Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел I.
Оценка и анализ текущего состояния сферы содействия занятости населения Тверской области
1. Ситуация на рынке труда Тверской области в 2023 году развивалась в соответствии с процессами, происходящими в экономике региона. Рынок труда Тверской области оставался стабильным.
В январе - октябре 2023 года за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости Тверской области обратилось 12,2 тыс. человек, что на 4,5 тыс. человек меньше, чем годом ранее (16,7 тыс. человек).
Безработными были признаны 6,8 тыс. человек, что на 1,9 тыс. человек меньше, чем годом ранее (8,7 тыс. человек).
С начала года численность зарегистрированных безработных колебалась в пределах 3,2 - 3,9 тыс. человек, к концу сентября снизилась на 1,4 тыс. человек и на начало ноября составила 2,5 тыс. человек. Колебания численности безработных связаны с ежегодным сезонным фактором и, как следствие, притоком и оттоком в органы службы занятости Тверской области граждан, ранее занятых на сезонных работах.
Уровень безработицы в среднем составил 0,5%, что на 0,1 процентного пункта ниже, чем годом ранее (в 2022 году - 0,6%).
В отчетный период при содействии службы занятости трудоустроено 5,9 тыс. человек (в 2022 году - 7,6 тыс. человек).
Количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения Тверской области в январе - октябре 2023 года, составило 70,7 тыс. единиц (в 2022 году - 53,1 тыс. единиц).
Коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан на одну вакансию) в среднем составил 0,2, что на 0,2 меньше, чем годом ранее (в 2022 году - 0,4).
2. В последние годы на рынке труда Тверской области наблюдается тенденция снижения численности граждан, обратившихся в органы службы занятости Тверской области и, как следствие, граждан, признанных в установленном порядке безработными. Снижение обращаемости граждан в органы службы занятости обусловлено уменьшением численности рабочей силы в Тверской области в целом в связи с отрицательной динамикой демографических процессов и изменением законодательства о занятости в части размера и периода выплаты пособия по безработице, а также цифровизацией услуг с 2022 года.
3. Стабильная ситуация на рынке труда Тверской области подтверждается показателями, которые рассчитываются по методологии Международной организации труда (далее - МОТ) территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Тверской области (далее - Тверьстат).
По данным Тверьстата, численность безработных (по методологии МОТ) в среднем за июль - сентябрь 2023 года составила 20,0 тыс. человек, что на 3,8 тыс. человек меньше, чем годом ранее (в июле - сентябре 2022 года - 23,8 тыс. человек). Уровень безработицы (по методологии МОТ) за этот же период составил 3,1% (в 2022 году - 3,7%).
Процессы высвобождения работников не оказывали негативного воздействия на рынок труда. Большинство заявленных высвобождений связано с организационно-штатными мероприятиями или реорганизацией.
4. За 10 месяцев 2023 года органы службы занятости Тверской области располагали сведениями о предполагаемом высвобождении 2 383 человек, что почти на 1,0 тыс. человек меньше чем годом ранее (в 2022 году - 3 367 человек).
Введение режимов неполной занятости и простоя на предприятиях области в 2023 году, прежде всего, было связано с процессами, происходящими в экономике страны и региона в условиях внешнего санкционного давления.
По состоянию на 31 октября 2023 года в режиме неполного рабочего времени на 13 предприятиях находился 691 человек (в 2022 году - 1 529 человек).
По состоянию на 31 октября 2023 года в режиме простоя по вине работодателя на 3 предприятиях находились 72 человека (в 2022 году - 686 человек).
5. В целях недопущения роста напряженности на рынке труда и поддержки граждан, находящихся под риском увольнения и потерявших работу, в 2023 году в Тверской области продолжена реализация дополнительных стимулирующих мер поддержки работодателей в части субсидирования на частичную оплату труда при организации общественных работ для граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, включая безработных граждан, при организации временного трудоустройства работников организаций, находящихся под риском увольнения.
По состоянию на 31 октября 2023 года в Тверской области:
1) временные работы организованы для 1 103 человек;
2) общественные работы организованы для 333 человек;
3) обучение завершили 6 человек.
6. В сфере охраны труда и социального партнерства в январе - октябре 2023 года наблюдается устойчивая тенденция к снижению показателей уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
7. По данным Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тверской области (далее - ОСФР по Тверской области), численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более за 10 месяцев 2023 года составила 124 человека, что на 51 человека меньше, чем годом ранее (в 2022 году - 175 человек).
8. Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на одного пострадавшего за 10 месяцев 2023 года составило 60 дней (за аналогичный период 2022 года - 79 дней), что свидетельствует о снижении тяжести причиненного вследствие производственной травмы вреда здоровью работников.
9. По данным Государственной инспекции труда в Тверской области, за 10 месяцев 2023 года численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом уменьшилась в 4,3 раза и составила 6 человек (за аналогичный период 2022 года - 26 человек).
10. По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области, уровень профессиональной заболеваемости в Тверской области ниже общероссийского показателя и на протяжении последних лет остается стабильным. За январь - октябрь 2023 года зарегистрировано 5 случаев профессиональных заболеваний, из них 1 случай - у женщин (за аналогичный период 2022 года - 5 человек). Показатель профессиональной заболеваемости на 10 тыс. работающих в 2022 году составил 0,26. За 10 месяцев 2023 года - 0,26.
11. По данным отделения профпатологии государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Областная клиническая больница", за 10 месяцев 2023 года численность работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров составила 5 человек, что в 3 раза меньше, чем за аналогичный период 2022 года (январь - октябрь 2022 года - 15 человек).
12. Анализ типологии несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших в 2023 году в организациях Тверской области, свидетельствует о том, что 45,1% несчастных случаев произошли в результате падения на поверхности одного уровня в результате проскальзывания, ложного шага или спотыкания, а также в результате падения при разности уровней высот, 9% - воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и механизмов, 8,9% - при падении пострадавшего с высоты, 8,0% - в результате транспортных происшествий, 5,6% - в результате защемления между неподвижными и движущими предметами.
Наибольшее число несчастных случаев с тяжелыми последствиями приходится на организации обрабатывающего производства (46,7%), транспорта и связи (12,3%), строительства (8,3%).
Большая часть несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, произошедших в Тверской области за 10 месяцев 2023 года, обусловлена типичными причинами организационного характера и так называемым "человеческим фактором": неудовлетворительная организация производства работ, нарушения требований безопасности, недостатки в обучении работников безопасным способам производства работ, нарушения трудовой дисциплины. Только по причине неудовлетворительной организации производства работ в 2023 году произошло 10,5% несчастных случаев. Технологические и технические факторы послужили причинами 10,4% несчастных случаев с тяжелыми последствиями.
13. Вместе с тем снижение показателей травматизма отчасти обусловлено продолжающимся сокращением численности работников. По данным ОСФР по Тверской области, на 30 октября 2023 года численность работников составила 346 176 человек (на 30 октября 2022 года - 350 567 человек).
14. Важным механизмом стимулирования работодателей на осуществление контроля и улучшение условий труда на рабочих местах, а также создание эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда является оценка условий труда на рабочих местах.
По данным ОСФР по Тверской области, количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда на 30 октября 2023 года составило 61 634 единицы, что составляет 23% от общего количества рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда. По данным Федеральной государственной информационной системы учета проведения специальной оценки условий труда, на 30 октября 2023 года специальная оценка условий труда проведена на 22 575 вредных и опасных рабочих местах, что составляет 36% от общего количества вредных рабочих мест в области.
Наиболее высокий удельный вес работающих во вредных и (или) опасных условиях труда наблюдается на предприятиях обрабатывающих производств - 53%, на предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 19%, на транспорте и связи - 16%, в строительстве - 8%.
Самыми распространенными вредными факторами являются повышенный уровень шума, ультразвука и инфразвука (47%), тяжесть трудового процесса (38%).
В результате контрольно-надзорной деятельности за соблюдением требований трудового законодательства в сфере охраны труда установлено, что основные причины нарушений связаны с обучением и инструктированием работников по охране труда (49%), неудовлетворительной организацией производства работ и нарушением технологического процесса (23%) и обеспечением работников средствами индивидуальной защиты (7%).
Увеличение темпов проведения специальной оценки условий труда и их последующего оздоровления, прогнозируемое снижение численности занятых в экономике региона, техническое и технологическое производственное переоснащение, усиление контроля за соблюдением законодательства в сфере охраны труда, а также более активное участие работодателей в предупредительных мерах по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости будет способствовать улучшению состояния условий и охраны труда в Тверской области.
15. Сложившаяся ситуация на рынке труда Тверской области характеризуется значительной дифференциацией муниципальных образований Тверской области по показателям уровня безработицы, ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы и наличием отдельных территорий с высокой напряженностью на рынке труда.
16. Основные проблемы на рынке труда Тверской области:
1) несоответствие спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному составу и территориальному признаку;
2) нестабильная ситуация на рынке труда в отдельных муниципальных образованиях Тверской области;
3) отток рабочей силы из тверского региона;
4) низкий уровень мобильности населения внутри тверского региона;
5) ограниченные возможности для трудоустройства безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности при трудоустройстве;
6) несоответствие качества рабочих мест и условий труда запросам работников;
7) дефицит рабочей силы в отдельных видах экономической деятельности;
8) несоблюдение в полном объеме нормативов охраны труда отдельными работодателями, наличие случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
17. Основными проблемными вопросами в сфере охраны труда и социального партнерства остаются:
1) несоответствие условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
2) нестабильная финансово-экономическая ситуация на отдельных предприятиях Тверской области и, как следствие, возникновение задолженности по заработной плате перед работниками;
3) недостаточно развитый локальный уровень социального партнерства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.