Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I
Характеристика проблем
Анализ демографической ситуации и состояния системы здравоохранения
За последние пять лет в Тверской области отмечается улучшение демографической ситуации. По сравнению с 2005 годом продолжительность жизни в 2010 году увеличилась на 3,4 года и составила 65,9 года. Продолжительность жизни мужчин за это время выросла на 4,0 года и составила 58,6 года, у женщин - соответственно - на 2,1 и 72,5 года.
Показатель общей смертности населения Тверской области остается высоким, но ежегодно снижается. За последние пять лет снижение составило 12,6 % (с 23,1 промилле в 2005 году до 20,2 промилле в 2010 году). По Российской Федерации (далее - РФ) в 2010 году показатель общей смертности населения составил 14,3 промилле, по Центральному федеральному округу (далее - ЦФО) - 15,8 промилле. Показатель рождаемости в Тверской области за период с 2005 по 2010 год вырос на 18,3 % (с 9,3 промилле в 2005 году до 11 промилле в 2010 году). По РФ в 2010 году показатель рождаемости составил 12,6 промилле.
В Тверской области детей в возрасте от 0 до 18 лет - 236 458 человек. Доля детей в популяции составляет 17,7 % (в РФ - 19,9 %). В регионе сложилась устойчивая динамика снижения младенческой и материнской смертности: к уровню 2005 года младенческая смертность снизилась в 2010 году на 59,7 % (с 13,4 промилле до 8,0 промилле), по РФ в 2010 году данный показатель составил 7,5 промилле по ЦФО - 6,6 промилле. Материнская смертность за этот же период снизилась на 33,4 % (с 60,5 до 20,2 на 100 тысяч новорожденных, родившихся живыми).
Около 40 % всех смертей населения Тверской области приходится на наиболее трудоспособный возраст 25-64 года. В этом возрасте более 80% всех смертей обусловлены неинфекционными болезнями и внешними причинами. С начала реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" с 2006 по 2010 годы смертность населения Тверской области в трудоспособном возрасте, оставаясь высокой, снизилась на 8,3 % (в РФ - на 6,6 %).
В структуре основных причин смерти на первом месте - болезни системы кровообращения - 63,3 % (1 442,7 на 100 000 человек населения в 2005 году, 1 288,8 - в 2010 году), по РФ данный показатель в 2010 году составил 804,2, по ЦФО - 946,1; на втором месте - новообразования - 12,1 % (236,6 на 100 000 человек населения в 2005 году, 227,2 - в 2010 году), по РФ данный показатель в 2010 году составил 206,2, по ЦФО - 239,1; на третьем - несчастные случаи, отравления и травмы - 11,2 % (332,2 на 100 000 человек населения в 2005 году, 211,3 - в 2010 году), по РФ данный показатель в 2010 году составил 145,5; на четвертом - болезни органов пищеварения 4,0 % (87,2 на 100 000 человек населения в 2010 году), по РФ данный показатель в 2010 году составил 64,3; на пятом - болезни органов дыхания 3,6 % (65,3 на 100 000 человек населения в 2010 году), по РФ данный показатель в 2010 году составил 51,8.
Среди внешних причин смерти на первом месте находятся случайные отравления алкоголем - 15,7 % (34,9 на 100 000 человек населения, что на 32,7% выше среднероссийского уровня), на втором - самоубийства 15,0 % (33,0 на 100 000 человек населения, что на 24,5 % выше среднероссийского уровня), на третьем - дорожно-транспортные происшествия 10,7 % (23,7 на 100 000 человек населения, что на 63,4 % выше среднероссийского уровня), на четвертом - убийства 8,9 % (19,6 на 100 000 человек населения, что на 29,8 % выше среднероссийского уровня).
За период с 2005 по 2010 год смертность от болезней системы кровообращения сократилась на 10,7 % (с 1442,8 до 1288,8 на 100 000 человек населения), в том числе в трудоспособном возрасте - на 35,3 % (с 386,6 до 250,0 на 100 000 человек населения соответствующего возраста); от несчастных случаев, отравлений и травм - на 36,4 % (с 332,2 до 211,3 на 100 000 человек населения), от дорожно-транспортных происшествий - на 35 % (с 32,9 до 21,4 на 100 000 человек населения); от новообразований - на 4 % (с 236,6 до 227,2 на 100 000 человек населения), а в трудоспособном возрасте снизился на 14,9 % (с 108,2 до 92,1 на 100 000 человек населения соответствующего возраста).
Для дальнейшего снижения показателя смертности населения в регионе предусмотрена система мероприятий. Планируется дальнейшее реформирование инфраструктуры здравоохранения и приведение ее в соответствие с численностью и составом населения Тверской области, а также со структурой заболеваемости и смертности на территории Тверской области, укрепление материально-технической базы и кадрового обеспечения учреждений здравоохранения Тверской области.
Наиболее важный аспект улучшения демографической ситуации - снижение смертности вследствие социально значимой патологии и неестественных причин путем дальнейшего развития профилактического направления, проведения своевременной и качественной диспансеризации обслуживаемого населения. Мероприятия проводятся на территории Тверской области как в рамках региональных и федеральных целевых программ, так и приоритетного национального проекта "Здоровье".
Планируется существенно активизировать работу Центров здоровья. В 2011 году планируется увеличить количество посещений Центров здоровья за счет жесткого планирования работы врачей первичного звена по направлению в Центры здоровья лиц с факторами риска заболеваний и здоровых граждан. Кроме этого, начиная с 2011 года на Центры здоровья будет возложена обязанность по выявлению (тестирование) различного рода зависимостей, в том числе наркотической, никотиновой и алкогольной зависимостей и игроманий. Будет налажено психологическое тестирование обращающихся, выявление у них признаков наркопотребления.
В рамках реализации мероприятий по снижению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в 2011 году будут созданы и оснащены три первичных сосудистых центра на базе муниципального учреждения здравоохранения "Бежецкая центральная районная больница", Нелидовского муниципального учреждения "Центральная районная больница", одного из муниципальных учреждений здравоохранения города Твери (в дополнение к четырем сосудистым центрам, организованным в 2010 году в рамках реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье" по совершенствованию оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями).
К 2012 году планируется завершить структурное реформирование кардиологической и неврологических служб за счет концентрации ресурсов на базе 33 профильных отделений, объединенных едиными порядками оказания помощи, обеспечивающих доставку и лечение пациентов, а также организовать новое межрайонное кардиологическое отделение на базе муниципального учреждения здравоохранения "Калининская центральная районная больница".
Для снижения смертности от онкологических заболеваний планируется осуществить концентрацию стационарных мощностей для лечения злокачественных новообразований на базе государственного учреждения здравоохранения "Областной клинический онкологический диспансер", укрепление его лечебно-диагностической базы, а также расширение функций первичных онкологических кабинетов в муниципалитетах Тверской области для раннего выявления онкологических заболеваний в муниципальных образованиях региона.
С целью раннего выявления онкологической патологии в 2011-2012 годах будет осуществлена перестройка работы первичных онкологических кабинетов центральных районных больницах и придание им новых функций по раннему выявлению онкологических заболеваний, мониторингу и профилактике. Во всех районах Тверской области, где отсутствуют врачи-онкологи, будет осуществлена подготовка специалистов по онкологии в рамках 72-часовой программы.
В 2012 году планируется открытие онкологического отделения на 20 коек в государственном учреждении здравоохранения "Детская областная клиническая больница".
Для снижения смертности от внешних причин в Тверской области разработан комплекс мер, связанных с реализацией мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, причем часть этих мероприятий была реализована в 2009-2010 годах на региональном участке федеральной трассы М-10 "Россия".
В 2011-2012 годах планируется реализовать мероприятия по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на региональном участке федеральной трассы М-9 "Балтия".
Кроме этого, учитывая высокую смертность от самоубийств, в Тверской области разработан организационный план работы по предупреждению суицидальных состояний - развертывание кабинетов кризисных состояний в медицинских учреждениях Тверской области.
В 2011-2012 годах будут организованы кризисные центры и открыты кабинеты социально-психологической помощи на базе 5 государственных и муниципальных учреждений здравоохранения (государственное учреждение здравоохранения "Областной клинический психоневрологический диспансер", государственное учреждение здравоохранения "Центр специализированных видов медицинской помощи им. В.П. Аваева", муниципальное учреждение "Вышневолоцкая центральная районная больница", муниципальное учреждение здравоохранения "Конаковская центральная районная больница", государственное учреждение здравоохранения "Областная клиническая психиатрическая больница им. Литвинова"), там же начнут работу телефоны доверия.
Эпидемиологическая ситуация в регионе характеризуется устойчивым ростом заболеваемости населения. Так, за период 2005-2010 годов заболеваемость выросла на 8,1 % (с 146 981,0 на 100 000 человек населения в 2005 году до 158 877,7 в 2010 году). В ходе проводимой дополнительной диспансеризации граждан выявляемость заболеваний на 53,1 % выше, чем в РФ.
В структуре заболеваемости населения Тверской области преобладают болезни органов дыхания - 25,9 % (рост - на 8,9 %, с 37 757,5 на 100 000 человек населения в 2005 году до 41 119,7 в 2010 году), болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани - 9,4 % (рост - на 18,5 %, с 12 607,4 на 100 000 человек населения в 2005 году до 14 943,7 в 2010 году), болезни глаза и его придаточного аппарата - 6,3 % (снижение - на 8,3 %, с 10 847,4 на 100 000 человек населения в 2005 году до 9 941,8 в 2010 году).
Необходимо отметить рост заболеваемости болезнями эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ - на 34,3 % (с 4 536,3 на 100 000 человек населения в 2005 году до 6 092,4 в 2010 году), в том числе сахарным диабетом - на 23 % (с 1 907,3 на 100 000 человек населения в 2005 году до 2 345,4 в 2010 году), болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением - на 28 % (с 5 588,9 на 100 000 человек населения в 2005 году до 7 153,7 в 2010 году), болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани - на 18,5 % (с 12 607,4 на 100 000 человек населения в 2005 году до 14 943,7 в 2010 году), нервной системы - на 3 % (с 5 993,6 на 100 000 человек населения в 2005 году до 6 171,8 в 2010 году).
Несмотря на предпринимаемые усилия по совершенствованию медицинской помощи матерям и детям, в службе сохраняются проблемные показатели. Так, заболеваемость осложнениями беременности, родов и послеродового периода выросла на 31,3 % (с 6 981,7 на 100 000 человек населения в 2005 году до 9 167,9 в 2010 году), доля нормальных родов составляет всего 35,0 % (по РФ - 37,5 %), сохраняется низким процент детей первой группы здоровья - 18,2 % (по РФ - 35,5 %).
Заболеваемость детей выросла на 8,1 % (с 2 304,3 случая на 1 000 человек детского населения в 2005 году до 2 590,1 случая в 2010 году).
Вместе с тем на 15 % снизилась заболеваемость инфекционными и паразитарными болезнями (с 5 080,3 на 100 000 человек населения в 2005 году до 4 311,4 в 2010 году). Произошло значительное снижение заболеваемости населения Тверской области инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики: вирусным гепатитом - в 3,8 раза, гриппом - более, чем в 10 раз, краснухой - в 1 257 раз. Достигнута достаточная степень защищенности населения от кори, что свидетельствует о готовности территории к сертификации элиминации кори.
Особую тревогу вызывает ситуация с распространением туберкулеза в регионе. Отмечается снижение заболеваемости туберкулезом до 74,4 на 100 000 человек населения, что на 9,9 % ниже среднероссийского уровня (в РФ - до 82,6 на 100 000 человек населения).
В 2010 году показатель смертности от туберкулеза составил 19,6 на 100 000 человек населения, причем треть больных умирает в течение первого года с момента установления диагноза. Такая ситуация говорит о поздней выявляемости данной патологии и ее неэффективном лечении.
Отмечается рост заболеваемости злокачественными новообразованиями с 321,2 до 421,8 на 100 000 человек населения, что на 18,5 % выше среднероссийского уровня (в РФ - до 355,9 на 100 000 человек населения).
Регистрируется снижение заболеваемости хроническим алкоголизмом до 59,8 случаев на 100 000 человек населения, что на 22,2 % ниже среднероссийского уровня (в РФ - снижение до 76,9 на 100 000 человек населения). Вместе с тем регистрируется высокий уровень заболеваемости алкогольными психозами и алкоголизмом - 131,9 на 100 000 человек населения, что на 17,3 % выше среднего по РФ уровня (в РФ - 112,5; в ЦФО - 109,6), в том числе алкогольными психозами - 57,12 на 100 000 человек населения, что на 54,67 % выше среднего по РФ уровня (в РФ - 35,67; в ЦФО - 37,76).
Отмечается снижение заболеваемости наркоманиями до 8,7 на 100 000 человек населения, что в 2 раза ниже среднероссийского уровня (в РФ - до 17,8 на 100 000 человек населения). Такая ситуация свидетельствует о плохой выявляемости патологии.
Инвалидность в Тверской области не уменьшается, в том числе и среди лиц трудоспособного возраста, доля которых в общем числе лиц, впервые признанных инвалидами, составляет не менее 40 %.
Таким образом, показатели заболеваемости и инвалидности населения, а также высокая выявляемость заболеваний в ходе дополнительной диспансеризации, регистрирующиеся на фоне высокой смертности, свидетельствуют о значительной пораженности населения болезнями и недостаточной работе системы здравоохранения, особенно ее первичного звена, по предупреждению и раннему выявлению патологии.
Характеристика системы здравоохранения Тверской области
За последние пять лет система регионального здравоохранения претерпела структурные преобразования, направленные на обеспечение доступности и качества медицинской помощи, в том числе связанные с реализацией приоритетного национального проекта "Здоровье".
Система областного здравоохранения включает в себя 124 государственных и муниципальных учреждения здравоохранения. По данным федерального статистического наблюдения, к началу 2009 года медицинская помощь населению Тверской области оказывалась в 79 больничных учреждениях, 25 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждениях, 88 амбулаторно-поликлинических учреждениях, входящих в состав других учреждений, 10 диспансерах, 11 стоматологических поликлиниках, 669 фельдшерско-акушерских пунктах, 5 врачебных здравпунктах, 21 фельдшерских здравпунктах. Из общего числа больниц 6 находятся в подчинении органа управления здравоохранением (подчинение субъекту РФ).
Мощность всех амбулаторно-поликлинических учреждений Тверской области составляет 24 340 посещений в смену. Мощность всех больничных учреждений составляет 13 391 круглосуточных коек, из которых 773 относятся к койкам сестринского ухода.
Специализированная медицинская помощь оказывается населению Тверской области в 16 областных учреждениях, в 8 межрайонных центрах. В Тверской области действуют 37 станций и отделений скорой медицинской помощи, 1 станция переливания крови, 15 отделений медицинской профилактики, 28 патологоанатомических отделений, бюро судебно-медицинской экспертизы, 4 дома ребенка, 7 санаториев, 200 офисов врачей общей (семейной) практики (в том числе в сельской местности - 154), 669 фельдшерско-акушерских пунктов.
Анализ действующей сети показывает, что в Тверской области имеется профицит фельдшерско-акушерских пунктов - 669 (при нормативе 495), большая часть из которых 332 расположена в населенных пунктах с прикрепленным населением менее 300 человек. Однако специального сокращения фельдшерско-акушерских пунктов в регионе не планируется. Все фельдшерско-акушерские пункты входят в состав сельских врачебных участков, методическое руководство которыми осуществляют врачи общей практики, сельские амбулатории или участковые больницы.
Исходя из сложившихся потоков больных, наличия транспортного сообщения, определены зоны ответственности межрайонных лечебно-диагностических и консультативных центров и отделений (далее - межрайонные центры). В межрайонных центрах, сформированных в 8 муниципальных образованиях региона, оказывается специализированная медицинская помощь по основным профилям (от 6 до 10 видов) в зависимости от мощности учреждения. Удаленность межрайонных центров от областного центра составляет от 120 до 230 км, а численность обслуживаемого населения закрепленных районов составляет от 100 000 до 150 000 человек. Оснащенность, структура и штаты межрайонных центров позволяют оказывать стационарную и амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь больным из прикрепленных районов как в плановом, так и в экстренном порядке, обеспечить реализацию принципа этапности и непрерывности медицинского обслуживания.
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" межрайонные центры участвуют в проектах по совершенствованию оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями (муниципальное учреждение "Вышневолоцкая центральная районная больница", муниципальное учреждение здравоохранения "Ржевская центральная районная больница", муниципальное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница N 6", г. Тверь), по совершенствованию оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (муниципальное учреждение "Конаковская центральная районная больница", муниципальное учреждение "Торжокская центральная районная больница", муниципальное учреждение "Вышневолоцкая центральная районная больница", муниципальное учреждение "Центральная районная больница муниципального образования Бологовский район", муниципальное учреждение здравоохранения "Городская больница скорой медицинской помощи", г. Тверь, государственное учреждение здравоохранения "Детская областная клиническая больница"). В структуре больных, пролеченных в межмуниципальных центрах, доля жителей прикрепленной зоны обслуживания составляет 18 %.
В Тверской области проведена инвентаризация сети круглосуточных стационаров, реструктуризированы круглосуточные койки в учреждениях, не имеющих ресурсов для организации медицинской помощи в соответствие со стандартами. Однако до настоящего времени структура и мощность коечного фонда учреждений здравоохранения не приведены в соответствие с федеральными нормативами, не сбалансированы объемы медицинской помощи по видам предоставления.
Коечный фонд стационаров Тверской области за 2000-2010 годы сократился на 31 % (с 18247 до 12608 коек). Обеспеченность населения койками за 10 лет снизилась на 11,1 % (с 115,9 до 92,7 на 10 000 человек населения), в РФ - на 17,4 % (с 109,1 до 90,1 на 10 000 человек населения), в ЦФО - на 20,8 % (с 114,5 до 90,7 на 10 000 человек населения). Средняя занятость койки в году возросла на 9,1 % (с 284 до 310 дней), в РФ - на 3,8 % (с 313 до 325 дней), в ЦФО - на 6,0 % (с 300 до 318 дней). Средняя длительность пребывания больного на койке уменьшилась с 15,6 до 14 дней (в РФ - с 15,4 до 12,8 дней, в ЦФО - с 16,1 до 13,3 дней).
За последние пять лет объем амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной населению Тверской области, вырос на 24,5 % (с 6,527 посещение на 1 жителя в 2005 году до 8,127 в 2010 году), в РФ - рост на 4,4 % (с 9,1 до 9,5 посещения на 1 жителя), в ЦФО - на 11,9 % (с 9,2 до 10,3 посещения на 1 жителя). Однако федеральные нормативы по данному виду медицинской помощи достигнуты не были.
Низкая посещаемость амбулаторно-поликлинических учреждений коррелирует с ростом объемов скорой медицинской помощи и свидетельствует о низком качестве работы первичного звена здравоохранения области. Поэтому среди населения возрастает потребность в оказании медицинской помощи в стационаре, о чем свидетельствует рост объемов оказания стационарной помощи.
Утвержденная стоимость Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ на территории Тверской области бесплатной медицинской помощи на 2010 год составила 8 303,3 млн рублей, что на 17,1 % больше по сравнению с 2009 годом (6 885,3 млн рублей), в расчете на одного жителя - 6 063,5 рубля, что на 17,7 % больше по сравнению с 2009 годом (4 991,2 рубля). Разница между нормативами финансирования Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ на территории Тверской области бесплатной медицинской помощи, рассчитанной в соответствии с установленными на 2010 год федеральными нормативами, и ее утвержденной стоимостью составляет 2 149,8 млн рублей (на 18 %).
Сумма платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения за счет средств областного бюджета составила:
в 2008 году - 1 217,4 млн рублей
в 2009 году - 1 881,1 млн рублей
в 2010 году - 1 916,0 млн рублей
В 2011 году в Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам РФ на территории Тверской области бесплатной медицинской помощи предусмотрено 2 354,4 млн рублей. Таким образом, с 2008 года сумма платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения увеличилась на 93,4 %
Объем взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения и налоговых поступлений составляет 1 355,1 млн рублей, или 33,4 % от стоимости территориальной программы обязательного медицинского страхования, что на 0,3 % ниже утвержденного показателя 2009 года. Объем взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения составляет 1916,0 млн рублей, или 48 % от стоимости территориальной программы обязательного медицинского страхования, что на 1,9 % выше утвержденного показателя 2009 года.
Сроки ожидания получения медицинской помощи в амбулаторных условиях на диагностические исследования и прием врачей узкой специальности составляют 7 дней, на компьютерную томографию и ядерно-магнитно-резонансную томографию - 1 месяц. Максимальное время ожидания плановой госпитализации не превышает 14 дней.
Одновременно отмечается рост требований населения к качеству оказываемой медицинской помощи, которые граждане реализуют путем выбора учреждения здравоохранения. В целом 14,7 % населения Тверской области обращаются за получением медицинской помощи в учреждения здравоохранения за пределами постоянного места жительства.
Кадровое обеспечение учреждений здравоохранения Тверской области
Наиболее актуальна для регионального здравоохранения кадровая проблема. В здравоохранении Тверской области работает 24 034 человека, врачей - 18,4 %, средних медработников - 41,1 %, младший медицинский персонал - 20,8 %, прочий персонал - 19,7 %. Врачей - 6 358 человека, в том числе в амбулаторно-поликлиническом звене - 2 719, из них: терапевтов - 579, педиатров - 421, врачей общей практики - 224. Укомплектованность врачами составляет - 86,2 %, средним медперсоналом - 91,6 %. Доля врачей пенсионного возраста составляет 29,8 %, средних медицинских работников - 25,9 %.
В Тверской области коэффициент совместительства по врачебному персоналу в 2010 году составил 1,36, по среднему медицинскому персоналу - 1,33. Реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" и введение в 2009 году новой системы оплаты труда позволили снизить коэффициент совместительства по сравнению с 2005 годом на 15-25 %, в зависимости от специальности. Тем не менее остро ощущается дефицит врачей-специалистов в первичном звене, в экстренных службах, онкологии, фтизиатрии.
Показатель обеспеченности врачами в Тверской области выше, чем в среднем по РФ и ЦФО в целом. За 2000-2010 годы показатель увеличился с 44,7 до 46,4 на 10 000 человек населения (в РФ - с 42,2 до 44,1; в ЦФО - с 45,7 до 47,9).
Показатель обеспеченности населения Тверской области средним медицинским персоналом в Тверской области ниже, чем по РФ и за годы изучения снизился с 91,2 до 86,3 на 10 000 человек населения (в РФ - с 96,9 до 94,3; в ЦФО - с 97,4 до 91,5).
При детальном анализе кадрового ресурса здравоохранения Тверской области обнаруживается, что обеспеченность врачами, в том числе врачами терапевтами участковыми, врачами педиатрами участковыми, врачами общей (семейной) практики, неврологами, кардиологами, выше соответствующих показателей по РФ по следующим причинам.
В течение трех последних лет в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье", большое внимание уделялось укомплектованию первичного звена здравоохранения врачами терапевтами участковыми, врачами педиатрами участковыми, врачами общей (семейной) практики. Укомплектование врачами общей врачебной практики сельского здравоохранения является приоритетным, так как позволяет оказывать медицинскую помощь населению по ряду узких специальностей (неврология, офтальмология, оториноларингология, педиатрия, хирургия и другие специальности). Для этого привлекались выпускники государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тверская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию". Кроме этого, вначале реализации проекта активно происходило "перетекание" врачей узких специальностей в первичное звено.
Уровень оплаты труда специалистов вышеперечисленных специальностей стал намного выше, чем специалистов "узких" специальностей (федеральные надбавки и дополнительные выплаты за увеличенный объем деятельности для врачей общей (семейной) практики из областного бюджета Тверской области).
Включение Тверской области в работу по федеральным программам (программа по совершенствованию организации медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, программа по профилактике дорожного травматизма) привлекло часть специалистов, в большей степени выпускников государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тверская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию", к освоению специальностей "кардиология", "неврология", "нейрохирургия".
При общей удовлетворительной обеспеченности специалистами в Тверской области по отдельным муниципальным образованиям обеспеченность врачами остается низкой. Наибольшая обеспеченность специалистами в городе Твери, наименьшая обеспеченность в Краснохолмском и Рамешковском муниципальных районах Тверской области. Средний возраст работающих в отрасли по всем муниципальным образованиям Тверской области составляет от 40 до 50 лет.
О профессиональной подготовке специалистов можно судить и по наличию квалификационных категорий. Всего 3 433 врача имеют квалификационные категории, что составляет 53,9 % от всех врачей в Тверской области. Высшую квалификационную категорию имеют 31,9 % врачей, первую квалификационную категорию имеют 15,4 % врачей, вторую квалификационную категорию имеют 6,7 % врачей.
Содействие решению задачи притока молодых специалистов в отрасль и закрепления их в учреждениях здравоохранения Тверской области предполагает необходимость формирования базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения их первоочередной потребности в жилье. В этих целях во всех муниципальных образованиях региона приняты и реализуются целевые программы по развитию сферы здравоохранения, в которых предусмотрены мероприятия по обеспечению молодых специалистов жильем.
Новая система оплаты труда
В 2009 году государственные и муниципальные учреждения здравоохранения Тверской области переведены на новую систему оплаты труда. Положение о порядке и условиях оплаты и стимулирования труда в государственных учреждениях здравоохранения Тверской области разработано в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, и целом соответствует методическим рекомендациям Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по введению в бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда.
В Тверской области реализуется единый подход к оплате труда работников социальной сферы: социальной защиты, здравоохранения, образования, так как в этих сферах достаточно много работает специалистов смежных отраслей (социальные работники, педагоги, врачи). Первоначальные условия оплаты труда для них предусматриваются везде одинаковые и отличаются только особенностями конкретных должностей.
Оплата труда работников определена в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и исходя из должностного оклада, выплат компенсационного характера, выплат стимулирующего характера.
Размеры должностных окладов определены на основе утвержденных профессиональных квалификационных групп по категориям различных работ, являющихся равноценными по следующим параметрам: выполняемые функции, сложность труда, уровень профессионального образования.
Новая система оплаты труда в целом ориентирована на стимулирование работников к повышению качества выполняемой работы и призвана повысить эффективность работы сотрудников и учреждений.
С целью расширения полномочий руководителей учреждений здравоохранения по определению штатной численности предусмотрено введение персональных стимулирующих надбавок. Стимулирующие выплаты предполагается осуществлять после оценки результатов деятельности каждого сотрудника в отдельности и учреждения в целом.
В результате внедрения новой системы оплаты труда по итогам 2010 года среднемесячная заработная персонала увеличилась на 37 % и составила 12 471,0 рублей, в том числе по категориям персонала: врачи - 17 051,0 рублей; средний медперсонал - 11 061,0 рублей; младший медперсонал - 6 172,0 рублей; прочий персонал - 9 160,0 рублей.
Основные фонды учреждений здравоохранения Тверской области
В 2005-2010 годах объем выделенных и освоенных финансовых средств на строительство и реконструкцию объектов здравоохранения Тверской области составил 3 592,5 млн рублей. Было введено в строй 8 объектов здравоохранения, в том числе: больниц на 200 коек, амбулаторно-поликлинических учреждений на 250 посещений, фельдшерско-акушерские пункты, молочные кухни, станции скорой медицинской помощи, офисы врача общей практики, травматологические пункты и другие объекты. В 2010 году введено в действие государственное учреждение здравоохранения "Областной клинический перинатальный центр им. Е.М. Бакуниной".
На сегодняшний день количество объектов незавершенного строительства составляет 37 единиц, с общей потребностью в финансировании 4 965,9 млн. рублей. Большинство зданий находится в удовлетворительном санитарно-техническом состоянии и имеет необходимые виды благоустройства. Число зданий, находящихся в неудовлетворительном состоянии, - 113, или 23,7 %. Из них требуют сноса - 10 (2,0 %), где размещены вспомогательные и технические службы, требуют капитального ремонта или реконструкции - 103 (22,4 %). В 2005-2009 годах для сохранения и поддержания должного уровня технического состояния учреждений здравоохранения Тверской области на капитальный ремонт было выделено 776,5 млн рублей.
Несмотря на проводимые работы, направленные на укрепление материально-технической базы и рост фондовооруженности, фондооснащенности, практически во всех учреждениях здравоохранения имеют место нарушения требований СанПин 2.1.3.1375-03 "Гигиенические требования к устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров". Это связано с активным развитием параклинических служб, необходимостью соблюдения требований к оснащению учреждений новым оборудованием на прежних площадях. Кроме того, в эксплуатации учреждений здравоохранения находятся здания, построенные в 19 веке, объективно не способные отвечать предъявляемым современным требованиям к обустройству больниц.
В Тверской области проведена большая работа по укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения. В учреждения здравоохранения Тверской области закуплено медицинское оборудование на сумму свыше 5,5 млрд рублей.
За время реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" учреждения здравоохранения Тверской области получили более 400 единиц диагностического оборудования на общую сумму 393,0 млн рублей, на станции скорой медицинской помощи поставлено 140 оснащенных медицинским оборудованием санитарных автомобилей и 9 реанимобилей, в том числе 4 с кувезами для новорожденных на общую сумму 88,0 млн рублей.
Совершенствование материально-технической базы стационарных отделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в настоящее время осуществляется по отдельным направлениям в рамках специализированных проектов (совершенствование медицинской помощи, оказываемой больным с сосудистыми заболеваниями и пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях).
Однако по целому ряду направлений нехватка медицинского оборудования приобрела кризисный характер. По данным проведенного аудита, практически во всех лечебно-профилактических учреждениях Тверской области медицинское оборудование, приобретенное 5-10 лет назад, выработавшее свой ресурс и не отвечающее предъявляемым требованиям, нуждается в замене.
В 2010 году балансовая стоимость основных фондов учреждений здравоохранения Тверской области составила 6 611 629,4 тыс. рублей, общая площадь зданий - 583,4 тыс. квадратных метров, средняя штатная численность врачей - 6 320 должностей. Фондооснащенность учреждений здравоохранения в 2010 году составляет 11 332,6 рублей, фондовооруженность - 1 046,4 тыс. рублей.
Несмотря на принимаемые меры, остаются следующие проблемы:
1. Высокая смертность населения Тверской области. Повышение рождаемости в последние три года не компенсирует естественную убыль населения, которая в Тверской области выше, чем по РФ и ЦФО. Естественное движение населения Тверской области сохраняет отрицательную тенденцию.
2. Тверская область характеризуется высоким коэффициентом смертности от сердечно-сосудистых заболеваний (далее - ССЗ), который на 30 % превышает средний аналогичный показатель по ЦФО и на 60 % - средний по РФ. В структуре причин общей смертности населения на долю ССЗ приходится 63,7 %.
3. В структуре общей заболеваемости болезни системы кровообращения составляют 13,8 %. Имеется ежегодный прирост заболеваемости на 6-8 % преимущественно за счет лучшего выявления заболеваний.
4. В 2010 году отмечается рост заболеваемости злокачественными новообразованиями с 321,2 до 421,8 на 100 000 человек населения, что на 18,5 % выше среднероссийского уровня. Отмечен рост показателей заболеваемости как среди мужского, так и среди женского населения. Показатель одногодичной летальности составил 34,2 %. В 2010 году смертность населения Тверской области от злокачественных новообразований стабилизировалась и составила 227,2 на 100 000 человек населения (в 2009 году - 227,4 на 100 000 человек населения).
5. Эпидемиологическая обстановка по туберкулезу в Тверской области продолжает оставаться напряженной. Отмечается снижение заболеваемости туберкулезом до 74,4 на 100 000 человек населения, что на 9,9% ниже среднероссийского уровня (в РФ - до 82,6 на 100 000 человек населения). В 2010 году показатель смертности от туберкулеза составил 17,6 на 100 000 человек населения, причем треть больных умирает в течение первого года с момента установления диагноза. Такая ситуация говорит о поздней выявляемости данной патологии и ее неэффективном лечении. Каждый десятый (9 %) из впервые выявленных больных имеет сочетанную инфекцию, вызываемую вирусом иммунодефицита человека (далее - ВИЧ-инфекция).
6. Эпидемическая ситуация по ВИЧ-инфекции в Тверской области остается напряженной. В 2010 году в Тверской области зарегистрировано 8 027 ВИЧ-инфицированных российских граждан, включая граждан, находящихся в учреждениях Управления федеральной службы исполнения наказания по Тверской области, детей - 106. В 2010 году выявлено 656 новых случаев, включая учреждения Управления федеральной службы исполнения наказания по Тверской области. Среди жителей Тверской области в 2010 году зарегистрировано 588 случаев ВИЧ-инфекции, показатель заболеваемости - 43,2 на 100 000 человек населения (в 2009 году - 610 случаев, показатель - 44,5). Подлежало диспансерному наблюдению 6 302 человека, состоят на диспансерном наблюдении - 5 139 человек (81,5 %). В учреждениях Управления Федеральной службы исполнения наказания по Тверской области содержалось 794 ВИЧ-инфицированных лица.
В 2010 году получил лечение 1 271 больной синдромом приобретенного иммунодефицита (далее - СПИД), в том числе 85 детей, что позволило стабилизировать смертность на уровне 5,4 на 100 000 человек населения (в 2009 году показатель смертности - 5,1 на 100 000 человек населения). Нуждались в лечении из числа находившихся в учреждениях Управления федеральной службы исполнения наказания по Тверской области - 157 человек, получали помощь - 130, или 82,8 %.
За весь период с момента регистрации ВИЧ-инфекции на территории Тверской области умерло 1 323 ВИЧ-инфицированных лиц, из них детей - 10 (9 - от СПИДа).
В 2010 году было зарегистрированы 274 ВИЧ-инфицированных женщины, имеющие беременность и закончившуюся в текущем (2010 году) родами - 153. Получили полную химиопрофилактику 125 пар мать-дитя, или 82,2 % (в 2009 году эти показатели соответственно составили - 117 пары мать-дитя, или 78,5 %). Число живых детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей в 2010 году, - 152, химиопрофилактику получили - 149, или 98 %.
7. За период 2008 - 2010 годов в Тверской области заболеваемость сифилисом снизилась на 41 % , гонореей - на 39 %, хламидиозом - на 34 %. В 53 % случаев регистрируются скрытые формы сифилиса, в связи с чем остается актуальным скрининг больных общесоматических стационаров. 29 % от всех больных сифилисом в 2010 году составляют больные, у которых заболевание выявлено при серологическом обследовании в стационаре. При самостоятельном обращении сифилис выявлен у 25 % пациентов. В 15,7 % сифилис выявлен при медицинских осмотрах (поступление на работу, периодические медицинские осмотры, доноры, оформление вида на жительство и другие). Заболеваемость сифилисом детей в возрасте до 14 лет за 3 года снизилась на 86 % (с 7,3 до 1,0 на 100 000 детского населения). Снижение заболеваемости врожденным сифилисом произошло на 38 % (с 1,6 на 100 000 детского населения в 2008 году до 1,0 в 2010 году). В 2010 году выявлено 2 случая сифилиса у детей, все случаи врожденного сифилиса.
8. Высока нуждаемость взрослого и детского населения в стоматологической помощи: среди осмотренного населения в Тверской области нуждаемость в лечении (санации) полости рта составляет 48,9 % (детей - 45,4 %).
9. Заболеваемость и распространенность психических расстройств в 2010 году сохраняются на высоком уровне: 645,0 на 100 000 человек населения (по ЦФО - 596,0 на 100 000 человек населения, по РФ - 453,0 на 100 000 человек населения). Это связано с недостаточным образовательным уровнем врачей первичного звена в области психиатрии, недостаточной материально-технической базой.
10. Регистрируется снижение заболеваемости хроническим алкоголизмом до 59,8 на 100 000 человек населения, что на 22,2 % ниже среднероссийского уровня (в РФ - снижение до 76,9 на 100 000 человек населения). Вместе с тем регистрируется высокий уровень заболеваемости алкогольными психозами и алкоголизмом - 131,9 на 100 000 человек населения, что на 17,3 % выше среднего по РФ уровня (в РФ - 112,5; в ЦФО - 109,6), в том числе алкогольными психозами - 57,12 на 100 000 человек населения, что на 54,67 % выше среднего по РФ уровня (в РФ - 35,67; в ЦФО - 37,76).
11. Отмечается снижение заболеваемости наркоманиями до 8,7 случаев на 100 000 человек населения, что в 2 раза ниже среднероссийского уровня (в РФ - 17,8 на 100 000 человек населения). Такая ситуация свидетельствует о плохой выявляемости патологии.
12. В сельской местности неудовлетворительно развита транспортная инфраструктура, преобладают лица пожилого возраста, отмечается нехватка узких специалистов, поэтому необходимо дальнейшее развитие общих врачебных практик, а так же межрайонных центров специализированной помощи.
13. Материально-техническая база ряда учреждений здравоохранения требует значительных капитальных вложений на строительство новых стационарно-поликлинических учреждений, проведение капитального ремонта существующих основных фондов государственных учреждений здравоохранения, закупку современного медицинского оборудования.
14. Остро стоит проблема нехватки кадров медицинских работников особенно в амбулаторно-поликлиническом звене.
Анализ причин возникновения проблем
Системный анализ показывает, что современная ситуация в здравоохранении характеризуется следующими основными моментами:
1. Изношенность основных фондов учреждений здравоохранения Тверской области, которая в среднем составляет 60 %.
2. Отставание федеральной нормативно-правовой базы от потребностей развития здравоохранения.
3. Неэффективность сложившейся многоканальной бюджетно-страховой системы финансирования здравоохранения, которая не способна обеспечить рациональное использование средств для повышения доступности и качества медицинской помощи, преодоления структурных диспропорций в отрасли.
4. Низкая эффективность использования имеющегося материального и кадрового потенциала системы здравоохранения, неоправданно медленные темпы структурных преобразований в отрасли и внедрения оптимальной модели оплаты труда в здравоохранении.
5. Неэффективная организация оказания первичной медико-санитарной помощи при преимущественном финансировании стационарной медицинской помощи.
6. Слабое нормативное определение роли страховых медицинских организаций и неэффективный институт защиты прав застрахованных.
7. Дефицит кадров в первичном звене здравоохранения и экстренных медицинских службах.
8. Недостаточное развитие и распространение системы добровольного медицинского страхования.
9. Отсутствие экономического стимулирования эффективного использования имеющихся ресурсов у всех участников системы здравоохранения.
10. Тенденция снижения роли профилактических мероприятий, развитие преимущественно дорогостоящей стационарной медицинской помощи.
Правомерность и целесообразность решения перечисленных проблем в рамках Программы обусловлена тем, что система здравоохранения Тверской области призвана улучшать состояние здоровья населения Тверской области и предоставлять возможности для защиты от рисков его потери. В процессе достижения этих целей она должна обеспечивать равный доступ к эффективной медицинской помощи, оказываемой экономичными методами и с учетом нужд пациентов.
Стратегическая цель 1. Сохранение и укрепление здоровья населения Тверской области, поддержание его долголетней активной жизни на основе предупреждения, раннего выявления и профилактики заболеваний, а также создания условий для повышения мотивации к формированию здорового образа жизни
Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения Тверской области, поддержанию его долголетней активной жизни на основе предупреждения, раннего выявления и профилактики заболеваний, а также создания условий для повышения мотивации к формированию здорового образа жизни выполняются на основании:
Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года";
пунктов 1-3, 6, 8-17 статьи 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1;
Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на соответствующий финансовый год;
пунктов 2, 3 статьи 6 закона Тверской области от 24.06.1999 N 65-ОЗ-2 "О здравоохранении Тверской области";
Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Тверской области, утвержденной законом Тверской области на соответствующий финансовый год.
Стратегическая цель 2. Повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, эпидемиологического благополучия населения Тверской области
Мероприятия по повышению качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия выполняются на основании:
Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года";
пунктов 1-3, 6, 8-17 статьи 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1;
Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на соответствующий финансовый год;
пунктов 2, 3 статьи 6 закона Тверской области от 24.06.1999 N 65-ОЗ-2 "О здравоохранении Тверской области";
Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Тверской области, утвержденной законом Тверской области на соответствующий финансовый год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.