Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства
Тверской области
от 20 марта 2013 г. N 116-рп
План
мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Тверской области"
I. Общее описание "дорожной карты"
Целью "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Тверской области" (далее - "Дорожная карта") является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников, стимулирование заинтересованности работников в результатах своего труда через повышение заработной платы.
Возрастной состав населения характеризуется преобладанием лиц старших возрастных групп. Количество лиц моложе трудоспособного возраста -197 827 человек (14,7 %), в трудоспособном возрасте - 783 485 человек (58,4 %), старше трудоспособного возраста - 360 888 человек (26,9 %). Рождаемость в 2012 году составляла 11,6 человек на 1000 населения, смертность -18,2 человек на 1000 населения.
Наиболее распространенными причинами смерти в 2012 году остались болезни системы кровообращения (64,3 % в общем числе умерших), новообразования (13,1 %) и внешние причины (9,4 %).
По занимаемой площади - 84,2 тыс. квадратных километров Тверская область является одной из самых больших в Центральном федеральном округе Российской Федерации. Численность населения Тверской области по состоянию на 01.01.2012 составляет 1 335,0 тыс. человек. Городское население - 1 004,7 тыс. человек (74,8%), сельское - 337,5 тыс. человек (25,2 %).
Тверская область включает: закрытых административно-территориальных образований - 2; муниципальных районов 36; городских поселений - 44; сельских поселений - 318. Административным центром Тверской области является город Тверь, население которого составляет более 400 тысяч человек. Крупные города Тверской области: Ржев (население 61,6 тыс. человек), Вышний Волочек (население - 53,8 тыс. человек), Кимры (население - 50,5 тыс. человек), Торжок (население - 47,8 тыс. человек), Конаково (население - 40,2 тыс. человек), Удомля (население - 32,1 тыс. человек), Бологое (население - 25,3 тыс. человек).
Система областного здравоохранения включает в себя 115 государственных медицинских организаций, (105 медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь населению Тверской области, и 10 учреждений здравоохранения, не оказывающих медицинских услуг).
Медицинская помощь населению Тверской области оказывается в 76 больничных учреждениях, 99 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждениях и входящих в состав других учреждений, 10 диспансерах, 11 стоматологических поликлиниках. Первичная медико - санитарная помощь оказывается 253 врачами общей практики и на 613 фельдшерско-акушерских пунктах.
В целях повышения структурной эффективности системы здравоохранения в Тверской области, оптимизации использования финансовых средств и исключения необоснованного дублирования выполняемых в стационарах функций, необходимости приведения в соответствие с федеральными нормативами областных нормативов круглосуточной стационарной помощи в рамках закона Тверской области от 27.12.2012 N 136-ЗО "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации на территории Тверской области медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" в Тверской области проведена инвентаризация сети круглосуточных стационаров, определены объемы реструктуризации круглосуточных коек в учреждениях, не имеющих ресурсов для организации медицинской помощи в соответствии с порядками и стандартами.
Оптимизация коечного фонда проводилась на основании анализа работы койки по профилям, рассчитывались показатели прогнозируемой работы койки после проведения оптимизации коечного фонда и соответствие их нормативам, оценивалась возможность улучшения работы койки при перепрофилировании коечного фонда. Проведен анализ медико-экономической эффективности, возможных кадровых изменений, определена возможность выполнения медико-экономических стандартов по объемам и соответствию.
Наибольшей реорганизации коечного фонда подверглись маломощные учреждения I уровня, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
В целях повышения эффективности использования коечного фонда в учреждениях первого уровня осуществлялась политика сокращения неиспользуемых мощностей медицинских организаций и поэтапная реструктуризация лечебно - профилактических учреждений за счет упразднения неэффективно работающих подразделений с перспективой замены их структурами нового типа (отделения паллиативной помощи в Калининском и Кимрской районах, отделения сестринского ухода в 12 районах Тверской области.), переноса объемов из стационарного сектора в амбулаторный. В рамках реализации целевой программы Тверской области "Модернизация здравоохранения Тверской области на 2011-2012 годы" наиболее активно проведена реорганизация в Кашинском, Кимрском, Лихославльском, Вышневолоцком, Ржевском, Лесном районах.
Особое значение для региона имело определение единой стратегии медицинской регионализации при реформировании специализированной стационарной помощи.
Модернизация специализированной стационарной медицинской помощи включала в себя оптимизацию объемов и сроков госпитализации в сочетании со структурной реорганизацией стационаров путем дифференциации больничной сети по уровням и по степени интенсивности лечебно - диагностического процесса с одновременным расширением мощностей стационаров дневного или краткосрочного пребывания и внедрения стационарозаменяющих технологий. Учитывалось региональное планирование развития специализированных видов помощи в сочетании с управлением потоками и объемами данной медицинской помощи.
Малочисленные узкопрофильные койки оптимизированы и сконцентрированы на уровне межрайонных центров и специализированных учреждений здравоохранения, где оказывается медицинская помощь в соответствии с порядками оказания профильной медицинской помощи.
С целью оптимизации специализированной противотуберкулезной службы и повышения ее эффективности, а также формирования единого подхода к диагностике больных туберкулезом, рационального использования ресурсов проведена реорганизация государственного казенного учреждения здравоохранения Тверской области "Тверской областной клинический противотуберкулезный диспансер" путем слияния с государственным казенным учреждением здравоохранения Тверской области "Вышневолоцкиий противотуберкулезный диспансер", государственным казенным учреждением здравоохранения Тверской области "Ржевский противотуберкулезный диспансер", государственным казенным учреждением здравоохранения Тверской области "Трестенская противотуберкулезная больница" (с дальнейшей перепрофилированием в хоспис для больных туберкулезом) и туберкулезным санаторием "Черногубово".
В результате реорганизации коечная мощность лечебной сети Тверской области на 26.02.2013 составила 11 806 коек (из них в системе ОМС - 8321), что на 7,4 % меньше, чем в 2012 году (12756 коек; в ОМС - 9206).
Коечный фонд учреждений распределен по уровням оказания медицинской помощи следующим образом: I уровень - 1962 койки, что на 35,0% меньше, чем в 2012 году (3023 койки); II уровень - 6349 коек, что на 1,6% меньше предыдущего года (6457), на III уровне - 3495, что на 6,7% больше по сравнению с 2012 годом (3276). Количество коек сестринского ухода составило 641 (из них 148 - паллиативные).
Мощность дневных стационаров увеличилась на 22,2 % и составила 2587 коек. За последние пять лет объем медицинской помощи в дневных стационарах всех типов вырос на 36,6 %. Наибольшее количество стационарозамещающих коек - в дневных стационарах при больничных учреждениях (далее - БУ), удельный вес их составляет 63%, с динамикой снижения, а при амбулаторно-поликлинических учреждениях (далее - АПУ) - 25 %, с тенденцией роста. Доля коек стационара на дому составляет 12,0 %.
Обеспеченность койками дневного стационара на 10 000 человек населения в 2012 году составила 1,9 коек (в 2011 году - 1,6 коек), после проведения оптимизации коечного фонда в 2013 году - 2,3.
Уровень госпитализации в дневные стационары в Тверской области имеет положительную тенденцию, но ниже среднего показателя по Российской Федерации и большинства регионов ЦФО, что обусловлено низкой плотностью населения, территориальной удаленностью населенных пунктов. Возрастает число выписанных больных из дневных стационаров, причем в стационарах при БУ темп роста выше, чем при АПУ. Увеличивается как абсолютное количество, так и удельный вес пролеченных в дневных стационарах сельских жителей, особенно в стационарах при АПУ. Существенно возросло количество и удельный вес детей от 0-17 лет, пролеченных на дневных койках. Отмечается тенденция снижения удельного веса переведенных из дневных стационаров больных для лечения в круглосуточные стационары.
С учетом оптимизации круглосуточного коечного фонда к 2013 году объем помощи в дневных стационарах всех типов достигнет нормативного, то есть 0,614 пациенто-дня на 1 жителя в год, а в дальнейшем ожидается его рост. Ожидается увеличение удельного веса объемов помощи, оказанных в дневных стационарах при АПУ, до 52% от всего объема стационарозамещающей помощи.
В течение 2012 года продолжала развиваться сеть стационаров на дому, с 2013 года эта форма будет внедрена во всех медицинских организациях региона.
За последние пять лет система регионального здравоохранения претерпела структурные преобразования, направленные на обеспечение доступности и качества медицинской помощи, и в настоящее время представляет трехуровневую систему, включающую медицинские организации областного, межтерриториального и муниципального уровней.
Кроме того, на территории Тверской области функционируют учреждения здравоохранения федерального подчинения и учреждения иной формы собственности.
С целью совершенствования медицинской помощи по различным направлениям разработаны схемы маршрутизации пациентов в медицинские организации Тверской области в соответствии с утвержденными стандартами и порядками оказания медицинской помощи. Сеть учреждений здравоохранения максимально приближена к федеральным нормативам с учетом территориальных особенностей.
Первый уровень обеспечивает население Тверской области первичной медико-санитарной помощью, в том числе первичной специализированной медико-санитарной помощью.
Первичную медико-санитарную помощь населению оказывают 8 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений, 26 центральных районных больниц, 2 городские больницы, 3 медико-санитарные части, 3 станции скорой медицинской помощи, 2 отделенческие больницы, 1 подразделение Федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации.
Низкая плотность заселения территории и высокие показатели демографической нагрузки накладывают отпечаток на деятельность системы здравоохранения региона, существенно повышая стоимость ресурсов. Особенно актуально это для сельских жителей, численность которых в Тверской области составляет более 330 тысяч человек.
Центром сельского врачебного участка является общеврачебная практика. Сеть общеврачебных практик в нашем регионе призвана заменить сеть сельских врачебных амбулаторий и участковых больниц. Особенностью организации общеврачебной (семейной) практики в регионе является комплексный подход, включающий не только подготовку специалистов (врачи, медицинские сестры), но и помещений под офис с одновременным их оснащением медицинским оборудованием, компьютером, санитарным транспортом и мобильной связью, выплатой региональной надбавки медицинским работникам, работающим по принципу общей (семейной) практики, в зависимости от конечных результатов деятельности.
Количество врачебных участков офисов врачей общей практики увеличилось с 217 (2010 год) до 261 (2013год). Среднее количество обслуживаемого населения на 1 участке - 1 674 человека.
В настоящее время кабинеты врача общей практики имеются во всех районах Тверской области. При этом 76 % офисов обслуживают сельское население, а 24 % - городское. В 2013 году планируется завершить охват сельского населения Тверской области услугами врачей общей практики. После создания законченной сети общей врачебной практики планируется работа по улучшению материально-технической базы офисов, информатизация их с возможностью перманентного дистанционного обучения и консультативной работы и другие мероприятия, направленные на улучшение доступности и повышение качества медицинской помощи населению.
В Тверской области функционирует 5 взрослых и 2 детских центра здоровья, они рассчитаны на охват 60 % населения.
В целях повышения эффективности оказания населению Тверской области скорой медицинской помощи и первичной медико-санитарной помощи в структуре медицинских организаций создаются подразделения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь в неотложной форме. В настоящее время пункты неотложной медицинской помощи развернуты в 31 медицинской организации Тверской области на базе поликлиник.
Второй уровень (межмуниципальный) предназначен для оказания специализированной медицинской помощи. На этом уровне оказывают помощь 40 медицинских организаций. Исходя из сложившихся потоков больных, наличия транспортного сообщения определены зоны ответственности межрайонных лечебно-диагностических и консультативных центров и отделений (далее - межрайонные центры). Утверждена система лечебно-эвакуационных мероприятий с направлением больных на следующий этап оказания медицинской помощи, показания к госпитализации больных в стационарные учреждения здравоохранения оказания медицинской помощи.
В межрайонных центрах, сформированных в 10 муниципальных образованиях региона, оказывается специализированная медицинская помощь по основным профилям (от 6 до 10 видов) в зависимости от коечной мощности учреждения. Удаленность межрайонных центров от областного центра составляет от 120 до 230 км, а численность обслуживаемого населения закрепленных районов составляет от 48 до 650 тыс. человек. Оснащенность, структура и штаты межрайонных центров позволяют оказывать стационарную и амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь больным из прикрепленных районов как в плановом, так и в экстренном порядке, обеспечить реализацию принципа этапности и непрерывности медицинского обслуживания. В первоочередном порядке межрайонные центры оснащаются медицинским оборудованием, укомплектовываются кадрами. В структуре больных, пролеченных в межмуниципальных центрах, доля жителей прикреплённой зоны обслуживания составляет 18 %.
Межрайонные центры участвуют в проектах:
по совершенствованию оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями (государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Вышневолоцкая центральная районная больница", государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Ржевская центральная районная больница", государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Городская клиническая больница N 6", г. Тверь, с 2013 года - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Бежецкая центральная районная больница", государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Нелидовская центральная районная больница", государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Городская клиническая больница N 7" г. Тверь);
по совершенствованию оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Конаковская центральная районная больница", государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Торжокская центральная районная больница", государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Вышневолоцкая центральная районная больница", государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Центральная районная больница муниципального образования Бологовский район", государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Городская больница скорой медицинской помощи" г. Тверь).
В дальнейшем планируется усиливать роль межрайонных центров в оказании специализированной помощи населению, существенно улучшить их материально-техническую базу, улучшить кадровое обеспечение.
Работа по реформированию сети учреждений здравоохранения, оптимально соответствующей потребности населения в оказании медицинской помощи, будет продолжена.
Третий уровень предназначен для оказания специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной. На третьем уровне 13 многопрофильных медицинских организаций оказывают стационарную и амбулаторную специализированную и высокотехнологичную медицинскую помощь по ряду специальностей, в том числе: комбустиология, урология, нейрохирургия, микрохирургия глаза, сердечно-сосудистая хирургия, нефрология, гастроэнтерология эндокринология, аллерго-иммунология, гематология, профпатология, гемодиализ и др.
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье", федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы" с 2010 года на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Областная клиническая больница" функционирует региональный сосудистый центр. В областной консультативной поликлинике организованы: областной диабетологический центр, областной ревматологический центр, областной центр сурдологии и слухопротезирования, центр превентивной ангионеврологии.
Осуществляется специализированная медицинская помощь по высокотехнологичным методикам: ангиопластика, стентирование коронарных артерий и других магистральных сосудов, эндопротезирование суставов, электрокардиостимуляция, протезирование крупных суставов, отдельные виды хирургических операций (панкреато-дуоденальная резекция, операция при атрезии кишечника, травматологические операции у детей, пластические операции при оториноларингологической патологии, операции на задней камере глаза, экстракорпоральное оплодотворение, трансуретральная резекция и др.).
Приоритетным направлением в системе оказания медицинской помощи матерям и детям являются мероприятия, направленные на совершенствование оказания специализированной медицинской помощи беременным женщинам и новорожденным детям.
Обеспеченность круглосуточными стационарными койками для детей в 2012 году в Тверской области составляет 69,39 коек на 10 000 детей в возрасте 0-17 лет, специализированными - 28,9 коек, койками для недоношенных и новорожденных - 88,9 коек.
На территории Тверской области функционируют 4 самостоятельные детские больницы, 55 учреждений здравоохранения имеют в своем составе детские койки и отделения.
В соответствии с трехуровневой системой организации медицинской помощи:
Учреждения III уровня:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Областной клинический перинатальный центр им. Е.М. Бакуниной";
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Детская областная клиническая больница".
Учреждения II уровня:
7 межмуниципальных центров (государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Бежецкая центральная районная больница", государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Вышневолоцкая центральная районная больница", государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Кашинская центральная районная больница", государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Нелидовская центральная районная больница", государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Осташковская центральная районная больница", государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Ржевская центральная районная больница", государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Торжокская центральная районная больница");
23 учреждения включая городские детские больницы, санатории, диспансеры, дома ребенка.
Учреждения I уровня - 27 медицинских организаций.
В Тверской области функционирует 1 635 педиатрических коек круглосуточного пребывания и 312 коек дневного стационара для детского населения. Из них круглосуточных педиатрических - 952 койки, круглосуточных специализированных - 683 койки.
С целью улучшения качества оказания медицинской помощи новорожденным детям за 2011-2012 годы в Тверской области в рамках реализации целевой программы Тверской области "Модернизация здравоохранения Тверской области на 2011 - 2012 годы" удалось увеличить количество детских реанимационных коек с 39 до 60 коек.
В настоящее время в учреждениях родовспоможения и детства Тверской области, 137 коек патологии новорожденных и недоношенных детей (второй этап выхаживания новорожденных). Дефицит в койках второго этапа выхаживания новорожденных в 2013 году составляет 8,7 % (13 коек).
На базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Детская областная клиническая больница" функционирует 10 коек неонатальной хирургии, в 2013 году открыто 20 коек нейрохирургии и 12 коек онкологии.
В Тверской области на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Детская областная клиническая больница" функционирует отделение экстренной и плановой консультативной помощи, в котором организованы выездные неонатологические и педиатрические бригады, оказывающие помощь на местах, и по показаниям обеспечивающие быструю транспортировку новорожденных и детей в учреждения более высокого уровня.
С целью развития системы оказания паллиативной медицинской помощи детям Тверской области в 2013 году открыты и функционируют 3 койки паллиативной медицинской помощи детям.
С 2013 года на базе многопрофильной больницы планируется открытие кабинета катамнеза для детей, рожденных с низкой и экстремально низкой массой тела, перенесших реанимационные мероприятия и имевших нарушения в периоде адаптации.
В Тверской области оздоровление и реабилитация детей осуществляется в 6 детских санаториях:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Детский санаторий "Радуга" - многопрофильный санаторий (заболевания органов пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистой и нервной систем, опорно-двигательного аппарата). Санаторий рассчитан на 150 мест;
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Детский санаторий "Прометей" - многопрофильный санаторий (основной профиль - кардио-пульмонологический, дополнительные - болезни ЛОР - органов, органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, ожирение и другие виды избыточного питания, аллергические заболевания кожи ). Санаторий рассчитан на 100 мест.
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Детский санаторий "Вышневолоцкий" - для детей с ДЦП, опорно-двигательной и неврологической патологией. Санаторий рассчитан на 75 мест;
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Детский санаторий "Новинки" - для дошкольников и учащихся начальных классов с психоневрологической патологией. Санаторий на 50 мест;
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Митинский детский туберкулезный санаторий" - профилактика и лечение туберкулеза у детей. Санаторий рассчитан на 50 мест;
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Детский противотуберкулезный санаторий N 2" - профилактика и лечение туберкулеза у детей дошкольников. Санаторий рассчитан на 50 мест.
Ежегодно в государственных санаторных учреждениях проходят оздоровление 5 700 детей.
Одним из основных принципов перинатальной охраны женщины и новорожденного, который внедрен в Тверской области, является трехуровневая система оказания медицинской помощи.
Учреждения здравоохранения Тверской области, оказывающие медицинскую помощь женщинам в период родов и в послеродовый период, в настоящее время подразделены на три уровня:
- I уровень - учреждения здравоохранения, в которых не обеспечена круглосуточная работа врача-акушера-гинеколога: всего 28 учреждений;
- II уровень - учреждения здравоохранения, имеющие в своей структуре отделения (палаты) реанимации и интенсивной терапии для женщин и новорожденных, круглосуточное дежурство врача акушера-гинеколога: всего 13 учреждений;
- III уровень - единственный в Тверской области ведущий акушерский стационар, в котором оказывается специализированная акушерско-гинекологическая помощь женщинам Тверской области (государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Тверской клинический перинатальный центр им. Е.М. Бакуниной"), имеющий в своей структуре отделение реанимации и интенсивной терапии для женщин и новорожденных, отделение патологии новорожденных и недоношенных детей, отделение вспомогательных репродуктивных технологий (ЭКО), рассчитанный на 3000 родов в год.
В 2012 году структура коечного фонда не изменилась. В январе 2013 года проведена реструктуризация коечного фонда: в учреждениях родовспоможения I уровня количество акушерских коек уменьшилось на 32.9 % (155 коек). В учреждениях II уровня количество акушерских коек составляет 482. Увеличены акушерские койки в стационаре III уровня до 95. Таким образом, в настоящее время общее количество акушерских коек составляет - 732 койки, гинекологических коек - 480 коек.
В результате проведенной реструктуризации коечного фонда произошло частичное перераспределение коек для беременных и рожениц.
С 2011 года на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Областной клинический перинатальный центр им. Е.М. Бакуниной" (далее - Центр) начал функционировать дистанционный консультативный центр для оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи женскому населению Тверской области, оснащенный современным реанимобилем.
Кроме того, на базе Центра в 2012 году открыто и функционирует отделение вспомогательных репродуктивных технологий для оказания специализированной медицинской помощи гинекологическим больным для восстановления репродуктивной функции, в том числе методом экстракорпорального оплодотворения. Это позволит улучшить доступность в получении медицинской помощи бесплодным парам в Тверской области.
В целях повышения рождаемости и снижения количества абортов в 2011 году в 3 женских консультациях открыты кабинеты медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, где наряду с акушерами-гинекологами приемы ведут медицинские психологи, юристы.
Начали функционировать четыре центра медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в городах Тверь, Ржев, В.Волочок# и Нелидово.
Организован Центр охраны репродуктивного здоровья подростков и молодежи "Клиника дружественная молодежи - Твой мир.ru" на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Центр специализированных видов медицинской помощи им. В.П. Аваева", где оказывается квалифицированная медицинская и психологическая помощь в области репродуктивного здоровья молодым людям от 14 до 24 лет. Работа Центра финансируется за счет средств областного бюджета Тверской области. Все виды медицинской помощи в области репродуктивного здоровья для подростков до 18 лет оказываются бесплатно.
Организована и работает с 2012 г. на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Центр специализированных видов медицинской помощи им. В.П. Аваева" "Школа молодой семьи" для подростков с 16 лет, где будущих родителей психологи совместно с представителями Русской православной церкви обучают основам семейных взаимоотношений. Филиал "Школы молодой семьи" открыт в г. Андреаполь.
Схема госпитализации и маршрутизации пациенток акушерского профиля в медицинские организации Тверской области приведена в соответствие с Порядком оказания акушерско-гинекологической помощи, что позволяет предоставлять им квалифицированную медицинскую помощь в учреждениях, которые имеют отделения (палаты) реанимации и интенсивной терапии для женщин и новорожденных (схематические изображения маршрутизации пациентов и уровней организации медицинской помощи указаны в приложении к Дорожной карте).
Количество родов в Тверской области увеличивается: так, по сравнению с 2011 годом (14 475) количество родов в 2012 году (15 642) увеличилось на 8 %. Большинство родов проходит в стационарах второго уровня. Так, в 2012 году в стационарах первого уровня принято - 1 590 родов (10,2 %), в стационарах второго уровня - 10 977 родов (70,1 %), в стационаре третьего уровня - 3 075 родов (19,7 %). Благодаря проведению мониторинга беременных женщин и соблюдению маршрутизации потоков количество родов в стационарах первого уровня снизилось на 20% в 2012 году. (1590) по сравнению с 2011 годом (1909).
Финансирование медицинской помощи.
К числу мероприятий, намеченных к реализации, относится разработка методологических подходов к повышению эффективности оказания скорой медицинской помощи вне медицинских организаций и неотложной помощи; медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях; специализированной, включая высокотехнологичную, а также медицинской помощи в стационарных условиях.
"Дорожная карта" призвана обеспечить установление механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от количества и качества предоставляемых населению бесплатных медицинских услуг.
В Тверской области работают 6 382 врача и 11 876 человек среднего медицинского персонала. Из них имеют сертификат специалиста 5 381 (84,3 %) врача и 10 969 (92,3 %) средних медицинских работников. Категорию имеют 49,5 % врачей, или 3 165 человек, из них высшую 31,6 % (2020), первую 12,2 % (779) и вторую 5,7 % (366). Из числа средних медицинских работников высшую категорию имеют 50,1 % (5953), первую 13,6 % (1616), вторую 5,6 % (664), всего 69,3 % (8233). Средний возраст работающих в отрасли здравоохранения Тверской области колеблется от 40 до 50 лет. Прогнозируемая обеспеченность населения Тверской области врачами на 10 000 человек населения составит к 2018 году 41,0 человек.
В рамках реализации постановления Правительства Тверской области от 16.10.2012 N 607-пп "О государственной программе Тверской области "Здравоохранение Тверской области" на 2013 - 2018 годы" (далее - государственная программа) планируется дальнейшее обеспечение постдипломной подготовки врачей для медицинских организаций Тверской области; подготовка среднего медицинского персонала; организация профориентационной работы с учащимися общеобразовательных учреждений Тверской области; заключение договоров по целевому обучению студентов в высших медицинских учебных заведениях от 70 абитуриентов в 2013 году до 90 абитуриентов в 2018 году); содействие в трудоустройстве выпускникам учреждений высшего и среднего специального профессионального образования; аттестация специалистов с высшим и средним профессиональным образованием; содействие в трудоустройстве специалистов из сопредельных государств. На мероприятия по повышению квалификации и профессиональную переподготовку специалистов запланирован рост ассигнований из областного бюджета от 18471 тыс. в 2012 году руб. до 18669,60 тыс. руб. в 2018 году.
В соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 02.12.2008 N 457-па "Об утверждении положения о порядке и стимулировании труда в государственных учреждениях здравоохранения Тверской области" с 2009 года введена новая система оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения Тверской области. В Тверской области определены единые межотраслевые подходы к формированию должностных окладов работников, перечню компенсационных и стимулирующих выплат.
Изменилась структура заработной платы. Заработная плата состоит из должностного оклада, компенсационных выплат и выплат стимулирующего характера. В связи со значительным ростом должностных окладов, в процентном отношении сокращены доплаты за работу в опасных для здоровья и тяжелых условиях труда, надбавка за выслугу лет. Кроме того, новая система оплаты труда предусматривает установление персональных стимулирующих выплат.
В новом положении об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения значительно расширен перечень компенсационных выплат. В Положении появился новый раздел "Выплаты стимулирующего характера, установление которых направлено на повышение качества и доступности медицинской помощи, на улучшение показателей деятельности системы здравоохранения".
Реализация целевой программы Тверской области, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 11.03.2011 N 99-па "Об утверждении целевой программы Тверской области "Модернизация здравоохранения Тверской области на 2011 - 2012 годы" позволила повысить заработную плату в 2012 году в целом по отрасли здравоохранения по сравнению с 2010 годом на 48,4 %. Среднемесячная заработная работников здравоохранения за счет всех источников финансирования за 2012 год составила 16 432 руб., в том числе по категориям персонала:
|
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Процент повышения к уровню 2010 года |
Врачи |
16 865 |
22 066 |
25 527 |
151,4 |
Средний медперсонал |
10 851 |
13 230 |
14 329 |
132,1 |
Младший медперсонал |
6 071 |
6 313,8 |
6 599 |
108,7 |
Прочий персонал |
9 088 |
11 670 |
12 820 |
141,1 |
В среднем |
11 071 |
14 462,1 |
16 432 |
148,4 |
В рамках Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в здравоохранении, а также достижения конкретных показателей доступности и качества оказываемых медицинских услуг предусмотрено обеспечить повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) образование или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе; среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Для достижения показателей заработной платы в период 2013 - 2018 годов общая потребность в финансовых средствах на обеспечение повышения заработной платы составляет 33 023,8 млн. руб. За счет всех источников финансирования планируется выделить 23 769,5 млн. руб.
Размер средней заработной платы, обеспеченной источниками финансирования
рублей
|
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги, (обеспечивающие предоставление медицинских услуг) |
29 824,2 |
33 407,9 |
38 666,8 |
48 558,4 |
55 637,0 |
70 258,9 |
Средний медицинский (фармацевтический) персонал (персонал, обеспечивающий предоставление медицинских услуг) |
17 372,2 |
19 362,4 |
22 370,0 |
26 347,6 |
29 601,9 |
35 295,7 |
Младший медицинский персонал (персонал, обеспечивающий предоставление медицинских услуг) |
8 686,0 |
10 113,4 |
11 622,7 |
13 040,5 |
14 421,2 |
15 804,2 |
Социальные работники учреждений здравоохранения |
10 284,0 |
10 849,6 |
11 446,3 |
12 075,8 |
12 740,0 |
13 440,7 |
Дефицит финансовых средств на обеспечение повышения заработной платы указанных категорий работников и достижения размеров заработной платы составляет 9 254,3 млн. руб., из них по годам:
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2013-2018 год |
359,7 |
486,6 |
579,5 |
1 267,6 |
3 792,6 |
2 768,3 |
9 254,3 |
Территориальная программа на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов утверждена законом Тверской области от 27.12.2012 N 136-ЗО "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации на территории Тверской области медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Территориальная программа).
Программа характеризуется следующими основными параметрами.
Расчетная потребность в финансовых средствах, необходимых для реализации Территориальной программы, составляет на 2013 год 12 031,3 млн. руб., на 2014 год - 13 650,4 млн. руб., на 2015 год - 15 979,7 млн. руб.
Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Территориальной программой обязательного медицинского страхования (без учета расходов федерального бюджета), отражают размер бюджетных ассигнований и средств обязательного медицинского страхования, необходимых для компенсации затрат медицинских организаций по предоставлению бесплатной медицинской помощи в расчете на 1 человека, и составляют в 2013 году 9 357,4 руб., в 2014 году - 10 540,6 руб., в 2015 году - 12 198,5 руб., в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет средств субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2013 году - 5 942,5 руб., в 2014 году- 6 962,5 руб., в 2015 году - 8 481,5 руб.
В Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания жителям Российской Федерации медицинской помощи на территории Тверской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов предусмотрены нормативы объема медицинской помощи в расчете на одного жителя, который составляет:
- для скорой медицинской помощи вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию, на 2013-2015 годы - 0,318 вызова на 1 жителя, в рамках Территориальной программы - 0,225, 0,212, 0,317 соответственно годам, вызова на 1 застрахованное лицо;
- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической целью (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала): на 2013 год - 2,44 посещения на 1 жителя, в рамках Территориальной программы - 2,04 посещения на 1 застрахованное лицо; на 2014 год - 2,64 посещения на 1 жителя, в рамках Территориальной программы - 2,24 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2015 год - 2,7 посещения на 1 жителя, в рамках Территориальной программы - 2,3 посещения на 1 застрахованное лицо;
- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках Территориальной программы на 1 застрахованное лицо:
на 2013 год - 0,36 посещения, на 2014 год - 0,46 посещения, на 2015 год - 0,6 посещения;
- для медицинской помощи в условиях дневных стационаров: на 2013 год - 0,596 пациенто-дня на 1 жителя, в рамках Территориальной программы - 0,52 пациенто-дня на 1 застрахованное лицо, на 2014 год - 0,627 пациенто-дня на 1 жителя, в рамках Территориальной программы - 0,55 пациенто-дня на 1 застрахованное лицо, на 2015 год - 0,668 пациенто-дня на 1 жителя, в рамках Территориальной программы - 0,59 пациенто-дня на 1 застрахованное лицо;
- для медицинской помощи в стационарных условиях: на 2013 год - 2,717 койко-дня на 1 жителя, в рамках Территориальной программы - 1,88 койко-дня на 1 застрахованное лицо; на 2014 год - 2,676 койко-дня на 1 жителя, в рамках Территориальной программы - 1,84 койко-дня на 1 застрахованное лицо, на 2015 год - 2,413 койко-дня на 1 жителя, в рамках Территориальной программы - 1,62 койко-дня на 1 застрахованное лицо;
- для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях на 2013 год - 0,077 койко-дня на 1 жителя, на 2014 год - 0,092 койко-дня на 1 жителя, на 2015 год - 0,112 койко-дня на 1 жителя.
Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с настоящей Программой, рассчитаны исходя из расходов на ее оказание и на 2013 год составляют:
на 1 вызов скорой медицинской помощи за счет средств областного бюджета - 2 501,9 рублей, за счет средств обязательного медицинского страхования - 1 435,6 руб.;
на 1 посещение с профилактической целью при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета - 271,0 руб., за счет средств обязательного медицинского страхования - 287,0 руб.;
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета - 771,8 руб., за счет средств обязательного медицинского страхования -832,4 руб.;
на 1 посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме в амбулаторных условиях за счет средств обязательного медицинского страхования - 367,4 руб.;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств областного бюджета - 508,3 руб., за счет средств обязательного медицинского страхования - 614,4 руб.;
на 1 случай применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) за счет средств обязательного медицинского страхования - 106 253,9 руб.;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях за счет средств областного бюджета - 1 657,0 руб., за счет средств обязательного медицинского страхования - 1 892,9 руб.;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода) - 1 537,1 руб. за счет средств областного бюджета Тверской области.
Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с настоящей Программой, на 2014 и 2015 годы составляют:
на 1 вызов скорой медицинской помощи в 2014 году за счет средств областного бюджета Тверской области - 2 337,6 руб., за счет средств обязательного медицинского страхования -1507,4 руб., в 2015 году за счет средств областного бюджета - 17 777,8 рублей, за счет средств обязательного медицинского страхования -1 582,8 руб.;
на 1 посещение с профилактической целью при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) в 2014 году за счет средств областного бюджета - 360,0 руб., за счет средств обязательного медицинского страхования - 339,1 руб., в 2015 году за счет средств областного бюджета - 448,9 руб., за счет средств обязательного медицинского страхования - 348,4 руб.;
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями в 2014 году за счет средств областного бюджета - 1044,0 рублей, за счет средств обязательного медицинского страхования - 983,6 руб., в 2015 году за счет средств областного бюджета - 1 256,9 рублей, за счет средств обязательного медицинского страхования -1 010,3 руб.;
на 1 посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме в амбулаторных условиях за счет средств обязательного медицинского страхования в 2014 году - 434,2 руб., в 2015 году - 445,9 руб.;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров помощи - в 2014 году за счет средств областного бюджета - 559,4 руб., за счет средств обязательного медицинского страхования - 628,4 руб., в 2015 году за счет средств областного бюджета - 610,5 руб., за счет средств обязательного медицинского страхования - 620,0 руб.;
на 1 случай применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) за счет средств обязательного медицинского страхования в 2014 году - 113109,0 руб., в 2015 году - 119964,1 руб.;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях в 2014 году за счет средств областного бюджета - 1 714,8 руб., за счет средств обязательного медицинского страхования - 2 166,7 руб., в 2015 году за счет средств областного бюджета - 2 231,1 руб., за счет средств обязательного медицинского страхования - 2 428,8 руб.;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода) за счет средств областного бюджета в 2014 году - 1 654,3 руб., в 2015 году - 2 137,0 руб.
В регионе реализуется государственная программа Тверской области "Здравоохранение Тверской области" на 2013-2018 годы, утвержденная постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2012 N 607-пп "О государственной программе Тверской области "Здравоохранение Тверской области" на 2013 - 2018 годы", с общим объемом финансирования 51,2 млрд. руб.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "16.10.2012"
С учетом вышеприведенных структурных преобразований системы оказания медицинской помощи, планируется сокращение плановой госпитализации в круглосуточные стационары с перераспределением объемов на дневные стационары. Развитие профилактической помощи приведет к снижению числа экстренных случаев госпитализации. Совершенствование оказания стационарной медицинской помощи, внедрение стандартов оказания медицинской помощи за счет средств областного бюджета Тверской области по основным заболеваниям, обуславливающим до 85 % смертности населения, позволит повысить качество и доступность медицинской помощи населению Тверской области.
Основными приоритетами структурных преобразований системы оказания медицинской помощи населению на 2013-2018 годы являются: оптимизация объема медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, увеличение объема медицинской помощи в условиях дневных стационаров и паллиативной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях в неотложной форме. Структурные преобразования системы оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, предусматривают создание во всех подразделениях круглосуточной диспетчерской службы с приемом вызовов по единому телефону, обновление автопарка медицинской помощи, оснащение медицинского автотранспорта в соответствии с порядком оказания медицинской помощи, подготовку фельдшеров скорой медицинской помощи в соответствии с квалификационными характеристиками, создание организационно-методического отдела скорой медицинской помощи Тверской области.
Все имеющиеся 2265 машин и 3 станции скорой медицинской помощи оснащены автоматизированной системой управления приема и обработки вызовов и системой Глонасс.
Структурные преобразования системы оказания первичной медико-санитарной помощи в Тверской области в 2013 - 2018 году включают следующие мероприятия:
- формирование потоков пациентов по единым принципам маршрутизации;
-совершенствование системы оказания медицинской помощи сельскому населению, в том числе приоритетное развитие профилактического направления, включая проведение диспансеризации и медицинских осмотров;
- развитие новых стационарозамещающих форм оказания медицинской помощи (стационары на дому, стационары одного дня и др.);
- организация 8 мобильных бригад в целях совершенствования выездных методов работы;
- создание в структуре медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, подразделений неотложной медицинской помощи, работающих во взаимодействии с единой диспетчерской службой скорой медицинской помощи;
- создание телекоммуникационных центров в учреждениях здравоохранения, расположенных вдоль федеральной автомобильной дороги М10 и федеральной автомобильной дороги М9;
- совершенствование противотуберкулезной помощи населению в первичной лечебной сети;
- открытие отделений паллиативной помощи;
- внедрение системы медицинской и социальной реабилитации больных со злокачественными новообразованиями;
- организация единого экспертного онкологического скрининга, осуществляющего контроль за сроками прохождения обследования и приглашения на скрининг;
- организация работы первичных онкологических кабинетов;
- открытие кабинетов медицинской профилактики во всех поликлиниках Тверской области;
- открытие регионального образовательного центра для больных сахарным диабетом;
- открытие телекоммуникационных центров в офисах врачей общей практики для проведения открытых и непрерывных очно-дистанционных семинаров для повышения мастерства и профессиональной готовности семейных врачей;
- формирование единой системы профилактических и реабилитационных подразделений в первичном звене здравоохранения, обеспечивающая полноценную первичную, вторичную и третичную профилактику, направленную на сохранение и укрепление здоровья населения.
В целях повышения эффективности своевременного выявления факторов риска заболеваний и организации их коррекции, а также ранней диагностики заболеваний, которые в наибольшей степени определяют инвалидизацию и смертность населения края, помимо структурных изменений в первичном звене планируется совершенствование системы диспансеризации населения и развитие патронажной службы для проведения активных посещений к хроническим больным на дому.
Развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению направлено на сохранение и развитие фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, развитие офисов общей врачебной практики, расширение выездной работы в составе врачебных бригад, в том числе и для проведения профилактической работы.
Структурные преобразования системы оказания специализированной помощи в Тверской области включают следующие мероприятия:
- на основе стандартов и порядков оказания медицинской помощи развитие этапной системы оказания специализированной медицинской помощи, с маршрутизацией направления пациентов в медицинские организации трехуровневой системы оказания медицинской помощи;
- создание в медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь, службы маршрутизации больных, ответственной за организацию долечивания и реабилитации выписывающихся, а также внедрение новых медицинских технологий;
- обеспечение преемственности в ведении больного на всех этапах лечения, что значительно повысит качество медицинской помощи населению;
- обеспечение доступности для населения современных эффективных медицинских технологий, позволяющих оказывать большую часть объемов медицинской помощи в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара;
- оптимизация оказания медицинской помощи в стационарных условиях на основе оптимизации структуры коечного фонда медицинских организаций и интенсификации занятости койки с учетом ее профиля, а также развития стационарозамещающих технологий;
- разработка и внедрение на территории Тверской области единых территориальных алгоритмов ранней и своевременной диагностики злокачественных новообразований;
- создание на базе имеющихся патологоанатомических отделений межрайонных патологоанатомических бюро с целью улучшения качества диагностики;
- оказание специализированной медицинской помощи онкологическим больным в строгом соответствии с федеральными стандартами оказания медицинской помощи;
- развитие механизмов лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях, применение современных цитостатиков и таргетных препаратов в клинической практике;
- открытие в областном онкологическом диспансере второго отделения химиотерапии;
- открытие кабинетов противоболевой терапии для паллиативной помощи онкологическим больным в медицинских организациях;
- совершенствование работы государственного казенного учреждения здравоохранения Тверской области "Тверской областной клинический противотуберкулезный диспансер" и приведение его в соответствие с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2010 N1224н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом в Российской Федерации";
- строительство нового стационара Тверской области "Тверской областной клинический противотуберкулезный диспансер" на 350 коек;
-дооснащение травматологических центров на базе медицинских учреждений "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи" и "Детская областная клиническая больница" до уровня требований порядка оказания медицинской помощи пострадавшим с сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком;
- открытие 3 первичных сосудистых центров (Тверь, Бежецк, Нелидово)
- открытие кардиохирургического отделения в государственном бюджетном учреждении Тверской области "Областная клиническая больница";
- открытие центра восстановительного лечения и медицинской реабилитации с отделением для лечения больных с заболеваниями ЦНС и периферической нервной системы на 100 коек и кардиологической реабилитации на 30 коек;
-открытие отделений реабилитации кардиологических больных в медицинских организациях Тверской области;
- открытие областного ревматологического отделения;
-открытие областной инфекционной больницы;
- открытие единой централизованной лаборатории;
-открытие областного центра суицидальной превенции;
- открытие областного центра лечения больных рассеянным склерозом;
- открытие областного центра экстрапирамидных расстройств;
-открытие областного центра эпилепсии;
- открытие областного центра когнитивных расстройств;
- открытие второго отделения гемодиализа.
С целью развития медицинской профилактики разработана межведомственная программа "Комплексная профилактика неинфекционных заболеваний у населения Тверской области в 2013 - 2017 г.".
Основным содержанием "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Тверской области" являются действия, направленные на сохранение здоровья, выявление и коррекцию факторов образа жизни и окружающей среды, которые увеличивают риск развития неинфекционных заболеваний у всего населения (профилактика в рамках популяционной стратегии), выявление и снижение уровней факторов риска у лиц с высоким риском развития неинфекционных заболеваний, выявление лиц со скрытым течением неинфекционных заболеваний и их своевременное лечение (профилактика в рамках стратегии высокого риска), ранняя диагностика неинфекционных заболеваний и лечение людей с установленными такими заболеваниями для предупреждения прогрессирования и преждевременной смерти (вторичная профилактика неинфекционных заболеваний). Программа включает вопросы профилактики алкоголизма и наркомании, меры по ограничению потребления табака, оптимизацию питания и повышение уровня физической активности населения, формирование основ здорового образа жизни.
Планируется развивать систему восстановительного лечения детей с заболеваниями центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата первых 3 лет жизни, в том числе родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела, с использованием современного оборудования. Для этого в 2014 году будет проведена реконструкция отделения восстановительного лечения для детей государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Городская больница N 5" с расширением коечного фонда с 25 до 40 коек.
В рамках реализации программы модернизации здравоохранения на территории Тверской области продолжится оснащение медицинских учреждений детства и родовспоможения оборудованием в соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи, проведение капитальных ремонтов в учреждениях детства и родовспоможения.
В целях улучшения качества и доступности медицинской помощи в 2013 - 2014 году запланировано строительство 2 детских поликлиник в городах Твери и Ржеве.
Планируется к 2015 году открыть в каждом межрайонном центре дополнительно к существующим центры медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (всего 7); в каждой женской консультации учреждений I уровня открыть кабинеты медико-социальной помощи беременным женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
В 2013 году планируется провести реорганизацию службы родовспоможения города Твери: государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Родильный дом N 3" и государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Родильный дом N 4" в форме слияния, с образованием на их основе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Тверская клиническая гинекологическая больница" на 80 круглосуточных коек и 10 коек дневного стационара. Представленная реорганизация акушерско-гинекологической службы в городе Твери направлена на приведение службы родовспоможения в соответствие с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.11.2012 N 572н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "Акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "01.11.2012"
В результате реорганизации коечный фонд города Твери будет составлять 321 круглосуточную койку и 137 коек дневного стационара (будет сокращено 199 круглосуточных коек).
В государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Тверская клиническая гинекологическая больница" планово будут госпитализироваться женщины с патологией репродуктивной системы, для оперативного лечения (без сопутствующей тяжелой экстрагенитальной патологии), беременные с начавшимися самопроизвольными выкидышами или остановившейся в развитии беременностью на сроках до 22 недель беременности, для производства медицинских абортов, а также родильницы с послеродовыми заболеваниями.
На базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Родильный дом N 3" будет организована новая женская консультация, объединяющая женские консультации N 2 и N 3, входящая в состав государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Родильный дом N 2".
Новая женская консультация будет обслуживать женщин, проживающих в Пролетарском и Центральном районах города Твери. Женская консультация государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Родильный дом N 1", обслуживающая женщин микрорайона "Южный", также будет обслуживать и женщин проживающих в Московском районе, ранее относившихся к женской консультации государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Родильный дом N 4".
Женщины, проживающие в Заволжском районе города Твери, как и ранее, будут относиться к женской консультации государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Родильный дом N 5".
Территориально маршрутизация беременных и рожениц, проживающих в городе Твери, из дома до учреждения родовспоможения выстроена с расчетом минимального времени доезда (не более 20 минут).
Консультативно-диагностическое отделение государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Родильный дом N 4" войдет в структуру государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Областной клинический перинатальный центр им. Е.М. Бакуниной".
Медицинская помощь беременным и роженицам, имеющим показания для госпитализации в обсервационное отделение, будет оказываться в обсервационном отделении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Родильный дом N 1".
Создание нового медицинского учреждения (государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Тверская клиническая гинекологическая больница") не противоречит концепции мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций в акушерских стационарах, так как разграничивает потоки оказания помощи беременным, роженицам и гинекологическим больным.
В 2013 - 2014 годах планируется централизация медико-генетической службы Тверской области.
Учитывая большую протяженность Тверской области, с целью снижения риска осложнений во время экстренной эвакуации рожениц из отдаленных районов области планируется открытие коек сестринского ухода в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Тверской области "Областной клинический перинатальный центр им. Е.М. Бакуниной".
Ведется работа по созданию Тверского маммологического центра на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центра специализированных видов медицинской помощи им. В.П.Аваева".
Структурные преобразования системы оказания медицинской помощи в Тверской области предусматривают:
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|
Показатели структурных преобразований системы оказания медицинской помощи | ||||||||
1 |
Доля расходов на оказание скорой медицинской помощи вне медицинских организаций от всех расходов на программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - программа государственных гарантий) |
проценты |
6,6 |
5,9 |
5,7 |
5,5 |
5,3 |
5,2 |
2 |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях от всех расходов на программу государственных гарантий |
проценты |
28,7 |
31,3 |
31,5 |
31,6 |
31,7 |
31,8 |
3 |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях в неотложной форме от всех расходов на программу государственных гарантий |
проценты |
1,6 |
2,1 |
2,5 |
2,7 |
3,2 |
3,8 |
4 |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в условиях дневных стационаров от всех расходов на программу государственных гарантий |
проценты |
4,5 |
4,5 |
4,8 |
5,4 |
6,8 |
7,8 |
5 |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в стационарных условиях от всех расходов на программу государственных гарантий |
проценты |
58,6 |
56,2 |
55,5 |
54,8 |
53,0 |
51,4 |
6 |
Доля медицинских и фармацевтических работников, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд Тверской области, трудоустроившихся после завершения обучения в медицинские или фармацевтические организации государственной и муниципальной систем здравоохранения Тверской области |
проценты |
93 |
95 |
96 |
97 |
99 |
100 |
7 |
Доля аккредитованных специалистов |
проценты |
0 |
0 |
0 |
0 |
20 |
40 |
8 |
Обеспеченность населения (на 10 тысяч) врачами |
проценты |
46,3 |
45,2 |
44,2 |
43,1 |
42,1 |
41,0 |
9 |
Соотношение врачи/средние медицинские работники |
|
1 /2,1 |
1 /2,2 |
1 /2,3 |
1 /2,4 |
1 /2,5 |
1 /2,6 |
10 |
Соотношение средней заработной платы врачей и иных работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее профессиональное образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), и средней заработной платы в Тверской области в 2012 - 2018 годах (агрегированные значения) |
проценты |
129,7 |
130,7 |
137,0 |
159,6 |
200,0 |
200,0 |
11 |
Соотношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в Тверской области в 2012 - 2018 годах (агрегированные значения) |
проценты |
75,6 |
76,2 |
79,3 |
86,3 |
100,0 |
100,0 |
12 |
Соотношение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в Тверской области в 2012 - 2018 годах (агрегированные значения) |
проценты |
50,1 |
51,0 |
52,4 |
70,5 |
100,0 |
100,0 |
13 |
Число дней работы койки в году |
дни |
320 |
324 |
325,1 |
328,1 |
330,1 |
331,5 |
14 |
Средняя длительность лечения больного в стационаре |
дни |
12,8 |
12,5 |
12,0 |
11,9 |
11,8 |
11,7 |
15 |
Доля врачей первичного звена от общего числа врачей |
проценты |
61,1 |
61,6 |
62,2 |
62,8 |
63,4 |
64,0 |
16 |
Доля пациентов, доставленных по экстренным показаниям, от общего числа пациентов, пролеченных в стационарных условиях |
проценты |
31,4 |
32,1 |
32,8 |
33,6 |
34,3 |
35,0 |
Основные показатели здоровья населения | ||||||||
17 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении |
лет |
67,8 |
68,6 |
69,2 |
69,7 |
70,4 |
71,5 |
18 |
Смертность от всех причин |
на 1000 населения |
18 |
17,5 |
17 |
16,8 |
16,5 |
14 |
19 |
Материнская смертность |
случаев на 100 тыс. родившихся живыми |
16 |
15,8 |
15,5 |
15,3 |
15 |
14,7 |
20 |
Младенческая смертность |
случаев на 1000 родившихся живыми |
9,4 |
9,0 |
8,6 |
8,4 |
8,2 |
7,6 |
21 |
Смертность детей в возрасте 0 - 17 лет |
случаев на 10000 населения соответствующего возраста |
9,2 |
8,9 |
8,6 |
8,5 |
8,3 |
8,1 |
22 |
Смертность от болезней системы кровообращения |
на 100 тыс. населения |
1055 |
990,2 |
910 |
860 |
810 |
780 |
23 |
Смертность от дорожно-транспортных происшествий |
на 100 тыс. населения |
19,6 |
18,3 |
17,0 |
15,7 |
14,4 |
13,0 |
24 |
Смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) |
на 100 тыс. населения |
232,5 |
228 |
215,9 |
210,3 |
205,4 |
203,0 |
25 |
Смертность от туберкулеза |
на 100 тыс. населения |
13,6 |
13,5 |
13,1 |
12,8 |
12,5 |
11,8 |
26 |
Заболеваемость туберкулезом |
на 100 тыс. населения |
58 |
58,7 |
59 |
51,9 |
45 |
43,46 |
27 |
Доля выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 минут |
проценты |
82 |
83 |
85 |
87 |
88,1 |
89 |
II. План мероприятий
|
Наименование мероприятия |
Срок реализации |
Ответственные исполнители |
Ожидаемый результат |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Формирование эффективной структуры здравоохранения в Тверской области | ||||
1 |
Анализ итогов реализации программы модернизации Тверской области |
11 марта 2013 г. |
Министерство здравоохранения Тверской области |
Будет проведен анализ итогов модернизации здравоохранения Тверской области, с точки зрения соотношения инвестиций и улучшения состояния здоровья населения. Представление результатов анализа итогов реализации программ модернизации здравоохранения Тверской области в Министерство здравоохранения Российской Федерации |
2 |
Анализ соответствия структуры расходов по условиям и формам оказания медицинской помощи целевой структуре расходов на здравоохранение, определенной на 2018 год распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 2599-р |
11 марта 2013 г. |
Министерство здравоохранения Тверской области |
Будут определены направления необходимых изменений, направленных на формирование сбалансированной по видам и условиям оказания медицинской помощи. Представление в Минздрав России результатов анализа соответствия структуры расходов по условиям и формам оказания медицинской помощи в Тверской области целевой структуре расходов на здравоохранение, определенной на 2018 год распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 2599-р |
3 |
Анализ соответствия штатной численности персонала медицинских организаций Тверской области порядкам оказания медицинской помощи |
11 марта 2013 г. |
Министерство здравоохранения Тверской области |
Будет определен дефицит (избыток) работников в штате медицинских организаций с точки зрения соответствия порядкам оказания медицинской помощи. Представление в Минздрав России результатов анализа соответствия штатной численности персонала медицинских организаций и муниципальных образований порядкам оказания медицинской помощи |
4 |
Анализ соответствия материально-технического оснащения медицинских организаций Тверской области порядкам оказания медицинской помощи |
20 марта 2013 г. |
Министерство здравоохранения Тверской области |
Будет определен дефицит (избыток) материально-технического оснащения медицинских организаций с точки зрения соответствия порядкам оказания медицинской помощи. Представление в Минздрав России результатов анализа соответствия материально-технического оснащения медицинских организаций и муниципальных образований порядкам оказания медицинской помощи |
5 |
Анализ соответствия нормативов обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, стандартам оказания медицинской помощи |
20 марта 2013 г. |
Министерство здравоохранения Тверской области |
Будет выявлена неудовлетворенная потребность в обеспечении льготных категорий граждан лекарственными средствами и медицинскими изделиями. Представление в Минздрав России результатов анализа соответствия нормативов обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями стандартам оказания медицинской помощи |
6 |
Разработка региональной концепции развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения |
1 апреля 2013 г. |
Министерство здравоохранения Тверской области |
Утверждение региональной концепции развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения, результатом реализации которой должно стать привлечение негосударственных организаций к оказанию медицинской помощи в соответствии с моделью ресурсного обеспечения системы здравоохранения Тверской области |
7 |
Формирование модели ресурсного обеспечения системы здравоохранения Тверской области |
1 апреля 2013 г. |
Министерство здравоохранения Тверской области |
Модель ресурсного обеспечения системы здравоохранения Тверской области с указанием всех источников финансирования, в том числе внебюджетных; структура финансирования оказания медицинской помощи, а также обеспечения населения лекарственными средствами и медицинскими изделиями для льготных категорий граждан с указанием всех источников финансирования, в том числе внебюджетных, по видам и объемам медицинской помощи. Внедрение эффективных способов оплаты медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования |
8 |
Внесение изменений в постановление Правительства Тверской области от 16.10.2012 N 607-пп "О государственной программе Тверской области "Здравоохранение Тверской области" на 2013 - 2018 годы" с учетом государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" |
1 мая 2013 г. |
Министерство здравоохранения Тверской области |
Внесение изменений в постановление Правительства Тверской области от 16.10.2012 N 607-пп "О государственной программе Тверской области "Здравоохранение Тверской области" на 2013 - 2018 годы", направленной на повышение структурной эффективности, учитывающей региональную структуру заболеваемости и смертности населения, а также состояние инфраструктуры учреждений здравоохранения. Указанные мероприятия направлены на оптимизацию структуры оказания медицинской помощи и будут способствовать привлечению средств на повышение заработной платы медицинских работников |
Формирование эффективной системы управления оказанием медицинской помощи | ||||
9 |
Разработка и утверждение на основе методических рекомендаций Минздрава России показателей эффективности деятельности государственных медицинских организаций Тверской области, их руководителей и работников |
2 декабря 2013 г. |
Министерство здравоохранения Тверской области |
Построение системы оценки деятельности медицинских организаций, их руководителей и работников, основанной на единых принципах |
10 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации медицинских работников |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Тверской области |
Создание условий для соответствия квалификации медицинских работников профессиональным стандартам |
11 |
Заключение трудовых договоров (дополнительных) соглашений с руководителями государственных и муниципальных медицинских организаций на основе типовой формы, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 275 Трудового кодекса Российской Федерации |
2 декабря 2013 г. |
Министерство здравоохранения Тверской области |
Создание условий для повышения эффективности работы административно-управленческого персонала |
12 |
Обучение руководителей (ответственных работников) по переводу на эффективный контракт) работников медицинских организаций |
2 декабря 2013 г. |
Министерство здравоохранения Тверской области |
Создание условий для перевода медицинских работников на эффективный контракт |
13 |
Обеспечение перевода работников государственных медицинских организаций на эффективный контракт |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Тверской области |
Создание условий для перевода медицинских работников на эффективный контракт |
14 |
Обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала медицинских организаций, оптимизация расходов на административно-управленческий персонал с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения - не более 40 процентов |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Тверской области |
Создание условий для повышения эффективности работы административно-управленческого персонала |
Реализация государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" в Тверской области | ||||
15 |
Мероприятия по проведению организационных изменений в структуре медицинских организаций Тверской области в соответствии с утвержденной программой развития здравоохранения субъекта Российской Федерации до 2020 года |
2013-2015 годы |
Министерство здравоохранения Тверской области |
Реализация структурных преобразований системы оказания медицинской помощи в части организационных изменений в структуре медицинских организаций здравоохранения Тверской области, направленное на повышение эффективности системы здравоохранения в соответствии с утвержденной программой развития здравоохранения Тверской области до 2020 года |
16 |
Координация работы Правительства Тверской области и руководителей государственных медицинских организаций по достижению целевых показателей и индикаторов развития здравоохранения |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Тверской области |
Достижение целевых показателей и индикаторов развития здравоохранения Тверской области |
17 |
Мониторинг мероприятий, направленных на повышение эффективности и качества услуг в сфере здравоохранения |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Тверской области |
Выполнение плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения Тверской области" |
18 |
Формирование независимой оценки качества работы медицинских организаций, включая критерии эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Тверской области |
Реализация мероприятия повысит информированность потребителей о качестве медицинских услуг и стимулирует повышения качества работы медицинских организаций |
19 |
Аккредитация медицинских работников |
с 2016 г. |
Министерство здравоохранения Тверской области |
Подтверждение соответствия квалификации и качества работы медицинских работников профессиональным стандартам |
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Тверской области от 20 марта 2013 г. N 116-рп "О плане мероприятий ("дорожная карта")... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.