Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
1. Анализ ситуации на рынке труда и деятельность службы занятости по ее регулированию в 2011 году
Ситуацию на рынке труда в 2011 году характеризуют следующие тенденции:
а) рост спроса на рабочую силу
В январе - октябре 2011 года в органы службы занятости поступили сведения о 64,4 тыс. вакансий. Причем, число вакансий постоянного характера (39,8 тыс. рабочих мест) на 5,3 % больше, чем в аналогичный период 2010 года, что дало возможность повысить уровень трудоустройства граждан, ищущих работу. По состоянию на 01.11.2011 в банке данных имелись сведения о 13,5 тыс. вакансий, что в 1,6 раза больше, чем на начало года (8,4 тыс. вакансий) и на 4,7 % больше, чем на аналогичную дату 2010 года;
б) снижение численности безработных граждан
В январе-октябре 2011 года признаны безработными 17,5 тыс. человек, что на 18,3% меньше, чем в аналогичный период 2010 года (рост числа вакансий позволял трудоустраивать большую часть граждан, обращающихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы: в январе - октябре 2011 года - 65,9 %, а в январе - октябре 2010 года - 62,3 %).
По состоянию на 01.11.2011 зарегистрированы в качестве безработных 7,8 тыс. человек, что на 25,7 % меньше, чем на начало текущего года (10,5 тыс. человек);
в) процессы высвобождения не оказали негативного воздействия на рынок труда: в январе - октябре 2011 года в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы обратились 4,4 тыс. человек, высвобожденных с предприятий и организаций (81,7 % к соответствующему периоду 2010 года). Нашли работу при содействии органов службы занятости 2,1 тыс. граждан, ранее уволенных в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников, свыше 0,1 тыс. человек направлены на профобучение, 0,2 тыс. человек оформлена пенсия по старости, в том числе досрочно по предложению службы занятости;
г) снижение в 4,4 раза с начала 2011 года показателей неполной занятости. Суммарная численность работников, работающих в режиме неполной занятости, находящихся в простое по вине работодателя или в отпусках без сохранения зарплаты, по данным мониторинга, проведенного центрами занятости населения, составляла к концу октября 2011 года 3,0 тыс. человек, что соответствует прогнозной оценке;
д) снижение на 9,4 % численности безработных, классифицируемых в соответствии с критериями Международной организации труда (в среднем за III квартал 2011 года по итогам выборочного обследования населения по проблемам численность безработных, проведенного органами государственной статистики, составила 44,5 тыс. человек, в аналогичный период 2010 года - 49,1 тыс. человек), и соответственно на 0,6 процентного пункта меньше и уровень общей безработицы, который составил 6,2 % экономически активного населения.
Суммарная численность работников, работающих в режиме неполной занятости, находящихся в простое по вине работодателя или в отпусках без сохранения зарплаты, составляла на начало ноября 2011 года 3,4 тыс. человек, что в 3,8 раза меньше, чем на начало 2011 года.
Реализация программ содействия занятости населения, эффективное проведение Главным управлением по труду и занятости населения Тверской области (далее - Главное управление), государственными казенными учреждениями - центрами занятости населения Тверской области (далее - центры занятости), органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, профсоюзами, заинтересованными организациями, работодателями активных мероприятий позволяет управлять процессами на рынке труда, держать ситуацию в сфере занятости населения под постоянным контролем.
На ситуацию на рынке труда оказали позитивное влияние результаты реализации программ, утвержденных постановлениями Администрации Тверской области от 17.01.2011 N 1-па "О Программе Тверской области по реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в 2011 году" (далее - Программа, предусматривающая дополнительные мероприятия), от 01.09.2008 N 278-па "Об утверждении долгосрочной целевой программы Тверской области "Содействие занятости населения Тверской области на 2009 - 2011 годы".
Программа, предусматривающая дополнительные мероприятия, реализуемая в 2011 году, ориентирована на повышение качества и профессиональной мобильности рабочей силы в условиях перехода на инновационный путь развития региона, улучшение перспектив занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также снижение напряженности на рынке труда в населенных пунктах с моноэкономической структурой.
В январе - октябре 2011 года гражданам и работодателям органами службы занятости оказано свыше 183,0 тыс. государственных услуг в области занятости населения:
- трудоустроено 50,0 тыс. человек, в том числе около 20,0 тыс. человек нашли работу без регистрации в органах службы занятости населения, получив информацию о вакансиях;
- 3,7 тыс. человек участвовали в общественных работах;
- 12,8 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет получили возможность поработать в свободное от учебы время;
- 0,6 тыс. безработных из числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, были трудоустроены на временную работу с материальной поддержкой из федерального бюджета;
- 2,2 тыс. человек прошли профессиональное обучение, что позволило повысить их конкурентоспособность на рынке труда и найти работу после окончания курса обучения;
- 68,0 тыс. гражданам и работодателям оказана государственная услуга по информированию о ситуации на рынке труда;
- 1,8 тыс. безработных получили государственную услугу по содействию самозанятости;
- 41,1 тыс. человек получили государственную услугу по профессиональной ориентации;
- 2,3 тыс. безработных определились в выборе своей деятельности при получении государственной услуги по социальной адаптации на рынке труда;
- 2,3 тыс. безработных получили государственную услугу по психологической поддержке;
- организовано 250 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, которые посетили около 14,0 тыс. человек, из них 7,0 тыс. нашли работу;
- 1,5 тыс. человек проходили опережающее профессиональное обучение;
- 1,3 тыс. безработных стали участниками мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан (0,9 тыс. бывших безработных зарегистрировали собственное дело, ими было создано свыше 0,4 тыс. новых рабочих мест для трудоустройства безработных граждан);
- 0,5 тыс. безработных граждан и граждан, ищущих работу, проживающих в монопрофильных населенных пунктах с напряженной ситуацией на рынке труда, трудоустроены на временно созданные рабочие места;
- 179 выпускников учреждений профессионального образования проходили стажировку в целях приобретения опыта работы;
- 81 женщина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, проходила профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
- 90 граждан (незанятые инвалиды, родители, воспитывающие детей-инвалидов, многодетные родители) трудоустроены на специально созданные для них рабочие места.
2. Содействие занятости инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей в 2011 году
Актуализация и комплексное решение проблем инвалидности является составной частью стратегии устойчивого развития любого общества. Политика в области защиты прав, поддержки и помощи инвалидам строится на принципах уважения достоинства и ценности, присущих человеческой личности, социальной справедливости и направлена на эффективную интеграцию лиц с ограниченными возможностями в социальную, экономическую и культурную жизнь общества.
В Тверской области официально зарегистрировано 125,0 тыс. человек инвалидов.
В Тверской области меры по социальной помощи и занятости инвалидам всегда находятся в числе приоритетных и включают в себя мероприятия как по предупреждению инвалидности, так и по оказанию инвалидам содействия в реабилитации и социальной поддержке.
В целях выполнения Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в тверском регионе приняты нормативные правовые документы, направленные на содействие занятости инвалидов. Действует закон Тверской области от 17.09.1997 N 79 "О квотировании рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для граждан, особо нуждающихся в социальной защите".
Квотирование рабочих мест осуществляется в соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 24.07.2007 N 224-па "Об утверждении Порядка квотирования рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите", распоряжением Администрации Тверской области от 24.07.2007 N 366-ра "Об утверждении типовой формы договора о квотировании рабочих мест". На квотируемых рабочих местах работают около 2,0 тыс. инвалидов.
Для предприятий, учреждений и организаций Тверской области устанавливается также минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты в соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 07.04.2005 N 130-па "Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты на предприятиях, учреждениях, организациях Тверской области".
Квотирование рабочих мест осуществляется на основе договоров, заключаемых центрами занятости с работодателями, с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда.
В январе - октябре 2011 года в центры занятости за содействием в поиске подходящей работы обратились свыше 1,6 тыс. инвалидов, из них каждый третий был трудоустроен при содействии органов службы занятости. В качестве безработных было зарегистрировано около 1,3 тыс. инвалидов.
Органы службы занятости оказывают содействие в поиске подходящей работы всем инвалидам, имеющим трудовые рекомендации. На основе индивидуальной программы реабилитации инвалида вырабатываются конкретные меры по трудовой и профессиональной реабилитации инвалида.
Для эффективного трудоустройства граждан с ограниченными возможностями центры занятости ведут банк вакансий с использованием работодателями гибких форм занятости (в том числе надомной занятости).
Показатели предоставления государственных услуг инвалидам приведены в таблице 1.
Таблица 1
человек
|
|
Январь-октябрь 2011 года |
1 |
Численность инвалидов, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, всего |
1 627 |
2 |
Оказание государственных услуг в области занятости населения: |
|
а) |
трудоустроено ищущих работу инвалидов всего |
525 |
в том числе на временные работы: |
|
|
в рамках мероприятия "Временное трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, с материальной поддержкой за счет субвенций из федерального бюджета" |
175 |
|
на специально созданные рабочие места в рамках Программы, предусматривающей дополнительные мероприятия |
63 |
|
б) |
получили услугу по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации |
57 |
в) |
получили услугу по профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения |
1 563 |
г) |
получили услугу по психологической поддержке |
378 |
д) |
получили услугу по социальной адаптации на рынке труда |
360 |
е) |
получили услугу по содействию самозанятости |
132 |
в том числе открыли собственное дело |
26 |
В соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 05.09.2008 N 327-па "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета Тверской области на создание специальных рабочих мест, сохранение, развитие и модернизацию рабочих мест для трудоустройства инвалидов, их обучения, на обучение отдельных категорий инвалидов, типовой формы договора о предоставлении субсидий из областного бюджета Тверской области работодателю на создание специальных рабочих мест, сохранение, развитие и модернизацию рабочих мест для трудоустройства инвалидов, их обучения (на конкурсной основе), типовой формы договора о предоставлении субсидий из областного бюджета Тверской области работодателю на обучение отдельных категорий инвалидов" из областного бюджета Тверской области выделяются субсидии юридическим лицам в целях возмещения затрат на создание специальных рабочих мест, сохранение, развитие и модернизацию рабочих мест для трудоустройства инвалидов, их обучения, на обучение отдельных категорий инвалидов.
С 2008 по 2011 год по проводимым мероприятиям удалось сохранить и модернизировать около 400 рабочих мест. 30 инвалидов прошли обучение, в том числе 25 инвалидов по зрению на курсах компьютерной грамотности и 5 инвалидов по слуху по профессиям: штамповщик, электрогазосварщик, сварщик на машинах контактной сварки.
В январе - октябре 2011 года в рамках Программы, предусматривающей дополнительные мероприятия, на созданные рабочие места трудоустроено:
- инвалидов - 63 человека;
- родителей, воспитывающих детей-инвалидов, - 4 человека;
- многодетных родителей - 7 человек.
В результате проведенной органами службы занятости работы численность безработных, относящихся к категории инвалидов, с начала 2011 года снизилась на 11,2 % и составила на 01.11.2011 857 человек, а численность безработных, относящихся к категории многодетных родителей, снизилась на 13,0 % и составила на 01.11.2011 60 человек.
3. Результативность выполнения программ содействия занятости населения и дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда
На начало ноября 2011 года на учете в государственной службе занятости состояли 10,3 тыс. человек, ищущих работу, что на 16,6 % меньше, чем на начало 2011 года. Статус безработного имели 7,8 тыс. человек (1,1 % экономически активного населения Тверской области), что на четверть меньше, чем на начало 2011 года. Потребность предприятий и организаций в кадрах, заявленная в государственную службу занятости, на начало ноября 2011 года составила 13,5 тыс. мест (на 4,7 % больше, чем на аналогичную дату 2010 года), т.е. на каждые 100 вакантных мест приходилось 72 человека, не занятых трудовой деятельностью и состоящих на учете в органах государственной службы занятости (на начало ноября 2010 года - 92 человека).
Рост рабочих мест продолжается за счет реализации инвестиционных проектов, организации временных рабочих мест, которые создаются за счет средств работодателей и органов местного самоуправления, а также создания новых рабочих мест в сфере малого бизнеса и в результате организации самозанятости бывшими безработными гражданами.
Показатели результативности реализации программ выполнены в полном объеме.
Изменение уровня регистрируемой безработицы в Тверской области
в 2010 - 2011 годах
Изменение коэффициента напряженности на рынке труда Тверской области
в 2010 - 2011 годах
В 2011 году:
- численность безработных в среднегодовом исчислении составил 9,6 тыс. человек (75,7 % к уровню 2010 года);
- уровень регистрируемой безработицы в среднем за год составил 1,3 % экономически активного населения, что на 0,5 процентного пункта ниже, чем в 2011 году.
4. Прогноз ситуации на рынке труда Тверской области на 2012 год
Положение с занятостью населения в 2012 году будет определяться:
- состоянием экономики (модернизация и инновация реального сектора экономики, создание новых рабочих мест) и социальной сферы Тверской области;
- мерами, принимаемыми Правительством Тверской области по расширению инвестиций и реализации заявленных проектов, а также по поддержке предпринимательства;
- состоянием демографических и миграционных процессов;
- тенденциями, складывающимися на рынке труда;
- мотивационными характеристиками ищущих работу граждан.
Региональный рынок труда по-прежнему будет характеризоваться непрерывными изменениями, переливами рабочей силы из одного состояния в другое (занятость, безработица и экономическая неактивность).
Потенциал рынка труда составят граждане, уволенные по собственному желанию, а также лица, уволенные в связи с сокращением или ликвидацией рабочих мест. Предполагается, что в 2012 году может быть высвобождено не более 6,5 тыс. человек. Под влиянием этих процессов увеличится дополнительный приток в службу занятости населения граждан, ищущих работу.
Интенсивность оборота рабочих кадров дополнительно будет поддерживаться за счет молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, и из числа выпускников учреждений профессионального образования.
Повышению экономической активности граждан, их социальной и трудовой адаптации, росту уровня трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, развитию предпринимательства и самозанятости будет способствовать долгосрочная целевая программа Тверской области "Содействие занятости населения Тверской области и реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, на 2012 - 2014 годы" (далее - ДЦП), утвержденная постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 N 101-пп.
Комплекс основных мер по предоставлению государственных услуг в сфере занятости населения, предусмотренный ДЦП, позволит в 2012 году:
- трудоустроить при содействии службы занятости не менее 33,3 тыс. граждан, ищущих работу;
- направить на профессиональное обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, около 2,6 тыс. безработных граждан;
- 150 выпускникам учреждений профессионального образования пройти стажировку;
- 112 женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет пройти профобучение (переподготовку);
- 600 безработным открыть собственное дело и создать около 300 новых рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
В числе ключевых проблем рынка труда в 2012 году - высокий уровень безработицы среди граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности при поиске работы, вследствие ограниченных возможностей для их трудоустройства. Так, в числе зарегистрированных безработных остается высокой доля граждан, относящихся к категории инвалидов. Она составляет около 11,0 %.
Одной из причин отказа работодателей в приеме на работу родителям, воспитывающим детей-инвалидов, и многодетным родителям является отсутствие возможности организовать гибкие формы занятости (режим неполного рабочего времени, надомная занятость). Кроме того, четверть инвалидов, половина многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов, проживают в сельской местности, где отсутствуют условия для создания специализированных рабочих мест или организации гибких форм занятости для данных категорий граждан.
Нужна заинтересованность работодателей в трудоустройстве инвалидов, многодетных родителей.
В связи с этим в Тверской области имеется необходимость в принятии и реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.