Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть 1. Анализ социально-экономического развития
Тверской области на период до 2020 года
1. Общие положения
Тверская область относится к числу старожильческих территорий и является одним из ключевых исторических центров российской государственности. Основы хозяйства, системы расселения, производственной специализации Тверской области сформировались в ходе индустриализации XIX-XX веков, но опирались на наследие сельскохозяйственной эры.
По экономико-географическому положению Тверская область занимает северо-западную часть Центрального федерального округа, являясь самой крупной по площади областью в составе ЦФО (84,2 тыс. кв. км). Находясь между Москвой и Санкт-Петербургом, она представляет собой транзитную территорию, связывающую Центр с северо-западными и северными регионами Европейской России, странами Балтии и Скандинавии. Средняя плотность населения в Тверской области одна из самых низких в ЦФО - 17 чел. на кв. км (для ЦФО - 63 чел. на кв. км). Область относится к зоне комфортных для жизни и отдыха климатических условий (умеренно континентальный климат). Территория богата лесными и водными ресурсами, включая уникальные природно-рекреационные объекты: оз. Селигер, верховье Волги и Иваньковское водохранилище. Основные социально-экономические вехи развития Тверской области показаны на рисунке 1.
Рис. 1. Основные социально-экономические вехи развития Тверской области
Распоряжением Правительства Тверской области от 04.10.2010 N 146-рп утвержден прогноз социально-экономического развития Тверской области на очередной финансовый 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов.
Прогноз составлен на основании комплексного анализа социально-экономического развития Тверской области и Российской Федерации.
Валовой региональный продукт Тверской области по прогнозным оценкам в 2011 году увеличится по сравнению с 2010 годом на 106,7 %. В ближайшие годы темпы роста будут колебаться от 4,9 до 6,4 %, что выше, чем в среднем по Российской Федерации.
Ведущим сектором экономики региона в ближайшие годы останется промышленность. Прирост промышленного производства в 2011 году составит, по прогнозу, 9 %. Рост показателей промышленного производства связан с расширением деятельности таких предприятий, как "Парето-Принт", "СКФ", Верхневолжский кирпичный завод, "Тверьэнергокабель", "Паулиг Рус".
В 2012 году прирост промышленного производства составит 2-14 %. В 2013 году прогнозируется прирост в пределах 12-13 % с сохранением этих показателей в дальнейшем.
В сельскохозяйственном производстве в 2011 году рост составит около 114 % (в 2010 г. показатели были ниже средних из-за неблагоприятных погодных условий). В дальнейшем прирост аграрного сектора прогнозируется на уровне 1,8-2,1 % ежегодно.
Уровень инвестиций в экономику региона в 2011 году составит около 81 млрд руб. В 2012-2013 гг. прогнозируется прирост объема инвестиций на 2-2,7 % ежегодно.
Рост социальных выплат и уровня оплаты труда по прогнозу в 2011 году по сравнению с 2010 годом составит 110 %. В 2012 году прогнозируется прирост на 9-10 %, в 2013 году - на 11 %.
Постановлением Правительства Тверской области от 16 декабря 2014 г. N 645-пп в пункт 2 части 1 раздела IV настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
2. Планируемое строительство жилья, социально-культурных объектов по годам до 2020 года (примерная структура строительства жилых домов: многоэтажные - крупнопанельные, кирпичные, каменные, прочие; малоэтажные)
В современных условиях результаты работы строительной отрасли являются определяющим фактором в решении целого ряда социально-экономических проблем. Именно поэтому развитию строительной отрасли, в частности развитию жилищного строительства, уделяются приоритетное внимание и поддержка со стороны государства. В Тверской области продолжается работа по всем направлениям приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и региональной программе Тверской области "Развитие жилищного строительства в Тверской области на период до 2020 года" в целях достижения основных целей и задач.
Жилищная проблема по-прежнему остается одной из актуальных для значительного количества граждан. В органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий состоят около 20 тыс. граждан. Фактически около 50 % граждан не удовлетворены своими жилищными условиями, т.е. потребность в жилье остается высокой. Существует потребность в жилье экономического класса с учетом, что оно будет доступным по стоимости. Такое жилье сейчас в наибольшей степени востребовано как населением, так и для государственных нужд.
Таким образом, требуется новое жилищное строительство с внедрением современных энергоэффективных, быстровозводимых технологий индустриального производства, а также развитие коммуникаций к площадкам застройки.
Несмотря на сложную ситуацию в экономике в 2010 году, благодаря мерам государственной поддержки строительной отрасли Тверской области введено 452,3 тыс.кв.м общей жилой площади. Динамика ввода жилья в Тверской области за период 2005-2010 гг. показана на рисунке 2.
Рис. 2. Динамика ввода жилья в Тверской области за период 2005-2010 гг.
На основании региональной программы Тверской области "Развитие жилищного строительства в Тверской области на период до 2020 года" ожидаемый объем строительства жилых домов в Тверской области до 2020 года составит 720,0 тыс. кв. м общей площади. Ожидаемый объем ввода жилья в Тверской области до 2020 года показан на рисунке 3.
Рис. 3. Ожидаемый объем ввода жилья в Тверской области до 2020 года
Малоэтажное жилищное строительство - это наиболее эффективный механизм обеспечения населения Тверской области современным, комфортным и доступным жильем. По итогам 2010 года построено 244,7 тыс. кв. м малоэтажного жилья. Это 54,1 % от общего объема ввода жилья. Малоэтажное строительство позволяет не только решать вопрос обеспечения граждан комфортным жильем, но и развивать городскую среду с помощью современных архитектурных форм. В данный момент преобладают деревянные индивидуальные постройки, что составляет примерно 51 % от общего количества строящихся домов. Согласно проводимому прогнозу данная тенденция сохранится. Динамика вводимой площади и структуры малоэтажного жилищного строительства в Тверской области до 2020 года показаны на рисунке 4.
Рис. 4. Динамика вводимой площади и структуры малоэтажного жилищного строительства в Тверской области до 2020 года
Современный город невозможно представить без многоэтажного строительства и многоэтажных домов. Возведение многоэтажных домов постоянно растет. Многоэтажное строительство решает проблемы нехватки жилья, предназначено для временного или постоянного проживания, является экономически выгодным. Многоэтажные жилые дома делятся по числу квартир: одноквартирные, двухквартирные и многоквартирные; на панельные дома, монолитные и кирпичные. Многоэтажные дома проектируются и строятся секционными, коридорными и галерейными. Единой классификации многоэтажных зданий не существует. В малых городах возводят пятиэтажные здания. Эти многоэтажные дома пользуются наибольшим спросом. Новое строительство многоэтажных домов решает жилищные проблемы. Спрос на жилье растет, а вот предложение не соответствует спросу. Необходимо увеличивать количество различных проектов многоэтажных домов, особенно их разнообразие. Динамика вводимой площади и структуры многоэтажного жилищного строительства в Тверской области до 2020 года показаны на рисунке 5.
Рис. 5. Динамика вводимой площади и структуры многоэтажного жилищного строительства в Тверской области до 2020 года
3. Планируемое строительство крупных и средних промышленных предприятий, объектов транспортной инфраструктуры, в том числе планируемое развитие ЖКХ и иных объектов, имеющих региональное и межрегиональное значение, до 2020 года
В настоящее время Тверская область занимает одно из лидирующих мест среди субъектов Центрального федерального округа по темпам снижения инвестиционных рисков.
Согласно одному из последних исследований Всемирного банка "Ведение бизнеса в России", в котором качество деловой среды оценивалось по четырем показателям: создание компании, регистрация собственности, получение разрешений на строительство и международная торговля, Тверь заняла 2-е место и была названа территорией, где заниматься предпринимательством проще, чем, например, в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Воронеже.
Работа с инвесторами в Тверской области ведется по принципу "одного окна". Инвесторам оказывается финансовая, информационная и административная поддержка. На срок окупаемости проекта инвесторам предоставляются субсидии в размере 4 % от налогооблагаемой базы налога на прибыль и 100 % от уплаченной суммы налога на имущество. По кредитам, взятым в российских банках, на реализацию инвестиционного проекта предоставляется компенсация в размере 50 % от фактически уплаченных процентов, но не более 5 млн руб. в год.
Сейчас в Тверской области реализуется более 70 инвестиционных проектов с общим объемом более 120 млрд руб, 30 % инвестиционных проектов реализуется при поддержке Правительства Тверской области. За последние два с половиной года Правительством Тверской области заключено около 45 соглашений о сотрудничестве в рамках реализации инвестиционных проектов на общую сумму более 70 млрд руб.
Стратегическим направлением развития Тверской области является создание индустриальных парков. Индустриальные парки - это выгодно и удобно для инвестора, поскольку все необходимые коммуникации уже подведены и срок подготовки юридических документов значительно меньше. Так, 28 апреля 2010 года Законодательным Собранием Тверской области принят закон Тверской области "О мерах государственной поддержки при создании и развитии индустриальных парков". А в ноябре 2010 года принято два нормативных акта в развитие закона. В законе прописана процедура наделения промышленной площадки статусом индустриального парка, сформулирована система мероприятий и преференций для инвесторов, впервые введены и принципиально разделены такие важные понятия, как "резидент индустриального парка" и "инвестор индустриального парка".
В настоящее время на территории Тверской области действуют следующие промышленные площадки и индустриальные парки (промышленная зона "Редкино", индустриально-производственная зона "Боровлёво 2", "Торжок - Семеновское", "Ржев", "Бологое", "Калязин", "Лихославль", "Нелидово", "Петрушино", "Красный Май", "Демидово", "Старое Савелово", "Васильевский Мох", "Боровлёво 1", "Кимры", "Логопарк"). Изучаются возможности размещения подобных площадок в каждом муниципальном образовании области.
Результат активной инвестиционной политики Тверской области невозможно не заметить. За последние годы в нашем регионе заметно увеличились темпы роста промышленности и инвестиций, улучшился имидж области как региона, привлекательного для капиталовложений.
В область уже пришли крупные знаковые инвесторы: Shell, "ТЕКО", Ahlstrom, DirectGroup, "Хамильтон Стандарт Наука", "OTTO group", SKF, Paulig, Jabil, "Парето-Принт", "ТНК-ВР", Hitachi и другие.
По заказу департамента экономики Тверской области ЗАО "Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры" (ЗАО "НИПИ ТРТИ") разработал концепцию развития дорожной деятельности на 2010-2015 годы и программу развития автомобильных дорог Тверской области на 2010-2015 годы и плановый период до 2030 года. Данная концепция определяет цели, задачи и механизмы реализации региональной политики в сфере развития транспортной инфраструктуры Тверской области.
Также определяется строительство объектов транспортной инфраструктуры, а именно:
- строительство, реконструкция дорог и объектов федерального значения;
- строительство, реконструкция дорог и объектов межрегионального значения;
- дороги муниципального значения;
- дороги к объектам инвестиционных проектов;
- мосты, путепроводы.
Некоторыми из основных объектов являются:
- строительство скоростной автомобильной дороги "Москва - Санкт-Петербург"- 362 км;
- строительство восьми транспортных развязок на автомобильной дороге М-10 "Россия" и четырех дополнительных транспортных развязок на скоростной автомобильной дороге М-10 С "Россия";
- мостовой переход через канал им. Москвы;
- строительство мостового перехода через канал им. Москвы на автомобильной дороге "Москва - Санкт-Петербург - Конаково - Иваньково" в Конаковском районе;
- строительство автодорог протяженностью ~ 82,3 км (в том числе магистральные улицы и дороги 24,85 км и улицы местного значения - 57,43 км) для рекреационно-инновационного поселения "Большое Завидово" в Конаковском районе.
Условием выполнения программы жилищного строительства является опережающая (заблаговременная) инженерная подготовка и оборудование территорий. Это связано с развитием инженерной инфраструктуры, которая носит многоотраслевой характер в силу значительной специфики различных входящих в инженерные системы объектов. Инженерная инфраструктура представляет собой важнейший комплекс жизнеобеспечения, который включает объекты водоснабжения, водоотведения, газификации, энергообеспечения, очистные сооружения и др. В этих условиях существенно возрастает необходимость обеспечения сбалансированности распределения капитальных вложений в воспроизводство жилищного фонда и инженерной инфраструктуры и комплексности их совместного развития, что обусловлено:
важным значением инженерной инфраструктуры как объекта инвестирования, предопределяющего возможности жилищного строительства и устойчивого развития жилищного строительства;
общественной значимостью капитальных вложений в инженерную инфраструктуру районов застройки и реконструкции как фактора, влияющего на объемы жилищного строительства и конечную стоимость жилья;
практической необходимостью научно обоснованной оценки сбалансированности воспроизводства инженерной инфраструктуры с решением задач планирования строительства.
На территории Тверской области до 2020 года планируется строительство в среднем за год, за исключением трубопроводов, сооружений объектов водоснабжения - 60 кв. м, объектов водоотведения - 20 кв. м, объектов газификации - 40 кв. м, объектов электроснабжения - 80 кв. м, очистных сооружений - 300 кв. м.
В целях эффективного использования инвестиционных ресурсов, их концентрации на вводных объектах с учетом необходимого задела капитальные вложения в инженерную инфраструктуру распределяются по целевым программам комплексной застройки территорий, строительства жилья для решения социальных задач.
В Тверской области развернуты крупные программы по строительству объектов социальной сферы: детских садов, школ, спортивных сооружений, объектов здравоохранения.
Одним из основных направлений развития образования является усиленное развитие сферы дошкольного образования - детских образовательных учреждений. Несмотря на ожидаемое сокращение числа воспитанников дошкольных учреждений, обеспеченность детскими садами и их оснащенность недостаточны. Требуется увеличение числа мест. При этом основной упор делается на максимальное удовлетворение потребностей путем приближения услуги к населению, в том числе в сельской местности и новых районах массовой жилой застройки. Ежегодно планируется вводить по 2 -3 детских сада, школьных учреждений. Особое внимание вводу этих объектов должно уделяться в г. Тверь.
Отмечается улучшение здоровья населения, что связано с повышением доступности и качества медицинской помощи, а также развитием профилактической направленности в здравоохранении. В учреждениях здравоохранения происходят структурные изменения - сокращение количества круглосуточных коек. Реструктуризация стационарной помощи проводится с одновременным развитием амбулаторно-поликлинических учреждений, созданием в них дневных стационаров и стационаров на дому. Будут созданы высокотехнологичные центры по профилактике и лечению сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний на базе ГУЗ "Областной клинический перинатальный центр имени Е.М. Бакуниной" и ГУЗ "Детская областная клиническая больница". Получают развитие новые виды высокотехнологичной помощи женщинам и новорожденным, получит дальнейшее развитие экстренная медицина катастроф. Планируется строительство комплекса областной детской клинической больницы в г.Тверь на ул. Болотникова (60 тыс. кв. м), противотуберкулезный диспансер (8 тыс.кв. м).
Политика в сфере физической культуры и спорта направлена на повышение заинтересованности населения в регулярных занятиях физической культурой и спортом, пропаганду спорта как основы здорового образа жизни. В среднесрочной и долгосрочной перспективах стоит задача по увеличению вовлеченности населения в регулярные занятия спортом. Для этого необходимо существенно повысить обеспеченность населения объектами культурной и спортивной инфраструктуры, развивать социальные программы по обеспечению льготных и бесплатных занятий спортом для малообеспеченных категорий граждан, шире пропагандировать ценности физической культуры. Для этого планируется строительство в течение 10 лет следующих объектов: плавательные бассейны в г. Лихославль, г. Кимры, г. Западная Двина, г. Белый, г. Старица, г. Калязин, пос. Максатиха, г. Торопец, пос. Жарковский, пос. Спирово, г. Зубцов, с. Лесное, пос. Сонково, г. Весьегонск, пос. Селижарово, пос. Пено, г. Осташков, пос. Фирово, пос. Оленино, г. Кувшиново, г. Красный Холм. На территории области будет продолжено строительство спортивных центров с универсальным игровым залом, многофункциональных залов при учебных заведениях.
Планируемое строительство крупных, средних промышленных предприятий и производств различных отраслей экономики, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, иных объектов, имеющих региональное и межрегиональное значение, планируемые сроки их ввода, а также примерная потребность в основных строительных материалах для их строительства указаны в приложении 1 к настоящей Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.