Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I
Характеристика проблем, на решение которых направлена ДЦП
АЧС относится к группе особо опасных инфекций. Поражает домашних, диких свиней и независимо от способа распространения вызывает 100 % гибель животных всех возрастов.
Заболевание вызывается вирусом, который отличается высокой устойчивостью во внешней среде.
Факторы передачи вируса АЧС разнообразны. Как показала практика, основными путями заноса вируса АЧС на территорию регионов являются: неконтролируемые перевозки скота, корма, не подвергнутые термической обработке в закрытых учреждениях и личных подсобных хозяйствах, а также несоблюдение режима "закрытого типа" крупными предприятиями по производству мяса свиней. Механическими переносчиками вируса могут быть птицы, домашние и дикие животные, грызуны, накожные паразиты (некоторые виды клещей и вши), которые были в контакте с больными и павшими свиньями. Резервуарами вируса в природе являются дикие свиньи и клещи рода орнитодорос.
Эффективных средств профилактики и лечения АЧС до настоящего времени не разработано, лечение запрещено.
Впервые в России АЧС зарегистрирована в 2008 году в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах и Оренбургской области. Всего в 40 населенных пунктах и 5 природных территориях. В 2009 году проявление АЧС установлено в 40 населенных пунктах и 16 природных территориях Южного федерального округа и Северо-Кавказского федерального округа. В период с 2010 по 2011 годы заболевание зарегистрировано в Ленинградской, Ростовской, Волгоградской, Астраханской, Нижегородской, Мурманской, Архангельской, Тверской областях и Краснодарском крае.
В Тверской области первый очаг АЧС зарегистрирован в Торжокском районе 31 мая 2011 года на территории исправительной колонии N 4 УФСИН в г. Торжок. Следующий очаг - на личном подворье в д. Даниловское Калининского района Тверской области 8 июня 2011 года. Всего за 2011 год было зарегистрировано 6 очагов заражения АЧС в Бологовском, Вышневолоцком, Калининском и Торжокском районах. В соответствии с постановлением Губернатора Тверской области был установлен карантин на территориях пострадавших районов, ведены ограничительные мероприятия по недопущению распространения заболевания: запрет на проведение массовых мероприятий с участием животных, на реализацию свинины и свиноводческой продукции на всех объектах розничной торговли, использование свиноводческой продукции на временных объектах общепита (кафе, шашлычные и т.п.), прием посылок от граждан с продуктами и сырьем животного происхождения, продажу животных всех видов, включая птицу, а также торговлю на рынках мясом и другими продуктами животноводства. Предприняты меры по снижению популяции дикого кабана и по недопущению его миграции.
В результате предпринятых мер все эпизоотические очаги АЧС среди сельскохозяйственных животных на территории Тверской области ликвидированы.
Экономический ущерб.
В связи с возникновением очагов распространения АЧС проведен бескровный убой 1 024 свиней (общим весом 126,5 тонн) с последующим уничтожением путем сжигания. Из резервного фонда Тверской области на возмещение ущерба от отчуждения животных и изъятия продукции свиноводства в связи с ликвидацией последствий возникновения на территории области очагов АЧС с 8 июля по 17 октября 2011 года было выделено 9,6 млн руб.
АЧС наносит свиноводческим предприятиям и гражданам - владельцам животных, бюджетам всех уровней огромный экономический ущерб, связанный с ликвидацией и профилактикой этого заболевания. Так, открытое акционерное общество племзавод "Заволжское" понесло убытки и дополнительные затраты, связанные с принятием дополнительных мер защиты и введенными ограничениями, на общую сумму 17,39 млн руб.
Экономический потенциал отрасли.
В Тверской области свиноводство имеет значительный потенциал и является одной из динамично развивающихся отраслей. Рост поголовья свиней обеспечен благодаря реализации инвестиционных проектов в открытом акционерном обществе племзавод "Заволжское" Калининского района с поголовьем 120 тыс. голов и открытом акционерном обществе "Агрофирма "Дмитрова Гора" Конаковского района (поголовье 63 тыс. голов). Данные инвестиционные проекты направлены на развитие высокорентабельных и конкурентоспособных предприятий, включающих полный технологический цикл.
Производственный потенциал отрасли сохранен в обществе с ограниченной ответственностью Агрофирма "Арфедо" Вышневолоцкого района, где содержится около 4 тыс. голов свиней, налажено производство, переработка и реализация собственной животноводческой продукции.
Остальные свиноводческие предприятия области имеют небольшие свинофермы и занимаются производством поросят для продажи населению, обеспечивая свиномолодняком личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства.
Основной целью развития свиноводческой отрасли является увеличение валового продукта и получение качественной свинины. Для достижения поставленной цели в Тверской области прорабатываются вопросы строительства современных свиноводческих комплексов с участием инвестиционных компаний:
в Бежецком районе - общество с ограниченной ответственностью "Коралл" планирует реализацию инвестиционного проекта по строительству свиноводческого комплекса мощностью 270 тыс. голов свиней в год и с производством свиней на убой более 30 тыс. тонн (в живом весе);
в Ржевском районе - общество с ограниченной ответственностью "Агропромкомплектация" запланировало реализацию инвестиционного проекта по созданию двух свинокомплексов (с единовременным содержанием по 52 тыс. голов свиней в каждом) и 1 декабря 2011 года состоялась закладка первого камня в строительство данного объекта.
Комплекс проводимых мероприятий, в том числе и по недопущению возникновения АЧС, на территории региона позволит увеличить численность племенного свинопоголовья с высоким потенциалом продуктивности, улучшить результативность специализированных предприятий, повысить уровень технической оснащенности производства, что будет способствовать повышению экономической эффективности, конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Поголовье свиней в хозяйствах всех форм собственности Тверской области по состоянию на 1 января 2012 года составляет 210 987 голов, при этом 21 405 голов свиней, или 10,2 % от общего поголовья, содержится в личных подсобных хозяйствах (далее - ЛПХ) и крестьянских (фермерских) хозяйствах (далее - КФХ).
Поголовье свиней в Тверской области
N п/п |
Категории хозяйств |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Динамика роста (снижения) 2010 год в % к 2009 году |
Динамика роста (снижения) 2011 год в % к 2010 году |
1 |
Сельскохозяйственные предприятия |
70 070 |
134 216 |
189 582 |
191,5 |
141,3 |
2 |
КФХ |
4 695 |
5 621 |
4 207 |
119,7 |
74,8 |
3 |
ЛПХ |
22 257 |
20 596 |
17 198 |
92,5 |
83,5 |
|
Все категории * |
97 022 |
160 433 |
210 987 |
165,4 |
131,5 |
* Показатели представлены по данным Федеральной службы государственной статистики.
Численность поголовья свиней с каждым годом увеличивается. Так, в 2010 году по отношению к 2009 году рост поголовья составил (во всех категориях хозяйств) 63,4 тыс. голов, или на 65,4 %, а в 2011 году по отношению к 2010 году 50,6 тыс. голов, или на 31,5 %.
Несмотря на сохраняющуюся тенденцию роста в 2011 году по сравнению с 2010 годом (по всем категориям хозяйств), в прошедшем году наблюдалось снижение темпов среди ЛПХ и КФХ. Данное обстоятельство объясняется ухудшением эпизоотической обстановки в связи с возникновением очагов распространения АЧС в 2011 году.
Мероприятия по предупреждению АЧС.
С целью предупреждения распространения и ликвидации вируса АЧС на территории Тверской области проводится работа по организации учета движения поголовья свиней в ЛПХ и перевода ЛПХ и КФХ на альтернативные свиноводству направления животноводства.
Учет движения поголовья свиней осуществляется главами сельских поселений при участии специалистов Министерства сельского хозяйства Тверской области. Дополнительно 1 раз в 10 дней специалистами государственной ветеринарной службы Тверской области осуществляется обход свиноводческих хозяйств с целью раннего обнаружения фактов заболевания и падежа домашних свиней. В случае выявления заболеваний либо падежа свиней незамедлительно проводятся мероприятия по локализации предполагаемого очага (до получения результатов лабораторного исследования).
В соответствии с долгосрочной целевой программой Тверской области "Государственная поддержка развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Тверской области на 2009-2014 годы" в Тверской области предусмотрено 28 направлений государственной поддержки, при этом большинство из них направлено на развитие животноводства.
Во исполнение пункта 1 раздела I протокола оперативного совещания у Министра сельского хозяйства Российской Федерации Е.Б. Скрынник от 08.11.2011 N 23 и в соответствии с утвержденным Министерством сельского хозяйства Тверской области планом мероприятий по переводу ЛПХ, КФХ, занимающихся содержанием и разведением свиней, на альтернативные свиноводству направления животноводства в Тверской области осуществляются мероприятия по переводу ЛПХ и КФХ на альтернативные свиноводству направления животноводства.
В целях стимулирования перехода личных подсобных хозяйств и мелкотоварных свиноферм на альтернативные виды животноводства специалистами отделов по развитию АПК среди населения и сельскохозяйственных товаропроизводителей производится соответствующая разъяснительная работа.
Постановлением Правительства Тверской области N 298-пп от 27.12.2011 была создана Противоэпизоотическая комиссия Тверской области с целью координации действий всех заинтересованных организаций и ведомств в вопросах оперативной разработки мер и проведения работ по предупреждению, локализации и ликвидации очагов заразных и массовых незаразных болезней животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, обеспечению эпизоотического благополучия в Тверской области.
В муниципальных районах и городских округах Тверской области организованы оперативные противоэпизоотические штабы (комиссии), которые координируют действия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных исполнительных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан при решении задач, направленных на предупреждение (профилактику) возникновения, распространения и ликвидацию очагов заразных и массовых незаразных болезней животных, защиту населения от болезней, общих для человека и животных, обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в муниципальном образовании.
Основными методами контроля эпизоотической ситуации по АЧС в Тверской области являются:
- нормативно-правовое регулирование;
- мониторинговые исследования;
- контрольно-надзорные мероприятия;
- информирование в сфере эпизоотического благополучия.
В Тверской области реализуется комплексный план мероприятий по профилактике АЧС на территории Тверской области, утвержденный распоряжением Правительства Тверской области от 22.03.2012 N 117-рп "Об утверждении комплексного плана мероприятий по профилактике африканской чумы свиней на территории Тверской области".
Для предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечения, защиты населения от болезней, общих для человека и животных, в 2012 году была принята Концепция обеспечения эпизоотического благополучия Тверской области до 2016 года, утвержденная распоряжением Правительства Тверской области от 27.03.2012 N 126-рп.
Всего в Тверской области начиная с 2011 года было принято более 20 нормативных правовых актов по предупреждению заноса и распространения АЧС.
С целью контроля эпизоотической ситуации в Тверской области проводятся мониторинговые исследования по АЧС в хозяйствах всех форм собственности, занимающихся разведением свиней, а также в дикой фауне (кабаны).
В целях усиления работы по организации и проведению мероприятий по недопущению возникновения, распространения и ликвидации АЧС на территории Тверской области приняты постановление Администрации Тверской области от 26.07.2011 N 319-па "О введении на территории Тверской области ограничения охоты в сезоне охоты 2011-2012 годов", постановление Правительства Тверской области от 10.08.2011 N 6-пп "О внесении изменений в постановление Администрации Тверской области от 26.07.2011 N 319-па".
Данные постановления ограничивали охоту на диких копытных животных в сезоне охоты 2011-2012 годов на территории охотничьих угодий в тех районах Тверской области, где были зафиксированы очаги АЧС, до окончания установленного срока карантина по АЧС на территории Тверской области.
По данным федерального государственного учреждения "Контрольный информационно-аналитический центр охотничьих животных и среды их обитания", в 2011 году на территории региона было зарегистрировано 24 712 голов кабана. С целью максимального снижения численности и миграционной активности дикого кабана на территории Тверской области план разрешений на добычу кабана ежегодно увеличивается (в 2009 году - 6,0 тыс. голов, в 2010 г. -7,6 тыс. голов, в 2011 г. - 8,0 тыс. голов и в 2012 г. - до 10,9 тыс. голов).
Для предотвращения распространения вируса АЧС среди диких кабанов согласованы с руководителями исполнительных органов государственной власти в сфере сельского хозяйства и ветеринарии планы проведения совместных мероприятий по предупреждению и ликвидации АЧС на приграничной территории Тверской области с Московской, Ярославской, Вологодской, Новгородской, Смоленской и Псковской областями в 2011-2012 годах (охрана охотничьих ресурсов и среды их обитания, проведение карантинных мероприятий, направленных на предотвращение АЧС среди диких кабанов).
С целью депопуляции дикого кабана в Тверской области постановлением Губернатора Тверской области от 23.03.2012 N 40-пг был введен с 24 марта 2012 года и до принятия отдельного решения режим чрезвычайной ситуации межмуниципального характера, вызванной АЧС в дикой природе, на территориях охотничьих угодий, находящихся в границах Бологовского, Вышневолоцкого, Калининского и Торжокского районов. Введение чрезвычайной ситуации предусматривает полную депопуляцию дикого кабана в вышеназванных районах области. На осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, вызванной АЧС в дикой природе, из резервного фонда Правительства Тверской области было выделено 3,834 млн руб.
Несмотря на принимаемые меры, Тверская область продолжает оставаться стабильно неблагополучной, так как в ней имеют место спорадические случаи возникновения АЧС среди кабанов в дикой природе.
Данное обстоятельство значительно увеличивает вероятность риска возникновения АЧС среди сельскохозяйственных животных и возникновения новых очагов АЧС на территории области, а последствия ее ликвидации приведут к огромным экономическим потерям. Вероятен также занос АЧС с пищевыми отходами, а также с кормами и продукцией свиноводства, поступающей в Тверскую область из неблагополучных по АЧС регионов Российской Федерации.
Появление АЧС в регионе - это катастрофа для всей свиноводческой отрасли в силу следующих причин:
высокая смертность животных в очагах инфекции;
прямые потери в результате тотальной депопуляции свиней в очаге инфекции;
полный запрет на вывоз сельскохозяйственной продукции и существенные ограничения реализации свиноводческого сырья и продукции за пределы региона;
огромные затраты на ликвидацию, контроль и сдерживание инфекции;
потери экономических связей.
Очевидно, что эпизоотическое благополучие оказывает прямое влияние на экономическую безопасность региона и его инвестиционную привлекательность.
Необходим комплексный системный подход при разработке правовых, экономических и организационных мероприятий, направленных на предупреждение заноса и распространения АЧС на территории Тверской области. Проведение комплекса мер по обеспечению противоэпизоотических мероприятий на территории Тверской области осуществляет государственная ветеринарная служба Тверской области.
Государственная ветеринарная служба представлена Главным управлением "Государственная инспекция по ветеринарии" Тверской области и государственными бюджетными учреждениями ветеринарии - станциями по борьбе с болезнями животных (37 станций).
Основные показатели государственной ветеринарной службы:
укомплектованность государственной ветеринарной службы составляет 90 % от потребности;
финансирование противоэпизоотических мероприятий из областного бюджета Тверской области осуществляется в объеме 89 % от потребности;
обеспеченность автомобильным транспортом - 87 %, при этом износ транспортных средств составляет 70 %;
обеспеченность мобильными дезинфицирующими устройствами типа "дезинфекционная установка системы Комарова Н.М." составляет 72 %, при этом износ оборудования составляет 85 %;
обеспеченность лабораторными приборами и оборудованием - 96 %, при этом износ оборудования составляет 75 %;
обеспеченность дезинфицирующими средствами - 74 % от потребности.
Укомплектованность ведомственной ветеринарной службы сельскохозяйственных предприятий составляет 55 % от потребности.
Низкий уровень состояния материально-технической базы, необходимость проведения технической и технологической модернизации, реконструкции ветеринарных лабораторий, относящихся к подведомственным государственным учреждениям ветеринарии Тверской области, дефицит квалифицированных ветеринарных и лабораторных специалистов, высокая стоимость проведения мониторинга по АЧС не позволяют государственной ветеринарной службе Тверской области эффективно противостоять возросшей опасности возникновения АЧС на территории региона.
С целью обеспечения эпизоотического благополучия Тверской области необходимо в кратчайшие сроки принять меры, направленные на развитие, совершенствование и укрепление государственной ветеринарной службы Тверской области, и в дальнейшем осуществлять меры, направленные на недопущение возникновения АЧС на территории Тверской области (перевод частных свиноводческих хозяйств на альтернативные способы животноводства, снижение численности диких кабанов, информирование населения, проведение мониторинга АЧС и другие).
В связи с вышеизложенным необходимо разработать ДЦП, направленную на предотвращение заноса, диагностику, ликвидацию и профилактику АЧС на территории Тверской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.