Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I
Характеристика проблем, на решение
которых направлена Программа
Современное общество характеризуется стремительным увеличением количества центров принятия решений и факторов, определяющих эти решения. Если ранее национальное государство было единственным центром властных функций и обладало достаточным "авторитетом" для их реализации, то на данном этапе общество подошло к границе, когда у человека есть выбор между различными центрами власти.
На современном этапе эффективное государство не просто разрабатывает и реализует стратегию развития. Государственная стратегия должна гармонизировать интересы узких социальных групп. Выделение интересов каждой конкретной группы, гармонизация государственного развития с интересами максимального числа групп, построение не одного канала прямой обратной связи власти и общества, а целой сети каналов такой связи - важнейшие условия успешности системы государственного управления.
Достижение указанных условий одному государству не под силу. Именно с этим следует связывать усиливающуюся роль институтов гражданского общества, в том числе и общественных организаций, которые создаются для выражения пожеланий конкретной социальной группы.
Эффективные, умеющие выстраивать партнерские отношения, институты гражданского общества становятся основной опорой государства в современном мире. Эффективно действующие НКО являются не просто инструментом государства в реализации его стратегии, а еще и инструментом общества по защите прав и свобод каждого конкретного человека.
Создание сильного и эффективного гражданского сектора является не единственным условием стабильного успешного развития современного государства, не менее важными являются и следующие условия:
- эффективно действующие механизмы прямой обратной связи власть - человек - общество;
- активное использование при принятии решений органами власти данных социального мониторинга и анализа общественных процессов;
- прозрачность действий органов власти для общества;
- наличие эффективных каналов коммуникации между властью и обществом;
- поддержка большинством социальных групп основных направлений политики, реализуемой органами власти всех уровней.
Таким образом, определяющее значение для построения успешной внутренней политики имеет эффективность работы государства в следующих направлениях:
- развитие гражданского сектора;
- развитие информационного пространства;
- развитие механизмов прямой обратной связи власть - общество - человек.
1. Гражданский сектор
По данным Общественной палаты Российской Федерации, на 1 000 жителей в России приходится всего 2,5 НКО, что намного ниже показателя в других развитых странах. В Тверской области насчитывается более 2 000 НКО (примерно 1,5 на 1 000 жителей). Столь незначительный показатель объясняется несколькими причинами:
- недостаточностью поддержки со стороны государства в прошлые годы;
- привычкой получать бюджетные средства в советское время не на конкурсной основе;
- отсутствием регламентированных правил взаимодействия с исполнительными органами государственной власти Тверской области;
- непопулярностью проявлений гражданской инициативы среди населения.
За последние 3 года наметились положительные сдвиги в системе НКО Тверской области. Ряд организаций заметно активизировали свою деятельность. Многие из них заслужили большой авторитет среди населения и представляют собой значительный кадровый и интеллектуальный потенциал для выработки и принятия органами государственной власти важных управленческих решений.
Однако надежды, что государство решит все проблемы личности, общества, особенно сильные в среде НКО, являются основным препятствием на пути активного развития гражданского общества. Многие НКО целью своей деятельности видят получение бюджетных средств на содержание своего аппарата и организационные расходы. Однако средства, выделяемые из бюджетов всех уровней, должны способствовать решению социальных задач, направленных на улучшение благосостояния жителей Тверской области. НКО должны учиться развиваться самостоятельно, работать в проектном режиме. Затраты областного бюджета Тверской области на НКО должны быть оправданы решением острых социальных проблем общества.
В целях системного содействия развитию институтов гражданского общества принят закон Тверской области от 12.03.2007 N 16-ЗО "О поддержке некоммерческих организаций органами государственной власти Тверской области", реализовать основные положения которого и призвана настоящая Программа.
В рамках указанного закона Тверской области, Федерального закона 05.04.2010 N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" и постановления Администрации Тверской области от 26.06.2007 N 200-па "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям в целях содействия реализации ими целевых социальных программ (социальных проектов)" Министерство и Правительство оказывают финансовую и имущественную поддержку общественным организациям, которая позволит общественным организациям более динамично развиваться, в том числе укрепить собственную материально-техническую базу. Данная концепция реализуется в рамках Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.11.2009.
Не менее важным вопросом является совершенствование и гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Тверской области. Особую значимость это приобретает в настоящее время, когда в условиях новой экономической ситуации возрастают риски возникновения межнациональной и межконфессиональной напряженности, обусловленной экономическими трудностями. В этой связи необходимо активизировать взаимодействие органов власти с национальными общественными объединениями и религиозными организациями Тверской области, в том числе реализовать комплекс мер поддержки региональных и местных национально-культурных автономий (в соответствии с подпунктом 20 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
2. Информационное пространство
Неотъемлемой частью совокупности прав и свобод человека является право на получение гражданином полной и достоверной информации о социально-экономическом положении Тверской области, основных направлениях государственной политики.
В настоящий момент информационное пространство Тверской области представлено всеми видами средств массовой информации (далее - СМИ). На 3 марта 2011 года на территории Тверской области Управлением Роскомнадзора по Тверской области зарегистрировано 434 СМИ. Лицо Тверской области определяют прежде всего печатные СМИ - местное телевидение пока не может конкурировать с центральным, хотя региональные каналы (телерадиокомпания "Пилот" и телерадиокомпания "Апрель") в последние годы динамично развиваются.
Таким образом, информационное пространство Тверской области структурируется в основном печатными изданиями, по большей части - газетами разных форм собственности (государственные, муниципальные, частные), охватывающими аудиторию на разных территориальных уровнях (область, город, районы).
Периодические печатные издания.
На 3 марта 2011 года на территории Тверской области Управлением Роскомнадзора по Тверской области зарегистрировано 239 печатных СМИ, в том числе:
- газеты областные - 98;
- городские, районные СМИ - 72;
- многотиражные газеты - 5;
- альманахи - 3;
- бюллетени - 2;
- журналы - 56;
- сборники - 3.
Из них печатные СМИ, которые активно работают на территории Тверской области:
- региональные газеты - 17 (территория распространения - город и область);
- районные газеты (АНО - автономные некоммерческие организации, издания при муниципальных образованиях) - 39 (распространяются только на территории своего района, иногда небольшой тираж идет в соседние районы);
- районные частные газеты - 8.
Информационные агентства
На 3 марта 2011 года на территории Тверской области Управлением Роскомнадзора по Тверской области зарегистрировано 2 информационных агентства.
Телевидение и радиовещание
На 3 марта 2011 года на территории Тверской области Управлением Роскомнадзора по Тверской области зарегистрировано 193 электронных СМИ, в том числе:
- телеканалы и телепрограммы - 101;
- иные СМИ (кинохроникальное, электронное периодическое СМИ) -3;
- радиопрограммы - 89.
Из них СМИ, которые активно работают на территории Тверской области:
- региональные телеканалы и телепрограммы - 4 (территория покрытия - город Тверь и Тверская область);
- районные телеканалы и телепрограммы - 16;
- региональные радиостанции - 10.
Основным оператором, обеспечивающим эфирное распространение радиотелевизионных программ в Тверской области, является филиал федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная радиовещательная сеть" "Тверской областной радиотелевизионный передающий центр (ОРТПЦ)". Предприятие обеспечивает ретрансляцию на Тверскую область программ общефедеральных телеканалов и радиоканалов.
Производством телепрограмм для жителей Тверской области в основном занимаются следующие предприятия: Государственная телерадиокомпания "Тверь", телерадиокомпания "Пилот".
В городах и районах Тверской области появляется все больше собственных телерадиокомпаний, расширяется формат и растет количество принимаемых передач.
Однако более качественное телевидение потребует приобретения дополнительного дорогостоящего оборудования для его приема. Позволить себе купить его смогут не все жители Тверской области. Необходимо принятие решения о сохранении социального пакета аналоговых телепрограмм для населения, в который войдут федеральный первый и второй каналы.
Информационная среда Тверской области находится в процессе развития. Реализация государственной информационной политики на территории Тверской области позволит открыть новые возможности регулярного информирования населения о политической, социально-экономической жизни. Разработка и совершенствование законодательства и организационных механизмов позволят эффективно регулировать взаимоотношения всех субъектов политической и общественной жизни при реализации их информационных прав и обязанностей. Разработка и осуществление современных форм и методов работы со СМИ, составляющих одну из главных задач информационной политики, позволят содействовать развитию и формированию, распространению духовных ценностей, отвечающих интересам и культурно-историческим традициям жителей Тверской области.
3. Система прямой обратной связи власть - общество - человек в Тверской области
В Тверской области реализуется комплекс мер, направленных на совершенствование каналов коммуникации между властью и обществом. В основном мероприятия строятся по трем направлениям:
- обеспечение системного стратегического и тактического планирования развития социальных коммуникаций, социальных, экономических и политических процессов;
- обеспечение открытости деятельности системы органов власти, заключающейся в создании необходимой инфраструктуры (сайты органов власти в информационно-коммуникационной сети Интернет, системная работы со СМИ, разработка четких порядков работы с обращениями граждан и т.д.), в том числе закрепленной в постановлении Администрации Тверской области от 12.05.2009 N 199-па "Об утверждении методики определения рейтинга исполнительных органов государственной власти Тверской области по критерию открытости их деятельности";
- предварительная оценка мер, программ, документов, разрабатываемых исполнительными органами государственной власти Тверской области, на предмет краткосрочного и долгосрочного влияния на социальный климат в Тверской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.