Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава II. Избирательные комиссии
Статья 17. Система и статус избирательных комиссий
1. В Тверской области подготовку и проведение выборов осуществляют:
избирательная комиссия Тверской области;
избирательные комиссии муниципальных образований;
окружные избирательные комиссии;
территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии;
участковые избирательные комиссии.
2. Избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации.
3. Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, эти# кандидат, избирательное объединение или его уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.
4. Избирательные комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в пункте 3 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Указанные органы обязаны в пятидневный срок, если представление получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся избирательную комиссию. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
4-1. В случае нарушения кандидатом, избирательным объединением настоящего Кодекса соответствующая избирательная комиссия вправе вынести этим кандидату, избирательному объединению предупреждение, которое доводится до сведения избирателей через средства массовой информации либо иным способом.
5. Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.
6. Компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательной комиссии Тверской области, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов в Законодательное Собрание Тверской области, органы местного самоуправления устанавливаются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", другими федеральными законами, Уставом Тверской области, настоящим Кодексом, уставами муниципальных образований.
7. Совмещение избирательными комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов различных уровней возможно по решению избирательной комиссии, организующей выборы на определенной территории, которое принято на основании обращения избирательной комиссии, организующей выборы на части этой территории. Совмещение избирательными комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов одного и того же уровня производится по решению избирательной комиссии, организующей выборы.
8. Решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.
9. Решение избирательной комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить нижестоящей избирательной комиссии, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае если нижестоящая избирательная комиссия повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая избирательная комиссия.
10. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
11. Решения и иные акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Тверской области, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц и избирателей. Решения и иные акты избирательных комиссий не подлежат государственной регистрации.
12. Финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии Тверской области осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели законом Тверской области об областном бюджете на очередной финансовый год, а также за счет средств федерального бюджета в порядке и объемах, определяемых Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, осуществляется за счет средств местного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели нормативным правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год. Финансовое обеспечение деятельности территориальной избирательной комиссии, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели законом Тверской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
13. Избирательная комиссия Тверской области, избирательная комиссия муниципального образования, действующая на постоянной основе, и территориальная избирательная комиссия, действующая на постоянной основе, представляют отчеты об использовании средств соответствующих бюджетов, выделенных на обеспечение их деятельности, проведение выборов, в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
14. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных федеральным законом и настоящим Кодексом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.
15. Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Тверской области и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения.
16. Государственные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и (или) редакции государственных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Тверской области до дня официального опубликования их результатов безвозмездно предоставлять избирательной комиссии Тверской области не менее 7 минут эфирного времени еженедельно на каждом из своих каналов и не менее одной сотой от еженедельного объема печатной площади, а муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и (или) редакции муниципальных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны со дня официального опубликования решения о назначении выборов в органы местного самоуправления до дня официального опубликования их результатов безвозмездно предоставлять территориальной избирательной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования) не менее 5 минут эфирного времени еженедельно на каждом из своих каналов и не менее одной восьмой от еженедельного объема печатной площади для информирования избирателей, а также для опубликования их решений и актов, размещения иной печатной информации. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий осуществляются в порядке, установленном пунктом 10 статьи 50 Федерального закона и пунктом 10 статьи 47 настоящего Кодекса.
17. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание (далее - организации телерадиовещания), редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, если обращение получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются избирательным комиссиям безвозмездно.
Статья 18. Общие условия формирования избирательной комиссии Тверской области, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных избирательных комиссий, участковых избирательных комиссий
1. Избирательная комиссия Тверской области, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательном Собрании Тверской области. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"), политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с пунктом 2 статьи 66 настоящего Кодекса, предложений других политических партий и иных общественных объединений.
2. Избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Тверской области, территориальные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии формируются на основе предложений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
3. В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательного Собрания Тверской области, представительного органа муниципального образования право внесения предложений по кандидатурам в составы избирательных комиссий сохраняется за избирательными объединениями, выдвинувшими списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательном Собрании Тверской области, представительном органе муниципального образования последнего созыва, при этом указанные предложения подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 19, пунктом 9 статьи 20, пунктом 6 статьи 21, пунктом 7 статьи 22, пунктом 6 статьи 23 настоящего Кодекса.
3-1. В случае досрочного прекращения полномочий члена избирательной комиссии, назначенного по представлению политической партии, список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, либо в Законодательном Собрании Тверской области, либо в представительном органе муниципального образования созыва, действующего на момент досрочного прекращения полномочий, в соответствии с пунктом 8 статьи 19, пунктом 9 статьи 20, пунктом 6 статьи 21, пунктом 7 статьи 22, пунктом 6 статьи 23 настоящего Кодекса, вакантное место замещается по представлению той же политической партии (если соответствующая кандидатура ею представлена не позднее чем за три дня до истечения сроков, указанных в пункте 11 статьи 25 настоящего Кодекса).
3-2. Права, предусмотренные пунктами 3 и 3-1 настоящей статьи, принадлежат также политическим партиям, выдвинувшим федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и политическим партиям, выдвинувшим списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с пунктом 2 статьи 66 настоящего Кодекса.
4. В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной избирательной комиссии.
5. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов избирательной комиссии Тверской области, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, территориальной избирательной комиссии, участковой избирательной комиссии. Указанное положение может не применяться при формировании участковых избирательных комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях.
6. Орган, назначающий в состав избирательной комиссии гражданина Российской Федерации, выдвинутого в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом, настоящим Кодексом, обязан получить письменное согласие указанного гражданина Российской Федерации на вхождение в состав этой избирательной комиссии.
7. Если уполномоченные на то настоящим Кодексом органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии не назначат состав или часть состава избирательной комиссии в срок, установленный настоящим Кодексом, либо если на территории Тверской области Законодательное Собрание Тверской области досрочно прекратило свои полномочия, представительный орган муниципального образования на соответствующей территории отсутствует, либо если соответствующая избирательная комиссия не сформирована, состав или часть состава избирательной комиссии Тверской области назначается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального района, городского округа - избирательной комиссией Тверской области, избирательной комиссии поселения - избирательной комиссией муниципального района, иной избирательной комиссии - вышестоящей избирательной комиссией с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.
Статья 19. Порядок формирования и полномочия избирательной комиссии Тверской области
1. Избирательная комиссия Тверской области является государственным органом Тверской области, организующим подготовку и проведение выборов на территории Тверской области в соответствии с компетенцией, установленной федеральным законодательством, Уставом Тверской области и настоящим Кодексом.
2. Избирательная комиссия Тверской области действует на постоянной основе и является юридическим лицом.
Положения пункта 3 статьи 19, пункта 4 статьи 20, пункта 3 статьи 22 Избирательного кодекса Тверской области, касающиеся срока полномочий избирательных комиссий, применяются в отношении соответствующих избирательных комиссий, которые сформированы после 09.06.2010 г.
3. Срок полномочий избирательной комиссии Тверской области составляет пять лет. Если срок полномочий избирательной комиссии Тверской области истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная избирательная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума. Данное положение не применяется при проведении повторных и дополнительных выборов депутатов Законодательного Собрания Тверской области.
4. Избирательная комиссия Тверской области состоит из 14 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, в том числе председателя избирательной комиссии Тверской области, заместителя председателя избирательной комиссии Тверской области и секретаря избирательной комиссии Тверской области.
5. Формирование избирательной комиссии Тверской области осуществляется Законодательным Собранием Тверской области и Губернатором Тверской области на основе предложений, указанных в пункте 1 статьи 18 настоящего Кодекса, а также предложений представительных органов муниципальных образований, избирательной комиссии Тверской области предыдущего состава, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
6. Органы государственной власти Тверской области обязаны сформировать избирательную комиссию Тверской области в правомочном составе не позднее чем за 15 дней до истечения срока полномочий избирательной комиссии Тверской области предыдущего состава. Законодательное Собрание Тверской области и Губернатор Тверской области обязаны опубликовать сообщение о предстоящем формировании избирательной комиссии Тверской области. В сообщении указывается срок принятия и порядок внесения предложений по кандидатурам в состав избирательной комиссии Тверской области. Срок принятия предложений должен составлять не менее месяца.
7. Семь членов избирательной комиссии Тверской области назначается Законодательным Собранием Тверской области, семь членов избирательной комиссии Тверской области назначается Губернатором Тверской области.
8. Как Законодательное Собрание Тверской области, так и Губернатор Тверской области обязаны назначить не менее половины от назначаемого ими числа членов избирательной комиссии Тверской области на основе поступивших предложений:
а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании Тверской области, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с пунктом 2 статьи 66 настоящего Кодекса;
10. Как Законодательное Собрание Тверской области, так и Губернатор Тверской области обязаны назначить не менее одного члена избирательной комиссии Тверской области на основе поступивших предложений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
11. Члены избирательной комиссии Тверской области на ее первом заседании, которое созывается не позднее, чем на 15 день после ее формирования, избирают из своего состава тайным голосованием председателя избирательной комиссии Тверской области, заместителя председателя избирательной комиссии Тверской области и секретаря избирательной комиссии Тверской области. Председатель избирательной комиссии Тверской области должен иметь высшее профессиональное образование. Председатель избирательной комиссии Тверской области избирается из числа членов комиссии с правом решающего голоса по предложению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
12. Члены избирательной комиссии Тверской области организуют свою работу в соответствии с регламентом работы избирательной комиссии Тверской области, планами работы избирательной комиссии Тверской области.
13. Избирательная комиссия Тверской области является комиссией, организующей выборы депутатов Законодательного Собрания Тверской области.
14. Избирательная комиссия Тверской области:
а) осуществляет на территории Тверской области контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации;
б) осуществляет контроль за соблюдением избирательного законодательства при подготовке и проведении выборов, обеспечивает единообразное применение настоящего Кодекса и издает по данным вопросам правовые акты, обязательные для всех избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение выборов на территории Тверской области;
в) организует размещение заказа на производство технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, в том числе по поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации при проведении выборов в федеральные органы государственной власти; осуществляет на территории Тверской области контроль за соблюдением нормативов технологического оборудования для участковых избирательных комиссий;
г) обеспечивает на территории Тверской области реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий и других организаторов выборов, изданием необходимой печатной продукции;
д) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, назначает выборы депутатов Законодательного Собрания Тверской области, повторные и дополнительные выборы депутатов Законодательного Собрания Тверской области;
е) по поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей и другие избирательные документы;
ж) определяет и представляет в Законодательное Собрание Тверской области для утверждения схему избирательных округов по выборам депутатов Законодательного Собрания Тверской области, а также определяет число избирателей в округах по выборам депутатов Законодательного Собрания Тверской области;
з) участвует в организации государственной системы регистрации (учета) избирателей и в осуществлении этой регистрации (учета), в формировании и ведении регистра избирателей;
и) заверяет и регистрирует областные списки кандидатов на выборах депутатов Законодательного Собрания Тверской области;
к) утверждает форму избирательного бюллетеня по выборам депутатов Законодательного Собрания Тверской области;
л) утверждает текст избирательного бюллетеня для голосования по областному избирательному округу;
м) размещает заказ на изготовление избирательных бюллетеней для голосования по областному избирательному округу;
н) осуществляет на территории Тверской области меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, установления итогов голосования, определения результатов выборов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов;
н-1) осуществляет контроль за обеспечением гарантий равенства политических партий, представленных в Законодательном Собрании Тверской области, при освещении их деятельности региональными телеканалом и радиоканалом в соответствии с законом Тверской области;
о) осуществляет на территории Тверской области меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Тверской области, распределяет выделенные из областного бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует целевое использование указанных средств;
о-1) участвует в осуществлении проверки сводных финансовых отчетов и сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, контроле за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями в виде вступительных и членских взносов, пожертвований граждан и юридических лиц, информировании граждан о результатах этих проверок;
п) утверждает перечень, назначает составы и председателей территориальных избирательных комиссий;
р) определяет результаты выборов депутатов Законодательного Собрания Тверской области по областному избирательному округу, выдает удостоверения об избрании депутатам Законодательного Собрания Тверской области;
с) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим избирательным комиссиям;
т) составляет список избранных депутатов Законодательного Собрания Тверской области;
у) заслушивает сообщения органов исполнительной власти Тверской области и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в Законодательное Собрание Тверской области, органы местного самоуправления;
ф) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
х) отменяет решения нижестоящих избирательных комиссий в случае противоречия их федеральному законодательству и настоящему Кодексу, либо принятые с нарушением установленных полномочий;
ц) исключен.
ч) распределяет финансовые средства, предусмотренные законом Тверской области об областном бюджете на соответствующий год на финансовое обеспечение деятельности территориальных избирательных комиссий, являющихся юридическими лицами;
ш) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Кодексом, иными законами области.
15. Правовое, организационно-методическое, информационно-аналитическое, издательское, материально-техническое, финансовое и иное обеспечение деятельности избирательной комиссии Тверской области осуществляет аппарат избирательной комиссии в соответствии с Регламентом работы избирательной комиссии Тверской области.
16. Избирательная комиссия Тверской области осуществляет свою деятельность в соответствии с перспективными и текущими планами работы, а также планами мероприятий по подготовке и проведению выборов. Планы утверждаются на заседаниях избирательной комиссии Тверской области и доводятся до сведения заинтересованных организаций и должностных лиц.
17. Избирательная комиссия Тверской области рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий муниципальных районов, городских округов и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан при проведении выборов в органы местного самоуправления в соответствии с пунктом 7 статьи 71 настоящего Кодекса.
Статья 20. Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований
1. Избирательная комиссия, организующая в соответствии с настоящим Кодексом, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, является избирательной комиссией муниципального образования.
2. Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления. Уставом муниципального образования, нормативным правовым актом органа местного самоуправления избирательной комиссии муниципального образования может быть придан статус юридического лица.
3. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению избирательной комиссии Тверской области, принятому на основании обращения, оформленного решением представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию. Если на территории муниципального образования образуется несколько территориальных комиссий, полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть возложены на одну из них. При возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию число членов территориальной комиссии изменению не подлежит.
3-1. В случае создания вновь образованного муниципального образования, а также в иных случаях отсутствия представительного органа муниципального образования, решением избирательной комиссии Тверской области полномочия избирательной комиссии данного муниципального образования возлагаются на территориальную избирательную комиссию не позднее чем за 120 дней до истечения срока назначения выборов.
Положения пункта 3 статьи 19, пункта 4 статьи 20, пункта 3 статьи 22 Избирательного кодекса Тверской области, касающиеся срока полномочий избирательных комиссий, применяются в отношении соответствующих избирательных комиссий, которые сформированы после 09.06.2010 г.
4. Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет пять лет. Если срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которой участвует данная избирательная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума. Данное положение не применяется при проведении повторных и дополнительных выборов депутатов представительного органа муниципального образования. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть прекращены досрочно законом Тверской области в случае преобразования муниципального образования. Днем досрочного прекращения полномочий такой избирательной комиссии муниципального образования является день вступления в силу закона Тверской области о преобразовании муниципального образования.
5. Избирательная комиссия муниципального района, городского округа формируется в количестве восьми, десяти или двенадцати членов с правом решающего голоса. Избирательная комиссия поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.
6. Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Кодекса, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии Тверской области, а формирование избирательной комиссии поселения - также на основе предложений избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии.
7. Представительные органы муниципального образования обязаны не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий избирательной комиссии муниципального образования опубликовать в средствах массовой информации сообщение соответствующего представительного органа муниципального образования о предстоящем формировании избирательной комиссии муниципального образования.
8. Предложения о кандидатурах для назначения в состав избирательной комиссии муниципального образования направляются в представительный орган муниципального образования в месячный срок со дня публикации в средствах массовой информации сообщения о предстоящем формировании данной избирательной комиссии.
9. Представительный орган муниципального образования обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений:
а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании Тверской области, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с пунктом 2 статьи 66 настоящего Кодекса;
в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
10. Представительный орган муниципального района, городского округа обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального района, городского округа на основе поступивших предложений избирательной комиссии Тверской области.
10-1. Представительный орган поселения обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии поселения на основе поступивших предложений избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии в следующем порядке:
а) если полномочия избирательной комиссии муниципального района не возложены на территориальную комиссию, два члена избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений избирательной комиссии муниципального района, остальные члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений территориальной комиссии;
б) если полномочия избирательной комиссии муниципального района возложены на территориальную комиссию, члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений территориальной комиссии;
в) если полномочия территориальной комиссии возложены на избирательную комиссию муниципального района, члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений избирательной комиссии муниципального района.
10-2. Предложения избирательной комиссии Тверской области, избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии, указанные в пунктах 10 и 10-1 настоящей статьи, готовятся с учетом предложений общественных объединений, за исключением общественных объединений, указанных в пункте 9 настоящей статьи, с учетом предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии соответствующего муниципального образования предыдущего состава.
10-3. В случае, если указанных в пунктах 9, 10 или 10-1 настоящей статьи поступивших предложений не достаточно для реализации соответственно пунктов 9, 10 или 10-1 настоящей статьи, назначение оставшихся членов комиссии осуществляется на основе предложений, предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи.
11. Избирательная комиссия муниципального образования:
а) осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации, законодательства о выборах;
б) определяет и представляет в представительный орган муниципального образования для утверждения схему избирательных округов по выборам депутатов представительного органа муниципального образования, а также определяет число избирателей в округах по выборам депутатов представительного органа муниципального образования;
в) обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, изданием необходимой печатной продукции;
г) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления соблюдения единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации;
д) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления соблюдения единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов;
д1) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, назначает выборы главы муниципального образования (иного выборного должностного лица местного самоуправления), депутатов представительного органа муниципального образования, повторные выборы главы муниципального образования, повторные и дополнительные выборы депутатов представительного органа муниципального образования;
е) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления соблюдения единого порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов;
ж) осуществляет на территории муниципального образования меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, распределяет выделенные из местного бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, контролирует целевое использование указанных средств;
з) оказывает правовую, методическую, организационнотехническую помощь нижестоящим избирательным комиссиям;
и) заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления;
к) регистрирует кандидатов в депутаты представительных органов муниципального образования, кандидатов на выборную должность местного самоуправления, заверяет и регистрирует муниципальные списки кандидатов на выборах депутатов представительного органа муниципального образования;
л) утверждает форму и текст избирательного бюллетеня по выборам депутата представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления;
м) размещает заказ на изготовление избирательных бюллетеней по выборам депутатов представительных органов муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления;
н) определяет результаты выборов выборного должностного лица местного самоуправления, депутатов представительного органа муниципального образования, составляет список избранных депутатов, выдает удостоверения об избрании выборным должностным лицам, избранным депутатам;
о) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий, а избирательная комиссия муниципального района - также жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательной комиссии поселения и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
п) исключен;
п1) публикует результаты выборов на соответствующей территории в средствах массовой информации;
п2) обеспечивает передачу в архив документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;
р) осуществляет иные полномочия.
Статья 21. Порядок формирования и полномочия окружных избирательных комиссий
1. Окружные избирательные комиссии могут формироваться при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Тверской области. Полномочия окружных избирательных комиссий могут по решению избирательной комиссии Тверской области возлагаться на территориальные избирательные комиссии.
2. Срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает через два месяца со дня официального опубликования результатов выборов, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых был нарушен порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на территории избирательного округа или результатов выборов полномочия окружной избирательной комиссии прекращаются со дня принятия вышестоящей комиссией решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению).
3. Окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Тверской области формируются в количестве 7 - 15 членов с правом решающего голоса.
4. Избирательная комиссия Тверской области после опубликования в средствах массовой информации утвержденной схемы избирательных округов, но не позднее, чем за месяц до начала выдвижения кандидатов, обязана опубликовать в средствах массовой информации сообщение о предстоящем формировании соответствующих окружных избирательных комиссий. Предложения о кандидатурах для назначения в составы избирательных комиссий направляются в избирательную комиссию Тверской области в десятидневный срок со дня публикации в средствах массовой информации сообщения о предстоящем формировании соответствующих избирательных комиссий.
5. Формирование окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Тверской области осуществляется избирательной комиссией Тверской области на основе предложений, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 18 настоящего Кодекса, а также предложений представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.
6. Избирательная комиссия Тверской области обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов окружной избирательной комиссии по выборам в Законодательное Собрание Тверской области на основе поступивших предложений:
а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании Тверской области, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с пунктом 2 статьи 66 настоящего Кодекса;
7. Окружная избирательная комиссия:
а) осуществляет на территории избирательного округа контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации;
б) взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в избирательном округе;
в) осуществляет регистрацию кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Тверской области, избираемых по одномандатному (многомандатному) избирательному округу;
г) утверждает текст избирательного бюллетеня для голосования по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, размещает заказ на изготовление избирательных бюллетеней для голосования по одномандатному (многомандатному) избирательному округу;
д) осуществляет на территории избирательного округа меры по обеспечению при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Тверской области, соблюдения единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации;
е) исключен;
ж) осуществляет на территории избирательного округа меры по обеспечению единого порядка голосования, подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования, определения результатов выборов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов;
з) распоряжается денежными и материальными средствами, выделенными вышестоящей избирательной комиссией на проведение выборов по избирательному округу;
и) определяет результаты выборов по одномандатному (многомандатному) избирательному округу и передает их в избирательную комиссию Тверской области;
к) публикует (обнародует) в соответствующих средствах массовой информации результаты выборов по одномандатному (многомандатному) избирательному округу;
л) оказывает правовую, организационно-техническую помощь нижестоящим избирательным комиссиям;
м) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
н) исключен.
о) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Кодексом.
Статья 22. Порядок формирования и полномочия территориальных избирательных комиссий
1. Территориальные избирательные комиссии являются государственными органами Тверской области, организующими подготовку и проведение выборов на территории Тверской области в соответствии с компетенцией, установленной федеральным законодательством и настоящим Кодексом.
2. Территориальные избирательные комиссии действуют на постоянной основе. Территориальная избирательная комиссия может иметь статус юридического лица, если это предусмотрено законом Тверской области "О схеме управления Тверской областью".
Положения пункта 3 статьи 19, пункта 4 статьи 20, пункта 3 статьи 22 Избирательного кодекса Тверской области, касающиеся срока полномочий избирательных комиссий, применяются в отношении соответствующих избирательных комиссий, которые сформированы после 09.06.2010 г.
3. Срок полномочий территориальных избирательных комиссий составляет пять лет. Если срок полномочий территориальной избирательной комиссии истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которой участвует данная избирательная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.
4. Полномочия территориальной избирательной комиссии по решению избирательной комиссии Тверской области, принятому по согласованию с представительным органом муниципального образования, могут возлагаться на соответствующую избирательную комиссию муниципального образования.
5. Территориальные избирательные комиссии формируются в количестве 5 - 14 членов с правом решающего голоса.
6. Формирование территориальной избирательной комиссии осуществляется избирательной комиссией Тверской области на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Кодекса, а также предложений представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных избирательных комиссий предыдущего состава.
7. Избирательная комиссия Тверской области обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов территориальной избирательной комиссии на основе поступивших предложений:
а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании Тверской области, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с пунктом 2 статьи 66 настоящего Кодекса;
в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
8. В пределах одной административно-территориальной единицы с большим числом избирателей может формироваться несколько территориальных избирательных комиссий, при этом решение об их формировании принимает избирательная комиссия Тверской области по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
9. Не позднее чем за 40 дней до дня, когда предполагается принять решение о формировании территориальной избирательной комиссии, избирательная комиссия Тверской области публикует сообщение о порядке и сроке представления предложений о кандидатурах в состав территориальной избирательной комиссии. Срок приема предложений о кандидатурах в состав территориальной избирательной комиссии должен составлять не менее месяца.
10. Территориальная избирательная комиссия:
а) осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации;
б) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий;
в) обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий и других организаторов выборов;
г) осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка установления итогов голосования;
д) на основании сведений, представляемых по установленной форме полномочными органами, должностными лицами местного самоуправления, командирами соответствующих воинских частей, составляет отдельные по каждому избирательному участку списки избирателей и передает их по акту участковым избирательным комиссиям;
е) обеспечивает всем кандидатам, избирательным объединениям, группам избирателей равные правовые условия для участия в избирательной кампании;
ж) обеспечивает доставку избирательных бюллетеней участковым избирательным комиссиям;
з) осуществляет выдачу открепительных удостоверений на выборах депутатов Законодательного Собрания Тверской области;
и) распределяет выделенные ей из областного бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует целевое использование указанных средств;
к) оказывает методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим избирательным комиссиям;
л) заслушивает сообщения органов исполнительной власти Тверской области и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
м) устанавливает итоги голосования на соответствующей территории;
н) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
о) исключен.
п) публикует результаты выборов на соответствующей территории в средствах массовой информации;
р) обеспечивает передачу в архив документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;
с) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом, Уставом Тверской области, законами Тверской области, настоящим Кодексом.
11. Финансовое обеспечение деятельности территориальной избирательной комиссии, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели законом Тверской области об областном бюджете на соответствующий год.
Статья 23. Порядок формирования и полномочия участковых избирательных комиссий
1. Участковые избирательные комиссии формируются в период избирательной кампании не позднее, чем за 25 дней до дня голосования для обеспечения процесса голосования и подсчета голосов избирателей. На выборах в органы местного самоуправления полномочия участковой избирательной комиссии могут быть возложены на иную комиссию, действующую в границах избирательного участка.
2. Срок полномочий участковой избирательной комиссии истекает через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем избирательном участке полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются со дня принятия вышестоящей комиссией решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению).
3. Число членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса составляет от 5 до 15 в зависимости от количества избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, количества и удаленности населенных пунктов, включенных в границы избирательного участка.
4. Формирование участковой избирательной комиссии осуществляется вышестоящей избирательной комиссией (окружной, территориальной, избирательной комиссией муниципального образования) на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Кодекса, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.
5. Вышестоящая избирательная комиссия непосредственно после опубликования в средствах массовой информации в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 16 настоящего Кодекса списков избирательных участков (либо одновременно с их опубликованием) обязана опубликовать в средствах массовой информации сообщение о предстоящем формировании соответствующих участковых избирательных комиссий. Предложения о кандидатурах для назначения в составы участковых избирательных комиссий направляются в вышестоящие избирательные комиссии, формирующие участковые избирательные комиссии, в десятидневный срок со дня публикации в средствах массовой информации сообщения о предстоящем формировании соответствующих избирательных комиссий.
6. Вышестоящая избирательная комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии на основе поступивших предложений:
а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании Тверской области, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с пунктом 2 статьи 66 настоящего Кодекса.
в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
7. Участковая избирательная комиссия:
а) информирует население об адресе и о номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;
б) составляет список избирателей в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
в) уточняет список избирателей, производит ознакомление избирателей с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
г) обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;
д) обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших списки кандидатов на основе сведений, полученных из вышестоящих избирательных комиссий;
е) контролирует соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации;
ж) выдает открепительные удостоверения на выборах депутатов Законодательного Собрания Тверской области;
з) организует на избирательном участке голосование в день ;
и) проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, составляет протокол об итогах голосования и передает его в вышестоящую избирательную комиссию;
к) объявляет итоги голосования на избирательном участке и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;
л) рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение федерального законодательства и настоящего Кодекса, принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
м) исключен.
н) обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие избирательные комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;
о) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Кодексом.
Статья 24. Организация деятельности избирательных комиссий
1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности, свободного и открытого обсуждения и решения вопросов, входящих в ее компетенцию, инициативы членов избирательной комиссии.
2. Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава.
3. Избирательная комиссия, действующая на постоянной основе, собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего голоса, но не ранее дня истечения срока полномочий избирательной комиссии предыдущего состава. При этом в состав избирательной комиссии должно быть назначено не менее двух третей членов избирательной комиссии.
Со дня первого заседания избирательной комиссии нового состава полномочия избирательной комиссии предыдущего состава прекращаются. Срок полномочий избирательной комиссии исчисляется со дня ее первого заседания.
Первое заседание избирательной комиссии открывает старший по возрасту член комиссии с правом решающего голоса и ведет его до избрания председателя избирательной комиссии.
4. Председатель избирательной комиссии муниципального образования избирается тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса в следующем порядке:
а) при наличии предложения избирательной комиссии Тверской области - по предложению избирательной комиссии Тверской области;
б) в случае отсутствия предложения избирательной комиссии Тверской области - по предложениям, внесенным членами избирательной комиссии муниципального района, городского округа с правом решающего голоса.
4-1. Председатель избирательной комиссии поселения избирается тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов этой комиссии с правом решающего голоса на основе предложения избирательной комиссии муниципального района, а если избирательная комиссия муниципального района не образована, - на основе предложения территориальной комиссии. В случае отсутствия такого предложения председатель избирательной комиссии поселения избирается на основе предложений членов избирательной комиссии поселения с правом решающего голоса.
5. Если предложенная избирательной комиссией кандидатура на должность председателя комиссии будет отклонена, избирательная комиссия, по предложению которой в соответствии с пунктами 4 и 4-1 настоящей статьи, пунктом 11 статьи 19 настоящего Кодекса он избирается, обязана предложить новую кандидатуру из числа членов комиссии с правом решающего голоса.
6. Председатели окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий назначаются на должность из числа их членов, а правом решающего голоса и освобождаются от должности непосредственно вышестоящими избирательными комиссиями.
7. Заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
8. Заседания избирательной комиссии созываются ее председателем по мере необходимости.
Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Указанное требование в письменной форме с необходимым количеством подписей членов избирательной комиссии должно быть представлено председателю избирательной комиссии (или его заместителю в случае, если он исполняет обязанности председателя избирательной комиссии). Заседание избирательной комиссии проводится в срок, предлагаемый данными членами избирательной комиссии или не позднее трех дней со дня поступления письменного требования (а за три дня до выборов и в день выборов - незамедлительно).
9. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии.
10. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
11. Избирательная комиссия по требованию любого ее члена, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей избирательной комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым избирательной комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.
12. Решения избирательной комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря избирательной комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, о проведении повторных выборов, об отмене решения избирательной комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 9 статьи 17 и пунктами 6, 7 статьи 71 настоящего Кодекса, принимаются на заседании избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря избирательной комиссии, замещающих указанные должности в результате избрания, принимаются тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению), при этом избрание новых председателя, заместителя председателя, секретаря избирательной комиссии осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 4, 4-1, 5 и 7 настоящей статьи, пунктом 11 статьи 19 настоящего Кодекса.
13. Решения избирательной комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
14. При принятии избирательной комиссией решения в случае равного числа голосов членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, поданных "за" и "против", голос председателя избирательной комиссии (председательствующего на заседании) является решающим.
15. Все заседания избирательной комиссии протоколируются. Решения избирательной комиссии оформляются в виде постановлений и подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).
16. Члены комиссии с правом решающего голоса, несогласные с решением комиссии, вправе изложить в письменной форме особое мнение, отражаемое в протоколе комиссии и прилагаемое к ее решению, в связи с которым это мнение изложено. Если в соответствии с законом указанное решение комиссии подлежит опубликованию (обнародованию), особое мнение должно быть опубликовано (обнародовано) в том же порядке, что и решение комиссии.
17. Решения избирательной комиссии вступают в силу с момента их принятия.
18. Избирательная комиссия Тверской области действует на постоянной основе и является юридическим лицом, имеет аппарат, структуру и штаты которого устанавливает самостоятельно; избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные избирательные комиссии, действующие на постоянной основе и являющиеся юридическими лицами, могут иметь аппараты, структуру и штаты которых устанавливают самостоятельно. Замещение работниками аппаратов избирательной комиссии Тверской области, территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, соответственно должностей государственной службы Тверской области, муниципальной службы определяется законами и иными нормативными правовыми актами Тверской области, уставами муниципальных образований и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Уровень материального (в том числе размер и виды денежного содержания, иных выплат) и социального обеспечения замещающих должности государственной или муниципальной службы работников аппаратов избирательных комиссий устанавливается соответственно законами и иными нормативно-правовыми актами, актами органов местного самоуправления. Органы государственной власти Тверской области, органы местного самоуправления принимают необходимые меры по материальному и социальному обеспечению (в том числе по медицинскому, санаторно-курортному, жилищно-бытовому, пенсионному и иным видам обеспечения) работников аппаратов избирательных комиссий.
19. Избирательные комиссии могут привлекать граждан к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, а также с обеспечением полномочий комиссий, по гражданско-правовым договорам.
Статья 25. Статус членов избирательных комиссий
1. Членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть:
а) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
б) граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными;
в) граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет;
г) депутаты органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;
д) выборные должностные лица, а также высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций;
е) судьи, прокуроры;
ж) на соответствующих выборах - кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших кандидатов;
з) на соответствующих выборах - члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса;
и) на соответствующих выборах - супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов;
к) лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов;
л) лица, выведенные из состава комиссий по решению суда, а также лица, утратившие свои полномочия членов комиссий с правом решающего голоса в результате расформирования комиссии (за исключением лиц, в отношении которых судом было установлено отсутствие вины за допущенные комиссией нарушения), - в течение пяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда;
м) лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, - в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.
2. Положения подпунктов "ж", "и" и "к" пункта 1 настоящей статьи не распространяются на членов участковых, территориальных и окружных избирательных комиссий, если кандидат выдвигается либо зарегистрирован по другому избирательному округу.
3. Под непосредственным подчинением в настоящем Кодексе понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых руководитель обладает в отношении подчиненного властнораспорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, поощрять и применять дисциплинарные взыскания.
4. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть на одних и тех же выборах одновременно членом иной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
5. Срок полномочий членов избирательной комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий избирательной комиссии, в состав которой они входят.
6. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, в случае:
а) подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий. Указанное заявление не может быть подано в период, начинающийся за десять дней до дня голосования и заканчивающийся в день установления итогов голосования, определения результатов выборов, за исключением случая, когда оно подается в связи с вынуждающими к тому обстоятельствами: тяжелой болезнью, стойким расстройством здоровья члена комиссии, его близких родственников;
б) появления оснований, предусмотренных пунктами 1 и 4 настоящей статьи, за исключением случая приостановления полномочий члена избирательной комиссии, предусмотренного пунктом 7 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных подпунктами "а", "б" и "м" пункта 1 настоящей статьи.
7. Полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающего на постоянной (штатной) основе, в случае появления оснований, предусмотренных подпунктом "и" пункта 1 настоящей статьи, приостанавливаются по решению соответствующей избирательной комиссии, если такое приостановление не приведет к тому, что избирательная комиссия останется в неправомочном составе. Если приостановление полномочий члена избирательной комиссии приведет к тому, что избирательная комиссия останется в неправомочном составе, полномочия такого члена избирательной комиссии прекращаются по решению органа, его назначившего.
8. Полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае:
а) утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
б) вступления в законную силу в отношении члена избирательной комиссии обвинительного приговора суда либо решения (постановления) суда о назначении административного наказания за нарушения законодательства о выборах и референдумах;
в) признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
г) смерти члена избирательной комиссии;
д) признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей избирательной комиссии систематически не выполняющим свои обязанности.
е) вступления в законную силу решения суда о расформировании избирательной комиссии в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса.
9. Утратил силу.
10. Если орган, назначивший члена избирательной комиссии, не примет решение о досрочном прекращении полномочий члена избирательной комиссии в течение одного месяца, а в период избирательной кампании - в течение десяти дней со дня поступления в указанный орган заявления члена избирательной комиссии в письменной форме о сложении своих полномочий либо появления иных оснований, не позволяющих ему выполнять свои обязанности, решение о прекращении полномочий этого члена избирательной комиссии принимается избирательной комиссией, в состав которой он входит, в течение трех дней со дня истечения указанного срока.
11. Орган, назначивший члена избирательной комиссии, обязан назначить нового члена избирательной комиссии вместо выбывшего по обстоятельствам, указанным в пунктах 6 и 8 настоящей статьи, не позднее чем в месячный срок, а в период избирательной кампании - не позднее чем через десять дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными статьями 18 - 23 настоящего Кодекса. В случае невыполнения данного требования нового члена избирательной комиссии Тверской области назначает Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального района, городского округа - избирательная комиссия Тверской области, избирательной комиссии поселения - избирательная комиссия муниципального района (если такая комиссия не образована, - территориальная комиссия), иной комиссии - вышестоящая комиссия с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.
12. Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии Тверской области, председатель или секретарь иной избирательной комиссии, действующей на постоянной основе и являющ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.