Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Тверской области от 6 мая 2013 г. N 164-пп в раздел I настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Раздел I. Анализ текущего состояния,
проблемы обеспечения качества государственных и муниципальных услуг,
снижения административных барьеров в Тверской области
и пути их решения с использованием программно-целевых методов
В 2010 году завершили свое действие Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах и План мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 N 1789-р. В Тверской области также завершена Программа проведения административной реформы в Тверской области в 2006-2010 годах и План мероприятий по проведению административной реформы в Тверской области в 2006-2010 годах, утвержденные постановлением Администрации Тверской области от 04.07.2006 N 175-па.
За указанный период удалось достигнуть ряда намеченных результатов в направлении повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг, снижения административных барьеров, ограничения вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства.
За 2006-2010 годы была сформирована нормативно-правовая и методическая база по вопросам повышения качества исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.
Сформированы механизмы управления мероприятиями административной реформы.
Стратегическое руководство по проведению административной реформы в Тверской области, планирование и принятие концептуальных решений по реализации Программы осуществляет комиссия по проведению административной реформы в Тверской области (далее - Комиссия), Положение о которой утверждено постановлением Администрации Тверской области от 30.05.2006 N 123-па.
В сфере выполнения мероприятий по созданию в Тверской области условий по противодействию коррупции, снижения административных барьеров, повышения прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти Тверской области приняты закон Тверской области от 09.06.2009 N 39-ЗО "О противодействии коррупции в Тверской области", постановление Администрации Тверской области от 12.05.2009 N 199-па "Об утверждении методики определения рейтинга исполнительных органов государственной власти Тверской области по критерию открытости их деятельности", постановление Администрации Тверской области от 16.07.2009 N 295-па "Об утверждения Положения о работе с сообщениями государственных гражданских служащих Тверской области о ставших им известными коррупционных действиях в исполнительных органах государственной власти Тверской области", постановление Администрации Тверской области от 01.12.2009 N 499-па "О Регламенте проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в исполнительных органах государственной власти Тверской области", распоряжение Администрации Тверской области от 17.07.2009 N 582-ра "О порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственных гражданских служащих областных и территориальных исполнительных органов государственной власти Тверской области к совершению коррупционных правонарушений".
На повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг были направлены мероприятия Программы проведения административной реформы в Тверской области в 2006-2010 годах, утвержденной постановлением Администрации Тверской области от 04.07.2006 N 175-па, долгосрочной целевой программы Тверской области "Электронная Тверская область" на 2009-2011 годы, утвержденной постановлением Администрации Тверской области от 01.09.2008 N 293-па.
В рамках реализации данного направления разработана нормативно-правовая база, регулирующая порядок формирования и ведения реестра государственных услуг Тверской области и единого реестра государственных функций исполнительных органов государственной власти Тверской области, порядок разработки стандартов государственных услуг, административных регламентов предоставления государственных услуг, административных регламентов исполнения государственных функций.
Сформированы реестр государственных услуг Тверской области и единый реестр государственных функций исполнительных органов государственной власти Тверской области.
Для более чем 70 процентов государственных услуг, включенных в реестр государственных услуг Тверской области, разработаны и утверждены постановлениями Администрации Тверской области стандарты государственных услуг.
С вступлением в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ) деятельность по разработке и утверждению стандартов государственных услуг была прекращена. Разработанные ранее стандарты государственных услуг должны быть признаны утратившими силу, а регламенты предоставления государственных услуг подлежат доработке в соответствии с указанным федеральным законом, а также постановлением Администрации Тверской области от 13.12.2010 N 612-па "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, предоставления государственных услуг".
Особое внимание в реализации мероприятий административной реформы уделяется органам местного самоуправления муниципальных образований Тверской области. Были разработаны и утверждены методические рекомендации для органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области по разработке административных регламентов исполнения муниципальных функций, предоставления муниципальных услуг с приложением примерных административных регламентов, примерный Порядок формирования и ведения реестра муниципальных услуг и примерный Реестр муниципальных услуг муниципального образования Тверской области, а также разработаны 20 типовых административных регламентов предоставления массовых муниципальных услуг. Также в адрес органов местного самоуправления направлялись методические рекомендации, связанные с процессом перевода услуг в электронный вид. Ежегодно проводятся обучающие семинары для сотрудников исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области по вопросам проведения административной реформы.
В целях осуществления контроля за соблюдением исполнения стандартов предоставления государственных услуг уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области контрольно-аналитическим комитетом Тверской области в соответствии с ежегодно формируемым графиком осуществлялись проверки исполнительных органов государственной власти Тверской области, предоставляющих государственные услуги, по соблюдению требований стандартов государственных услуг. Доклады о результатах данных проверок заслушивались на заседаниях Комиссии.
В 2009 году принято распоряжение Администрации Тверской области от 27.10.2009 N 863-ра "О создании государственного бюджетного учреждения Тверской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг". На основании распоряжения Правительства Тверской области от 28.11.2011 N 297-рп было создано государственное автономное учреждение Тверской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - ГАУ МФЦ) путем изменения типа существующего учреждения.
На начало 2012 года созданы филиалы ГАУ МФЦ в г. Вышний Волочек, Жарковском, Западнодвинском и Нелидовском районах Тверской области.
Создание многофункциональных центров направлено на сокращение расходов на обеспечение условий качественного, доступного и комфортного получения государственных, муниципальных и иных услуг и призвано обеспечить предоставление комплекса федеральных, региональных и муниципальных услуг по принципу "одного окна". При этом взаимодействие, необходимое для оказания услуги (включая необходимые согласования, получение выписок, справок и т.п.), должно происходить без участия заявителя.
Предоставление возможности получения в первую очередь социально значимых, массовых услуг в одном месте - ГАУ МФЦ - позволит максимально приблизить государственные и муниципальные услуги к заявителю.
Повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг на базе ГАУ МФЦ достигается путем упрощения процесса получения услуг и снижения нагрузки на заявителя по сбору, согласованию, заполнению и представлению документов, необходимых для их получения, сокращения сроков предоставления услуг.
Учитывая положительной опыт работы в 2010-2011 годах ГАУ МФЦ, представляется необходимым открытие его филиалов в каждом муниципальном районе и городском округе Тверской области.
Для оказания содействия в развитии сети филиалов ГАУ МФЦ принято постановление Администрация Тверской области от 01.10.2009 N 415-па "О предоставлении субсидий из областного фонда софинансирования расходов на проведение капитального и текущего ремонта в зданиях и (или) помещениях, находящихся в муниципальной собственности, планируемых для использования в целях размещения многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Тверской области, в 2009-2013 годах", в соответствии с которым муниципальным образованиям Тверской области предоставлена возможность получения субсидии из областного бюджета Тверской области на проведение капитального и текущего ремонта в зданиях и (или) помещениях, находящихся в муниципальной собственности, для размещения многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Подписаны соглашения о взаимодействии (в том числе порядок информационного взаимодействия) ГАУ МФЦ с областными исполнительными органами государственной власти Тверской области, с администрациями муниципальных образований Тверской области в целях организации услуг на базе ГАУ МФЦ. Разработаны проекты соглашений о взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Тверской области. Заключены соглашения о взаимодействии с УФМС по Тверской области, управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Тверской области, Государственным учреждением - Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Создана и успешно действует система управления качеством услуг, предоставляемых на базе ГАУ МФЦ.
Разработаны и утверждены 57 порядков предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" на базе ГАУ МФЦ.
В 2010 году в филиалы ГАУ МФЦ обратились 3497 человек, предоставлено более 542 результатов государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна", в 2011 году - 50432 человека и 13818 результатов, соответственно.
С целью расширения количества обслуживаемого населения организована деятельность мобильных групп ГАУ МФЦ из числа штатных сотрудников филиалов, которые оказывают услуги в населенных пунктах на территории Жарковского, Западнодвинского и Вышневолоцкого районов Тверской области.
Одним из важных направлений в рамках обеспечения доступности государственных и муниципальных услуг для населения Тверской области является взаимодействие ГАУ МФЦ с Управлением федеральной почтовой связи Тверской области - филиалом ФГУП "Почта России". В 2010 году между ними был подписан агентский договор, который стал правовой основой для предоставления услуг в помещениях отделений почтовой связи. Это особенно актуально для жителей удаленных от административных центров населенных пунктов.
В рамках реализации концепции информационного сопровождения деятельности ГАУ МФЦ введен в эксплуатацию сайт ГАУ МФЦ. Проводятся рекламные и информационные кампании, периодические встречи с руководителями органов власти, предоставляющих государственные и муниципальные услуги.
Введена в эксплуатацию и успешно функционирует автоматизированная информационная система "АИС МФЦ".
В каждом филиале ГАУ МФЦ действуют телефоны горячей линии, кроме того, организован центр телефонного обслуживания населения с единым бесплатным номером на всей территории Тверской области.
Введен в эксплуатацию сайт "Административная реформа в Тверской области", где размещается актуальная информация о проводимых мероприятиях в рамках административной реформы, публикуются проекты нормативных правовых актов и принятые нормативные правовые акты, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций.
Одним из наиболее актуальных направлений по повышению доступности государственных и муниципальных услуг является переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
В 2008 году Тверская область вошла в число пилотных регионов Российской Федерации, в которых создавалась единая система порталов государственных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в рамках проекта, заказчиком которого являлось Министерство экономического развития Российской Федерации.
В 2009 году введен в эксплуатацию портал государственных и муниципальных услуг Тверской области. Постановлением Администрации Тверской области от 06.06.2011 N 250-па утверждено Положение о государственных информационных системах Тверской области "Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области" и "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области". В 2009 году были выполнены работы по доработке регионального узла системы порталов государственных услуг Тверской области. Вторая версия регионального узла системы порталов государственных услуг Тверской области интегрирована с федеральной государственной информационной системой "Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)".
В 2009 году приобретено и установлено 11 информационно-справочных терминалов, которые подключены к специализированной информационной системе "Портал государственных услуг Тверской области".
Установлены удаленные рабочие места государственной информационной системы Тверской области "Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Тверской области" (далее - региональный Реестр) в 21 исполнительном органе государственной власти Тверской области и 3 органах местного самоуправления муниципальных образований Тверской области (г. Тверь, Западнодвинский район, Жарковский район). Проведено обучение работе с региональным Реестром лиц, ответственных за размещение в нем информации об услугах.
В рамках мероприятий по внедрению современных информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг (функций) в Тверской области утвержден постановлением Администрации Тверской области от 28.03.2011 N 125-па "Об утверждении плана-графика перехода на предоставление в электронной форме государственных услуг исполнительными органами государственной власти Тверской области" план-график перехода на предоставление в электронном форме государственных услуг исполнительными органами государственной власти Тверской области.
С учетом сложности перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме необходимо разработать комплекс мер, направленных на реализацию названного направления. В частности, требуется создание единой системы межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе электронного, а также разработка и принятие нормативных правовых актов, регламентирующих порядок ее использования при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
В рамках реализации мероприятий административной реформы в Тверской области также уделялось внимание повышению эффективности деятельности областных исполнительных органов государственной власти Тверской области и ограничению вмешательства областных исполнительных органов государственной власти Тверской области в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования.
В целях оптимизации функций и штатной численности исполнительных органов государственной власти Тверской области была разработана методика проведения функциональных анализов деятельности областного исполнительного органа государственной власти Тверской области, одобренная Комиссией 26.03.2008, утверждены распоряжением Администрации Тверской области от 19.01.2010 N 23-ра "О некоторых вопросах организации деятельности областных исполнительных органов государственной власти Тверской области" требования к структуре и штатной численности областного исполнительного органа государственной власти Тверской области. Практически во всех исполнительных органах государственной власти Тверской области был проведен функциональный анализ (исключены дублирующие и избыточные функции, формулировки функций приведены в соответствие с законодательством), результатом чего стало внесение изменений в положения об этих исполнительных органах и в их структуру и штатную численность.
Разработан и утвержден Единый реестр государственных функций исполнительных органов государственной власти Тверской области, на каждую функцию разработан паспорт.
В сфере совершенствования организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в Тверской области, а также в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" сформирован и утвержден график регламентации государственных функций, в который включены все контрольные (надзорные) функции, исполняемые областными исполнительными органами государственной власти Тверской области.
Областными исполнительными органами государственной власти Тверской области разработаны и утверждены ряд административных регламентов осуществления государственных контрольных (надзорных) функций и административных регламентов проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора). Оказывается методическая помощь органам местного самоуправления муниципальных образований Тверской области по реализации данного проекта.
Также разработаны проекты административных регламентов взаимодействия исполнительных органов власти и органов местного самоуправления при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в Тверской области в отдельных сферах деятельности.
При Правительстве Тверской области работает областная межведомственная комиссия по устранению административных барьеров при развитии малого и среднего предпринимательства.
При проведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов проводится анализ на выявление административных барьеров, по итогам которого готовится аналитическая записка о выявленных административных барьерах и предложения по исключению положений из нормативных правовых актов, создающих административные барьеры.
Несмотря на достигнутые результаты, в ближайшие годы предстоит дальнейшая работа по снижению административных барьеров, оптимизации, повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в Тверской области. Необходимость ее подтверждается результатами проведенного социологического исследования.
В ходе социологического исследования, проведенного в Тверской области в целях определения количественных и качественных показателей предоставления государственных и муниципальных услуг, были выявлены наиболее массовые услуги, за которыми обращаются граждане в федеральные органы исполнительной власти (далее - ФОИВ), исполнительные органы государственной власти (далее - ИОГВ) и органы местного самоуправления (далее - ОМСУ).
Почти половина опрошенных граждан заявили, что обращаются за такими услугами, как:
- получение справок, свидетельств и удостоверений, разрешений, лицензий и др. (48 %);
- социальные услуги (пенсии, денежные выплаты и др.) (45 %).
На втором месте по степени востребованности со стороны населения названы такие услуги, как:
- государственная регистрация (34 %);
- выдача паспортов (25 %).
Третье место занимают услуги в сфере земли и имущества, в частности:
- имущественные вопросы (21 %);
- земля и землепользование (20 %).
Остальные виды государственных и муниципальных услуг на данное время востребованы населением в гораздо меньшей степени (8-11 %).
При этом частота обращения за услугами в ФОИВ, ИОГВ и ОМСУ распределяется следующим образом:
- 33 % опрошенных респондентов обращаются за услугами один раз в 2-5 лет и более;
- почти половина респондентов обращается за услугами один раз в полгода или один раз в год;
- 20 % опрошенных респондентов обращаются за услугами один раз в 1-3 месяца;
- и только 2 % респондентов пользуются услугами один раз в неделю.
Как показал опрос жителей Тверской области, 82 % респондентов не вполне удовлетворены, не удовлетворены или крайне не удовлетворены качеством оказываемых услуг, и лишь 15 % опрошенных респондентов сочли качество предоставляемых услуг вполне удовлетворительным. Следует отметить, что у лиц с образованием ниже среднего степень удовлетворенности качеством предоставляемых услуг гораздо выше, чем у лиц с более высоким уровнем образования.
Для граждан и организаций Тверской области в настоящее время наиболее серьезными недостатками, отражающими низкое качество работы государственных органов и органов местного самоуправления, является распространенность таких явлений, как:
длительные сроки предоставления услуг:
- 63 % респондентов ожидали от 3 недель до трех месяцев с момента подачи документов до принятия решения о предоставлении услуги;
сложность процесса предоставления услуг:
- 62 % респондентов потратили на подготовку пакета документов для получения государственной или муниципальной услуги в среднем от трех недель до трех месяцев;
- 51 % респондентов отметили, что процесс получения услуг показался им довольно сложным или очень сложным;
некомфортные условия оказания услуг:
- 72 % респондентов считают условия предоставления услуг неудовлетворительными;
- 65 % респондентов отметили большую потерю времени на ожидание в очереди при получении услуги;
- 25 % респондентов не устраивают графики работы государственных органов и органов местного самоуправления, предоставляющие услуги;
неравные условия получения услуг:
- имеют место жалобы на трудность получения услуг жителями и организациями, находящимися в удаленных и малых поселениях;
- отсутствие условий в государственных органах и органах местного самоуправления для получения услуг лицам с ограниченными физическими возможностями;
неэффективная система информирования граждан о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, отсутствие открытой информации о порядке предоставления услуг:
- 36 % респондентов сообщили о недостаточности наличия информации об услугах, предоставляемых государственными органами и органами местного самоуправления;
- 64 % респондентов на первое место поставили следующие источники получения информации об услугах: от знакомых, коллег по работе, родственников;
злоупотребление служебным положением со стороны чиновников в ходе оказания государственных и муниципальных услуг (грубость персонала; подчиненное положение человека при взаимодействии с государственным гражданским или муниципальным служащим; субъективизм принятия отдельных решений; волюнтаризм в деятельности должностных лиц);
низкий уровень использования современных информационно-коммуникационных технологий в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, необходимость принятия мер по снижению административных барьеров и повышению качества оказываемых государственных и муниципальных услуг жителям Тверской области не вызывает сомнений. Следовательно, необходимо определить стратегические направления, мероприятия и финансовые затраты, направленные на решение следующих выявленных проблем:
- избыточность функций исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- наличие противоречий в законодательстве и неразрешенные правовые вопросы, связанные с предоставлением персональной информации о гражданах;
- нарушение порядка и сроков предоставления государственных и муниципальных услуг;
- отсутствие или низкий уровень взаимодействия между различными ведомствами при предоставлении государственных и муниципальных услуг;
- отсутствие необходимой единой методической базы по реализации эффективного межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг заявителям;
- наличие неэффективной системы документооборота в исполнительных органах государственной власти Тверской области и органах местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
- отсутствие межведомственного электронного информационного взаимодействия и, как следствие, отсутствие качественного обеспечения информационного сопровождения заявителей на протяжении всего процесса предоставления государственных и муниципальных услуг;
- отсутствие мониторинга предоставления государственных и муниципальных услуг;
- наличие административных барьеров при предоставлении государственных и муниципальных услуг;
- низкий уровень информированности граждан о предоставляемых услугах.
Для устранения существующих проблем необходимо решение следующих задач:
- реализация комплексного подхода при организации предоставления государственных и муниципальных услуг населению;
- координация взаимодействия исполнительных органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области и организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
- оптимизация государственных и муниципальных услуг (функций);
- совершенствование контрольно-надзорной и разрешительной деятельности исполнительных органов государственной власти Тверской области и контрольной деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области;
- выстраивание эффективной системы организации и контроля за реализацией проектов создания сети ГАУ МФЦ на территории Тверской области;
- создание единой инфраструктуры обеспечения межведомственного электронного информационного взаимодействия между органами (организациями) - участниками предоставления государственных и муниципальных услуг на базе ГАУ МФЦ;
- перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид;
- внедрение системы межведомственного информационного взаимодействия;
- проведение мониторинга качества и доступности государственных услуг;
- максимально эффективное использование средств бюджетов всех уровней.
Существует необходимость разработки комплексного подхода к решению обозначенных проблем. На это направлена разработанная программа Тверской области "Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на 2012-2014 годы" (далее - Программа).
В основу Программы заложена целостная модель формирования системы качественного предоставления государственных услуг, исполнения государственных функций на территории Тверской области, включающая мероприятия по финансовому, материально-техническому, методическому и организационно-правовому обеспечению процесса повышения качества услуг и снижения административных барьеров.
Применение программно-целевого метода позволит:
определить приоритетность мероприятий Программы, очередность и сроки их реализации, исходя из их социальной и экономической целесообразности, а также с учетом возможности финансирования из бюджетов различного уровня;
увязать имеющиеся и планируемые финансовые ресурсы с разрабатываемыми комплексами мероприятий по направлениям Программы;
обеспечить интеграцию мероприятий, носящих различный характер (научно-исследовательский, организационно-хозяйственный), в общий процесс достижения конечных целей, предусмотренных Программой;
создать условия для оперативного и результативного управления рисками при реализации мероприятий Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.