Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I
Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
1. Жилищная проблема на протяжении многих лет остается одной из наиболее актуальных, от ее решения в значительной мере зависит качество жизни наших сограждан, их гражданская ответственность, социальная защищенность и мотивация поведения.
На конец 2012 года жилищный фонд в Тверской области составил 38 196 тыс. кв. м общей площади жилых помещений. По сравнению с 2000 годом жилищный фонд увеличился в 1,1 раза.
Около 67 процентов жилищного фонда сосредоточено в городских поселениях.
Жилищный фонд областного центра - г. Твери, на конец 2012 года составляет 10 071 тыс. кв. м (26,4 % от общего объема жилищного фонда Тверской области).
Динамика изменения жилищного фонда Тверской области приведена в таблице 1.
Жилищный фонд Тверской области
Таблица 1
|
2005 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Жилищный фонд, тыс. кв. м общей площади жилых помещений, всего |
35993 |
37096 |
37471 |
37910 |
38196 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
в городской местности |
24272 |
24888 |
25109 |
25427 |
25629 |
в сельской местности |
11721 |
12209 |
12362 |
12483 |
12568 |
В структуре жилищного фонда Тверской области 87,6 процента составляет жилищный фонд частной собственности и 12,4 процента - жилищный фонд государственной и муниципальной собственности.
Около 48 процентов жилищного фонда Тверской области (18 424,8 тыс. кв. м) имеет износ более 30 процентов. Кроме того, 248,1 тыс. кв. м жилья (0,6 процента) составляет аварийный жилищный фонд.
По итогам 2012 года удельный вес общей площади жилых домов Тверской области, оборудованной одновременно водопроводом, канализацией, отоплением, горячим водоснабжением, газом или электроплитами составляет 48,4 процента, в том числе: в городских поселениях - 65,7 процента, в сельской местности - 13 процентов.
В расчете на одного жителя в Тверской области приходится 28,6 кв. м жилых помещений. По данному показателю Тверская область по итогам 2012 года занимает второе место после Московской области среди субъектов Центрального федерального округа.
Ежегодно в Тверской области вводится более 400 тыс. кв. м жилья. В течение последних лет наблюдается увеличение объемов ввода жилья в областном центре - г. Твери. Доля ввода жилых домов в г. Твери увеличилась с 33,5 процентов в 2009 году до 50,2 процентов - в 2012 году.
Доля ввода жилых домов, построенных населением за счет собственных либо заемных средств, по итогам 2012 года составила 44,7 процента.
По итогам 2012 года ввод жилья в Тверской области в расчете на 1 000 человек составил 307 кв. м, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации (456 кв. м).
По г. Твери ввод жилья в расчете на 1 000 человек в течение 2011 - 2012 годов остается на уровне 500,0 кв. м.
Динамика ввода жилья приведена в таблице 2.
Динамика ввода жилья в Тверской области в 2009 году - 9 месяцев 2013 года
Таблица 2
Показатель |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
9 месяцев 2013 года |
Ввод в эксплуатацию жилых домов, всего, тыс. кв. м |
450,4 |
452,3 |
421,9 |
410,3 |
268,5 |
Темпы ввода жилья, % |
129,0 |
100,4 |
93,3 |
97,2 |
129,0 |
Ввод в эксплуатацию жилых домов, построенных населением за счет собственных и заемных средств, тыс. кв. м |
270,2 |
235,2 |
224,7 |
183,5 |
201,7 |
Доля жилья, построенного населением за счет собственных и заемных средств, в общем объеме вводимого в эксплуатацию жилья, % |
60,0 |
52,0 |
53,3 |
44,7 |
75,1 |
Ввод жилья в расчете на 1 000 человек, кв. м общей площади |
329,0 |
333,0 |
313,0 |
307,0 |
|
Ввод в эксплуатацию жилых домов в г. Твери, тыс. кв. м |
150,9 |
196,6 |
209,3 |
206,0 |
75,8 |
Доля жилых домов, введенных в г. Твери, % |
33,5 |
43,5 |
49,6 |
50,2 |
28,2 |
2. Цены на жилье в Тверской области являются достаточно высокими. Это обусловлено привлекательностью тверского региона для проживания ввиду его выгодного экономико-географического положения, близостью Московской агломерации. Отсюда повышенный спрос на жилье и как следствие высокая рыночная стоимость. Кроме того, жилье остается одним из выгодных вложений инвестиций в период нестабильной финансовой ситуации. Росту цен на жилье также способствует доступность ипотеки.
Цены на жилье в Тверской области приведены в таблице 3.
Динамика цен на жилые помещения в Тверской области в 2009 году - 9 месяцев 2013 года
Таблица 3
Показатель |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
9 месяцев 2013 года |
Средняя цена одного кв.м общей площади квартир на первичном рынке жилья, руб. (все типы квартир) |
44 953 |
50 687 |
43 422 |
48 228 |
49 212 |
Средняя цена одного кв.м общей площади квартир на вторичном рынке жилья, руб. (все типы квартир) |
42 651 |
48 031 |
49 748 |
50 732 |
52 193 |
В 2013 году наметилась стабилизация цен на жилищном рынке. По сравнению с ценами четвертого квартала 2012 года цена за один квадратный метр жилой площади в 2013 году снизилась на первичном рынке на 2 процента, на вторичном рынке - на 2,8 процента.
Данные о стоимости одного квадратного метра общей площади жилья на первичном и вторичном рынке в Тверской области в 2009 году представлены соответственно в таблицах 4 и 5.
Динамика изменения стоимости одного квадратного метра общей площади жилья на первичном рынке в Тверской области за четвертый квартал 2012 года - 9 месяцев 2013 года
Таблица 4
Период |
Стоимость 1 кв. м общей площади жилых помещений на первичном рынке, руб. |
в том числе |
|
улучшенной планировки |
элитные |
||
Четвертый квартал 2012 года |
48 074 |
45 815 |
63 532 |
первый квартал 2013 года |
49 291 |
45 996 |
63 770 |
второй квартал 2013 года |
49 941 |
46 795 |
63 770 |
третий квартал 2013 года |
49 212 |
45 899 |
63 770 |
Динамика изменения стоимости одного квадратного метра общей площади жилья на вторичном рынке в Тверской области за четвертый квартал 2012 года - 9 месяцев 2013 года
Таблица 5
Период |
Стоимость 1 кв. м общей площади жилых помещений на вторичном рынке, руб. |
в том числе |
|||
низкого качества |
типовые |
улучшенной планировки |
элитные |
||
Четвертый квартал 2012 года |
52 602 |
49 234 |
50 585 |
50 810 |
66 411 |
первый квартал 2013 года |
54 258 |
49 469 |
51 835 |
52 921 |
63 981 |
второй квартал 2013 года |
53 415 |
50 101 |
50 696 |
51 369 |
63 981 |
третий квартал 2013 года |
52 193 |
48 575 |
49 088 |
49 954 |
63 981 |
3. Средняя стоимость строительства одного квадратного метра общей площади жилого помещения (без индивидуальных жилых домов, построенных населением за свой счет и с помощью кредитов) по состоянию на 2012 год увеличилась по сравнению с 2009 годом на 4,3 процента и составляет 33 781 рубль.
Данные о стоимости строительства одного квадратного метра общей площади жилых домов квартирного типа приведены в таблице 6.
Средняя стоимость строительства одного кв. м общей площади жилого помещения за период 2009 год - 9 месяцев 2013 года
Таблица 6
Наименование показателей |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
9 месяцев 2013 года |
Всего, рублей |
32 375 |
31 417 |
35 069 |
33 781 |
35 091 |
4. По состоянию на 01.01.2013 в Тверской области на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоят 24 393 семьи (4,3 процентов от общего числа семей, проживающих в регионе). На город Тверь приходится 36 процентов очередников.
За 9 месяцев 2013 года улучшили жилищные условия 1 786 семей и 158 семей сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях.
По состоянию на 01.10.2013 на учете нуждающихся в жилых помещениях состоят 23 458 семей.
Информация по обеспечению жильем граждан Тверской области приведена в таблице 7.
Оперативная информация о гражданах Тверской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальных образованиях, в том числе имеющих право на обеспечение жильем за счет (с привлечением) средств федерального бюджета и бюджета Тверской области на 01.10.2013
Таблица 7
N п/п |
Категория граждан |
Количество семей граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях (на 01.10.2013), семей |
Сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях (с 01.01.2013), из них |
|
Обеспечены жильем, семей |
Не обеспеченные жильем (сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях), семей |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I. Граждане, подлежащие обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета | ||||
1.1 |
Участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица |
431 |
595 |
67 |
1.2 |
Ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, а также приравненные к ним лица |
196 |
5 |
13 |
1.3 |
Инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, вставшие на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года |
577 |
18 |
35 |
1.4 |
Граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 |
- |
1 |
- |
1.5 |
Граждане, признанные вынужденными переселенцами |
86 |
11 |
16 |
1.6 |
Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица |
111 |
5 |
- |
1.7 |
Военнослужащие и приравненные к ним лица, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и граждане, уволенные с военной службы (службы) |
50 |
21 |
- |
|
Итого |
1 451 |
656 |
131 |
II. Граждане, подлежащие обеспечению жильем с привлечением средств федерального бюджета | ||||
2.1 |
Молодые семьи |
1 161 |
50 |
6 |
2.2 |
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей |
397 |
122 |
21 |
2.3 |
Граждане, проживающие в аварийном жилищном фонде |
3697 |
449 |
- |
|
Итого |
5 255 |
621 |
27 |
III. Граждане, подлежащие обеспечению жильем за счет (с привлечением) средств бюджета субъекта Российской Федерации | ||||
3.1 |
Молодые семьи |
- |
- |
- |
3.2 |
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей |
65 |
- |
- |
|
Итого |
65 |
- |
- |
IV. Граждане, подлежащие обеспечению жильем органами местного самоуправления (без привлечения средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации) | ||||
4.1 |
Граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях |
16 687 |
509 |
- |
|
Итого |
16 687 |
509 |
- |
|
Всего |
23 458 |
1 786 |
158 |
5. За период 2006 - 2012 годов на федеральном и региональном уровне были приняты нормативные акты, утверждающие механизмы, способствующие развитию жилищного строительства, а также предусматривающие меры повышения доступности жилья. Однако сложившаяся социально-экономическая ситуация диктует необходимость изменения требований к качеству жилищного фонда, его цене, эксплуатационным характеристикам. Возникает потребность в изменении отношения к использованию земельных, энергетических ресурсов, в пересмотре форм государственной поддержки стимулирования жилищного строительства и мерах поддержки отдельных категорий граждан.
Стратегической целью государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах является формирование благоприятной среды жизнедеятельности для граждан Тверской области, которая позволит не только удовлетворять жилищные потребности, но и обеспечит достойное качество жизни населения региона.
Для достижения этой цели предусматривается продолжить работу по:
наращиванию объемов жилищного строительства;
повышению покупательской и инвестиционной активности в строительстве;
повышению доступности кредитных ресурсов для строительных организаций и населения;
обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков под жилищное строительство, в первую очередь предоставляемых семьям, имеющим трех и более детей;
развитию некоммерческих форм жилищного строительства, в том числе жилищно-строительных кооперативов;
развитию рынка арендного жилья;
улучшению качества жилищного фонда и повышению его комфортности;
завершению разработки документов территориального планирования и градостроительного зонирования;
обновлению основных фондов и материально-технической базы строительного комплекса с целью обеспечения потребности рынка в современной, конкурентоспособной продукции.
Необходимо продолжить переориентацию строительного комплекса с реализации капиталоемких инвестиционных проектов на создание объектов с применением современных качественных энергоэффективных и экологичных материалов и конструкций, которые позволят сохранить культурное и архитектурное наследие, самобытный исторический облик тверского региона.
Программные мероприятия региональной программы Тверской области "Развитие жилищного строительства в Тверской области на период до 2020 года" (далее - Программа) призваны обеспечить практическую реализацию комплекса проблемных вопросов в строительной отрасли.
Направления решения проблем, предлагаемые настоящей Программой, соответствуют задачам, предусмотренным федеральным законодательством и законом Тверской области от 15.07.2015 N 66-ЗО "О стратегическом планировании в Тверской области".
Программа ориентирована на интеграцию в действующие и разрабатываемые федеральные и областные целевые программы, предполагающие реализацию механизмов поддержки развития строительного комплекса и жилищного строительства в Тверской области.
С 2013 года на достижение целей Программы направлена реализация отдельных мероприятий и подпрограмм, осуществляемых в рамках следующих государственных программ Тверской области:
а) "Создание условий для комплексного развития территории Тверской области, обеспечения доступным и комфортным жильем и объектами инфраструктуры населения Тверской области" на 2015 - 2020 годы (утверждена постановлением Правительства Тверской области от 14.10.2014 N 510-пп);
б) "Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика Тверской области" на 2013 - 2018 годы (утверждена постановлением Правительства Тверской области от 16.10.2012 N 612-пп);
в) "Управление имуществом и земельными ресурсами Тверской области, совершенствование системы государственных закупок региона" на 2013 - 2018 годы (утверждена постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2012 N 623-пп);
г) "Комплексная программа по повышению энергетической эффективности региональной экономики и по сокращению энергетических издержек в бюджетном секторе Тверской области" на 2013 - 2018 годы (утверждена постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2012 N 617-пп);
д) "Государственное регулирование цен (тарифов) в Тверской области" на 2013 - 2018 годы (утверждена постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2012 N 619-пп);
абзац двадцать третий утратил силу;
ж) "Молодежь Верхневолжья" на 2013 - 2018 годы (утверждена постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2012 N 616-пп);
з) "Социальная поддержка и защита населения Тверской области" на 2013 - 2018 годы (утверждена постановлением Правительства Тверской области от 16.10.2012 N 609-пп);
абзац двадцать шестой утратил силу;
См. текст абзаца двадцать шестого пункта 5 раздела I
к) "Развитие транспортного комплекса и дорожного хозяйства Тверской области" на 2013 - 2018 годы (утверждена постановлением Правительства Тверской области от 16.10.2012 N 613-пп);
л) "Управление природными ресурсами и охрана окружающей среды Тверской области" на 2013 - 2018 годы (утверждена постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2012 N 614-пп);
м) "Сельское хозяйство Тверской области" на 2013 - 2018 годы (утверждена постановлением Правительства Тверской области от 16.10.2012 N 608-пп).
Тверская область имеет серьезные предпосылки для дальнейшего поступательного развития жилищного строительства, наращивания его объемов и повышения доступности жилья для населения.
Жилищное строительство выступает в качестве движущей силы инновационного развития экономики, обеспечивает высокий уровень налоговых поступлений во все уровни бюджета, средства которых можно направить на осуществление градостроительной, проектно-планировочной деятельности, а также подготовку земельных участков под жилую застройку, включая обеспечение их объектами инфраструктуры.
Реализация механизмов и комплекса мероприятий, предусмотренных Программой, позволит сформировать необходимый резерв развития территорий муниципальных образований Тверской области и обеспечить положительную тенденцию решения жилищного вопроса для населения Тверской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.