Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 3
SWOT-анализ развития сферы туризма в Тверской области
Сильные стороны всех видов туризма (преимущества) |
Слабые стороны всех видов туризма (недостатки) |
выгодное географическое положение; хорошая транспортная доступность; наличие уникальных памятников истории и культуры; богатые природно-рекреационные ресурсы; наличие дифференцированного туристского продукта; наличие исконно тверских народных промыслов (золотое шитье и т.п.); экологически чистые территории; активная позиция и заинтересованность в развитии туризма руководства Тверской области, муниципальных образований Тверской области, представителей деловых и научных кругов
|
высокая сезонность туризма; ограниченная транспортная доступность отдаленных туристских центров и территорий; недостаточный уровень благоустройства и неудовлетворительные условия содержания зданий и сооружений, а также прилегающих территорий, входящих в основные туристские маршруты по Тверской области; недостаточно развитая придорожная инфраструктура; недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров в сфере туризма; низкое качество сервиса туристской инфраструктуры; несоответствие цены и качества услуг; недостаточная информированность о Тверской области как о туристской дестинации, в том числе в сети Интернет; недостаточно активное продвижение туристских возможностей Тверской области на внутрироссийском и международном туристских рынках; отсутствие полной отраслевой статистики; слабое научное обеспечение сферы туризма; неготовность населения Тверской области к работе с туристами; слабая система межотраслевого сотрудничества; недостаточная координация усилий исполнительных органов государственной власти Тверской области, муниципальных образований Тверской области, общественных организаций и бизнеса по вопросам развития туризма; недостаточно полная законодательная база на региональном уровне; низкое качество существующего туристского продукта; отсутствие единых планов развития туристскоориентированных территорий |
Сильные стороны культурно-познавательного туризма (преимущества) |
Слабые стороны культурно-познавательного туризма (недостатки) |
наличие более 9,5 тыс. памятников истории и культуры; наличие 14 "исторических городов"; наличие уникальных храмов и монастырей, имеющих национальное значение (Нилова Пустынь в Осташковском районе, Свято Успенский Старицкий монастырь, Борисоглебский монастырь в Торжке); наличие квалифицированных экскурсоводов и гидов. |
неудовлетворительное состояние многих памятников истории и культуры, недостаточное финансирование работ по их реставрации в районах, перспективных для развития туризма; отсутствие инфраструктуры, подъездных путей, стоянок, смотровых площадок, обустройства объектов показа, системы обеспечения безопасности и т.п.; недостаточное количество новых конкурентоспособных турпродуктов; недостаточное количество новых аттракторов (объектов притяжения туристов); слабая обеспеченность квалифицированными экскурсоводами и гидами; конкуренция со стороны регионов, обладающих высоким культурным потенциалом (регионы "Золотого кольца", Новгородская область и др.) |
Сильные стороны водного туризма (преимущества) |
Слабые стороны водного туризма (недостатки) |
наличие богатого природного потенциала: около 800 рек (в том числе р. Волга), 1 700 озер (в том числе оз. Селигер), 5 крупных водохранилищ; наличие инфраструктуры водного туризма: 4 причала, способных принимать трехпалубные корабли; 10 официально зарегистрированных яхт-клубов (в стадии строительства находятся еще 6), 4 официально зарегистрированных марины, 3 заправочные станции; наличие крупных инвестиционных проектов, направленных в том числе на развитие водного туризма; членство в международном туристском проекте "Великая Волга"; наличие местных туроператоров по речному туризму |
высокая сезонность турпродукта; неразвитость береговой инфраструктуры; высокая степень изношенности судов, отсутствие средств на закупку современных новых судов; неразвитость внутренних речных перевозок |
Сильные стороны событийного туризма (преимущества) |
Слабые стороны событийного туризма (недостатки) |
выгодное географическое положение в 150 км от Москвы и 500 км от Санкт-Петербурга; хорошая транспортная доступность на железнодорожном и автомобильном транспорте (в том числе на скоростном поезде "Сапсан"), начато строительство скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург; проведение мероприятий российского масштаба различной тематики; наличие возможности проведения мероприятий на территории любого муниципального района Тверской области. |
недостаточное количество мест размещения туристского класса для приема массового туристского потока, низкое качество сервиса туристской инфраструктуры; отсутствие современных конференц-помещений для проведения масштабных мероприятий международного уровня; недостаточное количество организованного туристского транспорта; слабая интеграция массовых мероприятий и туризма, недостаточное использование фестивального, ярмарочного, выставочного потенциала в туристских целях; зависимость от погодных условий; слабая информированность населения Тверской области о событийных мероприятиях, проводимых в муниципальных образованиях Тверской области; недостаточно высокий уровень подготовки и однообразность событийных мероприятий в муниципальных образованиях Тверской области |
Возможности (перспективы) всех видов туризма до 2020 года |
Угрозы всех видов туризма до 2020 года |
создание новых конкурентоспособных туристских предложений и объектов, в том числе всесезонных (событийные мероприятия, кулинарные туры, промышленный туризм, оригинальные анимационные программы и т.п.); "перемещение" выставочно-конгрессных и иных деловых и событийных мероприятий из Москвы и Московской области на территорию Тверской области; привлечение инвесторов с целью развития туристской инфраструктуры; привлечение новых туроператоров, в том числе международных, с целью быстрого развития рынка туристских услуг в Тверской области; активная маркетинговая политика; расширение спектра предлагаемых услуг, улучшение качества обслуживания и безопасности туристов |
перенаправление туристских потоков, ранее ориентированных на Тверскую область, в другие регионы вследствие обострения конкуренции со стороны других туристских центров России ("Золотое кольцо России", Новгородская область, Вологодская область и др.); потеря туристского рынка из-за низкого уровня туристского сервиса; рост цен на туристские услуги и, как следствие, сокращение потока въездных туристов; недостаточное бюджетное финансирование мероприятий по развитию туристской отрасли; недостаточные темпы развития полноценной туристской инфраструктуры; слабое использование имеющегося туристского потенциала; слабая координация исполнительных органов государственной власти Тверской области, муниципальных образований Тверской области, представителей деловых и научных кругов по развитию отрасли; недостаточность рычагов воздействия на развитие отрасли и сложность в осуществлении контроля за деятельностью отрасли; слабый обмен информацией и низкий уровень взаимодействия между участниками туристского рынка |
Таким образом, на основе комплексного анализа имеющегося туристского потенциала Тверской области, в качестве приоритетных видов туризма для региона можно выделить следующие:
а) культурно-познавательный туризм (данный вид туризма является основой туристской индустрии Тверской области, большая часть туристов пребывает в регион либо с культурно-познавательными целями, либо включает в свой отдых экскурсии с посещением объектов культурного наследия);
б) водный туризм (Тверская область имеет значительный потенциал для развития водного туризма в связи с наличием большого количества водных ресурсов. Основными направлениями развития данного вида туризма являются круизный и яхтенный туризм);
в) событийный туризм (данный вид туризма является одним из важнейших элементов туристской индустрии, позволяющим не только создать информационный повод для привлечения внимания к региону, но и являющимся важнейшим элементом снижения сезонности туристского потока в регион. Исходя из необходимости привлечения дополнительных туристских потоков в регион, основной упор в работе по развитию указанного вида туризма необходимо сделать на проведении мероприятий в осенний и весенний периоды).
Перспективными видами туризма для Тверской области являются следующие:
а) MICE туризм*(1) (с учетом близости к московской агломерации, хорошей транспортной доступности и низкого, по сравнению с Москвой, уровня цен на гостиничные услуги MICE туризм потенциально может стать одним из важнейших направлений развития туристской индустрии Тверской области);
б) агротуризм (данный вид туризма имеет особую социальную значимость для жителей сельской местности);
в) промышленный туризм (данный вид туризма в настоящее время один из наименее развитых в Тверской области, однако именно промышленный туризм является действенным механизмом продвижения на внешний рынок товаров местных производителей);
г) этнический (данный вид туризма имеет особую значимость для сохранения, развития и поддержания традиций и культуры народностей, населяющих Тверскую область);
д) рыболовный и охотничий (благодаря наличию разнообразных лесных и богатых водных ресурсов данный вид туризма является достаточно перспективным);
е) рекреационный, детский и семейный туризм (данный вид туризма играет важную социальную и воспитательную роль, в Тверской области имеется хорошая основа для развития данного вида туризма);
ж) санаторно-оздоровительный и лечебный туризм (благодаря наличию большого количества минеральных источников и благоприятной экологической обстановке данный вид туризма имеет значительные перспективы);
з) автотуризм (ежегодно увеличивается количество туристов, путешествующих самостоятельно на личных транспортных средствах. Близость к Европе и московской агломерации позволяет говорить о перспективах развития данного вида туризма в Тверской области);
и) социальный туризм (данный вид туризма играет важную социальную роль, развитие социального туризма направленно прежде всего на повышение качества жизни и качества отдыха таких категорий граждан, как люди пожилого возраста и инвалиды).
Обеспечение развития приоритетных видов туризма связано прежде всего с необходимостью комплексного развития территорий, в рамках которого будут решаться проблемы развития инфраструктуры приема туристов, налаживания межотраслевого, межбюджетного и иного взаимодействия всех заинтересованных сторон по развитию туризма на территории Тверской области и повышения качества оказания туристских услуг. Однако на сегодняшний день законодательная база, кадровый, инвестиционный потенциал и инфраструктура сферы туризма не позволяют в полной мере реализовать возможности, имеющиеся в Тверской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.