Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел I
Оценка и анализ текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Тверской области
1. Социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям граждан.
2. В последние годы в Тверской области приняты важные решения по совершенствованию системы социальной поддержки граждан.
Она основана на оценке нуждаемости в мерах социальной поддержки различных категорий граждан и максимально направлена на улучшение качества их жизни и материального положения.
3. Предоставление гражданам в денежной форме мер социальной поддержки является одним из источников обеспечения доходов населения.
4. Современную систему социальной поддержки и социального обслуживания граждан на территории Тверской области характеризуют следующие факторы:
1) преимущественно заявительный принцип предоставления мер социальной поддержки и социальных услуг гражданам, предусматривающий обращение гражданина или его законного представителя в письменной или электронной форме в соответствующее учреждение за предоставлением мер социальной поддержки или социальных услуг;
2) дифференциация подходов к предоставлению гражданам мер социальной поддержки, учитывающая особенности контингентов получателей, в том числе:
адресный подход, при котором меры социальной поддержки предоставляются гражданам (семьям) независимо от категории, к которой они относятся, или их профессиональной принадлежности, с учетом их экономического потенциала (доходов, имущества) - путем предоставления государственной социальной помощи, субсидии гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, и других мер социальной поддержки;
подход с учетом наличия определенной категории, к которой относятся граждане, при котором меры социальной поддержки гражданам предоставляются в связи с инвалидностью, сиротством, последствиями политических репрессий и другого, в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации по причине малообеспеченности;
3) дифференциация сроков и периодичности предоставления мер социальной поддержки и услуг - постоянная, на определенный срок либо разовая;
4) активная цифровизация государственных услуг. Одним из ключевых элементов этой работы является внедрение принципов "социального казначейства", то есть адресной помощи населению, которая будет назначаться автоматически в случае наступления того или иного события в жизни человека.
5. В настоящее время в Тверской области предоставляется в электронном виде 13 массовых социально значимых государственных услуг.
Количество услуг в электронном виде постоянно увеличивается.
6. Реализация механизмов "социального казначейства" позволит предоставлять меры социальной поддержки в следующих режимах:
1) проактивном (беззаявительном);
2) по заявлению через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) на основании сведений, полученных в рамках межведомственного электронного взаимодействия.
7. Согласно демографическим показателям Тверская область характеризуется высоким уровнем демографической старости. Свидетельством старения населения является неуклонный рост доли лиц старшего возраста.
8. Демографическая ситуация в Тверской области характеризуется ежегодным уменьшением численности населения. Сокращение общей численности населения сопровождается процессом его старения.
9. На территории Тверской области реализуются мероприятия, направленные на действенную поддержку людей, в силу объективных причин оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
10. Все меры социальной поддержки, гарантированные в рамках публичных нормативных обязательств, предоставляются в установленные законодательством сроки и в полном объеме.
11. Более 50 видов различных денежных выплат и мер социальной поддержки (в том числе около 40 выплат за счет средств областного бюджета Тверской области) предоставляются более 300 тысячам жителей тверского региона.
12. Социальный контракт в тверском регионе реализуется с 2013 года. С 2021 года социальный контракт предоставляется с привлечением средств федерального бюджета на условиях софинансирования, что позволило уже в 2021 году заключить больше социальных контрактов, чем за предыдущие 7 лет.
13. С каждым годом объем финансирования на указанные цели увеличивается. В 2023 году наиболее востребованное направление у граждан - это развитие собственного бизнеса. Сумма выплаты по данному направлению в июле 2022 года выросла с 250 до 350 тысяч рублей.
14. С 1 января 2022 года законодательством Тверской области введена ежемесячная денежная выплата гражданам Российской Федерации, родившимся в период с 1 января 1928 года по 31 декабря 1945 года на территории Союза Советских Социалистических Республик, место жительства которых находится на территории Тверской области, которым присваивается статус "Дети войны".
Новая мера социальной поддержки обеспечивается в полном объеме за счет средств областного бюджета Тверской области.
15. В 2023 году приняты еще две меры социальной поддержки:
1) предоставление субсидии отдельным категориям граждан на покупку и установку газоиспользующего оборудования и проведение работ внутри границ их земельных участков;
2) компенсация за приобретенные по медицинским показаниям корригирующие очки пенсионерам с невысокими доходами и членам семей участников специальной военной операции без учета уровня доходов.
16. С учетом вышеизложенного преобладающим в настоящее время является категориальный подход при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
17. Социальная поддержка с учетом особенностей контингента получателей осуществляется в самых разнообразных формах:
1) в денежной форме (в виде ежегодных, ежемесячных и разовых денежных выплат, субсидий гражданам на оплату жилого помещения коммунальных услуг, компенсационных и единовременных выплат, выплат, приуроченных к знаменательным датам, адресной помощи в денежной форме и других);
2) в натуральной форме (бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте);
3) в форме льгот (внеочередной прием в организациях социального обслуживания).
18. Льготным категориям граждан предоставляются налоговые льготы по уплате транспортного налога в соответствии с абзацами первым, вторым, четвертым пункта 2 и абзацами четвертым, пятым, седьмым пункта 3 статьи 3 закона Тверской области от 06.11.2002 N 75-ЗО "О транспортном налоге в Тверской области".
19. От уплаты налога на имущество освобождены организации почтовой связи Тверской области в соответствии с пунктом 6 статьи 3 закона Тверской области от 27.11.2003 N 85-ЗО "О налоге на имущество организаций" с целью поддержки организаций почтовой связи, в том числе на селе.
20. Не менее важным направлением социальной защиты является социальное обслуживание.
21. Современную систему социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Тверской области характеризуют важнейшие тенденции, определенные пунктами 22 - 45 государственной программы.
22. Оказание услуг населению осуществляют 60 государственных бюджетных учреждений Тверской области (комплексные центры социального обслуживания населения, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, специальный дом-интернат, дом милосердия, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, детский дом-интернат для детей с глубокой умственной отсталостью).
23. Предоставление социальных услуг жителям Тверской области осуществляется в стационарной, полустационарной формах, а также в форме социального обслуживания на дому. Также ежегодно социальные услуги получают свыше 132 тысяч человек.
24. Помощь в стационарной форме для пожилых и инвалидов - наиболее стабильная и давно действующая система.
25. Во всех стационарных учреждениях созданы максимально комфортные условия проживания и обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
26. Жители любого муниципального образования Тверской области по своему желанию могут быть направлены (и направляются) на постоянное обслуживание в стационарной форме в любой дом-интернат, располагающийся на территории Тверской области.
27. Благодаря развитой сети государственных бюджетных учреждений социального обслуживания населения Тверской области и внедрению национальных и региональных стандартов социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды независимо от места их проживания смогут во всех муниципальных образованиях Тверской области получить социальные услуги в домах-интернатах на одинаково высоком уровне.
28. В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" принят и реализуется с 2019 года федеральный проект "Старшее поколение" национального проекта "Демография".
29. В целях увеличения продолжительности и повышения качества жизни граждан старшего возраста и инвалидов в регионе ведется активная работа по внедрению системы долговременного ухода путем развития стационарозамещающих форм и технологий предоставления социальных услуг (социальное обслуживание на дому, услуги сиделки, предоставление социальных услуг гражданам старшего поколения и инвалидам в условиях отделений дневного пребывания, технологии сопровождаемого проживания, клубы по интересам граждан старшего поколения).
30. В сфере социального обслуживания в стационарной форме приоритетом являются принципы долговременного ухода, повышение качества социального обслуживания, создание комфортных условий проживания, реализация индивидуального подхода при оказании социальных услуг.
31. В рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография" запланировано строительство объекта "Бежецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов", что позволит создать комфортные и безопасные условия для проживания пожилых граждан и инвалидов.
32. С целью стимулирования родственного ухода за гражданами старшего поколения на территории Тверской области реализуется инновационная форма социального обслуживания "Школа ухода за пожилыми людьми и инвалидами" (далее - школа).
33. Данная технология позволяет рассмотреть проблемы, с которыми сталкиваются люди, ухаживающие за пожилыми родственниками, обучить население методам и формам ухода за пожилыми гражданами и инвалидами в надомных условиях.
34. Для достижения поставленных задач школа взаимодействует и привлекает для работы сотрудников органов социальной защиты населения, здравоохранения, бюро медико-социальной экспертизы, протезно-ортопедических предприятий, волонтерских движений, религиозных организаций и других учреждений.
35. С 2018 года продолжает работу служба "Социальный участковый", суть которой - выявление одиноко проживающих граждан и семей, нуждающихся в помощи, и организация их комплексного сопровождения в решении проблемных вопросов, которое осуществляется в тесном взаимодействии с организациями, расположенными на территории Тверской области, в том числе учреждениями здравоохранения, Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тверской области, жилищно-коммунального хозяйства, органами местного самоуправления.
На сегодняшний день работают 11 служб социальных участковых.
36. В целях обеспечения жизнедеятельности инвалидов в условиях вне стационара в Тверской области внедряются стационарозамещающие технологии - сопровождаемое проживание инвалидов.
37. С 2020 года начата работа по созданию на базе психоневрологических интернатов отделений учебного сопровождаемого проживания с целью создания для граждан, страдающих психическими расстройствами, условий для обучения навыкам максимально возможной самостоятельности в бытовой, социально-коммуникационной и досуговой деятельности.
38. Применение данных технологий в рамках оказания социальной помощи гражданам, страдающим психическими расстройствами, позволяет предупредить развитие негативных последствий и различных социальных проблем, способствует социализации и реабилитации данной категории граждан, развитию у граждан максимально возможной самостоятельности в социальной, социально-бытовой, трудовой и иных сферах жизнедеятельности.
39. На базе государственных бюджетных учреждений Тверской области "Тверской комплексный центр социального обслуживания населения" и "Комплексный центр социального обслуживания населения" Кашинского городского округа в 2023 году открыты отделения дневного пребывания для граждан с когнитивными нарушениями.
40. Открытие аналогичного отделения в 2024 году планируется в государственном бюджетном учреждении Тверской области "Комплексный центр социального обслуживания населения" Ржевского муниципального округа.
41. Признанной формой устройства, которая наиболее органично и в полном объеме может удовлетворить потребности пожилых и инвалидов, является семья. Если нуждающийся гражданин не может рассчитывать на ресурс родной семьи, наиболее адекватным вариантом является приемная семья.
42. Приемная семья - особая форма жизнеустройства граждан пожилого возраста и инвалидов, представляющая совместное проживание и ведение общего хозяйства лица, нуждающегося в постоянном постороннем уходе, и лица, осуществляющего уход, на основании договора о создании приемной семьи. В такую семью может быть определен дееспособный пожилой гражданин старше 65 лет, инвалид, нуждающийся в постоянном постороннем уходе.
43. Приемная семья, возможно, окажется самой эффективной - ведь пожилой человек, попадая в семью, перестает думать о своей ненужности. Здесь его окружают люди, с которыми он чувствует себя увереннее.
Все это благоприятно влияет на его здоровье, улучшая качество жизни и, как следствие, продолжительность жизни.
44. Гражданин, изъявивший желание создать приемную семью, принимается на работу в комплексный центр на должность сиделки на время исполнения обязанностей по социальному обслуживанию гражданина в приемной семье. Социальное обслуживание гражданина в приемной семье осуществляется по месту жительства сиделки.
45. По состоянию на 1 декабря 2023 года на территории Тверской области создано 9 приемных семей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.