Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I.
Характеристика проблем и обоснование необходимости их решения
Программа Тверской области "Обучение кадров по образовательным программам среднего профессионального образования и основным программам профессионального обучения для предприятий региона в профессиональных образовательных организациях Тверской области до 2015 года" (далее - Программа) разработана в целях реализации мер по преобразованию системы профессионального образования в кадровый ресурс социально-экономического развития Тверской области.
Мероприятия Программы распространяются на систему образовательных организаций профессионального образования Тверской области, подведомственных Министерству образования Тверской области (далее - организации профессионального образования Тверской области).
Необходимость разработки Программы обусловлена рядом факторов:
1. Демографический фактор:
На деятельность образовательных организаций различных уровней профессионального образования оказывает воздействие депопуляция населения, в силу сокращения количества выпускников общеобразовательных организаций Тверской области, являющихся потенциальными обучающимися организаций профессионального образования Тверской области.
Численность выпускников 9-х и 11-х классов общеобразовательных организаций в Тверской области снижается ежегодно. С 2009 по 2012 год количество выпускников 9-х классов сократилось примерно на 7 %, выпускников 11-х классов - на 32 %. В среднем ежегодное сокращение выпускников общеобразовательных организаций составляет от 2 до 8 %.
Согласно прогнозу численность выпускников общеобразовательных организаций будет продолжать сокращаться. Прогнозируется снижение контингента в организациях профессионального образования Тверской области.
В соответствии с демографическим прогнозом с 2010 по 2018 год численность граждан в возрасте от 15 до 24 лет постепенно сокращается, после 2018 года снижение численности населения Тверской области останавливается (рис. 1).
Рис. 1
Снижение численности населения Тверской области в возрасте от 15 до 24 лет в период 2010 - 2020 годов
С учетом предпочтений выпускников общеобразовательных организаций в пользу получения образования по образовательным программам высшего образования (доля выпускников, поступающих в образовательные организации высшего образования, составляет 66 % от общей численности выпускников общеобразовательных организаций, получивших среднее общее образование) и "ложных приоритетов" по направлениям подготовки "Управление персоналом", "Менеджмент", "Товароведение", "Юриспруденция" численность обучающихся и студентов в организациях профессионального образования будет снижаться.
Для изменения ситуации необходимо повышение привлекательности региональной системы профессионального образования.
2. Диспропорция количества обучающихся
В организациях профессионального образования Тверской области по состоянию на 01.01.2013 года обучается 21 400 студентов. Из них по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) - 7 394 обучающихся; подготовки специалистов среднего звена - 10 608 студентов по очной форме обучения и 3 398 студентов по заочной форме обучения.
В организациях профессионального образования Тверской области обучается большая категория граждан из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц с ограниченными возможностями здоровья, которым необходимы социальная адаптация и специальные условия обучения.
Численность контингента организаций профессионального образования Тверской области имеет тенденцию к снижению (рис. 2, 3).
Рис. 2
Контингент обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих (2008 - 2012 годы)
Рис. 3
Контингент студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена (2008 - 2012 годы)*(1)
3. Структурные изменения сети организаций профессионального образования Тверской области
С 1 января 2011 года в ведение Тверской области переданы 19 федеральных государственных образовательных организаций среднего профессионального образования. После проведенного I этапа реорганизации организаций профессионального образования Тверской области в 2012 году сеть организаций профессионального образования Тверской области представлена в таблице 1.
Таблица 1
Сеть организаций
профессионального образования, подведомственных Министерству образования Тверской области
Уровень профессионального образования |
Количество |
Филиалы образовательных организаций |
Начальное профессиональное образование |
20 |
2 |
Среднее профессиональное образование |
29 |
9 |
В настоящее время 94 % организаций профессионального образования находятся в ведении Тверской области.
Процесс реорганизации организаций профессионального образования Тверской области планируется продолжить в рамках реализации данной Программы в целях эффективного использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов. Снижение малокомплектных организаций и концентрация ресурсов будут способствовать улучшению качества образования, исключению дублирования профессий и специальностей в рамках одного муниципального образования.
4. Дисбаланс в спросе и предложении подготовки кадров на региональном рынке труда
Образовательные учреждения профессионального образования Тверской области обеспечивают обучение по 69 программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и 43 программам подготовки специалистов среднего звена по различным отраслям экономики.
В настоящее время в структуре подготовки рабочих и специалистов по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих (рис. 5, таблица 2) преобладают следующие укрупненные группы направлений подготовки:
- транспортные средства - 24 %;
- технология продовольственных продуктов и потребительских товаров - 19 %;
- металлургия, машиностроение и материалообработка - 12,6 %.
В структуре подготовки специалистов среднего звена (рис. 6, таблица 3) преобладают направления:
- экономика и управление - 19,3 %;
- транспортные средства - 12,5 %;
- сфера обслуживания - 10,6 %;
- гуманитарные науки (правоведение, юриспруденция) - 6,7 %.
Рис. 5
Структура подготовки специалистов среднего звена по отраслям экономики
Таблица 2 | ||
Количественный состав подготовки кадров по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих в организациях профессионального образования | ||
Укрупненные группы специальностей
|
Количество обучающихся, чел.
|
Доля обучающихся, от общего количества обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, % |
Гуманитарные науки |
1566 |
21,2 |
Социальные науки |
1478 |
20,0 |
Культура и искусство |
987 |
13,4 |
Экономика и управление |
889 |
12,1 |
Сфера обслуживания |
671 |
9,1 |
Сельское и рыбное хозяйство |
542 |
7,4 |
Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника |
231 |
3,1 |
Металлургия, машиностроение и материалообработка |
228 |
3,1 |
Транспортные средства |
179 |
2,4 |
Электронная техника, радиотехника и связь |
163 |
2,2 |
Автоматика и управление |
111 |
1,5 |
Информатика и вычислительная техника |
110 |
1,5 |
Химическая и биотехнологии |
103 |
1,4 |
Воспроизводство и переработка лесных ресурсов |
64 |
0,9 |
Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров |
31 |
0,4 |
Архитектура и строительство |
11 |
0,1 |
Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды |
8 |
0,1 |
Итого |
7372 |
100,0 |
Рис. 6
Структура подготовки специалистов СПО по отраслям экономики
| ||
Таблица 3
Количественный состав подготовки специалистов среднего звена в организациях профессионального образования | ||
Укрупненные группы специальностей |
Количество студентов, чел. |
Доля студентов, от общего количества обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена, % |
Гуманитарные науки |
913 |
6,7 |
Социальные науки |
76 |
0,6 |
Образование и педагогика |
1397 |
10,2 |
Культура и искусство |
15 |
0,1 |
Экономика и управление |
2638 |
19,3 |
Информационная безопасность |
167 |
1,2 |
Сфера обслуживания |
1447 |
10,6 |
Сельское и рыбное хозяйство |
691 |
5,1 |
Геодезия и землеустройство |
391 |
2,9 |
Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника |
482 |
3,5 |
Металлургия, машиностроение и материалообработка |
1039 |
7,6 |
Транспортные средства |
1712 |
12,5 |
Электронная техника, радиотехника и связь |
43 |
0,3 |
Автоматика и управление |
286 |
2,1 |
Информатика и вычислительная техника |
1045 |
7,7 |
Химическая отрасль и биотехнологии |
61 |
0,4 |
Воспроизводство и переработка лесных ресурсов |
26 |
0,2 |
Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров |
708 |
5,2 |
Архитектура и строительство |
475 |
3,5 |
Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды |
30 |
0,2 |
Итого |
13642 |
100,0 |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует дисбаланс в структуре подготовки кадров организациями профессионального образования Тверской области.
В рамках взаимодействия организаций профессионального образования и работодателей заключаются договоры на подготовку кадров и трудоустройство выпускников, которые носят формальный характер, поскольку трудоустройство выпускников составляет около 50 % (таблица 4).
Таблица 4
Трудоустройство выпускников организаций профессионального образования
Выпускники по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих | |||||||
Год |
Всего, чел. |
Намерены продолжить обучение, чел. |
Подлежат призыву в вооруженные силы Российской Федерации, чел. |
Трудоустроены, чел. |
Не определились с трудоустройством, чел. |
Планируют уйти в отпуск по уходу за ребенком, чел. |
|
2010 |
4055 |
455 (11%) |
1085 (27%) |
2157 (53%) |
121 (3%) |
237 (6%) |
|
2011 |
3741 |
400 (10%) |
969 (26 %) |
1976 (54%) |
157 (4%) |
239 (6%) |
|
2012 |
2999 |
357 (12%) |
825 (27,5%) |
1559 (52%) |
121 (4%) |
137 (4,5%) |
|
Выпускники по программам подготовки специалистов среднего звена | |||||||
Год |
Всего, чел. |
Намерены продолжить обучение, чел. |
Подлежат призыву в вооруженные силы Российской Федерации, чел. |
Трудоустроены, чел. |
Не определились с трудоустройством, чел. |
Планируют уйти в отпуск по уходу за ребенком, чел. |
|
2010 |
4606 |
1059 (23%) |
949 (21%) |
2247 (49%) |
211 (4%) |
140 (3%) |
|
2011 |
3673 |
740 (20%) |
769 (22%) |
1753 (48%) |
317 (8%) |
94 (2%) |
|
2012 |
3209 |
494 (15%) |
854 (27%) |
1555 (49%) |
190 (6%) |
116 (3%) |
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 755-р утвержден перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, необходимых для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации.
При этом на региональном уровне перечень образовательных программ среднего профессионального образования, необходимых для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики Тверской области, не определен.
На основании вышеизложенного необходимо:
- определить приоритетные направления развития экономики Тверской области;
- создать систему прогноза потребности в кадрах на краткосрочную и среднесрочную перспективы;
- изменить процедуры формирования заказа на обучение кадров по образовательным программам среднего профессионального образования и основным программам профессионального обучения для экономики с учетом региональной специфики.
5. Несоответствие материально-технической базы требованиям подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.
Материально-техническая база организаций профессионального образования Тверской области находится в состоянии, не соответствующем требованиям, предъявляемым к подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Уровень износа основных фондов составляет 50 - 70 %. По оценкам работодателей, техническое оборудование, используемое в учебном процессе, физически и морально устарело.
6. Сетевая организация образовательных ресурсов
Сетевая организация образовательных ресурсов, в рамках которой происходит совместное использование различных ресурсов, имеющихся в отдельных организациях профессионального образования Тверской области, другими учебными организациями на основе взаимовыгодных соглашений, выступает одним из стратегических решений в рамках модернизации систем профессионального образования Тверской области.
Сетевая организация образовательных ресурсов предполагает сконцентрировать уникальные образовательные ресурсы в ряде организаций профессионального образования Тверской области; управленческими решениями обеспечить использование ресурсов, сосредоточенных в одной из организаций профессионального образования Тверской области, другими учебными организациями (сетевое взаимодействие).
Для организаций среднего профессионального образования Тверской области, реализующих программы технического профиля, сетевой принцип организации образовательных ресурсов наиболее актуален, так как техническое образование является одним из наиболее затратных (особенно при подготовке высококвалифицированных рабочих), что связано с дорогостоящим материально-техническим оснащением (в виде станочного оборудования, лабораторных комплексов, расходных материалов).
Начиная с 2006 года с целью усиления взаимодействия однопрофильных организаций профессионального образования, повышения качества профессионального обучения, проведения маркетинговых исследований на рынке образовательных услуг и рынке труда, развития социального партнерства с предприятиями и организациями Тверской области на базе 7 образовательных организаций профессионального образования открыты структурные подразделения - региональные ресурсные центры (далее - РРЦ).
Коллективного использования эксклюзивных и дорогостоящих ресурсов, сосредоточенных в организациях среднего профессионального образования, на базе которых открыты РРЦ, не произошло. Не эффективно территориальное расположение созданных РРЦ: 5 из 7 из них находятся в городе Твери, один рядом с г. Тверь (г. Кимры), что существенно затрудняет реализацию сетевой формы взаимодействия организаций профессионального образования Тверской области.
Для развития сетевой формы взаимодействия организаций профессионального образования Тверской области необходимо институциональное закрепление статуса РРЦ; формирование новой сети РРЦ; обновление материально-технической базы РРЦ.
7. Развитие кадрового потенциала
В системе профессионального образования ощущается острая нехватка мастеров производственного обучения с высшим профессиональным образованием и преподавателей специальных дисциплин, что обусловлено низкой заработной платой инженерно-педагогических работников. Средний возраст работников организаций профессионального образования Тверской области составляет 50 лет. Отсутствуют возможности для повышения профессиональной квалификации инженерно-педагогического персонала системы профессионального образования Тверской области. Работодатели не заинтересованы в привлечении своих кадров для участия в реализации образовательного процесса и предоставления базы для повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения.
Необходимо изменить систему повышения квалификации инженерно-педагогического персонала, систему стимулирования труда работников организаций профессионального образования.
Описанные проблемы не позволяют считать систему профессионального образования ресурсом развития экономики тверского региона.
Выявленные проблемы требуют преобразования системы профессионального образования Тверской области в ресурс кадрового обеспечения социально-экономического развития тверского региона путем введения организационно-финансовых и экономических механизмов управления деятельностью системы профессионального образования Тверской области, консолидации ресурсов для улучшения качества подготовки рабочих и специалистов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.