Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Характеристика сферы реализации подпрограммы,
описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Распоряжением Правительства Тверской области от 15 октября 2013 г. N 507-рп в пункт 174 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного распоряжения
174. Лекарственным обеспечением граждан и медицинских организаций на территории Тверской области занимается 559 аптечных и 38 оптовых фармацевтических организаций.
В среднем по Тверской области на одну аптеку приходится 2,3 тысяч жителей. В Российской Федерации одна аптечная точка обслуживает в среднем 2,5 тыс. чел.
Фармацевтический рынок в муниципальных образований Тверской области в основной своей массе неконкурентен. О наличии конкурентной среды можно говорить только в отношении 9 % от всех муниципальных образований Тверской области, которые (кроме г. Тверь) характеризуются высокой степенью рыночной концентрации.
Социально - ориентированные фармацевтические услуги (обслуживание льготных категорий граждан, отпуск лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, сохранение аптечного изготовления лекарств) выполняют государственные и муниципальные аптечные организации. Ежегодная тенденция к снижению этих форм собственности (на территории Тверской области осталось всего 11 % от общего количества аптечных организаций) ухудшает показатели доступности населения в лекарственных препаратах, к которым применяются специальные меры контроля.
Основными проблемами в этом фармацевтическом секторе на территории Тверской области являются:
постоянное сокращение муниципальных аптечных организаций, в результате чего снижается качество лекарственного обеспечения, особенно в отдаленных населенных пунктах;
появление на тверском рынке аптечных сетей, зарегистрированных в качестве юридических лиц в других регионах и получивших там же лицензии на право деятельности, что снижает отчисления в налогооблагаемую базу региона;
использование отдельными коммерческими организациями серых схем по выплате заработной платы, что ставит в неравные условия по ведению бизнеса и конкуренции на рынке;
отсутствие у коммерческих организаций мотивации по выполнению требований мониторинга ценовой и ассортиментной доступности, что уменьшает прозрачность фармацевтического рынка Тверской области;
неконтролируемый отпуск рецептурных препаратов, самолечение граждан, приводящее к увеличению длительности временной нетрудоспособности, снижению производительности труда, а также сокращению жизни.
Сельское население отдаленных районов Тверской области обслуживается в настоящее время через обособленные структурные подразделения медицинских организаций. Продажа медикаментов осуществляется в 469 ФАП, 54 ВОП и 14 врачебных амбулаториях. Ассортимент лекарственных препаратов составляет от 45 до 380 наименований, в зависимости от потребности населения; за 2012 года сумма реализации составила 20,4 млн руб.
Из-за большой протяженности территории Тверской области, низкой плотности населения, отсутствия транспортного сообщения в отдаленных районах Тверской области, низкой мотивации аптечных организаций на обслуживание офисов ВОП и ФАП, невозможности мониторинга из-за отсутствия электронного документооборота, доступность лекарственной помощи сельскому населению ограничена.
В госпитальном секторе в последние годы в результате увеличения общих расходов на здравоохранение, а также финансирования целевых программ Тверской области, вырос объем закупок лекарственных препаратов медицинскими организациями. В 2012 году медицинские организации закупили для стационарных больных медицинских товаров на сумму 918,5 млн руб., 62 % из которых было израсходовано на лекарственные средства, 32 % на медицинские изделия 3% на дезинфицирующие средства. Несмотря на положительные изменения, в госпитальном секторе накопилось достаточно проблем, приводящих к серьезным нарушениям в лекарственном обеспечении больных, снижению качества фармакотерапевтической помощи.
Из-за отсутствия фармацевтических кадров в большей части медицинских организаций обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями возложена на главных медсестер, имеющих низкий профессиональный уровень подготовки по обороту лекарственных средств.
По результатам проверок, выявляются серьезные нарушения, отсутствие внутрибольничного фармацевтического контроля за лекарственным обеспечением, сверхнормативные запасы лекарственных средств.
Льготное лекарственное обеспечение в Тверской области в 2012 году осуществлялось по следующим программам:
обеспечение по программе 7 высокозатратных нозологий (постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1155 "О закупках лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей");
обеспечение отдельных категорий граждан, имеющих право на набор социальных услуг (Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи");
обеспечение отдельных категорий граждан, проживающих в Тверской области (Закон Тверской области от 31.03.2008 N 23-ЗО "О бесплатном обеспечении лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения отдельных категорий граждан в Тверской области");
обеспечение граждан страдающих заболеваниями, включенными в Перечень 24 жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний (постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 N 403 "О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента").
В 2012 году количество льготополучателей в Тверской области составило 121 476 чел., из них:
33 285 чел. - граждане, имеющие и сохранившие за собой право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг в части льготного лекарственного обеспечения.
87 335 жителей Тверской области являются региональными льготниками и имеют право на социальную помощь в виде обеспечения необходимыми лекарственными препаратами за счет средств бюджета Тверской области.
856 пациентов, страдающих заболеваниями, включенными в перечень высокозатратных нозологий, обеспечение которых необходимыми лекарственными препаратами осуществляется централизованно за счет средств федерального бюджета.
Для обеспечения данной льготной категории в 2012 году по заявкам Тверской области, Министерством здравоохранения Российской Федерации за счет средств федерального бюджета были централизованно закуплены и поставлены лекарственные препараты на сумму общую сумму 385,912 млн руб. (для сравнения 321,6 млн руб. в 2011 году),
В 2012 году 856 пациентам, имеющим право на обеспечение дорогостоящими лекарственными препаратами, закупаемыми в соответствии с персональной потребностью централизованно за счет средств федерального бюджета, были выписаны и обеспечены лекарственными препаратами 6 402 рецепта (данный показатель на 4,004 % выше, чем в 2011 году), на сумму 293 951,69 тыс. руб. По сравнению с 2011 годом сумма, на которую были отпущены лекарственные препараты, осталась практически на прежнем уровне, так средняя стоимость одного отпущенного рецепта в 2012 года снизилась на 4,36 % и составила 45,9 тыс. руб. Снижение стоимости одного рецепта является результатом поставки в регион лекарственных препаратов, являющихся джейнериками или биоаналогами, стоимость которых значительно ниже стоимости оригинальных лекарственных препаратов.
Показатель обслуженных рецептов по данной категории льготников приближается к 100 %, рецептов, необеспеченных или находящихся на отсроченном обеспечении, в Тверской области нет.
Для реализации полномочий, переданных субъекту по обеспечению отдельных категорий граждан, из федерального бюджета в консолидированный бюджет Тверской области на 2012 год были перечислены субвенции на сумму 218,8 млн руб. и межбюджетные трансферты на сумму 103,4 млн руб., что несколько ниже, чем в 2011 году (341 млн руб.), в связи с уменьшением численности льготной категории граждан, сохранивших за собой право на льготное лекарственное обеспечение (с 35 049 чел. в 2011 году до 33 285 в 2012 году), но выше чем в 2010 году (319 млн руб.). Из 33 285 федеральных льготополучателей, 23 965 льготополучателей, что составляет 72 %, обратились в 2012 году в медицинские организации Тверской области для выписки льготных рецептов. Их них 1 852 льготополучателя, являющиеся инвалидами и участниками Великой Отечественной войны, получили необходимые по медицинским показаниям лекарственные препараты.
За 2012 год данной категории граждан выписаны и обеспечены лекарственными препаратами 307 118 рецептов на общую сумму 287 172,82 тыс. руб. (для сравнения в 2011 году 301 254 рецепта на сумму 274 244,52 тыс. руб.).
Средняя стоимость одного рецепта в 2012 году составила 932 руб. (для сравнения в 2011 году- 912 руб.).
Для бесплатного лекарственного обеспечения региональных льготополучателей в рамках закона Тверской области от 31.03.2008 N 23-ЗО "О бесплатном обеспечении лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения отдельных категорий граждан в Тверской области" из средств консолидированного бюджета Тверской области Тверской области в 2012 году было выделено 309,2 млн руб.
Из 87 335 жителей Тверской области, являющихся региональными льготополучателями (для сравнения в 2011 году количество льготополучателей составляло 87 212), в медицинские организации Тверской области за лекарственной помощью в 2012 году обратились 31 047 чел. (или 35,5 %), в том числе 28 инвалидов и участников Великой Отечественной войны, получающих необходимые по медицинским показаниям лекарственные препараты за счет средств консолидированного бюджета Тверской области Тверской области.
По 145 617 рецептам были отпущены лекарственные препараты на сумму 218 993,00 тыс. руб. (для сравнения в 2011 году по 109 461 рецепту отпущены лекарственные препараты на сумму 173 464,244 тыс. руб.). Средняя стоимость одного рецепта незначительно снизилась и составила в 2012 году 1 308 руб. (1584 руб. - в 2011 году), что свидетельствует об увеличении доли лекарственных препаратов отечественного производства.
В настоящее время бесплатное лекарственное обеспечение граждан в амбулаторных условиях является мерой социальной поддержки, в которой не все вопросы решены.
Существующая программа обеспечения необходимыми лекарственными средствами предусматривает обеспечение медикаментами в пределах подушевого норматива финансирования и в соответствии с утвержденным перечнем лекарственных препаратов. Это не дает возможности обеспечивать бесплатными лекарственными препаратами льготников в полном объеме в сроки предусмотренные стандартом лечения.
Сохраняют за собой право на льготное лекарственное обеспечение федеральные льготополучатели, нуждающиеся в дорогостоящем лечении (ревматоидный артрит, сахарный диабет, бронхиальная астма, онкологические заболевания и др.). Стоимость лечения таких заболеваний в рамках стандартов оказания амбулаторной помощи, как правило, превышает норматив финансовых затрат, предусмотренных подушевым нормативом.
Формирование заявки осуществляется на длительный период (полугодие, год) и не менее чем за 3 месяца до начала очередного периода реализации программы. В течение этого времени планируемая схема лечения меняется, появляются новые льготополучатели, и препараты, не учтенные в утвержденной разнарядке.
Функции контроля качества лекарственных средств осуществляет государственное учреждение здравоохранения Тверской области "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств.
Государственное учреждение здравоохранения Тверской области "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств" (далее - Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств) осуществляет свою деятельность во взаимодействии Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Тверской области.
Основной задачей Центра контроля качества и сертификации лекарственных средств является проведение предупредительных мероприятий по своевременному выявлению недоброкачественных лекарственных средств.
На территории Тверской области доля выявленных недоброкачественных лекарственных средств составила 2,1 %, в 2011 году, за 6 месяцев 2012 года- 18,75 %.
Для улучшения лекарственного обеспечения необходимо предусмотреть внедрение комплексных мер, целью которых является реализация в полном объеме государственных гарантий обеспечения населения Тверской области необходимыми лекарственными препаратами, а также совершенствование организационных и финансовых механизмов обеспечения отдельных категорий граждан в Тверской области необходимыми качественными, эффективными и безопасными лекарственными препаратами. В целях совершенствования лекарственного обеспечения населения необходимо:
сформировать паспорта каждого муниципального образования с картой-схемой расположения аптечных организаций с целью определения потребности в дополнительном открытии аптечных учреждений, и возможного развития рынка фармацевтических услуг;
разработать рекомендации для муниципальных образований по передаче хозяйствующим субъектам в аренду муниципальной собственности для осуществления розничной торговли лекарственными препаратами, предусматривающие обременение хозяйствующих субъектов необходимым для населения муниципального образования перечнем социально ориентированных услуг и учитывающие требования Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" о недопущении доминирующего положения отдельных аптечных организаций;
включать в условие предоставления аренды помещений участие в мониторинге по ассортиментной и ценовой доступности в целях обеспечения прозрачности фармацевтического рынка в рамках муниципального образования;
разработать программу расширения сети государственных аптечных организаций за счет областного государственного унитарного предприятия "Фармация" в первую очередь в муниципальных районах, в которых отсутствует аптечные учреждения государственной формы собственности;
определить для муниципального образования целевые показатели, характеризующие доступность населения в лекарственном обеспечении через розничную аптечную сеть (количество граждан на одну аптеку, прирост аптечных организаций с социально - ориентированными услугами, прирост объемов обеспечения населения лекарственными формами аптечного изготовления по индивидуальным прописям, прирост аптечных организаций, участвующих в мониторинге ценовой и ассортиментной доступности);
предусмотреть показатели стимулирующие участие администраций сельских поселений в укреплении материально-технической базы ФАП для обеспечения необходимых условий по хранению лекарственных препаратов и оказания помощи по периодическому выделению транспорта для фельдшеров по доставке лекарственных препаратов;
разработать рекомендации для муниципальных образований по созданию условий по привлечению фармацевтических кадров для обслуживания населения в медицинских организациях (выделение жилья, направление на учебу по целевому набору, предоставление льгот по коммунальным услугам);
обеспечить повышение эффективности назначений лекарственных средств за счет внедрения стандартов лечения и систем поддержки принятия клинических решений;
создать эффективную системы контроля за лекарственными назначениями;
расширить ответственность за необоснованное назначение лекарственных средств за счет введения ответственности врача и медицинской организации;
обеспечить организацию эффективной системы мониторинга безопасности лекарственных средств (выявление незарегистрированных побочных реакций на лекарственные препараты) на территории Тверской области;
обеспечить совершенствование системы государственной закупки лекарственных средств (снижение цен);
обеспечить совершенствование региональной нормативной базы, регламентирующей порядок ценообразования на лекарственные средства, в оптовом и розничном звеньях с целью обеспечения доступности лекарственных препаратов населению и обеспечения эффективности работы аптечных организаций;
обеспечить населению доступность в информационных услуг о наличии и ценах лекарственных препаратов в аптечной сети города Твери путем создания электронной аптечной справочной службы.
Совершенствование лекарственного обеспечения сельского населения и маломобильных граждан за счет:
расширения участия в программе аптечных организаций государственных форм собственности;
определения системы мониторинга за ассортиментной и ценовой доступностью через аптечные организации, осуществляющие снабжение медицинских организаций лекарственными препаратами для розничной продажи в офисах ВОП и ФАП;
формирования регистров граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечения, по каждому ФАП и офису ВОП с целью формирования схем и периодичности доставки необходимых лекарственных препаратов;
формирования реестра маломобильных граждан, обслуживаемых социальными работниками;
разработки системы информирования маломобильных граждан о лекарственном обеспечении (ежегодное направление информационных писем, организация работы горячей линии, организация работы посредством волонтеров разработка мероприятий по оказанию аптечными организациями социальных услуг к Дню пожилого человека, к обслуживанию ветеранов Великой Отечественной войны).
Совершенствования лекарственного обеспечения стационарных больных за счет:
разработки медицинскими организациями плана по организации помещений хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения и оснащения их необходимым оборудованием;
обучения главных медицинских сестер и заместителей главных врачей по медицинским вопросам на тематических курсах усовершенствования по отдельным вопросам организации работы по обороту лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
укрепления кадрового состава медицинских организаций фармацевтическими кадрами и клиническими фармакологами;
организации при крупных медицинских организациях аптек или отделений "больничная аптека";
организация эффективной системы мониторинга безопасности лекарственных средств и медицинских изделий (выявление незарегистрированных побочных реакций на лекарственные препараты);
совершенствование системы контроля качества и сертификации лекарственных средств;
обеспечение доступности для фармацевтических и медицинских кадров к необходимым современным знаниям, позволяющим повысить качество лекарственной помощи и уровень медицинского обслуживания, увеличить информированность профессионального сообщества и населения в вопросах применения лекарственных препаратов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.