Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I
Общая характеристика отрасли "Образование"
1. Необходимым условием формирования современной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.
Возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей, одним из решающих факторов социальной стабильности.
Основными документами, определяющими стратегию развития системы муниципального образования, являются Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, Программа социально-экономического развития Тверской области на 2012-2020 годы, федеральные и региональные программы и проекты в области образования, национальные образовательные инициативы.
Главная стратегическая цель, поставленная перед системой образования города, заключается в обеспечении возможности каждому жителю, вне зависимости от места проживания, социального и имущественного статуса и состояния здоровья, получить качественное и доступное образование на любом уровне, которое соответствует потребностям современного общества и требованиям развития экономики.
2. Анализ состояния системы дошкольного образования города Кимры показывает, что в настоящее время востребованность услуг, предлагаемых дошкольным образованием, достигла достаточно высокого уровня удовлетворенности. В городе функционирует 14 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, которые посещают 2442 ребенка. Услугу получения дошкольного образования получают 87% детей от 0 до 7 лет.
Продолжается реализация материальной поддержки семей, воспитывающих детей дошкольного возраста:
- для 86 детей из многодетных семей предоставлены льготы по оплате за содержание ребёнка в дошкольном учреждении;
- 23 семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, пользуются услугами детского сада со 100% льготой.
- принимаются в детские сады дети - инвалиды при соответствующих медицинских показаниях.
3. Существующая структура сети общеобразовательных учреждений в значительной степени позволяет удовлетворить запросы социума на получение образовательных услуг в соответствии с индивидуальными потребностями населения: дневные и вечерние общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, специальное (коррекционное) учреждение. На начало 2013/14 учебного года функционируют 11 муниципальных учреждений с численностью обучающихся 4761 человек.
В 2012 - 2013 годах основными направлениями развития системы образования города Кимры были:
- "введение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования" (далее - ФГОС НОО);
- "совершенствование условий предоставления образования". Создаются условия, соответствующие нормативным требованиям, расширяются возможности использования форм дистанционного образования, в том числе и для детей- инвалидов;
- "внедрение технологий энергосбережения, проведение ремонтных работ в учреждениях образования, мероприятий комплексной безопасности";
- "формирование здоровье сберегающей среды" с целью сохранения и укрепления здоровья школьников.
Реализуя вышеуказанные направления, муниципалитет в 2013 году участвовал в программах софинансирования расходов:
- по направлению "комплексная безопасность образовательных учреждений" (МОУ "Средняя школа N1"- 2003,00 тыс. рублей, МОУ "Средняя школа N5" 1 965,3 рублей). В учреждениях установлена система видеонаблюдения, произведено ограждение территории ОУ.
- по направлению "энергосбережение" (МОУ "Средняя школа N1" -2500000 рублей, МОУ "Средняя школа N11"-3000000 рублей). Произведена установка окон ПВХ, произведен ремонт кровли, промыта система отопления.
4. В последние годы в городе Кимры достигнуты значительные позитивные результаты в развитии системы дополнительного образования детей. Услуги дополнительного образования предоставляют 9 учреждений разной направленности. Всего программами дополнительного образования детей охвачено 56 % детей в возрасте от 5 до 18 лет.
5. На всех ступенях образования серьезное внимание уделяется укреплению здоровья детей и подростков, формированию основ здорового образа жизни. Во всех общеобразовательных учреждениях созданы "Кабинеты здоровья", но не везде они стали центрами работы по сбережению здоровья обучающихся. Повышается качество питания в образовательных организациях. Для отдыха и оздоровления детей и подростков в каникулярное время используются разнообразные формы: палаточные лагеря, лагеря с дневным пребыванием, профильные лагеря, загородный лагерь.
6. Педагогические и руководящие работники системы образования используют различные формы повышения квалификации: очные, заочные, дистанционные. Посещают проблемные семинары, принимают участие в вебинарах. Положительно влияет на заинтересованность педагогов в повышении квалификации и новая система оплаты труда (НСОТ).
Совершенствование новой системы оплаты труда педагогических работников продолжается. Все изменения нацелены на поощрение результативно работающих педагогов, обеспечивающих динамику индивидуальных образовательных результатов, взаимодействие с родителями обучающихся, участие и победы обучающихся на олимпиадах, конкурсах и т.п. мероприятиях.
Основные проблемы в сфере образования
7. Анализ результатов реализации образовательной политики в муниципалитете за последние годы позволяет сделать вывод, что преобразования, происходящие в отрасли, по ряду позиций не соответствуют актуальным и перспективным потребностям общества и требованиям социально-экономического развития города. Можно выявить ключевые проблемы:
а) несмотря на то, что наметилась устойчивая тенденция увеличения расходов на дошкольное образование, проблемы развития системы дошкольного образования не сняты, а после утверждения федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования по-прежнему остаются актуальными. К числу обозначенных проблем следует отнести:
- проблема повышения качества дошкольного образования. Работа детского сада должна стать открытой и доступной для объективной оценки качества дошкольного образования. Этому будет способствовать рейтингование дошкольных образовательных учреждений, расширение спектра дополнительных образовательных услуг, оказываемых воспитанникам на базе дошкольных образовательных учреждений; проведение конкурсов с целью поддержки лучших коллективов и педагогов ДОУ, способных и одаренных детей;
-одной из важнейших проблем отрасли дошкольного образования является материальный износ зданий и сооружений. Ремонтные работы детских садов проводятся в ходе текущего финансирования, однако необходимо выделение значительных финансовых средств на строительство новых и ремонт имеющихся теневых навесов, установку современного игрового оборудования, восстановление уличного освещения, асфальтового покрытия, замену технологического оборудования пищеблоков. Необходима установка новых оконных блоков для соблюдения температурного режима.
б) в системе общего образования серьезной проблемой остается недостаточная доступность качественных образовательных услуг общего образования. Это связано с рядом причин:
- дифференциация школ по уровню развития инфраструктуры, оснащения, укомплектованности профессиональными педагогическими кадрами;
- отставание темпов процесса совершенствования условий предоставления образовательных услуг от темпов изменения содержания образования;
- высокий износ зданий образовательных учреждений;
- не соответствие ряда школ требованиям антитеррористической безопасности (отсутствие ограждения, системы видеонаблюдения).
Большое внимание следует уделить обеспечению благоприятных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.
Реализация запланированных мероприятий в сфере общего образования будет способствовать развитию инфраструктуры общеобразовательных учреждений, позволит повысить качество и разнообразие образовательных услуг.
в) в системе дополнительного образования остается проблема развития системы дополнительного образования, которая выражается в
- значительной потери системой дополнительного образования кадровых и финансовых ресурсов;
- слабой интеграцией основного и дополнительного образования;
- в отсутствии образовательных программ нового поколения, стимулирующих развитие инновационной деятельности, информационных технологий.
г) в последние годы сохраняется тенденция к ухудшению здоровья детей, что связано с различными факторами, в том числе и с проблемой отсутствия единого комплекса мер по сохранению и укреплению здоровья школьников, формированию основ здорового образа жизни.
д) требует совершенствования система непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров. Проблема связана со "старением" педагогического корпуса; недостаточной мотивацией притока и закрепления молодых специалистов в системе образования.
е) в последние годы обострилась проблема, связанная с отсутствием единого центра по обслуживанию деятельности образовательных организаций по различным направлениям:
- информационно-методическое сопровождение;
-бухгалтерское обслуживание и бюджетный и налоговый учет;
- хозяйственно-эксплуатационная деятельность по содержанию зданий.
Поддержание и развитие системы общего образования должно осуществляться с помощью комплекса взаимосвязанных по ресурсам и срокам исполнения мероприятий. Целесообразно при решении масштабных и разнородных задач, объединенных единой целевой установкой, использовать программно-целевой метод.
Основные направления решения проблем в сфере образования
8. Основные направления муниципальной образовательной политики, нацеленные на решение вышеуказанных проблем, связаны с общенациональными приоритетами, обозначенными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах, обращении Президента Российской Федерации к Федеральному собранию Российской Федерации, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года:
а) развитие системы дошкольного образования за счет
расширения спектра дополнительных образовательных услуг, оказываемых воспитанникам на базе дошкольных образовательных учреждений;
обеспечения квалифицированным кадровым составом;
создания условий, соответствующих современным требованиям;
б) повышение качества и доступности услуг общего образования посредством
выравнивания дифференциации школ по развитию инфраструктуры, оснащению, укомплектованности профессиональными педагогическими кадрами;
ускорения темпов процесса совершенствования условий предоставления образовательных услуг по отношению к темпам изменения содержания образования;
привлечения и закрепления в системе образования молодых кадров;
пополнения системы дополнительного образования кадровыми и финансовыми ресурсами; интеграции основного и дополнительного образования;
повышения мотивации притока и закрепления молодых специалистов в системе образования;
в) развитие системы дополнительного образования, а именно:
пополнение системы дополнительного образования кадровыми и финансовыми ресурсами;
осуществление интеграции основного и дополнительного образования;
разработка образовательных программ нового поколения, стимулирующих развитие инновационной деятельности, информационных технологий;
г) обеспечение комплексной деятельности по сохранению и укреплению здоровья школьников, формированию основ здорового образа жизни за счет
совершенствования системы работы "Кабинетов здоровья";
увеличения доли детей, получающих горячее питание;
улучшения материально-технической базы загородного лагеря, для повышения качества предоставления услуг отдыха и оздоровления детей и подростков;
д) совершенствование системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров за счет мониторинга повышения квалификации педагогических кадров;
улучшения условий для осуществления профессиональной деятельности учителей;
методической и финансовой поддержки молодых учителей;
е) создание единого центра по обслуживанию деятельности образовательных организаций по следующим направлениям:
- информационно-методическое сопровождение;
-бухгалтерское обслуживание, бюджетный и налоговый учет;
- хозяйственно-эксплуатационная деятельность по содержанию зданий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.