Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I
Характеристика проблемы, решение которой осуществляется
путем реализации Программы, включая анализ причин ее возникновения,
целесообразность и необходимость ее решения на уровне
муниципального образования программным методом
На территории муниципального образования городской округ "Город Кимры Тверской области" имеются крупные и средние предприятия машиностроения, легкой и пищевой промышленности, развита строительная индустрия, производство и распределение электрической энергии, газа, воды. При таком многоотраслевом укладе экономики, наличии большого числа травмоопасных производств и предприятий с опасными и вредными условиями труда, в том числе взрыво - пожароопасных, вопросы охраны труда требуют к себе особого внимания.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности является неотъемлемой частью государственной политики в области охраны труда.
Производственный травматизм и профессиональная заболеваемость по-прежнему остаются серьезной государственной проблемой, несущей негативные последствия экономического и социального характера, приводящие к невосполнимым материальным и моральным потерям как для работников и организаций, так и для города в целом.
В этой связи охрана труда выступает важным фактором социально- экономического развития муниципального образования.
Работающее население является основной группой риска. Неудовлетворительная организация производства работ, недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда, отсутствие знаний требований охраны труда в сочетании с российским менталитетом пренебрежения к собственному здоровью и жизни зачастую легко примеряет работника с любыми условиями труда.
Анализ причин и условий возникновения несчастных случаев на производстве показывает, что большинство из них вызвано типичными управляемыми причинами организационного характера:
- неудовлетворительная организация производства работ;
- допуск к работе работников, не прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда, не изучивших требования инструкций по охране труда;
- нарушение трудовой и производственной дисциплины;
- неприменение средств защиты.
К техническим причинам несчастных случаев на производстве, устранение которых требует значительных инвестиционных и материально-технических затрат, относится работа на оборудовании, морально и физически устаревшем и не отвечающем требованиям безопасности.
Из-за отсутствия эффективных экономических механизмов, побуждающих работодателя принимать меры по улучшению условий и охраны труда, обеспечение безопасности труда работников на предприятиях нередко производится по остаточному принципу. Некоторые работодатели пытаются со ссылкой на финансовые проблемы экономить на охране труда, что негативно влияет на состояние условий труда, заставляет работников рисковать собственным здоровьем и жизнью ради сохранения места работы.
Формы статистической отчетности по условиям труда в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тверской области представляют только крупные и средние предприятия определенных видов экономической деятельности (обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, транспорт и связь). Статистическое наблюдение по травматизму выборочно охватывает организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, и совсем не охватывает организации социальной сферы (здравоохранение, образование, социальная защита, культура). Как следствие, отсутствует официальная статистическая информация о состоянии условий труда в этих организациях.
На основании статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации с целью фактической оценки условий труда на рабочих местах работодатель обязан проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда (далее - АРМ). Каждое рабочее место должно проходить аттестацию по условиям труда 1 раз в 5 лет. По данным государственной экспертизы условий труда в организациях, относящихся к субъектам малого предпринимательства, АРМ практически не проводится.
Таким образом, первоочередные задачи, направленные на предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников, заключаются в реализации комплексного подхода к улучшению условий труда на каждом рабочем месте, начиная с выявления профессиональных рисков через аттестацию рабочих мест и заканчивая приведением производственных и санитарных условий труда в соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда и устранением имеющихся факторов профессиональных рисков.
В целях снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также развития имеющихся позитивных тенденций в сфере охраны труда необходимо организовать работу в рамках настоящей Программы, которая сформирована как единый комплекс взаимосвязанных организационных, методических, учебно-пропагандистских и других мероприятий.
Причем в связи с имеющимися описанными выше проблемами в сфере охраны труда, первостепенное внимание в Программе уделяется выполнению мероприятий, связанных с осуществлением аттестации рабочих мест по условиям труда, обучением по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников (в отраслях с наихудшими показателями состояния условий труда, травматизма и профзаболеваемости - за счет собственных средств работодателей и Фонда социального страхования), решением организационных вопросов управления охраной труда в организациях муниципального образования, улучшением качества проводимых медосмотров, усилением ведомственного контроля и пропаганды охраны труда.
Реализация мероприятий Программы будет обеспечиваться согласованными действиями администрации г. Кимры, органов надзора и контроля в сфере охраны труда, объединений работодателей и профсоюзов, организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, работодателей,
Программа, являясь важнейшим инструментом реализации государственной политики в сфере охраны труда на территории муниципального образования, позволит планомерно проводить работу по обеспечению охраны труда, предусматривать необходимые материальные и организационные ресурсы для реализации приоритетных мероприятий, направленных на достижение поставленных цели и задач.
Улучшение условий труда, создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, наряду с другими факторами будут способствовать повышению качества жизни, сохранению здоровья трудоспособного населения муниципального образования и улучшению демографической ситуации в городе.
Социальная значимость данных проблем с учетом приоритетных направлений социальных и экономических реформ в Российской Федерации и Тверской области является важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации Программы в муниципальном образовании.
Одним из главных направлений деятельности в улучшении здоровья и сокращении смертности населения является принятие мер по улучшению условий и охраны труда работающего населения, профилактике и снижению профессионального риска, а также проведение диспансеризации и профилактических осмотров работающих.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.