Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Стратегические ориентиры развития города Твери
4.1. Сценарии развития города Твери
1. Вариант развития города как промышленного центра имеет то преимущество, что он опирается на концентрацию финансовых ресурсов в силу положения города Твери как административного центра Тверской области, выгодное географическое положение, наличие в городе развитой промышленности, продукция которой является конкурентоспособной на российском рынке, и значительного числа звеньев рыночной инфраструктуры, систем связи, специальных информационных центров, аудиторских и консалтинговых компаний, средств массовой информации, финансовых структур. Наблюдается рост объемов производства, который может быть усилен за счет наличия свободных производственных площадей и функционирующей системы поддержки предпринимательства.
В целом, существующее положение: статус города Твери как областного центра, наличие системы поддержки предпринимательства, наличие крупных промышленных предприятий и финансовых структур, а также выгодное географическое положение позволяют рассматривать данный вариант как наиболее реальный и выгодный с экономической точки зрения. Дальнейшее развитие города должно в большой степени ориентироваться на сферу услуг, следовательно, на следующем этапе можно будет рассматривать вариант развития города как делового центра.
2. Вариант развития города как делового центра.
Для реализации рассматриваемого варианта потребуется позиционирование города как удобного для деловых структур места расположения. Удобство в данном случае основано на наличии соответствующей инфраструктуры и роли города по отношению к соседним городам. Кроме того, реализация варианта развития города как делового центра в течение временного периода, обозначенного в Стратегии, не представляется реальной, по причине мобилизации значительных финансовых ресурсов на создание мощных финансового и бизнес-центров, решение проблемы развития транспортных сетей в направлении увеличения их пропускной способности, развития центра города с последующим распределением функций по основным субцентрам, увеличением доли сектора услуг и наукоемких технологий.
3. Вариант развития города как туристического центра опирается на наличие в городе ряда объектов туристического использования: гостиниц, памятников старинной архитектуры, уникальной планировки территорий города Твери, музейной структуры, объектов культуры - филармонии, цирка, театров. Однако создание современной туристической инфраструктуры требует решения ряда вопросов, связанных с привлечением значительных финансовых ресурсов. В первую очередь, следует привести существующие объекты туристического использования в соответствие с требованиями современного рынка туристических услуг: реконструировать гостиничную сеть, отреставрировать памятники архитектуры.
Наряду с привлекательностью города Твери и Тверской области в качестве объектов культурно - познавательного, экологического, спортивного и рекреационного туризма для создания полноценной современной индустрии внутреннего и международного туризма необходимо решить ряд вопросов, требующих значительных, в том числе и бюджетных, финансовых ресурсов.
4. Вариант развития города как транспортного узла необходимо рассматривать с двух позиций: развития внутригородского и внешнегородского транспортного каркасов. Развитие первого направления требует сосредоточения усилий на повышении рационализации "местного" и туристского баланса, улучшения взаимодействия функциональных и пространственных элементов городской среды через повышение эффективности планировочной организации улично-дорожной сети, под которым подразумевается формирование транспортной системы, отвечающей современным требованиям к пропускной способности транспортных сетей. Данные меры позволят компенсировать влияние сдерживающих факторов при организации функциональных взаимосвязей планировочных районов - наличие водных преград и внутригородских путей железной дороги Москва - Санкт-Петербург. Наряду с обеспечением доступности элементов городской среды, необходимо стремиться к комфортности, безопасности, надежности пригородных и внешних транспортных связей. При усилении интенсификации междугороднего и международного транспортного сообщения можно добиться экономического сближения, экономического сжатия территорий.
На территории города находятся два аэродрома - "Змеево" и "Мигалово". Аэропорт "Мигалово" получил статус аэродрома совместного базирования на основании Постановления Правительства РФ, что дает возможность его использования в системе международных грузовых авиаперевозок. Однако, полноценное использование данных факторов возможно только при условии изменения направления взлетно-посадочной полосы (строительство новой, перпендикулярно к существующей, с сохранением существующей в качестве резервной - для аэродрома "Мигалово") и для аэродрома "Змеево" - передислокация его на другую, более удаленную от города, территорию.
Следовательно, вариант развития города как транспортного узла открывает достаточно широкие перспективы. Учитывая достаточно высокую вероятность осуществления варианта развития города как делового и промышленного центра, движение в направлении варианта развития города как транспортного узла позволило бы использовать возможности синергетического эффекта. Достоинством данного сценария развития города является то, что он содержит небольшое количество крупных проектов (мультимодальный терминал на базе речного вокзала, развитие аэродромов и др.) с вполне предсказуемыми эффектами от их реализации, каждый из которых может осуществляться независимо от других. Однако проекты требуют значительных капитальных вложений. В связи с этим они должны постоянно оставаться в поле зрения для поиска стратегических инвесторов.
5. Вариант развития города как образовательного центра опирается на наличие высококвалифицированных педагогических кадров, богатое научное наследие, развитую сеть общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, соответствующую инфраструктуру (библиотечная сеть, биржи труда и агентства по подбору персонала), организаций дополнительного образования (ДЮСШ, СДЮШОР, СК и т.д.) и дополнительные услуги (общежитии, медицинские и оздоровительные организации, транспортные и туристические организации).
Основные вопросы, которые необходимо будет решить, это обеспечение максимальной преемственности ступеней образования, ужесточение контроля за деятельностью негосударственных высших учебных заведений в части аттестации и аккредитации, создание системы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций на рынке труда города Твери согласно полученной специальности.
В условиях негативного влияния на развитие города отдельных факторов внутренней среды - сложной демографической ситуации (старение населения, тенденция суженного воспроизводства трудовых ресурсов) и факторов внешней среды - оттока людских ресурсов в крупнейшие центры - Москву и Санкт-Петербург, создание системы поддержки молодых специалистов, включающей в себя развитие договорного механизма с предприятиями города для обеспечения студентов базой практики, ориентация профессиональных учебных заведений на подготовку специалистов согласно потребностям современного развития бизнеса в городе, решение жилищного вопроса, является особенно актуальным.
Реализация варианта развития города как образовательного центра способствовала бы решению демографической проблемы, поскольку при повышении конкуренции города Твери на рынке образовательных услуг за счет послепродажного обслуживания, то есть развития дополнительных услуг, можно будет не только создать условия для жизнедеятельности молодых специалистов в городе Твери, но и привлечь трудовые ресурсы из соседних регионов.
Варианты развития города как промышленного и образовательного центров являются перспективными и значимыми для развития города, их реализация позволит получить мультипликативный эффект!
6. Вариант развития города как научного центра безусловно открывает значительные возможности для развития города Твери. Социальная эффективность рассматриваемого варианта определяется формированием в городе мощного интеллектуального центра, способного резко поднять городскую культуру в силу повышенных культурных потребностей научных работников.
Экономическая эффективность данного варианта должна определяться реализацией разработок ученых, а также ростом товарооборота за счет притока большого числа студентов, научных работников и специалистов различного профиля. Особенно важно ориентировать научные разработки на потребности промышленного сектора экономики, поскольку развитие НИОКР на базе НИИ, НПО в городе Твери позволит задать импульс развитию экономики города. Однако, привлечение научных работников и/или подготовка собственных кадров, способных создать собственные научные школы, требует создания для их развития соответствующей инфраструктуры (максимально комфортных условий жилья и быта, специальной научной библиотеки или расширение фондов библиотеки им. Горького).
4.2. Миссия города Твери и главная цель его развития
4.2.1. Определение миссии города Твери
Важным условием, определяющим качество процесса стратегического управления развитием города, является определение миссии города.
В наиболее распространенном понимании роль миссии города состоит в том, что она является связующим звеном между потребностями жителей и возможностью их удовлетворения, ориентирует их в едином направлении реализации интересов и ожиданий.
Миссия формируется как основание для стратегического самоопределения города Твери и выступает основой для выбора приоритетных стратегических направлений. Формулировка миссии имеет большое значение для развития города в целом, поскольку миссия способствует формированию определенного имиджа города в представлении субъектов внешней среды; миссия способствует единению населения; является базой для установления целей развития города.
Формулирование миссии не должно зависеть от текущего состояния сфер города, миссия не должна нести в себе конкретные указания и сроки. Миссия задает основные направления движения и отношение к внутренним и внешним процессам и явлениям.
Исходя из названной принципиальной позиции миссия города Твери видится так: "Тверь - город, стремящийся к высокому качеству жизни для каждого жителя".
4.2.2. Определение главной преобразовательной цели
Стратегическая цель выступает как внутреннее предназначение, пронизывающее все сферы и виды деятельности людей и определяющее постановку и достижение всех конкретных целей развития, именно в цели должна найти отражение перспектива развития города.
В современных быстро меняющихся и трудно предсказуемых внешних условиях невозможно ставить какую-либо конкретную цель развития города на длительный срок.
Учитывая результаты комплексного анализа текущего состояния города, анализа сильных и слабых сторон, а также множество внутренних и внешних факторов, главная цель развития города Твери должна отражать сосредоточение усилий на улучшении качества уже выполняемых городом функций, поскольку в настоящее время не просматривается необходимость существенной их трансформации.
Определение миссии города Твери послужило необходимым условием для формулирования главной преобразовательной цели развития города Твери:
"Развитие города Твери как многопрофильного города с высоким качеством жизни населения".
Принятая формулировка цели развития города отражает современное состояние города Твери и траекторию его развития на период стратегического горизонта, а также прописывает усиление его позитивных качеств, повышение конкурентоспособности и устранение негативных характеристик.
Многообразие (многопрофильность) города относится к его позитивным качествам, так как оно повышает устойчивость города как системы в ответ на какие-либо изменения в социально-экономической жизни страны, области, местного сообщества. Свойство многофункциональности города в условиях рыночной экономики равнозначно свойству, присущему хозяйствующим субъектам - рыночной диверсификации - одному из эффективных инструментов защиты от внешних угроз больших корпораций и малых бизнесов. Чем разнообразнее потенциал города, тем большие возможности он имеет для своего стабильного развития.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что в долгосрочной перспективе развития города Твери как многопрофильного города с высоким уровнем жизни можно вести либо по направлению совершенствования одной или нескольких функций, либо одновременно всех, а также последовательно в различном их сочетании.
Согласно теории социального обслуживания главной целью всей деятельности органов местного самоуправления является благосостояние жителей, а целью муниципального управления - удовлетворение конкретных потребностей населения.
Комплексным показателем, характеризующим достижение полного материального благосостояния и всестороннего развития людей, является качество жизни населения. Понятие качества жизни, включает в себя три основных составляющих:
- уровень жизни, определяемый соотношением денежных доходов населения и прожиточного минимума, удельным весом бедных и богатых, покупательной способностью средних слоев, обеспеченностью жильем, объектами хозяйственно-бытового назначения и коммунальными услугами, личным имуществом граждан и т.д.;
- образ жизни, в структуру которого включаются характеристики занятости населения и безработицы, образования и культуры, социальной безопасности, системы охраны окружающей среды, правонарушений и преступности, обеспечения населения объектами культуры, искусства, просвещения, спорта, а также доступности и степень их использования;
- здоровье и продолжительность жизни, измеряемые показателями рождаемости, смертности, естественного прироста населения и прочих демографических процессов, индикаторами состояния здоровья и заболеваемости, развития сферы здравоохранения, обеспеченностью объектами здравоохранения, характеристиками экологической безопасности.
Иными словами, качество жизни определяется уровнем удовлетворения основных духовных и материальных потребностей человека и выражается: в наличии хорошей работы и достойной заработной платы, гарантированных качественных услуг здравоохранения и социального обеспечения, комфортного жилья, высокого качества коммунальных услуг по доступным тарифам, возможности получения образования, общественной безопасности, политической стабильности, культурных и досуговых возможностей.
Исходя из главной цели развития города, в основу стратегического плана должно быть заложено рациональное и комплексное использование ресурсного, трудового и интеллектуального потенциала города, межрегиональное и общероссийское территориальное разделение и кооперация труда, возможности международного экономического сотрудничества.
4.3. Стратегические цели социально-экономического развития города Твери
Повышение качества жизни на территории города возможно только на основе формирования развивающейся эффективной экономики. В свою очередь, для обеспечения качественного скачка в развитии экономической базы города, повышения налогового потенциала необходимо привлечение инвестиций. Как известно, для прихода инвестиций требуется формирование и поддержание на высоком уровне конкурентоспособности города.
Вектор развития города совпадает с главной целью стратегического развития Тверской области. При этом конкурентоспособность города, как и области, с учетом непротиворечивости интересов должна формироваться по трем стратегическим направлениям:
а) город Тверь должен быть привлекательным для населения как место проживания (с учетом возможности получения доступных и качественных социальных услуг, а также обеспечения достойного уровня и качества жизни) и место трудоустройства (с учетом возможности формирования требуемых на рынке труда профессиональных компетенций и их реализации в реальном секторе экономики для получения дохода, обеспечивающего удовлетворение потребностей). Повышение качества жизни населения города Твери должно способствовать улучшению демографической ситуации, физиологическому, психологическому, культурному и интеллектуальному развитию жителей. Доступность и качество социально значимых услуг населению способны повлиять не только на улучшение демографической ситуации, но и на изменение основной направленности миграционных потоков (в том числе, сдержать отток трудоспособного населения с территории города Твери).
б) город Тверь должен быть привлекательным для бизнеса как место реализации деловой хозяйственной активности (увеличение числа функционирующих компаний и уровня самозанятости населения) и технологической модернизации производств (ориентации на инновационный путь развития, преодолении хронической технологической отсталости, широкомасштабном обновлении производственной сферы);
в) город должен быть привлекательным для инвесторов как место реализации инвестиционных проектов (с учетом улучшения факторов, влияющих на окупаемость проекта, и исходя из наличия в городе требуемого персонала или возможности его оперативной подготовки).
Таким образом, достижение главной стратегической цели города Твери связано с формированием гармоничного пространства путем создания условий для успешного развития человеческого капитала, формирования комфортной среды проживания и развивающейся эффективной экономики, способной, запустив мультипликативные процессы прироста доходов, обеспечить формирование финансовой основы повышения развития города.
В соответствии с описанными стратегическими направлениями развития главная цель стратегии развития города декомпозируется на подцели и задачи, являющиеся основой для разработки комплексных и ведомственных программ муниципального развития на ближайшую и среднесрочную перспективу.
Ключевые действия органов власти города в среднесрочной перспективе, будут направлены на решение комплекса проблем, относящихся к указанным выше стратегическим направлениям как приоритетам первого уровня.
Особенность управления городом заключается в том, что системы городского хозяйства функционируют в непрерывном режиме и его жизнедеятельность не может быть приостановлена. В этой связи приоритетами второго уровня или стратегическими задачами также являются:
- сохранение историко-культурного наследия города Твери;
- совершенствование и инновационное развитие жилищно-коммунального хозяйства, инженерной и транспортной инфраструктуры;
- создание условий для жилищного строительства;
- обеспечение безопасности проживания;
- поддержка действующих и создание перспективных производств;
- поддержка и развитие малого и среднего бизнеса;
- создание условий для привлечения инвестиций;
- создание условий, способствующих развитию личности;
- совершенствование и развитие индустрии отдыха, оздоровления и туризма;
- создание комфортной социальной среды;
- предоставление муниципальных услуг населению в электронном виде ("Электронное Правительство"), в том числе, через систему "одного окна".
При решении ряда задач, из перечисленных выше, заключающихся в улучшении условий осуществления тех или иных процессов на территории города, следует учитывать стратегически важные изменения внешних условий его развития, вероятность которых в среднесрочной перспективе весьма высока.
К их числу относятся:
В транспортной сфере в ближайшие 10 лет будут реализованы масштабные проекты развития транспортной инфраструктуры в пределах международного транспортного коридора (N 9). Они, наряду с высокой динамикой роста экономик Москвы и Санкт-Петербурга и расширением их городских агломераций усилят значение для города Твери фактора экономико-географического положения и создадут новые возможности развития.
Будет осуществлено строительство новой скоростной платной автомагистрали "Москва - Санкт-Петербург" и высокоскоростной железнодорожной магистрали, обеспечивающей движение поездов со скоростью до 350 км/час с остановкой в городе Тверь.
В долгосрочной перспективе важным проектом для города Твери станет строительство крупного аэропорта - дискаунтера, что явится фокусом его развития и придаст дополнительный импульс ускорения его экономике.
Строительство и реконструкция (модернизация) объектов
городской коммунальной инфраструктуры
Инвестиции в инновационные программы развития в сфере коммунального хозяйства (водоснабжения и канализования; теплоснабжения; электроснабжения; газоснабжения; водоотведения ливневых и паводковых вод) позволят уменьшить износ сетевого хозяйства до 30%. Необходимо за 10 - 15 лет добиться того, что все организации, занимающиеся в городе Твери водоснабжением, канализованием, теплоснабжением, электроснабжением, газоснабжением, водоотведением ливневых и паводковых вод были сертифицированы согласно международному стандарту ISO 9001 "Системы менеджмента качества" и ISO 14001 "Системы экологического менеджмента".
Строительство новых троллейбусных линий в Заволжье (новый центр) и в южной части города - в продолжение микрорайона Южный и в Мамулино. Развитие благоустройства и улично-дорожной сети:
1) реконструкция железнодорожного моста (переезда) в створе проспекта Калинина и проспекта Ленина;
2) строительство мостовых переходов через реку Волга:
- строительство нового мостового перехода "Западный мост", который разгрузит центральную часть города от потоков транспорта и позволит соединить напрямую Пролетарский и Заволжский районы;
- реконструкция (капитальный ремонт) "Горбатого" моста в створе Петербургского шоссе;
- строительство совмещенного авто-железнодорожного моста в районе Константиновки, который будет осуществлять функцию меридионального обхода города с востока.
3) строительство (реконструкция) улично-дорожной сети:
- строительство автострады вдоль реки Лазурь с выходом на Тверской проспект;
- реконструкция ул. Советская от Тверского проспекта до ул. Вагжанова и ул. Вагжанова до пл. Гагарина;
- реконструкция Московского шоссе;
- реконструкция пересечения в одном уровне Октябрьского проспекта и ул. Можайского;
- реконструкция автодороги по ул. Оснабрюкская от Волоколамского проспекта до п. Мамулино;
- строительство автодороги по ул. Псковская (Оснабрюкская);
- строительство автодороги в поселках Новое Власьево и Никифоровское;
- строительство многоэтажных стоянок автотранспорта;
- реконструкция межрельсового пространства с целью обеспечения движения автотранспорта по трамвайным путям;
- строительство тротуаров в районах малоэтажной, коттеджной застройки;
- реконструкция тротуаров с укладкой тротуарной плитки;
- капитальный ремонт и благоустройство территорий общего пользования (в том числе дорог) районов индивидуальной, малоэтажной (коттеджной) застройки.
4) создание, развитие и благоустройство городских зон отдыха:
- "Черкассы" на левом берегу реки Волги в долине реки Межурки со строительством водно-спортивного комплекса и обустройством зоны отдыха;
- зоны отдыха "Карьеры", которая уже давно и активно используется горожанами в рекреационных целях, но требует комплексного подхода к своему обустройству;
- благоустройство поймы реки Лазури, прежде всего в рамках реконструкции парка Победы;
- строительство зон отдыха на правом берегу реки Волги: в районе Березовой рощи; в районе бульвара Ногина; в районе ул. Республиканской;
- строительство зон отдыха на реке Тьмака: в районе детского парка; в районе Первомайской рощи;
- комплексная реконструкция Тверского ипподрома;
- строительство зоны отдыха на левом берегу реки Волги от "Ленинградской заставы" до "Старого" моста.
5) создание связанной системы зеленых насаждений, объединяющей природные оси города (реки Волга, Тьмака, Тверца, Лазурь и др.) в единый озеленённый каркас.
Реновация промышленных территорий
Генеральным планом города Твери предусматриваются следующие градостроительные мероприятия по развитию и реорганизации промышленных зон:
- сокращение территорий производственного использования в центральной части города и в прибрежных зонах рек Волги, Тверды и Тьмаки;
- использование высвобождаемых территорий в качестве внутригородских резервов для развития системы общегородских центров, жилищного строительства и реабилитации территорий природного комплекса;
- реорганизация и совершенствование функционального зонирования и планировочной структуры крупных производственных зон города;
- ликвидация экологически опасных и ресурсоемких видов производств с высокой степенью амортизационного износа объектов и оборудования и расположенных в зонах непосредственного контакта с жилой и общественной застройкой;
- проведение экологически ориентированных мероприятий на объектах производственных зон;
- развитие и внедрение наукоемкого производства, деловых и обслуживающих функций, обеспечивающих качественно новые места приложения труда на территориях реорганизуемых зон;
- развитие зоны инновационных предприятий, интегрированных в природную среду, свидетельствующая о качественно новом использовании окружающей среды.
Реорганизация и развитие производственных узлов:
- вынос предприятий из наиболее ценных в градостроительном отношении узлов и из селитебной застройки;
- организация въездных комплексов, включающих в себя центры обслуживания автомобилей, мотели и логистические центры. Такие комплексы предлагаются на перекрестке магистралей федерального значения и городских магистралей со стороны въезда в город из Москвы, Санкт-Петербурга, Старицы, Лихославля, Бежецка;
- формирование в зоне аэродрома Мигалово терминального комплекса с промышленной железной дорогой.
Согласно генеральному плану города Твери к перечню архитектурно-планировочных мероприятий по упорядочиванию планировочной структуры и функционального зонирования существующих территорий в границах города, в том числе относятся:
1) организация и перепланировка неэффективно используемых коммунально-складских и промышленных территорий - промышленно-коммунальные зоны:
- "Лазурная",
- Малые Перемерки (около ФГУП "ВНИИСВ").
- "Старицкое шоссе - Борихино поле",
- "Бежецкое шоссе",
- промузел "ТЭЦ-1",
- отстойники ТЭЦ-4 (Бортниково),
2) ограничение развития существующих промышленных зон и промышленных узлов:
- Центральный район: промузел по ул. Головинский Вал, промузел западнее пр-т Чайковского, промузел "Двор Пролетарки", промузлы вдоль р. Тьмаки;
- Московский район: промзона "Химволокно";
- Пролетарский район: промзона "Старицкое шоссе - Борихино поле";
- вынос из жилой застройки производственных предприятий высокого класса санитарной вредности, санация и перевод их территорий в общественно-деловую застройку;
- вынос коммунально-складских организаций, рекультивация территорий;
- вынос промышленных предприятий из водоохранных зон водотоков и водоемов;
- резервирование территории для производственных зон вне границ компактной жилой застройки;
- формирование безопасной окружающей среды в жилой застройке за счет модернизации, перепрофилирования и ликвидации экологически вредных и технологически устаревших производств и организации буферных зеленых зон между промышленными и жилыми территориями.
- Можно привести следующие конкретные примеры реновации промышленных территорий, заложенные в генеральном плане города Твери:
> в зону многоэтажной жилой застройки запланировано преобразование следующих территорий:
- промышленно-коммунальной зоны в м/р "Красная Слобода", расположенной в районе ул. Серебряковская пристань;
- завода "Элтор";
- территория бывшего Хладокомбината по ул. Красина, Михаила Румянцева, Зинаиды Коноплянниковой;
- коммунально-складская территория в районе ул. Макарова, Спортивного переулка;
> в зоны общественно-деловой застройки планируется преобразование следующих территорий:
- промышленно-коммунальной зоны в районе улиц Георгия Димитрова, Плеханова, Дачной;
- коммунальной зоны в районе улицы Коминтерна, бульвара Цанова на участке от Волоколамского проспекта до путепровода в пос. Крупской;
- Керамического завода по Московскому шоссе;
- промышленно-коммунальной зоны по Бежецкому шоссе;
- фабрики им. Вагжанова.
В сфере здравоохранения государственная политика в регионе будет направлена на улучшение демографической ситуации, повышение качества и доступности медицинской помощи населению за счет дальнейшего развития института врачебной общей практики, внедрения высокотехнологичных методов лечения, организации сети кабинетов здорового ребенка, как координирующего центра развития профилактического звена здравоохранения, гарантированного лекарственного обеспечения.
Главным перспективным направлением развития системы образования в городе будет обеспечение доступности качественного дошкольного, общего среднего и дополнительного образования за счет совершенствования содержания и технологий системы образования, развития вариативности образовательных программ, эффективного использования и укрепления материально-технической базы образовательной сети во всех уровнях систем общего и профессионального образования.
Будут продолжены:
- создание условий, способствующих развитию личности;
- развитие инфраструктуры системы образования: ежегодное проведение косметического ремонта; проведение капитального ремонта; качественное коммунальное обслуживание зданий образовательных организаций; обеспечение деятельности медкабинетов в образовательных организациях (задача: довести долю обучающихся в современных условиях к 2020 году до 97%);
- обеспечение доступности дошкольного образования (задача: в 2016 году ликвидировать очередь в детские сады);
- развитие дополнительного образования и отдыха детей в каникулярное время;
- развитие физической культуры, как основы здорового образа жизни (задача: создать условия для того, чтобы число граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, достигло 30%);
- комплексное строительство за счет средств федерального бюджета студенческих городков в комплексе учебных корпусов, студенческих общежитий, жилых домов, спортивных комплексов для Тверского государственного университета в районе Соминка, для Технического университета в Пролетарском районе.
Приоритетной задачей в сфере культуры остается формирование духовно-нравственных ценностей молодежи, повышение доступности для жителей города культурных ценностей.
4.4. Траектория инвестиционно-инновационного развития города
Доминирующее положение внутри региона города Твери с аккумулированием практически трети населения региона и хозяйствующих субъектов, а также сосредоточением оборота крупных и средних предприятий и организаций региона является одним из ключевых факторов социально-экономического развития Тверской области.
Основой инвестиционно-инновационного сценария развития города является вовлечение всех сфер экономики города в крупные инвестиционные проекты, усиление конкурентных преимуществ и улучшение финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов, рост количества, ассортимента и качества выпускаемых на территории города товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), создание новых рабочих мест, увеличение реальных доходов населения, что в итоге будет способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей жителей города и его окрестностей, повышению качества жизни.
Предполагается интенсивное развитие различных видов экономической деятельности, предусматривается комплексная модернизация основных фондов большинства предприятий и плавный переход производства на новый технологический уровень. Сценарий базируется на совместной деятельности науки и производства на основе внедрения высоких технологий в промышленность, малый бизнес, инфраструктуру города в долгосрочной перспективе. При реализации данного сценария большое значение будет уделяться инновационной активности и поддержанию роста расходов на Научно исследовательские и опытно конструкторские работы научно-исследовательские и опытно конструкторские работы Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В прогнозируемом периоде в городе должен быть сформирован рынок информационных, инновационных, финансовых, образовательных услуг.
Деятельность органов местного самоуправления направлена на реализацию активной экономической, инновационной и социальной политики. Недостатки внутренней среды города сводятся к минимуму. Город показывает эффективную реакцию на негативные проявления внешних факторов.
За счет привлечения комплексных инвестиций, внедрения инновационных разработок в перспективные и стабильно работающие предприятия существенно повысятся темпы роста промышленного производства. Расширится многоотраслевая структура экономики при специализации в отраслях машиностроения, химической, пищевой промышленности, будет развиваться сфера услуг и туризма. Возможны активные структурные сдвиги во всех сферах экономической деятельности.
Будет достигнуто укрепление существующих и обеспечено создание новых конкурентных преимуществ на основе достижений научно-технического прогресса. Выпуск товаров ориентирован на покупательский спрос, внешние общероссийские и зарубежные рынки.
Будут созданы новые рабочие места. Повысится уровень оплаты труда. Будет достигнуто эффективное использование интеллектуального потенциала. Произойдет улучшение основных параметров качества жизни за счет развития систем здравоохранения, образования, культуры, улучшения экологии города.
Реализация данного сценария позволит сформировать благоприятный инвестиционный климат, сделать более привлекательным областной центр для потенциальных крупных инвесторов, определить отраслевые приоритеты в развитии предприятий промышленного комплекса на основе развития кластерной политики, малого бизнеса, обеспечить доступ к передовой международной практике, сертификации выпускаемой продукции, развитию инфраструктуры для интенсивного обмена информацией, знаниями и опытом, что позволит существенно ускорить темпы экономического роста во всех отраслях и повысить качество жизни населения.
Будет создана база инновационных продуктов (информационная, кадровая, образовательная, научная и техническая), реализована система мер приоритетной поддержки инновационной деятельности. Обеспечено строительство ряда крупных инновационных центров и формирование условий осуществления инновационной деятельности, в том числе образование специализированных предприятий и организаций, предоставляющих информационные, маркетинговые, патентно-лицензионные, финансовые и иные услуги. В результате увеличится инновационный спрос, в городе создадутся благоприятные условия для его всестороннего развития и повышения уровня жизни горожан.
Приоритетность сценария инвестиционно-инновационного развития в том, что он обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности города Твери среди городов России и его привлекательность на международном уровне.
Таким образом, инновационный сценарий будет основан на проведении масштабной технологической модернизации, корпоративной и торговой перестройке рынков, формировании новых отраслей региональной экономики, наращивании конкурентоспособности Тверской области в центральном экономическом районе.
Сценарий предполагает укрепление позиций городского округа город Тверь в качестве крупного и динамично развивающегося урбанизированного центра, исполняющего "столичные функции" региона, и предусматривает проведение реструктуризации экономики Тверской области, изменение отраслевой структуры в сторону наращивания производственных и непроизводственных отраслей с высокой добавленной стоимостью.
4.5. Приоритетные направления развития города Твери
Для достижения намеченной цели с учетом правовых и финансовых возможностей местного самоуправления и возможности обеспечения взаимодействия с органами государственной власти по вопросам комплексного развития города, определены приоритетные направления развития города:
Таблица 4.1.
Приоритетные направления развития города |
Целевые установки |
Задачи по достижению целевых установок |
Мероприятия |
Целевые индикаторы |
1. Стабилизация ситуации с дальнейшим устойчивым ростом экономики города |
Стабилизация ситуации в экономической сфере города с дальнейшим развитием промышленного потенциала и повышение конкурентоспособности производимой продукции. |
1. Ускорение модернизационных процессов в экономике. 2. Формирование инновационных высокотехнологичных секторов в экономике путем создания конкурентоспособных кластеров. 3. Наличие эффективного малого и среднего бизнеса. 4. Повышение эффективности работы муниципального сектора экономики. 5. Совершенствование управления муниципальной собственностью. |
1. Определение основных направлений промышленной политики на территории города. 2. Создание промышленных зон, логистических центров, технопарков. 3. Повышение имиджа города, как промышленного центра России. 4. Размещение в городе ведущих российских и зарубежных компаний в выбранных приоритетных отраслях. 5. Поддержка выхода формируемых кластеров и отдельных предприятий на новые товарные и географические рынки. 6. Использование механизмов налогового стимулирования в рамках реализации приоритетных направлений промышленной политики. 7. Развитие инфраструктуры, обеспечение в полном объеме необходимыми коммуникациями действующих промышленных площадок, а также создание новых площадок для потенциальных инвестиционных проектов с подведенными коммуникациями. 8. Модернизация производства, замена устаревшего оборудования. 9. Повышение энергоэффективности предприятий, переход к рациональной модели потребления ресурсов. 10. Активизация выставочно-ярмарочных мероприятий на межрегиональном и федеральном уровнях с участием городских предприятий с целью расширения рынка сбыта продукции. 11. Подготовка кадров высококвалифицированного уровня. Обеспечение высокой профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов, формирование профессиональной культуры, ценностных ориентиров в сфере труда и предпринимательской деятельности. |
Численность занятых в экономике города, тыс. чел;
Оборот крупных и средних организаций, млрд. руб.;
Объём отгруженных товаров, выполненных работ и услуг, млрд. руб. |
|
Создание благоприятного инвестиционного климата в городе, минимизация инвестиционных рисков. |
Создание условий для роста инвестиций в обновление основных фондов и технологическую модернизацию. Привлечение крупных инвесторов во все сферы экономики города, увеличение инвестиций в инфраструктуру. |
1. Разработка и последующая PR-кампания инвестиционного паспорта города. Мониторинг инвестиционной привлекательности. 2. Сокращение доли муниципальной собственности в экономике. 3. Сокращение сроков прохождения документов, упрощение процедур согласований в органах власти. 4. Предоставление льгот, муниципальных гарантий города Твери для реализации значимых для города проектов. 5. Снижение инвестиционных и предпринимательских рисков за счет защиты интересов инвесторов и повышения предсказуемости проводимой экономической политики. 6. Развитие транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры города. |
Объем инвестиций в основной капитал (по крупным и средним организациям), % к предыдущему году в сопоставимых ценах. |
|
Развитие инновационного потенциала города, создание в городе высококонкурентного научно - производственного комплекса. |
1. Стимулирование инновационного развития, в первую очередь, производственного сектора экономики. 2. Ускорение процесса передачи инноваций из сферы науки в производство. |
1. Предоставление налоговых льгот в целях развития предприятий, ориентация на поддержку модернизации и инноваций. 2. Разработка программ инновационного развития города. 3. Разработка инвестиционно-инновационных программ развития предприятий: водоснабжения; канализования; теплоснабжения; электроснабжения; газоснабжения; водоотведения ливневых и паводковых вод. 4. Выделение изобретений и проектов, связанных с экономикой города и доведение информации об этих проектах до бизнес-структур. 5. Целевая подготовка специалистов для внедрения на территории города результатов инновационных разработок. 6. Создание научно-технических центров на базе высших учебных заведений при содействии промышленных предприятий города для развития прикладных научных исследований. 7. Создание сети инновационных технопарков. 8. Проведение ежегодной международной конференции по инновациям в различных сферах экономики, а также ярмарок инновационной продукции. |
Объем инвестиций в основной капитал (по предприятиям городской инженерной инфраструктуры), % к предыдущему году в сопоставимых ценах. |
|
Развитие малого бизнеса, как одного из основных направлений экономического роста. |
1. Создание новых предприятий малого бизнеса. Смещение приоритетов в сторону производственного сектора и поддержки инновационной деятельности. 2. Поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала. |
1. Предоставление малому бизнесу различного вида субсидий, муниципальных гарантий за счет средств городского бюджета. Расширение перечня предоставляемых субсидий. 2. Формирование кластеров, как структур, позволяющих малому бизнесу успешно развиваться и конкурировать. 3. Создание новых бизнес - инкубаторов на базе индустриальных парков. 4. Мониторинг приоритетных направлений через СМИ для развития бизнеса и информирование о результатах проведенного мониторинга. 5. Работа по обмену опытом с другими регионами и государствами. 6. Развитие инфраструктуры поддержки предприятий малого бизнеса в рамках бизнес - инкубаторов, технопарков и промышленных парков. 7. Расширение системы микрокредитования малых предприятий. 8. Сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса. |
Количество малых предприятий, тыс. ед.;
Количество индивидуальных предпринимателей, тыс. чел.;
Численность работающих в малом и среднем бизнесе, тыс. чел.;
Доля налоговых поступлений в бюджет города от малого и среднего бизнеса, % ; |
|
Дальнейшее развитие и обеспечение доступности потребительского рынка. |
1. Стимулирование внедрения инновационных разработок в организациях потребительского рынка в целях повышения качества производимых товаров и оказываемых услуг, а также снижения цен. 2. Совершенствование работы службы по защите прав потребителей с информированием населения по итогам их деятельности. |
1. Стимулирование повышения внутреннего спроса. 2. Развитие информационных технологий в сфере услуг. 3. Открытие предприятий торговли и бытового сервиса в зонах "шаговой доступности". 4. Проведение регулярных социологических опросов населения в целях определения удовлетворенности населения качеством потребительского рынка. 5. Расширение практики прямых продаж продукции сельхозпроизводителей, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе на рынках, ярмарках. |
Оборот розничной торговли, % к предыдущему году в сопоставимых ценах;
Индекс потребительских цен за период с начала года (на конец периода), к декабрю предыдущего года, %; |
|
Создание условий для дальнейшего развития внутреннего и въездного туризма в городе Твери, рациональное использование культурно-исторического наследия города. |
1. Сбалансированное развитие наиболее перспективных видов туризма и отдыха: загородный туризм, культурно-исторический (интерактивный, развлекательный туризм, зимний экстремальный туризм, оздоровительный туризм). 2. Комплексное благоустройство территории и всех объектов по всему туристическому маршруту. |
1. Создание и продвижение бренда города Твери. 2. Выделение приоритетных туристско-рекреационных территорий и их благоустройство. 3. Создание социальных туристических маршрутов. 4. Строительство гостиниц и совершенствование инфраструктуры туризма. 5. Участие гостиниц в системе добровольной сертификации услуг. 6. Развитие народных ремесел. 7. Привлечение широких кругов к разработке новых инновационных и привлекательных направлений отдыха и развлечений. 8. Стандартизация профессиональной подготовки кадров. 9. Создание нормативно-правовой базы для стимулирования собственников и пользователей объектов культурного наследия к проведению ремонтно-реставрационных работ и использованию зданий-памятников в туристической инфраструктуре |
|
2. Повышение уровня благосостояния, улучшение условий проживания населения и уровня благоустройства города до "Самого благоустроенного города России" |
Стабилизация ситуации на рынке труда, снижение уровня безработицы. |
1. Стимулирование сохранения и создания новых рабочих мест, создание эффективных механизмов регулирования рынка труда. 2. Содействие технологической модернизации и инновационному развитию всех сфер экономики, в результате чего изменится структура вакансий, снизится спрос на низкоквалифицированную рабочую силу. |
1. Участие в государственных программах, направленных на обеспечение мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. 2. Организация на территории города общественных работ, временного трудоустройства, стажировки безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных организаций, содействие трудоустройству инвалидов на основании договоров с организациями города. 3. Вовлечения работодателей в определение требований к системе подготовки кадров. 4. Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест. 5. Организация временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. 6. Развитие малого и среднего бизнеса, содействие самозанятости жителей города. |
Численность занятых в экономике города, тыс. чел.;
Уровень зарегистрированной безработицы, % |
|
Повышение уровня жизни населения города. |
1. Формирование условий для устойчивого повышения заработной платы, соответствующего темпам роста производительности труда и профессиональному уровню работников. 2. Стабилизация цен на коммунальные услуги, ограничение роста тарифов на жизненно важные товары и услуги. |
1. Реализация мероприятий, направленных на обеспечение полноценной социальной защиты горожан и содействие занятости населения. 2. Сохранение и увеличение объемов социальных выплат жителям города. 3. Внедрение социальных карт граждан, обеспечивающих получение государственных и муниципальных услуг и облегчающих участие в программах медицинского и социального страхования. В дальнейшем возможно их совмещение с электронными картами, открывающими доступ к банковским продуктам, включая проведение и обязательных, и добровольных платежей гражданами. 4. Стимулирование внутреннего спроса со стороны населения посредством предоставления льгот, субсидий (например, субсидии на улучшение жилищных условий). 5. Переход к оплате жителями города жилищно-коммунальных услуг за фактически (реально) потребляемые ими услуги. 6.Выравнивание возможностей участия граждан в культурной жизни общества независимо от уровня доходов, социального статуса и места проживания. |
Темпы роста фонда заработной платы, % к предыдущему году; Среднемесячная начисленная заработная плата, руб.; Оказание адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной и экстремальной ситуациях (пожар, длительное лечение, кража, экстренный ремонт жилья и т.д.), чел.;
Снижение числа жителей с доходом ниже прожиточного минимума. |
|
Увеличение объемов строительства жилья для улучшения жилищных условий горожан. |
1. Устранение различного рода "административных барьеров" для застройщиков. 2. Расселение аварийного жилья. 3. Расселение из ветхого жилья. |
1. Сокращение сроков получения разрешительных документов на строительство, более активное предоставление земли под застройку. 2. Своевременная подготовка и модернизация документов территориального планирования. 3. Освоение и применение новейших технологий, обеспечивающих ускорение сроков строительства и снижение материальных затрат. 4. Повышение темпов роста строительства жилья. 5. Строительство доступного жилья эконом - класса. Развитие малоэтажного строительства. 6. Развитие социальных программ по улучшению жилищных условий жителей города. 7. Развитие ипотечного жилищного кредитования, повышение доступности ипотечных кредитов для граждан. 8. Соблюдение нормативных требований при застройке городских территорий. 9. Совершенствование инфраструктуры города и его окрестностей. |
Обеспечение жилой площадью на 1 жителя, (кв. м.);
Ежегодный ввод жилой площади в расчете на 1 жителя, (кв. м.);
Число семей, состоящих на учете на получение жилья на конец года, ед.; Число семей, признанных малоимущими, нуждающиеся в получении жилья, ед.;
Количество семей, переселенных из ветхого и аварийного жилищного фонда, ед. |
|
Улучшение состояния городского хозяйства и объектов благоустройства. |
1. Внедрение механизмов государственно - частного партнерства в сферу жилищно-коммунального хозяйства. 2. Сбалансированная тарифная политика. Ограничение темпов роста тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства при сохранении надежности и качества оказываемых услуг. 3. Обеспечение своевременного сноса ветхого и аварийного жилья после его расселения. 4. Формирование гражданской инициативы по улучшению условий проживания. 5. Развитие улично-дорожной сети. |
1. Реализация мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования ЖКХ. 2. Расширение ассортимента и повышение качества услуг в сфере ЖКХ. 3. Рост благоустроенности мест постоянного проживания граждан. 4. Осуществление перехода к рациональной модели потребления ресурсов. 5. Внедрение технологий энергоэффективности и энергосбережения. Развитие автономных систем энергосбережения с использованием альтернативных источников тепла. 6. Плановый качественный ремонт жилья, увеличение объема капитального ремонта. 7. Благоустройство дворовых территорий и подъездов к ним, организация зон отдыха во дворах. 8. Благоустройство территорий, содержание и ремонт дорог в городе и в микрорайонах частной застройки города. 9.Строительство тротуаров в районах малоэтажной, коттеджной застройки; 10.Реконструкция тротуаров с укладкой тротуарной плитки; 11.Строительство автодорог. 12.Усиление работы советов многоквартирных домов с целью обеспечения контроля со стороны жителей за качеством обслуживания домов и предоставления коммунальных услуг. Сохранение действующих компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. 13. Оптимизация управления жилищным фондом путем образования и развития товариществ собственников жилья. 14. Оказание информационной, правовой и методической помощи во взаимодействии (построении договорных отношений) между управляющими организациями и населением. 15. Доведение уровня аварийности объектов городской коммунальной инфраструктуры ниже нормативной. 16. Вывод промышленных объектов из зон, указанных в генеральном плане города Твери. 17. Создание, развитие и благоустройство городских зон отдыха. 18. Создание связанной системы зеленых насаждений, объединяющей природные оси города (реки Волга, Тьмака, Тверца, Лазурь и др.) в единый озеленяющий каркас. 19. Плановый качественный ремонт улично-дорожной сети. 20. Плановый и качественный ремонт фасадов зданий, сооружений и других объектов внешнего благоустройства города. 21. Формирование парковых игровых зон путем реконструкции существующих парков, создания новых благоустроенных рекреационных зон. Благоустройство дворовых площадок в соответствии с интересами по проведению досуга молодежи: спортивные площадки и т.д. |
Уровень благоустройства жилищного фонда всеми видами благоустройства, %;
Удельный вес общей площади жилых помещений, оборудованной, %: водопроводом; водоотведением (канализацией); отоплением; горячим водоснабжением; ванными (душем); сетевым газом; электрическими плитами;
Протяженность улично-дорожной сети, (км.); Протяженность тротуаров, (км); Протяженность тротуаров с твердым покрытием, (км)
Количество оборудованных парковочных мест, шт./1000 жителей;
Обеспечение владельцев индивидуальных автомашин благоустроенными стоянками и гаражами, шт./1000 чел.;
Капитально отремонтированных жилых домов за год;
Переложено водопроводных сетей, м.;
Количество оборудованных мест массового отдыха горожан на береговой полосе, шт.
Переложено канализационных сетей, м;
Износ водопроводных сетей, %; Износ канализационных сетей, %;
Износ тепловых сетей, %;
Износ газовых сетей, %;
Прочищено сетей системы закрытого водоотведения ливневых и паводковых вод, %;
Прочищено сетей системы открытого водоотведения ливневых и паводковых вод, %; Показатели аварийности сетей, кол-во аварий на 1 км. сетей: Теплоснабжения; водоснабжения; водоотведения (канализования); Электроснабжения. |
|
Улучшение работы общественного пассажирского транспорта. |
1. Развитие городской транспортной инфраструктуры 2. Оптимизация маршрутной сети и графиков движения городского пассажирского транспорта. 3. Развитие автоматизированной навигационной системы диспетчерского контроля по управлению городским пассажирским транспортом. |
1. Оптимизация структуры и численности парка муниципального пассажирского транспорта, модернизация и обновление основных фондов автотранспортных предприятий, в том числе и за счет привлечения внешних частных инвестиций. 2. Повышение культуры обслуживания пассажиров, в том числе за счет внедрения новых технологий. 3. Создание благоприятных условий для конкуренции среди перевозчиков на основе проведения конкурсного отбора. 4. Совершенствование методов сбора проездной платы с использованием автоматизированных систем (пластиковых карт). 5. Снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду. 6. Строительство новых троллейбусных маршрутов. |
Аварийность на дорогах, число аварий /1000 чел.; Регулярность движения общественного транспорта, %; Доля пассажирских перевозок общественным транспортом в общем пас/обороте, % |
|
Улучшение состояния окружающей среды. |
7. Экологизация экономической деятельности, в том числе за счет внедрения новых технологий, позволяющая обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления. 8. Создание экологически безопасной и комфортной обстановки в местах проживания населения, его работы и отдыха. 9. Поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников. |
1. Активизация проведения работ по озеленению города. Восстановление и разбивка новых парков, скверов и т.д. 2. Модернизация канализационного оборудования, систем очистки воды. 3. Ужесточение контроля за выбросами и сбросами промышленных предприятий. 4. Ограничение движения грузового транспорта в центре города. 5. Увеличение количества объездных маршрутов за пределами города. 6. Ведение хозяйственной деятельности на основе внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий. 7. Введение в городе раздельного сбора бытовых отходов. 8. Введение сортировки бытовых отходов с целью снижения процента захоронений на полигоне. 9. Организация вторичной переработки отходов на предприятиях города Твери. |
Количество выбросов в атмосферу загрязняющих веществ на 1 жителя от всех источников, кг.;
Количество жалоб населения на экологические проблемы в городе и 10 км. зоне от города по сравнению с предыдущими годами;
Регулярность очистки контейнеров,%;
Регулярность очистки мест общего пользования в % от нормативов. |
|
Сохранение неповторимого культурного облика города, повышение духовного качества жизни. |
1. Рациональное использование культурно-исторического наследия, комплектование фондов муниципальных музеев, поддержка оригинальных музейных инициатив, направленных на сохранение и развитие культурных традиций. 2. Содействие развитию культурно-познавательного туризма, обеспечение комплексного подхода к сохранению культурно-исторического наследия. |
1. Создание условий для совершенствования работы организаций культуры, развитие их конкурентоспособности. 2. Развитие библиотечного дела, исследовательской и культурно-просветительской деятельности, комплектование фондов муниципальных библиотек, поддержка социально значимых библиотечных проектов. 3. Формирование и продвижение бренда города Твери, индивидуализация образа города, повышение его инвестиционной и туристической привлекательности. 4. Продолжение капитальных ремонтов в домах культуры, библиотеках, детских школах искусств, музеях. 5. Сохранение и развитие кадрового потенциала учреждений культуры и искусства. 6. Обеспечение роста оплаты труда работников организаций культуры и искусства в зависимости от качества и результатов их деятельности. 7. Создание комплексной программы сохранения культурного наследия города Твери. |
|
3. Обеспечение условий повышения человеческого потенциала |
Создание условий для положительной динамики состояния здоровья жителей города. |
1. Формирование идеологии здорового образа жизни населения со школы, PR-компания против курения, алкоголизма, наркомании. 2. Развитие системы предоставления медико-социальной помощи, координация взаимодействия системы здравоохранения с системой социальной защиты. |
1. Разработка и реализация мер по снижению смертности трудоспособного населения, числа случаев профзаболеваний, несчастных случаев на рабочем месте путем снижения смертности от управляемых причин. 2. Развитие инновационной деятельности медицинских и научных организаций для разработки и внедрения эффективных медицинских технологий. 3. Создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории города Твери. |
Численность населения на конец года, тыс. чел.;
Естественный прирост (убыль) населения, тыс. чел.;
Число родившихся, тыс. чел.;
Число умерших, тыс. чел.;
Ожидаемая продолжительность жизни населения Тверской области (оба пола), лет;
Количество велосипедных дорожек, км.;
Количество детских игровых площадок, шт./1000 чел.;
Количество спортивных площадок, шт./1000 чел.;
Количество оборудованных мест массового отдыха горожан на береговой полосе, шт. |
|
Дальнейшее улучшение качества образования. Развитие инфраструктуры города как образовательного центра |
1. Модернизация учебной, материально-технической базы образовательных организаций, внедрение новых образовательных технологий. 2. Развитие инфраструктуры систем образования. 3. Развитие сферы услуг по обеспечению всех сторон жизни студенческой и учащейся молодёжи, преподавательского состава (учёба, быт, работа, отдых). 4. Улучшение условий пребывания, комфортности действующих детских оздоровительных лагерей, отдыха детей, их доступность в каникулярное время. |
1. Развитие системы дополнительного образования, обеспечивающей раскрытие творческого потенциала и талантов юного поколения горожан. 2. Повышение профессионального уровня педагогических кадров. 3. Профильное обучение. Усиление взаимодействия школ с профессиональными образовательными организациями. 4. Реконструкция и строительство зданий новых образовательных организаций общего и высшего образования. 5. Ежегодное проведение косметического ремонта; проведение капитального ремонта; качественное коммунальное обслуживание зданий образовательных организаций; обеспечение деятельности медкабинетов в образовательных организациях. |
Обеспеченность дошкольным образованием, мест на 100 детей дошкольного возраста;
Охват дошкольным образованием детей в возрасте от 1 до 6 лет, %;
Доля обучающихся (по уровням образования) в современных условиях, %. |
|
Продолжение работы по развитию физической культуры, как основы здорового образа жизни населения. |
1. Развитие системы физкультурно-оздоровительных услуг, предоставляемых населению города. 2. Организация соревнований для всех групп населения. Развитие в школах привлекательной физкультуры: фитнес-клубы, спортивные танцы, теннис и т.д. |
1. Формирование системы парковых и игровых зон путем реконструкции существующих парков, создания новых благоустроенных рекреационных зон. 2. Благоустройство дворовых площадок в соответствии с интересами по проведению досуга молодежи: спортивные площадки и т.д. 3. Приведение в порядок спортивных залов всех школ города, строительство школьных стадионов, обеспечение их материального содержания. 4. Предоставление возможности использования площадей во внеурочное время для самостоятельных занятий взрослых и детей спортом (настольный теннис, бадминтон, большой теннис, тяжелая атлетика и другие спортивные секции). 5. Строительство бассейнов, в том числе при образовательных организациях. |
Удельный вес жителей города систематически занимающихся физической культурой и спортом, %;
Уровень обеспеченности населения муниципального образования от нормативной потребности: спортивными залами, %; плоскостными спортивными сооружениями, %; плавательными бассейнами, % |
|
Расширение возможностей для профессионального и нравственного становления молодёжи. |
1. Развитие индустрии активного досуга молодёжи. Поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений. 2. Содействие укреплению института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания. Пропаганда семейных ценностей через средства массовой информации. 3. Выстраивание более последовательного и эффективного взаимодействия бизнеса и образования для формирования востребованных профессионалов с качественной теоретической подготовкой и практическими навыками работы. |
1. Активизация молодежных инициатив и творческих ресурсов. Поддержка талантливой молодёжи, трансляция её достижений за пределы города. 2. Развитие механизмов и форм трансляции информации, актуальной для жизни молодёжи, переориентация информационных каналов в сторону консолидации общества вокруг идеи пропаганды образцов высоко нравственного, духовного поведения. 3. Содействие решению текущих социально - экономических проблем выпускников профессиональных учебных заведений, молодых специалистов, повышение качества жизни и уровня благополучия работающей молодежи. 4. Усиление работы с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, развитие системы их социальной поддержки (трудоустройство, профориентация, социализация). 5. Систематизация работы с неформальными группировками молодежи. 6. Разработка и внедрение инновационных форм работы с молодежью в направлении ответственного родительства, семьи и брака. 7. Реализация программ поддержки молодежного предпринимательства, в том числе в инновационных секторах экономики. 8. Распространение эффективных моделей и форм участия молодежи в управлении общественной жизнью, вовлечение молодых людей в деятельность органов самоуправления. 9. Поддержка деятельности Молодёжной палаты при Тверской городской Думе, а также молодёжных некоммерческих организаций 10. Стимулирование общественных и местных инициатив, улучшение нормативной и методической базы. |
Уровень обеспеченности населения муниципального образования от нормативной потребности:
клубами и учреждениями клубного типа, %;
библиотеками, %;
парками культуры и отдыха, %.
Количество мест в учреждениях культуры на 1000 чел.;
Количество развлекательных учреждений, шт./1000 человек.
Количество интернет пользователей. |
|
Оптимизация поддержки социально незащищенных слоев населения. |
1. Повышение эффективности системы дополнительных мер социальной поддержки и социального обслуживания социально уязвимых слоев населения, в первую очередь граждан пожилого возраста и инвалидов. 2. Реализация и оптимизация системы дополнительных мер, направленных на улучшение положения семей с детьми. |
1. Проведение политики сокращения социального сиротства, создание действенной системы профилактики детской безнадзорности. 2. Стимулирование открытия специализированных магазинов с доступными ценами для незащищенных слоев населения. 3. Развитие программ социального сопровождения и помощи семье в воспитании малолетних детей путем развития детских дошкольных организаций, профилактики семейного неблагополучия. 4. Повышение эффективности и доступности сети социальных служб, деятельность которых связана с профилактикой семейного неблагополучия и предоставлением социальной и психологической поддержки детям из семей, находящихся в социально опасном положении. |
|
|
Обеспечение безопасности горожан. |
1. Формирование у населения взглядов и установок, ориентированных на ведение здорового образа жизни и отказ от употребления наркотиков, психотропных веществ, токсических веществ и алкоголя. 2. Создание положительных информационных и культурных тенденций по профилактике правонарушений среди населения города. |
1. Рационализация системы социальной профилактики правонарушений, направленной на активизацию борьбы с пьянством, алкоголизмом, незаконной миграцией, на реабилитацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы. 2. Совершенствование координации деятельности по профилактике правонарушений органов государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, организаций и общественных объединений. 3. Содействие правоохранительным органам в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, в том числе в местах массового пребывания граждан. 4. Создание и поддержка деятельности добровольных народных дружин. 5. Осуществление профилактической работы с семьями на ранней стадии социального неблагополучия. 6. Реализация мероприятий, направленных на повышение уровня правосознания несовершеннолетних, обеспечение безопасности личности, охраны прав детей и подростков. |
Уровень преступности на 10 тысяч населения, ед. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.