Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I
Характеристика проблемы решение которой осуществляется
путем реализации Программы включая анализ причин
ее возникновения целесообразность и необходимость ее
решения на уровне Тверской области программным методом
На территории Тверской области имеются крупные и средние предприятия машиностроения металлообработки химической и пищевой промышленности развита строительная индустрия добыча полезных ископаемых производство и распределение электрической энергии газа воды. Большое место в экономике занимает сельское хозяйство обрабатывающие производства и лесное хозяйство. При таком многоотраслевом укладе экономики наличии большого числа травмоопасных производств и предприятий с опасными и вредными условиями труда в том числе взрыво-пожароопасных вопросы охраны труда требуют к себе особого внимания.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности является неотъемлемой частью государственной политики в области охраны труда.
Результатом предпринимаемых совместных усилий Правительства Тверской области органов контроля и надзора в сфере охраны труда профсоюзов общественности и работодателей явилось то, что за последние 6 лет число травм на производстве уменьшилось почти в 2 раза уровень производственного травматизма в расчете на 1 тыс. работающих - на треть численность работников занятых на работах во вредных и опасных условиях труда снизилась почти на 20% профессиональная заболеваемость сократилась - на четверть. Данные факты подтверждают правильность и эффективность проводимой работы.
При этом производственный травматизм и профессиональная заболеваемость по-прежнему остаются серьезной государственной проблемой несущей негативные последствия экономического и социального характера приводящие к невосполнимым материальным и моральным потерям как для работников и организаций так и для Тверской области в целом.
В этой связи охрана труда выступает важным фактором социально-экономического развития Тверской области.
Работающее население является основной группой риска ухудшения здоровья и смертности как в России так и в Тверской области.
Неудовлетворительная организация производства работ недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда отсутствие знаний требований охраны труда в сочетании с российским менталитетом пренебрежения к собственному здоровью и жизни зачастую легко примеряет работника с любыми условиями труда.
На предприятиях и в организациях области наблюдается высокий уровень профессиональных рисков. Так по данным Тверьстата на конец 2011 года на рабочих местах не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам трудились 28,9 тыс. человек (почти каждый четвертый работник обследованных видов экономической деятельности) или 23,8% общей численности работников обследованных видов экономической деятельности (обрабатывающие производства добыча полезных ископаемых производство и распределение электроэнергии газа и воды строительство транспорт и связь) 25% занятых в условиях не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам составляют женщины (таблица 1).
Таблица 1
Удельный вес работников занятых в условиях не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам в 2006-2011 годах (по данным Росстата и Тверьстата) в % к списочной численности работников обследованных видов экономической деятельности
Территория |
Годы |
|||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
Российская Федерация |
23,4 |
24,9 |
26,2 |
27,5 |
29,0 |
30,5 |
Центральный федеральный округ |
данные отсутствуют |
данные отсутствуют |
19,4 |
20,5 |
данные отсутствуют |
23,0 |
Тверская область |
18,8 |
19,3 |
18,8 |
20,6 |
23,7 |
23,8 |
Распределение работников занятых в условиях не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам по видам экономической деятельности выглядит следующим образом: наибольший удельный вес приходится на работников предприятий обрабатывающего производства - 57,9%, 19,2% - на предприятия по производству и распределению электроэнергии газа и воды 15,9% - на транспорт и связь 6,7% - на строительство.
Неудовлетворительные условия труда продолжают оставаться основной причиной формирования у работников профессиональной патологии. Показатель профессиональной заболеваемости затрагивает не только медицинские, но и социально-экономические аспекты.
Традиционно уровень профессиональной заболеваемости в Тверской области ниже общероссийского показателя и на протяжении последних лет остается стабильным. В 2011 году зарегистрировано 52 случая профессиональных заболеваний из них 14 случаев (или 27%) -среди женщин. Острых случаев профессиональных заболеваний в 2011 году не зарегистрировано (таблица 2).
Таблица 2
Численность лиц с установленным профессиональным заболеванием в 2009-2011 годах (по данным Росстата Тверьстата управления Роспотребнадзора по Тверской области)
Территория |
Численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием |
|||||
человек |
на 10 000 работающих |
|||||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
|
Российская Федерация |
6565 |
7047 |
данные отсутствуют |
3,0 |
3,3 |
данные отсутствуют |
Центральный федеральный округ |
данные отсутствуют |
1619 |
данные отсутствуют |
данные отсутствуют |
3,1 |
данные отсутствуют |
Тверская область |
55 |
50 |
48 |
0 89 |
0,83 |
0,88 |
Наибольшее число случаев профессиональных заболеваний в 2011 году зарегистрировано на предприятиях машиностроения (40,4%) второе место по уровню профессиональной заболеваемости занимает сельское хозяйство (21,2%) на третьем месте - текстильная промышленность (11,5%).
Следует отметить, что 67,3% профессиональных заболеваний вызваны воздействием зачастую устранимых физических факторов производственной среды (шум вибрация).
Основными причинами возникновения и развития профессиональной патологии чаще всего являются длительное воздействие вредного производственного фактора вследствие несовершенства технологических процессов в том числе конструктивных недостатков оборудования неприменение работниками адекватных вредному производственному фактору средств индивидуальной защиты или их отсутствие неэффективность работы санитарно-технических устройств (прежде всего систем вентиляции).
Показатель выявляемости профессиональных заболеваний в ходе периодических медосмотров в 2011 году увеличился до 62% (2010 год - 36%) при этом он все еще остается ниже общероссийского показателя (71% в 2010 году). Причем если в г.Твери данный показатель выше среднеобластного и составил 77% то в районах области все случаи профессиональных заболеваний были выявлены при обращении работника за медицинской помощью что говорит о качестве проведения предварительных и периодических медицинских осмотров.
В итоге не достигается одна из основных целей профилактических медосмотров - выявление профзаболеваний на ранней стадии что приводит к увеличению случаев хронических форм и инвалидизации больных. Так в Тверской области продолжает оставаться высоким удельный вес профзаболеваний с утратой трудоспособности который в 2011 году составил 58% (2010 - 66%).
По данным Тверьстата в 2011 году на предприятиях и в организациях обследованных видов экономической деятельности пострадали от травм и временно утратили трудоспособность 462 человека или 2.0 пострадавших на 1000 работающих. Почти каждая третья среди пострадавших - женщина. Для 25 человек травмы, полученные на производстве, оказались смертельными, в их числе 3 женщины.
Таблица 3
Уровень производственного травматизма
(в расчете на 1 тыс. работающих) в 2006-2011 годах
(по данным Росстата и Тверьстата)
Территория |
Годы |
|||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
Российская Федерация |
2,9 |
2,7 |
2,5 |
2,1 |
2,2 |
2,1 |
Центральный федеральный округ |
2,4 |
2,3 |
2,1 |
1,8 |
1,9 |
1,8 |
Тверская область |
3,2 |
3,3 |
3,1 |
2,1 |
2,3 |
2,0 |
Серьезной проблемой остается высокий уровень производственного травматизма на предприятиях обрабатывающих производств - 3,3 пострадавших на 1000 работающих в сельском хозяйстве охоте и лесном хозяйстве - 2,6 пострадавших на 1000 работающих на предприятиях добывающих полезные ископаемые - 2,5 пострадавших на 1000 работающих в то время как в среднем по области этот показатель составил 2,0 пострадавших на 1000 работающих.
Анализ причин и условий возникновения несчастных случаев на производстве в Тверской области показывает что большинство из них вызвано типичными управляемыми причинами организационного характера: неудовлетворительная организация производства работ допуск к работе работников не прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда не изучивших требования инструкций по охране труда; нарушение трудовой и производственной дисциплины; неприменение средств защиты.
К техническим причинам несчастных случаев на производстве устранение которых требует значительных инвестиционных и материально-технических затрат относится работа на оборудовании морально и физически устаревшем и не отвечающем требованиям безопасности.
Из-за отсутствия эффективных экономических механизмов побуждающих работодателя принимать меры по улучшению условий и охраны труда обеспечение безопасности труда работников на предприятиях нередко производится по остаточному принципу. Некоторые работодатели пытаются со ссылкой на финансовые проблемы экономить на охране труда что негативно влияет на состояние условий труда заставляет работников рисковать собственным здоровьем и жизнью ради сохранения места работы.
По этой причине имеются серьезные диспропорции финансирования охраны труда в организациях различных отраслей. По данным Тверьстата на мероприятия по охране труда предприятиями и организациями в 2011 году было израсходовано в среднем на одного работающего 4,6 тыс. рублей что на 21% больше чем в 2010 году. Что позволило снизить уровень производственного травматизма в среднем по области на 13%.
На предприятиях по производству и распределению электроэнергии газа и воды на эти мероприятия затрачено в среднем на одного работающего 20,3 тыс. рублей что в 4,4 раза выше среднеобластного показателя при уровне травматизма - в 2,2 раза меньше чем в среднем по области. В то же время на предприятиях и в организациях сельского хозяйства охоты и лесного хозяйства где уровень травматизма выше среднеобластного показателя на 30% на охрану труда в расчете на одного работающего израсходовано в 5,8 раз меньше чем в среднем по области.
Разница в затратах на охрану труда снижает социальную защищенность работников и самое главное в конечном итоге приводит к нарушениям законодательства в области охраны труда.
Формы статистической отчетности по условиям труда в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тверской области представляют только крупные и средние предприятия определенных видов экономической деятельности (обрабатывающие производства добыча полезных ископаемых производство и распределение электроэнергии газа и воды строительство транспорт и связь). Статистическое наблюдение по травматизму выборочно охватывает организации относящиеся к субъектам малого предпринимательства и совсем не охватывает организации социальной сферы (здравоохранение образование социальная защита культура). Как следствие отсутствует официальная статистическая информация о состоянии условий труда в этих организациях.
На основании статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации с целью фактической оценки условий труда на рабочих местах работодатель обязан проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда (далее - АРМ). Каждое рабочее место должно проходить аттестацию по условиям труда 1 раз в 5 лет. По данным государственной экспертизы условий труда в организациях относящихся к субъектам малого предпринимательства АРМ практически не проводится.
Не лучше обстоит ситуация и с государственными учреждениями Тверской области. Так, например, за 4 года аттестация рабочих мест по условиям труда проведена в 10 государственных учреждениях здравоохранения на 458 рабочих местах в 3 учреждениях образования на 52 рабочих местах в 13 учреждениях социальной защиты населения на 141 рабочем месте и в 1 учреждении культуры на 32 рабочих местах.
Из 27355 рабочих мест в государственных учреждениях четырех базовых отраслей социальной сферы на которых занято 91,4% работников всех государственных учреждений области работы по АРМ проведены только на 683 (2,5%) рабочих местах.
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда
в организациях социальной сферы (по материалам
государственной экспертизы условий труда)
Сфера деятельности |
Количество организаций где проведена АРМ |
Количество рабочих мест на которых проведена АРМ |
Количество работающих на этих рабочих местах |
Количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда по результатам АРМ |
здравоохранение |
10 |
458 |
549 |
268 (58,5%) |
образование |
3 |
52 |
57 |
37 (71,2%) |
социальная защита |
13 |
141 |
222 |
107 (75,8%) |
культура |
1 |
32 |
34 |
10 (31,2%) |
итого |
27 |
683 |
862 |
422 (61,8%) |
По результатам АРМ в государственных учреждениях здравоохранения образования социальной защиты культуры установлено что 61,8% рабочих мест имеют вредные и опасные условия труда, причем данный показатель значительно дифференцирован по видам деятельности: от 31,2% в культуре до 75,8% в социальной защите.
Одной из причин слабой организации работ по охране труда в государственных учреждениях Тверской области является недостаточный ведомственный контроль со стороны отраслевых исполнительных органов государственной власти Тверской области.
Несмотря на то, что за последние 4 года во всех отраслях экономической деятельности отмечена положительная динамика по количеству организаций области проводивших АРМ (с 90 организаций в 2008 году до 242 организаций в 2011 году) темпы ее проведения все же недостаточные. Количество аттестованных в 2011 году рабочих мест равно как и количество занятых на них работников практически соответствует уровню 2008 года (2011 год - 8493 аттестованных рабочих мест и 12086 занятых на них работников).
Существующее положение дел с темпами и объемами проведения АРМ в организациях Тверской области далеко от требуемого. За истекшие 5 лет АРМ провели всего 1047 организаций области что составляет 2,8% к количеству организаций области. Было аттестовано 43822 рабочих места что составляет около 11% от общего количества рабочих мест в области.
Совершенно очевидно можно сделать вывод о том что чем активнее проводится аттестация рабочих мест в том числе с использованием инструментальных замеров уровней воздействия вредных и опасных производственных факторов реальной оценкой травмоопасности рабочего места с оценкой соответствия выданных (не выданных) средств индивидуальной защиты работнику тем в больших объемах выявляются рабочие места с вредными и опасными условиями труда. По результатам АРМ в среднем за истекшие 5 лет работники только 29% аттестованных рабочих мест были заняты в условиях соответствующих государственным требованиям охраны труда а на остальных 71% рабочих мест были зафиксированы вредные и опасные условия труда.
Таким образом первоочередные задачи направленные на предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников заключаются в реализации комплексного подхода к улучшению условий труда на каждом рабочем месте начиная с выявления профессиональных рисков через аттестацию рабочих мест и заканчивая приведением производственных и санитарных условий труда в соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда и устранением имеющихся факторов профессиональных рисков.
В целях снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости а также развития имеющихся позитивных тенденций в сфере охраны труда необходимо организовать работу в рамках настоящей Программы которая сформирована как единый комплекс взаимосвязанных организационных методических учебно-пропагандистских и других мероприятий.
Причем в связи с имеющимися описанными выше проблемами в сфере охраны труда первостепенное внимание е Программе уделяется выполнению мероприятий связанных с осуществлением аттестации рабочих мест по условиям труда обучением по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников (в отраслях с наихудшими показателями состояния условий труда травматизма и профзаболеваемости - за счет собственных средств работодателей и Фонда социального страхования в государственных учреждениях - за счет областного бюджета Тверской области) решением организационных вопросов управления охраной труда в организациях региона улучшением качества проводимых медосмотров усилением ведомственного контроля и пропаганды охраны труда.
Реализация мероприятий Программы будет обеспечиваться:
- согласованными действиями исполнительных органов государственной власти Тверской области органов надзора и контроля в сфере охраны труда объединений работодателей и профсоюзов организаций оказывающих услуги в области охраны труда работодателей
- соответствующим финансированием за счет средств областного бюджета Тверской области (полномочие предусмотрено пунктом 44.1 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации") Фонда социального страхования Российской Федерации (предупреди тельные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости) собственных средств работодателей профсоюзов организаций оказывающих услуги в области охраны труда а также финансированием текущей деятельности территориальных органов федеральных исполнительных органов государственной власти.
Программа являясь важнейшим инструментом реализации государственной политики в сфере охраны труда на территории области позволит планомерно проводить работу по обеспечению охраны труда предусматривать необходимые материальные и организационные ресурсы для реализации приоритетных мероприятий направленных на достижение поставленных цели и задач.
Улучшение условий труда создание условий обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности наряду с другими факторами будут способствовать повышению качества жизни сохранению здоровья трудоспособного населения Тверской области и улучшению демографической ситуации в регионе.
Социальная значимость данных проблем с учетом приоритетных направлений социальных и экономических реформ в Российской Федерации и Тверской области является важнейшим фактором определяющим необходимость разработки и реализации Программы в Тверской области.
Одним из главных направлений деятельности в улучшении здоровья и сокращении смертности населения является принятие мер по улучшению условий и охраны труда работающего населения профилактике и снижению профессионального риска а также проведение диспансеризации и профилактических осмотров работающих.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.