Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 г. N 98-пп в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу в соответствии с пунктом 2 названного постановления
Приложение
Долгосрочная целевая программа Тверской области
"Профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних
в Тверской области на 2009-2014 годы"
(утв. постановлением Администрации Тверской области
от 1 сентября 2008 г. N 305-па)
18 октября 2010 г., 18 октября 2011 г., 30 мая 2012 г.
Паспорт
долгосрочной целевой программы Тверской области
"Профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних
в Тверской области на 2009-2014 годы"
1. Характеристика проблем
Вопросы профилактики детской и подростковой безнадзорности являются в современный период определяющими и требуют системного и комплексного подхода как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации. В целях реализации принципа равенства прав несовершеннолетних на образование в Тверской области развивается сеть общеобразовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, для детей-сирот, нуждающихся в государственной поддержке.
В течение нескольких лет на федеральном уровне предпринимаются попытки выстроить единую государственную систему, позволяющую оптимально решать задачи профилактики безнадзорности, подростковой преступности, наркомании и организации работы с детьми "группы риска" (дети и подростки "группы риска" - несовершеннолетние, которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, или совершают преступления или антиобщественные действия, которые выражаются в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих средств, спиртных напитков, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц) (далее - дети и подростки "группы риска").
Для Тверской области задача профилактики правонарушений и преступности несовершеннолетних является одной из приоритетных и поэтапно решается уже в течение нескольких лет.
В результате реализации областных целевых программ прошлых лет по данному вопросу к 2009 году сложилась и продолжает развиваться областная система профилактики правонарушений несовершеннолетних.
В муниципальных образованиях Тверской области реализуются программы и комплексы мер по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних. За последние годы в тверском регионе накоплен определенный положительный опыт:
- создана сеть образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальных приютов и социально-реабилитационных центров для детей;
- создана определенная система взаимодействия данных учреждений с органами опеки и попечительства, органами внутренних дел;
- отрабатывается система работы с семьями, находящимися в социально опасном положении (далее - семьи "группы социального риска");
- накапливается опыт организации занятости детей и подростков "группы риска" в каникулярный период;
- в образовательных учреждениях различного типа вводятся должности "социальный педагог", "педагог дополнительного образования", "психолог", организующие индивидуальную и групповую работу с детьми и подростками;
- продолжается систематическая работа по профессиональной ориентации подростков, организации их трудовой деятельности во внеучебное время;
- увеличивается роль дворовых клубов и объединений, работающих с детьми по месту жительства;
- создана система повышения профессиональной компетенции специалистов учреждений системы профилактики и др.;
- в системе образования уделяется внимание компенсирующему обучению, направленному на решение проблем школьной неуспеваемости, и созданию адекватных условий обучения и воспитания, реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ;
- в Тверской области формируется институт школьных инспекторов, что позволит совершенствовать совместную деятельность органов образования, подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в решении проблемы правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних;
- в Тверской области функционируют 24 вечерних общеобразовательных школы, 17 учебно-консультационных пунктов при муниципальных общеобразовательных учреждениях, в которых обучаются 4545 человек (по очной форме - 636 человек, заочной форме - 3909);
- для детей и подростков из семей вынужденных переселенцев и беженцев обучение осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" количество учреждений интернатного типа областного подчинения увеличилось до 30. На 1 января 2008 года в Тверской области функционировало 6 детских домов, 19 специальных (коррекционных) школ-интернатов, одна спецшкола для детей и подростков с девиантным поведением, 4 общеобразовательные школы-интерната.
Общее количество воспитанников интернатных учреждений по состоянию на 1 января 2008 года составляет 3160 человек, из них 1436 - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
С целью совершенствования нормативно-правовой базы разработан и принят Закон Тверской области от 28.12.2006 N 149-ЗО "О патронате".
Продолжается работа по оптимизации сети детских домов и интернатных учреждений.
За счет средств областного бюджета Тверской области в 2008 году в летних оздоровительных лагерях Тверской области отдохнули 1340 детей (100% потребности).
Вместе с тем, в областной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних остается ряд ключевых проблем:
- несмотря на то, что в первом полугодии 2008 года количество преступлений, совершенных с участием несовершеннолетних, на территории Тверской области снизилось с 1464 до 1399, количественные показатели подростковой преступности возросли с 10,9 до 11,2 %;
- существующие институты государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не в полной мере обеспечивают эффективность профилактики детской и подростковой безнадзорности и беспризорности;
- несмотря на проводимую воспитательную работу, растет процент участников преступлений из числа учащихся общеобразовательных школ и профессиональных училищ (2005 год - 50,1 %, 2007 год - 55,9% от общего количества участников преступлений);
- в настоящее время в целом ряде муниципальных образований Тверской области ведется недостаточная работа среди несовершеннолетних по профилактике, предупреждению безнадзорности, правонарушений и преступлений, употребления спиртных напитков и т.п. Органы исполнительной власти муниципальных образований Тверской области не осуществляют в полной мере контроль за деятельностью подведомственных учреждений в данном направлении.
В связи с этим не вызывает сомнений необходимость осуществления межведомственного подхода к профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Это позволит обеспечить снижение числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, уровня детской и подростковой беспризорности и безнадзорности, непрерывность в работе с социально дезадаптированными детьми.
Предлагаемая ДЦП сформирована с учетом продолжения необходимости решения задач по профилактике преступлений, беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, решение которых было предусмотрено областной целевой программой Тверской области "Профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних в Тверской области на 2007-2009 годы". Программа является системой действий по реализации федерального законодательства и законодательства Тверской области по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетию и отражает политику Правительства Тверской области по данному направлению.
ДЦП разработана с учетом Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" и Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
2. Стратегические цели и тактические задачи ДЦП
Выявленные проблемы и обозначенная необходимость осуществления межведомственного подхода к профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних позволяют определить стратегическую цель ДЦП и ее тактические задачи.
Стратегической целью ДЦП является совершенствование, развитие и повышение эффекта функционирования региональной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Достижение цели планируется в рамках следующих ведомственных целевых программ (далее - ВЦП):
ВЦП областного исполнительного органа государственной власти Тверской области в сфере образования,
ВЦП Комитета по делам молодежи Тверской области,
ВЦП областного исполнительного органа государственной власти Тверской области в сфере социальной защиты населения,
ВЦП областного исполнительного органа государственной власти Тверской области в сфере здравоохранения.
Тактическая задача 1. Повышение эффективности деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Тверской области (в том числе государственных учреждений, реализующих мероприятия ДЦП) через их материально-техническое, научно-методическое обеспечение.
Тактическая задача 2. Организация досуга и занятости несовершеннолетних, в том числе на базе государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей.
Тактическая задача 3. Совершенствование реабилитационной работы с несовершеннолетними, оказавшимися в социально опасном положении.
3. Срок реализации ДЦП
Реализация ДЦП будет осуществляться в период с 2009 по 2014 годы.
4. Объем ресурсов, необходимых для реализации ДЦП,
и его обоснование
Финансирование ДЦП планируется осуществлять за счет средств, выделяемых из областного бюджета Тверской области.
Общий объем финансирования ДЦП составляет 14 235 тыс. рублей, в том числе:
в 2009 году - 2 485 тыс. рублей, в том числе:
РП 0709 - 2 350 тыс. рублей;
РП 0910 - 35 тыс. рублей;
РП 0707 - 50 тыс. рублей;
РП 1003 - 50 тыс. рублей;
в 2010 году - 2 350 тыс. рублей, в том числе:
РП 0709 - 2 300 тыс. рублей;
РП 1003 - 50 тыс. рублей;
в 2011 году - 2 350 тыс. рублей, в том числе:
РП 0709 - 2 300 тыс. рублей;
РП 1003 - 50 тыс. рублей;
в 2012 году - 2 350 тыс. рублей, в том числе:
РП 0709 - 2 300 тыс. рублей;
РП 1003 - 50 тыс. рублей;
в 2013 году - 2 350 тыс. рублей, в том числе:
РП 0709 - 2 300 тыс. рублей;
РП 1003 - 50 тыс. рублей;
в 2014 году - 2 350 тыс. рублей, в том числе:
РП 0709 - 2 300 тыс. рублей;
РП 1003 - 50 тыс. рублей.
В ДЦП предусмотрены мероприятия, направленные на повышение эффективности деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Тверской области, организацию досуга и занятости несовершеннолетних, совершенствование реабилитационной работы с несовершеннолетними, оказавшимися в социально опасном положении.
Информация об объеме ресурсов, необходимых для реализации ДЦП, приведена также в плановых показателях эффективности реализации долгосрочной целевой программы Тверской области "Профилактика правонарушений и преступности среди несовершеннолетних в Тверской области на 2009 - 2014 годы" (приложение 1), перечне программных мероприятий (приложение 2) и плановых объемах финансирования долгосрочной целевой программы Тверской области "Профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних в Тверской области на 2009 - 2014 годы" (приложение 3).
5. Мероприятия и плановые показатели ДЦП
Цель ДЦП - совершенствование, развитие и повышение эффекта функционирования региональной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Основным показателем конечного результата ДЦП является снижение уровня преступности среди несовершеннолетних в возрасте от 7 до 18 лет.
Важными показателями конечного результата ДЦП являются количество преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, обучающимися в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования, или при их соучастии, количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, обучающимися в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, или при их соучастии, а также уровень информированности населения Тверской области о реализации политики Правительства Тверской области в сфере профилактики правонарушений и преступности несовершеннолетних.
С 2004 года количество преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, снижается, в том числе за счет реализации задач и мероприятий ДЦП.
Для достижения цели настоящая ДЦП предусматривает реализацию следующих задач.
Тактическая задача 1. Повышение эффективности деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Тверской области (в том числе государственных учреждений, реализующих мероприятия ДЦП) через их материально-техническое, научно-методическое обеспечение.
Показатель достижения тактической задачи 1:
доля преступлений, совершенных несовершеннолетними, в общем числе преступлений (с 11,2% в 2007 году до 4,0 % в 2014 году).
Для решения тактической задачи 1 предусмотрены следующие мероприятия и показатели их реализации.
Мероприятие 1.1. Повышение квалификации работников учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе проведение обучающих семинаров, совещаний.
Показатель 1: доля работников учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, повысивших квалификацию, в том числе освоивших модуль по правовому воспитанию в образовательных учреждениях в рамках повышения квалификации (не менее 20% ежегодно).
Показатель 2: количество проведенных семинаров, совещаний (не менее 4 ежегодно) с участием представителей муниципальных образований.
Показатель 3: доля школьных инспекторов, принявших участие в семинарах (100%).
Мероприятие 1.2. Проведение областных совещаний по профилактике безнадзорности и правонарушений, семинаров, тренингов для сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних территориальных отделов внутренних дел, педагогов, психологов, социальных педагогов, учреждений социальной защиты для несовершеннолетних по профилактической работе с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Показатель: количество проведенных семинаров-совещаний по профилактике безнадзорности и правонарушений (не менее 2 ежегодно).
Мероприятие 1.3. Укрепление материально-технической базы учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включая приобретение оборудования и спортивного инвентаря для организации мероприятий в рамках ДЦП (в том числе государственных учреждений Тверской области), оборудование рабочих мест школьных инспекторов.
Показатель 1: уровень оснащенности материально-технической базы учреждений, занимающихся профилактикой правонарушений и преступлений несовершеннолетних, в соответствии с требованиями (до 80%).
Показатель 2: доля оборудованных рабочих мест школьных инспекторов (до 100%).
Мероприятие 1.4. Разработка, издание и тиражирование методической и справочной литературы, раздаточного материала, буклетов по профилактике безнадзорности и правонарушений, изготовление наглядных агитационных материалов.
Показатель 1: количество тематических изданий (5 ежегодно).
Показатель 2: доля образовательных учреждений, получивших тематические издания (100%).
Мероприятие 1.5. Освещение в средствах массовой информации мероприятий ДЦП.
Показатель 1: количество информационных материалов о мероприятиях ДЦП на телевидении (не менее 12 ежегодно с 2011 года).
Показатель 2: количество публикаций о мероприятиях ДЦП в региональных средствах массовой информации (не менее 24 ежегодно с 2011 года).
Показатель 3: количество публикаций о мероприятиях ДЦП в муниципальных средствах массовой информации (не менее 200 ежегодно с 2011 года).
Мероприятие 1.6. Взаимодействие с общественными и коммерческими организациями в работе по профилактике правонарушений и преступности несовершеннолетних в Тверской области.
Показатель 1: количество общественных организаций, привлеченных к работе по профилактике правонарушений и преступности несовершеннолетних в Тверской области (не менее 1).
Показатель 2: количество коммерческих организаций, привлеченных к работе по профилактике правонарушений и преступности несовершеннолетних в Тверской области (не менее 2).
Мероприятие 1.7. Мониторинг реализации мероприятий и показателей ДЦП, в том числе проведение социологического исследования по изучению общественного мнения.
Показатель: количество публикаций отчета о реализации мероприятий ДЦП и достижении показателей ДЦП на сайте Министерства образования Тверской области (не менее 4 ежегодно).
Мероприятие 1.8. Разработка рекомендаций муниципальным органам управления образованием, образовательным учреждениям по профилактике употребления спиртных напитков, наркотических средств и психотропных веществ, формированию здорового образа жизни несовершеннолетних.
Показатель: количество публикаций, рекомендаций на сайте Министерства образования Тверской области (не менее 12 ежегодно).
Мероприятие 1.9. Приобретение учебных фильмов по профилактике наркомании, профилактике правонарушений и преступности несовершеннолетних для государственного специального учебно-воспитательного учреждения "Тверская специальная школа для детей и подростков с девиантным поведением".
Показатель: количество приобретенных учебных фильмов (не менее 5 ежегодно).
Мероприятие 1.10. Разработка муниципальных программ по профилактике правонарушений и преступности несовершеннолетних.
Показатель: количество муниципальных образований, в которых разработаны и действуют муниципальные программы по профилактике правонарушений и преступности несовершеннолетних (43).
Мероприятие 1.11. Анализ деятельности муниципальных межведомственных комиссий по проблемам профилактики бродяжничества и безнадзорности несовершеннолетних: сбор и обобщение информации о деятельности муниципальных межведомственных комиссий, подготовка рекомендаций муниципальным комиссиям по делам несовершеннолетних (исключено с 2010 года).
Мероприятие 1.12. Обеспечение плановой работы областного семинара ответственных секретарей муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и специалистов органов управления образованием (исключено с 2010 года).
Мероприятие 1.13. Проведение семинаров, тренингов для работников учреждений системы профилактики (исключено с 2010 года).
Мероприятие 1.14. Проведение исследования проблем безнадзорности и девиантного поведения несовершеннолетних для подготовки методических рекомендаций по работе с детьми "группы риска" (исключено с 2010 года).
Мероприятие 1.15. Проведение плановой работы семинара по теме "Введение института школьных инспекторов как мера профилактики подростковой преступности и правонарушений" (исключено с 2010 года).
Мероприятие 1.16. Оказание содействия в применении современных образовательных технологий в реализации программ по правовому воспитанию в образовательных учреждениях, в том числе вопросы предупреждения и пресечения экстремизма в молодежной среде (исключено с 2010 года).
Тактическая задача 2. Организация досуга и занятости несовершеннолетних, в том числе на базе государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей.
Показатели достижения тактической задачи 2:
охват учащихся общеобразовательных учреждений услугами дополнительного образования (до 65 % в 2014 году);
охват кружковой работой в общеобразовательных учреждениях (до 77 % в 2014 году).
Для решения тактической задачи 2 предусмотрены следующие мероприятия и показатели их реализации.
Мероприятие 2.1. Организация досуговых (культурно-просветительских и познавательных мероприятий, конкурсов, турниров, тематических бесед) и спортивных мероприятий для несовершеннолетних, в том числе для обучающихся и воспитанников государственных учреждений.
Показатель 1: доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охваченных досуговыми и спортивными мероприятиями (100%).
Показатель 2: доля обучающихся и студентов начального и среднего профессионального образования, охваченных досуговыми и спортивными мероприятиями (до 70%).
Показатель 3: количество мероприятий (не менее 50 (в соответствии с планом, утверждаемым Министерством образования Тверской области) ежегодно).
Показатель 4: доля учащихся, занимающихся игровыми видами спорта на базе школ (до 60%).
Показатель 5: количество тренеров-преподавателей, обучающих игровым видам спорта на базе школ (до 20 чел.).
Мероприятие 2.2. Ведение реестра педагогов дополнительного образования детей.
Показатель: количество муниципальных образований, в которых ведется реестр педагогов дополнительного образования (43).
Мероприятие 2.3. Привлечение обучающи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.