Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел V. Мероприятия ДЦП по тактическим задачам и их показатели
Анализ действующего законодательства, а также полномочий комитета позволяет сформулировать для комитета следующую стратегическую цель: повышение эффективности использования земель в Тверской области на основе рыночных механизмов.
Показателями достижения поставленной цели являются:
Показатель 1. Отношение площади земель, находящихся в собственности физических и юридических лиц, к площади земельного фонда области
Показатель отражает активность граждан и юридических лиц по приобретению в собственность земельных участков. В среднем по Центральному федеральному округу (далее - ЦФО) значение показателя отношения площади земель, находящихся в собственности физических и юридических лиц, к площади всего земельного фонда того или иного региона составляет 37,5%. Однако в связи с тем, что площадь земельного фонда области (8 420,1 тыс. га) значительно превышает средний показатель площадей других регионов ЦФО, планировать увеличение показателя Тверской области до среднего значения ЦФО не представляется возможным. Самый высокий по ЦФО показатель - 63,03% - у Липецкой области (при площади земельного фонда- 2 404,7 тыс. га), самый низкий - у Костромской области - 10,59% (при площади земельного фонда 6 021,1 тыс. га).
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Отношение площади земель, находящихся в собственности физических и юридических лиц, к площади земельного фонда области |
% |
25,01 |
27,81 |
30,61 |
Площадь земельного фонда области за исключением земель лесного и водного фондов, а также земель сельскохозяйственного назначения под лесами и болотами составит 5 269,3 га.
Рассматривая площадь земельного фонда области как 5 269,3 га, значения данного показателя примут вид: 2011 - 39,98%; 2012 - 44,48%; 2013 - 48,98%.
Показатель 2. Повышение доходов областного бюджета от использования земельных участков, находящихся в государственной собственности Тверской области, а также собственность на которые не разграничена
Одной из основных задач, возникающих при развитии рынка земли Тверской области, является эффективность использования земли, под которой, в первую очередь, подразумевается увеличение доходов от ее использования.
Комитет в соответствии с законом Тверской области от 29.12.2009 N 116-ЗО "Об областном бюджете Тверской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" является главным администратором и одновременно осуществляет функции администратора доходных источников областного бюджета Тверской области от использования земельных участков, находящихся в государственной собственности Тверской области, а также собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки).
В рамках полномочий, возложенных на администратора доходов, комитет осуществляет планирование доходов.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Планируемые доходы |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||
Повышение доходов областного бюджета от использования земельных участков, находящихся в государственной собственности Тверской области, а также собственность на которые не разграничена |
тыс. руб. |
153 351 |
161 018,6 |
169 069,5 |
Указанный показатель отражает динамику планируемых поступлений доходов в областной бюджет от использования (аренды и продажи) земельных участков (в среднем на 5% ежегодно).
Увеличению поступлений за использование земельных участков в 2011-2013 годах будут способствовать следующие мероприятия:
1. Переоформление юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности земельных участков, срок которого продлен до 1 января 2012 года.
2. Внедрение рыночных механизмов (привлечение независимых оценщиков, принцип предоставления и реализации земель на аукционах и торгах).
3. Продажа права аренды на заключение договоров аренды земельных участков.
4. Эффективное распоряжение земельными участками сельскохозяйственного назначения, приобретенными при реализации преимущественного права.
Плановые показатели и объемы финансирования всех мероприятий ДЦП (включая сведения об источниках информации и методиках расчета) приведены в приложении 2 к настоящей ДЦП.
Тактическая задача 1
"Вовлечение в хозяйственный оборот земельных участков, находящихся в ведении Тверской области"
Данная задача направлена на создание в рамках действующего земельного законодательства условий, способствующих вовлечению земли в хозяйственный оборот, увеличению собственников земельных участков.
Развитие рынка земли способствует расширению сельскохозяйственной деятельности, наращиванию жилищного строительства, дает стимул развитию строительной индустрии на территории Тверской области.
Основные направления государственной политики Тверской области по вовлечению в хозяйственный оборот земельных участков, находящихся в ведении Тверской области, включают в себя проведение следующих мероприятий:
1) вовлечение в хозяйственный оборот земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
2) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Тверской области;
3) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Твери.
В настоящее время правообладатели и пользователи земельных участков, используя возможности, предусмотренные федеральными законами, переоформляют права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения на право собственности, а также выкупают находящиеся в аренде земельные участки.
В то же время органы власти также могут принимать участие в создании рынка посредством реализации полномочий, предусмотренных законодательством, с целью вовлечения в оборот земель, не используемых или неэффективно используемых участниками земельных отношений, для последующего распоряжения в целях пополнения бюджета и притока инвестиционных ресурсов, а также активизации сделок на рынке земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с законодательством Тверская область является участником отношений, возникающих на рынке земли в области оборота земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов. Приобретение земельных участков в рамках реализации указанного преимущественного права Тверской области и дальнейшее распоряжение ими способствует развитию рынка земли.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости. Субъект Российской Федерации вправе направить в суд заявления о признании права собственности субъекта Российской Федерации на эти участки.
В настоящее время в административном центре Тверской области - городе Твери - комитетом осуществляются функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Данные полномочия были возложены на комитет законом Тверской области от 22.06.2006 N 66-ЗО "О распоряжении отдельными земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" (в настоящее время - закон Тверской области от 09.04.2008 N 49-ЗО "О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области"), постановлением Администрации Тверской области от 29.06.2006 N 155-па "О реализации отдельных полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена".
Показатель 1. Соотношение количества земельных участков, находящихся в собственности Тверской области и предоставленных на любом праве, к общему количеству земельных участков, зарегистрированных в государственную собственность Тверской области
Показатель отражает динамику вовлечения в оборот земельных участков, зарегистрированных в собственность Тверской области. Регистрация земельных участков в собственность Тверской области начата в 2006 году. Необходимо отметить, что большая часть земельных участков (936) зарегистрирована в собственность Тверской области в порядке разграничения государственной собственности на землю и предоставлена государственным учреждениям и государственным унитарным предприятиям Тверской области. Отрицательная динамика этого показателя к 2009-2010 годам (снижение до 78%) объясняется приобретением земельных участков в порядке реализации преимущественного права, а также регистрацией права собственности Тверской области на земельные участки, образованные в счет невостребованных земельных долей, без последующего их предоставления. В настоящее время в собственность Тверской области зарегистрировано 1126 земельных участков, из которых предоставлено 881. В перспективе в 2011-2013 годах планируется поэтапное увеличение данного показателя за счет выставления на торги свободных земельных участков, а также предоставления их в пользование (в частности, сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также после перевода в иную категорию земель с целью реализации инвестиционных проектов на территории Тверской области).
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Соотношение количества земельных участков, находящихся в собственности Тверской области и предоставленных на любом праве, к общему количеству земельных участков, зарегистрированных в государственную собственность Тверской области |
% |
80 |
81,6 |
83,2 |
Показатель 2. Увеличение площади земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц
Данный показатель отражает в абсолютных цифрах рост площади земель, находящихся в частной собственности (в среднем по 235 тыс. га ежегодно).
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Увеличение площади земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц |
тыс. га |
2105 |
2340 |
2575 |
Мероприятие 1.1. Вовлечение в хозяйственный оборот земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
В долевой собственности граждан в целом по области находится 1 414,6 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения. К настоящему времени до 30 процентов собственников земельных долей в силу различных причин не могут либо не желают распорядиться своими правами.
Реализация мероприятий ДЦП позволит предотвратить зарастание мелколесьем неиспользуемых площадей сельхозугодий, включить неиспользуемые земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в хозяйственный оборот, обрести собственников таких земельных участков, что отразится на развитии сельского хозяйства и в целом на экономике муниципальных образований. Увеличение площади используемых земель отразится на увеличении платежей земельного налога в местные бюджеты и консолидированный бюджет Тверской области, позволит увеличить доходы областного бюджета Тверской области в результате реализации земельных участков.
Мероприятия по признание права собственности Тверской области на земельные участки, образованные в счет невостребованных земельных долей, а также по урегулированию вопроса приобретения земельных участков и обеспечению эффективного использования земельных участков позволят увеличить доходы областного бюджета Тверской области в результате реализации земельных участков, а также повысить рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения Тверской области, включить неиспользуемые земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в хозяйственный оборот, обрести собственников таких земельных участков, что положительно отразится на развитии сельского хозяйства и в целом на экономике Тверской области. Соответственно увеличение площади используемых земель будет способствовать увеличению платежей земельного налога в местные бюджеты и консолидированный бюджет Тверской области.
Указанные земельные участки могут использоваться как для сельскохозяйственного производства, так и для иных целей (создание новых инвестиционных площадок, рекреационных объектов и др.) после перевода в другую категорию земель.
Показатель 1. Количество земельных участков, предложенных собственниками для рассмотрения на Комиссии
Данный показатель отражает развитие рынка земельных отношений за счет увеличения количества предложений собственников земельных участков путем реализации преимущественного права Тверской области.
При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов. Приобретение земельных участков в рамках реализации указанного преимущественного права Тверской области и дальнейшее распоряжение ими способствует развитию рынка земли.
В целях урегулирования вопроса приобретения земельных участков в государственную собственность Тверской области комитет обеспечивает:
- подготовку и заключение государственных контрактов (договоров) на оказание услуг по подготовке отчетов о рыночной стоимости земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и других документов, необходимых для рассмотрения вопросов о приобретении земельных участков,
- подготовку и проведение ежегодно не менее 24 заседаний Комиссии, а также своевременную реализацию решений Комиссии.
Количество предложенных гражданами - 727 земельных участков в 2006 году - возросло до 7 000 в 2010 году. Предполагается, в 2011 году поступление также порядка 7 000 обращений с увеличением до 8 000 в 2013 году, что будет способствовать вовлечению в оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Количество земельных участков, предложенных собственниками для рассмотрения на Комиссии |
ед. |
7 000 |
7 500 |
8 000 |
Показатель 2. Соотношение количества земельных участков, по которым заключены договоры купли-продажи, к общему количеству земельных участков, по которым приняты решения о приобретении
Решения о приобретении либо отказе в приобретении земельных участков в государственную собственность Тверской области принимаются коллегиально на заседаниях Комиссии.
При принятии решения о целесообразности приобретения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в государственную собственность Тверской области учитываются соотношение заявленной продавцом цены земельного участка с рыночной ценой, плодородие земельного участка, экономическая целесообразность использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением, уровень развития территории в районе местоположения земельного участка, в том числе близость земельного участка к автодорогам, возможным пунктам переработки сельскохозяйственного сырья и центрам материально-технического снабжения.
Кроме того, учитываются реализуемые в Тверской области проекты: реконструкция путем расширения автомобильных дорог, развитие фермерских хозяйств, а также необходимость приобретения земельных участков для размещения объектов туризма, культуры, спорта и других объектов.
В соответствии с решениями Комиссии принимаются распоряжения о приобретении либо об отказе от приобретения земельных участков сельскохозяйственного назначения. В случае принятия решений о приобретении земельных участков в государственную собственность Тверской области заключаются договоры купли-продажи с собственниками указанных земельных участков. Также подготавливаются материалы для государственной регистрации права государственной собственности Тверской области на земельные участки сельскохозяйственного назначения.
В 2006 году было принято 77 решений о приобретении земельных участков в государственную собственность Тверской области и заключен один договор купли-продажи (1,2%). Показатель за 2007 год - 40% (70 земельных участков, в отношении которых приняты решения о приобретении, и 28 земельных участков, в отношении которых заключены договоры купли-продажи), 2008 год - 25% (195 и 49 соответственно), 2009 год - 40% (118 и 47 соответственно), первое полугодие 2010 - 68% (47 и 32 соответственно). Данные показатели связаны с отказами собственников земельных участков от заключения договоров купли-продажи. В связи с отказами собственников земельных участков от заключения договоров купли-продажи направляются исковые заявления в суд.
Увеличение показателя с 70 % в 2011 г. до 80 % в 2013 г. предполагает заключение договоров купли-продажи в соответствии с принятыми на Комиссии решениями.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Соотношение количества земельных участков, по которым заключены договоры купли-продажи, к общему количеству земельных участков, по которым приняты решения о приобретении |
% |
70 |
75 |
80 |
Показатель 3. Отношение доходов, полученных от дальнейшего использования земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных при реализации преимущественного права, к затратам на выкуп
Динамика показателя
Год |
Значение показателя, % |
2007 |
150 |
2008 |
143 |
2009 |
141 |
В настоящее время в государственную собственность Тверской области зарегистрировано 154 земельных участка общей площадью 1 613,8 га, приобретенных в рамках реализации преимущественного права Тверской области на покупку земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Продажа земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных при реализации преимущественного права Тверской области, осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах) и носит заявительный характер.
Начальная цена земельных участков определяется на основании отчета независимого оценщика в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 23.01.2009 N 10-па "О внесении изменений в отдельные постановления Администрации Тверской области" департамент государственного заказа Тверской области наделен полномочиями по организации и проведению торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков, находящихся в государственной собственности Тверской области.
В условиях нестабильной экономической ситуации практически отсутствуют заинтересованные в приобретении земельных участков лица (инвесторы), в связи с чем при передаче земельных участков на торги предварительно изучается спрос на земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности Тверской области, и соответственно выставляются только те, по которым предполагается наличие заинтересованных лиц, инвесторов.
Предполагаемое значение данного показателя на 2011-2013 годы составляет 140 % - как среднее значение показателя по уровню значений предыдущих лет.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Отношение доходов, полученных от дальнейшего использования земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных при реализации преимущественного права, к затратам на выкуп |
% |
140 |
140 |
140 |
Методика расчета:
Показатель = Д / Р Х 100%, где
Д - сумма денежных средств, полученных от продажи зарегистрированных в государственную собственность Тверской области земельных участков, в отчетном году, тыс. руб.;
Р - сумма денежных средств, затраченных на приобретении реализованных земельных участков, тыс. руб.
Комитетом осуществляются все необходимые действия, направленные на наиболее эффективное распоряжение земельными участками сельскохозяйственного назначения, приобретенными при реализации преимущественного права.
Указанная информация (значение показателя) доведена до сведения департамента государственного заказа Тверской области (СГУ "Фонд имущества Тверской области") для учета при организации и проведении торгов (конкурсов, аукционов).
В 2010 году в целях наиболее эффективного распоряжения землями сельскохозяйственного назначения, а также развития сельскохозяйственной деятельности на территории Тверской области предполагается предоставление земельных участков для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств (реализация проекта "Тверской фермер"), что будет способствовать как вовлечению земли в оборот, так и использованию по целевому назначению.
В целях реализации проекта "Тверской фермер" в состав Комиссии включена председатель правления некоммерческого партнерства "Союз Фермерства и личных подсобных хозяйств Тверской области" С.В. Максимова для участия в принятии решений о приобретении земельных участков в соответствии с потребностью крестьянских (фермерских) хозяйств в земельных участках.
Согласно Посланию Губернатора Тверской области Законодательному Собранию Тверской области на 2010 год, в конце 2010 года планируется реализация вышеуказанного проекта как минимум на территории 10 муниципальных образований Тверской области.
В связи с этим комитетом были подготовлены списки земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных в государственную собственность Тверской области в порядке реализации преимущественного права Тверской области, пригодных для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств, в разрезе муниципальных образований Тверской области. Данные списки направлены в департамент по социально-экономическому развитию села Тверской области для анализа потребности уже существующих крестьянских (фермерских) хозяйств в дополнительных земельных участках (для расширения крестьянских (фермерских) хозяйств) и создания новых хозяйств.
Кроме того, информация обо всех земельных участках сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Тверской области, размещена на сайте комитета и СГУ "Фонд имущества Тверской области".
Также в период 2011-2013 гг. в рамках определения наиболее эффективного способа распоряжения землями, находящимися в государственной собственности Тверской области, комитетом будет рассматриваться возможность перевода части земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства, в иную категорию земель для создания новых инвестиционных площадок, развития жилищного строительства, рекреационных объектов.
Показатель 4. Соотношение площади земельных участков, образованных в счет невостребованных земельных долей в году, предшествующем отчетному периоду, к площади земельных участков, право собственности Тверской области на которые признано в судебном порядке в отчетном периоде
В 2008-2009 годах проведены работы по формированию земельных участков в счет невостребованных земельных долей в 40 сельхозпредприятиях 12 муниципальных районов Тверской области. Общая площадь сформированных земельных участков составила 20 958,36 га.
В 2009 году было признано право собственности Тверской области на земельные участки, образованные в счет невостребованных земельных долей, в размере 2% от общего количества земельных участков, образованных в 2008 году.
В 2010 году планируется признание права собственности Тверской области на земельные участки, образованные в счет невостребованных земельных долей, в размере 35% от общего количества земельных участков, образованных в 2008-2009 годах.
Одновременно с этим в отношении 75% от общего количества земельных участков, образованных в 2008-2009 гг., проведен аукцион на право заключения государственного контракта по оказанию юридических услуг по подготовке и подаче в суд исковых заявлений о признании права собственности Тверской области на земельные участки, образованные в счет невостребованных земельных долей в 2008-2009 годах.
После подачи указанных выше исковых заявлений и принятия их судом комитетом будет проведена работа по признанию права собственности Тверской области на земельные участки.
В 2010 году в счет невостребованных земельных долей планируется формирование земельных участков общей площадью 26 000 га. В случае, если действующее законодательство, регулирующее процедуру признания права собственности на земельные участки, образованные в счет невостребованных земельных долей, останется неизменным, работы по формированию земельных участков будут продолжены.
В 2011 году планируется признание права собственности Тверской области на 35% земельных участков, образованных в счет невостребованных земельных долей в 2010 году. Одновременно с этим, в этот же период будет вестись работа по признанию в судебном порядке права собственности Тверской области на земельные участки, образованные в 2008-2009 годах.
Процедуру оформления права собственности Тверской области на земельные участки, образованные в счет невостребованных земельных долей в 2010 году, планируется ускорить за счет ее реализации по двум направлениям: путем подготовки и подачи исков о признании права собственности Тверской области на земельные участки, образованные в счет невостребованных земельных долей, силами юридического отдела комитета, а также путем подготовки и подачи указанных выше исков лицами, определенными по итогам проведения торгов на право заключения договора возмездного оказания юридических услуг. Результатом указанных услуг должно стать определение суда о принятии искового заявления к своему производству, при этом последующая работа по представлению интересов Тверской области по признанию права собственности Тверской области на земельные участки, образованные в счет невостребованных земельных долей, будет осуществлена юридическим отделом комитета.
В 2012 и 2013 годах соотношение площади земельных участков, образованных в счет невостребованных земельных долей в году, предшествующем отчетному периоду, к площади земельных участков, право собственности Тверской области на которые признано в судебном порядке в отчетном период, предусмотрено в размере 40% и 45% соответственно.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Соотношение площади земельных участков, образованных в счет невостребованных земельных долей в году, предшествующем отчетному периоду, к площади земельных участков, право собственности Тверской области на которые признано в судебном порядке в отчетном периоде |
% |
35 |
40 |
45 |
Показатель 5. Количество находящихся в государственной собственности Тверской области земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которых принято решение о проведении торгов (конкурсов, аукционов)
Выполнение данного показателя планируется в основном за счет выставления на торги земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных в порядке реализации преимущественного права.
Динамика показателя
Года |
Количество земельных участков, в отношении которых комитетом были приняты распоряжения о проведении торгов |
2006 |
3 |
2007 |
2 |
2008 |
18 |
2009 |
14 |
8 месяцев 2010 |
47 |
Учитывая низкий спрос на земельные участки сельскохозяйственного назначения, зарегистрированные в собственность Тверской области, показатель выставленных на торги земельных участков составит 30 земельных участков на 2011 год с увеличением до 50 в 2013 году.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 |
2012 |
2013 |
Количество находящихся в государственной собственности Тверской области земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которых принято решение о проведении торгов (конкурсов, аукционов) |
ед. |
30 |
40 |
50 |
Показатель 6. Мониторинг увеличения площади земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных на каком-либо праве для осуществления сельскохозяйственной деятельности на территории Тверской области
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Таким образом, распоряжение земельными участками из категории земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов Тверской области.
Данный показатель позволит отследить динамику увеличения площади земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области для осуществления сельскохозяйственной деятельности на территории Тверской области.
Комитетом ежеквартально проводится мониторинг предоставления таких земельных участков органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области.
В целях увеличения данного показателя комитетом проводится разъяснительная, консультационная работа с органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, направленная на активизацию предоставления земельных участков лицам, заинтересованным в ведении сельского хозяйства на территории Тверской области, и активизацию работы по переоформлению в собственность земель сельхозтоваропроизводителей для обеспечения использования их в качестве залоговой базы.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Мониторинг увеличения площади земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных на каком-либо праве для осуществления сельскохозяйственной деятельности на территории Тверской области |
га |
Факт |
2011 (факт) +15% |
2011 (факт) + 30% |
Показатель 7. Площадь земельных участков сельскохозяйственного назначения, оформленных с учетом предоставленных крестьянским (фермерским) хозяйствам субсидий из областного бюджета Тверской области
При предоставлении крестьянским (фермерским) хозяйствам земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, а также при переоформлении прав на данные земельные участки возникает необходимость проведения кадастровых работ (межевания) в отношении таких земельных участков.
В целях повышения эффективности рынка земель сельскохозяйственного назначения, увеличения массы собственности земель сельскохозяйственного назначения, а также надлежащего оформления прав крестьянских (фермерских) хозяйств на земельные участки департаментом по социально-экономическому развитию села Тверской области предусмотрены мероприятия по компенсации крестьянским (фермерским) хозяйствам части затрат по межеванию земель сельскохозяйственного назначения.
Данные мероприятия предусмотрены в долгосрочной целевой программе Тверской области "Государственная поддержка развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Тверской области на 2009-2012 годы", утвержденной постановлением Администрации Тверской области от 01.09.2008 N 287-па.
Мероприятие 1.2. Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Тверской области
Разграничение государственной собственности также, как и вопросы владения, пользования и распоряжения землей, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Наделение субъектов Российской Федерации полномочиями по разграничению государственной собственности на землю позволяет оптимизировать состав государственного имущества субъектов Российской Федерации, обеспечить его соответствие осуществляемым указанными субъектами полномочий, а также вовлечь земельные участки в хозяйственный оборот.
Процедура разграничения государственной собственности на землю регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". В развитие Федерального закона принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю".
Разграничение государственной собственности на землю приведет к увеличению доходов областного бюджета Тверской области от использования земельных участков. Кроме того, Тверская область, как собственник земельных участков, сможет распоряжаться этими участками и будет влиять на рациональность и эффективность их использования.
В связи с принятием Федерального закона от 27.12.2009 N 342-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статью 7 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" срок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или право собственности продлен до 1 января 2012 года.
Юридическим лицам, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, имеющим на праве постоянного бессрочного (пользования) земельные участки, находящиеся в государственной собственности Тверской области, необходимо обратиться в комитет с заявлением о переоформлении права и с приложением соответствующих документов.
Показатель 1. Отношение количества находящихся в государственной собственности Тверской области земельных участков, права на которые переоформлены в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", к количеству земельных участков, права на которые подлежат переоформлению
В настоящее время в собственности Тверской области находятся 203 земельных участка, права на которые подлежат переоформлению в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", из них переоформлено право на 78 земельных участков. Пунктом 2 статьи 3 указанного закона установлен срок переоформления прав - до 01.01.2012, с 01.01.2013 за непереоформление установлена административная ответственность. Таким образом, планируется в 2011-2013 гг. практически завершить переоформление (95%), исключение составят только недобросовестные землепользователи.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Отношение количества находящихся в государственной собственности Тверской области земельных участков, права на которые переоформлены в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", к количеству земельных участков, права на которые подлежат переоформлению |
% |
50 |
80 |
95 |
Показатель 2. Увеличение количества находящихся в государственной собственности Тверской области земельных участков, предоставленных на любом праве
Показатель отражает динамику вовлечения в оборот земельных участков, зарегистрированных в собственность Тверской области. Большая часть земельных участков (936) зарегистрирована в собственность Тверской области в порядке разграничения государственной собственности на землю и предоставлена государственным учреждениям и государственным унитарным предприятиям Тверской области. В настоящее время в собственность Тверской области зарегистрировано 1126 земельных участков, из которых предоставлено 881.
Таким образом, планируется в 2011-2013 гг. данный показатель принимать нарастающим итогом путем увеличения фактически предоставленных земельных участков на 2% за счет выставления на торги свободных земельных участков, а также предоставления сельхозяйственным товаропроизводителям.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Увеличение количества находящихся в государственной собственности Тверской области земельных участков, предоставленных на любом праве |
ед. |
900 |
919 |
937 |
Показатель 3. Соотношение количества зарегистрированных в государственную собственность Тверской области земельных участков к количеству земельных участков, подлежащих разграничению в государственную собственность Тверской области
В период с 2006 года разграничение государственной собственности на землю шло активными темпами (в 2005 году зарегистрировано 3 земельных участка, в 2010 - уже 936). Подлежат разграничению в собственность Тверской области 1 070 земельных участков. В результате реализации ДЦП планируется полностью завершить разграничение государственной собственности на землю. В дальнейшем регистрация земельных участков будет производиться по мере передачи из других уровней собственности либо в случае новых предоставлений органами местного самоуправления земельных участков областным учреждениям и предприятиям.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012* год |
2013* год |
Соотношение количества зарегистрированных в государственную собственность Тверской области земельных участков к количеству земельных участков, подлежащих разграничению в государственную собственность Тверской области |
% |
94 |
97 |
100 |
* Разграничение государственной собственности на землю будет проводиться по мере передачи земельных участков из федерального и муниципального уровней собственности.
Мероприятие 1.3. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Твери
В настоящее время в административном центре Тверской области - городе Твери - комитетом осуществляются функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Данные полномочия были возложены на комитет законом Тверской области от 22.06.2006 N 66-ЗО "О распоряжении отдельными земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" (в настоящее время - закон Тверской области от 09.04.2008 N 49-ЗО "О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области"), постановлением Администрации Тверской области от 29.06.2006 N 155-па "О реализации отдельных полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена".
Показатель 1. Площадь земельных участков на территории города Твери, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении которых принято решение о формировании для выставления на торги (конкурсы, аукционы)
Особое место занимает обеспечение формирования земельных участков для последующего предоставления на торгах - конкурсах и аукционах. Так, в соответствии со статьей 30.1 и статьей 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для жилищного строительства осуществляется исключительно на торгах.
В соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 23.08.2006 N 213-па "Об утверждении Порядка организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тверской области - городском округе город Тверь" при реализации указанных полномочий посредством проведения торгов по продаже земельных участков и продаже права на заключение договоров аренды земельных участков комитет взаимодействует с департаментом государственного заказа Тверской области. При этом департаментом государственного заказа Тверской области на основании распоряжений комитета осуществляются функции по формированию земельных участков на торги, а также по организации и проведению торгов - конкурсов и аукционов по продаже земельных участков и продаже права на заключение договоров аренды земельных участков.
Данное мероприятие предусмотрено в разработанной департаментом государственного заказа Тверской области долгосрочной целевой программе Тверской области "Повышение эффективности размещения государственного заказа и проведения торгов в сфере природопользования и земельно-имущественных отношений Тверской области на 2010-2012 годы", утвержденной постановлением Администрации Тверской области от 21.12.2009 N 564-па.
Исполнение полномочий по распоряжению земельными участками на территории города Твери является основанием для возникновения правоотношений по использованию земельных участков, находящихся в государственной собственности, и появления частной собственности на земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, что способствует формированию рынка земли в городе Твери.
Количественным показателем исполнения данной части мероприятия является площадь земельных участков на территории города Твери, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении которых приняты решения о формировании для последующего предоставления на торгах (конкурсах, аукционах).
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Площадь земельных участков на территории города Твери, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении которых принято решение о формировании для выставления на торги (конкурсы, аукционы) |
га |
46,5 |
48 |
48 |
Показатель 2. Площадь земельных участков, предоставленных на каком-либо праве
В рамках реализации полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Твери комитет осуществляет предоставление указанных земельных участков в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование. В установленных действующим законодательством случаях предоставление земельных участков производится в безвозмездное срочное пользование.
В качестве показателя выполнения данного мероприятия предлагается установить площадь земельных участков, предоставленных комитетом на каком-либо праве, предусмотренном действующим законодательством. По результатам анализа распорядительных документов комитета за предыдущие периоды установлено, что общая площадь земельных участков, предоставляемых ежегодно, составляет около 370 га. С учетом текущей деятельности комитета, объема поступающих обращений об оформлении прав на земельные участки, общей площади земельных участков на территории города Твери возможно установить следующие значения показателя мероприятия:
Планируемые значения показателя в 2011-2013 годах
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Площадь земельных участков, предоставленных на каком-либо праве |
га |
370 |
388 |
400 |
Тактическая задача 2
"Обеспечение эффективного использования земель на территории Тверской области"
В целях обеспечения эффективного использования земель на территории Тверской области комитетом осуществляются следующие мероприятия:
1) актуализация кадастровой оценки земельных участков;
2) рассмотрение ходатайств о переводе земельных участков из одной категории в другую;
3) исковая работа по освобождению самовольно занятых земельных участков;
4) проведение квалификационного экзамена кадастровых инженеров и выдача квалификационных аттестатов.
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1 |
Сбор земельного налога |
тыс. руб. |
1 206 269,6 |
1 290 708,5 |
1 381 058,1 |
2 |
Увеличение количества сделок с земельными участками (в том числе продажа на аукционах для жилищного и иного строительства) |
ед. |
22 387 |
23 039 |
23 691 |
3 |
Увеличение доходов от аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Тверской области |
тыс. руб. |
12 168,3 |
12 874,1 |
13 517,8 |
Потенциально возможный объем сбора земельного налога на территории Тверской области составляет 54 280 725,80 тыс. руб. Расчет произведен на основе данных, представленных в отчете Росреестра по Тверской области по состоянию на 01.01.2010.
Категория земель |
Площадь земельных участков, га |
Средний удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, тыс. руб./га |
Кадастровая стоимость земельных участков, тыс. руб. |
Ставка земельного налога |
Размер земельного налога, тыс. руб. |
Земли сельскохозяйственного назначения |
4 588 600,00 |
16,00 |
73 417 600,00 |
0,3% |
220 252,80 |
Земли населенных пунктов |
402 700,00 |
12 464,00 |
5 019 252 800,00 |
1,0% |
50 192 528,00 |
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения |
118 700,00 |
770,00 |
91 399 000,00 |
1,5% |
1 370 985,00 |
Земли особо охраняемых территорий и объектов |
81 600,00 |
2 040,00 |
166 464 000,00 |
1,5% |
2 496 960,00 |
Итого |
5 191 600,00 |
|
|
|
54 280 725,80 |
Итого с учетом собираемости (81%) |
|
|
|
|
43 967 387,89 |
Потенциально возможный объем сбора земельного налога, за исключением площадей сдаваемых в аренду | |||||
|
|
|
|
|
|
Категория земель |
Площадь земельных участков, га * |
Средний удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, тыс. руб./га |
Кадастровая стоимость земельных участков, тыс. руб. |
Ставка земельного налога |
Размер земельного налога, тыс. руб. |
Земли сельскохозяйственного назначения |
4 517 760,42 |
16,00 |
72 284 166,72 |
0,3% |
216 852,50 |
Земли населенных пунктов |
396 483,05 |
12 464,00 |
4 941 764 735,20 |
1,0% |
49 417 647,35 |
Земли промышленности, энергетики., транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны., безопасности и земли иного специального назначения |
116 867,49 |
770,00 |
89 987 967,30 |
1,5% |
1 349 819,51 |
Земли особо охраняемых территорий и объектов |
80 340,25 |
2 040,00 |
163 894 110,00 |
1,5% |
2 458 411,65 |
Итого |
5 111 451,21 |
|
|
|
53 442 731,01 |
Итого с учетом собираемости (81%) |
|
|
|
|
43 288 612,10 |
* В 2009 году площадь сдаваемых в аренду земельных участков составляла 80 148,8 га.
Государственная кадастровая оценка земель осуществляется в рамках работ по формированию государственного кадастра объектов недвижимости Тверской области и представляет собой постоянно действующую систему правовых, административных и технических мероприятий, направленных на оперативное обновление информации о кадастровой стоимости земель на территории Тверской области.
Проведение работ по государственной кадастровой оценке земель является необходимым мероприятием для реализации положений 31 статьи Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающего исчисление налогооблагаемой базы на основании кадастровой стоимости земельного участка, решения иных задач, направленных на повышение эффективности использования земель. При этом органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области получают инструмент, благодаря которому могут проводить социально ориентированную налоговую политику, основывающуюся на принципе прозрачности и единства подходов к налогообложению.
Процедура перевода земель или земельных участков из одной категории в другую полностью регламентирована федеральным законодательством (Федеральным законом от 24.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", статьей 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации").
Перевод земель, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Не используемые по целевому назначению (по тем или иным объективным причинам) земельные участи после перевода в иную категорию будут вовлечены в хозяйственный оборот, что позволит более эффективно использовать земли, предотвратит их зарастание мелколесьем, заболачивание территории Тверской области.
Кроме того, при осуществлении перевода земель из одной категории в другую областной бюджет Тверской области не несет затрат на осуществление этого мероприятия.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", приказом Минэкономразвития России от 22.01.2010 N 23 "Об утверждении положения о составе, порядке работы квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, порядке проведения квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, о перечне документов, представляемых одновременно с заявлением о получении квалификационного аттестата кадастрового инженера", постановлением Администрации Тверской области от 29.06.2010 N 315-па "Об уполномоченном органе на выдачу квалификационных аттестатов кадастровых инженеров", уполномоченным органом по осуществлению предусмотренных действующим федеральным законодательством функций, связанных с обеспечением кадастровой деятельности, в том числе по выдаче квалификационных аттестатов кадастрового инженера и рассмотрению обстоятельств, являющихся основаниями для аннулирования квалификационных аттестатов кадастровых инженеров, является комитет.
Таким образом, с 1 января 2011 года кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий кадастровый аттестат кадастрового инженера, прошедшего аттестацию на соответствие квалификационным требованиям.
Мероприятие 2.1. Актуализация кадастровой оценки земельных участков
Поскольку земельный налог в размере 100% поступает в местные бюджеты, в результате актуализации государственной кадастровой оценки земель произойдет увеличение налоговых поступлений в доходные части бюджетов муниципальных образований. Поступления от аренды и продажи земельных участков, государственная и муниципальная собственность на которые разграничена, в 100% объеме поступают в соответствующий уровень бюджета, что позволяет увеличить собственные доходы бюджетов соответствующих уровней.
Кроме того, актуализация кадастровой оценки земель призвана стимулировать собственников к рациональному использованию земли, вовлечению в рыночный оборот не используемых ими земельных участков.
В соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 16.10.2006 N 255-па "Об актуализации государственной кадастровой оценки земель Тверской области" на территории Тверской области за период с 2006 года проведена актуализация государственной кадастровой оценки следующих категорий земель:
- земель сельскохозяйственного назначения I группы - сельскохозяйственные угодья (постановление Администрации Тверской области от 29.11.2006 N 286-па);
- земель населенных пунктов (постановление Администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503-па);
- земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения (постановление Администрации Тверской области от 30.12.2008 N 504-па).
Показатель 1. Площадь категорий земель Тверской области, прошедших актуализацию кадастровой стоимости в отчетном периоде
В 2011 году планируется актуализация кадастровой стоимости земель водного фонда и лесного фонда, в 2012 - земель сельскохозяйственного назначения, в 2013 - земель населенных пунктов. В соответствии с законодательством кадастровая оценка проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. В связи с тем, что первоначально кадастровая оценка по разным категориям утверждалась в разные годы, наступление очередного срока для каждой категории будет различным. Вместе с тем данный показатель позволит в абсолютных цифрах отразить проведение работ по актуализации кадастровой оценки.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Площадь категорий земель Тверской области, прошедших актуализацию кадастровой стоимости в отчетном периоде |
тыс. га |
2854,4 (земли водного фонда, лесного фонда) |
4716,8 (земли сельскохозяйственного назначения) |
402,7 (земли населенных пунктов) |
Показатель 2. Проведение в календарном году мероприятий по кадастровой оценке в установленный срок
Показатель отражает наличие и отсутствие мероприятий по кадастровой оценке в течение отчетного периода. Кадастровая оценка земель представляет собой постоянно действующую систему мероприятий, обеспечивающих оперативное обновление информации о стоимости земель на территории Тверской области. Наличие мероприятий по кадастровой оценке в любой стадии будет отражать непрерывность этого процесса и соблюдение установленных сроков проведения кадастровой оценки.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Проведение в календарном году мероприятий по кадастровой оценке в установленный срок |
Да/нет |
да |
да |
да |
Мероприятие 2.2. Рассмотрение ходатайств о переводе земельных участков из одной категории в другую
Процедура перевода земельных участков из одной категории в другую полностью регламентирована федеральным законодательством (Федеральным законом от 24.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", статьей 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" в случае включения земельных участков в границы населенных пунктов).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного закона N 172-ФЗ следует читать как "21.12.2004"
Указанными законами установлены соответствующие требования к ходатайству о переводе и прилагаемым документам.
Показатель 1. Соотношение поступивших ходатайств о переводе земельных участков к общему количеству переведенных земельных участков
В среднем соотношение поступивших ходатайств о переводе к общему количеству переведенных земельных участков за истекший период 2008-2009 годов и первое полугодие 2010 года составило 30%.
В связи с улучшением качества подготовки документов при подаче ходатайств о переводе, в том числе представлении заявителем обоснования необходимости использования земельного участка в составе испрашиваемой категории земель, а также целесообразности перевода, прогнозируется увеличение данного показателя. Кроме того, увеличению показателя будет способствовать продление действия статьи 4.1. Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", определяющей полномочия исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации при включении земельных участков в границы населенного пункта (до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов).
Увеличивающийся показатель (соотношение поступивших ходатайств о переводе к общему количеству переведенных земельных участков) будет указывать на повышение эффективности использования земельных участков путем вовлечения их в хозяйственный оборот.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Соотношение поступивших ходатайств о переводе земельных участков к общему количеству переведенных земельных участков |
% |
40 |
50 |
60 |
Методика расчета:
Определяется в процентном соотношении по следующей формуле:
Х= N1/N2*100,
где
Х - процентное соотношение поступивших ходатайств о переводе земельных участков к количеству переведенных земельных участков, %;
N1 - количество переведенных земельных участков, ед.;
N2 - количество поступивших ходатайств о переводе земельных участков из одной категории в другую, шт.
Мероприятие 2.3. Исковая работа по освобождению самовольно занятых земельных участков
Показатель 1. Соотношение количества поданных исков об освобождении самовольно занятых земельных участков к количеству поступивших из Управления Росреестра по Тверской области материалов по факту самовольного занятия земельных участков
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689, Управление Росреестра по Тверской области осуществляет контроль за соблюдением земельного законодательства при использовании земельных участков.
Управление Росреестра по Тверской области направляет материалы по административным делам по факту самовольного занятия земельных участков в комитет в целях устранения существующих нарушений земельного законодательства.
Комитет в рамках предоставленных ему полномочий осуществляет подготовку и подачу в суд исковых заявлений об освобождении самовольно занятых земельных участков.
На 2011 год запланировано соотношение количества исков об освобождении самовольно занятых земельных участков к количеству поступивших из Управления Роснедвижимости по Тверской области материалов по факту самовольного занятия земельных участков в размере 85%. Указанный показатель будет ежегодно стремиться к увеличению.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Соотношение количества поданных исков об освобождении самовольно занятых земельных участков к количеству поступивших из Управления Роснедвижимости по Тверской области материалов по факту самовольного занятия земельных участков |
% |
85 |
86 |
87 |
Мероприятие 2.4. Проведение квалификационного экзамена кадастровых инженеров и выдача квалификационных аттестатов
На территории Тверской области уполномоченным органом по осуществлению предусмотренных действующим федеральным законодательством функций, связанных с обеспечением кадастровой деятельности, в том числе по выдаче квалификационных аттестатов кадастрового инженера и рассмотрению обстоятельств, являющихся основаниями для аннулирования квалификационных аттестатов кадастровых инженеров, является комитет, что подтверждено постановлением Администрации Тверской области от 29.06.2010 N 315-па "Об уполномоченном органе на выдачу квалификационных аттестатов кадастровых инженеров".
В соответствии с наделенными полномочиями комитетом принято распоряжение от 10.08.2010 N 2199 "О создании квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам". Квалификационная комиссия состоит из восьми членов, включая представителей уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - комитета по управлению имуществом Тверской области, представителей Управления Росреестра по Тверской области и ФГУ "Земельная кадастровая палата". Распоряжение комитета было опубликовано в газете "Тверская жизнь"14 августа 2010 года, размещено на сайте комитета, а также на интернет-сайте Росреестра.
Квалификационный аттестат выдается после сдачи претендентом квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам. Аттестат действует на всей территории Российской Федерации, является документом единого федерального образца и признается действующим со дня внесения сведений о кадастровом инженере в государственный реестр кадастровых инженеров.
Программа квалификационного экзамена утверждена приказом Минэкономразвития России от 15.03.2010 N 99 "Об утверждении программы квалификационного экзамена на соответствие требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам". Вопросы и варианты ответов программы квалификационного экзамена размещены на официальном сайте Росреестра www.rosreestr.ru.
Показатель 1. Соотношение общего количества поступивших заявлений к числу выданных аттестатов
Претендент, желающий сдать квалификационный экзамен, представляет в комитет заявление о получении квалификационного аттестата с приложением соответствующих документов. В случае сдачи квалификационного экзамена будет выдан квалификационный аттестат.
В связи с этим на рынке должны появиться кадастровые инженеры (новый вид специалистов, которые будут заниматься и землеустроительными работами, и технической инвентаризацией зданий и сооружений). Выход на рынок новых специалистов плюс здоровая конкуренция сделают этот вид услуг гораздо дешевле и качественнее.
Увеличивающийся показатель (соотношение общего количества поступивших заявлений к числу выданных аттестатов) будет указывать на повышение уровня подготовки к экзаменам, что в свою очередь повысит качество землеустроительных (кадастровых) работ. Данное обстоятельство будет также указывать на повышение эффективности использования земель путем вовлечения их в хозяйственный оборот.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Соотношение общего количества поступивших заявлений к числу выданных аттестатов |
% |
50 |
55 |
60 |
Методика расчета:
Определяется в процентном соотношении по следующей формуле:
А= N1/N2*100,
где
А - процентное соотношение поступивших заявлений о получении аттестата к количеству выданных аттестатов, %;
N1 - количество выданных аттестатов, ед.;
N2 - количество поступивших заявлений о получении аттестатов, шт.
Тактическая задача 3
"Информационное обеспечение деятельности комитета по управлению имуществом Тверской области"
Для повышения информационной прозрачности процесса развития рынка земли, расширения доступа граждан, юридических лиц и общественных объединений к информации о ситуации в сфере управления земельными ресурсами, нормативно-правовой базе в сфере земельных отношений, информации о земельных участках, зарегистрированных в государственную собственность Тверской области, о порядках их предоставления, а также переоформления прав, о результатах проводимого мониторинга, а также для выявления проблемных вопросов в области земельных отношений комитетом осуществляются следующие мероприятия:
1) организуется информационное обеспечение управления земельными ресурсами;
2) проведение семинаров (конференций, совещаний) по вопросам земельно-имущественных отношений;
3) проведение социологического опроса по вопросам земельных отношений.
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1 |
Степень удовлетворенности населения деятельностью органов государственной власти в сфере управления земельными ресурсами |
% |
факт |
+5% к 2011 году |
+5% к 2012 году |
2 |
Степень информированности населения о мерах, принимаемых Администрацией Тверской области в области земельных отношений |
% |
факт |
+5% к 2011 году |
+5% к 2012 году |
Мероприятие 3.1. Информационное обеспечение управления земельными ресурсами
В целях информационного обеспечения управления земельными ресурсами комитетом осуществляется размещение на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и информационных стендах актуальной информации о нормативных правовых актах по земельным вопросам, деятельности комитета за отчетные периоды, информации о земельных участках сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Тверской области, и порядке их предоставления, о значениях показателей в части предоставления земельных участков под строительство, мониторинг которых осуществляет комитет в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.06.2007 N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", а также во исполнение Послания Губернатора Тверской области Законодательному Собранию Тверской области от 03.03.2010 N 156-ра в разрезе муниципальных образований Тверской области, а также иных справочно-информационных материалов по предмету деятельности комитета. На сайте комитета по управлению имуществом Тверской области планируется ведение видеоблога руководителя.
Информационная прозрачность деятельности комитета обеспечивается выступлениями председателя комитета и статс-секретаря - заместителя председателя комитета в региональных средствах массовой информации.
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1 |
Количество пользователей, посетивших сайт |
чел. |
2000 |
2500 |
3000 |
2 |
Периодичность обновления сайта |
ед. |
100 |
120 |
150 |
3 |
Повышение рейтинга по критерию открытости деятельности |
% |
факт |
+5% к 2011 году |
+5% к 2012 году |
4 |
Количество публикаций в СМИ, освещающих вопросы управления земельными ресурсами |
ед. |
60 |
60 |
60 |
5 |
Количество СМИ, освещающих вопросы земельных отношений |
ед. |
4 |
5 |
6 |
6 |
Количество журналистов, находящихся в реестре |
чел. |
12 |
24 |
30 |
Мероприятие 3.2. Проведение семинаров (конференций, совещаний) по вопросам земельно-имущественных отношений
Специалисты комитета организуют и принимают участие в семинарах, конференциях, совещаниях по вопросам земельно-имущественных отношений, что способствует распространению практического опыта, а также повышению информационной прозрачности деятельности комитета. В рамках взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области организуется участие в зональных совещаниях с главами городских и сельских поселений Тверской области.
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1 |
Количество участников |
чел. |
200 |
200 |
200 |
2 |
Количество проведенных семинаров (конференций, совещаний) по вопросам земельно-имущественных отношений |
ед. |
8 |
8 |
8 |
3 |
Количество риэлторов, принявших участие в обучающих семинарах |
чел. |
60 |
60 |
60 |
4 |
Количество оценщиков, принявших участие в обучающих семинарах |
чел. |
60 |
60 |
60 |
Мероприятие 3.3. Проведение социологического опроса по вопросам земельных отношений
В целях изучения общественного мнения по наиболее значимым вопросам управления государственным имуществом Тверской области комитетом планируется проведение экспертных социологических опросов. Их проведение направлено на получение новой информации и выявление общественного мнения. Анализ результатов социологических опросов призван обеспечить баланс интересов населения при осуществлении нормотворческой деятельности, определении методик и подходов к управлению государственным имуществом.
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1 |
Количество респондентов, принявших участие в социологическом опросе |
чел. |
не менее 400 |
не менее 400 |
не менее 400 |
2 |
Доля населения Тверской области, удовлетворенного деятельностью исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Тверской области в сфере земельных отношений |
% |
факт |
+5% к 2011 году |
+5% к 2012 году |
Тактическая задача 4
"Обеспечение взаимодействия комитета по управлению имуществом Тверской области с муниципальными образованиями Тверской области, областными исполнительными органами государственной власти Тверской области и сторонними организациями"
Комитет в рамках исполнения своих полномочий осуществляет взаимодействие с муниципальными образованиями, органами государственной власти и организациями.
Данное взаимодействие осуществляется в целях планомерной и системной реализации земельной политики на территории Тверской области.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Эффективность взаимодействия со всеми заинтересованными органами власти и организациями |
% |
100% |
100% |
100% |
Мероприятие 4.1. Методическое обеспечение деятельности муниципальных образований Тверской области в сфере управления земельными ресурсами
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Администрация Тверской области заинтересована в соблюдении действующего законодательства на территории Тверской области и принимает меры, направленные на осуществление контроля за действиями органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В целях формирования единой политики в области землепользования на территории Тверской области, обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения взаимодействия органов государственной власти Тверской области и местного самоуправления в области территориального планирования, повышения эффективности деятельности по вопросам землепользования в 2009 году Администрацией Тверской области было принято распоряжение от 30.04.2009 N 311-ра "О действиях при распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена".
В рамках данного правового акта комитетом были заключены соглашения о взаимодействии с муниципальными образованиями Тверской области. По результатам рассмотрения документов, направляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области в Администрацию Тверской области за период с момента заключения соответствующих соглашений о взаимодействии по декабрь 2009 года, комитетом были выявлены многочисленные несоответствия правовых актов нормам земельного законодательства, что составило 77% от общего количества проектов, направленных муниципальными образованиями на рассмотрение. По результатам рассмотрения комитетом были подготовлены и направлены в муниципальные образования Тверской области типовые замечания на проекты правовых актов и соответствующие разъяснения, кроме того, ежедневно предоставляются консультации по телефону. В целях контроля комитет осуществляет ведение реестра учета информации о направленных муниципальными образованиями Тверской области проектах правовых актов о распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В результате проводимой работы в конце 2009 года, по сравнению с начальным этапом реализации распоряжения Администрации Тверской области от 30.04.2009 N 311-ра, качество подготовки органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области проектов правовых актов по распоряжению земельными участками улучшается (за 7 месяцев 2010 года комитетом рассмотрено 2143 проекта, по результатам рассмотрения которых выявлено и направлено 1485 заключений о несоответствии нормам земельного законодательства, что составило 69%). Таким образом, осуществление нормативно-методического обеспечения процесса предоставления земельных участков способствует совершенствованию процедур предоставления земельных участков, в том числе и под жилищное и иное строительство.
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1 |
Отношение количества проектов правовых актов о распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, с выявленными замечаниями к общему количеству проектов, направленных муниципальными образованиями на рассмотрение |
% |
65 |
60 |
55 |
2 |
Исключение из проектов правовых актов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, несоответствий нормам действующего земельного законодательства |
% |
100 |
100 |
100 |
Показатель 3. Разработка модельной программы для муниципальных образований Тверской области и обеспечение ее внедрения
Учитывая, что распоряжение земельными участками, не разграниченными по уровням собственности, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, развитие рынка земли на территории Тверской области во многом зависит от повышения эффективности, оптимизации деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области в сфере земельных отношений.
В связи с этим в рамках методического обеспечения деятельности муниципальных образований Тверской области в сфере управления земельными ресурсами комитетом также планируется разработка и внедрение модельной программы для муниципальных образований Тверской области
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Разработка модельной программы для муниципальных образований Тверской области и обеспечение ее внедрения |
да/нет |
да (разработка) |
да (внедрение) |
да (внедрение) |
Мероприятие 4.2. Мониторинг предоставления земельных участков для строительства на территории Тверской области
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.06.2007 N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" за комитетом закреплены следующие показатели в части предоставления земельных участков под строительство:
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1 |
Доля земельных участков в субъекте Российской Федерации, предоставленных для строительства (кроме жилищного) по результатам торгов, в общей площади земельных участков в субъекте Российской Федерации, предоставленных для строительства (кроме жилищного) (N 40) * |
% |
38,66 |
39 |
39 |
2 |
Площадь земельных участков, предоставленных для жилищного строительства и комплексного освоения в расчете на душу населения субъекта Российской Федерации (N 217) * |
кв.м |
4 |
4,5 |
4,5 |
3 |
Площадь земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, в отношении которых с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию в течение 3 лет (N 221) * |
кв.м. |
242500 |
230000 |
230000 |
* Значения по показателям будут уточняться по результатам мониторинга ежегодно.
В целях исполнения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года, Послания Губернатора Тверской области Д.В. Зеленина Законодательному Собранию Тверской области комитет осуществляет ежеквартальный анализ и мониторинг предоставления земельных участков в целях жилищного строительства муниципальными образованиями на территории Тверской области.
С учетом изложенного в рамках реализации ДЦП комитетом планируется продолжить ведение мониторинга в отношении указанных показателей.
Комитет по управлению имуществом Тверской области осуществляет также контроль за оформлением (переоформлением) гражданами в собственность земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, дачного и гаражного строительства, садоводства, огородничества, в том числе в упрощенном порядке, предусмотренном Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", направление соответствующих обращений о необходимости активизации работы в данном направлении в муниципальные образования Тверской области, а также запросов в орган, обеспечивающий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сбор и анализ представленной информации во исполнение поручения Губернатора Тверской области от 17.07.2009 N 199 по вопросу увеличения массы собственности и количества собственников земельных участков. Указанные мероприятия способствуют обеспечению прав граждан на владение, пользование и распоряжение землей.
Кроме того, с целью взаимодействия с общественностью, коллективного обсуждения, выработки предложений и рекомендаций по актуальным вопросам управления государственным имуществом Тверской области создана коллегия комитета. В состав коллегии в числе прочих входят представители общественных объединений, которые могут вносить на рассмотрение коллегии предложения по вопросам повышения эффективности управления государственным имуществом Тверской области.
Мероприятие 4.3. Реализация взаимодействия с Управлением Росреестра по Тверской области, органами власти и сторонними организациями
Комитетом планируется обеспечение взаимодействия с Управлением Росреестра по Тверской области в целях решения текущих и перспективных задач.
В соответствии с поручением Губернатора Тверской области от 20.07.2010 N 846 комитетом организована работа по обеспечению взаимодействия между Администрацией Тверской области и Управлением Росреестра по Тверской области. В рамках указанной работы планируется подготовка и подписание единого соглашения, предусматривающего ранее достигнутые договоренности, а также вопросы:
- осуществления мониторинга за состоянием очередей, соблюдением сроков рассмотрения документов, представляемых на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удовлетворенности населения качеством оказываемых услуг;
- оказания содействия Управлению Росреестра по Тверской области в создании электронного портала предоставления оказываемых Управлением Росреестра по Тверской области государственных услуг (электронная регистрация заявителей, подача заявлений о предоставлении услуги в электронном виде, получение информации и бланков необходимых документов, информирование населения о прохождении документов через Интернет и т.д.) в случае, если указанное содействие будет необходимо;
- организации взаимодействия в части обеспечения деятельности государственного бюджетного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг";
- взаимных обязательств по созданию и деятельности "мобильных бригад" и материально-техническому оснащению "мобильных офисов";
- ежегодного формирования Плана совместной работы в целях решения текущих и перспективных задач Управления Росреестра по Тверской области и областных исполнительных органов государственной власти Тверской области.
В свою очередь, в соответствии с поручением Губернатора Тверской области от 07.06.2010 N 664, мероприятия по материально-техническому оснащению "мобильных бригад" будут включены в долгосрочную целевую программу Тверской области "Развитие транспортной системы Тверской области на 2009-2011 годы", утвержденную постановлением Администрации Тверской области от 01.09.2008 N 294-па.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Реализация Плана совместной работы Управления Росреестра по Тверской области и областных исполнительных органов государственной власти Тверской области в части, касающейся комитета |
Да/нет (1/0) |
1 |
1 |
1 |
Показатель 2. Обеспечение информационного обмена с риэлторскими компаниями, оценщиками
В целях обеспечения наиболее эффективного исполнения своих функций комитетом планируется осуществление информационного обмена с риэлторскими компаниями, оценщиками в части получения информационных и статистических данных, необходимых для проведения анализа развития рынка земли на территории Тверской области.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Обеспечение информационного обмена с риэлторскими компаниями, оценщиками |
Да/Нет (1/0) |
1 |
1 |
1 |
Мероприятие 4.4. Субсидия некоммерческим организациям (далее - НКО) (грант) на организацию "горячей линии" и другие мероприятия по вопросам земельных отношений
В период 2011-2013 гг. планируется проведение "горячей линии" по приему обращений граждан (организаций).
Предоставление оперативных консультаций по вопросам:
- начисления земельного налога;
- кадастровой стоимости земельных участков;
-приема заявлений от претендентов на получение аттестата кадастрового инженера;
- переоформления права постоянного (бессрочного) пользования;
- перевода земельных участков из одной категории в другую;
- формирования земельных участков в счет невостребованных земельных долей;
- особенностей продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, с учетом обязанности соблюдения преимущественного права Тверской области на выкуп земель сельскохозяйственного назначения;
- предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Тверской области;
- порядка предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства;
- порядка, времени приема заявителей по вопросам предоставления земельных участков на территории города Твери, государственная собственность на которые не разграничена.
Вопросы и варианты ответов, поступающие на "горячую линию", будут размещены на сайте комитета и опубликованы в средствах массовой информации. Планируется также ежемесячная публикация графика дежурств экспертов в средствах массовой информации.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Количество НКО, получивших гранты |
ед. |
3 |
3 |
3 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.