Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел I
Общая характеристика сферы государственной
охраны культурного наследия
1. Тверская область, расположенная в центре России, между двух исторических столиц, насчитывает более 10 000 объектов историко-культурного наследия. На государственной охране состоит - 7 735 объектов культурного наследия, на государственном учете - 2 854 выявленных объектов культурного наследия, 14 исторических городов и около 2000 исторически ценных градоформирующих объектов. Количество памятников истории и культуры в Тверской области значительно больше, чем в большинстве регионов России.
2. Особенностью Тверской области является большое количество памятников археологии, которое составляет 53% от общего количества объектов культурного наследия. Сохранение памятников не только способствует популяризации высоких образцов национальной культуры. Историко-культурное наследие - особого рода экономический ресурс. Каждый восстановленный объект будет способствовать устойчивому развитию целой территории, ее инфраструктуры, содействовать созданию новых рабочих мест и пополнению бюджетов.
3. Современная ситуация в сфере охраны культурного наследия характеризуется общим неудовлетворительном состоянием объектов культурного наследия. В Тверской области - 3 476 памятников архитектуры. Только 30% от общего количества объектов культурного наследия находятся в удовлетворительном техническом состоянии. В таких условиях существует реальная опасность, что в ближайшее время могут быть безвозвратно утрачены многие историко-культурные ценности. Основными причинами резкого ухудшения технического состояния памятников являются резкое сокращение государственного финансирования в 90-е годы XX века, отсутствие целевых ассигнований на мероприятия по сохранению объектов культурного наследия в бюджетах муниципальных образований, нерешенность вопроса разграничения собственности на объекты культурного наследия.
4. До 2003 года инвентаризация и мониторинг объектов культурного наследия не проводились. В результате чего отсутствует информация о техническом состоянии объектов, составе комплексов территорий памятников, предмете охраны, пользователе, собственнике объектов. На некоторые объекты отсутствует первичная учетная документация (учетные карточки и паспорта).
С 1996 года остановлено государственное финансирование работ по установлению зон охраны. В настоящее время только на 5 исторических городов имеют проекты зон охраны объектов культурного наследия, которые были выполнены в 70-80-е годы - это города Тверь, Торжок, Торопец, Бежецк, Калязин.
На территории Тверской области с 1997 года существует отдельный уполномоченный орган охраны памятников. В настоящее время это Главное управление. К полномочиям Главного управления относятся государственная охрана и использование объектов культурного наследия Тверской области.
Государственная программа направлена на создание действенных механизмов системы государственной охраны памятников, что позволит сохранить для будущих поколений большее количество объектов культурного наследия, расположенных на территории Тверской области.
Наибольший ущерб объектам культурного наследия Тверской области (далее - объекты культурного наследия) наносится умышленными действиями физических и юридических лиц при ведении хозяйственной деятельности на территориях памятников. Несоблюдение требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия - достаточно широко распространенное явление.
Более 70 % объектов культурного наследия не имеют охранных обязательств в следствии того, что органы местного самоуправления при заключении договоров аренды или безвозмездного пользования на здания-памятники не включают в договора условие о заключении охранных обязательств с органом охраны памятников.
Большая часть объектов культурного наследия не имеет утвержденных в установленном порядке зон охраны, что приводит к нарушениям при использовании объектов культурного наследия.
Органы местного самоуправления не всегда соблюдают требование о согласовании документации, земельных отводов с органом охраны памятников.
5. При условии активизации работ по государственной охране и контролю за использованием объектов культурного наследия Тверской области, отрицательная динамика состояния объектов культурного наследия, претерпевающих изменения под воздействием антропогенных факторов, будет заметно сокращена, что приведет к обеспечению сохранности большого количества памятников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.