Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 г. N 109-пп настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу согласно пункту 2 названного постановления
Приложение
Долгосрочная целевая программа Тверской области
"Развитие образования Тверской области на 2009-2014 годы"
(утв. постановлением Администрации Тверской области
от 1 сентября 2008 г. N 264-па)
25 марта, 14 октября, 21 декабря 2009 г., 15 марта, 11 октября, 18 октября 2010 г., 7 апреля, 6 июня, 18, 27 октября 2011 г., 15 мая, 24 сентября, 25 декабря 2012 г.
Постановлением Правительства Тверской области от 25 декабря 2012 г. N 801-пп в паспорт настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления и действующие до 1 января 2013 г.
Паспорт
долгосрочной целевой программы Тверской области
"Развитие образования Тверской области на 2009-2014 годы"
I. Характеристика проблем
Для достижения стратегической цели - обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития Тверской области, повышение роли образования в социальной консолидации общества - необходимо создание адаптивной образовательной сети, гарантирующей предоставление качественных образовательных услуг жителям Тверской области с учетом их индивидуальной потребности.
Реализация ДЦП позволит продолжить формирование бюджета развития отрасли и эффективно использовать выделяемые дополнительные финансовые ресурсы для реализации региональной образовательной политики, что будет содействовать интенсивному развитию системы образования Тверской области.
Развитие системы образования региона стимулирует инновационные процессы, которые формируют новые образцы педагогической практики, позволяющие достигать качественных результатов образования. Так, за период реализации грантовой поддержки сформированы программы развития 100 % муниципальных систем образования, рядом общеобразовательных учреждений Тверской области созданы школьные сайты, активизировалась учебно-исследовательская и проектная деятельность педагогических работников, молодых ученых, педагогических работников системы образования.
С целью осуществления преемственности в реализации региональной образовательной политики и поддержки "точек роста" системы образования планируется продолжить поощрение за инновационные разработки, направленные на развитие системы образования и экономики Тверской области.
Для любой инновации важно, чтобы она не замыкалась в рамках образовательного учреждения, а была диссеминирована. С этой целью предусмотрено проведение научно-практических конференций, конкурсов, смотров инновационных программ и проектов и иных мероприятий для педагогической общественности.
В целях реализации федеральной образовательной политики в части обеспечения условий для непрерывного творческого роста в интересах становления экономики, основанной на знаниях, создания системы поддержки одаренных детей планируется продолжение деятельности по созданию благоприятных условий развития учебно-исследовательских и творческих способностей учащихся Тверской области в системе общего, профессионального, дополнительного образования.
Необходимо предусмотреть финансирование организации и проведения научно-практических конференций совместно с федеральными, государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями; участия победителей олимпиад регионального уровня во всероссийских олимпиадах, межрегиональных конкурсах, соревнованиях с целью развития учебно-исследовательских умений, способностей учащихся.
В целях возрождения духовности и повышения уровня музыкально-эстетической культуры населения, популяризации лучших образцов отечественной и зарубежной музыкально-хоровой классики, произведений современных авторов, народного творчества в ДЦП выделяются средства на оказание поддержки Губернаторскому хору "Благовест".
Также с целью стимулирования творческой активности талантливой молодежи, студентов и аспирантов установлены региональные и губернаторские стипендии; стипендии для студентов, обучающихся по целевому набору на базе Тверского государственного университета. Требуется дальнейшее финансирование данной деятельности отмеченных направлений.
Система образования региона находится в состоянии интенсивного развития, стимулируемого необходимостью развития экономики, отвечающей современным запросам. Поэтому необходимыми мерами является проведение научно-исследовательских работ, направленных на разработку инструментария, осуществление мониторинга процессов развития системы образования. Так, разрабатываемые меры по модернизации профессионального образования включают оптимизацию образовательной сети, введение новых организационно-экономических механизмов, организационно-правовых форм взаимодействия с работодателями.
Настоящей ДЦП планируется выделение финансовых средств на обновление фондов учебной литературы библиотек муниципальных общеобразовательных учреждений.
В связи с высокими требованиями к условиям осуществления образовательного процесса обновление учебников становится важной составляющей получения качественного образования. В переходный период оптимизации образовательной системы объемы учебных расходов в нормативе финансирования не позволяют обеспечить быстрое обновление устаревающих учебников. С целью эффективного расходования бюджетных средств предпринимается ряд мер: производится централизованная закупка учебной литературы на конкурсной основе крупными тиражами по ценам производителя на условиях получения дополнительных льгот оптовым покупателям. Эти меры снижают стоимость учебников почти на 50 %.
В соответствии с законодательством вопросы организации обеспечения документами государственного образца о соответствующем уровне образования отнесены к компетенции субъекта Российской Федерации. Поэтому важной задачей является обеспечение учреждений основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования аттестационно-бланочной продукцией, золотыми и серебряными медалями, для чего в ДЦП предусмотрены финансовые средства. Заказ продукции осуществляется на конкурсной основе.
Принцип доступности качественного общего образования - один из основополагающих в деятельности системы образования. Обеспечение доступности качественных образовательных услуг наиболее актуально для детей из сельской местности. Реализация данного принципа осуществляется путем решения общеобразовательными учреждениями таких задач, как:
концентрация ресурсов и рациональное использование потенциала педагогических и материально-технических, финансовых ресурсов;
эффективное использование бюджетных средств для обеспечения качественного образования;
создание условий для профильного обучения и предпрофильной подготовки;
создание учебно-методической базы для освоения педагогами современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий;
создание развивающей среды и предоставление услуг системы дополнительного образования для учащихся.
В течение двух лет осуществляется оснащение общеобразовательных учреждений учебно-лабораторным оборудованием за счет средств федерального, регионального и муниципальных бюджетов. Произведена поставка оборудования для кабинетов географии, биологии, химии, физики. В общеобразовательные школы поставлены интерактивные доски, созданы информационные центры школ.
Для обеспечения государственных гарантий общедоступного бесплатного образования детям со специальными потребностями (детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья) вне зависимости от места их проживания предусмотрено создание системы дистанционного образования детей-инвалидов, создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и лиц, не имеющих нарушений в развитии (в рамках реализации направления "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" приоритетного национального проекта "Образование", государственной программы "Доступная среда на 2011-2015 годы").
В 2010 году начата реализация образовательной инициативы "Наша новая школа". Её смысл заключается в создании современной школы, такой школы, которая способна раскрыть личность ребёнка, способна воспитать в детях интерес к образованию, к учёбе; способна быть современной, адекватной нашей жизни образовательной системой. Предусмотрено развитие направлений инициативы: введение федеральных государственных образовательных стандартов (приобретение учебно-лабораторного оборудования, мебели для начальных классов), содействие в сохранении и укреплении здоровья школьников в сфере общего школьного образования (строительство комбината школьного питания г. Тверь).
С 2006 года в логике мероприятий приоритетного национального проекта "Образование" реализуется система конкурсных мероприятий поддержки лидеров образования. Получателями финансовой поддержки из регионального бюджета - победителями конкурсных отборов 2009-2010 годов стали 177 участников (образовательные учреждения, педагоги и руководители образовательных учреждений всех уровней образования, представители талантливой молодежи, проявившие активность в социальной значимой, общественно-политической и учебно-исследовательской деятельности, любительском спорте, художественном творчестве), осуществляющие деятельность, значимую для системы регионального образования. В целях сохранения преемственности в реализации региональной образовательной политики, планируется продолжить реализацию данного направления деятельности.
В целях поддержки федеральной образовательной политики, направленной на диверсификацию (вариативность) образовательных услуг, в региональной системе образования сложилась и развивается сеть негосударственных образовательных учреждений, востребованных потребителями образовательной услуги. 1432 учащихся (воспитанника) системы негосударственных образовательных учреждений составляют 1,3 % от общего количества обучающихся общеобразовательных учреждений Тверской области. Данные учреждения осуществляют предоставление вариативных образовательных услуг социально незащищенным слоям населения, активно развивают воспитательное направление "Духовно-нравственное воспитание учащихся". Образовательные услуги негосударственного учреждения дошкольного образования снижают острую на данный период потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях для детей в возрасте от 3 до 6 лет. Негосударственные учреждения дополнительного образования создают условия для развития творческих способностей учащихся, обеспечивают занятость детей, учащихся, молодежи в послеурочное время.
В связи с этим в рамках ДЦП предусмотрена возможность продолжения финансовой поддержки образовательной деятельности негосударственных образовательных учреждений с целью предоставления вариативных форм образовательной услуги в соответствии с индивидуальными потребностями населения Тверской области в соответствии с ежегодно формируемым государственным заданием.
В соответствии с направлениями формирования современной модели образования с целью привлечения гражданских институтов общества и потребителей образовательной услуги к решению проблем образования ДЦП предусмотрено выделение финансовых средств на стимулирование участия общества в решении проблем образования через выделение субсидий негосударственным некоммерческим организациям в соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 26.06.2007 N 200-па "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий юридическим лицам, являющимся некоммерческими организациями, на реализацию целевых социальных программ (социальных проектов)".
В последние годы в связи с объективными факторами отмечается дефицит квалифицированных кадров, в том числе в системе регионального образования. Возможными мерами преодоления данной проблемы может стать выплата целевых стипендий студентам, обучающимся по направлениям муниципальных районов и городских округов в учреждениях высшего профессионального образования Тверской области.
Решение задач модернизации системы образования требует дополнительных мер по формированию у молодых граждан Тверской области активной жизненной позиции и проведения мероприятий по включению их в практическую деятельность в интересах формирования многонационального и поликонфессиального регионального сообщества.
Социально-экономические изменения в обществе 90-х годов XX столетия способствовали трансформации традиционных духовных ориентиров: наблюдаются переоценка семейных ценностей, духовно-нравственная и социальная дезадаптация семьи, снижение ее воспитательного потенциала. Отмечается рост социального сиротства, наркомании, алкоголизма, других асоциальных явлений среди подростков и молодежи, включая конфликты на религиозной и межнациональной почве.
Реализация мероприятий духовно-нравственной направленности будет способствовать координации на региональном уровне педагогической и просветительской деятельности различных социальных институтов: семьи, образовательных и культурных учреждений, общественных структур, религиозных объединений, позволит сделать шаги по решению вышеуказанных проблем.
Гармоничное развитие личности невозможно без формирования уважительного отношения к культурному и историческому наследию своего края; природе и людям малой Родины, усвоения и воплощения в жизнь нравственных традиций народов, населяющих тверскую землю. Решение данной задачи возможно через развитие системы краеведческого воспитания обучающихся.
Для успешного решения обозначенных проблем необходима консолидация усилий всего регионального сообщества. Продуманное PR-сопровождение позволит сделать деятельность открытой, привлечь к решению проблем общественные организации, семью, отдельных граждан Тверской области.
II. Стратегические цели и/или тактические задачи ДЦП
Стратегическая цель ДЦП - обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития Тверской области, повышение роли образования в социальной консолидации общества.
Достижение цели возможно посредством решения следующих задач:
1. Стимулирование инновационной деятельности педагогических работников и образовательных учреждений Тверской области; поддержка и развитие творческих способностей и учебно-исследовательских умений учащихся и студентов.
2. Обеспечение государственных гарантий в системе образования Тверской области.
3. Поддержка некоммерческих организаций, расположенных на территории Тверской области.
4. Развитие вариативных форм подготовки профессиональных кадров для обеспечения потребности рынка труда региона.
5. Развитие краеведческого образования и формирование православной культуры обучающихся Тверской области.
6. Информационное сопровождение деятельности и реализации региональной политики в сфере "Образование".
Стратегическая цель и задачи ДЦП реализуются в рамках ведомственной целевой программы Министерства образования Тверской области на 2009-2014 годы.
III. Срок реализации ДЦП
Реализация ДЦП будет осуществляться с 2009 по 2014 год.
Постановлением Правительства Тверской области от 25 декабря 2012 г. N 801-пп в раздел IV настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления и действующие до 1 января 2013 г.
IV. Общий объем ресурсов, необходимых для реализации ДЦП
Финансирование ДЦП планируется осуществлять за счет средств областного бюджета Тверской области.
Общий объем финансирования составляет 906 176,7 тыс. руб., в том числе в:
2009 г. - 63 141,8 тыс. руб.;
2010 г. - 92 249,2 тыс. руб.;
2011 г. - 175 029,5 тыс. руб.;
2012 г. - 304 491,0 тыс. руб.;
2013 г. - 175 932,5 тыс. руб.;
2014 г. - 95 332,7 тыс. руб.
Количество региональных поощрений за инновационную деятельность, направленную на развитие образования и экономики региона, и сумма средств по каждому поощрению устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Тверской области.
В соответствии с распоряжением Администрации Тверской области от 16.12.2003 N 869-ра "О Губернаторском хоре "Благовест", в целях возрождения духовности и повышения уровня музыкально-эстетической культуры населения, популяризации лучших образцов отечественной и зарубежной музыкально-хоровой классики, произведений современных авторов, народного творчества ДЦП выделяются средства на оказание поддержки Губернаторскому хору "Благовест".
Предусмотренные ДЦП специальные стипендии Губернатора Тверской области и региональные стипендии имени выдающихся российских государственных и научных деятелей будут выплачиваться в соответствии с постановлениями Администрации Тверской области от 29.12.2007 N 400-па "Об учреждении специальных стипендий Губернатора Тверской области студентам и аспирантам, региональных стипендий имени выдающихся российских государственных и научных деятелей студентам государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся на территории Тверской области", от 01.10.2009 N 420-па "Об учреждении региональной премии имени Б.Н. Полевого студентам филологического факультета государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тверской государственный университет" и распоряжением Администрации Тверской области от 21.10.2003 N 702-ра "О специальной именной стипендии Губернатора Тверской области учащемуся Московской государственной академии хореографии Белякову Артемию Сергеевичу", постановлением Правительства Тверской области от 13.09.2011 N 41-пп "Об учреждении дополнительных стипендий Губернатора Тверской области студентам государственных учреждений высшего профессионального образования, находящихся на территории Тверской области, набравшим высокие баллы по результатам единого государственного экзамена".
Приобретение материально-технических средств для организации обучения детей-инвалидов за счет средств областного бюджета Тверской области является обязательством Тверской области, обозначенным в соглашении с Федеральным агентством по образованию о взаимодействии по дистанционному обучению детей-инвалидов.
Законом Тверской области от 07.05.2008 N 56-ЗО "Об образовании в Тверской области" к полномочиям Администрации Тверской области отнесено установление порядков по формированию государственных заданий на оказание государственных услуг физическим лицам некоммерческими организациями. В связи с этим в рамках ДЦП предусмотрена возможность такой финансовой поддержки образовательной деятельности некоммерческих организаций в форме субсидии с целью предоставления вариативных форм образовательной услуги в соответствии с индивидуальными потребностями населения Тверской области. Объем выделяемой субсидии рассчитывается по нормативам расходов на одного обучающегося с учетом методики расчета норматива на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях, утверждаемой постановлением Правительства Тверской области.
Поддержка деятельности негосударственных некоммерческих организаций осуществляется в соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 26.06.2007 N 200-па "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий юридическим лицам, являющимся некоммерческими организациями, на реализацию целевых социальных программ (социальных проектов)".
В целях сохранения здоровья учащихся начальных классов в 2010 году предусмотрены финансовые средства регионального бюджета из расчета 10 рублей, в 2011 году из расчета 15 рублей на одного учащегося на обеспечение горячим питанием обучающихся 1-4 классов на условиях паритетного софинансирования.
В целях формирования системы воспитания молодых граждан Тверской области, обеспечивающей духовно-нравственное развитие личности, бережного отношения к природе, традициям, людям своего края, предусмотрены финансовые средства на проведение цикла мероприятий по духовно-нравственному воспитанию и краеведческому образованию и просвещению молодежи Тверской области. Объем ресурсов, необходимый для реализации задач, определен методом сравнения с затратами на аналогичные мероприятия с использованием прогноза роста цен на соответствующие годы.
Информация об объеме ресурсов, необходимых для реализации ДЦП, приведена также в приложениях 1, 2 и 3 к настоящей ДЦП.
Постановлением Правительства Тверской области от 25 декабря 2012 г. N 801-пп в раздел V настоящей программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления и действующие до 1 января 2013 г.
V. Плановые показатели результатов ДЦП
Цель ДЦП - обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития Тверской области, повышение роли образования в социальной консолидации общества.
Основным показателем конечного результата реализации ДЦП является повышение удовлетворенности населения Тверской области доступностью качественных образовательных услуг. В 2007 году 65 % населения Тверской области от числа опрошенных положительно высказались о результатах преобразований в образовательной отрасли Тверской области, в 2008 году - 70 %. В 2009 году планируется достижение значения основного показателя 71 %, в 2010 г. - 71,5 %, в 2011 году - 84,7 %, в 2012 году - 84,9 %, в 2013 году - 85 %, в 2014 году - 86 % (рисунок).
Важным показателем конечного результата реализации ДЦП является степень информированности населения о развитии образования Тверской области (с 25 % до 70 %).
Для достижения цели настоящая ДЦП предусматривает реализацию шести задач.
Задача 1. Стимулирование инновационной деятельности педагогических работников и образовательных учреждений Тверской области; поддержка и развитие творческих способностей и учебно-исследовательских умений учащихся и студентов
В рамках реализации задачи предусматривается:
организация и проведение научно-практических конференций совместно с федеральными, государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями;
создание условий для участия учащихся во всероссийских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях с целью развития творческих способностей детей и подростков;
поощрение инновационной деятельности, направленной на развитие образования Тверской области;
организация и проведение общерегиональных мероприятий с участием педагогической общественности в рамках развития инновационной активности участников образовательного процесса (конференций, смотров, конкурсов и т.п.);
поддержка Губернаторского хора "Благовест";
выплата региональных и губернаторских стипендий;
выплата региональных премий имени Б.H. Полевого студентам филологического факультета государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тверской государственный университет".
Показатели достижения задачи 1:
доля обучающихся в образовательных учреждениях повышенного уровня (лицеях, гимназиях и иных аналогичных учреждениях) (с 11,8 до 12,7 %);
доля учителей, претендующих на получение высшей категории в текущем году (с 20,7 до 22 %).
Показатели достижения мероприятий задачи 1:
количество публикаций по материалам конференций, совещаний, круглых столов в информационных источниках (ежегодно 7 ед.);
доля участников конференций, совещаний, круглых столов, не являющихся работниками региональной системы образования (представителей общественности, бизнеса, муниципальных исполнительных органов государственной власти)
(до 16 %);
доля участников всероссийских олимпиад, конкурсов, соревнований в общей численности участников олимпиад (до 3,5 %);
количество победителей всероссийских олимпиад, конкурсов, соревнований (до 16 чел.);
количество претендентов на одно поощрение (до 2,6 чел.);
доля педагогов, принявших участие в общерегиональных мероприятиях
(не менее 20 %);
доля новых участников, принятых в состав хора (обновление состава) (до 6 %);
количество получателей региональных и губернаторских стипендий (не менее 56 чел.);
количество получателей региональных премий имени Б.H. Полевого (не менее 3 чел.).
Задача 2. Обеспечение государственных гарантий в системе образования Тверской области
В рамках реализации задачи предусматривается:
разработка и издание учебно-методического комплекта (УМК) по проблематике Великой Отечественной войны для учащихся старших классов;
приобретение учебников для библиотек муниципальных общеобразовательных учреждений;
приобретение аттестационно-бланочной продукции для образовательных учреждений основного общего, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования, золотых и серебряных медалей;
осуществление научно-исследовательских работ (НИР), направленных на развитие образования Тверской области, сопровождение процессов модернизации всех уровней образования;
развитие материально-технической, научно-методической и учебно-лабораторной базы учреждений образования Тверской области, включая организацию обучения детей-инвалидов, в том числе ремонт помещений для создания центров дистанционного образования детей-инвалидов;
капитальное строительство и реконструкция объектов образования, расположенных на территории Тверской области, осуществляемые в рамках адресной инвестиционной программы Тверской области;
проведение мероприятий по развитию кадетского движения в образовательных учреждениях в Тверской области.
Показатели достижения задачи 2:
доля обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным условиям осуществления образовательного процесса (с 50 до 74 %);
доля детей-инвалидов, имеющих доступ к услугам дистанционного образования, от числа нуждающихся (с 0 до 100 %).
Показатели достижения мероприятий задачи 2:
исполнение мероприятия "Разработка и издание учебно-методического комплекта (УМК) по проблематике Великой Отечественной войны для учащихся старших классов";
доля новых учебников в общем фонде школьных библиотек (с 6 до 12 %);
обеспеченность образовательных учреждений основного общего, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования аттестационно-бланочной продукцией (АБП) (не менее 100 %);
количество тем, решаемых в рамках НИР (до 5 ед.);
доля школьных автобусов, оснащенных навигационными системами
(до 100 %);
доля общеобразовательных учреждений, использующих систему IP-телефонии (до 100 %);
доля расходов бюджета на реконструкцию и строительство областных объектов образования в общем объеме инвестиций на отрасль "Образование" (до 31, 4%);
доля общеобразовательных учреждений, реализующих военно-спортивный профиль на старшей ступени обучения (до 7,5 %);
количество государственных объектов образования, планируемых к вводу в эксплуатацию (в соответствии с адресной инвестиционной программой Тверской области на соответствующий год);
количество объектов дошкольного образования, планируемых к вводу в эксплуатацию (в соответствии с адресной инвестиционной программой Тверской области на соответствующий год);
доля базовых общеобразовательных учреждений, в которых созданы условия для совместного обучения детей-инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития (до 50 %);
количество строящихся объектов образования (в соответствии с адресной инвестиционной программой Тверской области на соответствующий год); количество региональных стажировочных площадок (не менее 1).
Задача 3. Поддержка некоммерческих организаций, расположенных на территории Тверской области
В рамках реализации задачи предусматривается:
предоставление субсидий некоммерческим организациям;
предоставление субсидий юридическим лицам, являющимися некоммерческими организациями, оказывающим услуги в сфере образования, на организацию горячего питания для обучающихся;
предоставление субсидий юридическим лицам, являющимся негосударственным некоммерческим организациям, на реализацию целевых социальных программ в сфере образования.
Показатели достижения задачи 3:
доля учащихся негосударственных общеобразовательных учреждений от числа учащихся дневных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (0,9 %).
Показатели достижения мероприятий задачи 3:
средний размер субсидирования в расчете на 1 обучающегося в негосударственных общеобразовательных учреждениях (не менее 32 434 руб.);
количество учащихся лицея - интерната для одаренных детей (2009-2014 гг. - 20 чел.);
доля учащихся негосударственных общеобразовательных учреждений, получающих горячее питание, от числа учащихся дневных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, получающих горячее питание (0,9 %);
количество негосударственных некоммерческих организаций, получивших грантовую поддержку для реализации целевых социальных программ в сфере образования (не менее 1 ед.).
Задача 4. Развитие вариативных форм подготовки профессиональных кадров для обеспечения потребности регионального рынка труда
В рамках реализации задачи предусматривается:
выплата целевых стипендий студентам Тверского государственного университета, обучающимся по целевому набору;
научно-методическое сопровождение инновационной деятельности системы профессионального образования;
содействие в создании условий подготовки специалистов для экономики и социальной сферы региона.
Показатели достижения задачи 4:
доля обучающихся в учреждениях профессионального образования, воспользовавшихся вариативными формами подготовки профессиональных кадров, от числа обратившихся за ними (100 %);
число учреждений профессионального образования Тверской области, изменивших статус, выполняющих специальные функции (автономные учреждения, региональные ресурсные центры, центры сертификации профессиональных квалификаций) (до 10 ед.).
Показатели достижения мероприятий задачи 4:
доля специалистов, окончивших обучение по целевому набору, пришедших на работу в муниципальное образование в соответствии с условиями договора (до 95 %);
число учреждений профессионального образования Тверской области, реализующие программы развития (до 50 ед.);
количество студентов Тверского государственного университета, обучающихся по целевому набору по направлениям муниципальных районов и городских округов Тверской области (38 чел.);
количество социально значимых объектов федеральных образовательных учреждений, в оснащении которых принимает участие тверской регион (2011 год - 1 ед.).
Задача 5. Развитие краеведческого образования и формирование православной культуры обучающихся Тверской области
В рамках реализации задачи предусматривается:
проведение региональных мероприятий с обучающимися по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию и краеведческому образованию;
научно-методическое сопровождение деятельности по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию и краеведческому образованию;
информационное сопровождение результатов реализации региональной образовательной политики, мероприятий в сфере духовно-нравственного воспитания.
Показатели достижения задачи 5:
охват учащихся и студентов организованными формами духовно-нравственного воспитания (не менее 20 %);
доля общеобразовательных учреждений Тверской области, реализующих систему мероприятий краеведческой направленности (до 35 %).
Показатели достижения мероприятий задачи 5:
доля учащихся, принявших участие в региональных мероприятиях (конкурсах, смотрах, фестивалях и т.п.) по духовно-нравственному воспитанию и краеведческому образованию (не менее 1 %);
количество общеобразовательных учреждений, имеющих школьные краеведческие музеи (до 200 ед.);
доля учителей общеобразовательных учреждений, повысивших квалификацию по вопросам преподавания предметов духовно-нравственной и краеведческой направленности (ежегодно не менее 6 %);
обеспеченность базовых общеобразовательных учреждений учебно-методическими материалами краеведческой направленности (до 100 %).
Задача 6. Информационное сопровождение деятельности и реализации региональной политики в сфере "Образование"
В рамках реализации задачи предусматривается:
проведение мероприятий по краеведческому образованию и просвещению с обучающимися Тверской области;
управление процессами краеведческого образования обучающихся и научно-методическое сопровождение деятельности;
реализация проекта информационного сопровождения развития образования Тверской области "ПроЗнание";
разработка и публикация материалов о результатах деятельности по отрасли "Образование".
Показатели достижения задачи 6:
количество публикаций в информационных источниках об образовании в Тверской области (до 700 публикаций);
количество просмотров информации по вопросам реализации региональной образовательной политики, размещенной на сайте Министерства образования Тверской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (до 8 000 в год).
Показатели достижения мероприятий задачи 6:
доля публикаций в информационных источниках по вопросам развития образования Тверской области от общего количества публикаций об образовании в Тверской области (до 10%);
количество мероприятий с участием общественности, на которых рассмотрены вопросы реализации ДЦП (не менее 4);
количество опубликованных докладов, изданных буклетов о результатах деятельности по отрасли "Образование" (ежегодно не менее одного издания).
Перечень мероприятий ДЦП
Перечень мероприятий ДЦП предусматривает решение задач и их финансовое обеспечение за счет средств областного бюджета Тверской области (приложение 1 к настоящей ДЦП).
Задача 1. Стимулирование инновационной деятельности педагогических работников и образовательных учреждений Тверской области; поддержка и развитие творческих способностей и учебно-исследовательских умений учащихся и студентов
1.1. Организация и проведение не менее 5 научно-практических конференций совместно с федеральными, государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями.
Для привлечения к исследовательскому поиску талантливой молодежи, обеспечения преемственности участия в научных разработках, усиления притока молодых кадров в научную сферу планируется проведение фестиваля науки, охватывающего аудиторию от школьников и студентов до исполнителей научных разработок предприятий и научных учреждений.
1.2. Создание условий для участия учащихся во всероссийских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях с целью развития творческих способностей детей и подростков.
В рамках ДЦП запланирована поддержка способной, талантливой молодежи через финансирование участия победителей областных предметных олимпиад, спортивных мероприятий в последующих этапах всероссийских олимпиад, соревнованиях, слетах, конкурсах. Расходы планируются согласно сметам, утверждаемым Министерством образования Тверской области, и в соответствии с положениями о проведении соответствующих мероприятий.
1.3. Поощрение инновационной деятельности, направленной на развитие образования Тверской области.
Развитие системы образования региона стимулирует инновационные процессы. С целью поддержки "точек роста" системы образования определена система поощрения за инновационные разработки, направленные на развитие системы образования и экономики Тверской области, как логическое продолжение выплаты грантов Тверской области в сфере "Образование".
Проведение конкурсных отборов получателей поощрений и порядок выплаты поощрений победителям утверждаются нормативным правовым актом Правительства Тверской области.
В рамках данной ДЦП выделяются финансовые средства для поощрения инновационной деятельности образовательных учреждений, талантливой молодежи Тверской области, руководителей (менеджеров) образовательных учреждений, педагогических работников и аспирантов за разработку и внедрение инновационных программ и проектов, направленных на развитие экономики и образования Тверской области; проведение экспертизы конкурсных работ (оплата труда экспертов), торжественной церемонии награждения победителей конкурса (постановление Администрации Тверской области от 14.10.2008 N 372-па) в целях распространения инновационного опыта в системе образования Тверской области, сметы которых утверждаются Министерством образования Тверской области.
1.4. Организация и проведение общерегиональных мероприятий с участием педагогической общественности в рамках развития инновационной активности участников образовательного процесса.
С целью распространения передового опыта по внедрению новых образовательных технологий, программ и проектов в образовательный процесс, стимулирования мотивации педагогов к повышению уровня профессионализма предусмотрены финансовые средства на организацию и проведение конференций, смотров и конкурсов инновационных программ и проектов.
План мероприятий с участием педагогической общественности в рамках развития инновационной активности участников образовательного процесса утверждается приказом Министерства образования Тверской области. Сметы мероприятий составляются исполнителями и утверждаются Министром образования Тверской области.
1.5. Поддержка Губернаторского хора "Благовест".
В соответствии с распоряжением Администрации Тверской области от 16.12.2003 N 869-ра "О Губернаторском хоре "Благовест", в целях возрождения духовности и повышения уровня музыкально-эстетической культуры населения, популяризации лучших образцов отечественной и зарубежной музыкально-хоровой классики, произведений современных авторов, народного творчества ДЦП выделяются средства на оказание поддержки Губернаторскому хору "Благовест". Запланированные в ДЦП средства на оказание поддержки Губернаторскому хору "Благовест" будут направлены Тверскому педагогическому колледжу на организацию концертной деятельности вышеназванного творческого хорового коллектива.
1.6. Выплаты региональных и губернаторских стипендий.
Стимулирование творческой активности талантливой молодежи, студентов и аспирантов в соответствии с постановлениями Администрации Тверской области от 29.12.2007 N 400-па "Об учреждении специальных стипендий Губернатора Тверской области студентам и аспирантам, региональных стипендий имени выдающихся российских государственных и научных деятелей студентам государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся на территории Тверской области", от 01.10.2009 N 420-па "Об учреждении региональной премии имени Б.Н. Полевого студентам филологического факультета государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тверской государственный университет", распоряжением Администрации Тверской области от 21.10.2003 N 702-ра "О специальной именной стипендии Губернатора Тверской области учащемуся Московской государственной академии хореографии Белякову Артемию Сергеевичу", постановлением Правительства Тверской области от 13.09.2011 N 41-пп "Об учреждении дополнительных стипендий Губернатора Тверской области студентам государственных учреждений высшего профессионального образования, находящихся на территории Тверской области, набравшим высокие баллы по результатам единого государственного экзамена".
Задача 2. Обеспечение государственных гарантий в системе образования Тверской области
2.1. Разработка и издание учебно-методического комплекта (УМК) по проблематике Великой Отечественной войны для учащихся старших классов.
2.2. Приобретение учебников для библиотек муниципальных общеобразовательных учреждений.
Настоящей ДЦП планируется выделение финансовых средств на обновление фондов учебной литературы библиотек муниципальных общеобразовательных учреждений.
Закупка школьных учебников производится централизованно на конкурсной основе крупными тиражами по ценам производителя. Эти меры значительно снижают стоимость учебника, позволяют приобрести большее количество учебников на выделяемые средства.
Ежегодное обновление школьных библиотечных фондов за счет средств областного бюджета Тверской области составляет 12 %.
Для упорядочения заказа учебной литературы в Тверской области создан региональный совет, который ежегодно формирует региональный перечень учебников в соответствии с принципом преемственности и совместимости с ранее закупленной учебной литературой.
Распределение учебников муниципальным образованиям Тверской области осуществляется пропорционально числу учащихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях.
2.3. Приобретение аттестационно-бланочной продукции для образовательных учреждений основного общего, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования, золотых и серебряных медалей.
Для обеспечения образовательных учреждений основного общего, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования аттестационно-бланочной продукцией, золотыми и серебряными медалями в ДЦП предусматриваются средства для приобретения аттестационно-бланочной продукции и медалей, оплаты исполнительного листа (в 2011 году).
Определение поставщика товара определяется на конкурсной основе в соответствии с установленной процедурой.
2.4. Осуществление научно-исследовательских работ, направленных на развитие системы образования Тверской области, сопровождение процессов модернизации всех уровней образования.
Система образования региона находится в состоянии интенсивного развития. Поэтому ДЦП предусматриваются финансовые средства на проведение научно-исследовательских работ, направленных на разработку инструментария, осуществление мониторинга процессов ее развития.
Определение исполнителей услуг осуществляется в соответствии с процедурой, установленной Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных муниципальных нужд".
2.5. Развитие материально-технической, научно-методической и учебно-лабораторной базы учреждений образования Тверской области, включая организацию обучения детей-инвалидов, в том числе ремонт помещений для создания центров дистанционного образования детей-инвалидов.
С целью создания современных условий предоставления образовательной услуги необходимо продолжить реализацию мероприятий по улучшению материально-технической базы учреждений образования до уровня требований к оснащению современного образовательного процесса. Планируется приобретение учебно-лабораторного, компьютерного оборудования для общеобразовательных школ Тверской области, создание условий для организации обучения детей-инвалидов, организации отдыха и оздоровления детей и подростков. Финансирование данных направлений деятельности является обязательством Тверской области, обозначенным в соглашениях с Министерством образования и науки Российской Федерации о взаимодействии по реализации приоритетного национального проекта "Образование", с Федеральным агентством по образованию о предоставлении субсидии на внедрение комплексного проекта модернизации образования и направлено на исполнение поручения Президента Российской Федерации от 16.05.2011 N Пр-1365.
В 2010 году в рамках выделенных средств планируется разработка концепции и структурно-функциональной модели организации дистанционного обучения детей-инвалидов Тверской области (2 000 тыс. руб.), прокладка оптико-волоконной системы связи с установкой конечного оборудования на дому у детей-инвалидов и учителей (1 500 тыс. руб.), ремонт помещений для создания центров дистанционного образования для детей-инвалидов (2 300 тыс. руб.), приобретение сетевого оборудования и мебели (200 тыс. руб.), оплата трафика информационно-коммуникационной сети Интернет (далее - Интернет) для детей-инвалидов, учителей, центров дистанционного образования (3 000 тыс. руб.), повышение квалификации работников системы образования Тверской области, обеспечивающих реализацию проекта "Дистанционное обучение детей-инвалидов Тверской области"(2 000 тыс. руб.).
В 2010 году для обеспечения безопасности перевозок учащихся к месту обучения предусматривается оснащение школьных автобусов навигационными системами ГЛОНАСС (2 500 тыс. руб.), для совершенствования средств коммуникаций - закупка оборудования IP-телефонии (792 тыс. руб.).
В 2011 году планируется подключение рабочих мест, расположенных на дому у детей-инвалидов реестра 2011 года и учителей, к Интернет (2 000 тыс. руб.), оплата трафика Интернет для участников проекта, приобретение и установка оборудования для подключения рабочих мест детей-инвалидов, учителей в виртуальную ведомственную сеть (4 320,2 тыс. руб.), методическое и организационно-техническое сопровождение проекта (200 тыс. руб.), повышение квалификации участников проекта (2 671,8 тыс. руб.). В рамках реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" с целью введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования предусматривается приобретение учебно-лабораторного оборудования, мебели для начальных классов базовых школ (19900 тыс. руб.).
В 2011 году выделены средства на оснащение школьных автобусов навигационными системами ГЛОНАСС (1 700 тыс. руб.), закупку оборудования IP телефонии (2 105 тыс. руб.).
В 2011-2012 годах для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках участия в государственной программе "Доступная среда на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 N 175, планируется создание в муниципальных общеобразовательных учреждениях Тверской области условий для совместного обучения детей-инвалидов и лиц, не имеющих нарушений в развитии. Для этого предусмотрено выделение из областного бюджета Тверской области в 2011 году 9 650,7 тыс. руб., в 2012 году - 10 531,1 тыс. руб. на обеспечение доли софинансирования вышеуказанной программы в соответствии с соглашениями, заключенными между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Тверской области. Вышеуказанные средства будут направлены муниципальным образованиям Тверской области для создания в общеобразовательных учреждениях универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов, оснащения общеобразовательных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом. Перечень муниципальных образований-получателей средств утверждается приказом Министерства образования Тверской области.
Основанием для выделения субсидий муниципальным образованиям является соглашение между Министерством образования Тверской области и муниципальным образованием-получателем субсидии. Главный распорядитель бюджетных средств - Министерство образования Тверской области - на основании соглашений, заключенных с муниципальными образованиями-получателями субсидий, представляет в Министерство финансов Тверской области платежные документы на перечисление средств областного бюджета Тверской области на счета муниципальных образований-получателей субсидии.
Муниципальные образования - получатели субсидии несут ответственность за целевое и эффективное использование средств субсидий.
Изменения в абзац десятый пункта 2.5 раздела V вступают в силу согласно статье 2
В 2012 году планируется оплата трафика Интернет для участников проекта "Дистанционное образование детей-инвалидов, подключение к сети Интернет рабочих мест детей-инвалидов" (8 583,5 тыс. руб.), методическое и организационно-техническое сопровождение проекта (400 тыс. руб.), повышение квалификации участников проекта (887,5 тыс. руб.). Кроме того, предусматриваются средства в объеме 1 516 тыс. руб. на развитие инфраструктуры учреждений образования, обеспечивающей реализацию образовательных программ и развитие творческих способностей учащихся, (на приобретение оборудования, инвентаря, мебели, технических и развивающих средств - 1 195 тыс. руб.) и повышение квалификации (проведение семинаров - 321 тыс. руб.); для организации стажировочной площадки в рамках реализации направления "Распространение моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни", обозначенного Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 61 (1 700 тыс. руб.); на приобретение автотранспорта для организации подвоза обучающихся к месту обучения и обратно для учреждений образования, расположенных на территории Тверской области.
2.6. Капитальное строительство и реконструкция объектов образования, расположенных на территории Тверской области, осуществляемые в рамках адресной инвестиционной программы Тверской области.
С целью создания современных безопасных условий предоставления образовательной услуги, совершенствованию организации питания обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях Тверской области необходимо осуществление мероприятий по капитальному строительству и реконструкции объектов образования.
В 2010 году предусмотрены средства на реконструкцию котельной государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - Кувшиновской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат, строительство автоматизированной блочно-модульной котельной государственного образовательного учреждения начального профессионального образования (ГОУ НПО) "Профессиональное училище N 23" в г. Вышний Волочек", что обеспечит охрану жизни и здоровья обучающихся, создаст безопасные, отвечающие современным требованиям условия к организации образовательного процесса. Для реализации экспериментального проекта по обеспечению обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях Тверской области горячим питанием в соответствии с требованиями санитарных правил и норм предусмотрено проведение проектно-изыскательских работ (ПИР) по объекту "Комбинат школьного питания в г. Тверь".
В 2011 году предполагается продолжить реконструкцию котельной государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - Кувшиновской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат, строительство автоматизированной блочно-модульной котельной государственного образовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональное училище N 23" в г. Вышний Волочек", строительство (в том числе ПИР 2 303,5 тыс. руб.) объекта "Комбинат школьного питания в г. Тверь". Кроме того, выделены средства на строительство и реконструкцию объектов муниципальной собственности, осуществляемых Министерством строительства Тверской области:
реконструкция Кесовогорской общеобразовательной школы корпус 1 (ПИР);
школа на 108 учащихся в д. Святое Осташковского района;
дошкольное образовательное учреждение на 220 мест с бассейном г. Тверь;
детский сад на 135 мест г.Торжок;
детский сад на 90 мест, с. Бурашево Калининского района.
В 2012 году планируется выполнение работ по реконструкции котельной с переводом на газовое топливо, реконструкции зданий государственного учреждения дополнительного образования "Областной детский оздоровительно-образовательный лагерь "Бригантина" Кимрский район (ПИР), по реконструкции котельной государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - "Кувшиновская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат", в том числе погашение кредиторской задолженности, строительство автоматизированной блочно-модульной котельной государственного образовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональное училище N 23" в г. Вышний Волочек, в том числе погашение кредиторской задолженности. Кроме того, выделены средства на строительство и реконструкцию объектов муниципальной собственности, осуществляемые Министерством строительства Тверской области.
Абзацы одиннадцатый - тринадцатый утратили силу;
Таблица 1 (тыс. руб.)
Наименование объекта образования |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Объекты государственной собственности |
27 484,7 |
13 832,8 |
6 553,0 |
32 532,8 |
- |
Реконструкция котельной школы-интернат в г. Кувшиново |
7 100,0 |
11 409,3 |
350,0 |
|
|
Автоматизированная блочно-модульная котельная (ГОУ "Профессиональное училище N 23") г. Вышний Волочек |
11 384,7 |
120,0 |
203 |
- |
- |
Комбинат школьного питания в г.Тверь |
9 000,0 |
2 303,5 |
- |
- |
- |
Реконструкция КНС и внутриплощадочных инженерных сетей ГБОУ дополнительного образования "Областной детский оздоровительно-образовательный лагерь "Бригантина" Кимрского района Тверской области |
|
|
2500 |
32 532,8 |
|
Строительство блочной газовой котельной с инженерными сетями к ней ГБОУ дополнительного образования "Областной детский оздоровительно-образовательный лагерь "Бригантина" Кимрского района Тверской области |
|
|
3500 |
|
|
Объекты муниципальной собственности |
- |
27 287,7 |
200 310,1 |
48 067,0 |
- |
2.7. Проведение мероприятий по развитию кадетского движения в образовательных учреждениях в Тверской области.
С целью создания условий для развития форм профильного обучения учащихся старшей ступени обучения общеобразовательных учреждений предусмотрено проведение мероприятий по развитию кадетского движения в образовательных учреждениях в Тверской области. Проведение мероприятий по развитию кадетского движения в образовательных учреждениях осуществляется в соответствии с планом проведения мероприятий, направленных на развитие кадетского движения в Тверской области, ежегодно утверждаемым приказом Министерства образования Тверской области.
Задача 3. Поддержка некоммерческих организаций, расположенных на территории Тверской области.
3.1. Предоставление субсидий некоммерческим организациям
Поддержка негосударственных образовательных учреждений в 2009-2014 годах направлена на создание условий диверсификации образования (развития вариативных форм предоставления образовательных услуг) в соответствии с индивидуальными потребностями населения Тверской области, повышение удовлетворенности потребителей образовательной услуги качеством образования.
В рамках реализации мероприятия предусматриваются бюджетные ассигнования в форме субсидий некоммерческим организациям, не являющимися автономными и бюджетными учреждениями, на образовательную деятельность, в том числе на поддержку одаренных учащихся из районных центров и сельской местности Тверской области, в получении образования повышенного уровня, некоммерческим организациям, расположенным на территории Тверской области, имеющим лицензию на право ведения образовательной деятельности и государственную аккредитацию. Субсидии на реализацию социального заказа в форме государственного задания, ежегодно формируемого Министерством образования Тверской области до 1 декабря предшествующего года, предоставляются некоммерческим организациям (в тыс. руб.):
Таблица 2
N п/п |
Наименование учреждения |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
I группа - образовательные учреждения, реализующие государственный образовательный стандарт | |||||||
1 |
Негосударственное общеобразовательное учреждение Городенская православная гимназия |
2769,5 |
2998,5 |
4137,7 |
5 202,3 |
4583,3 |
4583,3 |
2 |
Негосударственное образовательное учреждение "Тверская епархиальная православная средняя общеобразовательная школа во имя свт. Тихона Задонского" |
3183,3 |
3864,5 |
4937,2 |
6 617,4 |
5864,6 |
5864,6 |
3 |
Негосударственное общеобразовательное учреждение - Православная средняя общеобразовательная школа Преподобного Сергия Радонежского при храме Успения Пресвятой Богородицы, г. Вышний Волочек |
1330,5 |
984 |
1527,3 |
1 959,7 |
1747,3 |
1747,3 |
4 |
Негосударственное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная А - школа" |
1325,3 |
1909,8 |
2348,7 |
3 172,6 |
2478,5 |
2478,5 |
5 |
Частное учреждение среднего (полного) общего образования школа "AL" |
1197,1 |
1402,5 |
2400,7 |
3 564,6 |
2898,1 |
2898,1 |
6 |
Негосударственное образовательное учреждение Общеобразовательный лицей "Довузовский комплекс ТвГУ" |
11545,7 |
11030,1 |
14001,3 |
16 866,1 |
15413,5 |
15413,5 |
|
в том числе лицей-интернат для одаренных учащихся Тверской области |
2 479,1 |
2 479,1 |
3358,8 |
3 525,7 |
3427,9 |
3427,9 |
7 |
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Высшая школа предпринимательства" |
1220,8 |
834,2 |
785,5 |
1 313,6 |
1169,4 |
1169,4 |
8 |
Негосударственное образовательное учреждение "Торопецкая гимназия имени Патриарха Тихона" |
|
|
482,1 |
1 372,8 |
1201,8 |
1201,8 |
9 |
Лицей N 35 ОАО РЖД, г. Ржев |
|
|
|
7 314,5 |
|
|
II группа - образовательное дошкольное учреждение, осуществляющее духовно-нравственное воспитание детей и социально значимую деятельность, соответствующую основным направлениям развития образования Тверской области | |||||||
1 |
Негосударственное образовательное дошкольное учреждение "Тверской православный детский сад Святой Анны Кашинской" |
1544 |
1574,9 |
1667,9 |
1824,6 |
1824,6 |
1824,6 |
III группа - образовательное учреждение дополнительного образования детей и подростков, осуществляющее духовно-нравственное воспитание детей и социально значимую деятельность, соответствующую основным направлениям развития образования Тверской области | |||||||
1 |
Некоммерческое партнерство "Детская школа хорового пения" |
1240 |
1264,8 |
1339,4 |
1465,4 |
1465,4 |
1465,4 |
Условиями выделения субсидий в текущем финансовом году является предоставление указанными учреждениями в срок до 15 декабря предшествующего года:
программы развития некоммерческой организации (далее - Программы развития) на последующие три года, разработанной по форме и в соответствии с показателями, утвержденными приказом Министерства образования Тверской области, согласованной с Министерством образования Тверской области;
отчета о реализации Программы развития за прошедший год, составленного по форме, утвержденной приказом Министерства образования Тверской области.
После выполнения условий получателями главный распорядитель бюджетных средств - Министерство образования Тверской области - на основании договоров, заключенных с указанными учреждениями, в соответствии со сметами, согласованными с Министерством образования Тверской области, принимает решение о расходовании средств областного бюджета Тверской области на предоставление получателям субсидий в пределах средств ДЦП и осуществляет их расходование, для чего представляет в Министерство финансов Тверской области платежные документы на перечисление средств областного бюджета Тверской области на счета некоммерческих организаций с учетом сводной бюджетной росписи и предельных объемов финансирования.
Предоставление субсидий за счет средств ДЦП осуществляется ежеквартально. Отчет об использовании субсидий некоммерческой организацией предоставляется ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, по форме, утвержденной приказом Министерства образования Тверской области.
Получатели несут ответственность за целевое и эффективное использование средств ДЦП, достоверность информации и отчетов, представляемых в Министерство образования Тверской области.
В случае непредставления получателем установленных отчетных документов в установленные сроки или выявления нарушений условий предоставления субсидий получателем субсидий, их предоставление приостанавливается до выполнения обозначенных условий.
Итоговый отчет представляется получателями по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, в срок до 15 января года, следующего за отчетным.
Отчет об исполнении государственного задания представляется ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, по форме, утвержденной постановлениями Администрации Тверской области от 14.05.2008 N 125-па "О формировании финансового обеспечения государственного задания", от 07.04.2011 N 141-па "Об утверждении порядка формирования государственных заданий в отношении государственных учреждений Тверской области и финансового обеспечения выполнения государственных заданий и порядка определения объема и условия предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных услуг (выполнением работ) в соответствии с государственными заданиями, и на иные цели и о внесении изменений и признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации Тверской области".
3.2. Предоставление субсидий юридическим лицам, являющимся негосударственными некоммерческими организациями, оказывающим услуги в сфере образования, на организацию горячего питания для обучающихся.
Субсидии юридическим лицам, являющимися негосударственными некоммерческими организациями, оказывающим услуги в сфере образования (далее - субсидии), предоставляются на организацию горячего питания обучающихся 1-4 классов вышеуказанных организаций на условиях паритетного софинансирования в 2010 году из расчета 10 рублей, в 2011-2014 годах из расчета 15 рублей на одного учащегося.
Условиями выделения субсидий в текущем финансовом году является представление указанными учреждениями:
Таблица 3
(тыс. руб.)
N п/п |
Наименование учреждения |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
1 |
Негосударственное общеобразовательное учреждение Городенская православная гимназия |
|
90,1 |
132,6 |
119,9 |
119,9 |
119,9 |
2 |
Негосударственное образовательное учреждение "Тверская епархиальная православная средняя общеобразовательная школа во имя свт. Тихона Задонского" |
|
151,3 |
252,5 |
242,3 |
242,3 |
242,3 |
3 |
Негосударственное общеобразовательное учреждение - Православная средняя общеобразовательная школа Преподобного Сергия Радонежского при храме Успения Пресвятой Богородицы г. Вышний Волочек |
|
68 |
99,4 |
91,8 |
91,8 |
91,8 |
4 |
Негосударственное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная А - школа" |
|
40,8 |
63,8 |
58,7 |
58,7 |
58,7 |
5 |
Частное учреждение среднего (полного) общего образования школа "AL" |
|
74,8 |
142,8 |
140,3 |
140,3 |
140,3 |
6 |
Лицей N 35 ОАО РЖД г. Ржев |
|
75 |
270,3 |
280,4 |
280,4 |
280,4 |
7 |
Негосударственное образовательное учреждение "Торопецкая гимназия имени Патриарха Тихона" |
|
|
33,2 |
61,2 |
61,2 |
61,2 |
1) в срок до 15 декабря предшествующего года:
программы развития некоммерческой организации (далее - Программы развития) с разделом "Организация питания учащихся" (далее - раздел Программы развития) на последующие три года, разработанной по форме и в соответствии с показателями, утвержденными приказом Министерства а образования Тверской области, согласованной с Министерством образования Тверской области;
заверенной учредителем выписки из сметы расходов некоммерческой организации, подтверждающей наличие софинансирования организации на обеспечение горячего питания учащихся начальных классов;
2) обеспечение некоммерческой организацией долевого участия в финансировании организации горячего питания учащихся начальных классов в объеме не менее утвержденного настоящей ДЦП размера субсидии некоммерческой организации.
После выполнения условий получателями главный распорядитель бюджетных средств - Министерство образования Тверской области - на основании договоров, заключенных с указанными учреждениями, в соответствии со сметами, согласованными с Министерством образования Тверской области, принимает решение о расходовании средств областного бюджета Тверской области на предоставление получателям субсидий в пределах средств ДЦП и осуществляет их расходование, для чего представляет в Министерство финансов Тверской области платежные документы на перечисление средств областного бюджета Тверской области на счета некоммерческих организаций с учетом сводной бюджетной росписи и предельных объемов финансирования.
Предоставление субсидий производится исходя из фактического финансирования расходов на организацию горячего питания учащихся начальных классов негосударственной некоммерческой организацией, но не более утвержденного настоящей ДЦП размера субсидии некоммерческой организации.
Предоставление субсидий за счет средств ДЦП осуществляется ежеквартально. Отчет об использовании субсидий негосударственной некоммерческой организацией представляется ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, по форме, утвержденной приказом Министерства образования Тверской области.
Получатели несут ответственность за целевое и эффективное использование средств субсидий, достоверность информации и отчетов, представляемых в Министерство образования Тверской области.
В случае непредставления получателем установленных отчетных документов в установленные сроки или выявления нарушений условий предоставления субсидий получателем субсидий, их предоставление приостанавливается до выполнения обозначенных условий.
3.3. Предоставление субсидий юридическим лицам, являющимся негосударственными некоммерческими организациями, на реализацию целевых социальных программ (целевых социальных проектов) в сфере образования, начиная с 2011 года осуществляется в соответствии с Положением о предоставлении субсидий юридическим лицам, являющимся негосударственными некоммерческими организациями, на реализацию целевых социальных программ (социальных проектов), утвержденным постановлением Администрации Тверской области от 26.06.2007 N 200-па "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий юридическим лицам, являющимся некоммерческими организациями, на реализацию целевых социальных программ (социальных проектов)".
Задача 4. Развитие вариативных форм подготовки профессиональных кадров для обеспечения потребности рынка труда региона
4.1. Выплата целевых стипендий студентам Тверского государственного университета, обучающимся по целевому набору, осуществляемому в целях обеспечения потребности муниципальных бюджетных учреждений в специалистах с высшим профессиональным образованием.
Для преодоления дефицита квалифицированных кадров, в том числе в системе регионального образования, в ДЦП предусмотрены средства на выплату целевых стипендий студентам, обучающимся по направлениям муниципальных районов и городских округов в Тверском государственном университете. В соответствии с договорами вузам перечисляются средства для выплаты студентам, обучающимся по целевому набору, ежемесячных целевых стипендий в течение периода обучения, но не более 5 лет.
4.2. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности системы профессионального образования.
Перечень мероприятий по решению данной задачи предусматривает совершенствование системы профессионального образования, проведение семинаров, научно-исследовательских работ, направленных на разработку инструментария, осуществление мониторинга процессов развития системы начального и среднего профессионального образования, оказание консультационных и экспертных услуг.
4.3 Содействие в создании условий подготовки специалистов для экономики и социальной сферы региона.
Для осуществления государственной поддержки подготовки специалистов для отраслей экономики и социальной сферы региона, прибывших на обучение в Тверской государственный университет из городов и районов Тверской области, для привлечения высококвалифицированных преподавательских кадров из других регионов в 2011 году предусмотрено приобретение цельнометаллической чаши и системы водоподготовки (далее - объекта), включая монтаж и наладку объекта, для бассейна при Тверском государственном университете с последующей передачей государственного имущества в безвозмездное пользование Тверскому государственному университету по решению Правительства Тверской области.
Задача 5. Развитие краеведческого образования и формирование православной культуры обучающихся Тверской области
Предлагаемые мероприятия
позволят перейти от имеющейся в настоящее время возможности изучения духовно-нравственной культуры общества, в том числе религиозной, к системному приобщению учащихся к духовно-нравственным ценностям и традициям своей семьи, народа в общедоступной государственно-общественной (светской) школе;
повысят интерес к изучению географии и истории своей местности; охране и восстановлению культурного наследия тверской земли; приумножению культурных богатств края; обеспечат формирование реалистического представления о природных и исторических истоках национального своеобразия народов тверского края.
С целью сохранения и приумножения нравственных, культурных, научных, исторических, географических, экологических ценностей общества; распространения знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня; формирования гражданской позиции личности, ее патриотической ориентации; сохранения принципа исторической преемственности поколений; воспитания бережного отношения к историческому наследию народов России и тверского края; воспитания патриотов России, граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость, планируется мероприятие ДЦП:
Таблица 4
(тыс. руб.)
N п/п |
Мероприятие |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
5.1 |
Проведение региональных мероприятий с обучающимися по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию и краеведческому образованию |
|
1030,0 |
470,0 |
470,0 |
470,0 |
470,0 |
5.1.1 |
Реализация мероприятий "Православная культура глазами детей"(литературно-художественное творчество и др.) |
|
70,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5.1.2 |
Проведение творческих конкурсов, посвященных личностям святого благоверного князя Михаила Тверского и святой благоверной княгини Анны Кашинской, викторин краеведческой направленности |
|
75,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
5.1.3 |
Проведение мини-фестиваля школьных любительских кинофильмов "Герой нашего времени" |
|
200,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5.1.4 |
Проведение уроков милосердия в учреждениях общего, начального и среднего профессионального и дополнительного образования |
|
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
5.1.5 |
Проведение фестиваля социально значимых проектов "Диалог культур"на базе государственного учреждения дополнительного образования детей "Центр технического творчества начального профессионального образования Тверской области" |
|
300,0 |
200,0 |
0 |
0 |
0 |
5.1.6 |
Проведение спортивного праздника, смотра-конкурса деятельности школьных спортивных клубов, иных спортивных мероприятий на базе государственного учреждения дополнительного образования детей "Областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва" |
|
80,0 |
0 |
120,0 |
120,0 |
120,0 |
5.1.7 |
Проведение конкурса учебных исследований "Мой дед/ бабушка (прадед, сосед _) - участник войны"с представлением результатов социальных исследований учащихся и студентов о родственниках и знакомых, принимавших участие в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. |
|
50,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5.1.8 |
Проведение конкурса "Перевод отрывка произведения известного русского писателя (поэта) на родной язык" |
|
10,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5.1.9 |
Проведение туристического слета обучающихся в Тверской области на базе государственного учреждения дополнительного образования детей "Тверская областная станция юных туристов" |
|
90,0 |
90,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
5.1.10 |
Проведение конкурса, посвященного творчеству С.Я. Лемешева |
|
5,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5.1.11 |
Проведение смотра - конкурса школьных краеведческих музеев на базе государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Тверская Областная станция юных туристов" |
|
150,0 |
150,0 |
120,0 |
120,0 |
120,0 |
5.1.12 |
Проведение смотра - конкурса социально-культурных центров базовых школ Тверской области на базе государственного образовательного учреждения "Тверской областной институт усовершенствования учителей" |
|
0 |
0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
В ДЦП предусмотрена поэтапная реализация мероприятия, предусматривающего систему мер по
подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов различного уровня (представителей органов исполнительной власти, практических работников образования) в вопросах духовно-нравственного воспитания и краеведческого образования, способных эффективно, на уровне современных требований к организации образовательного процесса решать задачи духовно-нравственного воспитания молодых граждан Тверской области:
обновлению педагогических техник, методик обучения и воспитания, стимулированию творческой активности педагогов в разработке и систематизации методических материалов краеведческой направленности:
Таблица 5
(тыс. руб.)
N п/п |
Мероприятие |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
5.2 |
Научно-методическое сопровождение деятельности по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию и краеведческому образованию |
|
1320,0 |
80,0 |
80,0 |
80,0 |
80,0 |
5.2.1 |
Разработка, издание методических рекомендаций для учителей, ведущих курс "Основы религиозных культур и светской этики", учебно-развивающих материалов по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию и краеведческому образованию на базе государственного образовательного учреждения "Тверской областной институт усовершенствования учителей" |
|
260,0 |
46,0 |
46,0 |
46,0 |
46,0 |
5.2.2 |
Проведение региональных совещаний, круглых столов и дискуссионных встреч, мастер-классов по вопросам инновационной деятельности, духовно-нравственного, патриотического воспитания в урочное и внеурочное время в регионе, апробации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"среди педагогических работников на базе государственного образовательного учреждения "Тверской областной институт усовершенствования учителей" |
|
340,0 |
34,0 |
34,0 |
34,0 |
34,0 |
5.2.3 |
Разработка и введение модуля "Преподавание русского языка как неродного"в курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы на базе государственного образовательного учреждения "Тверской областной институт усовершенствования учителей" |
|
50,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5.2.4 |
Разработка, издание буклета, методических рекомендаций о проведении образовательно-просветительского маршрута "Святыни тверской земли", буклета "Знаменательные места Тверской области"как раздаточного и презентационного материала при изучении вопросов краеведения |
|
670,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Сметы на проведение мероприятий составляются исполнителями в соответствии с нормами расходов, утвержденными приказами Министерства образования Тверской области, и утверждаются Министром образования Тверской области в пределах доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств.
В 2010 году предусмотрено информационное сопровождение результатов реализации региональной образовательной политики, мероприятий в сфере духовно-нравственного воспитания.
Задача 6. Информационное сопровождение деятельности и реализации региональной политики в сфере "Образование"
6.1. Реализация проекта информационного сопровождения развития образования Тверской области "ПроЗнание".
Проект информационного сопровождения процессов развития образования Тверской области "ПроЗнание"осуществляется с целью
профессионального формирования единой информационно-разъяснительной деятельности о направлениях, результатах и специфике реализации региональной образовательной политики, формирования целостной картины об образовательном пространстве Тверской области как механизме социально-экономического развития региона;
вовлечения в совместную продуктивную деятельность детей, родителей, педагогические коллективы, общественные организации, представителей бизнеса, муниципальных органов государственной власти.
6.2. Составление и публикация материалов о результатах деятельности по отрасли "Образование".
Анализ и результаты деятельности по отрасли "Образование"предполагается ежегодно отражать в публичных докладах (в том числе по отдельным направлениям деятельности), буклетах, постерах и т.п.
В 2010 году в рамках задачи предусматриваются средства на проведение мероприятий по краеведческому образованию и просвещению с обучающимися Тверской области, на управление процессами краеведческого образования обучающихся и научно-методическое сопровождение деятельности.
Плановые показатели непосредственных и конечных результатов ДЦП изложены в приложении 2 к настоящей ДЦП.
ДЦП имеет социально-экономическую направленность. Мероприятия ДЦП позволят:
обеспечить гарантии равного доступа населения к качественным образовательным услугам в соответствии с индивидуальной потребностью на всех ступенях образования;
обеспечить доступность вариативных форм получения общего образования;
обеспечить обновление учебных фондов школьных библиотек;
обеспечить образовательные учреждения Тверской области аттестационно-бланочной продукцией, золотыми и серебряными медалями;
обеспечить потребности рынка труда региона;
обеспечить развитие направлений деятельности по духовно-нравственному, патриотическому, краеведческому образованию;
обеспечить выполнение условий соглашений с Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральным агентством по образованию по реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Образование", федеральной целевой программы развития образования;
обеспечить подготовку квалифицированных специалистов для сферы образования;
внедрить инновационные образовательные технологии, включая информационно-коммуникационные технологии в образовательную среду;
повысить мотивацию к изучению вопросов краеведческой, патриотической направленности в образовательных учреждениях Тверской области;
повысить качество условий образования;
поддержать инфраструктурные изменения в общеобразовательной сети;
поддержать талантливых, одаренных учащихся Тверской области;
стимулировать активность, инновационную деятельность образовательных учреждений, творчески работающих руководителей (менеджеров) образовательных учреждений, педагогов, инициативной, талантливой молодежи;
сформировать систему, направленную на духовно-нравственное развитие, патриотическое воспитание молодых граждан Тверской области, расширение и укрепление знаний о православной культуре, культуре народов, населяющих Тверскую область;
сохранить единое образовательное пространство.
Реализация настоящей ДЦП предполагает:
повышение удовлетворенности населения Тверской области качеством образовательных услуг и их доступностью (до 86 %);
повышение степени информированности населения о развитии образования Тверской области (до 70 %).
VI. Описание механизмов реализации ДЦП
Министерство образования Тверской области, как государственный заказчик, осуществляет управление реализацией ДЦП и организует реализацию мероприятий ДЦП, в том числе:
обеспечивает согласованную по срокам и процедурам реализацию мероприятий исполнителями ДЦП;
обеспечивает формирование и представление необходимой документации для осуществления финансирования ДЦП за счет средств областного бюджета Тверской области, мониторинга реализации ДЦП.
Главным распорядителем средств областного бюджета Тверской области является Министерство образования Тверской области. Выполнение отдельных мероприятий ДЦП осуществляется на условиях контрактов (договоров), заключенных государственным заказчиком ДЦП с исполнителями ДЦП (поставщиками материальных ценностей, исполнителями услуг, работ), определяемыми на конкурсной основе в порядке, установленном федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Тверской области.
Мероприятия ДЦП реализуются за счет средств областного бюджета Тверской области в соответствии с законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующие финансовый год и плановый период.
Министерство финансов Тверской области перечисляет средства областного бюджета Тверской области на лицевой счет Министерства образования Тверской области в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
Министерство образования Тверской области на основании договоров, контрактов, протоколов котировочных комиссий, протоколов о проведении конкурсов, смет, счетов-фактур, накладных, актов приемки выполненных работ и платежных документов перечисляет средства областного бюджета Тверской области на счета конкретных исполнителей программных мероприятий.
VII. Описание механизмов мониторинга реализации ДЦП
Министерство образования Тверской области, как государственный заказчик ДЦП, несет ответственность за реализацию мероприятий, осуществляет мониторинг и контроль за реализацией мероприятий исполнителями, обеспечивает целевое и эффективное использование средств, выделяемых на реализацию предусмотренных мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
Министерство образования Тверской области ежегодно проводит анализ затрат по программным мероприятиям, дает оценку механизмам ее реализации. В случае необходимости вносит в установленном порядке в Министерство финансов Тверской области, Министерство экономического развития Тверской области, Министерство по делам территориальных образований Тверской области и Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций предложения о корректировке ДЦП.
Контроль за реализацией ДЦП осуществляется в соответствии с законодательством, в соответствии с Порядком разработки, формирования и реализации долгосрочных целевых программ Тверской области и проведения оценки эффективности их реализации, утвержденным постановлением Администрации Тверской области от 04.03.2008 N 49-па "О Порядке разработки, формирования и реализации долгосрочных целевых программ Тверской области и проведения оценки эффективности их реализации".
В течение всего периода реализации ДЦП осуществляются полугодовые и ежегодные мониторинги реализации ДЦП путем составления отчетов, которые размещаются на сайте Министерства образования Тверской области http://www.edu.tver.ru.
Соисполнители мероприятий ежеквартально в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют отчет Министерству образования Тверской области о степени достижения конечных результатов ДЦП.
Осуществляя полугодовой мониторинг, администратор ДЦП представляет в Министерство финансов Тверской области, Министерство экономического развития Тверской области, Министерство по делам территориальных образований Тверской области и Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций полугодовые отчеты о реализации ДЦП до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Годовой отчет о реализации ДЦП представляется в Министерство финансов Тверской области, Министерство экономического развития Тверской области, Министерство по делам территориальных образований Тверской области и Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций до 1 апреля года, следующего за отчетным.
Годовой отчет о реализации ДЦП рассматривается на заседании Бюджетной комиссии Тверской области.
По результатам рассмотрения Бюджетная комиссия Тверской области выносит одно из решений:
о продолжении реализации утвержденной ДЦП,
о необходимости внесения изменений в утвержденную ДЦП,
о необходимости досрочного прекращения ДЦП.
VIII. Оценка рисков реализации ДЦП
В процессе реализации ДЦП могут проявиться риски, связанные с наличием объективных и субъективных факторов.
Внешние риски:
изменение федерального законодательства в части перераспределения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями;
изменение регионального законодательства в части финансирования мероприятий ДЦП;
отсутствие поставщиков/исполнителей товаров/услуг, определяемых на конкурсной основе в порядке, установленном федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Тверской области.
Внутренние риски:
недостаток квалифицированных специалистов, работающих в системе образования, общественных организациях по вопросам, которые затрагивает реализация ДЦП;
сохранение консервативных взглядов в обществе в отношении изменений в системе образования.
С целью минимизации внешних и внутренних рисков ДЦП запланированы следующие мероприятия:
информационное сопровождение проводимых мероприятий, освещение в средствах массовой информации процессов и результатов реализации ДЦП;
привлечение общественных организаций, родительской общественности, потенциала победителей конкурсных отборов приоритетного национального проекта "Образование"для реализации мероприятий ДЦП;
привлечение дополнительных финансовых средств, получаемых за счет участия Министерства образования Тверской области в федеральных, международных и иных программах и проектах, направляемых на создание современных условий осуществления образовательной деятельности.
<< Назад |
Приложение 1. >> Перечень программных мероприятий |
|
Содержание Постановление Администрации Тверской области от 1 сентября 2008 г. N 264-па "Об утверждении долгосрочной целевой программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.