Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 1
Краткий анализ ситуации
Основной проблемой доступности дошкольного образования для всех категорий детей является дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях Тверской области. В Тверской области проживает 92,2 тыс. детей в возрасте от 0 до 7 лет. Услуги дошкольного образования предоставляют 615 образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Данные образовательные учреждения посещают более 54,9 тыс. детей, что составляет 69,5 % (по России 62,1 %). На очереди стоят 4,1 тыс. детей.
Развитие дошкольного образования в Тверской области определяет региональная программа "Развитие сети образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, на 2008 - 2011 годы и на период до 2015 года". В рамках программы осуществляется развитие всех форм дошкольного образования, капитальный ремонт, реконструкция и строительство новых зданий дошкольных образовательных учреждений.
Приоритетом в данной сфере является повышение качества дошкольного образования в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе.
Обеспечение прав граждан и государственных гарантий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования является одним из основных принципов региональной политики в области образования.
Охват детей программами общего среднего (полного) образования ежегодно составляет свыше 99 % (2010 год - 99 %, 2011 год - 99,8 %).
Структура сети общеобразовательных учреждений ориентирована на создание условий диверсификации образования (развития вариативных форм предоставления образовательных услуг) в соответствии с индивидуальными потребностями населения Тверской области.
В целях реализации системных задач, поставленных в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", Правительством Тверской области утвержден план действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы.
В рамках реализации данной инициативы особое внимание уделяется вопросам обеспечения качества общего образования. Новые федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечить доступность для каждого старшеклассника нескольких профилей обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам.
Региональная система оценки качества образования строится на принципах охвата всех ступеней общего образования процедурами оценки качества образования, участия в построении этой системы (в части, касающейся общего образования) органов управления образованием всех уровней и непосредственно образовательных учреждений.
Для удовлетворения запросов населения в получении качественных услуг общего образования будут созданы территориальные образовательные комплексы, сетевые структуры, обеспечивающие профильное обучение, будут сформированы механизмы, обеспечивающие использование ресурсов базовых общеобразовательных учреждений для решения задач социализации и дополнительного образования детей.
В целях развития инфраструктуры системы общего образования планируется дальнейшее развитие системы базовых школ Тверской области, включая информатизацию образовательного пространства, расширение пропускной способности каналов Интернет, приобретение и обновление компьютерного оборудования, сетевого и интерактивного оборудования.
В Тверской области проводится системная работа по обеспечению равного доступа к качественному образованию в обычных образовательных учреждениях детям-инвалидам. Важным условием реализации данного направления является создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество.
К услугам детского населения более 1800 учреждений культуры, в числе которых библиотеки, музеи, театры, концертные организации, учреждения культурно-досугового типа, организации киновидеообслуживания, учреждения художественного образования. Число посещений мероприятий учреждений культуры детской аудиторией в 2011 году составило 1 248,3 тыс. человек.
Более 15,9 тыс. юных жителей Верхневолжья обучаются в образовательных учреждениях сферы культуры и искусства Тверской области. В 2011 году в фестивалях и конкурсах различного уровня приняли участие более 2000 обучающихся детских школ искусств области, что составляет около 16 % от числа обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей сферы культуры и искусства. В учреждениях культурно-досугового типа в 2011 году для детей и подростков действовали 2526 клубных формирований различной направленности с числом участников 28,3 тыс. человек.
Вместе с тем продолжают нарастать проблемы, из-за нерешенности которых права и интересы детей в системе образования оказываются во многом не реализованными. Этими проблемами являются:
- дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях, невысокий уровень качества дошкольного образования;
- дифференциация в доступе отдельных категорий детей к качественному основному и дополнительному образованию;
- слабая материально-техническая база учреждений культуры, работающих с детьми;
- организация воспитательного процесса в части формирования здорового образа жизни (доступность занятий физической культурой и спортом, обеспечение культурного досуга школьников на селе);
- недостаточное количество в общеобразовательных учреждениях региона специалистов, осуществляющих диагностическую, консультационную, реабилитационную помощь как учащимся, так и их родителям (психологов, социальных педагогов, общественных инспекторов по охране прав детства);
- отстающее от современных потребностей общества качество образования как целостного процесса обучения и воспитания детей, неэффективное управление этим процессом и слабый контроль за качеством образовательных услуг;
- несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием информационно-телекоммуникационной сети Интернет и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту.
Низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития различных категорий детей приводит к возникновению в подростковой среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.