В целях реализации поручения Губернатора Тверской области от 01.03.2010 N 239 и упорядочения деятельности муниципальных образований Тверской области по разработке муниципальных программ приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации для органов местного самоуправления Тверской области по подготовке муниципальных программ.
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит размещению на официальном сайте департамента экономики Тверской области.
Начальник департамента экономики |
С.А. Аристов |
Методические рекомендации для органов местного
самоуправления Тверской области по подготовке муниципальных программ
(утв. приказом департамента экономики Тверской области
от 15 марта 2010 г. N 13)
Настоящие Методические рекомендации устанавливают правила составления органами местного самоуправления Тверской области (далее - органами МСУ) муниципальных долгосрочных целевых программ (далее - ДЦП, МДЦП) и программ социально-экономического развития муниципальных образований Тверской области (далее - программа СЭР МО), в том числе:
- включают характеристику основных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих разработку муниципальных программ;
- описывают установленные к настоящему времени в нормативных правовых актах Тверской области потребности в разработке муниципальных программ;
- устанавливают рекомендации по формату и содержанию муниципальных долгосрочных целевых программ, включая требования к установлению показателей результатов и эффективности программ;
- устанавливают рекомендации по порядку разработки, формирования и принятия, а также по содержанию программы СЭР МО;
- устанавливают рекомендации по разработке и утверждению муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства МО
Систему муниципальных программ следует выстраивать на основе выявления проблем и потребностей в развитии конкретного муниципального образования Тверской области в соответствии с требованиями федерального законодательства и нормативных правовых актов Тверской области.
1. Основные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие разработку муниципальных программ
Нормы о возможности либо необходимости разработки муниципальных программ и связанные с этим полномочия различных органов местного самоуправления содержатся в Федеральном законе от 06.10.2003 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее - БК РФ), иных федеральных законах, в том числе отраслевого характера.
В настоящих Методических рекомендациях приводятся основные требования указанных законов, которые в полной мере должны учитываться при осуществлении работы с муниципальными программами, при выборе сфер, в которых планируется разрабатывать муниципальные программы, при установлении содержания программ.
При выборе сфер следует принимать во внимание разную степень обязательности подготовки программ в той или иной сфере, следующую из норм федерального законодательства. Например, утверждение программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности является обязательным, за ее неутверждение в установленные сроки предусмотрена административная ответственность должностных лиц. Разработка и утверждение большинства других целевых программ осуществляется при установлении необходимости и целесообразности проведения соответствующих работ уполномоченными органами МСУ.
1.1. Федеральный закон N 131-ФЗ
Ст. 17 закона в числе полномочий органов МСУ по решению вопросов местного значения предусмотрено полномочие по принятию и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Ст. 28 закона предусматривает, что проекты планов и программ развития муниципального образования должны выноситься на публичные слушания.
Согласно ст. 35 закона в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении.
1.2. БК РФ
Ст. 179 БК РФ предусмотрено право органов МСУ по утверждению местной администрацией муниципального образования ДЦП, порядка определения сроков их реализации, определения порядка принятия решений о разработке ДЦП, их формировании, реализации и утверждении, а также оценки эффективности реализации ДЦП на муниципальном уровне.
БК РФ предполагает самостоятельность администраций муниципальных образований в выборе формата ДЦП, порядка их формирования, утверждения, реализации.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) должен утверждаться решением о бюджете.
ДЦП, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению местной администрацией муниципального образования не позднее одного месяца до дня внесения проекта решения о бюджете в представительный орган местного самоуправления муниципального образования Тверской области.
По каждой ДЦП ежегодно должна проводиться оценка эффективности ее реализации в порядке и на основе критериев, установленных местной администрацией муниципального образования.
1.3. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"
Ст. 8 закона к полномочиям органов МСУ отнесены разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Требования к формату и содержанию данных программам установлены ст. 14 данного закона, Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" определены требования к данным программам" и Приказом Минэнерго России от 17.02.2010 г. N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности".
1.4. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"
Статьей 35 закона предусмотрено, что развитие муниципальной службы обеспечивается муниципальными программами развития муниципальной службы, финансируемыми за счет средств местных бюджетов.
В целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований и муниципальных служащих в отдельных органах местного самоуправления, избирательных комиссиях муниципальных образований могут проводиться эксперименты. Порядок, условия и сроки проведения экспериментов в ходе реализации программ развития муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами.
1.5. Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
Ст. 63 закона в целях принятия первичных мер пожарной безопасности предусмотрена разработка и организация выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
1.6. Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"
Ст. 5 закона предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по утверждению представительными органами муниципальных образований в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с законом представляет собой программу строительства и (или) модернизации систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, которая обеспечивает развитие этих систем и объектов в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, повышение качества производимых для потребителей товаров (оказываемых услуг), улучшение экологической ситуации на территории муниципального образования.
Ст. 11 закона определен порядок разработки и утверждения программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
1.7. Земельный кодекс Российской Федерации
Ст. 11 кодекса предоставляет органам МСУ полномочия по разработке и реализации местных программ использования и охраны земель, в которые требуется включать перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других услуг.
1.8. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Ст. 11 закона к полномочиям органов МСУ отнесено создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.
Законом установлено, что муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства - нормативные правовые акты органов МСУ, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в муниципальных образованиях, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов МСУ, ответственных за реализацию указанных мероприятий.
1.9. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Для содействия развитию торговли ст. 18 закона органам МСУ предоставлены полномочия по разработке муниципальных программ развития торговли, учитывающих социально-экономические, экологические, культурные и другие особенности развития муниципальных образований.
В данной статье установлены требования к программам и показателям эффективности их реализации.
2. Потребности в разработке муниципальных программ, предусмотренные в нормативных правовых актах Тверской области
В Тверской области в целях обеспечения комплексного подхода к развитию наиболее значимых для области сфер приняты нормативные правовые акты Тверской области, предусматривающие целесообразность разработки муниципальных целевых программ в данных сферах.
Таблица "Действующие нормативные правовые акты Тверской области,
предусматривающие разработку муниципальных целевых программ"
Нормативный правовой акт Тверской области |
Требуемая к принятию муниципальная программа |
Требования к формату программы |
1. Постановление администрации Тверской области от 11.12.2009 N 520-па "Об утверждении долгосрочной целевой программы Тверской области "Снижение детской смертности в Тверской области на 2010 - 2012 годы" |
Органам МСУ рекомендовано разработать и принять аналогичные целевые программы. |
Формат программы определяется органами МСУ самостоятельно с учетом региональной ДЦП |
2. Постановление администрации Тверской области от 26.02.2009 N 47-па "О предоставлении субсидий из областного фонда софинансирования расходов на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по поддержке развития малого и среднего предпринимательства в Тверской области"; Постановление Администрации Тверской области от 01.09.2008 N 280-па "Об утверждении долгосрочной целевой программы Тверской области "Развитие малого и среднего предпринимательства Тверской области на 2009 - 2013 годы" |
Программа поддержки малого и среднего предпринимательства, утверждаемая органом МСУ |
Формат программы определяется на основе методических рекомендаций департамента экономики Тверской области |
3. Постановление администрации Тверской области от 25.02.2010 г. N 58-па "О предоставлении субсидий из областного фонда софинансирования расходов на выравнивание обеспеченности муниципальных образований Тверской области по реализации ими их отдельных расходных обязательств" |
Программа развития муниципальной системы образования в муниципальном образовании Тверской области на среднесрочную перспективу |
Формат программы определен постановлением администрации Тверской области от 25.02.2010 г. N 58-па |
4. Постановление администрации Тверской области от 25.02.2010 г. N 58-па "О предоставлении субсидий из областного фонда софинансирования расходов на выравнивание обеспеченности муниципальных образований Тверской области по реализации ими их отдельных расходных обязательств" |
Программа развития здравоохранения муниципального образования Тверской области на среднесрочную перспективу |
Формат программы определен постановлением администрации Тверской области от 25.02.2010 г. N 58-па |
5. Постановление администрации Тверской области от 25.02.2010 г. N 58-па "О предоставлении субсидий из областного фонда софинансирования расходов на выравнивание обеспеченности муниципальных образований Тверской области по реализации ими их отдельных расходных обязательств" |
Программа развития сферы культуры муниципального образования Тверской области на среднесрочную перспективу |
Формат программы определен постановлением администрации Тверской области от 25.02.2010 г. N 58-па |
6. Постановление администрации Тверской области от 25.02.2010 г. N 58-па "О предоставлении субсидий из областного фонда софинансирования расходов на выравнивание обеспеченности муниципальных образований Тверской области по реализации ими их отдельных расходных обязательств" |
Программа развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании Тверской области на среднесрочную перспективу |
Формат программы определен постановлением администрации Тверской области от 25.02.2010 г. N 58-па |
Предусмотрено законом N 116-ЗО от 29.12.2009 об областном бюджете на 2010-2012 годы в рамках субсидирования из областного ФСР на реализацию расходных обязательств муниципальных образований по обеспечению условий предоставления муниципальных услуг на территории муниципальных образований |
муниципальная программа развития отрасли "Жилищно-коммунальное хозяйство" |
Формат программы определяется органами МСУ самостоятельно с учетом федеральных и региональных НПА. |
Предусмотрено законом N 116-ЗО от 29.12.2009 об областном бюджете на 2010-2012 годы в рамках субсидирования из областного ФСР на реализацию расходных обязательств муниципальных образований по обеспечению условий предоставления муниципальных услуг на территории муниципальных образований |
муниципальная программа развития отрасли "Транспорт" |
Формат программы определяется органами МСУ самостоятельно с учетом федеральных и региональных НПА. |
Предусмотрено законом N 116-ЗО от 29.12.2009 об областном бюджете на 2010-2012 годы в рамках субсидирования из областного ФСР на реализацию расходных обязательств муниципальных образований по обеспечению условий предоставления муниципальных услуг на территории муниципальных образований |
муниципальная программа развития отрасли "Связь" |
Формат программы определяется органами МСУ самостоятельно с учетом федеральных и региональных НПА. |
Предусмотрено законом N 116-ЗО от 29.12.2009 об областном бюджете на 2010-2012 годы в рамках субсидирования из областного ФСР на реализацию расходных обязательств муниципальных образований по обеспечению условий предоставления муниципальных услуг на территории муниципальных образований Постановление администрации Тверской области от 19.01.2010 N 6-па "Об утверждении критериев отбора объектов строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Тверской области, подлежащих финансированию из федерального и областного бюджетов в перспективе до 2020 года" |
муниципальная программа развития отрасли "Дорожное хозяйство" |
Формат программы определяется органами МСУ самостоятельно с учетом федеральных и региональных НПА. В состав программы развития дорожной сети могут входить следующие программы: 1. Программа восстановления опорной сети автомобильных дорог 2. Программа межрегионального развития дорожной сети 3. Программа по обеспечению круглогодичным транспортным обслуживанием сельских населенных пунктов 4. Программа ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий 5. Программа по обеспечению подвоза учащихся в базовые школы Тверской области 6. Программа по развитию дорожной сети к приоритетным инвестиционным проектам, реализуемым в Тверской области 7. Программа аварийных работ 8. Программа ликвидации грунтовых разрывов 9. Программа по приведению искусственных сооружений в нормативное состояние 10. Программа по строительству обходов населенных пунктов |
Предусмотрено законом N 116-ЗО от 29.12.2009 об областном бюджете на 2010-2012 годы в рамках субсидирования из областного ФСР на реализацию расходных обязательств муниципальных образований по обеспечению условий предоставления муниципальных услуг на территории муниципальных образований |
муниципальная программа содействия в развитии сельского хозяйства на территории муниципального образования |
Формат программы определяется органами МСУ самостоятельно с учетом федеральных региональных НПА. |
7. Постановление Администрация Тверской области от 30 июня 2008 г. N 187-па "О порядке конкурсного отбора муниципальных образований Тверской области и предоставления субсидий на поддержку бюджетной реформы на муниципальном уровне" |
Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования Тверской области и (или) Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования Тверской области |
Формат программы определяется органами МСУ самостоятельно с учетом федеральных НПА. |
3. Рекомендации по формату муниципальных долгосрочных целевых программ
Органы МСУ Тверской области самостоятельны в выборе формата муниципальных целевых программ при условии соблюдения вышеперечисленных положений нормативных правовых актов Российской Федерации и Тверской области.
Если в нормативных правовых актах Российской Федерации либо Тверской области не установлено иное, рекомендуется включать в муниципальные долгосрочные целевые программы титульный лист, паспорт МДЦП и следующие разделы и приложения:
а) характеристика проблем, на решение которых направлена МДЦП (включая анализ причин их возникновения, а также правомерности и целесообразности их решения в рамках МДЦП ОМСУ, статистические показатели, характеризующие состояние экономики и социальной сферы муниципального образования);
б) по возможности цели и/или задачи МДЦП (перечень и краткое описание с указанием целевых показателей их реализации);
в) срок реализации МДЦП;
г) общий объем ресурсов, необходимый для реализации МДЦП с распределением по источникам и его обоснование;
д) перечень мероприятий, распределенных по целям и задачам (в случае их установления в МДЦП) с указанием по каждому мероприятию по примерной форме согласно Приложению 2 к настоящим Методическим рекомендациям:
- сроков реализации,
- ответственных исполнителей;
- показателей достижения мероприятий МДЦП (по возможности), включая показатели, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления";
- объем ресурсов, необходимый для реализации мероприятия МДЦП;
- плановые показатели эффективности реализации МДЦП (по возможности);
е) описание механизмов реализации МДЦП (с указанием исполнителей, участвующих в реализации МДЦП);
ж) описание механизмов мониторинга реализации МДЦП.
3.1. Составление титульного листа и паспорта МДЦП
Титульный лист и паспорт МДЦП составляются по формам согласно приложениям соответственно 1 и 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
В качестве ожидаемых результатов МДЦП в паспорте указываются результаты достижения целей (задач) МДЦП, ожидаемые к моменту завершения реализации МДЦП.
Формулировки целей (задач), а также формулировки и значения ожидаемых результатов реализации МДЦП в паспорте МДЦП должны полностью совпадать с аналогичными формулировками и значениями, приводимыми в тексте МДЦП.
3.2. Раздел МДЦП "Характеристика проблем"
Характеристика в МДЦП проблем, на решение которых она направлена, позволяет оценить степень актуальности МДЦП, ее необходимости на данном этапе социально-экономического развития муниципального образования Тверской области, соответствие приоритетам развития территории и благодаря этому создает возможности утверждения МДЦП, значимых для развития муниципалитета.
Рекомендуется формулировать проблемы МДЦП предельно четко, выделять каждую проблему в отдельный пункт и приводить по ней:
а) краткую формулировку проблемы;
б) причины возникновения проблемы.
Описание проблем должно однозначно коррелировать с разделами о целях, задачах и мероприятиях МДЦП.
Общее число описываемых проблем администратор МДЦП определяет самостоятельно, имея при этом в виду, что:
а) не следует описывать проблемы, на решение которых МДЦП не направлена (т.е. которой не посвящены ни одна цель, задача, мероприятие);
б) нельзя допускать ситуацию, когда проблема для одной или нескольких целей/задач/мероприятий МДЦП не характеризуется совсем.
Описание проблем рекомендуется предварить краткой (3-4 абзаца) характеристикой состояния развития соответствующей сферы к моменту начала разработки МДЦП с указанием статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования.
После описания проблем рекомендуется в одном-двух абзацах сформулировать общие направления работ по решению заявленных проблем, а также обосновать правомерность и целесообразность выполнения таких работ в рамках МДЦП.
3.3. Раздел "Цели и/или задачи МДЦП"
Для сравнительно больших по составу мероприятий МДЦП рекомендуется выделять цели и по возможности задачи.
3.3.1. Цели МДЦП
Под целью МДЦП предлагается понимать стратегическое направление деятельности, соответствующее программе социально-экономического развития муниципального образования Тверской области, приоритетам развития Тверской области, полномочиям муниципального образования Тверской области и предполагающее улучшение состояния дел в соответствующей сфере деятельности.
Информация о целях МДЦП и показателях их достижения приводится:
- в тексте МДЦП в виде наименования и краткого описания каждой цели МДЦП, информации о показателях ее достижения и их значениях;
- в приложении к МДЦП по форме согласно Приложению 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
Формулировки целей должны отвечать следующим требованиям:
- не противоречить стратегическим целям развития Тверской области, указанным в долгосрочной стратегии развития Тверской области до 2020 года и плану реализации стратегии развития Тверской области до 2020 года;
- соответствовать программе социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочную перспективу;
- не противоречить приоритетам Тверской области, сформулированным в Ежегодном послании Губернатора Тверской области Законодательному Собранию Тверской области;
- соответствовать полномочиям муниципального образования Тверской области;
- быть направленными на решение заявленных в МДЦП проблем;
Для каждой цели МДЦП рекомендуется устанавливать показатели результатов ее достижения и их значения, в том числе фактическое значение и плановые значения по результатам каждого из лет, в течение которых планируется реализации МДЦП.
- фактическое - за предыдущий год;
- планируемые - за текущий и каждый последующий год реализации МДЦП.
По возможности для целей МДЦП должны устанавливаться также индикаторы, соответствующие показателям оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607, и подходящие по смыслу к цели МДЦП.
3.3.2. Задачи МДЦП
Информация о задачах МДЦП и показателях их достижения может приводиться:
- в тексте МДЦП в виде наименования и краткого описания каждой задачи в привязке к соответствующей цели МДЦП, информации о показателях достижения тактической задачи МДЦП и их значениях;
- в приложении к МДЦП по форме согласно Приложению 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
Для каждой задачи МДЦП должны быть определены показатели результатов реализации и их значения, в том числе фактическое значение и плановые значения по результатам каждого из лет, в течение которых планируется реализация МДЦП.
При выборе формулировки и значений показателя следует:
- обеспечивать достаточность, но неизбыточность показателей для характеристики решения поставленной тактической задачи;
- устанавливать значения, достижимые за счет предусмотренных в МДЦП объемов финансирования;
- учитывать наличие необходимых для наблюдения за состоянием показателя статистических данных либо предусматривать возможность применения иных способов сбора информации для получения достоверных фактических значений достижения поставленных результатов.
По возможности для задач МДЦП должны устанавливаться также индикаторы, соответствующие показателям оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607, и подходящие по смыслу к задаче МДЦП.
3.4. Раздел "Срок реализации МДЦП"
Информация о сроке реализации МДЦП приводится кратко в тексте МДЦП (например: "муниципальная долгосрочная целевая программа реализуется в ______ годах").
3.5. Раздел "Объем ресурсов, необходимых для реализации МДЦП"
Информация об объеме ресурсов, необходимых для реализации МДЦП, приводится:
а) в тексте МДЦП по форме согласно Приложению 3 к настоящим Методическим рекомендациям;
б) в приложении к МДЦП по форме, приведенной в Приложению 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
В МДЦП включаются расходы за счет:
а) средств местного бюджета;
б) средств областного бюджета Тверской области (в случае планирования их получения);
в) федерального бюджета (в случае планирования их получения);
г) поступлений из внебюджетных источников.
Расходы за счет средств областного бюджета Тверской области включаются в МДЦП в случае планирования их получения и в соответствии с требованиями региональных органов государственной власти.
Расходы за счет средств федерального бюджета включаются в МДЦП в случае планирования их получения и в соответствии с требованиями федеральных органов государственной власти.
Объемы расходов должны быть оценены для каждого мероприятия, задачи (в случае ее выделения), цели МДЦП.
Подобное распределение расходов рекомендуется производить, начиная с определения объемов расходов для реализации мероприятий, затем путем суммирования получать данные о расходах, необходимых для реализации задач и достижения целей.
3.6. Раздел МДЦП "Перечень мероприятий и плановые показатели эффективности реализации МДЦП"
Данный раздел приводится в МДЦП:
а) в виде характеристики мероприятий МДЦП в тексте МДЦП согласно рекомендациям настоящего раздела Методических рекомендаций;
б) в виде приложения к МДЦП по форме, приведенной в Приложении 3 к настоящим Методическим рекомендациям.
По возможности в качестве показателей реализации мероприятий рекомендуется использовать показатели для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления".
В качестве отдельных мероприятий МДЦП рекомендуется выделять:
- предоставление субсидий юридическим лицам;
- проведение каких-либо мероприятий;
- отдельные объекты из адресной инвестиционной программы;
- позиции, выделение которых требуют региональные и (или) федеральные органы государственной власти в целях предоставления финансирования из регионального и (или) федерального бюджета, в том числе в рамках аналогичных долгосрочных целевых программ Тверской области, федеральных целевых программ.
При формулировке конкретных мероприятий необходимо обеспечить:
- соответствие мероприятий цели, задаче МДЦП (достаточность, но не избыточность);
- соответствие мероприятий полномочиям муниципального образования Тверской области;
- направленность на решение проблем МДЦП.
Для каждого мероприятия должны быть сформулированы показатели результатов реализации и их значения, в том числе фактическое значение и плановые значения по результатам каждого из лет, в течение которых планируется реализация МДЦ.
3.7. Определение эффективности реализации МДЦП
Показатели эффективности необходимы для оценки стоимости единицы улучшения качественного показателя реализации МДЦП или, напротив, оценки величины приращения качественного показателя на единицу стоимости (1 рубль, 1 тысячу рублей и т.п.). Планирование значения показателей эффективности и отслеживание их фактического уровня создает эмпирическую базу для оценки того, насколько оптимальным является управление находящимися в распоряжении администратора МДЦП ресурсами, как изменяется данная характеристика с течением времени, насколько отличаются показатели эффективности деятельности администратора МДЦП от аналогичных показателей в других муниципальных образования, в коммерческом секторе.
При описании методики расчета эффективности рекомендуется с учетом смысла получаемых в результате расчета показателей приводить одну из следующих формул:
- либо деления показателя результата (прироста показателя результата), характеризующего состояние результата, на объемы расходов, необходимых для достижения показателя (прироста показателя) - в таком случае оценивается величина качественного показателя (приращения качественного показателя) за единицу стоимости;
- либо деления объема расходов на показатель результата (прирост показателя результата), полученный за счет таких расходов - в данном случае оценивается стоимость единицы качественного показателя (улучшения качественного показателя).
Показатели эффективности могут устанавливаться для показателей результатов, в отношении которых оценки эффективности в указанном порядке имеет понятное смысловое содержание.
3.8. Раздел "Описание механизмов реализации МДЦП"
Для описания механизмов реализации МДЦП рекомендуется привести:
- состава органов и организаций, участвующих в реализации МДЦП и механизмов их взаимодействия;
- планируемых к разработке и принятию правовых актов, в том числе организационного характера, необходимых для реализации МДЦП.
3.9. Раздел "Описание механизмов мониторинга реализации МДЦП"
Для описания механизмов мониторинга реализации МДЦП рекомендуется привести информацию о периодичности сбора сведений о ходе реализации МДЦП, примерном составе планируемых к сбору данных, составе органов и организаций, у которых подобные сведения планируется получать, о планируемом порядке рассмотрения результатов мониторинга.
4. Рекомендации по разработке и утверждению муниципальных программ социально-экономического развития
4.1. Общие положения
Программы СЭР МО разрабатываются на основании и в целях реализации положений Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607, Уставов муниципальных образований и иных нормативных правовых актов.
Под Программой СЭР МО предлагается понимать прогнозно-плановый документ, формулирующий комплексную систему целевых ориентиров социально-экономического развития муниципального образования Тверской области и планируемых органами МСУ эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.
Программа СЭР МО разрабатывается, утверждается и реализуется в соответствии с действующим законодательством на период не менее 5 лет.
Разработка Программы СЭР МО основывается на следующих принципах:
- единства экономической политики органа МСУ с экономической политикой, проводимой Администрацией Тверской области и Правительством РФ;
- экономической обоснованности и системности (проведение экономического анализа и охват всех отраслей и сфер деятельности муниципального образования);
- четкого разграничения сфер ответственности структурных подразделений органов местного самоуправления за разработку и реализацию Программы СЭР МО;
- преемственности и непрерывности (обеспечение взаимосвязи всех прогнозов, планов и программ в каждом временном периоде);
- открытости и гласности.
В работе с Программами СЭР МО выделяются следующие этапы:
а) принятие решения о разработке Программы СЭР МО и ее формирование;
б) экспертиза Программы СЭР МО;
в) утверждение Программы СЭР МО;
г) контроль за исполнением Программы СЭР МО.
Проект Программы СЭР МО подлежит обязательному обсуждению в соответствии с порядком проведения публичных слушаниях, утвержденным представительным органом муниципального образования.
4.2. Разработка Программ СЭР МО
Организацию разработки Программы СЭР МО рекомендуется осуществлять администрации муниципального образования. Это что предполагает:
- определение разработчика Программы СЭР МО;
- координацию разработку Программы СЭР МО;
- определяет исполнителей Программы СЭР МО;
- согласование с основными исполнителями Программы СЭР МО возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
- при необходимости - организацию проведения экспертизы проекта Программы СЭР МО.
4.3. Содержание программы социально-экономического развития
Если в нормативных правовых актах Российской Федерации либо Тверской области не установлено иное, рекомендуется включать в Программу СЭР МО титульный лист, паспорт (по форме согласно Приложению к настоящим Методическим рекомендациям) и следующие разделы Программы СЭР МО:
- характеристику социально-экономического положения муниципального образования, основных проблем, возможностей, рисков дальнейшего социально-экономического развития муниципального образования;
- цели и задачи Программы СЭР МО (основные направления развития экономики и социальной сферы муниципального образования) с указанием целевых показателей их реализации по годам, приведением планируемых значений основных прогнозных показателей социально-экономического развития муниципального образования);
- этапы и сроки реализации Программы СЭР МО;
- перечень программных мероприятий (проектов) необходимых для реализации программы (с указанием для каждого мероприятия планируемых сроков реализации, ожидаемых результатов, по возможности объемов и источников финансирования, исполнителей мероприятий);
- ресурсное обеспечение Программы СЭР МО (объемы финансирования в целом по программе, в том числе на очередной финансовый год и последующие годы, источники финансирования, включая местный бюджет и другие источники финансирования в соответствии с действующим законодательством).
- описание механизма реализации Программы СЭР МО, включающее характеристику организационных, экономических и правовых механизмов, необходимые для реализации программы;
- описание механизмов мониторинга реализации Программы СЭР МО, включающее обязательность составления администрацией муниципального образования и рассмотрение представительным органов муниципального образования ежегодных отчетов о реализации Программы СЭР МО, в том числе о финансировании запланированных мероприятий и о результатах их реализации.
Рекомендуется по возможности включать в Программы СЭР МО показатели для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления и мероприятия, направленные на улучшение значения данных показателей.
4.4. Экспертиза Программы СЭР МО
В целях обеспечения всестороннего рассмотрения проекта Программы СЭР МО рекомендуется создание по решению главы администрации муниципального образования межведомственного органа (экспертного совета), с включением в него представителей финансового, отраслевых органов и подразделений муниципального образования, а также по возможности - представителей иных органов и организаций: крупнейших коммерческих организаций, действующих на территории муниципального образования, представителей малого и среднего предпринимательства, общественных организаций, иных заинтересованных лиц.
В ходе рассмотрения проекта Программы СЭР МО особое внимание рекомендуется обратить на
- выбранные цели и задачи (направления) социально-экономического развития муниципального образования; ясность и обоснованность прогнозных параметров развития социальной сферы (включая муниципальные учреждения), жилищно-коммунального хозяйства;
- ожидаемые значения показателей социально-экономического развития муниципального образования;
- реалистичность сроков реализации Программы СЭР МО;
- возможность привлечения для реализацию Программы СЭР МО финансовых ресурсов в запланированном объеме;
- механизм реализации Программы СЭР МО, механизмы взаимодействия органов МСУ с предпринимательским сообществом.
4.5. Утверждение Программы СЭР МО
Программа СЭР МО утверждается решением представительного органа муниципального образования в установленном в муниципальном образовании порядке.
К проекту решения об утверждении Программы СЭР МО, представляемого в представительный орган, рекомендуется прикладывать экспертное заключение (в случае его подготовки в соответствии с п.4.4 настоящих Методических рекомендаций), а также проведения публичных слушаний в отношении проекта Программы СЭР МО.
В целях создания возможностей для финансирования мероприятий Программы СЭР МО из местного бюджета уже в очередном финансовом году рекомендуется вносить проект Программы СЭР МО на рассмотрение в представительный орган муниципального образования до внесения в данный орган проекта решения о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
5. Рекомендации по разработке и утверждению муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства
5.1. Общие положения
Программы развития МСП МО разрабатываются на основании и в целях реализации положений Федеральных законов Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", закона Тверской области от 13.04.2009 N 24-ЗО "О развитии малого и среднего предпринимательства в Тверской области", Концепцией государственной политики поддержки и развития МСП в Российской Федерации, Уставов муниципальных образований, иных нормативных правовых актов, а также приоритетам социально-экономического развития Тверской области.
При разработке муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства целесообразно использовать принципы программно-целевого управления, т.е. должна быть взаимосвязанной по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, производственных, информационных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области муниципального развития малого и среднего предпринимательства.
Муниципальную программу развития МСП МО рекомендуется взаимоувязать со стратегическими целями развития Тверской области, действующими программами социально-экономического и территориального развития Тверской области, приоритетами Тверской области, сформулированными в Ежегодном послании Губернатора Тверской области Законодательному Собранию Тверской области.
Исполнители Программы развития МСП МО - администрация муниципального образования, главные распорядители средств местного бюджета, организации, осуществляющие реализацию Программы развития МСП МО.
Паспорт Программы развития МСП МО - документ, содержащий основные характеристики и критерии Программы поддержки развития МСП МО.
5.2. Порядок формирования и принятия Программы развития МСП МО
5.2.1. Программа развития МСП МО разрабатывается, утверждается и реализуется в соответствии с действующим законодательством на период реализации не менее 3 лет, при этом необходимо соблюдать принцип преемственности по отношению к целям, реализованным в ходе предыдущей программы поддержки развития малого и среднего предпринимательства МО.
5.2.2. Разработка Программы развития МСП МО основывается на следующих принципах:
- единства экономической политики (Правительства Российской Федерации, Администрации Тверской области, органа местного самоуправления;
- экономической обоснованности и системности (проведение экономического анализа и охват всех отраслей и сфер деятельности малого и среднего предпринимательства муниципального образования);
- четкого разграничения сфер ответственности структурных подразделений органов местного самоуправления за разработку и реализацию Программы развития МСП МО;
- преемственности и непрерывности (обеспечение взаимосвязи всех прогнозов, планов и программ в каждом временном периоде);
- открытости и гласности.
5.2.3. В работе с Программой развития МСП МО выделяются следующие этапы:
а) принятие решения о разработке Программы развития МСП МО и ее формирование;
б) экспертиза Программы развития МСП МО;
в) утверждение Программы развития МСП МО;
г) контроль за исполнением Программы развития МСП МО.
5.2.4. Проект Программы развития МСП МО подлежит обязательному обсуждению в порядке проведения публичных слушаний по проектам муниципальных правовых актов в соответствии с Порядком о публичных слушаниях в муниципальном образовании, утвержденным представительным органом муниципального образования.
5.2.5. Заказчик Программы развития МСП МО:
а) координирует разработку Программы развития МСП МО;
б) определяет исполнителей Программы развития МСП МО;
в) согласовывает с основными участниками Программы развития МСП МО возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
г) составляет в установленном порядке проект Программы развития МСП МО, бюджетную заявку и финансово-экономическое обоснование;
д) организует проведение комплексной экспертизы Программы развития МСП МО.
5.3. Требования к содержанию программы развития МСП МО
5.3.1. Рекомендуется включать в Программу развития МСП МО титульный лист, паспорт (см. Приложения 1 и 2) и следующие разделы Программы развития МСП МО:
5.3.1.1. Анализ социально-экономического развития муниципального образования
В этом разделе следует провести анализ по следующим направлениям:
- уровень жизни населения (естественный прирост (убыль) и динамика численности населения, динамика денежных доходов, соотношение среднедушевых денежных доходов различных групп населения и прожиточного минимума, покупательская способность);
- состояние рынка труда (численность населения в трудоспособном возрасте, образовательный уровень, уровень занятости в государственном и частном секторе, в том числе в малом и среднем бизнесе, уровень безработицы и ее динамика);
- экономический потенциал муниципального образования (доля регионального валового продукта, произведенного в муниципальном образовании, в том числе по видам экономической деятельности, обеспеченность муниципального образования собственными ресурсами, производственная специализация муниципального образования и текущее финансово-экономическое состояние предприятий, ее определяющих, состояние градообразующих предприятий);
- институциональная среда, финансовое состояние и инвестиционный климат (бюджетная самостоятельность муниципального образования - объем средств, получаемых из областного бюджета и их удельный вес в доходах местного бюджета, уровень задолженности по зарплате, доля убыточных предприятий, объем и структура инвестиций, характеристика действующих в муниципальном образовании целевых программ и инвестиционных проектов).
5.3.1.2. Состояние и проблемы малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании
Раздел должен содержать обоснованные ответы на вопрос: что в состоянии малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании необходимо развивать, какие изменения в этом секторе экономики являются наиболее приоритетными и какие факторы препятствуют этим изменениям. Иначе говоря, необходимо выявить проблемы, на решение которых должна быть направлена программа.
При формировании систем показателей, используемых при анализе необходимо сегментировать итоговые данные отдельно по средним, малым и микро предприятиям, а также индивидуальным предпринимателям.
Такой подход позволит оценить вклад каждой категории в развитие малого и среднего предпринимательства муниципального образования, разработать меры поддержки для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом специфики их деятельности и степени устойчивости на муниципальном и региональном рынках.
Значение показателей определяется на основе статистических данных и/или выборочно путем проведения опроса/анкетирования на основе статистической выборки.
5.3.1.3. Выполнение предыдущей программы (мер стимулирования развития малого и среднего предпринимательства, проводимых на территории муниципального образования)
Разрабатываемая муниципальная программа должна обеспечивать преемственность по отношению к подобной программе за предыдущий период.
Раздел должен содержать общую оценку результатов выполнения мероприятий предыдущей программы и анализа накопленного опыта по решению поставленных задач, что позволит разрабатывать мероприятия и определять конкретные меры по развитию малого и среднего предпринимательства (не более одной страницы).
5.3.1.4. Цели и задачи Программы развития МСП МО (с указанием целевых показателей их реализации по годам).
Основной целью программы является обеспечение устойчивого развития малого и среднего предпринимательства, как важнейшего компонента формирования оптимальной территориальной и отраслевой экономики, как способа создания новых рабочих мест, рационального использования природных, материальных и трудовых ресурсов, как одного из источников пополнения бюджета.
Цели программы - это планируемые изменения в результативности, структуре и потенциале малого и среднего предпринимательства, которые ожидается получить в процессе реализации запланированных мероприятий.
Общими целями Программы являются:
- содействие развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования;
- оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства муниципального образования в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг);
- обеспечение занятости и развитие самозанятости населения муниципального образования;
- увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в общем объеме производимой продукции предприятиями муниципального образования.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленных целей:
- развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципального образовании;
- финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования;
- имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования;
- информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования;
- консультационная и организационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
- пропаганда (популяризация) предпринимательской деятельности;
- снижение административных барьеров.
Реализация поставленных целей должна выражаться в количественных показателях и использоваться для оценки результативности реализации программы, например:
- увеличение общего объема продукции, работ, услуг, выполненных МСП, % за текущий год и по итогам реализации программы;
- увеличение налоговых поступлений от малых и средних предприятий в муниципальный бюджет до _ тыс. руб. за текущий год и по итогам реализации программы;
- увеличение числа малых и средних предприятий до _ единиц за текущий год и по итогам реализации программы;
- увеличение численности работающих в малом и среднем предпринимательстве до _ тыс. чел. за текущий год и по итогам реализации программы;
- увеличение инвестиционных вложений малых и средних предприятий МО до _ млрд. руб. за текущий год и по итогам реализации программы;
- увеличение оборота на малых и средних предприятиях МО на _.% за текущий год и по итогам реализации программы;
- увеличения основных фондов малого и среднего предпринимательства, тыс. руб. за текущий год и по итогам реализации программы;
- увеличение размера средней заработной платы на малых/ средних предприятиях муниципального образования в среднем на _ % за текущий год и по итогам реализации программы;
- увеличение доли выручки инновационных предприятий от продажи товаров, работ, услуг, полученной малыми и средними предприятиями (без учета "торговли") до _% за текущий год и по итогам реализации программы;
другое (см. Приложение 3).
5.3.1.5. Сроки реализации Программы развития МСП МО;
5.3.1.6. Система программных мероприятий, инвестиционных проектов, способствующих реализации программы (с указанием перечня и описания взаимоувязанных программных мероприятий, объемов и источников финансирования, сроков реализации и исполнителей мероприятий)
Мероприятия являются приложением к Программе (см. Приложение 4). В каждом мероприятии необходимо указать подразделение Администрации муниципального образования, уполномоченная организация и др., ответственные за его выполнение, сроки реализации, объем и источники финансирования, ожидаемые значения социально-экономических показателей от реализации мероприятий. Необходимо отразить описание механизмов реализации мероприятий. В тексте должны быть сформулированы для каждого мероприятия показатели результатов реализации и их значения, в том числе фактическое значение и плановые значения по результатам каждого из лет, в течение которых планируется реализация Программы развития МСП МО (см. Приложение 3).
Мероприятия рекомендуется формировать по следующим направлениям:
а) совершенствование внешней среды развития малого и среднего предпринимательства;
б) расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, развитие микрофинансирования;
в) обеспечение доступа к муниципальному имуществу;
г) содействие развитию организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Консультационная и информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
д) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
е) пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности;
ж) содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции, товаров, работ и услуг субъектов малого и среднего предпринимательства на внешние рынки, развитие инвестиционной активности предпринимательства.
С учетом приоритетов развития муниципального образования можно добавить мероприятия, направленные на развитие предпринимательства по таким секторам экономики, как:
- инновации и промышленное производство;
- сфера ЖКХ;
- бытовые услуги, общественное питание;
- строительство;
- молодежное предпринимательство;
- сельское хозяйство;
- ремесленничество;
- внешнеэкономическая деятельность, международное и межрегиональное сотрудничество.
5.3.1.7.Ресурсное обеспечение Программы развития МСП МО (объемы финансирования в целом по программе, в том числе на очередной финансовый год и последующие годы, источники финансирования: местный бюджет и другие источники финансирования в соответствии с действующим законодательством).
Программа должна быть реалистичной с точки зрения обеспеченности ресурсами. Прежде всего, следует определить, в соответствии с выбранными направлениями развития малого и среднего предпринимательства, потребность в финансовых, материально-технических, природных, трудовых ресурсах и источники их покрытия, необходимо оценить объемы требуемых ресурсов, обеспечиваемых за счет бюджетных средств, так и внебюджетных источников (кредиты банков, инвестиции, средства предпринимателей, средства фондов и др.).
Отбор исполнителей мероприятий, финансируемых за счет бюджетных средств должен осуществляться на конкурсной основе. Решения о финансировании мероприятий, в том числе в форме субсидий, предоставлении других видов поддержки принимаются администрацией муниципального образования по итогам их рассмотрения конкурсными комиссиями.
5.3.1.8. Описание механизма реализации Программы развития МСП МО, описывающий организационные экономические и правовые действия, необходимые для реализации.
Управление программой - это совокупность скоординированных действий органов управления различного уровня, призванных обеспечить реализацию программы, осуществлять контроль и анализ хода работ, корректировку программы в случае необходимости, анализ и оценку конечных результатов реализации.
Поэтому координацию работ по реализации программы целесообразно осуществлять администрации муниципального образования с участием координационного совета по развитию малого предпринимательства в МО, представителей инфраструктуры поддержки предпринимательства и всех заинтересованных сторон.
Координационный совет по развитию малого предпринимательства в МО по предпринимательству призван анализировать ход выполнения работ по программе и их результатов, вырабатывать решения и предложения, рассматривать отчеты о выполнении работ, направляемые главе администрации. Ход выполнения программы рекомендуется рассматривать ежеквартально на расширенном заседании Совета по предпринимательству с участием всех заинтересованных лиц и организаций. О ходе реализации Программы информировать население.
5.3.1.9.Описание механизмов мониторинга реализации Программы развития МСП МО.
Для описания механизмов мониторинга реализации Программы развития МСП МО рекомендуется привести информацию о периодичности сбора сведений о ходе реализации Программы развития МСП МО, о планируемом порядке рассмотрения результатов мониторинга.
В течение периода реализации Программы развития МСП МО целесообразно осуществлять полугодовой и ежегодный мониторинги реализации Программы.
Мониторинг реализации Программы развития МСП МО предполагает оценку:
а) достижения запланированных результатов реализации Программы развития МСП МО;
б) фактической эффективности реализации Программы развития МСП МО;
в) возможностей достижения по результатам реализации Программы развития МСП МО целей, достижения значений результатов реализации Программы развития МСП МО.
5.3.2. Рекомендуется включать в Программы развития МСП МО:
5.3.2.1. Показатели для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Тверской области.
5.3.2.2. Планируемые пути решения вопросов местного значения в рамках полномочий органов местного самоуправления муниципального образования для эффективного достижения установленных целевых показателей.
5.3.2.3. Оценку наличия и план привлечения и использования средств для достижения установленных целевых показателей.
5.4. Комплексная экспертиза Программы развития МСП МО
5.4.1. Программы развития МСП МО с пояснительной запиской, финансово-экономическим обоснованием и бюджетной заявкой рекомендуется представлять на комплексную экспертизу в экспертный совет, состав которого утверждается постановлением главы администрации муниципального образования с привлечением депутатов муниципального образования, сельских поселений и городских округов, представителей политических партий, субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования, общественных организаций, лидеров общественного мнения, СМИ.
5.4.2. Комплексная экспертиза предусматривает финансовую и экономическую оценку представленных материалов. При проведении экспертизы рекомендуется учитывать следующие факторы:
а) социально-экономическая эффективность Программы развития МСП МО;
б) реалистичность сроков реализации и объема ресурсов для реализации Программы развития МСП МО;
в) экономичность и целевой характер использования бюджетных средств, направляемых для реализации Программы развития МСП МО;
г) новизна правовых, научно-технических, организационных и иных программных мероприятий;
д) взаимосвязанность программных мероприятий.
5.4.3. По результатам комплексной экспертизы экспертный совет составляет экспертное заключение и представляет его заказчику Программы развития МСП МО.
5.5. Представление и утверждение Программы развития МСП МО
5.5.1. Программы развития МСП МО утверждаются решением представительного органа муниципального образования в установленном в муниципальном образовании порядке.
5.5.2. Проект решения об утверждении Программы развития МСП МО представляется в представительный орган муниципального образования главой администрации муниципального образования вместе с экспертным заключением, бюджетной заявкой и другими материалами, предусмотренными муниципальными нормативными правовыми актами.
5.5.3. Проект решения об утверждении Программы развития МСП МО, финансируемой за счет средств местного бюджета, должен быть внесен в представительный орган муниципального образования до принятия местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
5.5.4. Если Программа развития МСП МО утверждена после принятия решения представительного органа муниципального образования о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год и (или) не вошла в его состав, то ее финансирование может осуществляться только при условии ее включения в местный бюджет на очередной финансовый год.
5.6.Организация выполнения Программы развития МСП МО
5.6.1. Организация и координация выполнения Программы развития МСП МО осуществляется администрацией муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом и иными нормативными правовыми актами муниципального образования.
5.6.2. На основе Программы развития МСП МО:
5.6.2.1 Разрабатывается прогноз социально-экономического развития муниципального образования при формировании в установленном порядке местного бюджета.
5.6.2.2 Разрабатываются (корректируются) документы территориального планирования муниципального образования.
5.6.2.3. Планируется приватизация имущества, находящегося в собственности муниципального образования.
5.6.2.4 Разрабатываются иные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в целях организации выполнения Программы развития МСП МО.
5.6.3. Внесение изменений в Программу развития МСП МО рекомендуется в порядке, предусмотренном настоящими рекомендациями для принятия Программы развития МСП МО.
5.7. Расчет эффективности реализации Программы развития МСП МО
Обобщающими показателями результатов муниципальной программы являются эффективность и результативность мероприятий.
Результативность мероприятий программы показывает процентное отношение полученных результатов к запланированным (цели программы, выраженные в количественных показателях). Оценка результатов реализации Программы должна осуществляться в соответствии с индикаторами оценки результативности Программы, которые являются целевыми показателями.
Эффективностью программы является среднеоценочный показатель эффективности мероприятий программы. Эффективность мероприятий, рассчитывается как отношение результатов мероприятия программы к совокупным затратам в течение всего срока его реализации. Эффективность программы поддержки малого и среднего предпринимательства может быть оценена по следующим факторам:
- обеспечения всестороннего характера поддержки путем использования всей совокупности функций имеющихся организаций и структур;
- соответствия результатов деятельности той или иной конкретной структуры возложенным на нее функциям;
- отсутствия дублирования, противоречивости функций различных организаций;
· обеспечения согласованного, однонаправленного действия всех составляющих систем поддержки.
Сбор информации для измерения показателей достижения результатов должен осуществляться на основе статистической информации, представленной органами государственной и муниципальной статистики, а также информации, представленной налоговой службой МО, и отчётной информации исполнителей мероприятий Программы.
5.8. Отчетность и контроль за реализацией Программы развития МСП МО
5.8.1. Контроль за реализацией Программы развития МСП МО осуществляется в форме подготовки и рассмотрения отчетов об их выполнении.
5.8.2. Рекомендуется администрации муниципального образования ежегодно (ежеквартально) представлять отчет о ходе реализации Программы развития МСП МО за отчетный период, в том числе информацию о состоянии финансирования и использовании средств местного бюджета, выделенных на реализацию Программы развития МСП МО на рассмотрение координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства.
5.8.3. По завершению действия Программы развития МСП МО итоги ее реализации рекомендуется рассматривать на заседаниях администрации муниципального образования с участием депутатов представительного органа муниципального образования.
6. Рекомендации по публичному обсуждению, обнародованию программ путем размещения в печатных и (или) электронных средствах массовой информации
Публичные слушания проводятся на основании и в целях реализации положений Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставов муниципальных образований и иных нормативных правовых актов.
Ст. 28.1 Федерального закона РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ установлено, что публичные слушания могут проводиться представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования.
Публичные слушания могут быть назначены решением представительного органа муниципального образования (в случае инициативы населения или представительного органа муниципального образования), а также решением главы муниципального образования (в случае инициативы главы муниципального образования).
Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.
Федеральным законом определен перечень вопросов, которые должны выноситься на публичные слушания. К документам, подлежащим рассмотрению на публичных слушаниях, относятся проекты планов и программ развития муниципального образования.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Данный порядок должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, а также принятие других мер, обеспечивающих участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.
Далее приводится примерный Порядок организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании.
Приложение
к решению представительного органа
муниципального образования
от N
Порядок организации и проведения публичных слушаний
в ______________________
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет основные процедуры организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании ________________________________________________..
1.2. Публичные слушания проводятся в целях обеспечения прозрачности деятельности органов местного самоуправления Тверской области для населения и общественности, доведения до населения и общественности основных подходов к осуществлению бюджетной политики, выявления мнения населения и общественности по подготовленным проектам муниципальных правовых актов по вопросам местного значения в муниципальном образовании _______________________________.
2. Предмет обсуждения на публичных слушаниях
2.1. Предметом обсуждения на публичных слушаниях являются:
2.1.1. проект устава муниципального образования;
2.1.2. проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
2.1.3. проекты планов и программ развития муниципального образования;
2.1.4. проекты правил землепользования и застройки,
2.1.5. проекты планировки территорий и проекты межевания территорий,
2.1.6. вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства,
2.1.7. вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства,
2.1.8. вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
2.1.9. вопросы о преобразовании муниципального образования.
3. Время и место проведения публичных слушаний
3.1. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.
3.2. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.
3.3. Публичные слушания, предусмотренные подпунктом 2.1.2 настоящего Порядка проводятся не позднее, чем за ___ дней до дня внесения Администрацией муниципального образования проекта бюджета муниципального образования на очередной финансовый год (и плановый период).
3.3. Конкретная дата, время и место проведения публичных слушаний указываются органом, принявшим решение о проведении публичных слушаний, в информационном сообщении о проведении публичных слушаний в средствах массовой информации и (или) на официальном сайте муниципального образования.
4. Участники публичных слушаний
4.1. В публичных слушаниях принимают участие:
- все заинтересованные жители муниципального образования;
- представители организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования;
- представители местных отделений политических партий;
- представители общественных объединений;
- ученые, эксперты;
- средства массовой информации.
5. Информирование о проведении публичных слушаний
5.1. Орган, принявший решение о проведении публичных слушаний, не позднее, чем за ___дней до даты проведения публичных слушаний публикует в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов муниципального образования, информационное сообщение о проведении публичных слушаний и размещает его на официальном сайте администрации муниципального образования в сети Интернет и (или) в печатных средствах массовой информации.
Дополнительно осуществляется официальная рассылка информационного сообщения лицам (органам), которые могут и (или) обязаны принимать участие в публичных слушаниях.
5.2. Информационное сообщение включает в себя следующие сведения:
- дата, время и место проведения публичных слушаний;
- адрес официального сайта администрации муниципального образования в сети Интернет, на котором размещаются нормативные правовые акты, проекты нормативных правовых актов и иные документы, являющиеся предметом обсуждения на публичных слушаниях;
- адрес, по которому могут вноситься вопросы, замечания и предложения по обсуждаемым нормативным правовым актам муниципального образования, представляться заявки на участие в публичных слушаниях.
5.3. Не позднее, чем за ___ дней до даты проведения публичных слушаний орган, принявший решение о проведении публичных слушаний, размещает на официальном сайте в сети Интернет и (или) в печатных средствах массовой информации материалы по вопросам обсуждения на публичных слушаниях.
6. Порядок проведения публичных слушаний
6.1. Публичные слушания проводятся в форме заседания.
6.2. Председательствует на публичных слушаниях представитель органа, принявшего решение о проведении публичных слушаний (далее - председательствующий).
6.3. Председательствующий ведет публичные слушания, следит за порядком обсуждения повестки, при необходимости принимает меры по удалению нарушителей порядка.
6.4. Во время публичных слушания ведется протокол, а также при необходимости организуется аудио- и видеозапись публичных слушаний.
7. Итоги публичного обсуждения
7.1. Протокол публичных слушаний подписывается председательствующим в течение не более 5 дней после окончания публичных слушаний и направляется в представительный орган муниципального образования одновременно с внесением в него на рассмотрение проектов решений по соответствующим вопросам.
7.2. Итоги публичных слушаний размещаются на официальном сайте органа, принявшего решение о проведении публичных слушаний, и (или) в печатных средствах массовой информации.
Приложение
для органов местного самоуправления
Тверской области по подготовке программ
УТВЕРЖДЕНА
________________________________
(решением представительного органа)
________________________________
(наименование муниципального
образования Тверской области)
______________ /_______________/
"___" _____________ 20___ г.
Паспорт программы социально-экономического развития
________________________________________ Тверской области
(наименование муниципального образования Тверской области)
на 20___ - 20___ годы
Наименование программы социально-экономического развития |
|
Основание для разработки программы социально-экономического развития |
|
Заказчик программы социально-экономического развития |
|
Исполнители программы социально-экономического развития |
|
Цели и задачи программы социально-экономического развития |
|
Объем и источники финансирования программы социально-экономического развития |
|
Сроки реализации программы социально-экономического развития |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы социально- экономического развития |
|
Приложение N 1
для органов местного самоуправления
Тверской области по подготовке программ
УТВЕРЖДЕНА
________________________________
(муниципальным правовым актом)
________________________________
(наименование муниципального
образования Тверской области)
______________ /_______________/
"___" _____________ 20___ г.
Муниципальная долгосрочная целевая программа
_____________________________________________
(наименование программы)
________________________________________ Тверской области
(наименование муниципального образования Тверской области)
на 20___ - 20___ годы
Приложение N 2
для органов местного самоуправления
Тверской области по подготовке программ
Паспорт
муниципальной долгосрочной целевой программы
_______________________________________
(наименование МДЦП)
_________________________________________ Тверской области
(наименование муниципального образования Тверской области)
на 20___ - 20___ годы
Наименование Программы |
|
Администратор Программы, исполнители Программы |
|
Дата утверждения Программы |
|
Цели и/или задачи Программы |
|
Сроки реализации Программы |
|
Ожидаемые результаты реализации Программы |
|
Объемы и источники финансирования (в разрезе годов и кодов разделов и подразделов классификации расходов бюджета) |
|
Основные механизмы реализации Программы |
|
Основные механизмы мониторинга реализации Программы |
|
Приложение N 3
для органов местного самоуправления
Тверской области по подготовке программ
Плановые показатели эффективности реализации
муниципальной долгосрочной целевой программы
____________________________________________________________________ ___________________
(наименование МДЦП, наименование муниципального образования)
Код МДЦП (ХХ.Х.Х.ХХ) |
Соответствие показателей перечню показателей, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 |
Цели, задачи, мероприятия МДЦП, их показатели и индикаторы |
Государственные заказчики, ответственные за реализацию мероприятий |
Ед. Изм. |
Методика расчета |
Источник информации |
Периодичность сбора |
Степень влияния на достижение цели/решение задачи (%) |
Год N, очередной |
Год (N+1), 1-й год планового периода |
Год (N+2), 2-й год планового периода |
Целевое значение |
|
Значение |
2-й год планового периода |
||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
ХХ.0.0.00 |
Х |
Всего |
|
тыс. руб |
Х |
Х |
Х |
Х |
|
|
|
Х |
Х |
ХХ.1.0.00 |
Х |
Цель МДЦП 1 |
|
тыс. руб |
Х |
Х |
Х |
|
|
|
|
Х |
Х |
ХХ.1.0.00Ц1 |
|
показатель цели |
|
|
|
|
|
Х |
|
|
|
|
|
ХХ.1.0.00ИЦ1 |
|
индикатор |
|
|
|
|
|
Х |
|
|
|
|
|
|
Х |
эффективность |
|
|
|
Х |
Х |
Х |
|
|
|
|
|
ХХ.1.1.00 |
Х |
Задача МДЦП 1.1 |
|
тыс. руб |
Х |
Х |
Х |
|
|
|
|
Х |
Х |
ХХ.1.1.00З1 |
|
показатель задачи |
|
|
|
|
|
Х |
|
|
|
|
|
ХХ.1.1.00ИЗ1 |
|
индикатор |
|
|
|
|
|
Х |
|
|
|
|
|
|
Х |
эффективность |
|
|
|
Х |
Х |
Х |
|
|
|
|
|
ХХ.1.1.01 |
Х |
Мероприятие МДЦП 1.1 |
|
тыс. руб |
Х |
Х |
Х |
|
|
|
|
Х |
Х |
ХХ.1.1.01М1 |
|
показатель мероприятия |
|
|
|
|
|
Х |
|
|
|
|
|
|
Х |
эффективность |
|
|
|
Х |
Х |
Х |
|
|
|
|
|
Приложение N 4
для органов местного самоуправления
Тверской области по подготовке программ
Перечень мероприятий
_____________________________________________________
(наименование МДЦП)
_________________________________________ Тверской области
(наименование муниципального образования Тверской области)
на 20___ - 20___ годы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Источники финансирования |
Объем финансирования (тыс. рублей) |
|||
Всего |
в том числе по годам |
||||||
2011 |
2012 |
2013 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого (тыс. рублей) |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента экономики Тверской области от 15 марта 2010 г. N 13 "Об утверждении методических рекомендаций для органов местного самоуправления Тверской области по подготовке муниципальных программ"
Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания
Текст приказа размещен на сайте департамента экономики Тверской области в Internet (www.economy.tver.ru)
Текст приказа официально опубликован не был