Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Характеристика сферы реализации подпрограммы,
описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
159. Кадровое обеспечение учреждений здравоохранения является одним из важнейших вопросов в развитии здравоохранения Тверской области, так как без необходимой укомплектованности специалистами, их профессиональной подготовленности становится невозможной эффективное функционирование лечебных учреждений.
Отсутствие государственной системы распределения выпускников государственных образовательных учреждений высшего профессионального (медицинского) образования, финансируемых из средств федерального бюджета, несовершенство системы социальных гарантий, низкий уровень заработной платы, отсутствие жилья и другие проблемы приводят к оттоку квалифицированных врачебных кадров в другие сферы деятельности, усугубляют ситуацию, связанную с обеспечением учреждений здравоохранения Тверской области врачами-специалистами, и не позволяет продуктивно управлять кадровыми процессами.
В системе здравоохранения региона работает 27855 чел., врачей - 17,5%, средних медработников - 42,9 %, младший медицинский персонал - 17,8 %, прочий персонал - 20,9 %. Врачей - 6264 чел., из них: терапевтов - 721, педиатров - 518, врачей общей практики - 265.
Укомплектованность врачами составляет 85,2 %, средним медперсоналом - 89,1 %. Доля врачей старше 61 и более составляет 16,7 %, средних медицинских работников - 11,8 %. Доля врачей от 36 до 50 лет составляет 28,5 %, средних медицинских работников - 35,1 %. Тем не менее, остро ощущается дефицит врачей-специалистов в первичном звене, в ургентных службах, онкологии, фтизиатрии. Расчет потребности в медицинских кадрах Тверской области, выполненный по утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при сопоставлении расчетных данных с фактическими данными показывает дефицит врачебных кадров для оказания амбулаторной медицинской помощи (дефицит - 761), для оказания стационарной медицинской помощи (дефицит - 144), для оказания скорой медицинской помощи согласно нормативу и фактически осуществленной деятельности (дефицит - 24). Дефицит по среднему медицинскому персоналу - 4 843. Расчет показывает наибольший дефицит по следующим врачебным специальностям: отоларингология, психиатрия, наркология, фтизиатрия.
Показатель обеспеченности врачами в Тверской области выше, чем в среднем по России и Центральному федеральному округу (далее - ЦФО) в целом. За 2000 - 2012 годы показатель обеспеченность врачами увеличился с 44,7 до 47,3 на 10 тыс. чел. населения (в Российской Федерации - с 42,2 до 44,0, в ЦФО - с 45,7 до 46,6).
Показатель обеспеченности населения Тверской области средним медицинским персоналом в Тверской области ниже, чем по Российской Федерации и за годы изучения снизился с 91,2 до 89,5 на 10 тыс. чел. населения (в Российской Федерации - с 96,9 до 92,4, в ЦФО - с 97,4 до 87,4). Тем не менее имеется тенденция в стабилизации кадрами средних медицинских работников за последние 2 года и наметился небольшой рост обеспеченности специалистами среднего звена.
При детальном анализе кадрового ресурса здравоохранения Тверской области обнаруживается, что обеспеченность врачами, в том числе врачами терапевтами участковыми, врачами педиатрами участковыми, врачами общей (семейной) практики, неврологами, кардиологами выше соответствующих показателей по Российской Федерации, по следующим причинам.
В течение последних лет в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" и целевой программы Тверской области "Модернизация здравоохранения Тверской области на 2011 - 2012 годы" большое внимание уделялось укомплектованию первичного звена здравоохранения врачами терапевтами участковыми, врачами педиатрами участковыми, врачами общей (семейной) практики. Обеспечение врачами общей врачебной практики сельского здравоохранения является приоритетным, так как позволяет оказывать медицинскую помощь населению по ряду узких специальностей (неврология, офтальмология, оториноларингология, педиатрия, хирургия и другим). Для этого привлекались выпускники ТГМА. Кроме этого, вначале реализации проектов, активно происходило перетекание врачей узких специальностей в первичное звено, а также при приведении в соответствие коечного фонда, высвободившееся из стационара специалисты перешли на работу в амбулаторно-поликлиническое звено.
Уровень оплаты труда специалистов вышеперечисленных специальностей стал намного выше, чем специалистов "узких" специальностей (федеральные надбавки и дополнительные выплаты за увеличенный объем деятельности для врачей общей (семейной) практики из консолидированного бюджета Тверской области Тверской области).
Включение Тверской области в работу по федеральным программам (программа по совершенствованию организации медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, программа по профилактике дорожного травматизма) привлекли часть специалистов, в большей степени выпускников ТГМА, к освоению дополнительных специальностей - "кардиология", "неврология", "нейрохирургия".
При видимом благополучии статистических данных по отдельным муниципальным образованиям Тверской области обеспеченность врачами остается низкой: в Краснохолмском, Рамешковском, Лесном и Сонковском муниципальных районах. 42,6 % от всех работающих в отрасли по всем муниципальным образованиям Тверской области находятся в возрастной категории от 30 до 50 лет.
Имеются и противоположные примеры - достаточная обеспеченность специалистами в Конаковском, Кашинском районах. В Твери имеет место дефицит узких специалистов, наиболее проблемной зоной является заполнение вакансий в стационарном звене. Отмечается активная позиция главных врачей в поиске молодых специалистов, в том числе на этапе заключения договоров на прохождение интернатуры и ординатуры. В 2010 году в интернатуру было зачислено в рамках целевого приема 48 чел., завершили обучение 44 чел., трудоустроено в медицинские организации - 43 чел. Это один из самых высоких показателей в ЦФО.
В ситуации нехватки высококвалифицированных кадров решение проблемы осуществляется посредством целевого направления абитуриентов в медицинские вузы.
Основные направления совместной деятельности Министерства здравоохранения Тверской области и ТГМА позволяют целенаправленно наполнять систему медицинской помощи области - по потребностям. Имеется достаточно широкое взаимодействие отрасли здравоохранения и высшего, среднего профессионального образования.
Ежегодный выпуск специалистов, после обучения по целевому направлению в ТГМА, составляет 60 - 70 чел. Порядка 70 процентов выпускников направляются для работы в муниципальные образования, направившие их на обучение (среднероссийский доезд специалистов составляет немногим более 50 %).
Министерством здравоохранения Тверской области заключен договор в 2012 году на целевую подготовку специалистов от Тверской области с ТГМА. Сторонами приняты обязательства реализовать целевую подготовку специалистов с высшим медицинским образованием для удовлетворения потребности медицинских учреждений области в количестве 79 чел. Зачислено - 78 чел. по специальностям:
лечебное дело (060 101) - 38 чел.;
педиатрия (060 103) - 29 чел.;
стоматология (060105) - 7 чел.;
фармация по очной форме обучения (060 108) - 4 чел.
В 2011 году подготовлено в интернатуре 136 врачей, в ординатуре 97 врачей, прошел профессиональную переподготовку 121 врач. Кроме этого, в 2011 году 13 врачей прошли профессиональную переподготовку (приобрели новые специальности в соответствии со структурными изменениями штатно-должностной структуры медицинских организаций, происходящими в рамках реализации мероприятий целевой программы Тверской области "Модернизация здравоохранения Тверской области на 2011 - 2012 годы") за счет средств служб занятости населения Тверской области в рамках реализации мероприятий по снижению напряженности на рынке труда.
В 2012 году по окончании целевой интернатуры и ординатуры приступило к работе 110 врачей.
Окончили циклы повышения квалификации 2 310 врачей, в том числе 135 врачей, работающих в медицинских организациях, оказывающих первичную медицинскую помощь.
В первом полугодии 2012 года прошли профессиональную переподготовку 53 чел., повысили квалификацию 980 врачей.
Содействие решению задачи притока молодых специалистов в отрасль "Здравоохранение" и закрепления их в медицинских организациях Тверской области предполагает необходимость формирования базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения их первоочередной потребности в жилье и достойном уровне заработной платы.
Вместе с тем, обеспокоенность вызывает отсутствие должного понимания со стороны руководства муниципальных образований по оказанию мер социальной поддержки, содействия по обеспечению жильем работников отрасли. Мониторинг показывает, что муниципальные долгосрочные целевые программы с учетом изменившихся норм законодательства скорректированы лишь в Бологовском, Весьегонском, Западнодвинском, Кувшиновском, Максатихинском, Спировском, Старицком муниципальных районах Тверской области. В этих же муниципалитетах оказываются меры социальной поддержки, решаются вопросы по обеспечению жильем медицинских работников.
Так, в Максатихинском районе реконструировано административное здание под четырехквартирный жилой дом для работников здравоохранения, утверждена муниципальная целевая программа по комплексной поддержке медицинских кадров. В ряде муниципалитетов предусмотрены затраты на социальные выплаты медицинским работникам (Западнодвинский, Нелидовский, Максатихинский районы), компенсация платежей по образовательному кредиту (Западнодвинский район), оплата коммерческого найма жилья, в том числе и молодым специалистам (Западнодвинский, Удомельский районы), единовременные выплаты при трудоустройстве медицинских работников (Спировский район), единовременные субсидии на приобретение жилых квартир (Спировский, Конаковский, Старицкий районы), перепрофилируется пустующие помещения под служебное жилье (Конаковский район). В ряде муниципальных образований Тверской области в настоящее время идет разработка и общественное обсуждение программ в рамках полномочий по созданию условий по оказанию медицинской помощи.
Заслуживает положительной оценки опыт Администрации Торопецкого района. Здесь принята долгосрочная целевая программа "Создание условий для оказания медицинской помощи населению Торопецкого района на 2012 - 2014 годы". Программа предусматривает формирование банка данных о наличии вакантных мест работников в государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Торопецкая центральная районная больница"; подготовку и распространение информационного материала о районе и предлагаемых условиях молодым и приглашенным специалистам; осуществление ежемесячных социальных выплат молодым специалистам, главному врачу; оплату найма жилья молодым и приглашенным специалистам на период работы в государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Торопецкая центральная районная больница"; оказание содействия молодым и приглашенным специалистам по включению в действующие программы по получению социальных выплат на приобретение собственного жилья; оказание содействия молодым и приглашенным специалистам в первоочередном получении древесины на корню для нужд местного населения для строительства жилья; приобретение лечебно-диагностического оборудования в государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Торопецкая центральная районная больница". Общий объем финансирования программы - 2 млн рублей.
Во исполнение Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в Тверской области постановлением Правительства Тверской области от 13.02.2012 N 46-пп утвержден Порядок предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта в размере 1 млн руб., сформирована необходимая нормативная правовая база в Министерстве здравоохранения Тверской области,
В 2012 году единовременная компенсация выплачена 24 молодым врачам из Калининского, Бологовского, Торжокского и Сонковского, Конаковского районов, корректируется нормативная правовая база на 2013 год.
Участниками реализации мероприятий по строительству (приобретению) жилья в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" в 2010 - 2011 году стали 36 медицинских работников и их семей.
Ежегодно в рамках программы Тверской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в медицинские организации Тверской области направляются 5-6 квалифицированных специалистов, имеющих сертификаты специалиста и соответствующее квалификационным требованиям профессиональное образование.
Важным этапом в совершенствовании профессионального уровня является аттестация работников здравоохранения на квалификационную категорию.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Тверской области от 10.04.2012 N 263 "О порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками" организация аттестационной работы рассматривается как один из механизмов государственного контроля за расстановкой и использованием медицинских кадров, уровнем и качеством оказания лечебно-профилактической помощи населению. Учитывая, что получение лицензии на новые виды медицинской деятельности влечет за собой необходимость профессиональной переподготовки по новой специальности медицинского работника, а также необходимость срочного обучения специалиста при выбытии работника, повышение профессионального уровня работников здравоохранения, их специализация является залогом стабильной работы медицинской организации.
В Тверской области наметилась тенденция в сторону уменьшения общей численности аттестованных врачей - специалистов в медицинских организациях, в том числе и в структуре квалификационных категорий, что объясняется общей численностью врачей, убывших из данных медицинских организаций.
Одним из главнейших направлений обеспечения медицинских организаций высококвалифицированными кадрами является их непрерывное образование. Совместные действия Министерства здравоохранения Тверской области, медицинских организаций и ТГМА, выстраиваются по направлениям:
последипломная подготовка врачей через интернатуру и ординатуру;
совместная разработана приоритетных научных направлений и новых технологий на основе внедрения в практическое здравоохранение научной продукции;
повышение квалификации, профессиональная переподготовка, обучение новым технологиям на факультете последипломного образования;
внедрение в клиническую деятельность современного диагностического оборудования, лечебных и управленческих технологий, осуществление консультативной и лечебной помощи;
организация и проведение совместных конференций, семинаров, научных встреч;
организация международного обмена студентами и молодыми врачами.
Ежегодно обучение в интернатуре и клинической ординатуре проходят 200-230 выпускников медицинской академии, по разным специальностям.
Последипломное повышение квалификации осуществляется на базе факультета последипломного ТГМА (ежегодно 2 000 -2 100 врачей), а также на центральных базах государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Российская медицинская академия последипломного образования" и государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования".
Средние медицинские работники повышают квалификацию на базе 2 медицинских колледжей, 2 техникумов и 2 медицинских училищ Тверской области. Ежегодно обучение проходят 2 500 - 2 800 средних медицинских работников.
160. Решение проблем кадрового обеспечения медицинских организаций Тверской области высококвалифицированными кадрами продолжится по следующим направлениям:
максимального использования возможностей целевого направления абитуриентов в ТГМА;
включения общественности в процесс отбора лиц для целевого направления абитуриентов в ТГМА с целью расширения гласности и прозрачности;
тщательного мониторинга возврата специалистов в муниципальные образования, направившие их на обучение Министерством здравоохранения Тверской области и главами муниципальных образований;
проведение совместных встреч студентов, обучающихся по целевому направлению, с главными врачами центральных районных больниц, главами муниципальных образований (рассматриваются вопросы будущей работы, вопросы получения жилой площади, уровень будущей заработной платы, профессиональная переподготовка);
проведение "Ярмарок рабочих мест" с приглашением руководителей лечебно-профилактических учреждений;
создания механизмов социальных гарантий в рамках целевых комплексных муниципальных программ по созданию условий по оказанию медицинской помощи;
использование возможностей системы мотивации труда через стимулирующие выплаты;
совместную деятельность с ТГМА.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.