в том числе трудоустроено на временные работы: |
|
|
|
несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет с материальной поддержкой из федерального бюджета на период участия |
человек |
15089 |
|
безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, с материальной поддержкой за счет субвенций из федерального бюджета |
человек |
522 |
|
безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые |
человек |
139 |
|
участвовало в общественных работах |
человек |
10963 |
б) |
получили услуги по информированию о положении на рынке труда |
человек |
58714 |
в) |
получили услуги по профессиональной ориентации |
человек |
49251 |
г) |
получили услуги по психологической поддержке |
человек |
2929 |
д) |
получили услуги по профессиональной подготовке |
человек |
2781 |
е) |
получили услуги по социальной адаптации на рынке труда |
человек |
2572 |
ж) |
получили услуги по содействию самозанятости |
человек |
2153 |
г) |
организовано ярмарок вакансий и учебных рабочих мест |
единиц |
348 |
|
участвовало в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест |
человек |
15898 |
|
трудоустроено граждан, участвующих в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест |
человек |
7284 |
22. По состоянию на 01.01.2010 на учете в службе занятости зарегистрировано 17,1 тыс. граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, из них 15,0 тыс. человек - безработные; в банке данных имелась информация о 5,6 тыс. рабочих мест.
23. В числе безработных граждан женщины составили 54,0%; жители сельской местности - 28,4%; инвалиды - 8,1%; молодежь в возрасте от 16 до 29 лет - 26,2%, лиц предпенсионного возраста (за два года до наступления пенсионного возраста) - 8,2%.
24. Уровень регистрируемой безработицы составил 2,1% экономически активного населения, при этом сохраняется значительная дифференциация в разрезе районов - разрыв между максимальным (в Жарковском районе - 8,6%) и минимальным (в городе Твери - 1,4%) показателями составляет 6,1 раза.
25. В ряде районов коэффициент напряженности (отношение численности незанятых граждан к количеству вакантных рабочих мест) в несколько раз превышает средний показатель по Тверской области, равный 2,9 (на 01.01.2009 - 1,4). В 11 районах его значение превышало 10: Бельском, Бологовском, Жарковском, Западнодвинском, Калязинском, Кесовогорском, Молоковском, Пеновском, Ржевском, Сандовском, Удомельском.
26. Отдельные показатели, характеризующие ситуации на рынке труда регионов, входящих в Центральный федеральный округ, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Наименование территории |
Уровень регистрируемой безработицы к экономически активному населению,% |
Напряженность на рынке труда (число не занятых трудовой деятельностью в расчете на одну вакансию), человек |
||
01.01.2009 |
01.01.2010 |
01.01.2009 |
01.01.2010 |
|
Российская Федерация |
2,0 |
2,8 |
1,9 |
3,2 |
Центральный федеральный округ |
1,0 |
1,8 |
0,8 |
1,5 |
Белгородская область |
1,4 |
1,8 |
1,9 |
2,0 |
Брянская область |
1,4 |
2,6 |
3,0 |
4,7 |
Владимирская область |
2,2 |
3,2 |
2,8 |
5,4 |
Воронежская область |
1,9 |
2,5 |
2,6 |
3,4 |
Ивановская область |
2,2 |
4,1 |
3,8 |
5,0 |
Калужская область |
0,7 |
1,4 |
0,5 |
1,3 |
Костромская область |
1,2 |
1,9 |
2,6 |
2,3 |
Курская область |
1,3 |
1,9 |
1,7 |
5,8 |
Липецкая область |
1,0 |
1,0 |
2,4 |
1,0 |
Московская область |
0,7 |
1,6 |
0,6 |
1,9 |
Орловская область |
1,4 |
2,0 |
2,1 |
4,3 |
Рязанская область |
1,0 |
1,7 |
1,5 |
3,5 |
Смоленская область |
0,9 |
1,9 |
2,1 |
5,4 |
Тамбовская область |
1,5 |
1,7 |
1,3 |
1,2 |
Тверская область |
1,0 |
2,1 |
1,3 |
2,9 |
Тульская область |
1,0 |
2,1 |
1,3 |
2,7 |
Ярославская область |
1,8 |
4,1 |
1,6 |
9,6 |
27. Эффективное проведение департаментом и государственными учреждениями - центрами занятости населения (далее - центры занятости), органами местного самоуправления, профсоюзами, заинтересованными организациями, работодателями активных мероприятий позволяет регулировать и управлять процессами на рынке труда, держать ситуацию в сфере занятости населения под постоянным контролем.
28. Вместе с тем есть ряд проблем, на решение которых требуются мероприятия в рамках ДЦП.
Подраздел II. Проблемы рынка труда
29. К проблемам рынка труда относятся:
а) процессы увольнения работников под влиянием финансово-экономического кризиса;
б) использование работодателями различных видов неполной занятости (режим неполного рабочего времени, административные отпуска, простой), задержка и невыплаты заработной платы;
в) несбалансированность рынка труда (профессиональное и территориальное несоответствие спроса и предложения рабочей силы), которая связана:
- с наличием среди безработных граждан значительного числа лиц, не имеющих профессии (специальности);
- с выходом на рынок труда работников, имеющих узкоспециализированную профессиональную подготовку и опыт работы, не применимые на действующих рабочих местах;
- с несогласованностью профессиональной подготовки молодежи с потребностями экономики региона;
г) высокий уровень незанятости сельского населения.
д) территориальная дифференциация уровня безработицы;
е) ограниченные возможности для трудоустройства безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности при трудоустройстве, в первую очередь инвалидов, которые связаны:
- с недостаточной мотивацией к труду отдельных категорий граждан;
- с недостаточной эффективностью административных мер, определенных федеральным законодательством, обязывающих работодателей участвовать в реализации государственной политики занятости;
- с отсутствием механизмов стимулирования работодателей к трудоустройству граждан с низкой конкурентоспособностью.
Подраздел III. Формирование рынка труда на период 2010 - 2011 годов
30. Прогноз развития регионального рынка труда разработан с учетом сценарных условий и параметров прогноза социально-экономического развития Тверской области на очередной финансовый 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов, одобренного распоряжением Администрации Тверской области от 29.09.2009 N 761-ра. При прогнозировании учтены оценки негативного влияния на ситуацию с занятостью и безработицей последствий экономического кризиса, результаты реализации антикризисных мер, а также динамика процессов в экономике и социальной сфере, происходивших за период 2008 - 2009 годов.
31. Кроме того, принят во внимание прогноз численности населения и трудовых ресурсов, составленный на основе прогноза численности населения Тверской области; анализа данных динамики миграции населения и численности занятых в экономике Тверской области.
32. Показатели занятости и безработицы, характеризующие ситуацию на рынке труда, во многом будут определяться состоянием экономики, адаптацией предприятий к новым условиям, конкурентоспособностью выпускаемой продукции, созданием новых рабочих мест, состоянием демографических и миграционных процессов, а также мерами, принимаемыми Администрацией Тверской области по расширению инвестиций и реализации уже заявленных проектов.
33. Региональный рынок труда по-прежнему будет характеризоваться непрерывными изменениями, переливами рабочей силы из одного состояния в другое (занятости, безработицы и экономической неактивности).
34. Потенциал рынка труда составят лица, находящиеся под риском увольнения в связи с сокращением или ликвидацией рабочих мест. Предполагается, что ежегодные объемы высвобождения будут составлять не более 11,0 тыс. человек.
35. В прогнозируемом периоде интенсивность оборота рабочих кадров дополнительно будет поддерживаться за счет молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, и из числа выпускников учреждений профессионального образования. До 2,0 тыс. выпускников учреждений профессионального образования всех уровней будут находиться под риском нетрудоустройства вследствие отсутствия возможностей для их трудоустройства по полученной специальности.
36. Значительную часть в структуре регистрируемой безработицы составят не занятые трудовой деятельностью сельские граждане.
37. Кроме того, в результате реформирования войсковых частей на территории Тверской области на рынок труда могут выйти свыше 2,0 тыс. военнослужащих и гражданского персонала, значительная часть которых будет нуждаться в профессиональном обучении по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда, а также с целью получения дополнительных знаний и навыков, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.
38. Тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом на рынке труда сохранится.
39. В перспективе в связи с реализацией инвестиционных проектов и запуском новых производственных мощностей будут востребованы квалифицированные кадры рабочих, владеющих несколькими рабочими специальностями и специальными навыками по смежным профессиям.
40. В период 2010 - 2011 годов при поддержке Администрации Тверской области реализуется 18 крупных инвестиционных проектов в различных отраслях экономики с перспективой создания около 3,9 тыс. рабочих мест. Однако имеются риски нереализации отдельных инвестиционных проектов или пересмотр сроков их ввода в эксплуатацию.
41. В прогнозируемом периоде сохранится и структурная безработица- несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.
42. Сокращение численности работающих в организациях области повлечет за собой снижение количества вакантных рабочих мест, сужение вариантов занятости, особенно в территориях с моноэкономической структурой производства, в сельской местности.
43. Прогнозируется, что демографическая ситуация в Тверской области в 2010 и 2011 годах будет развиваться под влиянием сложившихся тенденций рождаемости и смертности, которые указывают на продолжение тенденции к сокращению численности населения.
44. Вследствие изменения возрастной структуры населения тенденция снижения численности населения трудоспособного возраста сохранится.
45. Прогнозируемая численность занятых в экономике Тверской области будет снижаться. Так, численность занятых в экономике в 2011 году сократится по сравнению с 2009 годом на 0,9 - 0,7% и составит 591,0 - 592,5 тыс. человек.
46. По среднесрочному прогнозу численность трудовых ресурсов Тверской области в 2011 году сократится на 15,0 - 13,0 тыс. человек к 2009 году и составит 815,0 - 817,0 тыс. человек.
47. По прогнозу департамента, уровень безработицы по методологии МОТ в 2010 году может составить 7,3% экономически активного населения, а к 2011 году снизится до 6,8%.
48. В прогнозируемом периоде численность граждан, ищущих работу при содействии органов службы занятости, будет на уровне 82,0 - 87,0 тыс. человек ежегодно.
49. Численность официально зарегистрированных безработных в 2010 году, по оценке департамента, составит около 40,3 тыс. человек.
50. Численность регистрируемых безработных в среднегодовом исчислении в 2010 году, по прогнозу департамента, не превысит 14,5 тыс. человек, а в 2011 году составит около 13,0 тыс. человек.
51. В результате уровень регистрируемой безработицы в 2010 году не превысит 1,9%, а в 2011 году составит около 1,7% экономически активного населения с некоторой дифференциацией показателей по городам и районам Тверской области.
52. В отношении безработных граждан, официально зарегистрированных в органах службы занятости, предусматривается осуществление специальных программ по:
а) оказанию услуг по информированию о ситуации на рынке труда, психологической поддержке и профессиональной ориентации;
б) профессиональному обучению, переобучению и повышению квалификации по профессиям (специальностям), пользующимся спросом на рынке труда, основанным на процедуре профилирования безработных граждан;
в) организации временных (в том числе общественных) работ, а также оказанию материальной поддержки участникам временных работ;
г) содействию в переезде безработных граждан в другую местность, в том числе в сельскую местность, в целях трудоустройства.
53. Приоритетными задачами социально-экономической политики, направленной на развитие рынка труда, являются:
а) реализация инвестиционных и инновационных проектов в высокотехнологичных сферах экономики;
б) формирование и развитие производственных кластеров, а также развитие и модернизация образования, здравоохранения, жилищной сферы и агропромышленного комплекса;
в) создание и совершенствование рыночных институтов, а также развитие малого предпринимательства.
54. Наличие проблем рынка труда обуславливает необходимость решения задач по содействию занятости населения и обеспечению экономики и социальной сферы квалифицированными трудовыми ресурсами путем повышения эффективности функционирования рынка труда.
55. Решение имеющихся проблем рынка труда возможно только путем объединения усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, всех заинтересованных организаций Тверской области программно-целевыми методами, то есть - через ДЦП.
56. В целях реализации государственной политики в области регулирования рынка труда и снижения уровня безработицы в регионе департаментом в планируемом периоде будет проводиться работа по повышению эффективности реализуемых мероприятий по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную занятость и обеспечение социальной защиты от безработицы за счет:
а) более гибкого и адресного механизма финансирования и оказания государственных услуг по содействию трудоустройству безработных граждан;
б) координации ДЦП с программами социально-экономического развития региона, а также инвестиционными, социальными и национальными проектами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.