Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел VII.
Развитие ипотечного жилищного кредитования
24. Ипотечное жилищное кредитование является наиболее эффективным финансовым инструментом приобретения и строительства жилья. Практика показывает, что именно государственная поддержка стала ключевым фактором становления системы ипотечного кредитования. В Тверской области созданы благоприятные условия для развития ипотеки, что выражается в положительной динамике объемов ипотечного кредитования.
По объему ипотечных жилищных кредитов, предоставленных кредитными организациями физическим лицам, Тверская область удерживает ведущие позиции среди субъектов Центрального федерального округа. В таблице 12 приведены данные по выдаче ипотечных жилищных кредитов в субъектах Центрального федерального округа в докризисном 2008 году и за 9 месяцев 2013 года.
Объем ипотечных жилищных кредитов, предоставленных физическим лицам в субъектах Центрального федерального округа в 2008 году и за 9 месяцев 2013 года
Таблица 12
Наименование региона |
Предоставлено кредитов |
|||||
2008 год |
на 01.09.2013 |
|||||
объем, млн руб. |
количество, ед. |
объем, млн руб. |
количество, ед. |
в расчете на 1 000 жителей, шт. |
средний размер кредита, млн руб. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Российская Федерация |
655 808,3 |
349 502 |
774 447 |
484 116 |
5,40 |
1,600 |
ЦФО |
201 131,0 |
72 803 |
228 138 |
109 266 |
5,90 |
2,088 |
Тверская область |
5 449,6 |
3 530 |
6 525 |
4 287 |
4,89 |
1,522 |
Белгородская область |
4 148,7 |
2 618 |
5 378 |
4 122 |
3,49 |
1,305 |
Брянская область |
2 675,7 |
1 826 |
4 367 |
3 552 |
3,48 |
1,229 |
Владимирская область |
3 815,6 |
2 180 |
5 588 |
4 023 |
3,93 |
1,389 |
Воронежская область |
6 281,0 |
4 259 |
9 612 |
7 223 |
4,12 |
1,331 |
Ивановская область |
2 478,9 |
1 807 |
3 670 |
2 966 |
3,50 |
1,237 |
Калужская область |
4 259,6 |
2 299 |
6 839 |
4 154 |
6,80 |
1,646 |
Костромская область |
1 663,3 |
1 346 |
2 664 |
2 525 |
4,04 |
1,055 |
Курская область |
2 730,0 |
1 981 |
4 479 |
3 596 |
4,00 |
1,246 |
Липецкая область |
3 345,7 |
2 309 |
4 329 |
3383 |
3,72 |
1,280 |
Московская область |
46 355,5 |
13 937 |
57 759 |
22 534 |
8,19 |
2,563 |
Орловская область |
1 542,6 |
876 |
3 009 |
2 439 |
3,88 |
1,234 |
Рязанская область |
4 150,6 |
3 109 |
5 629 |
4 086 |
4,92 |
1,378 |
Смоленская область |
4 086,0 |
2 874 |
4 941 |
3 617 |
5,07 |
1,366 |
Тамбовская область |
1 587,5 |
1 050 |
3 707 |
2 798 |
3,45 |
1,325 |
Тульская область |
5 824,2 |
3 387 |
6 974 |
4 980 |
4,55 |
1,400 |
Ярославская область |
4 852,1 |
3 385 |
5 742 |
4 456 |
4,52 |
1,289 |
г. Москва |
95 794,4 |
20 030 |
86 926 |
24 525 |
7,26 |
3,544 |
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.11.2014 N 2242-р утверждена Стратегия развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2020 года (далее - Стратегия), в которой подведены итоги развития института ипотеки в России и определены новые цели, задачи и ориентиры в системе ипотечного жилищного кредитования по мере развития рынка ипотечного жилищного кредитования и изменения внешней среды.
В Стратегии выделены роли федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления для достижения целевых показателей на каждом этапе реализации Стратегии. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности, осуществляют формирование благоприятных условий для развития рынка жилья; реализацию региональных программ и участие в реализации федеральных программ по обеспечению отдельных категорий граждан жильем; создание условий для строительства жилья экономического класса; создание условий для деятельности региональных ипотечных операторов. Органы местного самоуправления содействуют формированию маневренного и (или) коммерческого жилищного фонда в целях поддержки заемщиков, лишившихся единственного жилья в результате продажи предмета залога, а также развитию рынка найма жилья.
Механизм приобретения жилья по ипотеке востребован и развивается. Реализация комплекса мероприятий по развитию ипотечного жилищного кредитования позволит избежать необоснованного роста цен на жилье и обеспечит доступность ипотечных кредитов для населения.
В Тверской области с 2001 года региональным оператором агентства по ипотечному жилищному кредитованию является некоммерческая организация "Тверской областной фонд ипотечного жилищного кредитования", который реализует на территории Тверской области программы агентства по ипотечному жилищному кредитованию "Военная ипотека", "Новостройка", "Материнский капитал" и другие, а также привлекает на ипотечный рынок Тверской области дополнительные средства путем рефинансирования кредитов.
В 2006 - 2012 годах значительная часть затрат по выдаваемым ипотечным кредитам компенсировалась за счет средств областного бюджета Тверской области в рамках долгосрочной целевой программы Тверской области "Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области".
За период 2008 - 2012 годов в рамках региональной ипотечной программы была субсидировано 37 процентов выданных в Тверской области ипотечных жилищных кредитов.
Динамика отдельных показателей ипотечного жилищного кредитования в Тверской области в 2008 - 2012 годах
Таблица 13
Период |
Количество выданных ипотечных жилищных кредитов, шт. |
Объем выданных ипотечных жилищных кредитов, млн руб. |
Количество ипотечных жилищных кредитов, субсидированных в рамках региональной ипотечной программы, шт. |
Объем средств областного бюджета Тверской области, направленный на субсидирование ипотечных жилищных кредитов, млн руб. |
2008 год |
3 399 |
4 992,6 |
1 497 |
182,8 |
2009 год |
1 638 |
1 711,3 |
691 |
76,6 |
2010 год |
3 371 |
3 957,0 |
1 586 |
242,0 |
2011 год |
5 357 |
6 957,0 |
2 163 |
356,4 |
2012 год |
6 552 |
9 560,0 |
1 809 |
294,6 |
Итого |
20 317 |
27 177,9 |
7 746 |
1 152,4 |
В настоящее время субсидирование ипотечных жилищных кредитов осуществляется в рамках подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области" государственной программы Тверской области "Создание условий для комплексного развития территории Тверской области, обеспечения доступным и комфортным жильем и объектами инфраструктуры населения Тверской области" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 14.10.2014 N 510-пп.
С 2015 года условия подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области" переориентированы с компенсационного характера на стимулирование строительства жилья: поддержка оказывается гражданам, приобретающим жилье у застройщиков, что способствует стабилизации цен на жилье.
Кроме того, государственная поддержка при улучшении жилищных условий с использованием ипотечных кредитов, оказывается также путем софинансирования за счет средств федерального бюджета:
молодым семьям по федеральной целевой программе "Жилище";
молодым специалистам на селе по федеральной целевой программе "Социальное развитие села";
абзац шестой утратил силу.
См. текст абзаца шестого
В целях развития ипотечного жилищного кредитования 27.05.2010 заключено соглашение N 11-10/362 между Правительством Тверской области, АИЖК и Тверским областным фондом ипотечного жилищного кредитования по реализации программы стимулирования предоставления кредитов (займов) на цели строительства и приобретения жилья экономического класса (программа "Стимул"). Гарантом по сбыту в рамках указанной программы определен Тверской областной фонд ипотечного жилищного кредитования.
В рамках программы "Стимул" введены в эксплуатацию жилые дома в г. Тверь по ул. Ярославская, д. 2, в г. Кимры на Савеловской набережной, д. 6.
В целях поддержки спроса населения на жилье и недопущения при этом экономически необоснованного роста цен на него, мероприятия Программы направлены на:
а) сохранение сформированной инфраструктуры рынка ипотеки и ее дальнейшее развитие;
б) содействие реализации на территории Тверской области банковских программ ипотечного жилищного кредитования, направленных на приобретение населением строящегося (построенного) жилья экономического класса;
в) реализацию мероприятий по поддержке ипотечного жилищного кредитования физических лиц, приобретающих жилье в рамках проектов строительства жилья экономического класса, осуществляемых застройщиками посредством кредитных ресурсов, предоставленных кредитными организациями за счет целевого финансирования;
г) привлечение к участию в программах по стимулированию строительства жилья экономического класса категорий граждан, получающих государственную поддержку в рамках законодательства;
д) оказание бюджетной поддержки отдельным категориям граждан, улучшающим жилищные условия при помощи ипотечного кредитования, в рамках федеральных и региональных программ;
е) создание условий для успешного функционирования системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и развитие рынка ипотечных ценных бумаг;
ж) развитие новых форм кредитования на цели жилищного строительства: кредитование застройщиков (юридических лиц), кредитование строительства жилья экономического класса на принципах проектного финансирования, жилищных некоммерческих объединений граждан, кредитование физических лиц для индивидуального жилищного строительства и оплаты пая в кооперативах, а также кредитование физических и юридических лиц на приобретение (строительство) жилья для дальнейшей сдачи жилья в наем;
з) разработка новых систем привлечения инвестиционных ресурсов на жилищный рынок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.