Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика проблем
Особенности правового регулирования отдельных земельных отношений на территории Тверской области в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации федеральным законодательством, определены законом Тверской области от 09.04.2008 N 49-ЗО "О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области".
Управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в собственности Тверской области, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тверской области - городском округе город Тверь, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, обеспечивает Правительство Тверской области.
Правительство Тверской области осуществляет полномочия в сфере земельных отношений непосредственно или через областной исполнительный орган государственной власти Тверской области, специально уполномоченный Правительством Тверской области на осуществление данных полномочий.
Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области осуществляет в установленном порядке полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тверской области - городском округе город Тверь, а также в пределах своей компетенции полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Тверской области, а именно:
1. Проведение единой государственной политики в сфере земельных отношений в целях повышения эффективности экономики Тверской области.
2. Формирование системы управления земельными участками, ориентированной на повышение доходности от его использования.
3. Осуществление полномочий администратора неналоговых доходов консолидированного бюджета Тверской области в пределах своей компетенции.
4. Защита имущественных интересов Тверской области.
5. Формирование системы учета и контроля за использованием и сохранностью государственного имущества Тверской области.
6. Координация деятельности областных исполнительных органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, а также обеспечение взаимодействия с органами власти и организациями в области земельных отношений.
Помимо федерального законодательства правовой основой процесса управления государственным имуществом на территории Тверской области являются следующие законодательные и иные правовые акты:
- закон Тверской области от 09.04.2008 N 49-ЗО "О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области";
- постановление Администрации Тверской области от 23.08.2006 N 213-па "Об утверждении Порядка организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тверской области - городском округе город Тверь";
- постановление Администрации Тверской области от 30.10.2007 N 323-па "Об утверждении порядка учета и ведения реестра имущества, находящегося в собственности Тверской области";
- постановление Администрации Тверской области от 26.12.2007 N 396-па "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Тверской области";
- постановление Администрации Тверской области от 29.02.2008 N 43-па "Об утверждении Перечня значений коэффициента социально-экономических особенностей при определении размера арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Тверской области";
- постановление Администрации Тверской области от 05.05.2011 N 189-па "О внесении изменений в отдельные постановления Администрации Тверской области";
- распоряжение Администрации Тверской области от 30.04.2009 N 311-ра "О действиях при распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена";
- распоряжение Администрации Тверской области от 01.12.2009 N 1025-ра "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2009 N 322 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007г. N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации";
- распоряжение Администрации Тверской области от 26.01.2010 N 50-ра "Об утверждении Плана мероприятий исполнительных органов государственной власти Тверской области по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года";
- распоряжение Администрации Тверской области от 03.03.2010 N 156-ра "Об утверждении плана мероприятий исполнительных органов государственной власти Тверской области по реализации основных положений Послания Губернатора Тверской области Законодательному Собранию Тверской области 10 декабря 2009 года".
Создание в России полноценного рынка земли с соответствующей инфраструктурой и нормально функционирующей системой регулирования является одной из важнейших задач, непосредственно влияющих на предпринимательский климат в стране, на инвестиционную активность в экономике. Рыночная экономика России в современных условиях требует оптимального сочетания государственного управления земельными ресурсами с экономической самостоятельностью субъектов землепользования.
Настоящая ДЦП имеет целью выполнение проводимой в Российской Федерации реформы в сфере совершенствования земельных отношений через создание современной системы вовлечения земельных ресурсов Тверской области в гражданско-правовой оборот, превращения собственности на землю в реальный финансовый актив, содействующий развитию рыночной экономики.
Развитие земельных отношений - значимый фактор развития экономики как Тверской области, так и Российской Федерации в целом. Актуальность развития земельных правоотношений продиктована необходимостью упорядочения способов распоряжения земельными участками.
Программной основой совершенствования земельных отношений стали основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, которые определяют цели, принципы, основные направления и стратегию государственной политики в сфере земельных отношений.
Стратегической целью государственной политики, реализуемой как Российской Федерацией в целом, так и ее субъектами в области регулирования и реформирования земельных отношений, является обеспечение условий для эффективного развития рынка земли как одного из ключевых условий экономического развития, а также обеспечение устойчивого экономического роста области путем обеспечения эффективного управления и распоряжения земельными ресурсами области.
На настоящем этапе экономического развития основным направлением земельной реформы является создание условий для вовлечения в хозяйственный оборот земли как объекта права собственности и как особого объекта производства в сельском хозяйстве.
Планомерная и системная реализация земельной политики на территории области предусматривает достижение следующих целей:
- реализация положений федерального законодательства;
- вовлечение земельных участков в хозяйственный оборот;
- обеспечение эффективного использования земель на территории Тверской области;
- взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Тверской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, организациями и информационное обеспечение деятельности министерства;
- учет интересов области и муниципальных образований при реализации положений федерального и областного законодательства в отношении земельных ресурсов Тверской области с целью создания благоприятных условий развития земельного рынка Тверской области.
Земли сельскохозяйственного назначения не стали тем экономическим потенциалом, которым должны быть. Вместе с тем, учитывая сложившуюся ситуацию на продовольственным рынке, следует вывод о том, что с каждым годом значимость сельскохозяйственных угодий будет возрастать. А это означает, что в ближайшие 20 лет в России будут востребованы земельные ресурсы, спрос на сельскохозяйственные угодья будет расти.
Актуальность развития оборота земель сельскохозяйственного назначения обусловливается тем, что современные земельные преобразования в России, сложившиеся в условиях перехода к рыночной экономике, настоятельно требуют совершенствования организационного, административного и информационно-технологического обеспечения в сфере управления землепользованием на землях сельскохозяйственного назначения в общем контексте реформирования земельно-имущественных отношений.
Наибольшим потенциалом в сфере развития оборота земель на территории области обладает направление деятельности по признанию права собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, образование в счет невостребованных земельных долей. Указанное направление деятельности позволит увеличить доходы областного бюджета Тверской области в результате реализации земельных участков, а также повысить рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения Тверской области, включить неиспользуемые земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в хозяйственный оборот, обрести собственников таких земельных участков, что положительно отразится на развитии сельского хозяйства и в целом на экономике Тверской области. Соответственно увеличение площади используемых земель будет способствовать увеличению платежей земельного налога в местные бюджеты и консолидированный бюджет Тверской области.
Деятельность по реализации областью преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения позволит области приобретать в свою собственность земельные участки как с целью их дальнейшего предоставления в интересах области, так и с целью пополнения казны области и дальнейшей продажи при необходимости изыскания дополнительных финансовых резервов.
Приобретение в государственную собственность Тверской области земельных участков осуществляется в том числе и при реализации предусмотренной земельным законодательством процедуры разграничения земельных участков. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Вовлечению земли в хозяйственный оборот, получению доходов от ее использования, привлечению инвестиции в экономику региона во многом способствует реализация процедуры перевода земель из одной категории в другую.
Такое направление деятельности, как включение земельных участков (в основном из земель сельскохозяйственного назначения) в границы населенных пунктов с одновременным изменением вида их разрешенного использования, позволит в соответствии с положениями статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.