Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I изменен с 22 октября 2024 г. - Постановление Администрации города Твери от 22 октября 2024 г. N 732
Раздел I.
Общая характеристика сферы реализации
муниципальной программы
Муниципальная программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", постановлением Правительства Тверской области от 09.02.2024 N 41-пп "О государственной программе Тверской области "Развитие образования Тверской области", решением Тверской городской Думы от 05.07.2017 N 192 "Об утверждении Программы комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования городской округ город Тверь до 2037 года", постановлением Администрации города Твери от 30.12.2015 N 2542 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности реализации муниципальных программ города Твери" (далее - Порядок), действующими государственными программами Российской Федерации и Тверской области.
Система дошкольного образования
В концепции модернизации дошкольного образования определены основные параметры образования первого уровня: доступность, качество, эффективность. Достижение этих параметров возможно лишь путём комплексных, системных преобразований, направленных на построение целостного и эффективного образовательного пространства, в котором обеспечивается доступность качественного образования для всех слоев населения, эффективность использования имеющихся образовательных ресурсов.
Система дошкольного образования города Твери отвечает всему многообразию детских образовательных потребностей, связанных с разным уровнем развития, различными потребностями в компенсации нарушений, различными возможностями в освоении образовательных программ разного уровня сложности: это 108 муниципальных, государственных и негосударственных образовательных учреждений, которые посещают 23 160 воспитанников. В 2018 году доля детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях, в общей численности детей в возрасте 1-6 лет составила 82,2 %. Администрацией города Твери ведется активная работа по строительству, выкупу зданий дошкольных учреждений, реконструкции, капитальному ремонту и возврату в систему дошкольного образования ранее переданных сторонним организациям зданий детских садов. Благодаря проведенным мероприятиям с 2015 по 2018 годы введено в строй 1 820 новых дошкольных мест.
Вместе с тем, остается нерешенной проблема обеспечения доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3-х лет.
Для решения проблемы ликвидации очередности в детских садах Администрацией города Твери разработан комплекс мер по развитию негосударственного сектора, который включает в себя создание ассоциации предпринимателей в сфере дошкольного образования города Твери, предоставление преференций по арендной плате за пользование муниципальным имуществом, в случае получения предпринимателем лицензии на ведение образовательной деятельности - финансирование заработной платы педагогов и учебных расходов на реализацию общеобразовательной программы, компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в детском саду, получение субсидий.
Другим направлением в ликвидации очередности является развитие вариативных форм дошкольного образования. В 2018 - 2019 учебном году в городе Твери функционируют группы кратковременного пребывания на базе детских садов (1 050 детей), группы подготовки к школе на базе общеобразовательных учреждений (1 600 детей), семейные детские сады (4 группы - 15 детей), развивается частно-государственное партнерство, группы развития для детей-инвалидов (6 групп - 30 детей), консультационные пункты (26 пунктов на базе дошкольных учреждений) и др., которые посещают более 3 тысяч детей. Данное направление будет развиваться и в рамках новой программы до 2026 года.
С 2017 года в городе Твери реализуется "Дорожная карта" по повышению эффективности и качества услуг в сфере дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет. Картой предусмотрены такие мероприятия, как строительство новых детских садов, выкуп встроенных детских садов на 1-ых этажах новостроек, передача в безвозмездное пользование частным предпринимателям муниципальных жилых помещений для реконструкции, ремонта и размещения в них детских садов, возврат зданий бывших дошкольных учреждений, капремонт групп в функционирующих дошкольных образовательных учреждений (далее также - ДОУ) и другие. Однако комплекс мер "Дорожной карты" решит проблему доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3-х лет только на 69%. В связи с этим в рамках национального проекта "Демография" мероприятия по увеличению количества мест для детей данной категории будут продолжены.
В дошкольных учреждениях города Твери созданы благоприятные условия для обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья (далее также - ОВЗ). В 2018 - 2019 учебном году 2 060 детей с нарушением речи, опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, интеллекта успешно осваивают адаптированные программы дошкольного образования.
Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики города Твери. Инклюзивное образование - специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в образовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей, - организовано в ДОУ NN 133, 73, 68, 48 и 27.
В 2018 году в рамках региональной программы Тверской области "Ты не один!" детский сад N 39 города Твери создал необходимые психолого-медико-педагогические условия для обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
В целом педагогические коллективы дошкольных учреждений города Твери демонстрируют высокий профессиональный уровень, компетентность и эффективность в своей деятельности. За период с 2015 по 2018 годы 4 талантливых педагога дошкольных учреждений города Твери становились победителями регионального этапа Всероссийского конкурса "Воспитатель года России" и представляли регион на заключительном этапе.
Система общего образования
На территории города Твери функционирует сеть общеобразовательных учреждений разного типа, вида и ведомственной подчиненности, которые предоставляют широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, потребностей семьи и общества в целом. На 01.01.2019 сеть общеобразовательных учреждений включает в себя:
а) 53 муниципальные общеобразовательные учреждения, в т. ч.:
- 1 начальная общеобразовательная школа;
- 2 основных общеобразовательных школы;
- 43 средние общеобразовательные школы, из них 4 с углубленным изучением отдельных предметов;
- 5 гимназий;
- 1 лицей;
- 1 Центр образования;
б) 6 негосударственных общеобразовательных учреждений;
в) 6 государственных образовательных учреждений, реализующих адаптированные программы общего образования.
Приоритетным направлением модернизации школьного образования является реализация требований Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС). В 2018 году доля обучающихся по ФГОС на уровне начального образования составила 100%, на уровне основного общего образования - 84,0 %, на уровне среднего общего образования в рамках опережающего введения ФГОС - 12,4 %. Общая доля обучающихся по ФГОС общего образования в общей численности школьников муниципальных общеобразовательных учреждений увеличилась с 73,4% (2017 год) до 84,0 % (2018 год).
Определяющим условием качественной реализации ФГОС общего образования является подготовка педагогических кадров в соответствии с требованиями новых стандартов.
В 2018 году подписано соглашение о сотрудничестве между управлением образования Администрации города Твери и департаментом образования города Москвы о ведении партнерского сотрудничества в области внедрения эффективных подходов к формированию функциональной грамотности, проектной деятельности в образовании, аттестации руководителей образовательных организаций, создании условий для проведения независимой оценки качества образовательной деятельности.
В рамках дальнейшего профессионального взаимодействия будет продолжен обмен опытом, профессиональными методическими и информационными материалами.
Большое внимание уделяется обеспечению доступности общего образования для детей с ОВЗ.
25 общеобразовательных учреждений оборудованы пандусами. В муниципальном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 9" и муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 18" функционируют классы коррекционного обучения для обучающихся с задержкой психического развития. В 2018 году в муниципальном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 9" впервые открыт класс для учащихся с расстройством аутистического спектра.
Общая мощность муниципальных общеобразовательных школ рассчитана на 36 196 учащихся. Численность обучающихся на начало 2018-2019 учебного года составила 45 436 человек. Во вторую смену обучаются 9 183 человека, что составило 20,2% от общего количества обучающихся.
С целью ликвидации второй смены Администрация города Твери форсировано создает новые школьные места за счет капитального ремонта помещений действующих школ, строительства новых школ.
В 2018 году осуществлен капитальный ремонт здания начальной школы муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 31" (город Тверь, улица Томского, дом 7), что позволило ликвидировать в данном общеобразовательном учреждении вторую смену.
В 2019 году будет введено в эксплуатацию здание общеобразовательной школы - детского сада в микрорайоне "Юность" на 560 школьных и 80 дошкольных мест.
За счет капитального ремонта помещений, не используемых в образовательном процессе, откроется дополнительно 4 учебных кабинета начальной школы на 100 мест (муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 29" (1 кабинет), муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 34" (2 кабинета), муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 42" (1 кабинет)).
В 2020 году начнет функционировать новая школа в микрорайоне "Брусилово" на 1224 места.
Основным показателем качества образования в муниципальной образовательной системе являются результаты государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) выпускников 9 и 11(12) классов. В 2018 году Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки проведена работа по совершенствованию инструментария и механизмов проведения ГИА в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ). Во всех аудиториях пунктов проведения экзаменов осуществлялась печать полного комплекта экзаменационных материалов и сканирование работ обучающихся. Работала система оперативного реагирования на нарушения процедуры экзамена.
Средний тестовый балл по обязательным предметам ЕГЭ: по профильной математике в 2018 году составил 49,6; по русскому языку - 73,4. В 2018 году доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем (общем) образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений составила 1,2%, что в сравнении с 2015 годом меньше на 0,8%.
В 2018 году по результатам ЕГЭ 26 выпускников получили по предметам наивысший тестовый балл. Из них учащийся средней общеобразовательной школы N 17 получил 100 баллов по двум предметам (русскому языку и химии). Численность выпускников, награжденных медалями "За особые успехи в учении", увеличилась со 150 человек в 2015 году до 199 человек в 2018 году.
По результатам ГИА в 9 классах в 2018 году средний оценочный балл по русскому языку составил 4,2, по математике - 4,1. Доля выпускников, получивших отметки "4" и "5" по русскому языку, составила 77%, по математике - 89%.
Система дополнительного образования
Развитие муниципальной системы дополнительного образования нацелено на реализацию запросов участников образовательного процесса, связанных с их потребностями в самореализации и саморазвитии.
Система дополнительного образования на 01.01.2019 включает в себя:
8 детских оздоровительно-образовательных лагерей;
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Дворец творчества детей и молодежи";
Муниципальное образовательное учреждение палаточный лагерь "Родники".
В рамках приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей", направленного на равное обеспечение современным, вариативным и востребованным дополнительным образованием детей с учетом интересов каждого ребенка и его родителей, создан и действует План мероприятий (дорожная карта) муниципального образования Тверской области город Тверь. Мероприятия дорожной карты затрагивают и вопросы лицензирования деятельности учреждений по программам дополнительного образования, и повышение квалификации педагогов дополнительного образования, и совершенствование системы оплаты их труда.
В 2018-2019 учебном году в муниципальных учреждениях отрасли "Образование", "Культура и спорт" дополнительное образование получают 37 781 человек в возрасте от 5 до 18 лет.
Обучающиеся школ города Твери могут апробировать современные формы дополнительного образования на базе вновь созданной организации детского технопарка "Кванториум". Это новая площадка для развития способностей детей, оснащенная современным оборудованием и укомплектованная специалистами.
Большой объем работ выполняется управлением образования Администрации города Твери и соответствующими службами и учреждениями для организации летнего оздоровительного отдыха. Продуманный педагогический процесс и реализующиеся в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детский оздоровительно - образовательный лагерь авторские программы, позволяют сделать отдых детей более увлекательным.
В загородных лагерях, работа которых была спланирована в 4 смены, летом 2018 года отдохнуло 5 653 ребенка, на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 151 детские дачи "Отмичи" 419 детей дошкольного возраста.
Большой популярностью пользуется отдых в лагерях с дневным пребыванием, организованных на базе 52 образовательных учреждений города Твери, в которых за аналогичный период отдохнуло 4 454 школьника.
На развитие муниципальной системы образования могут оказывать влияние определенные факторы внешней и внутренней среды.
Положительно могут повлиять следующие факторы:
а) политическая поддержка процессов развития образования;
б) наличие организаций и граждан, готовых к обсуждению вопросов развития образования;
в) заинтересованность в партнерских отношениях субъектов социальной и экономической сфер;
г) наличие разнообразных интегрированных форм адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Отрицательно на развитие муниципальной системы образования могут повлиять следующие факторы:
а) отставание материально-ресурсного обеспечения в городе Твери от роста темпа рождаемости;
б) отсутствие/недобросовестность поставщиков/исполнителей товаров/услуг;
в) недостаточность объемов финансирования мероприятий муниципальной программы;
г) увеличение миграции населения из районов области в город Тверь;
д) рост потребности населения города Твери в дошкольных образовательных услугах;
е) "старение" педагогического корпуса.
Основные приоритеты муниципальной политики в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666, Национальными целями и стратегическими задачами развития Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
Несмотря на позитивные изменения, произошедшие за последние годы, имеется ряд проблем, влияющих на развитие муниципальной системы образования и требующих обязательного решения, а именно:
а) дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях для детей в возрасте до 3-х лет;
б) ограниченность инфраструктуры дошкольного образования в условиях устойчивого роста количества детей в возрасте от 3 до 8 лет (повышение рождаемости, усиление миграционных потоков);
в) увеличение доли обучающихся во вторую смену за счет роста рождаемости и миграционных процессов;
г) увеличение степени износа зданий и материально-технической базы муниципальных учреждений отрасли "Образование";
д) низкий уровень антитеррористической защищенности общеобразовательных учреждений;
е) увеличение среднего возраста педагогического состава общеобразовательных учреждений.
С учетом обозначенных проблем приоритетными направлениями деятельности по дальнейшему развитию муниципальной системы образования в рамках программы являются:
1. Увеличение доли детей от 0 до 3 лет, получающих дошкольную образовательную услугу.
2. Достижение и поддержание стопроцентного охвата дошкольным образованием детей старше 3 лет.
3. Сокращение сменности в муниципальных общеобразовательных учреждениях.
4. Обеспечение доступности качественного общего образования, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
5. Использование эффективных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных на всех уровнях обучения (электронный документооборот, электронный журнал, электронный дневник и др.).
6. Повышение уровня антитеррористической защищенности общеобразовательных учреждений.
7. Повышение уровня интеграции основного и дополнительного образования.
8. Повышение уровня удовлетворенности населения качеством предоставляемых.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.