Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Комплексный анализ социально-экономического
положения города Твери
2.1. Демографическая ситуация
Численность населения города Твери на 01.01.2013 года составила почти 409 тыс. человек.
Улучшение демографической ситуации в городе началось с 2005 года, когда на фоне ежегодного увеличения рождаемости стала снижаться смертность населения. Происходящие изменения не смогли полностью компенсировать естественную убыль горожан, но способствовали ее постепенному сокращению: с 3,3 тыс. человек в 2005 году - до 1,2 тыс. человек в 2012 году или в 2,7 раза.
Таблица 2.1.
Количество человек
Показатель |
2005 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013* |
Родилось |
3 606 |
4 120 |
4 385 |
4 473 |
4 534 |
4 886 |
4 764 |
Умерло |
6 926 |
6 575 |
6 362 |
6 461 |
6 010 |
6 116 |
6 248 |
Естественная убыль населения |
-3 320 |
-2 455 |
-1 977 |
-1 988 |
-1 476 |
-1 230 |
-1 484 |
Число прибывших |
6 215 |
7 164 |
6 293 |
6 366 |
9 428 |
9 792 |
|
Число выбывших |
4 003 |
2 959 |
2 910 |
3 266 |
5 064 |
6 603 |
|
Миграционный прирост |
2 212 |
4 205 |
3 383 |
3 100 |
4 364 |
3 189 |
2 976 |
*Оценка
Миграционный прирост способствовал увеличению численности населения. Миграционный поток характеризуется как растущим числом прибывающих мигрантов (с 6,2 тыс. человек в 2005 году до 9,8 тыс. человек в 2012 году), так и ежегодным увеличением их оттока (с 4,0 тыс. человек до 6,6 тыс. человек, соответственно). Сальдо миграции полностью перекрывает естественную убыль населения.
2.2. Трудовые ресурсы и занятость населения
На начало 2013 года более трети населения города (или 39,3% всей численности) составляли горожане нетрудоспособного возраста (дети и пенсионеры). В течение года с учетом роста рождаемости удельный вес численности населения этой группы повысится на 0,3% (по оценке). В результате - уже в 2014 году ожидается усиление демографической нагрузки нетрудоспособного населения на 1000 человек трудоспособного возраста (655 человек) против 648 человек - на 01.01.2013. В дальнейшем она будет нарастать.
По итогам 2013 года численность населения, занятого в экономике города, составила (по оценке) 213,5 тыс. человек.
В течение нескольких лет ситуацию на рынке труда города Твери во многом определяли последствия кризиса 2008/2009 годов. Если на начало 2009 года службой занятости было зарегистрировано 958 безработных, то уже к 1 января 2010 года их численность возросла в 3,3 раза. Уровень безработицы поднялся до 1,42%, численность работников предприятий, уволенных в массовом порядке, превысила 5,7 тыс. человек. Решению важнейших проблем, направленных на снижение напряженности на рынке труда, способствовал комплекс мероприятий по обеспечению занятости населения и сокращению уровня безработицы. В итоге - на начало 2011 года численность граждан, имеющих статус безработных, сократилась в 2 раза, уровень безработицы понизился до 0,72%. Позитивная тенденция стабилизации ситуации на рынке труда продолжилась и в 2012 году. Если к январю 2012 года в городе насчитывалось около 1,4 тыс. безработных при уровне безработицы - 0,63%, то на конец 2012 года их численность уменьшилась до 967 человек при уровне безработицы - 0,45%. Наблюдался рост заявленной работодателями потребности в рабочих кадрах, банк вакансий превысил численность граждан, не занятых трудовой деятельностью, зарегистрированных в службе занятости (справочно: на 01.01.2013 - более 4,7 тыс. вакантных мест или около 3 вакансий в расчете на 1 незанятого гражданина).
Таблица 2.2.
процентов
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Уровень безработицы от экономически активного населения |
0,43 |
1,42 |
0,72 |
0,63 |
0,45 |
0,40 |
Положительная динамика изменения показателей свидетельствует о том, что в 2013 году уровень безработицы достиг докризисного значения 2008 года и не превышает 0,40% при численности безработных не более 900 человек.
2.3. Уровень жизни населения
Размер средней номинальной начисленной заработной платы работников крупных и средних предприятий города Твери является определяющим ориентиром повышения заработной платы в целом по экономике (в 2012 году - 26,5 тыс. рублей).
В 2012 году номинальная величина среднемесячной заработной платы увеличилась к уровню 2011 года более чем на 16%, в реальном исчислении (с учетом индекса цен) - почти на 11%. Уровень средней заработной платы работников крупных и средних предприятий областного центра опережал аналогичный показатель по Тверской области в 1,2 раза.
2.4. Промышленность
Несмотря на то, что доля промышленных предприятий составляет всего 10,8% в общем числе предприятий и организаций города, из их налоговых отчислений в значительной мере формируется бюджет города.
В общем объеме промышленного производства города по показателям 2012 года на машиностроение и металлообработку приходилось 48,7%, на производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 19,3%, на пищевую промышленность - 15,4%, химическую - 8,5%, производство строительных материалов - 2,7%, издательство и полиграфию - 2,1%, текстильное и швейное производство - 1,4%, прочие - 1,9%.
По многим показателям город Тверь занимает ведущие позиции в промышленном производстве Тверского региона. В городе производится более 40% промышленной продукции области, причем удельный вес по ряду производств составляет более 50%.
Количество крупных и средних предприятий, по состоянию на 01.01.2013 составило 115 единиц и, по сравнению с 2008 годом, увеличилось на 7 единиц. За последний период были созданы, например: общество с ограниченной ответственностью "АллерПетфуд" (производство кормов для домашних животных), общество с ограниченной ответственностью "М.Т. Шуз" (производство и продажа обуви), общество с ограниченной ответственностью "Волжский бройлер" (производство мяса бройлеров), открытое акционерное общество "Тверьэнергокабель" (поставка силового кабеля), общество с ограниченной ответственностью "АЭЛИТА" (производство и продажа обуви), общество с ограниченной ответственностью "ЭЙС ПРОМ" (производство рабочих перчаток), ООО "Хитачи Констракшн Машинери Евразия Мануфэкчеринг" (производство гидравлических экскаваторов), и другие предприятия, учитываемые территориальным органом федеральной службы государственной статистики.
Численность занятых на крупных и средних предприятиях обрабатывающих производств на начало 2013 года составила 28,2 тыс. человек.
Крупными и средними предприятиями города в 2012 году отгружено товаров, выполнено работ и услуг на 88,3 млрд. рублей, что на 18,2% больше, чем за аналогичный период 2011 года (в действующих ценах).
Предприятиями обрабатывающих производств отгружено 80,6% общего объема продукции на сумму 71,2 млрд. рублей, при темпе роста 117,5%.
В 2012 году темпы роста (снижения) объемов отгрузки по основным видам деятельности раздела "Обрабатывающие производства", занимающим наибольшие доли в объеме промышленного производства, следующие (в % к 2011 году):
- в производстве транспортных средств и оборудования - 146,9%;
- в производстве пищевых продуктов, включая напитки - 90,3%;
- в химическом производстве - 94,3%;
- в производстве резиновых и пластмассовых изделий - 104,3%;
- в производстве строительных материалов - 105,6%;
- в производстве готовых металлических изделий - 109,6%;
- в производстве машин и оборудования - 94,3%;
- в текстильном и швейном производствах - 89,7%.
В целом по 7-ми видам экономической деятельности, из 13-ти учтенных в обрабатывающих производствах, по итогам 2012 года отмечен рост объемов отгруженных товаров в действующих ценах.
В 2012 году значительно вырос выпуск: полуфабрикатов мясных (более чем в 20 раз), трикотажных изделий (в 2,7 раза), крупы (на 76%), шоколада и изделий кондитерских (на 35%), автопогрузчиков (на 29%), изделий упаковочных полимерных (на 26%).
Значительно сократился выпуск: пряжи хлопчатобумажной (на 80 %), изделий колбасных (на 53%), напитков слабоалкогольных (на 50 %), цельномолочной продукции (на 46%), пряжи из синтетических и искусственных волокон (на 34%), вагонов пассажирских (на 33%), пива (на 15%).
2.5. Малое и среднее предпринимательство
По состоянию на 01.01.2013 в Статистическом регистре хозяйствующих субъектов Федеральной службы государственной статистики по городу Твери значилось:
- 82 средних предприятий;
- 1 362 малых предприятий;
- 13 912 микропредприятий;
- 11 907 индивидуальных предпринимателей;
- 2 крестьянско-фермерских хозяйства.
Среднесписочная численность работающих в малом и среднем бизнесе составила 86 тыс. человек. Основная масса работающих приходится на торговлю, обрабатывающие производства, строительство и операции с недвижимым имуществом, сектор предоставления услуг. Доля работающих в малом и среднем бизнесе составляет около трети (32%) в общей численности экономически активного населения. Общая численность работающих в сфере малого и среднего бизнеса за последние 10 лет выросла более чем в 2 раза. Доля налоговых поступлений от малых предприятий в бюджет города составляет 30%.
Более 40% оборота малых предприятий приходится на организации, занимающиеся оптовой и розничной торговлей. На обрабатывающее производство - 23%, строительство - 10%, операции с недвижимым имуществом, предоставление имущества в аренду и предоставление услуг - 11%. Среди промышленных предприятий велика доля в общем обороте предприятий, работающих в сфере производства пищевых продуктов, строительных материалов, деревообработке, металлообработке. Услуги образования, здравоохранения, социальные, жилищно-коммунального хозяйства, непроизводственных видов бытового обслуживания населения в сумме дают приблизительно 3% всего объема оборота малых предприятий города. В среднем годовой оборот одного малого предприятия составляет около 7 млн. рублей.
На базе высших учебных заведений города Твери имеется опыт по созданию и функционированию малых инновационных предприятий. Ориентирование научных разработок на потребности промышленного сектора экономики и создание малых инновационных предприятий одно из перспективных направлений развития города.
2.6. Потребительский рынок товаров и услуг
В последние годы в городе значительно увеличилось число крупных торговых центров с широким ассортиментом товаров и дополнительных услуг, высоким качеством обслуживания населения со своей ценовой политикой.
В период с 2009 по 2013 годы ежегодный прирост количества объектов торговли составляет от 4% до 9%, общественного питания - от 2% до 9%, бытового обслуживания - от 1% до 15%.
На 01.01.2013 в городе Твери насчитывалось 7121 стационарная организация потребительского рынка и услуг, из них 4584 объекта - в розничной торговле, 477 - в общественном питании, 1142 - в бытовом обслуживании, объектов нестационарной торговой сети (павильонов, киосков, автоприцепов, торговых автоматов) - 784, ярмарочных зон - 12, аптек - 119, розничных рынков - 3.
Благодаря стабильно развивающейся торговой сети уровень обеспеченности населения города Твери торговыми площадями из расчета на 1000 жителей по состоянию на 01.01.2013 составляет: по продовольственным товарам - 245 кв. м при нормативе 208 кв. м, по непродовольственным товарам - 535 кв. м при нормативе 474 кв. м.
За последние пять лет наблюдается активное развитие сферы услуг, главным образом, за счет предоставления населению услуг потребительского кредитования, маркетинговых программ, развития современных технологий торговых услуг.
Общественное питание.
По состоянию на 01.01.2014 на территории города Твери функционирует 502 предприятия общественного питания различных типов и форм собственности на 29 243 посадочных места.
Структура сети предприятий общественного питания складывается в основном из ресторанов и кафе (свыше 51%), школьных, студенческих столовых и столовых при предприятиях и организациях (более 30%), закусочных, магазинов - кулинарии, предприятий быстрого обслуживания (свыше 18%).
Существенно расширился предоставляемый организациями общественного питания спектр дополнительных услуг, связанный с организацией корпоративного питания. Активно развиваются новые предприятия, специализирующиеся на кейтеринге - организации банкетов, фуршетов и других мероприятий по заказу потребителя с выездом на место проведения банкета. Значительную долю в структуре общественного питания занимает социальный общепит - это школьные, студенческие столовые, столовые при промышленных предприятиях и учреждениях.
Общим принципом развития сферы общественного питания являются обеспечение многообразия форм предприятий общественного питания, отвечающих современным требованиям и платежеспособному спросу населения, увеличение объемов и улучшение качества предоставляемых услуг.
Основными направлениями развития сферы услуг общественного питания, обеспечивающими рост товарооборота, могут стать:
- совершенствование, расширение и развитие сети предприятий общественного питания, строительство новых современных объектов, проведение реконструкции и модернизации действующих;
- повышение качества, разнообразия ассортимента выпускаемой продукции, совершенствование культуры обслуживания.
- соблюдение требований отраслевых нормативных правовых документов, а также санитарно-эпидемиологических правил и норм на услуги и продукцию общественного питания.
Особое внимание должно уделяться дополнительным услугам, которые оказывают населению предприятия общественного питания, а также формам обслуживания, учитывающим запросы семейного отдыха.
Для совершенствования организации питания, обеспечения предприятий общественного питания квалифицированными кадрами необходимо обеспечить подготовку специалистов в системе высшего и среднего профессионального образования, проведение семинаров, конкурсов, демонстрирующих профессиональное мастерство.
2.7. Социальная сфера
2.7.1. Образование и наука
В настоящее время система образования города Твери имеет обширную сеть, включающую в себя:
1. Сеть дошкольных образовательных организаций: 84 дошкольных образовательных организаций, из них: 78 муниципальных детских садов, 4 ведомственных детских сада, 2 частных детских сада, 18 дошкольных отделения средних общеобразовательных школ, а также дошкольные отделения негосударственных организаций (негосударственная средняя общеобразовательная школа AL, негосударственное образовательное учреждение "Довузовский комплекс Тверского государственного университета").
Остро стоит проблема обеспечения доступности детских садов. На 01.09.2013 очередь в них составляет 1374 человека.
2. Сеть общеобразовательных организаций:
- 54 муниципальных общеобразовательных организации: 1 основная общеобразовательная школа; 44 средних общеобразовательных школы (среди которых 1 Центр образования), из них 4 с углубленным изучением отдельных предметов; 5 гимназий; лицей; общеобразовательная школа-интернат; начальная общеобразовательная школа, 1 вечерняя общеобразовательная школа;
- 5 негосударственных средних общеобразовательных организаций.
За последние 3 года в результате процессов реорганизации количество образовательных организаций сократилось, что позволило оптимизировать их кадровые, материально-технические ресурсы, высвободить помещения для открытия дополнительных дошкольных групп.
3. Система дополнительного образования:
- 9 детских оздоровительно-образовательных лагерей и детская дошкольная база "Отмичи";
- Дворец творчества детей и молодежи.
Кроме того, активно развивается дополнительное образование на базе общеобразовательных организаций (кружки и секции разной направленности).
Дополнительным образованием охвачено почти 70 % детей и подростков. Однако современное состояние оздоровительно-образовательных лагерей не позволяет полностью удовлетворить изменяющиеся интересы детей и запросы их родителей.
Основной задачей в сфере дополнительно образования является повышение уровня материально-технической базы организаций, отвечающей современным требованиям и обеспечение безопасного пребывания детей в организациях, оказывающих услуги по организации отдыха и оздоровлению детей.
4. Систему профессионального образования.
Профессиональное образование города Твери в 2013 году включает в себя:
- систему среднего профессионального образования, состоящую из 16 государственных организаций среднего профессионального образования;
- систему высшего профессионального образования, состоящую из 4 государственных и 4 негосударственных учебных заведений с численностью студентов около 35 000 человек.
2.7.2. Культура, спорт и молодежная политика
В настоящее время на территории города Твери работает 80 объектов культуры и искусства различных форм собственности, из них: 3 театра (драматический, ТЮЗ, кукольный), филармония, цирк, 3 кинотеатра, 19 учреждений культурно-досугового типа (6 - муниципальные), 24 общедоступные библиотеки (21 - муниципальная), 7 музеев, картинная галерея, 2 выставочных зала, 9 детских школ искусств (4 - муниципальные), муниципальный центр дополнительного образования детей и досуга "Затверецкий", 3 архива (1 - муниципальный), 6 прочих учреждений культуры.
На территории города Твери находится 28 памятников монументального искусства, 4 из которых являются объектами культурного наследия федерального значения. Администрацией города Твери систематически проводятся ремонтно-восстановительные работы по поддержанию эстетического вида памятников монументального искусства, находящихся в муниципальной собственности на территории города Твери.
Основным ресурсом создания условий для совершенствования качества услуг в сфере культуры и гарантией их предоставления населению является деятельность муниципальных учреждений культуры. Все муниципальные бюджетные и казенные учреждения культуры постепенно наращивают творческий и материально-технический потенциал.
Проводится работа по организации культурно-массовых мероприятий для жителей города. Особое внимание уделяется подготовке мероприятий, направленных на такие группы населения, как подростки и молодежь, ветераны, люди с ограниченными возможностями.
В связи с интенсивным развитием города, строительством новых микрорайонов необходимо расширение сети учреждений культуры, путем открытия учреждений культуры в новых строящихся микрорайонах города, создание многофункциональных культурно-досуговых и музейно-выставочных центров, библиотек.
Согласно сведениям статистической отчетности в городе Твери функционируют: 700 спортивных сооружений, из них 14 физкультурно-оздоровительных комплексов; 400 плоскостных спортивных сооружений; 171 спортивный зал; 4 крытых спортивных объекта с искусственным льдом; 27 плавательных бассейнов; 5 лыжных баз; 14 сооружений для стрелковых видов спорта; 2 гребные базы; 14 организаций дополнительного образования детей спортивной направленности (2 из них муниципальные школы) и один Центр спортивной подготовки "Школа высшего спортивного мастерства"; 19 физкультурно-оздоровительных клубов по месту жительства; 14 постоянно действующих фитнес-клубов; 69 общественных организаций развивающих различные виды спорта и физическую культуру в городе Твери (федерации по видам спорта, иные общественные организации).
В сфере реализации государственной молодежной политики на территории города Твери осуществляет свою деятельность 1 муниципальное учреждение и 14 клубов по месту жительства, входящих в структуру данного учреждения.
2.7.3. Здравоохранение в городе Твери
Система государственных учреждений здравоохранения города Твери и Тверской области интегрирована в единую трехуровневую систему оказания медицинской помощи, которая в настоящее время сформирована в Российской Федерации.
В 2011 году все муниципальные учреждения здравоохранения города Твери были реорганизованы в государственные учреждения здравоохранения Тверской области. По состоянию на 01.01.2014 государственная сеть организаций оказывающих медицинскую помощь населению, расположенных на территории города Твери представлена 42 государственными бюджетными учреждениями здравоохранения, кроме того, ведомственными и негосударственными медицинскими организациями. Действуют 42 амбулаторно-поликлинических учреждений здравоохранения. Количество больничных коек в медицинских организациях города Твери составляет 5 355 единиц.
В 2013 году основная работа по развитию здравоохранения города Твери была направлена на реализацию следующих направлений:
1) Укрепление материально-технической базы медицинских организаций города Твери.
В 2013 году в рамках реализации целевой программы Тверской области "Модернизация здравоохранения Тверской области на 2011-2013 годы" завершен капитальный ремонт в следующих медицинских организациях:
- ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница" - капитальный ремонт отделения сосудистой хирургии и кардиохирургического отделения, ремонт урологического отделения, ремонт акушерского отделения, ремонт поликлиники, ремонт инженерных сетей, ремонт гастроэнтерологического, травматологического, ревматологического отделений;
- ГБУЗ ТО "Детская областная клиническая больница" - ремонт помещений под установку компьютерного томографа, ремонт кровли главного корпуса, ремонт онкологического, терапевтического, инфекционного, урологического, неврологического отделений, ремонт поликлиники;
- ГБУЗ ТО "Областной онкологический диспансер" - ремонт химиотерапевтического, ЛОР, урологического отделения, отделения патологии молочной железы, поликлиники;
- ГБУЗ ТО "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи" - ремонт отделений экстренной неврологии и кардиологии;
- ГБУЗ ТО "Городская больница N 6" - ремонт детского инфекционного отделения N 2, детской поликлиники N 1;
- ГБУЗ ТО "Городская больница N 7" - ремонт помещений под создание первичного сосудистого центра: ремонт помещений сосудистого центра, кардиологического и неврологического отделений;
- ГБУЗ ТО "Детская городская больница N 3" - капитальный ремонт поликлиники N 2;
- ГБУЗ ТО "Родильный дом N 1" - капитальный ремонт акушерско-гинекологического отделения;
- ГБУЗ ТО "Родильный дом N 4" - капитальный ремонт акушерско-гинекологического отделения.
Продолжается капитальный ремонт гинекологического отделения ГБУЗ ТО "Больница скорой медицинской помощи", ремонт травматологического отделения ГБУЗ ТО "Городская клиническая больница N 1". Работы планируется завершить в 1 квартале 2014 года.
Оснащено медицинским оборудованием первичное сосудистое отделение ГБУЗ ТО "Городская клиническая больница N 7". В ГБУЗ ТО "Городская больница N 6" закуплено 2 рентгенологических аппарата. В ГБУЗ ТО "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи" закуплено медицинское оборудование.
В 2014 году Тверской области будет выделена субсидия из федерального бюджета для реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи, пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. На указанную сумму необходимым медицинским оборудованием будут оснащены травматологические центры, в том числе ГБУЗ ТО "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи" в городе Твери.
В 2014 году Тверская область примет участие в реализации мероприятий, направленных на укрепление материально - технической базы службы крови с финансированием из федерального бюджета. Необходимым медицинским оборудованием будут оснащены станции переливания крови, в том числе ГУЗ "Тверская областная станция переливания крови".
Внедрена запись к врачу в электронном виде во всех медицинских организациях города Твери, кроме ГБУЗ ТО "Родильный дом N 4", ГБУЗ ТО "Родильный дом N 3", ГБУЗ ТО "Городская детская больница N 3". Все медицинские организации города Твери ведут электронные паспорта на федеральном информационном портале Министерства здравоохранения Российской Федерации.
2) Совершенствование организации медицинской помощи при злокачественных новообразованиях
С 2012 года Тверская область включена в реализацию мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями". Тверской области предоставлена субсидия, которая направлена на приобретение современного медицинского оборудования для нужд ГБУЗ ТО "Тверской областной клинический онкологический диспансер".
Завершена реконструкция блока лучевой терапии радиологического отделения под размещение следующего уникального оборудования: специализированный для онкологии 16-срезовый компьютерный томограф, высокоэнергетический ускоритель 20 МэВ, гамма-терапевтические аппараты (для дистанционной лучевой терапии, брахитерапии).
Проводится большая просветительская работа среди населения: дни открытых дверей в онкологическом диспансере и клинике женского здоровья, лекции, "дни здоровья", социальная акция по борьбе с раком молочной железы "Розовая лента".
Для центра женского здоровья закуплен передвижной мобильный комплекс, оснащенный маммографом.
3) Совершенствование организации медицинской помощи больным с туберкулезом.
В 2013 году Тверской области выделена субсидия из федерального бюджета на реализацию мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечения больных туберкулезом, а также профилактических мероприятий. На указанные средства для ГКУЗ ТО "Тверской областной противотуберкулезный диспансер" в декабре 2013 года проведены конкурсные процедуры для закупки медицинского оборудования (рентгендиагностический аппарат на 3 рабочих места, палатный передвижной рентгендиагностический аппарат, компьютерный томограф на 16 срезов). Медицинское оборудование будет поставлено в 1 квартале 2014 года.
4) Совершенствование оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
В августе 2013 года в дополнение к 3 первичным и региональному сосудистому центру открыто первичное сосудистое отделение на базе ГБУЗ ТО "Городская клиническая больница N 7".
Внедрена процедура тромболизиса у больных с острым коронарным синдромом на догоспитальном этапе.
Обеспечена круглосуточная работа рентгеноперационной регионального сосудистого центра. Выполнена ангиопластика со стентированием 195 пациентам города Твери. Установлен 251 коронарный стенд.
Во всех поликлиниках открыты кабинеты медицинской профилактики.
На базе ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница" начало работу кардиохирургическое отделение, где проводятся хирургические и эндоваскулярные методы реваскуляризации миокарда (АКШ) и хирургическая коррекция нарушений ритма. Это позволит повысить доступность высокотехнологических методов лечения по сердечно-сосудистой хирургии и уменьшит летальность от сердечно-сосудистых заболеваний.
Также в ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница" открылось отделение ревматологии.
В 2013 году открыт областной клинический центр восстановительной медицинской реабилитации, что позволит не только снизить инвалидность и улучшить качество жизни пациентов, но также снизить риск неблагоприятных повторных сердечно-сосудистых событий.
5) Совершенствование мероприятий, направленных на снижение младенческой смертности.
Организован 100 % мониторинг беременных высокой группы риска по материнской смертности и перинатальным потерям.
В рамках реализации государственной программы Тверской области "Здравоохранение Тверской области" на 2013-2018 годы закуплены расходные материалы и оборудование в ГБУЗ ТО "Областной клинический перинатальный центр им. Бакунина", в ГБУЗ ТО "Родильный дом N 2", в ГБУЗ ТО "Городская детская больница N 3" для проведения неонатального и аудиологического скрининга.
Закуплены кювезы для недоношенных детей в ГБУЗ ТО "Родильный дом N 1", ГБУЗ ТО "Родильный дом N 4". Увеличено количество коек для реанимации новорожденных - в ГБУЗ ТО "Городская детская больница N 1" на 3 койки, в ГБУЗ ТО "Детская областная клиническая больница" на 3 койки, в ГБУЗ ТО "Родильный дом N 1" на 1 койку, в ГБУЗ ТО "Родильный дом N 4" на 1 койку. Открыто 15 коек неонатальной хирургии на базе ГБУЗ "Детская областная клиническая больница". Проведен ремонт нейрохирургического отделения ГБУЗ ТО "Детская областная клиническая больница".
Закуплено оборудование для пренатальной диагностики, в том числе ультразвуковой аппарат экспертного класса в ГБУЗ ТО "Областной клинический перинатальный центр им. Бакунина".
Завершены строительно-монтажные работы по хирургическому корпусу ГБУЗ ТО "Детская областная клиническая больница". Проводится оснащение и монтаж дорогостоящего современного оборудования.
В 2014 году планируется завершить реорганизацию службы родовспоможения города Твери: государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Родильный дом N 3" и государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Родильный дом N 4" в форме слияния, с образованием на их основе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Тверская клиническая гинекологическая больница" на 80 круглосуточных коек и 10 коек дневного стационара. Представленная реорганизация акушерско-гинекологической службы в городе Твери направлена на приведение службы родовспоможения в соответствие с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.11.2012 N 572н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "Акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)".
2.8. Инвестиции в основной капитал и жилищное строительство
Положительные результаты социально-экономического развития города Твери, достигнутые в последние годы, стали возможны во многом благодаря росту инвестиционной активности. Объем инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий всех форм собственности за период с 2008 по 2012 годы вырос в сопоставимых ценах в 1,6 раза.
Таблица 2.3.
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Инвестиции в основной капитал по крупным и средним предприятиям (млн. рублей) |
8 675 |
11 836 |
10 003 |
19 412 |
23 875 |
27588 |
Индекс физического объема инвестиций к предыдущему году (%) |
13,2 |
126,5 |
77,7 |
153,7 |
117,5 |
115,6 |
В связи с реализацией ряда крупных инвестиционных проектов в 2012-2013 годы, отмечался рост инвестиционной активности на территории города Твери. При этом, крупными и средними предприятиями в экономику областного центра ежегодно вкладывалось около 43 % от поступивших в Тверской регион инвестиций.
Основная доля инвестиций направлена в строительство и реконструкцию зданий (кроме жилых) и сооружений (68,9%), а также в приобретение машин, оборудования, транспортных средств и инвентаря (28,4%).
Для инвесторов приоритетными сферами капиталовложений стали:
- транспорт и связь (55,9% от общего объема капитальных вложений);
- обрабатывающие производства (13,9%).
В 2012 году корпорацией "Русские машины" и компанией TEREX на заводе "Тверской экскаватор" в рамках совместного предприятия "RM-TEREX" открыто новое сборочное производство экскаваторов-погрузчиков в городе Твери. Завершено строительство торгового гиперцентра "Магнит" общей площадью 10,2 тыс. кв. м и распределительного центра ЗАО "Тандер" общей площадью 13 тыс. кв. м (застройщик ЗАО "Тандер"), торгово-офисных центров общей площадью 4,5 тыс. кв. м (Управляющая компания "Интеграл", ООО "Юникс", торговый центр на бульваре Радищева). Введены в эксплуатацию 43 базовые станции сотовой связи, станция технического обслуживания грузовых автомобилей. Проведена реконструкция дома ребенка "Теремок" и 1-ая очередь мостового перехода через р. Волга на 176-ом километре автомобильной дороги М-10 "Россия" (Мигаловский мост). На территории областной клинической больницы ведётся строительство современного диализного центра. Завершено строительство торгового центра "ЛеруаМерлен Тверь", завода "Хитачи" и других объектов.
Реализовываются такие инвестиционные проекты, как:
- строительство ритейл - парка регионального масштаба общей площадью 59 тыс. кв. м (основные застройщики ООО "ЛеруаМерлен", ООО "Гиперглобус");
- реконструкция за счет средств федерального бюджета мостового перехода через р. Волга на 176-ом километре (I очередь) автомобильной дороги М-10 (Мигаловский мост);
- строительство Западного моста через р. Волгу (планируется разработать проектную документацию).
В то же время, сложившийся уровень инвестиционной активности не полностью соответствует современным потребностям экономического развития города. По данным опроса, проведенного органами государственной статистики, к основным факторам, негативно повлиявшим на инвестиционную активность, респонденты города отнесли:
- недостаток собственных финансовых средств - 83% респондентов (в 2011 году - 59%);
- высокий процент коммерческого кредита - 35% (в 2011 году - 23%);
- сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов - 21% (в 2011 году - 12%);
- неудовлетворительное состояние технической базы - 12% (в 2011 году - 6%);
- низкая прибыльность инвестиций в основной капитал - 13% (в 2011 году - 7%).
Одним из благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в городе Твери является увеличение объема разработанных Правительством Тверской области и администрацией города Твери программ, направленных на поддержку инвесторов, обеспечивающих создание дополнительных рабочих мест на территории города Твери, а также предоставление субсидий из бюджета Тверской области юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях компенсации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученных на реализацию инвестиционных проектов.
В 2012 и 2013 годах организациями всех форм собственности и индивидуальными застройщиками города Твери ежегодно вводилось в эксплуатацию 0,5 кв. м жилья на 1 жителя города (на 1 жителя Тверской области - 0,3 кв. м).
Условиями дальнейшего увеличения объемов жилищного строительства на территории города Твери является увеличение количества предоставленных на торгах Правительством Тверской области земельных участков под многоэтажное жилищное строительство.
Таблица 2.4.
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Ввод жилья застройщиками, в том числе индивидуальное жилищное строительство (тыс. кв. м) |
116,1 |
150,9 |
196,6 |
209,3 |
205,9 |
206,0 |
Темп роста к предыдущему году (%) |
63,8 |
130,0 |
130,3 |
106,5 |
98,4 |
100,0 |
В год строилось около 3000 квартир (с учетом индивидуального жилья), что на 13% больше чем в 2011 году. При этом населением за счет собственных и заемных средств в год строится около 90 домов общей площадью свыше 20 тыс. кв. м, или 10% от введенного в городе жилья.
Выделение больших участков под проекты комплексной многоэтажной застройки в городе (в частности, микрорайонов "Радужный", "Брусилово", поселков Мамулино и др.) привело к появлению на строительном рынке города Твери крупных застройщиков (общество с ограниченной ответственностью "Финанс Инвест", закрытое акционерное общество "ТОИСК") и способствовало существенному ускорению темпов жилищного строительства по городу в целом.
2.9. Жилищно-коммунальное хозяйство,
благоустройство городской территории и улично-дорожной сети
2.9.1. Жилищно-коммунальное хозяйство
Общая площадь жилищного фонда в городе Твери на конец 2012 года составляла 10 071,3 тыс. кв. м (в том числе 1 376,4 тыс. кв. м в индивидуально-определенных жилых домах (15 729 строений), 8 485,5 тыс. кв. м в многоквартирных жилых домах (3 245 строений) и 209,1 тыс. кв. м в специализированном жилищном фонде). На одного жителя города в среднем приходится 24,4 кв. м.
Уровень благоустройства жилищного фонда по предоставляемому перечню коммунальных услуг, оказываемых населению, распределяется следующим образом: водоснабжение - 93,8%; канализация - 88,6%; центральное отопление - 97,3%; горячее водоснабжение - 86,4%; газификация - 94,0%.
В настоящее время более 50% многоквартирных домов имеют степень износа от 31% до 65%, т.е. нуждаются в проведении капитального ремонта. При этом 4% домов имеют степень износа более 66 %. По состоянию на 01.01.2013 проведение капитального ремонта кровель требуется более чем на 531 доме города Твери.
Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется низкой производительностью, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей.
Неудовлетворительное состояние жилищно-коммунального комплекса города обусловлено, в частности, высокой степенью физического и морального износа основных фондов. Протяженность городских сетей водоснабжения составляет 617 км при износе 57%. Степень изношенности водопроводных насосных станций - 55,2%. Значительная часть водопроводных сетей (18,2%) находятся в эксплуатации более 40 лет при нормативном сроке 25 лет, т.е. имеют 100% физический износ.
Протяженность городских сетей коммунального водоотведения составляет 471 км, сети имеют износ 55,7%. Степень изношенности канализационных насосных станций - 55%. Значительная часть сетей канализации (62%) находятся в эксплуатации более 40 лет при нормативном сроке 25 лет, т.е. имеют 100% физический износ.
Сети и сооружения дождевой канализации и дренажей города имеют высокую степень износа. Недостаточное финансирование содержания системы дождевой канализации привело к заиливанию трубопроводов и уменьшению их пропускной способности. В свою очередь это вызывает подтопление подвалов жилищного фонда, коммуникаций и разрушение фундаментов зданий и полотна дорог. Ввиду того, что выпуски попутных дренажей теплотрасс в основном осуществляются в сети дождевой канализации, теплотрассы оказываются также подтопленными.
Электрические сети и сооружения имеют высокую степень изношенности (80% и более).
2.9.2. Благоустройство городской территории и улично-дорожной сети
Улично-дорожная сеть города Твери является одним из элементов транспортной инфраструктуры. Наличием и состоянием сети автомобильных дорог общего пользования определяется территориальная целостность и единство экономического пространства.
Улично-дорожная сеть является одним из основных образующих элементов транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры города. Площадь территорий общего пользования города Твери составляет 152,2 кв. км, общая площадь автомобильных дорог общего пользования - 3,7 кв. км, из которых 2,0 кв. км - магистральные дороги, 1,7 кв. км - немагистральные дороги.
На автомобильных дорогах общего пользования находятся 26 мостов и 4 путепровода протяженностью 2979 п. м.
В настоящее время особое внимание уделяется капитальному и текущему ремонту автомобильных дорог общего пользования. Кроме того, на автомобильных дорогах города обеспечивается проведение текущего ремонта, который позволяет сохранить дорожное полотно.
Территория города Твери административно делится на четыре района: Заволжский, Московский, Пролетарский и Центральный.
Каждый из районов представляет собой административную единицу с развитой многоотраслевой экономикой, разветвленной сетью предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сетью объектов культуры и учебных заведений.
Таблица 2.5.
Наименование районов города |
Занимаемая площадь (кв. км) |
Численность населения (тыс. чел.) |
Парки, скверы, зоны отдыха (ед.) |
Памятные места и воинские захоронения (ед.) |
Заволжский район |
68,8 |
140,6 |
38 |
8 |
Московский район |
42,7 |
120,8 |
11 |
6 |
Пролетарский район |
33,4 |
92,9 |
45 |
1 |
Центральный район |
7,3 |
54,6 |
25 |
1 |
Итого |
152,2 |
408,9 |
119 |
11 |
Необходимо продолжить проведение комплексного благоустройства территории города, обеспечить рациональное размещение зеленых насаждений на открытых, свободных от застройки территориях; нужны последовательные реконструкция и обновление зеленых насаждений улиц и парков, посадка деревьев и кустарников; разбивка новых газонов, цветников и скверов.
В Заволжском районе, занимающем 45 % от общей площади города, благоустроена часть имеющихся скверов: на пересечении улицы Горького и Комсомольского проспекта с реконструкцией фонтана, на площади Конституции и прилегающей к ней территории, на остановке "Вагонный завод", на набережной А. Никитина, на площади Мира.
Для улучшения внешнего облика и туристической привлекательности необходимо продолжать благоустройство скверов, расположенных на улице Горького, Петербургском шоссе, Пожарной площади. В центре постоянного внимания и контроля, в связи с проводимыми в летний период массовыми и культурными мероприятиями, находится сквер у Речного вокзала.
В последние годы работы по комплексному благоустройству мест массового отдыха жителей на территории Московского района проводились достаточно активно, были благоустроены сквер у МДК "Синтетик", сквер на улице Королева, Смоленское воинское захоронение. Благоустроены улица Вагжанова, улица Можайского, Октябрьский проспект, которые являются центральными магистральными улицами, ведущими в центр города, а также бульвар Гусева, площадь Гагарина, площадь Велико-Тырново.
В настоящее время в Пролетарском районе благоустроены зона отдыха на улице Республиканская, сквер на проспекте Ленина (напротив ТГТУ), сквер на Комсомольской площади, на улице Кирова, на дворовых территориях района установлены детские игровые комплексы. Проведены работы по замене асфальтобетонного покрытия на тротуарную плитку по проспекту Калинина, по проспекту Ленина. На территории района обустроены 4 фонтана.
В течение последнего времени на территории Центрального района преобразились места массового отдыха жителей: сквер на проспекте Чайковского и Театральной площади, сквер на Смоленском переулке, сквер на улице Односторонняя, проведено благоустройство площади Ленина, площади Капошвара.
Благоустройство является в городе важнейшим составляющим элементом и занимает значительное пространство.
Для реконструкции зеленых насаждений в городе осуществляются работы по обустройству газонов, живых изгородей, устройству и уходу за цветниками, конструкциями вертикального озеленения и других объектов озеленения на улицах города, в парках и скверах.
В 2013 году произведены работы по выравниванию газонов на площади 7414 кв. м. по Петербургскому шоссе.
Большое внимание уделяется работам по обрезке и валке деревьев на территории районов и вдоль магистральных дорог.
В рамках работ по содержанию территории города осуществляются работы по летней и зимней уборке территорий парков и скверов, содержанию видовых и памятных мест, обслуживанию фонтанов и малых архитектурных форм.
2.10. Туризм
Туризм является одной из важнейших отраслей современной экономики, нацеленной на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики, туризм не приводит к истощению природных ресурсов.
В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, гостиничное хозяйство, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития.
Город Тверь обладает богатым культурно-историческим потенциалом, на его территории сосредоточены объекты национального значения, проходят важные экономические, спортивные и культурные события.
Современное состояние туристской отрасли в городе Твери характеризуется следующими показателями(1):
- количество коллективных средств размещения - 12. Прошли сертификацию 3 гостиницы города Твери - "Оснабрюк" (4*), "Тверская усадьба" (3*), "Тверь Парк Отель" (3*). Большинство экспертов отмечают, что цены на гостиничные услуги в городе Твери не всегда соответствуют качеству предоставляемых услуг.
- номерной фонд в гостиницах и аналогичных средствах размещения - 585 номеров, рассчитанных на проживание 993 человек;
- число размещенных лиц (за год) - более 59 тыс. человек;
- город Тверь ежегодно посещают порядка 170 тыс. человек (по данным экспертной оценки).
----------------------------
(1) по данным Тверьстата (без учета микропредприятий) за 2012 год.
2.11. Экология
На территории города Твери хозяйственную деятельность, связанную с природопользованием, осуществляют свыше 4 тыс. субъектов предпринимательской деятельности.
Основными экологическими проблемами в городе являются: загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов от промышленных предприятий и автотранспорта; загрязнение водных ресурсов предприятиями промышленности, жилищно-коммунального хозяйства; образование и накопление отходов производства и потребления; сохранение зеленых насаждений при реконструкции и строительстве объектов; загрязнение почв, вследствие антропогенного воздействия.
Действующая городская свалка обслуживает город и пригородные поселки. Ежедневный вывоз отходов порядка 4,5 тыс. куб. м, в год - около 1700,0 тыс. куб. м.
Строительство нового полигона твердых бытовых отходов (далее - ТБО) ведется за счет инвестора - открытого акционерного общества "Межтопэнергобанк". Для указанной цели учреждено общество с ограниченной ответственностью "Полигон", являющееся заказчиком и координатором всех работ по строительству полигона. В настоящий момент ООО "Полигон" проходит государственную экологическую экспертизу проектной документации.
Услуги по сбору и вывозу отходов в городе осуществляют несколько коммерческих организаций (МУП "Спецавтохозяйство", ООО "Экобытсервис", "ООО "Экосервис" и др.). Активную работу по разработке и внедрению прогрессивных методов переработки ТБО проводит "Гильдия экологов Верхневолжья", которая уже в первой половине 2014 года планирует запустить в эксплуатацию промышленную установку по утилизации ТБО.
В перспективе планируется создание станций мусороперегрузки с элементами сортировки; изменение графиков и маршрутов вывоза отходов с целью повышения эффективности системы в целом; создание специального парка крупнотоннажных (магистральных) мусоровозов для вывоза отходов на участке "станция перегрузки - свалка".
2.12. Транспорт
В 2012 году услуги по перевозке жителей города Твери транспортом общего пользования оказывали муниципальные предприятия МУП "ПАТП-1" и МУП "ГЭТ", а также юридические лица и индивидуальные предприниматели.
МУП "ГЭТ" осуществляло транспортное обслуживание населения на 6 маршрутах трамвая и 5 маршрутах троллейбуса, МУП "ПАТП-1" - на 9 маршрутах. Инвентарный парк состоял: МУП "ГЭТ" - 89 трамваев и 100 троллейбусов; МУП "ПАТП-1" - 76 автобусов.
Таблица 2.6. Основные показатели работы
пассажирского транспорта города Твери
единиц
Вид транспорта |
На 01.01.2014 |
|||
количество маршрутов |
количество подвижного состава |
среднесуточный выпуск на линию |
||
Муниципальные автобусы |
9 |
76 |
56 |
|
Городской электрический транспорт |
Трамваи |
6 |
89 |
35 |
Троллейбусы |
5 |
100 |
57 |
|
Всего |
11 |
189 |
92 |
|
Автобусы частных перевозчиков |
Особо малой вместимости |
30 |
800 |
720 |
Малой вместимости |
6 |
140 |
120 |
|
Итого |
|
56 |
1 206 |
988 |
Средний возраст муниципального транспорта общего пользования составляет: автобусов - 6,5 лет (при норме 7 лет), трамваев - 22,6 лет (при норме 16 лет), троллейбусов - 10,7 лет (при норме 12,5 лет). В 2013 году, по сравнению с 2008 годом, объем перевозок пассажиров снизился на 30,0%.
Таблица 2.7.
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2013 в % к 2008 |
Перевезено пассажиров муниципальным транспортом, млн. человек |
68,7 |
60,5 |
57,8 |
49,1 |
46,6 |
48,1 |
70,0 |
в т.ч. муниципальные автобусы |
14,6 |
13,6 |
13,2 |
10,6 |
10,2 |
12,9 |
88,4 |
горэлектротранспорт |
54,0 |
46,9 |
44,5 |
38,5 |
36,4 |
35,2 |
65,2 |
2.13. Реновация промышленных территорий
Город Тверь - крупный промышленный, научный, культурный и транспортный центр Тверской области.
Производственная зона города Твери включает в себя территории промышленных и коммунально-складских предприятий.
Площадь производственных зон промышленных предприятий составляет 876,4 га (5,7 % от площади города), коммунально-складских зон - 1394,2 га (9,2 % от площади города).
К настоящему времени в городе сложилось 5 основных промзон:
1) "Северо-Западная" (ул. Паши Савельевой);
2) "ТЭЦ-3" (в районе пос. Литвинки);
3) "Химволокно" (пл. Гагарина);
4) "Лазурная" (Московское шоссе);
5) "Борихино" (Старицкое шоссе)
и несколько промышленных узлов ("КСМ", "ТЭЦ-1", "Бежецкое шоссе", "Двор Пролетарки", ФГУП "ВНИИСВ" и пр.). Часть предприятий расположена дисперсно в жилой зоне.
Перспективы развития и преобразования промышленных зон заложены в генеральном плане города Твери.
Анализ современной градостроительной ситуации, сложившейся в городе в целом, указывает на существование следующих проблем:
- в городе резко обостряется дефицит участков для промышленного и гражданского строительства в границах городского округа;
- имеются значительные ресурсы уплотнения и изменения функционального использования производственных зон;
- нерациональное взаимное расположение функциональных зон - предназначенных для строительства жилых, общественных зданий, дорог, улиц, площадей и производственных, особенно в центральной части города и в Заволжье.
2.14. Муниципальные унитарные предприятия
В 2009-2012 годах в городе функционировало 20 муниципальных унитарных предприятий, сферами деятельности которых являются:
- жилищно-коммунальный комплекс города Твери (5 предприятий);
- благоустройство и дорожное хозяйство (3 предприятия);
- городской общественный транспорт (2 предприятия);
- досуг и отдых горожан (1 предприятие),
- потребительский рынок услуг (4 предприятия);
- инвестиции и строительство (2 предприятия);
- управление муниципальной собственностью (3 предприятия).
Последние годы финансовое положение предприятий характеризуется как нестабильное. Трудности в организации эффективной работы муниципальных предприятий вызваны рядом негативно влияющих факторов как объективного, так и субъективного характера, в том числе:
- тенденция к сокращению объемов работ, выполняемых для муниципальных нужд, вследствие недобросовестной конкуренции и необоснованного снижения начальной цены контрактов другими участниками конкурсных процедур;
- государственное регулирование тарифов на передачу электрической энергии, тепловую энергию, на проезд в городском общественном транспорте; утверждение их в размере ниже экономически обоснованного и без принятия решений на региональном уровне о компенсации выпадающих доходов;
- неоправданно высокие размеры рыночной арендной платы за объекты муниципальной собственности;
- неудовлетворительное состояние основных фондов, их моральный и физический износ;
- недостаточный уровень управленческого менеджмента.
2.15. Состояние бюджетной системы города Твери
В настоящее время налоговый потенциал муниципального образования "Город Тверь", определяемый исходя из установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации нормативов, оценивается как недостаточный. При этом в отношении города Твери не реализуется право, предусмотренное бюджетным законодательством для субъектов Российской Федерации, устанавливать единые дополнительные нормативы отчислений по типам муниципальных образований.
В 2012 и 2013 годах город Тверь обеспечивал свыше 54% налоговых доходов, поступивших с территории Тверской области в бюджеты всех уровней (22-24 млрд. рублей), в то время как в бюджет самого муниципального образования зачислялось только 10-13% собираемых с территории города налогов (2,5-2,8 млрд. рублей).
За период с 2008 по 2013 год доходная часть бюджета города Твери выросла в 1,3 раза, налоговые и неналоговые доходы бюджета увеличились в 1,3 раза, а объем средств, полученных в рамках межбюджетных отношений - в 1,7 раза.
Таблица 2.8.
млн. рублей
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Всего доходов, |
5 316 |
6 451 |
6 493 |
7 469 |
6 785 |
6 988 |
налоговые и неналоговые доходы, в т.ч.: |
3 485 |
3 642 |
4 050 |
4 473 |
4 258 |
4 537 |
НДФЛ |
1 694 |
1 593 |
1 731 |
1 903 |
1 435 |
1 549 |
земельный налог |
150 |
444 |
521 |
540 |
664 |
776 |
безвозмездные поступления |
1 449 |
2 387 |
2 036 |
2 502 |
2 527 |
2 451 |
доход от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
382 |
422 |
407 |
494 |
- |
- |
Расходы |
4 522 |
6 804 |
6 575 |
7 887 |
7 118 |
7 337 |
Профицит, дефицит бюджета (+/-) |
794 |
-353 |
-82 |
-418 |
-333 |
-349 |
Муниципальный долг на конец года |
249 |
183 |
98 |
460 |
550 |
1000 |
Таблица 2.9. Динамика расходов
бюджета города Твери на 2010 - 2014 годы
по разделам классификации расходов.
(тыс. руб.)
Код раздела расходов и наименование направления расходования средств |
2010 г. Исполнено |
2011 г. Исполнено |
2012 г. Исполнено |
2013 г. (Предварительный отчёт) |
2014 г. Утверждено |
|
0100 |
Общегосударственные вопросы |
824 044,8 |
1 321 498,1 |
1 033 524,0 |
833 787,3 |
1 190 854,1 |
0200 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
18 443,1 |
18 109,3 |
22 037,0 |
57 863,3 |
51 249,3 |
0400 |
Национальная экономика |
203 597,1 |
371 379,8 |
1 575 776,8** |
1 474 573,9 |
1 056 046,7 |
в т.ч. 0409 |
"Дорожное хозяйство (дорожные фонды)" |
- |
- |
1 329 969,0 |
1 319 394,5 |
936 324,7 |
0500 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1 848 634,9 |
2 005 110,3 |
1 773 419,0 |
876 904,2 |
645 526,5 |
0600 |
Охрана окружающей среды |
11 279,7 |
11 976,0 |
14 083,1 |
|
|
0700 |
Образование |
2 364 212,0 |
2 577 481,0 |
2 857 199,1 |
3 604 616,3 |
3 430 970,9 |
0800 |
Культура, кинематография* |
216 264,4 |
219 284,0 |
217 238,7 |
187 628,3 |
169 792,0 |
0900 |
Здравоохранение* |
928 466,6 |
1 120 485,1 |
19 271,2 |
|
|
1000 |
Социальная политика |
148 286,4 |
156 050,5 |
266 436,4 |
164 873,9 |
200 467,6 |
1100 |
Физическая культура и спорт* |
- |
59 734,9 |
105 825,7 |
73 631,8 |
8 652,0 |
1200 |
Средства массовой информации* |
- |
24 374,7 |
19 544,0 |
18 432,9 |
18 908,0 |
1300 |
Обслуживание государственного и муниципального долга* |
- |
1 176,1 |
19 000,0 |
45 197,2 |
100 000,0 |
|
Межбюджетные трансферты* |
11 389,1 |
- |
- |
|
|
ВСЕГО: |
6 574 618,1 |
7 886 659,8 |
7 923 355,0 |
7 337 509,0 |
6 883 566,1 |
2.16. Реализация муниципальных программ
Муниципальная власть обязана подходить к решению городских проблем ответственно и взвешенно.
Накопленный администрацией города Твери опыт показал, что одним из наиболее эффективных методов практического решения возникающих социально-экономических задач является программно-целевой подход. Метод программно-целевого планирования применяется в городе Твери с 2005 года и с течением времени получил значительное развитие. За период 2005-2012 годов в городе Твери разработаны и утверждены 54 целевые программы, в том числе - со сроками реализации 3 и более лет. В 2012 году наряду с адресной инвестиционной программой были исполнены 33 целевые программы, в 2013 - 36 целевых программ.
Таблица 2.10. Динамика количества
реализуемых целевых программ
города Твери за период 2008-2013 годов
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Всего действующих программ |
22 |
18 |
22 |
28 |
33 |
36 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
городские целевые программы |
18 |
15 |
16 |
20 |
17 |
21 |
ведомственные целевые программы |
4 |
3 |
6 |
8 |
16 |
15 |
Большое количество бюджетных расходов осуществляется в рамках городских программ (включая адресную инвестиционную программу), что создало предпосылки к переходу с 2014 года на программный бюджет. Только за период 2008-2012 годов расходы в рамках программ выросли в 2,5 раза.
В соответствии с изменениями бюджетного законодательства с 2014 года бюджет города Твери формируется не только в функциональной, но и в программной классификации расходов на основе разработанных муниципальных программ, призванных стать ключевым механизмом, с помощью которого соотносятся долгосрочное (стратегическое) и бюджетное планирование муниципального образования город Тверь.
Таблица 2.11. Динамика программных расходов
бюджета города Твери (программный бюджет),
осуществляемых в рамках
муниципальных (городских) программ
наименование программ |
2012 (факт) |
2013 (план) |
2014 (план) |
2015 (план) |
2016 (план) |
всего млн. руб. |
1 867,0 |
1 816,6 |
|
|
|
городские целевые программы, млн. руб. |
903,9 |
1006,0 |
|
|
|
ведомственные целевые программы, млн. руб. |
320,7 |
151,6 |
|
|
|
адресная инвестиционная программа, млн. руб. |
642,4 |
659,0 |
|
|
|
муниципальные (городские) программы, млн. руб. |
_ |
_ |
4 545,869 |
4 546,454 |
4 626,82 |
доля программных расходов в общем объеме расходов бюджета. |
26,2% |
23,1% |
76,5 % |
77,0% |
77,0% |
Таблица 2.12. Основные достигнутые показатели
социально-экономического развития города Твери
N п/п |
Целевые индикаторы |
2012 |
2013 |
|
1 |
Численность населения на конец года, тыс. чел |
408,9 |
410,5 |
|
2 |
Численность занятых в экономике города, тыс. чел. |
213,5 |
213,4 |
|
3 |
Уровень зарегистрированной безработицы, % |
0,45 |
0,42 |
|
4 |
Оборот крупных и средних организаций, млрд. руб. |
214,6 |
229,6 |
|
5 |
Объём отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, млрд. руб. |
88,3 |
103,1 |
|
6 |
Численность работающих в малом и среднем бизнесе, тыс. чел. |
86,0 |
85,8 |
|
7 |
Объем инвестиций в основной капитал (по крупным и средним организациям), % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
117,5 |
143,8 |
|
8 |
Индекс потребительских цен за период с начала года (на конец периода), к декабрю предыдущего года, % |
106,7 |
104,0 |
|
9 |
Оборот розничной торговли, % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
108,0 |
104,0 |
|
10 |
Темп роста фонда заработной платы, % к предыдущему году |
112,4 |
110,4 |
|
11 |
Оказание адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной и экстремальной ситуациях (пожар, длительное лечение, кража, экстренный ремонт жилья и т.д.), чел. |
4 300 |
4 300 |
|
12 |
Протяженность улично-дорожных электросетей, для освещения улично-дорожной сети*, км. |
550,9 |
550,9 |
|
13 |
Количество светильников на улично-дорожной сети, шт. |
19349 |
20102 |
|
14 |
Протяженность улично-дорожной сети, км |
550,9 |
550,9 |
|
15 |
Отремонтировано дорог: |
|
|
|
текущий ремонт, тыс. кв. м. |
255,8 |
309,9 |
||
капитальный ремонт, тыс. кв. м. |
5,7 |
33,9 |
||
16 |
Регулярность движения общественного транспорта: |
|
|
|
автобусы, % |
88,7 |
89,8 |
||
трамваи, % |
87,4 |
85,8 |
||
троллейбусы, % |
90,1 |
91,2 |
||
17 |
Количество предприятий торговли (магазинов), всего |
2178 |
2257 |
|
|
в том числе: |
|
|
|
продовольственных |
470 |
501 |
||
непродовольственных |
1708 |
1756 |
||
18 |
Количество стационарных предприятий общественного питания |
477 |
502 |
|
19 |
Доля школьников, обучающихся по Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) нового поколения от общей численности школьников, % |
24,0 |
36,0 |
|
20 |
Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях |
19242 |
19422 |
|
21 |
Охват дошкольным образованием детей в возрасте от 3 до 6 лет, % |
96,0 |
97,0 |
|
22 |
Профессиональное образование: |
|
|
|
|
1. Среднее профессиональное образование |
11 |
16 |
|
1.1. Численность обучающихся в государственных профессиональных образовательных организациях по программам подготовки рабочих кадров, служащих и подготовки специалистов среднего звена. |
13212 |
12210 |
||
2. Высшее профессиональное образование (*) |
|
|
||
2.1. Государственные высшие учебные учреждения. |
4 |
4 |
||
2.1.1. Численность студентов в государственных высших учебных заведениях, тысяч человек. |
29,1 |
|
||
2.2. Негосударственные высшие учебные заведения |
4 |
4 |
||
2.2.1. Численность студентов в негосударственных высших учебных заведениях, человек |
5808 |
|
||
23 |
Удельный вес жителей города систематически занимающихся физической культурой и спортом, % |
25,0 |
26,0 |
|
24 |
Число амбулаторно-поликлинических учреждений |
42 |
42 |
|
25 |
Количество коек в больничных организациях |
5330 |
5355 |
|
26 |
Мощность амбулаторно - поликлинических учреждений, посещений в смену. |
11431 |
11632 |
|
27 |
Уровень обеспеченности населения муниципального образования от нормативной потребности |
спортивными залами, % |
35,9 |
36,1 |
плоскостными спортивными сооружениями, % |
31,3 |
31,8 |
||
плавательными бассейнами, % |
15,1 |
15,1 |
||
28 |
Уровень обеспеченности населения муниципального образования от нормативной потребности |
клубами и учреждениями клубного типа, % |
95,0 |
95,0 |
библиотеками, % |
97,0 |
97,0 |
||
парками культуры и отдыха, % |
100,0 |
100,0 |
||
29 |
Уровень преступности на 10 тысяч населения, ед. |
207,4 |
206,9 |
(*) - данные "Тверьстата"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.