Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I
Характеристика проблем и обоснование
необходимости их решения
Программа Тверской области "Подготовка и переподготовка кадров для предприятий региона в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования Тверской области до 2015 года" (далее - Программа) разработана в целях реализации мер по преобразованию системы профессионального образования в кадровый ресурс социально-экономического развития Тверской области.
Мероприятия Программы распространяются на систему государственных бюджетных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Тверской области, подведомственных Министерству образования Тверской области (далее - учреждения профессионального образования Тверской области).
Необходимость разработки Программы обусловлена рядом факторов:
1. Демографический фактор:
На деятельность образовательных учреждений различных уровней профессионального образования, в частности начального и среднего, оказывает воздействие депопуляция населения, в силу сокращения количества выпускников средних общеобразовательных школ Тверской области (далее - школа), являющихся потенциальными обучающимися учреждений профессионального образования Тверской области.
Численность выпускников 9-х и 11-х классов школ в Тверской области снижается ежегодно. С 2009 по 2012 год количество выпускников 9 классов сократилось примерно на 7 %, выпускников 11 классов - на 32 %. В среднем ежегодное сокращение выпускников школ составляет от 2 % до 8 %.
Согласно прогнозу, численность выпускников школ будет продолжать сокращаться. Прогнозируется снижение контингента в учреждениях профессионального образования Тверской области.
В соответствии с демографическим прогнозом с 2010 по 2018 год численность граждан в возрасте от 15 до 24 лет постепенно сокращается, после 2018 года темпы снижения численности населения Тверской области останавливаются (рисунок 1).
Рис. 1
Темп снижения численности населения Тверской области
в возрасте от 15 до 24 лет в период 2010 - 2020 г.
При таких условиях с учетом предпочтений выпускников школ в пользу получения высшего образования (доля выпускников, поступающих в вузы, составляет 66 % от общей численности выпускников школ, получивших среднее (полное) общее образование) и "ложных приоритетов" по направлениям подготовки "Управление персоналом", "Менеджмент", "Товароведение", "Юриспруденция" численность обучающихся и студентов в учреждениях начального и среднего профессионального образования будет снижаться.
Для изменения ситуации необходимо повышение привлекательности региональной системы начального и среднего профессионального образования.
2. Диспропорция количества обучающихся
В учреждениях профессионального образования Тверской области по состоянию на 01.01.2013 года обучается 21 400 обучающихся и студентов. Из них по программам: уровня начального профессионального образования - 7 394 обучающихся; уровня среднего профессионального образования - 10 608 студентов по очной форме обучения и 3 398 студентов по заочной форме обучения.
В учреждениях профессионального образования Тверской области обучается большая категория граждан из числа выпускников системы специального коррекционного общего образования, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица с ограниченными возможностями здоровья, которым необходимы социальная адаптация и специальные условия обучения.
Контингент учреждений профессионального образования Тверской области имеет тенденцию к снижению (рис. 2, 3).
Рис. 2
Контингент обучающихся по программам начального
профессионального образования (2008 - 2012 годы)
Рис. 3
Контингент студентов, обучающихся по программам
среднего профессионального образования (2008 - 2012 годы)
Средняя наполняемость учреждений начального профессионального образования Тверской области на 01.10.2012 составила 232 человека, что существенно ниже, чем в среднем по Центральному федеральному округу (438 чел.), учреждений среднего профессионального образования - 463 человека, по Центральному федеральному округу - 735 чел. Наполняемость образовательных учреждений профессионального образования по уровням начального и среднего профессионального образования представлена на рис. 4.
Рис. 4
3. Структурные изменения сети учреждений профессионального образования Тверской области
С 1 января 2011 года в ведение Тверской области переданы 19 федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования. После проведенного 1 этапа реорганизации учреждений профессионального образования Тверской области в 2012 году сеть учреждений профессионального образования Тверской области соответствует представленной таблице 1.
Таблица 1
Сеть учреждений
начального и среднего профессионального образования,
подведомственных Министерству образования Тверской области
Уровень профессионального образования |
Количество |
Филиалы образовательных учреждений |
Начальное профессиональное образование |
20 |
2 |
Среднее профессиональное образование |
29 |
9 |
В настоящее время 100 % учреждений начального профессионального образования и 88 % учреждений среднего профессионального образования находятся в ведении Тверской области (в том числе 100 % учреждений начального и 67 % среднего профессионального образования, подведомственных Министерству образования Тверской области).
Процесс реорганизации учреждений профессионального образования Тверской области планируется продолжить в рамках реализации данной Программы в целях эффективного использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов. Снижение малокомплектных учреждений и концентрация ресурсов будут способствовать улучшению качества образования, исключению дублирования профессий и специальностей в рамках одного муниципального образования.
4. Дисбаланс в спросе и предложении подготовки кадров на региональном рынке труда
Образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования Тверской области обеспечивают подготовку по 69 профессиям и 43 специальностям по различным отраслям экономики.
В настоящее время в структуре подготовки рабочих и специалистов по программам начального профессионального образования (рис. 5, таблица 2) преобладают следующие укрупненные группы направлений подготовки:
- транспортные средства - 24 %;
- технология продовольственных продуктов и потребительских товаров - 19 %;
- металлургия, машиностроение и материалобработка - 12,6 %.
В структуре подготовки специалистов по программам среднего профессионального образования (рис. 6, таблица 3) превалируют направления:
- экономика и управление - 19,3 %;
- транспортные средства - 12,5 %;
- сфера обслуживания - 10,6 %;
- гуманитарные науки (правоведение, юриспруденция) - 6,7 %.
Рис. 5
Структура подготовки специалистов по отраслям экономики
Таблица 2
Количественный состав подготовки рабочих кадров
в учреждениях профессионального образования
Укрупненные группы специальностей
|
Количество обучающихся, чел.
|
Доля обучающихся, от общего количества обучающихся по программам начального профессионального образования, % |
Гуманитарные науки |
1566 |
21,2 |
Социальные науки |
1478 |
20,0 |
Культура и искусство |
987 |
13,4 |
Экономика и управление |
889 |
12,1 |
Сфера обслуживания |
671 |
9,1 |
Сельское и рыбное хозяйство |
542 |
7,4 |
Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника |
231 |
3,1 |
Металлургия, машиностроение и материалообработка |
228 |
3,1 |
Транспортные средства |
179 |
2,4 |
Электронная техника, радиотехника и связь |
163 |
2,2 |
Автоматика и управление |
111 |
1,5 |
Информатика и вычислительная техника |
110 |
1,5 |
Химическая и биотехнологии |
103 |
1,4 |
Воспроизводство и переработка лесных ресурсов |
64 |
0,9 |
Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров |
31 |
0,4 |
Архитектура и строительство |
11 |
0,1 |
Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды |
8 |
0,1 |
Итого |
7372 |
100,0 |
Рис. 6
Таблица 3
Количественный состав подготовки специалистов
в учреждениях профессионального образования
Укрупненные группы специальностей |
Количество студентов, чел. |
Доля студентов, от общего количества обучающихся по программам среднего профессионального образования, % |
Гуманитарные науки |
913 |
6,7 |
Социальные науки |
76 |
0,6 |
Образование и педагогика |
1397 |
10,2 |
Культура и искусство |
15 |
0,1 |
Экономика и управление |
2638 |
19,3 |
Информационная безопасность |
167 |
1,2 |
Сфера обслуживания |
1447 |
10,6 |
Сельское и рыбное хозяйство |
691 |
5,1 |
Геодезия и землеустройство |
391 |
2,9 |
Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника |
482 |
3,5 |
Металлургия, машиностроение и материалообработка |
1039 |
7,6 |
Транспортные средства |
1712 |
12,5 |
Электронная техника, радиотехника и связь |
43 |
0,3 |
Автоматика и управление |
286 |
2,1 |
Информатика и вычислительная техника |
1045 |
7,7 |
Химическая отрасль и биотехнологии |
61 |
0,4 |
Воспроизводство и переработка лесных ресурсов |
26 |
0,2 |
Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров |
708 |
5,2 |
Архитектура и строительство |
475 |
3,5 |
Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды |
30 |
0,2 |
Итого |
13642 |
100,0 |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует дисбаланс в структуре подготовки кадров учреждениями профессионального образования Тверской области.
В рамках взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей заключаются договоры на подготовку кадров и трудоустройство выпускников, которые носят формальный характер, поскольку трудоустройство выпускников составляет около 50 % (таблица 4).
Таблица 4
Трудоустройство выпускников системы профессионального образования
Выпускники по программам начального профессионального образования | ||||||
Год |
Всего, чел. |
Намерены продолжить обучение, чел. |
Подлежат призыву в армию, чел. |
Трудоустроены, чел. |
Не определились с трудоустройством, чел. |
Планируют уйти в отпуск по уходу за ребенком, чел. |
2010 |
4055 |
455 (11%) |
1085 (27%) |
2157 (53%) |
121 (3%) |
237 (6%) |
2011 |
3741 |
400 (10%) |
969 (26 %) |
1976 (54%) |
157 (4%) |
239 (6%) |
2012 |
2999 |
357 (12%) |
825 (27,5%) |
1559 (52%) |
121 (4%) |
137 (4,5%) |
Выпускники по программам среднего профессионального образования | ||||||
Год |
Всего, чел. |
Намерены продолжить обучение, чел. |
Подлежат призыву в армию, чел. |
Трудоустроены, чел. |
Не определились с трудоустройством, чел. |
Планируют уйти в отпуск по уходу за ребенком, чел. |
2010 |
4606 |
1059 (23%) |
949 (21%) |
2247 (49%) |
211 (4%) |
140 (3%) |
2011 |
3673 |
740 (20%) |
769 (22%) |
1753 (48%) |
317 (8%) |
94 (2%) |
2012 |
3209 |
494 (15%) |
854 (27%) |
1555 (49%) |
190 (6%) |
116 (3%) |
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 N 1943-р утвержден перечень профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, необходимых для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации.
При этом на региональном уровне перечень профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, необходимых для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики Тверской области, не определен.
На основании вышеизложенного необходимо:
- определить приоритетные направления развития экономики Тверской области;
- создать систему прогноза потребности в кадрах на краткосрочную и среднесрочную перспективы;
- изменить процедуры формирования заказа на подготовку кадров для экономики с учетом региональной специфики.
5. Несоответствие материально-технической базы требованиям подготовки рабочих и специалистов
Материально-техническая база учреждений профессионального образования Тверской области находится в состоянии, не соответствующем требованиям, предъявляемым к условиям подготовки рабочих и специалистов в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Уровень износа основных фондов составляет 50 - 70 %. По оценкам работодателей, техническое оборудование, используемое в учебном процессе, физически и морально устарело.
6. Система независимой оценки качества образования
Система независимой оценки качества образования находится на уровне становления - в учреждениях профессионального образования Тверской области создаются центры сертификации профессиональных квалификаций. По итогам 2011 года процедуру сертификации профессиональных квалификации успешно прошли 159 выпускников учреждений профессионального образования Тверской области, что составляет 2,6 % от общего количества выпускников учреждений профессионального образования Тверской области.
При этом со своей стороны работодатели не признают сертификаты, что влечет отсутствие приоритета трудоустройства выпускников, успешно прошедших процедуру сертификации.
7. Сетевая организация образовательных ресурсов
Сетевая организация образовательных ресурсов, в рамках которой происходит совместное использование различных ресурсов, имеющихся в отдельных учреждениях профессионального образования Тверской области, другими учебными заведениями на основе взаимовыгодных соглашений, выступает одним из стратегических решений в рамках модернизации систем профессионального образования Тверской области.
Сетевая организация образовательных ресурсов предполагает: сконцентрировать уникальные образовательные ресурсы в ряде учреждений профессионального образования Тверской области; управленческими решениями обеспечить использование ресурсов, сосредоточенных в одном из учреждений профессионального образования Тверской области, другими учебными заведениями (сетевое взаимодействие).
Для учреждений профессионального образования Тверской области, реализующих программы технического профиля, сетевой принцип организации образовательных ресурсов наиболее актуален, так как техническое образование является одним из наиболее затратных (особенно при подготовке высококвалифицированных рабочих), что связано с дорогостоящими материально-техническими ресурсами (в виде станочного оборудования, лабораторных комплексов, расходных материалов).
Начиная с 2006 года с целью усиления взаимодействия однопрофильных учреждений начального профессионального образования, повышения качества профессионального обучения, проведения маркетинговых исследований на рынке образовательных услуг и рынке труда, развития социального партнерства с предприятиями и организациями Тверской области на базе 7 образовательных учреждений начального профессионального образования открыты структурные подразделения - региональные ресурсные центры (далее - РРЦ).
Коллективного использования эксклюзивных и дорогостоящих ресурсов, сосредоточенных в учреждениях начального профессионального образования, на базе которых открыты РРЦ, не произошло. Не оптимально территориальное расположение созданных РРЦ: 5 из 7 из них находятся в городе Твери, один - рядом с г. Тверь (г. Кимры), что существенно затрудняет реализацию сетевой формы взаимодействия учреждений профессионального образования Тверской области.
Для развития сетевой формы взаимодействия учреждений профессионального образования Тверской области необходимо: институциональное закрепление статуса РРЦ; формирование новой сети РРЦ; обновление материально-технической базы РРЦ.
8. Развитие кадрового потенциала
В системе профессионального образования ощущается острая нехватка мастеров производственного обучения с высшим профессиональным образованием и преподавателей специальных дисциплин, что обусловлено низкой заработной платой инженерно-педагогических работников. Средний возраст работников учреждений профессионального образования Тверской области составляет 50 лет. Отсутствуют возможности для повышения профессиональной квалификации инженерно-педагогического персонала системы профессионального образования Тверской области. Работодатели не заинтересованы в привлечении своих кадров для участия в реализации образовательного процесса и предоставления базы для повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения.
Необходимо изменить систему повышения квалификации инженерно-педагогического персонала, систему стимулирования труда работников учреждений профессионального образования.
Описанные проблемы не позволяют считать систему профессионального образования ресурсом развития экономики тверского региона.
Выявленные проблемы требуют преобразования системы профессионального образования Тверской области в кадровый ресурс социально-экономического развития тверского региона через введение организационно-финансовых и экономических механизмов управления деятельностью системы профессионального образования Тверской области, консолидации ресурсов для улучшения качества подготовки рабочих и специалистов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.