Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Анализ сильных и слабых сторон города Твери,
возможностей и рисков при реализации стратегии
(SWOT-анализ города Твери)
При анализе благоприятных и неблагоприятных тенденций развития города Твери используется метод SWOT-анализа, сущность которого состоит в анализе преимуществ и недостатков города по сравнению с другими муниципальными образованиями, благоприятных возможностей и неблагоприятных тенденций развития города. Разработка Стратегии должна основываться на использовании преимуществ и благоприятных возможностей развития.
Сильные стороны
1. Благоприятное географическое положение на пересечении транспортных путей.
2. Наличие многоуровневой системы образования, высокий научный потенциал, богатое культурно - историческое наследие.
3. Наличие конкурентоспособных на российском и международном рынках промышленных предприятий.
4. Обеспеченность трудовыми ресурсами высокой квалификации.
5. Активный потребительский рынок.
6. Развитая сеть финансовых институтов.
7. Туристско-рекреационный потенциал.
8. Потенциал развития организаций строительной индустрии.
9. Концентрация ресурсов в силу положения города Твери как административного центра Тверской области.
10 .Наличие в городе предприятий и базы для развития современных технологий.
11. Наличие в городе спортивных сооружений и учебно-спортивных комплексов.
12. Развитая сеть образовательных организаций различного уровня и профилей.
Возможности
1. Повышение эффективности управления городом за счет широкого внедрения в работу администрации города Твери принципов и методов стратегического управления.
2. Развитие города Твери как логистического узла.
3. Развитие в города Твери сети инновационных научно-исследовательских технопарков.
4. Развитие города Твери как образовательного центра.
5. Развитие туристской сферы.
6. Подготовка высококвалифицированных кадров международного уровня.
7. Увеличение емкости рынка труда за счет развития малого и среднего бизнеса.
8. Интенсификация межрегиональных связей и внешнеэкономического сотрудничества с целью развития экономики города.
9. Расширение возможностей города за счет использования потенциала Московской и Санкт-Петербургской агломераций.
10. Улучшение состояния здоровья населения за счет роста интереса к активному и познавательному отдыху, занятиям физической культурой и спортом.
11. Активное участие в реализации национальных проектов и государственных программах в сферах образования, здравоохранения и жилищного строительства.
12. Реконструкция и развитие коммунальной инфраструктуры на базе инновационных технических и организационных решений и внедрения технологий "Умного города".
13. Рост гражданской активности населения и развития некоммерческих организаций.
Слабые стороны
1. Нарастание степени износа основных фондов и недостаточность ресурсов для их реновации.
2. Сдерживание развития города вследствие несоответствия возможностей существующего транспортного каркаса и возрастающих потребностей жителей города и бизнес-структур.
3. Сдерживание инвестиций вследствие усложненного процесса принятия решения о предоставлении земельных участков для размещения объектов капитального строительства. (Распоряжение свободными земельными участками на территории города находится в ведении Тверской области).
4. Наличие предприятий с крупными санитарно-защитными зонами, в которых находится значительная часть жилой застройки.
5. Отсутствие учреждений социально-культурного назначения (детских школ искусств, библиотек, Дворцов культуры, спортивных сооружений) в новых строящихся микрорайонах города.
6. Отсутствие достаточного количества объектов для семейного отдыха.
7. Разрушение системы подготовки квалифицированных рабочих кадров.
8. Сложная демографическая ситуация (старение населения, его естественная убыль).
9. Недостаточная гражданская активность населения.
10. Отсутствие в структуре администрации города Твери подразделения по управлению стратегическим развитием.
Угрозы
1. Отток квалифицированных кадров в города-мегаполисы (Москва, Санкт-Петербург).
2. Увеличение нагрузки на трудоспособное население.
3. Нарастание дефицита квалифицированных рабочих кадров.
4. Возрастание доли инженерных коммуникаций и дорожно-транспортной сети, находящихся в ненадлежащем (аварийном) состоянии.
5. Снижение объема перевозок муниципальным общественным транспортом.
6. Зависимость состояния бюджета от ценовой политики монополий-поставщиков.
7. Неблагоприятное влияние внешней среды на воспитание детей и становление молодежи (криминогенная ситуация, наркомания, пьянство).
8. Макроэкономическая нестабильность.
9. Возможные отрицательные последствия решений, принимаемых на федеральном и региональном уровнях.
Наложение сильных сторон города на имеющиеся возможности во внешней среде определяет конкурентные преимущества, составляющие потенциал города.
Первая группа факторов, составляющая сильные стороны города характеризуется тем, что город занимает благоприятное географическое положение, выражающееся в расположение на пересечении транспортных путей и близостью к сверхкрупным городам - Москве и Санкт-Петербургу. Однако такое расположение оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на развитие города. Положительное влияние связано с расширением возможностей города за счет использования потенциала Москвы и Санкт-Петербурга, отрицательное - с оттоком людских ресурсов, в том числе, квалифицированного персонала.
Сосредоточение усилий по развитию города должно фокусироваться на использовании сильных сторон внутренней среды города, а именно, на факторах, свойственных городу Твери как центру Тверской области - наличии многоуровневой системы образования, высокого научного потенциала, а также возможностей органов местного самоуправления по воздействию на рынок труда с целью развития и поддержки приоритетных специальностей, в которых нуждается город, обеспечения информационной поддержки образовательных организаций и содействия в обеспечении базой практики через развитие договорного механизма с представителями бизнес - сообщества и предоставление возможности прохождения практики в муниципальных организациях.
Вторая группа факторов, определяющих сильные стороны города, состоит в наличии конкурентоспособных на российском рынке предприятий. В последнее время наблюдается рост объемов производства, который может быть усилен за счет наличия свободных производственных площадей и эффективной системы поддержки предпринимательства. Кроме того, дополнительным импульсом развития экономики города является использование возможностей внутренней среды - концентрации ресурсов в силу положения города Твери как центра Тверской области.
Развитие малого и среднего предпринимательства позволяет увеличить емкость рынка труда, что также способствует решению проблемы утечки квалифицированных кадров в региональном масштабе (создание дополнительных рабочих мест).
Следующую группу факторов, определяющих сильные стороны города, образует человеческий потенциал, который обусловлен богатым культурно-историческим наследием, высоким научным потенциалом и образовательным уровнем. Отдельно следует отметить положительное влияние на развитие города структурированного местного сообщества, в частности, функционирующей системы территориального общественного самоуправления и общественных организаций.
Существенным фактором, оказывающим благоприятное влияние на развитие города, является возможность повышения эффективности управления городом за счет внедрения в работу администрации города Твери принципов и методов стратегического управления.
Таким образом, наличие отмеченных сильных сторон позволяет разработать активную стратегию по увеличению конкурентоспособности производства, привлечения инвестиций в городское хозяйство и социальную сферу. При этом, увеличение конкурентоспособности, взаимовыгодная интенсификация связей с муниципальными образованиями Тверской области, другими регионами, сложившиеся партнерские отношения с городами - побратимами и следующий за ними рост объемов производства будут способствовать увеличению доходной части бюджета города. При отлаженных межбюджетных отношениях и налоговой политики это повлечет за собой улучшение макроэкономических показателей. Все это, в конечном счете, в перспективе приведет к заметному улучшению качества жизни горожан.
Высокий уровень качества жизни в городе определяет его привлекательность для высокоценных трудовых ресурсов и возможности для развития бизнеса. Оно оценивается не только уровнем оснащенности территории основными инженерными и социальными инфраструктурами, но также объектами, обеспечивающими другие составляющие современного динамичного города: многообразие и безопасность. Город Тверь, безусловно, комфортен для человека, вследствие своей богатой истории и наличием особой городской эстетики, а также благодаря расположению вблизи перенаселенного и перегруженного мегаполиса Москвы. С другой стороны, качество городской среды и уровень комфорта, доступный жителям города, во многом, будет определять структуру рынка труда и, через нее, будущую структуру экономики региона. Основные долгосрочные возможности инновационного роста города связаны с полноценным использованием потенциала города Твери как места, привлекательного для жизни и отвечающего высоким и специфическим запросам отдельных групп населения. Только современный, динамичный и "креативный" город может эффективно удерживать квалифицированных специалистов. При этом, как показывает опыт многих успешных зарубежных городов, размер не всегда имеет значение, с точки зрения, формирования плотного городского пространства.
Пространственное развитие города Твери на период реализации стратегии будет осуществляться по генеральному плану города Твери. Он является опорным документом для реализации программы системного девелопмента территории, маркетингового плана продвижения территории, а также для применения передового зарубежного и российского опыта управления земельными ресурсами и имущественным комплексом на уровне муниципалитета. В результате его реализации, должен произойти рост деловой активности и инвестиций в строительство и торгово-развлекательный сектор, а также, можно ожидать, одновременное структурирование торговой и жилой недвижимости, (с выделением "дорогих" районов и определенным разделением по имущественному признаку).
Ключевыми девелоперскими и культурными проектами развития города Твери, реализация которых позволит максимизировать капитализацию города и изменит структуру городского пространства, могут стать:
Сеть "пешеходных и торговых улиц" (малые архитектурные формы)
Пешеходные улицы создают неповторимый городской колорит и плотность городской среды. Опыт развития европейских и российских крупных городов, имеющих большие исторические центры, указывает на то, что вложения муниципальных властей в создание пешеходных улиц, во-первых, приводят к росту деловой активности, во-вторых, позволяют предотвратить деградацию отдельных микрорайонов и, в-третьих, приводят к повышению стоимости недвижимости в районе.
Новый жилой квартал (проект комплексного освоения территории - КОТ)
С учетом возможного в среднесрочной перспективе выхода на рынок недвижимости города Твери новых (внешних) покупателей жилой недвижимости и необходимости реализовать национальный проект "Доступное и комфортное жилье гражданам России" следует запустить проект КОТ. Город Тверь относится к группе средних, по численности населения, городов РФ, в которых до настоящего времени не до конца определены основы рынка недвижимости. В случае резкого расширения спроса, рынок, предлагающий, в основном, новое жилье, вводимое в результате точечной застройки, среагирует резким ростом цен, а это, фактически, сведёт на нет привлекательность города Твери для компаний информационных и коммуникационных технологий и сектора сложных деловых услуг, которые будут искать возможности сократить свои издержки за счет перемещения бэк-офисов из Москвы и Санкт-Петербурга в другие города (в т.ч. в городе Твери). Проект КОТ создаст новую структуру рынка жилой недвижимости, а в основу ценообразования ляжет не только уровень спроса, но и себестоимость строительства.
Формирование новых жилых районов и кварталов
застройки на свободных землях
Например:
В Заволжском районе:
- по улице Луначарского, микрорайона "Юность", микрорайон "Тверца";
В Пролетарском районе:
- по улице Складской - Оснабрюкской - Степана Горобца, микрорайон "Брусилово".
В Московском районе:
- в районе дер. Никифоровское, микрорайон "Южный-Д".
Практические все новые районы жилой застройки дают возможность осуществлять переселение жителей из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда.
Продолжение реконструкции и преобразования под жилую застройку бывших промышленных и коммунальных территорий. Например:
- на территории бывшего кожевенного завода (микрорайон "Зеленый остров", многоэтажная жилая застройка);
- на территориях бывших автотранспортных предприятий в Московском районе (по ул. 15 лет Октября, Склизкова, Тамары Ильиной, Богданова, Терещенко, Волоколамскому проспекту).
Создание современных, качественных и мощных
инженерных инфраструктур города Твери
Строительство современного мусороперерабатывающего завода при финансовом участии частных инвесторов и муниципальных властей (объем инвестиций 400 - 500 млн. руб.). Также необходимо совместное решение с администрацией Калининского района и Правительством Тверской области проблемы организации полигона ТБО.
Реконструкция водоочистных сооружений города Твери и выведение их на современный технологический уровень с привлечением муниципальных властей, водоканала и внешнего финансирования (возможно, с участием ЕБРР, Всемирного банка или Банка развития или средств федерального бюджета). Цель - создать современные системы биологической очистки и утилизации стоков; предполагаемый объем вложений 2,5 млрд. руб. В сектор водоснабжения могут быть привлечены крупные стратегические инвесторы на основе принципов государственно-частного партнёрства, например, в рамках договора концессии.
Строительство современного водозабора для города Твери из подземных или открытых источников.
Строительство и реконструкция (модернизация) объектов
городской коммунальной инфраструктуры
Средний износ сетевого хозяйства не должен превышать 30 - 40%, что позволит, практически, исключить экстренные отключения воды, тепла, электроэнергии и газа по причине аварий на сетях в следствие износа. Для этого необходимы инвестиции в программы развития в сфере коммунального хозяйства (водоснабжения и канализования; теплоснабжения; электроснабжения; газоснабжения; водоотведения ливневых и паводковых вод).
Развитие современной транспортно-логистической системы
Через город Тверь проходит Международный транспортный коридор - основа транспортной системы Северо-Западного региона России, связывающая Хельсинки и другие столицы североевропейских стран морским, железнодорожным, автомобильным и авиационным видами транспорта с Санкт-Петербургом и Москвой.
Город Тверь - крупный почтовый узел. Наряду с ФГУП "Почта России" здесь работает крупнейший в России логистический комплекс "Промопост", обеспечивающий логистику и доставку миллионов почтовых отправлений по всей территории России, а также крупный интернет-магазин "Озон.ru" (более 1500000 наименований товаров, ежедневная посещаемость сайта более 700000 человек).
Развитая система внутригородского общественного транспорта в городе Твери - мультимодальная по структуре, разветвленная и плотная, действует на базе унифицированного парка подвижного состава. Операторами системы должны выступать компании - концессионеры, получающие право эксклюзивного обслуживания определённых городских маршрутов на срок 3 - 5 лет на основе инвестиционного соглашения и обязующиеся действовать в рамках согласованных тарифов.
Организация (строительство) новых маршрутов
городского электротранспорта
Например: в Заволжье (новый центр) и в южной части города - в продолжение микрорайона Южный и в Мамулино.
Развитие и благоустройство улично-дорожной сети:
1) Реконструкция железнодорожного моста (переезда) в створе проспекта Калинина и проспекта Ленина.
В настоящее время движение автомобильного транспорта в створе проспектов Калинина и Ленина проходит под старым и узким железнодорожным мостом, что препятствует движению транспорта. Поэтому первоочередной задачей является реконструкция железнодорожного моста через проспект Калинина, который позволит осуществлять трехполосное автомобильное движение в каждую сторону;
2) Строительство мостовых переходов через реку Волга.
Городу Твери жизненно необходима стабильная и свободная связь левобережной и правобережной частей города. Для ее обеспечения существующих мостовых переходов недостаточно. Поэтому первоочередными задачами являются:
- строительство нового мостового перехода "Западный мост", который разгрузит центральную часть города от потоков транспорта и позволит соединить напрямую Пролетарский и Заволжский районы;
- реконструкция (капитальный ремонт) "Горбатого" моста в створе Петербургского шоссе;
- строительство совмещенного авто - железнодорожного моста в районе Константиновки, который будет осуществлять функцию меридионального обхода города с востока. Мероприятие прописано в генеральном плане города Твери, включающем 3 проектных этапа с перспективой развития до 2052 года. Сроки его выполнения могут выйти за рамки 2030 года;
3) Строительство (реконструкция) улично-дорожной сети;
4) Создание, развитие и благоустройство городских зон отдыха;
5) Создание связанной системы зеленых насаждений, объединяющей природные оси города (реки Волга, Тьмака, Тверца, Лазурь и др.) в единый озеленённый каркас.
Скоростная автодорога Москва - Санкт-Петербург
В ходе разработки была принята трассировка по северному варианту, который является менее протяженным, и будет способствовать существенному ослаблению транспортных потоков на дорогах, связывающих город Тверь с внешними направлениями.
Планируется строительство автотранспортных развязок на пересечениях федеральной автодороги Москва - Санкт-Петербург с магистралью в Мигалово, Старицким, Волоколамским, Тургиновским шоссе и в районе д. Черкассы.
Строительство высокоскоростной железнодорожной
магистрали Москва - Санкт-Петербург
По материалам предпроектных проработок ее прохождение планируется к югу от с. Даниловское. На пересечении Старицкого шоссе и высокоскоростной железнодорожной магистрали планируется строительство коммерческо-производственного комплекса с железнодорожным вокзалом Тверь-2.
Формирование комплекса международного аэропорта "Тверь"
с организацией коммерческо-производственных зон
и комплекса пассажирского аэропорта
Центральным проектом развития для города Твери в долгосрочной перспективе станет строительство крупного аэропорта - дискаунтера, что позволит придать дополнительный импульс экономике и создаст уникальную функцию города Твери в рамках формирующейся Большой Московской агломерации. Рынок авиаперевозок в России динамично развивается. Его характерной особенностью является значительная (более четверти) доля международных перевозок. Это связано с ростом деловой активности, иностранных инвестиций и ростом благосостояния населения. Начинается формирование нового класса авиаперевозчиков - "дискаунтеров", которые уже получили широкое распространение в ЕС, США и АТР. Их развитие традиционно способствует росту доступности авиаперевозок и быстрому расширению рынка.
Уникальность и преимущества развития аэропорта "Тверь" обусловлены:
1) выгодным географическим положением (близость Москвы (150 км), Санкт-Петербурга, В.Новгорода);
2) развитостью наземной транспортной сети:
- в непосредственной близости проходят федеральные автомагистрали Москва - Санкт-Петербург; Москва - Рига);
- город Тверь - крупный железнодорожный узел;
3) загруженность аэропортов Московской воздушной зоны, проблемы их дальнейшего развития из-за расположения вблизи жилых массивов города требует развития альтернативной аэропортовой инфраструктуры;
4) возможность использования высококвалифицированных авиационных специалистов из числа граждан, уволенных из Вооруженных сил из частей военно-транспортных частей, базирующихся в городе Твери;
5) возможность дальнейшего развития аэропорта на землях, принадлежащих городу, непосредственно прилегающих к аэродрому, что заложено в проекте перспективного развития города Твери, разрабатываемого институтом "Урбанистики" Санкт-Петербурга.
Проект рассматривает системное решение вопросов создания аэропорта, предусматривает создание необходимых структур по обслуживанию грузовых, а в дальнейшем, и пассажирских перевозок, а также по использованию территорий, прилегающих к аэропорту, с учетом оптимизации их эксплуатации, инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающей сообщение аэропорта с населенными пунктами Тверской области и Москвой.
Удобное географическое расположение аэропорта "Тверь", обусловленное непосредственной близостью двух крупнейших автомобильных трасс (Москва - Санкт-Петербург, Москва - Рига), железнодорожной и речной магистралями, делают привлекательным использование этого аэродрома для грузовых и пассажирских перевозок.
Есть возможность развития на базе аэропорта - дискаунтера мультимодального (авиа/авто) логистического комплекса. На его базе можно разместить распределительные центры крупнейших в мире операторов экспресс - доставки и торговли по каталогу (UPS, DHL), которые активно развивают свою инфраструктуру в РФ.
Аэропорт станет элементом современной мультимодальной транспортной системы, в которой ВСМ будет обеспечивать подвоз пассажиров из Москвы и Санкт-Петербурга в городе Тверь.
Базой для создания аэропорта - дискаунтера в Тверской области может послужить аэродром Мигалово, который с 1995 года используется в гражданских целях. Для реализации этого проекта потребуются значительные финансовые средства, часть которых может быть привлечена через Инвестиционный фонд РФ. Исходя из значительного нереализованного потенциала рынка авиаперевозок Петербургского и Московского авиатранспортных узлов, рассчитанного через коэффициент спроса (ежегодный душевой доход и базовый рынок) и предложения (реальный пассажирооборот), можно предположить, что в среднесрочной перспективе пассажирооборот аэропорта - дискаунтера в городе Твери составит 7 млн. чел. в год, а к 2025 году - 9,8 млн. чел. Наконец, благодаря аэропорту в городе Твери может быть создано до 7 тыс. новых рабочих мест (что практически совпадает с числом сотрудников ОАО "Тверской вагоностроительный завод"). Развитию аэропорта будет способствовать строительство Высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) и остановки в городе Твери, поскольку существенно "приблизит" ключевые рынки. В свою очередь, аэропорт создаст значительный пассажиропоток на ВСМ и скоростной платной автомагистрали.
Совершенствование системы управления городом
Повышение эффективности управления городом достигается за счет внедрения в работу администрации города Твери принципов:
- стратегического управления развитием города;
- информационных технологий ("Умный город") в сферах управления коммунальной инфраструктуры, жилищного сектора, транспорта, дорожного движения, образования, здравоохранения, безопасности (общественного порядка);
- развития гражданского общества и местного самоуправления.
Федеральное законодательство различает понятия "вопрос местного значения" и "полномочия по решению вопросов местного значения" и не относит к числу вопросов местного значения комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования. Это вполне объяснимо, так как комплексное развитие предусматривает включение в него всей сферы общественных отношений и всех объектов, относящихся к области публичного правового регулирования, т. е. к компетенции всех уровней публичной власти.
Вместе с тем, к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения отнесено принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально - экономического развития муниципального образования. Так как речь идет о комплексном развитии, то полномочия органов местного самоуправления по всему кругу вопросов местного значения будут относиться к названной сфере.
Однако, вне установленной компетенции органов местного самоуправления остаётся целый ряд отраслей, также существенно влияющих на комплексное развитие территории. В первую очередь, речь идет о занятости населения, развитии промышленности, профессиональной подготовки кадров, здравоохранения и иных вопросах, относящихся к предметам ведения государственных структур. В данных вопросах органы местного самоуправления должны обеспечить соответствие государственной политике и информирование государственных структур о ситуации в муниципальном образовании. Последнему во многом способствуют полномочия органов местного самоуправления, связанные со сбором статистических данных, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования.
Основным инструментом муниципального управления города Твери должны являться программы, обеспечивающие постановку целей, выработку задач по их решению, подбор методов и мероприятий, позволяющих достичь заданного результата в определенный промежуток времени с заданными и рассчитанными ресурсами. Программы принимаются в форме муниципальных правовых актов.
Основными механизмами реализации Стратегии являются:
- программа социально-экономического развития города Твери до 2020 года;
- программа социально-экономического развития города Твери на период 2021 - 2030 годы;
- муниципальные и ведомственные программы развития, а также программы крупных компаний, направленные на комплексное развитие территории города Твери;
- планы экономического и социального развития города Твери на очередной финансовый год и плановый период.
К механизмам реализации Стратегии также относятся мероприятия крупных инвестиционных проектов, осуществляемых на территории города.
Будут использоваться следующие формы финансирования проектов:
а) коммерческие проекты, в основном, за счёт привлечения внебюджетных инвестиций;
б) инфраструктурные проекты - на принципах государственно-частного партнерства;
в) социальные проекты будут осуществляться, преимущественно, за бюджетные средства с учётом перспективы коммерциализации отдельных объектов.
Отбор и реализация проектов развития будет осуществляться на следующих принципах:
а) комплексный характер планируемых изменений по ключевым взаимосвязанным направлениям развития с учетом мультипликативного эффекта реализуемых мероприятий;
б) использование конкурсной поддержки лидеров на основе достигнутых показателей и обязательств по их повышению при приоритете планируемой динамики изменений с учетом изменений в налоговом потенциале города;
в) "прозрачность" распределения ресурсов на основе "формульного" финансирования и государственно - общественной оценки результатов;
г) осуществление комплексного мониторинга хода выполнения обязательств и достижения значений основных показателей развития с общественным участием;
д) систематическая общественно-профессиональная экспертиза хода реализации Стратегии с формированием замечаний и предложений по возможной корректировке программных документов.
Осуществлению Стратегии будет способствовать реализация проектов формирования и поддержки создания индустриальных зон и парков с мультипликативным эффектом, способным отразиться на доходной части бюджета города, территориально-производственных и туристско-рекреационных комплексов, экономических кластеров и обеспечивающей их транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры.
Основные функции по управлению реализацией стратегии развития города будут осуществляться уполномоченным подразделением администрации города Твери.
Принципы взаимодействия органов государственной власти
и органов местного самоуправления при реализации
Стратегии развития города Твери
Взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти предусматривают Конституция РФ и федеральные законы, которые признают местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня, самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти, закрепляют организационную обособленность местного самоуправления, его органов в системе управления обществом, государством, устанавливая при этом определенную меру свободы муниципальных образований.
Взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов РФ не должно ограничиваться только принципами законности, самостоятельности, разграничения компетенции.
Анализ нормативной базы позволяет выделить еще ряд принципов, на основе которых строится взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти субъекта РФ:
- пропорциональность при распределении финансовых потоков;
- принцип организационной обособленности органов местного самоуправления от органов государственной власти субъектов РФ;
- принцип взаимного согласования принимаемых решений и действий, затрагивающих интересы друг друга;
- двухсторонняя ответственность за соблюдение договоров и соглашений;
- принцип приоритетности интересов населения, учет исторических и иных местных традиций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.