Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел V. Мероприятия ДЦП по тактическим задачам и их показатели
Анализ действующего законодательства, а также полномочий министерства позволяет сформулировать для министерства следующую стратегическую цель: повышение эффективности использования земель в Тверской области на основе рыночных механизмов.
Показателями достижения поставленной цели являются:
Показатель 1. Отношение площади земель, находящихся в собственности физических и юридических лиц, к площади земельного фонда области
Показатель отражает активность граждан и юридических лиц по приобретению в собственность земельных участков. В среднем по Центральному федеральному округу (далее - ЦФО) значение показателя отношения площади земель, находящихся в собственности физических и юридических лиц, к площади всего земельного фонда того или иного региона составляет 37,5 %. Однако в связи с тем, что площадь земельного фонда области (8 420,1 тыс. га) значительно превышает средний показатель площадей других регионов ЦФО, планировать увеличение показателя Тверской области до среднего значения ЦФО не представляется возможным. Самый высокий по ЦФО показатель - 63,03 % - у Липецкой области (при площади земельного фонда- 2 404,7 тыс. га), самый низкий - у Костромской области - 10,59 % (при площади земельного фонда 6 021,1 тыс. га).
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Отношение площади земель, находящихся в собственности физических и юридических лиц, к площади земельного фонда области |
% |
25,01 |
27,81 |
30,61 |
33,41 |
Площадь земельного фонда области, за исключением земель лесного и водного фондов, а также земель сельскохозяйственного назначения под лесами и болотами составит 5 269,3 га.
Рассматривая площадь земельного фонда области как 5 269,3 га, значения данного показателя примут вид: 2011 - 39,98 %; 2012 - 44,48 %; 2013 - 48,98 %; 2014 - 53,48 %.
Показатель 2. Повышение доходов областного бюджета от использования земельных участков, находящихся в государственной собственности Тверской области, а также собственность на которые не разграничена
Одной из основных задач, возникающих при развитии рынка земли Тверской области, является эффективность использования земли, под которой в первую очередь подразумевается увеличение доходов от ее использования.
Министерство в соответствии с законом Тверской области от 27.12.2010 N 126-ЗО "Об областном бюджете Тверской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" является главным администратором и одновременно осуществляет функции администратора доходных источников областного бюджета Тверской области от использования земельных участков, находящихся в государственной собственности Тверской области, а также собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки).
В рамках полномочий, возложенных на администратора доходов, министерство осуществляет планирование доходов.
N п/п |
Наименование кода классификации доходов |
КБК |
План 2011 года |
Прогноз 2012 год |
Прогноз 2013 год |
Прогноз 2014 год |
1 |
Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков |
111 05010 04 0000 120 |
81820,9 |
84 329,9 |
83 193,9 |
81 933,3 |
2 |
Доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации (за исключением земельных участков автономных учреждений субъектов Российской Федерации) |
111 05022 02 0000 120 |
12168,3 |
19 412,6 |
20558,0 |
21627,0 |
3 |
Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов |
114 06012 04 0000 430 |
18607,6 |
18 210,6 |
15 768,6 |
13 949,7 |
4 |
Доходы от продажи земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации (за исключением земельных участков автономных учреждений субъектов Российской Федерации) |
114 06022 02 0000 430 |
19439,3 |
9 000,0 |
9 000,0 |
9 000,0 |
|
Итого: |
|
132036,1 |
130 953,1 |
128 520,5 |
126 510,0 |
Указанный показатель соответствует прогнозу социально-экономического развития Тверской области, направленному главным администратором доходов по указанным кодам бюджетной классификации для утверждения бюджета на 2012 -2014 годов, по 2011 году - утвержденным значениям плановых показателей по соответствующим доходным источникам в Законе "Об областном бюджете Тверской области на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов" N 126-ЗО от 27.12.2010 года.
Увеличению поступлений за использование земельных участков, находящихся в собственности Тверской области (п. 2,4) в 2011-2014 годах будут способствовать следующие мероприятия:
1. Переоформление юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности земельных участков, срок которого продлен до 1 января 2012 года.
2. Внедрение рыночных механизмов (привлечение независимых оценщиков, принцип предоставления и реализации земель на аукционах и торгах).
3. Продажа права аренды на заключение договоров аренды земельных участков.
4.Эффективное распоряжение земельными участками сельскохозяйственного назначения, приобретенными при реализации преимущественного права.
Уменьшение поступлений от использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов (п. 1,3) в 2011 - 2014 года происходит за счет следующих факторов:
1. Уменьшение арендуемых площадей в результате выкупа земельных участков.
2. Завершение процесса приватизации земельных участков под объектами недвижимости (до 01.01.2012г.).
Кроме того, продажа земельных участков носит заявительный характер и, соответственно, объем средств, поступающих от продажи земельных участков, полностью зависит от активности и наличия соответствующего волеизъявления пользователей земельных участков - физических и юридических лиц - переоформить права на данные земельные участки.
Тактическая задача 1
"Вовлечение в хозяйственный оборот земельных участков, находящихся в ведении Тверской области"
Данная задача направлена на создание в рамках действующего земельного законодательства условий, способствующих вовлечению земли в хозяйственный оборот, увеличению собственников земельных участков.
Развитие рынка земли способствует расширению сельскохозяйственной деятельности, наращиванию жилищного строительства, дает стимул развитию строительной индустрии на территории Тверской области.
Основные направления государственной политики Тверской области по вовлечению в хозяйственный оборот земельных участков, находящихся в ведении Тверской области, включают в себя проведение следующих мероприятий:
1) вовлечение в хозяйственный оборот земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
2) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Тверской области;
3) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Твери.
В настоящее время правообладатели и пользователи земельных участков, используя возможности, предусмотренные федеральными законами, переоформляют права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения на право собственности, а также выкупают находящиеся в аренде земельные участки.
В то же время органы власти также могут принимать участие в создании рынка посредством реализации полномочий, предусмотренных законодательством, с целью вовлечения в оборот земель, не используемых или неэффективно используемых участниками земельных отношений, для последующего распоряжения в целях пополнения бюджета и притока инвестиционных ресурсов, а также активизации сделок на рынке земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с законодательством Тверская область является участником отношений, возникающих на рынке земли в области оборота земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов. Приобретение земельных участков в рамках реализации указанного преимущественного права Тверской области и дальнейшее распоряжение ими способствует развитию рынка земли.
В настоящее время в административном центре Тверской области - городе Твери - министерством осуществляются функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Показатель 1. Соотношение количества земельных участков, находящихся в собственности Тверской области и предоставленных на любом праве, к общему количеству земельных участков, зарегистрированных в государственную собственность Тверской области
Показатель отражает динамику вовлечения в оборот земельных участков, зарегистрированных в собственность Тверской области. Регистрация земельных участков в собственность Тверской области начата в 2006 году. Необходимо отметить, что большая часть земельных участков зарегистрирована в собственность Тверской области в порядке разграничения государственной собственности на землю и предоставлена государственным учреждениям и государственным унитарным предприятиям Тверской области. Отрицательная динамика этого показателя к 2009-2011 годам (снижение до 47%) объясняется приобретением земельных участков в порядке реализации преимущественного права, а также регистрацией права собственности Тверской области на земельные участки, образованные в счет невостребованных земельных долей, без последующего их предоставления. В настоящее время в собственность Тверской области зарегистрировано 1731 земельных участков, из которых предоставлено 827. В перспективе в 2011-2014 годах планируется поэтапное увеличение данного показателя за счет выставления на торги свободных земельных участков, а также предоставления их в пользование (в частности, сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также после перевода в иную категорию земель с целью реализации инвестиционных проектов на территории Тверской области).
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Соотношение количества земельных участков, находящихся в собственности Тверской области и предоставленных на любом праве, к общему количеству земельных участков, зарегистрированных в государственную собственность Тверской области |
% |
47 |
50 |
55 |
60 |
Показатель 2. Увеличение площади земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц
Данный показатель отражает в абсолютных цифрах рост площади земель, находящихся в частной собственности (в среднем по 235 тыс. га ежегодно).
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Увеличение площади земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц |
тыс. га |
2105 |
2340 |
2575 |
2810 |
Мероприятие 1.1. Вовлечение в хозяйственный оборот земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
В долевой собственности граждан в целом по области находится 1 414,6 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения. К настоящему времени до 30 процентов собственников земельных долей в силу различных причин не могут либо не желают распорядиться своими правами.
Реализация мероприятий ДЦП позволит предотвратить зарастание мелколесьем неиспользуемых площадей сельхозугодий, включить неиспользуемые земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в хозяйственный оборот, обрести собственников таких земельных участков, что отразится на развитии сельского хозяйства и в целом на экономике муниципальных образований. Увеличение площади используемых земель отразится на увеличении платежей земельного налога в местные бюджеты и консолидированный бюджет Тверской области, позволит увеличить доходы областного бюджета Тверской области в результате реализации земельных участков.
Мероприятия по признанию права собственности Тверской области на земельные участки, образованные в счет невостребованных земельных долей, а также по урегулированию вопроса приобретения земельных участков и обеспечению эффективного использования земельных участков позволят увеличить доходы областного бюджета Тверской области в результате реализации земельных участков, а также повысить рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения Тверской области, что положительно отразится на развитии сельского хозяйства и в целом на экономике Тверской области.
Указанные земельные участки могут использоваться как для сельскохозяйственного производства, так и для иных целей (создание новых инвестиционных площадок, рекреационных объектов и др.) после перевода в другую категорию земель.
Показатель 1. Количество земельных участков, предложенных собственниками для рассмотрения на Комиссии
Данный показатель отражает развитие рынка земельных отношений за счет увеличения количества предложений собственников земельных участков путем реализации преимущественного права Тверской области.
При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов. Приобретение земельных участков в рамках реализации указанного преимущественного права Тверской области и дальнейшее распоряжение ими способствует развитию рынка земли.
В целях урегулирования вопроса приобретения земельных участков в государственную собственность Тверской области министерство обеспечивает:
- подготовку и заключение государственных контрактов (договоров) на оказание услуг по подготовке отчетов о рыночной стоимости земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и других документов, необходимых для рассмотрения вопросов о приобретении земельных участков,
- подготовку и проведение ежегодно не менее 24 заседаний Комиссии, а также своевременную реализацию решений Комиссии.
Количество предложенных гражданами - 727 земельных участков в 2006 году возросло до 7 395 в 2010 году. Предполагается, что количество в период 2012-2014 гг. составит не менее 7 000 земельных участков ежегодно.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Количество земельных участков, предложенных собственниками для рассмотрения на Комиссии |
ед. |
6000 |
7 000 |
7 000 |
7 000 |
Показатель 2. Соотношение количества земельных участков, по которым заключены договоры купли-продажи, к общему количеству земельных участков, по которым приняты решения о приобретении
Решения о приобретении либо отказе в приобретении земельных участков в государственную собственность Тверской области принимаются коллегиально на заседаниях Комиссии.
При принятии решения о целесообразности приобретения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в государственную собственность Тверской области учитываются соотношение заявленной продавцом цены земельного участка с рыночной ценой, плодородие земельного участка, экономическая целесообразность использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением, уровень развития территории в районе местоположения земельного участка, в том числе близость земельного участка к автодорогам, возможным пунктам переработки сельскохозяйственного сырья и центрам материально-технического снабжения.
Кроме того, учитываются реализуемые в Тверской области проекты: реконструкция путем расширения автомобильных дорог, развитие фермерских хозяйств, а также необходимость приобретения земельных участков для размещения объектов туризма, культуры, спорта и других объектов.
В соответствии с решениями Комиссии принимаются распоряжения о приобретении либо об отказе от приобретения земельных участков сельскохозяйственного назначения. В случае принятия решений о приобретении земельных участков в государственную собственность Тверской области заключаются договоры купли-продажи с собственниками указанных земельных участков. Также подготавливаются материалы для государственной регистрации права государственной собственности Тверской области на земельные участки сельскохозяйственного назначения.
В 2006 году было принято 77 решений о приобретении земельных участков в государственную собственность Тверской области и заключен один договор купли-продажи (1,2 %). Показатель за 2007 год - 40 % (70 земельных участков, в отношении которых приняты решения о приобретении, и 28 земельных участков, в отношении которых заключены договоры купли-продажи), 2008 год - 25 % (195 и 49 соответственно), 2009 год - 40 % (118 и 47 соответственно), 2010 - 73 % (83 и 61 соответственно). Отклонения значения показателя от 100% связаны с отказами собственников земельных участков от заключения договоров купли-продажи. В связи с отказами собственников земельных участков от заключения договоров купли-продажи направляются исковые заявления в суд.
Увеличение показателя до 80 % в 2014 году предполагает заключение договоров купли-продажи в соответствии с принятыми на Комиссии решениями и проведением работы по понуждению собственников земельных участков к заключению договоров купли-продажи в судебном порядке.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Соотношение количества земельных участков, по которым заключены договоры купли-продажи, к общему количеству земельных участков, по которым приняты решения о приобретении |
% |
70 |
73 |
75 |
80 |
Показатель 3. Отношение доходов, полученных от дальнейшего использования земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных при реализации преимущественного права, к затратам на выкуп
Динамика показателя
Год |
Значение показателя, % |
2007 |
150 |
2008 |
143 |
2009 |
141 |
2010 |
126 |
По состоянию на 01.10.2011 в рамках реализации Тверской областью преимущественного права покупки земельных участков сельскохозяйственного назначения в государственную собственность Тверской области зарегистрировано 248 земельных участка общей площадью 2 985,22 га (на сумму 294 217 928,8 руб.), из них:
- 2 земельных участка общей площадью 2,55 га переданы в аренду по результатам торгов (договоры аренды земельных участков от 2007 года);
- 32 земельных участка общей площадью 409,8 га переданы в аренду в рамках реализации проекта "Тверской фермер" (общий годовой размер арендной платы составляет 50 172 руб./год);
- в отношении 26 земельных участков общей площадью 200,91 га проводятся кадастровые работы (установление границ, раздел под памятниками, береговой полосой);
- 15 земельных участков общей площадью 4,233 га ограниченны в обороте в соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ (в границах данных земельных участков находятся памятники археологии, береговая полоса, данные участки не подлежат отчуждению из государственной собственности).
Приобретение данных земельных участков осуществлялось министерством с учетом мнения департамента по социально-экономическому развитию села Тверской области (для развития сельхозпроизводства, реализации проекта "Тверской фермер"), а также иных органов исполнительной власти Тверской области (для жилищного строительства, реконструкции дорог, строительства промышленных площадок, развития месторождения полезных ископаемых, и.т.д.), по результатам рассмотрения данных вопросов на Комиссии.
В настоящее время в целях активизации работы по вовлечению в оборот областных земельных участков и повышения ответственности за указанные действия необходимо:
- поручить исполнительным органам власти, которые инициировали приобретение вышеуказанных земельных участков в государственную собственность Тверской области проведение мероприятий по вовлечению их в оборот;
- соответственно активизация работы министерства сельского хозяйства Тверской области по поиску сельхозпроизводителей, готовых приобретать в аренду земельные участки для целей сельскохозяйственного производства (активизация работы территориальных отделов АПК);
- соответственно активизация работы министерства экономического развития Тверской области по поиску и привлечению инвесторов, заинтересованных в приобретении областных земельных участков для реализации на территории Тверской области инвестиционных проектов;
- рассмотрение министерством строительства Тверской области возможности обеспечения данных участков инженерной инфраструктурой в целях их дальнейшего предоставления для жилищного строительства (с указанной целью все необходимые материалы были направлены в департамент).
Продажа земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных при реализации преимущественного права Тверской области, осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах) и носит заявительный характер.
Начальная цена земельных участков определяется на основании отчета независимого оценщика в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В условиях нестабильной экономической ситуации практически отсутствуют заинтересованные в приобретении земельных участков лица (инвесторы), в связи с чем при передаче земельных участков на торги предварительно изучается спрос на земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности Тверской области, и соответственно выставляются только те, по которым предполагается наличие заинтересованных лиц, инвесторов.
Предполагаемое значение данного показателя на период 2011-2014 годы составляет 140% - как среднее значение показателя по уровню значений предыдущих лет.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Отношение доходов, полученных от дальнейшего использования земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных при реализации преимущественного права, к затратам на выкуп |
% |
140 |
140 |
140 |
140 |
Методика расчета:
Показатель = Д / Р Х 100%, где
Д - сумма денежных средств, полученных от продажи зарегистрированных в государственную собственность Тверской области земельных участков, в отчетном году, тыс. руб.;
Р - сумма денежных средств, затраченных на приобретении реализованных земельных участков, тыс. руб.
Информация обо всех земельных участках сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Тверской области, размещена на сайте министерства.
Также в период 2012-2014 гг. в рамках определения наиболее эффективного способа распоряжения землями, находящимися в государственной собственности Тверской области, министерством будет рассматриваться возможность перевода части земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства, в иную категорию земель для создания новых инвестиционных площадок, развития жилищного строительства, рекреационных объектов.
Показатель 4. Соотношение площади земельных участков, образованных в счет невостребованных земельных долей, к площади земельных участков, право собственности Тверской области на которые признано в судебном порядке.
В 2008-2010 годах проведены работы по формированию земельных участков в счет невостребованных земельных долей в 101 сельхозпредприятиях 22 муниципальных районов Тверской области. Общая площадь сформированных земельных участков составила 50092,46 га.
В связи с тем, что Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения" с 01.07.2011 полномочия по признанию права на невостребованные доли переданы органам местного самоуправления поселений, городских округов, а финансирование по данному направлению расходов в 2012-2014 гг. не планируется, то в 2012 году планируется завершить работы по признанию права собственности Тверской области на земельные участки, образованные в счет невостребованных земельных долей в 2008-2010 годах.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Соотношение площади земельных участков, образованных в счет невостребованных земельных долей, к площади земельных участков, право собственности Тверской области на которые признано в судебном порядке. |
% |
35 |
100% |
- |
- |
Мероприятие 1.2. Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Тверской области
Разграничение государственной собственности также, как и вопросы владения, пользования и распоряжения землей, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Наделение субъектов Российской Федерации полномочиями по разграничению государственной собственности на землю позволяет оптимизировать состав государственного имущества субъектов Российской Федерации, обеспечить его соответствие осуществляемым указанными субъектами полномочий, а также вовлечь земельные участки в хозяйственный оборот.
Процедура разграничения государственной собственности на землю регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". В развитие Федерального закона принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю".
Разграничение государственной собственности на землю приведет к увеличению доходов областного бюджета Тверской области от использования земельных участков. Кроме того, Тверская область, как собственник земельных участков, сможет распоряжаться этими участками и будет влиять на рациональность и эффективность их использования.
В связи с принятием Федерального закона от 27.12.2009 N 342-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статью 7 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" срок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или право собственности продлен до 1 января 2012 года.
Юридическим лицам, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, имеющим на праве постоянного бессрочного (пользования) земельные участки, находящиеся в государственной собственности Тверской области, необходимо обратиться с заявлением о переоформлении права и с приложением соответствующих документов.
Показатель 1. Отношение количества находящихся в государственной собственности Тверской области земельных участков, права на которые переоформлены в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", к количеству земельных участков, права на которые подлежат переоформлению
В настоящее время в собственности Тверской области находятся 203 земельных участка, права на которые подлежат переоформлению в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", из них переоформлено право на 81 земельный участок. Пунктом 2 статьи 3 указанного закона установлен срок переоформления прав - до 01.01.2012, с 01.01.2013 за не переоформление установлена административная ответственность. Таким образом, планируется в 2011-2014 гг. завершить переоформление.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Отношение количества находящихся в государственной собственности Тверской области земельных участков, права на которые переоформлены в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", к количеству земельных участков, права на которые подлежат переоформлению |
% |
75 |
80 |
95 |
100 |
Показатель 2. Увеличение количества находящихся в государственной собственности Тверской области земельных участков, предоставленных на любом праве
Показатель отражает динамику вовлечения в оборот земельных участков, зарегистрированных в собственность Тверской области. Большая часть земельных участков зарегистрирована в собственность Тверской области в порядке разграничения государственной собственности на землю и предоставлена государственным учреждениям и государственным унитарным предприятиям Тверской области. В настоящее время в собственность Тверской области зарегистрирован 1731 земельный участок, из которых предоставлено 827.
Таким образом, планируется в 2011-2014 гг. данный показатель принимать нарастающим итогом путем увеличения фактически предоставленных земельных участков на 2% за счет выставления на торги свободных земельных участков, а также предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Увеличение количества находящихся в государственной собственности Тверской области земельных участков, предоставленных на любом праве |
ед. |
835 |
850 |
867 |
884 |
Показатель 3. Соотношение количества зарегистрированных в государственную собственность Тверской области земельных участков к количеству земельных участков, подлежащих разграничению в государственную собственность Тверской области
В период с 2006 года разграничение государственной собственности на землю шло активными темпами (в 2005 году зарегистрировано 3 земельных участка, в 2010 - уже 949). Подлежат разграничению в собственность Тверской области 1 070 земельных участков. В результате реализации ДЦП планируется полностью завершить разграничение государственной собственности на землю. В дальнейшем регистрация земельных участков будет производиться по мере передачи из других уровней собственности либо в случае новых предоставлений органами местного самоуправления земельных участков областным учреждениям и предприятиям.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Соотношение количества зарегистрированных в государственную собственность Тверской области земельных участков к количеству земельных участков, подлежащих разграничению в государственную собственность Тверской области |
% |
93 |
96 |
98 |
100 |
Мероприятие 1.3. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Твери
В настоящее время в административном центре Тверской области - городе Твери - министерством осуществляются функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Показатель 1. Площадь земельных участков, предоставленных на каком-либо праве
В рамках реализации полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Твери министерство осуществляет предоставление указанных земельных участков в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование. В установленных действующим законодательством случаях предоставление земельных участков производится в безвозмездное срочное пользование.
В качестве показателя выполнения данного мероприятия предлагается установить площадь земельных участков, предоставленных министерством на каком-либо праве, предусмотренном действующим законодательством. По результатам анализа распорядительных документов министерства за предыдущие периоды установлено, что общая площадь земельных участков, предоставляемых ежегодно, составляет около 200 га. С учетом текущей деятельности министерства, объема поступающих обращений об оформлении прав на земельные участки, общей площади земельных участков на территории города Твери возможно установить следующие значения показателя мероприятия:
Планируемые значения показателя в 2011-2014 годах
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Площадь земельных участков, предоставленных на каком-либо праве |
га |
200 |
220 |
240 |
250 |
Тактическая задача 2
"Обеспечение эффективного использования земель на территории Тверской области"
В целях обеспечения эффективного использования земель на территории Тверской области Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области осуществляются следующие мероприятия:
1) актуализация государственной кадастровой оценки земельных участков;
2) рассмотрение ходатайств о переводе земельных участков из одной категории в другую;
3) исковая работа по освобождению самовольно занятых земельных участков;
4) проведение квалификационного экзамена кадастровых инженеров и выдача квалификационных аттестатов.
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
1 |
Сбор земельного налога |
тыс. руб. |
1206269,6 |
1 354 874,0 |
1 359 078,0 |
1 359 078,0 |
2 |
Увеличение количества сделок с земельными участками (в том числе продажа на аукционах для жилищного и иного строительства) |
ед. |
22 387 |
23 039 |
23 691 |
24 343 |
3 |
Увеличение доходов от аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Тверской области |
тыс. руб. |
12 168,3 |
19 412,6 |
20 558,0 |
21 627,0 |
Сбор земельного налога на территории Тверской области соответствует прогнозу социально-экономического развития Тверской области, направленному главным администратором данного вида дохода - налоговой инспекцией - для утверждения бюджета на 2012 - 2014 годы.
Поступления от сборов земельного налога в консолидированный бюджет Тверской области составят:
- в 2012 году - 1 354 874,0 тыс. руб.;
- в 2013 году - 1 359 078,0 тыс. руб.;
- в 2014 году - 1 359 078,0 тыс. руб.
В областной бюджет доходы от земельного налога не поступают. |
В соответствии с Методикой определения и расчета арендной платы за пользование имуществом, находящимся в государственной собственности Тверской области, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Тверской области от 24.06.2004 N 965-П-3, размер арендной платы определяется в соответствии с рыночной стоимостью права аренды государственного имущества, определенной независимым оценщиком. Расчет арендной платы за пользование земельным участком, находящимся в государственной собственности Тверской области, для юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком на право аренды такого земельного участка, осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 8.2 методики.
При расчете оценки поступлений доходов от аренды земельных участков, находящихся в собственности Тверской области, учитывался размер арендной платы, подлежащей уплате в 2011 году по действующим договорам аренды (реестр договоров прилагается). Расчетная оценка поступлений для составления прогноза составила 18 313,8 тыс. руб. (ожидаемая оценка поступлений на 2011 год).
При составлении прогноза применены индексы-дефляторы по состоянию на 14.06.2011, а именно на 2012/2011 - 106 %, на 2013/2012-105,9 %, на 2014/2013 - 105,2 %:
тыс. руб.
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
18 313,8 |
19 412,6 |
20 558,0 |
21 627,0 |
Государственная кадастровая оценка земель осуществляется в рамках работ по формированию государственного кадастра объектов недвижимости Тверской области и представляет собой постоянно действующую систему правовых, административных и технических мероприятий, направленных на оперативное обновление информации о кадастровой стоимости земель на территории Тверской области.
Проведение работ по государственной кадастровой оценке земель является необходимым мероприятием для реализации положений 31 статьи Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающего исчисление налогооблагаемой базы на основании кадастровой стоимости земельного участка, решения иных задач, направленных на повышение эффективности использования земель. При этом органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области получают инструмент, благодаря которому могут проводить социально ориентированную налоговую политику, основывающуюся на принципе прозрачности и единства подходов к налогообложению.
Процедура перевода земель или земельных участков из одной категории в другую полностью регламентирована федеральным законодательством (Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", статьей 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации").
Перевод земель, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Не используемые по целевому назначению (по тем или иным объективным причинам) земельные участи после перевода в иную категорию будут вовлечены в хозяйственный оборот, что позволит более эффективно использовать земли, предотвратит их зарастание мелколесьем, заболачивание территории Тверской области.
Кроме того, при осуществлении перевода земель из одной категории в другую областной бюджет Тверской области не несет затрат на осуществление этого мероприятия.
Министерство имущественных и земельных отношений является уполномоченным органом по осуществлению предусмотренных действующим федеральным законодательством (статья 29 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", приказом Минэкономразвития России от 22.01.2010 N 23 "Об утверждении положения о составе, порядке работы квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, порядке проведения квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, о перечне документов, представляемых одновременно с заявлением о получении квалификационного аттестата кадастрового инженера") функций, связанных с обеспечением кадастровой деятельности, в том числе по выдаче квалификационных аттестатов кадастрового инженера и рассмотрению обстоятельств, являющихся основаниями для аннулирования квалификационных аттестатов кадастровых инженеров.
Таким образом, с 1 января 2011 года кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий кадастровый аттестат кадастрового инженера, прошедшего аттестацию на соответствие квалификационным требованиям.
Мероприятие 2.1. Актуализация государственной кадастровой оценки земельных участков
Поскольку земельный налог в размере 100 % поступает в местные бюджеты, в результате актуализации государственной кадастровой оценки земель произойдет увеличение налоговых поступлений в доходные части бюджетов муниципальных образований. Поступления от аренды и продажи земельных участков, государственная и муниципальная собственность на которые разграничена, в 100 % объеме поступают в соответствующий уровень бюджета, что позволяет увеличить собственные доходы бюджетов соответствующих уровней.
Кроме того, актуализация кадастровой оценки земель призвана стимулировать собственников к рациональному использованию земли, вовлечению в рыночный оборот не используемых ими земельных участков.
На территории Тверской области за период с 2006 года проведена актуализация кадастровой стоимости следующих категорий земель:
- земель сельскохозяйственного назначения I группы - сельскохозяйственные угодья (постановление Администрации Тверской области от 29.11.2006 N 286-па);
- земель населенных пунктов (постановление Администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503-па);
- земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения (постановление Администрации Тверской области от 30.12.2008 N 504-па).
С 2009 года на территории области ведутся работы по государственной кадастровой оценке земель промышленности и иного специального назначения и земель особо охраняемых территорий и объектов за счет средств федерального бюджета, утверждение результатов которых планируется в 2011 году.
Показатель 1. Площадь категорий земель Тверской области, прошедших актуализацию кадастровой стоимости в отчетном периоде
В 2012 году планируются мероприятия по актуализации кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения и земель водного фонда, в 2013 - земель населенных пунктов, в 2014 - земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений. В соответствии с законодательством кадастровая оценка проводится не реже одного раза в 5 лет. В связи с тем, что первоначально кадастровая оценка по разным категориям утверждалась в разные годы, наступление очередного срока для каждой категории будет различным. Вместе с тем данный показатель позволит в абсолютных цифрах отразить проведение работ по актуализации кадастровой оценки.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Площадь категорий земель Тверской области, прошедших актуализацию кадастровой стоимости в отчетном периоде |
тыс. га |
200,7 (земли промышленности, земли особо охраняемых территорий и объектов) |
2782,8 (земли сельскохозяйственного назначения и водного фонда) |
5209 (земли населенных пунктов и лесного фонда) |
12,1 (земли садоводческих, огороднических и дачных объединений) |
Показатель 2. Проведение в календарном году мероприятий по кадастровой оценке в установленный срок
Показатель отражает наличие и отсутствие мероприятий по кадастровой оценке в течение отчетного периода. Кадастровая оценка земель представляет собой постоянно действующую систему мероприятий, обеспечивающих оперативное обновление информации о стоимости земель на территории Тверской области. Наличие мероприятий по кадастровой оценке в любой стадии будет отражать непрерывность этого процесса и соблюдение установленных сроков проведения кадастровой оценки.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Проведение в календарном году мероприятий по кадастровой оценке в установленный срок |
Да/нет |
да |
да |
да |
Мероприятие 2.2. Рассмотрение ходатайств о переводе земельных участков из одной категории в другую
Процедура перевода земельных участков из одной категории в другую полностью регламентирована федеральным законодательством (Федеральным законом от 24.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", статьей 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" в случае включения земельных участков в границы населенных пунктов).
Указанными законами установлены соответствующие требования к ходатайству о переводе и прилагаемым документам.
Показатель 1. Соотношение количества переведенных земельных участков к общему числу поступивших ходатайств о переводе земельных участков
В среднем соотношение переведенных земельных участков к общему числу поступивших ходатайств о переводе за истекший период 2008-2010 годов 40%.
В связи с улучшением качества подготовки документов при подаче ходатайств о переводе, в том числе представлении заявителем обоснования необходимости использования земельного участка в составе испрашиваемой категории земель, а также целесообразности перевода, прогнозируется увеличение данного показателя. Кроме того, увеличению показателя будет способствовать продление действия статьи 4.1. Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", определяющей полномочия исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации при включении земельных участков в границы населенного пункта (до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов).
Увеличивающийся показатель (соотношение количества переведенных земельных участков к общему числу поступивших ходатайств о переводе земельных участков) будет указывать на повышение эффективности использования земельных участков путем вовлечения их в хозяйственный оборот.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Соотношение количества переведенных земельных участков к общему числу поступивших ходатайств о переводе земельных участков земельных участков |
% |
40 |
45 |
50 |
55 |
Методика расчета:
Определяется в процентном соотношении по следующей формуле:
Х= N1/N2*100,
где
Х - процентное соотношение количества переведенных земельных участков к общему числу поступивших ходатайств о переводе земельных участков, %;
N1 - количество переведенных земельных участков, ед.;
N2 - количество поступивших ходатайств о переводе земельных участков из одной категории в другую, шт.
Мероприятие 2.3. Исковая работа по освобождению самовольно занятых земельных участков
Показатель 1. Соотношение количества поданных исков об освобождении самовольно занятых земельных участков к количеству поступивших из Управления Росреестра по Тверской области материалов по факту самовольного занятия земельных участков
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689, Управление Росреестра по Тверской области осуществляет контроль за соблюдением земельного законодательства при использовании земельных участков.
Управление Росреестра по Тверской области направляет материалы по административным делам по факту самовольного занятия земельных участков в министерство в целях устранения существующих нарушений земельного законодательства.
Министерство в рамках предоставленных ему полномочий осуществляет подготовку и подачу в суд исковых заявлений об освобождении самовольно занятых земельных участков.
На 2012 год запланировано соотношение количества исков об освобождении самовольно занятых земельных участков к количеству поступивших из Управления Росреестра по Тверской области материалов по факту самовольного занятия земельных участков в размере 86 %. Указанный показатель будет ежегодно стремиться к увеличению.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Соотношение количества поданных исков об освобождении самовольно занятых земельных участков к количеству поступивших из Управления Роснедвижимости по Тверской области материалов по факту самовольного занятия земельных участков |
% |
85 |
86 |
87 |
88 |
Мероприятие 2.4. Проведение квалификационного экзамена кадастровых инженеров и выдача квалификационных аттестатов
На территории Тверской области уполномоченным органом по осуществлению предусмотренных действующим федеральным законодательством функций, связанных с обеспечением кадастровой деятельности, в том числе по выдаче квалификационных аттестатов кадастрового инженера и рассмотрению обстоятельств, являющихся основаниями для аннулирования квалификационных аттестатов кадастровых инженеров, является Министерство.
Министерством создана квалификационная комиссия, которая состоит из восьми членов, включая представителей Министерства, представителей Управления Росреестра по Тверской области и ФБУ "Земельная кадастровая палата".
Квалификационный аттестат выдается после сдачи претендентом квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам. Аттестат действует на всей территории Российской Федерации, является документом единого федерального образца и признается действующим со дня внесения сведений о кадастровом инженере в государственный реестр кадастровых инженеров.
Программа квалификационного экзамена утверждена приказом Минэкономразвития России от 15.03.2010 N 99 "Об утверждении программы квалификационного экзамена на соответствие требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам". Вопросы и варианты ответов программы квалификационного экзамена размещены на официальном сайте Росреестра www.rosreestr.ru.
Показатель 1. Соотношение числа выданных аттестатов к общему количеству поступивших заявлений
Претендент, желающий сдать квалификационный экзамен, представляет в комитет заявление о получении квалификационного аттестата с приложением соответствующих документов. В случае сдачи квалификационного экзамена будет выдан квалификационный аттестат.
В связи с этим на рынке должны появиться кадастровые инженеры (новый вид специалистов, которые будут заниматься и землеустроительными работами, и технической инвентаризацией зданий и сооружений). Выход на рынок новых специалистов плюс здоровая конкуренция сделают этот вид услуг гораздо дешевле и качественнее.
В 2010 году соотношение числа выданных аттестатов к количеству поданных заявлений составило 52%.
Увеличивающийся показатель (соотношение общего количества поступивших заявлений к числу выданных аттестатов) будет указывать на повышение уровня подготовки к экзаменам, что в свою очередь повысит качество землеустроительных (кадастровых) работ. Данное обстоятельство будет также указывать на повышение эффективности использования земель путем вовлечения их в хозяйственный оборот.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Соотношение числа выданных аттестатов к общему количеству поступивших заявлений |
% |
65 |
70 |
75 |
80 |
Методика расчета:
Определяется в процентном соотношении по следующей формуле:
А= N1/N2*100,
где
А - процентное соотношение выданных аттестатов к общему количеству поступивших заявлений о получении аттестата, %;
N1 - количество выданных аттестатов, ед.;
N2 - количество поступивших заявлений о получении аттестатов, шт.
Тактическая задача 3
"Информационное обеспечение деятельности министерства имущественных и земельных отношений Тверской области"
Для повышения информационной прозрачности процесса развития рынка земли, расширения доступа граждан, юридических лиц и общественных объединений к информации о ситуации в сфере управления земельными ресурсами, нормативно-правовой базе в сфере земельных отношений, информации о земельных участках, зарегистрированных в государственную собственность Тверской области, о порядках их предоставления, а также переоформления прав, о результатах проводимого мониторинга министерством осуществляются следующие мероприятия:
1) организуется информационное обеспечение управления земельными ресурсами;
2) проведение семинаров (конференций, совещаний) по вопросам земельно-имущественных отношений;
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
1 |
Эффективность информационного обеспечения деятельности министерства |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
Мероприятие 3.1. Информационное обеспечение управления земельными ресурсами
В целях информационного обеспечения управления земельными ресурсами министерством осуществляется размещение на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и информационных стендах актуальной информации о нормативных правовых актах по земельным вопросам, деятельности министерства за отчетные периоды, информации о земельных участках сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Тверской области, и порядке их предоставления, о значениях показателей в части предоставления земельных участков под жилищное строительство, мониторинг которых осуществляет министерство в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.06.2007 N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" в разрезе муниципальных образований Тверской области, а также иных справочно-информационных материалов по предмету деятельности министерства. На сайте министерства имущественных и земельных отношений Тверской области планируется ведение видеоблога руководителя.
Информационная прозрачность деятельности министерства обеспечивается выступлениями представителей министерства в региональных средствах массовой информации.
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
1 |
Количество пользователей, посетивших сайт |
чел. |
4000 |
5000 |
6000 |
7000 |
2 |
Периодичность обновления сайта |
ед. |
100 |
120 |
150 |
150 |
3 |
Количество публикаций в СМИ, освещающих вопросы управления земельными ресурсами |
ед. |
30 |
40 |
40 |
40 |
4 |
Количество СМИ, освещающих вопросы земельных отношений |
ед. |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
Количество журналистов, находящихся в реестре |
чел. |
6 |
6 |
6 |
6 |
Мероприятие 3.2. Проведение семинаров (конференций, совещаний) по вопросам земельно-имущественных отношений
Специалисты министерства организуют и принимают участие в семинарах, конференциях, совещаниях по вопросам земельно-имущественных отношений, что способствует распространению практического опыта, а также повышению информационной прозрачности деятельности министерства. В рамках взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области организуется участие в зональных совещаниях с главами городских и сельских поселений Тверской области.
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
1 |
Количество проведенных семинаров (конференций, совещаний) по вопросам земельно-имущественных отношений |
ед. |
8 |
8 |
8 |
8 |
Тактическая задача 4
"Обеспечение взаимодействия министерства имущественных и земельных отношений Тверской области с муниципальными образованиями Тверской области, областными исполнительными органами государственной власти Тверской области и сторонними организациями"
Министерство в рамках исполнения своих полномочий осуществляет взаимодействие с муниципальными образованиями, органами государственной власти и организациями.
Данное взаимодействие осуществляется в целях планомерной и системной реализации земельной политики на территории Тверской области.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 |
Эффективность взаимодействия со всеми заинтересованными органами власти и организациями |
% |
100% |
100% |
100% |
100% |
Мероприятие 4.1. Методическое обеспечение деятельности муниципальных образований Тверской области в сфере управления земельными ресурсами
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Правительство Тверской области заинтересовано в соблюдении действующего законодательства на территории Тверской области и принимает меры, направленные на осуществление контроля за действиями органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В целях формирования единой политики в области землепользования на территории Тверской области, обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения взаимодействия органов государственной власти Тверской области и местного самоуправления в области территориального планирования, повышения эффективности деятельности по вопросам землепользования в 2009 году Администрацией Тверской области было принято распоряжение от 30.04.2009 N 311-ра "О действиях при распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена".
В рамках данного правового акта были заключены соглашения о взаимодействии с муниципальными образованиями Тверской области. По результатам рассмотрения документов, направляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области в Администрацию Тверской области за период с момента заключения соответствующих соглашений о взаимодействии по декабрь 2009 года, были выявлены многочисленные несоответствия правовых актов нормам земельного законодательства, что составило 77 % от общего количества проектов, направленных муниципальными образованиями на рассмотрение. По результатам рассмотрения министерством были подготовлены и направлены в муниципальные образования Тверской области типовые замечания на проекты правовых актов и соответствующие разъяснения, кроме того, ежедневно предоставляются консультации по телефону. В целях контроля министерство осуществляет ведение реестра учета информации о направленных муниципальными образованиями Тверской области проектах правовых актов о распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
За период с 01.01.2010 по 31.12.2010 по результатам рассмотрения 3688 проектов правовых актов подготовлено и направлено 2577 заключений о несоответствии нормам земельного законодательства проектов правовых актов, что составило 70 %.
За первое полугодие 2011 года отношение количества проектов правовых актов о распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, с выявленными замечаниями к общему количеству проектов, направленных муниципальными образованиями на рассмотрение, составляет - 87 %.
Количество заключений о несоответствии нормам земельного законодательства проектов правовых актов за указанный период возросло в связи с тем, что с 2011 года изменились требования по перечню документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельные участки (п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ), а также Законом Тверской области от 09.03.2011 N 12-ЗО внесены изменения в статью 15 Закона Тверской области от 09.04.2008 N 49-ЗО "О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области" в части цены выкупа земельных участков земель сельскохозяйственного назначения.
Осуществление нормативно-методического обеспечения процесса предоставления земельных участков способствует совершенствованию процедур предоставления земельных участков, в том числе и под жилищное и иное строительство.
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
1 |
Отношение количества проектов правовых актов о распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, с выявленными замечаниями к общему количеству проектов, направленных муниципальными образованиями на рассмотрение |
% |
80 |
70 |
65 |
60 |
2 |
Исключение из проектов правовых актов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, несоответствий нормам действующего земельного законодательства |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
Мероприятие 4.2. Мониторинг предоставления земельных участков для строительства на территории Тверской области
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.06.2007 N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" за министерством закреплены следующие показатели в части предоставления земельных участков под строительство, а также переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками:
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
1 |
Средняя продолжительность периода с даты подачи заявки на предоставление земельного участка в аренду для строительства (кроме жилищного) до даты принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду для строительства (кроме жилищного) (N 37)* |
месяцев |
10 |
9 |
8 |
7,5 |
2 |
Доля земельных участков в субъекте Российской Федерации, предоставленных для строительства (кроме жилищного) по результатам торгов, в общей площади земельных участков в субъекте Российской Федерации, предоставленных для строительства (кроме жилищного) (N 40) * |
% |
45 |
50 |
55 |
55 |
3 |
Доля земельных участков, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, право постоянного (бессрочного) пользования которыми переоформлено в соответствии с требованиями Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в общем количестве земельных участков, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, право постоянного (бессрочного) пользования на которые подлежит переоформлению (N 40 (1)) |
% |
50 |
64 |
73 |
75 |
4 |
Площадь земельных участков, предоставленных для жилищного строительства и комплексного освоения в расчете на душу населения субъекта Российской Федерации (N 217) * |
кв.м |
3,2 |
3,7 |
4,0 |
4,5 |
* Значения по показателям будут ежегодно уточняться по результатам мониторинга.
В целях исполнения плана мероприятий по реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Тверской области на 2011-2015 годы, утвержденного распоряжением Администрации Тверской области от 05.05.2011 N 453-ра, министерством осуществляет ежеквартальный анализ и мониторинг предоставления земельных участков в целях жилищного строительства муниципальными образованиями на территории Тверской области.
С учетом изложенного в рамках реализации ДЦП министерством планируется продолжить ведение мониторинга в отношении указанных показателей.
Мероприятие 4.3. Мониторинг увеличения площади земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных на каком-либо праве для осуществления сельскохозяйственной деятельности на территории Тверской области
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Таким образом, распоряжение земельными участками из категории земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов Тверской области.
Данный показатель позволит отследить динамику увеличения площади земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области для осуществления сельскохозяйственной деятельности на территории Тверской области.
Министерством ежеквартально проводится мониторинг предоставления таких земельных участков органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области.
В целях увеличения данного показателя министерством проводится разъяснительная, консультационная работа с органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, направленная на активизацию предоставления земельных участков лицам, заинтересованным в ведении сельского хозяйства на территории Тверской области (в том числе согласно "Реестру крестьянских (фермерских) хозяйств, производящих товарную сельскохозяйственную продукцию и желающих расширить площади земельных угодий", представляемому ежеквартально министерством сельского хозяйства Тверской области), и активизацию работы по переоформлению в собственность земель сельхозтоваропроизводителей для обеспечения использования их в качестве залоговой базы.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Мониторинг увеличения площади земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных на каком-либо праве для осуществления сельскохозяйственной деятельности на территории Тверской области |
га |
Факт |
2011 (факт) +5% |
2011 (факт) +10% |
2011 (факт) + 15% |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.