Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 5. Мероприятия по сохранению и использованию
культурного наследия
Предлагаемые мероприятия по сохранению и использованию культурного наследия подразделены на мероприятия первой очереди (до 2015 г.), второй очереди (до 2020 г.) и на расчетный срок (до 2030 г.) и приводятся раздельно для разных видов наследия.
5.1. Мероприятия по памятникам археологии
а) мероприятия по памятникам археологии на первую очередь:
срочное выявление памятников археологии в аварийном состоянии, а также немедленное прекращение на них разрушительной хозяйственной и строительной деятельности и их обследование. В соответствии с законодательством лица или организации, виновные в разрушении памятников, должны понести соответствующее наказание и обеспечить проведение обследований памятников археологии. Учитывая, что в пределах зон охраны памятников культурного наследия земельные участки могут оставаться в пользовании прежних землепользователей, на которых возлагается ответственность за соблюдение режима, установленного для конкретной зоны охраны объектов культурного наследия;
присвоение статуса "территорий повышенной опасности" территориям сосредоточения памятников, выделенным в процессе анализа, до разработки и утверждения проектов зон охраны памятников археологии, установить режим использования территорий в соответствии с типовыми режимами для зон охраны памятников археологии;
осуществление любой строительной, хозяйственной, сельскохозяйственной деятельности на территории, памятников и территориях их сосредоточения только с разрешения археолога и под его контролем, учитывая, что в пределах зон охраны памятников культурного наследия земельные участки могут оставаться в пользовании прежних землепользователей, на которых возлагается ответственность за соблюдение режима, установленного для конкретной зоны охраны объектов культурного наследия;
возложение ответственности за состояние, содержание и использование памятников археологии на собственников или арендаторов земель, на которых они находятся, а также разработка систем санкций в случаях нарушения или разрушения памятников или несогласованной строительной, хозяйственной и сельскохозяйственной деятельности;
установление строгого режима строительной и хозяйственной деятельности в селах, связанных с памятниками археологии и особенно в селах, имеющих памятники археологии;
разработка системы защиты от неорганизованных туристов, особенно автотуристов;
разработка метода фиксации на местности границ памятников археологии, позволяющего, с одной стороны, обеспечить их охрану, с другой - защитить от "черных копателей". Организовать работы по обозначению на местности их границ;
в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" проекты зон охраны этих объектов, в том числе памятников археологии, заказываются администрацией муниципальных образований на территории которых они находятся. Поэтому сроки заказа этих проектов могут быть определены только администрацией муниципального образования с учетом возможностей муниципальных бюджетов при финансовой поддержке из областного бюджета Тверской области;
в рамках разработки СТП Тверской области могут быть высказаны только рекомендации. На первую очередь целесообразно разработать зоны охраны для памятников археологии федерального значения: укрепление города Осташков и городища Березовец близ деревни Залучье, которые определены в постановлении Совета министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР", а также памятники, находящиеся на территории курортной зоны, которые могут быть повреждены в процессе эксплуатации курорта.
б) мероприятия по памятникам археологии на расчетный срок:
разработка и утверждение в установленном порядке проектов зон охраны памятников археологии (для территорий, на которых сконцентрировано большое количество памятников, групповые охранные зоны), определение их границ, вынесение их в натуру, внесение данных о зонах охраны памятников археологии в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН), установление и утверждение режимов содержания территории в их пределах;
при разработке градостроительной документации, определяющей направления развития районов области исключить территории с памятниками археологии из зон активного градостроительного освоения. Если это невозможно, до начала работ исследовать памятники, находящиеся на территории предполагаемого развития населенного пункта, размещения промышленности и так далее, а также провести обследование территории предполагаемого строительства с целью выявления еще не выявленных памятников археологии и их исследования. При выборе трасс дорог, продуктопроводов, инженерных сетей, сооружений и так далее также стараться избегать участков, имеющих памятники археологии. В случае невозможности исследовать памятники, то согласовать деятельность на этих участках с археологами и органами охраны памятников;
организация экспедиции для выявления еще не выявленных памятников археологии;
определение памятники археологии, подлежащие музеефикации, уточнение места размещения археологических заповедников и связанных с ними туристских маршрутов и обеспечение условия их обозрения. Для этого существует ряд методов. Наиболее часто встречается в современной отечественной и зарубежной практике метод консервации памятников, создания археологических заповедников, музеев на открытом воздухе в единой системе со стационарными туристическими базами. При этом надо учитывать, что такие базы не должны находиться в непосредственной близости от памятников и их архитектура не должна разрушать ландшафтное окружение. В то же время, при размещении туристических баз необходимо учитывать допустимые нагрузки на природный комплекс. Возможно, наряду с музеефикацией памятников и созданием туристских баз придется вводить ограничения на их посещение, особенно неорганизованных туристов и автотуристов. Формы этих ограничений могут быть различными, начиная с оплаты въезда на дороги, ведущие к памятникам, и посещения памятников до введения режима заказника с полным запрещением неорганизованных посещений;
в) мероприятия по памятникам археологии на перспективу:
организация формирования в натуре архитектурно-археологических заповедников;
разработка и утверждение зоны охраны архитектурно-археологических заповедников и внесение данных территорий в ГКН;
разработка и утверждение положений содержания архитектурно-археологических заповедников;
завершение работы по включению памятников археологии в туристические маршруты и обеспечению сохранности этих памятников;
организация регулярного мониторинга состояния памятников археологии;
организация регулярных экспедиций по выявлению еще не выявленных памятников археологии.
Постановлением Правительства Тверской области от 28 февраля 2014 г. N 105-пп в пункт 5.2 главы 5 подраздела II раздела I настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного постановления
5.2. Мероприятия по историческим городам и
памятникам градостроительства и архитектуры
До решения перечисленных в предыдущем разделе проблем руководствоваться следующими положениями:
при организации любых строительных и хозяйственных работ в населенных пунктах, имеющих памятники архитектуры, предварительно обследовать участок отвода земель и определить условия его использования, исходя из возможного влияния проектируемого сооружения на сохранность памятника и его роли в формировании облика населенного пункта;
согласовывать с районными органами охраны культурного наследия, а при их отсутствии - с областными органами охраны культурного наследия любое строительство или хозяйственную деятельность в населенных пунктах, имеющих памятники архитектуры;
в тех случаях, когда в населенном пункте не предполагается новая застройка и хозяйственная деятельность, сохранять их общий облик и физически поддерживать сохранность памятников;
до разработки проектов зон охраны памятников в населенных пунктах определить с привлечением соответствующих специалистов примерные границы территорий, застройка которых обеспечит сохранность и композиционную роль памятника;
объявить территории сосредоточения объектов культурного наследия I типа в Бежецком, Торжокском и Торопецком районах, а также территорию III типа (сосредоточение усадеб, включая Берновский историко-природный заказник) в Старицком и Торжокском районах историко-культурными заповедниками. Для территорий в пределах историко-культурных заповедников должны быть разработаны Положения и режимы содержания каждого из участков. Выделить в систему особо охраняемых историко-культурных территорий территории концентрации объектов наследия (территории сосредоточения памятников, усадеб, историко-ландшафтных комплексов), которые могут стать опорными пунктами туристской активности:
территории I типа (большое количество памятников преимущественно федерального значения) в Лихославльском, Торжокском и Торопецком районах, не вошедшие в состав предлагаемых историко-культурных заповедников;
территории II типа (большое количество памятников федерального значения и классов А и Б) в Кашинском, Кимрском, Конаковском, Осташковском и Старицком районах;
территории III и IIIA типов (сосредоточение усадеб и памятников федерального значения) в Бологовском, Вышневолоцком, Зубцовском, Калязинском, Лихославльском и Торжокском районах;
территории IV типа (локальные историко-культурные центры):
город Вышний Волочек с окрестностями, система городов Калязин, Кашин с окрестностями, поселок городского типа Кесова гора с окрестностями, города Тверь, Ржев, Кимры, Старица с окрестностями;
территории V типа (сосредоточение памятников истории) в районах Калининском, Оленинском, Пеновском, Селижаровском, Старицком. Для них следует разработать правила использования территории, исходя из требований сохранности самих памятников и интересов формирования туристских маршрутов по дорогам воинской славы.
для особо охраняемых историко-культурных территорий должны быть разработаны комплексные охранные зоны, включающие и ландшафтную составляющую, и определены режимы содержания каждого из ее участков. Для населенных пунктов, находящихся в границах особо охраняемых территорий, должны быть разработаны специальные регламенты развития, а до этого любая хозяйственная, строительная или сельскохозяйственная деятельность должна проводиться только после согласования с органами охраны наследия. В пределах этих территорий необходимо определить места музеефикации памятников, их консервации, создания туристских маршрутов и размещения туристских баз;
целесообразно поддержать "Предложения по созданию в Российской Федерации музеев-заповедников на базе исторических поселений" и рекомендовать создание таких музеев-заповедников на базе городов Торжка и Торопца, а также Кашина, Старицы, несмотря на то, что они не имеют статуса исторического поселения. В этих городах должны быть выделены территории, входящие в такой музей. Предварительно можно предложить объявить музеем-заповедником весь город Старица, центральную часть городов Кашин, Торжок, Торопец. Уточнение этих границ требует специальных исследований. Система памятников Волговерховье с монастырем Св. Ольги и Истоком Волги, Стерж-Ширков погост здесь не рассматриваются, так как входят в состав ООПТ и учитываются в соответствующем разделе СТП Тверской области;
мониторинг физического состояния сохранности памятников, как в пределах историко-культурных заповедников, на особо охраняемых историко-культурных территориях, в исторических поселениях, так и во всех остальных населенных пунктах.
5.3. Мероприятия по обеспечению сохранности усадебной застройки
Для обеспечения физической сохранности объектов культурного наследия необходимо:
определить пользователей всех объектов культурного наследия;
довести до сведения всех владельцев или арендаторов объектов историко-культурного наследия, меру их законодательно определенной ответственности за искажение, порчу, уничтожение памятника. Некоторые случаи довести до судебного преследования и обнародовать в средствах массовой информации;
организовать широкомасштабную культурно-просветительскую деятельность, направленную на изучение и сохранение наследия родного края, причем такая деятельность должна обязательно охватить руководителей и владельцев предприятий, арендаторов и хозяев земли и памятников, а также административных работников муниципальных образований;
ввести систему льгот владельцам или арендаторам памятников (материальная помощь в ремонте, снижение арендных платежей и так далее).
В качестве итогов представляются мероприятия на первую очередь, расчетный срок и перспективу.
а) мероприятия первой очереди предусматривают:
уточнение границ и юридическое оформление историко-культурных заповедников и особо охраняемых территорий, а также музеев-заповедников. Ограничение строительной и хозяйственной деятельности на этих территориях и согласование всех намечаемых действий с органами охраны культурного наследия;
реставрацию объектов наследия в пределах историко-культурных заповедников и особо охраняемых историко-культурных территорий;
консервацию объектов культурного наследия классов А и Б, находящихся в неудовлетворительном состоянии;
для всех поселений с памятниками-доминантами установление зон композиционного влияния памятников, включая выявление культурно-ландшафтных коридоров;
акцентирование внимания на памятниках, играющих наиболее активную роль в ландшафтных панорамах - градоформирующих доминантах, обладающих значительными бассейнами и коридорами зрительного восприятия, считая их наряду с памятниками в историко-культурных заповедниках и особо охраняемых историко-культурных территориях, первоочередными объектами реставрации;
до разработки и утверждения проектов зон охраны в исторических поселениях - определение территорий, на которых для обеспечения сохранности памятников любая строительная и хозяйственная деятельность должна быть ограничена и согласована с органами охраны культурного наследия;
обеспечение постоянного мониторинга состояния памятников на региональном уровне;
определение пользователей памятников и, в первую очередь, усадеб, способных обеспечить финансирование составления охранной документации (проекты зон охраны, проектная документация, составление охранных обязательств) и эксплуатацию памятников в соответствии с требованиями их сохранения. Для культовых памятников целесообразна передача их Тверской митрополии Московского патриархата Русской Православной Церкви с определением комплекса требований по их реставрации и эксплуатации;
оформление охранных обязательств с собственниками (пользователями) объектов культурного наследия, расположенных на территории Тверской области;
выявление, пресечение, а также недопущение нарушений законодательства об охране культурного наследия и применение санкций к нарушителям;
продолжение исследований с целью выявления неучтенных объектов культурного наследия и утверждение выявленных объектов на основе экспертизы в качестве памятников истории и культуры;
организацию широкой пропагандистской деятельности, посвященной историческим этапам формирования Тверской области и сохранению культурного наследия;
б) мероприятия, предусмотренные на расчетный срок включают:
разработку проектов комплексных охранных зон, положений и режимов для историко-культурных заповедников, особо охраняемых территорий и вновь создаваемых музеев-заповедников;
разработку и утверждение зон охраны исторических поселений, а также разработку зон охраны для памятников федерального значения и классов А и Б в остальных поселениях, уточнение их границ, вынесение в натуру и занесение их данных в ГКН;
поэтапный вывод предприятий, оказывающих негативное воздействие на усадьбы; определение оптимальных пользователей для усадеб и отдельных памятников, возложив на потенциальных пользователей обязанность заказать проекты зон охраны, в составе которых должна быть установлена величина туристских потоков предельная, безопасных для сохранности парков и памятников;
исследование старинных сельских поселений области с целью предоставления им статуса исторических поселений;
обеспечение регулярного мониторинга объектов культурного наследия;
выявление новых объектов историко-культурного наследия за пределами исторических поселений, которые могут формировать каркас туристической активности и служить опорными пунктами системы туризма в области;
включение в систему туристических маршрутов перечисленные выше территории V типа;
разработка комплексных схем сохранения наследия, охраны природы, развития туризма в увязке с системой социально-экономического развития муниципальных районов;
предоставление льгот или финансовой помощи владельцам, пользователям памятников на поддержание удовлетворительного физического состояния памятников;
приведение в порядок дорожной сети области для обеспечения возможности подъезда к памятникам и включения их в систему туризма;
в) мероприятия, предусмотренные на перспективу включают:
разработку и утверждение зон охраны для всех памятников, вынесение в натуру их границ и занесение их в ГКН;
включение ценных старинных сел, выявленных в процессе исследований на предыдущих этапах, в списки исторических и разработку для них проектов зон охраны. В некоторых случаях возможно создание музеев народного быта на открытом воздухе;
разработку по заданию органов местного самоуправления муниципальных районов концепции социально-экономического развития исторических поселений и/или отдельных населенных пунктов с учетом максимального сохранения и использования богатств их культурного наследия. При этом многие здания-памятники в исторических поселениях могут использоваться в обслуживающей сфере;
обеспечение постоянного мониторинга состояния объектов культурного наследия и зон их охраны;
продолжение деятельности по выявлению и изучению объектов культурного наследия, их описанию и ознакомлению с ними широкой общественности;
постоянный контроль за использованием усадеб и памятников культового зодчества и принятие соответствующих, определенных законодательством, мер по отношению к физическим и юридическим лицам, виновным в нарушениях использования усадеб и памятников культового зодчества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.