Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Характеристика сферы реализации подпрограммы,
описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития.
Профилактика неинфекционных заболеваний и формирование
здорового образа жизни у населения в Тверской области
36. Естественная убыль населения Тверской области началась уже с середины шестидесятых годов и резко ускорилась в последние десятилетия. Причина убыли населения - высокая смертность преимущественно трудоспособного населения от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, а также от внешних причин (травм, отравлений, убийств и самоубийств). Общий коэффициент смертности в Тверской области почти в полтора раза выше, чем в среднем по Российской Федерации.
В Российской Федерации 7 ведущих факторов риска вносят основной вклад в преждевременную смертность населения: артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, курение, недостаточное потребление фруктов и овощей, избыточная масса тела, избыточное потребление алкоголя и гиподинамия.
По данным опроса, проведенного в 1998 году, большинство жителей Тверской области вело нездоровый образ жизни. Так, курили 53,9 % мужчин и 9,1 % женщин, имели низкую физическую активность соответственно 36,5 % и 53,7 %, артериальную гипертонию - 36,5 % и 27,2 %, избыточную массу тела и ожирение - 9,1 % и 25,1 %. Среди населения Тверской области преобладало нерациональное питание с высоким потреблением животных жиров и низким потреблением овощей и фруктов.
Повторный опрос жителей г. Твери выявил в 2002 году высокую распространенность факторов риска ряда неинфекционных заболеваний: курили 17 % женщин и 57,4 % мужчин, имели повышенное артериальное давление соответственно 43,0 % и 38,9 %, избыточную массу тела и ожирение - 52,3 % и 46,4 %, низкую физическую активность - 81,7 % женщин и 86,1 % мужчин. 1/3 мужчин злоупотребляли алкоголем.
Питание детей организованных контингентов не сбалансировано. Отмечен дефицит потребления мяса (12 % от рекомендуемого), молока и молочных продуктов, овощей, фруктов и ягод (11- 63 % от рекомендуемого). Избыточно потреблялся картофель (128 %), хлебобулочные и кондитерские изделия (113 % от нормативов). Выявлена значительная поливитаминная и минеральная недостаточность (дефицит витаминов А, С, В1, В2, В6, В12, РР, Е, кальция, фосфора, йода и др.).
За последние 15 лет российские девочки из-за плохого питания и малоподвижного образа жизни стали ниже на 1,67 см, а мальчики - на 1,9 см. Показатели силы кисти российских девочек снизился с 9,8 кг
до 5,5 кг, а у мальчиков - с 13,9 кг до 6,5 кг. Показатели умственной работоспособности школьников упал с 41 % до 21 %.
Внешние причины (травмы, несчастные случаи, убийство и самоубийство) занимают второе место в структуре причин смерти населения России и являются основной причиной смерти от года до 35 лет у женщин и до 45 лет у мужчин. В Тверской области, как и в Российской Федерации, нарастает тенденция к снижению роли профилактических мероприятий и развитие преимущественно дорогостоящей стационарной помощи. Между тем повышенная смертность трудоспособного населения, обусловленная условиями жизни, поведенческими факторами риска, на 50 - 70 % может быть предупреждена. Препятствием для проведения эффективной политики профилактик и неинфекционных заболеваний и травматизма в практическом здравоохранении в основном являются:
политические (необходимость совершенствования нормативной правовой базы);
финансовые (финансирование по остаточному принципу, отсутствие финансовых стимулов к профилактической деятельности для врачей и медсестер);
профессиональные (врачи обучены, в основном, лечить, а не предупреждать болезни, средний персонал мало вовлечен в профилактические мероприятия);
организационные (отсутствуют четкие разграничения функциональных и должностных обязанностей в области профилактики между структурами различного уровня, недостаточные знания и навыков по организации работы с населением за пределами медицинских учреждений, недостаточная деятельность Центров медицинской профилактики).
Эффективная профилактика и укрепление здоровья требует вложения определенных ресурсов, взаимодействия различных секторов общества и, нередко, реориентацию уже имеющихся.
37. Задача государства - обеспечить последовательную и долгосрочную политику, способствующую мотивации населения и формированию благоприятной окружающей среды для сохранения здоровья, повышения качества и продления жизни населения. Необходимо создание комплексной законодательной базы, направленной на формирование у населения здорового образа жизни, так называемой "моды на здоровый образ жизни". Следует разработать нормативно-правовую базу для проведения государственной информационно-просветительной кампании, направленной на понимание ценности материнства и отцовства, повышение статуса родительства. Это может дать толчок к новым преобразованиям, улучшить финансирование мероприятий по формированию здорового образа жизни, профилактики заболеваний и травматизма, усилить ответственность граждан за состояние собственного здоровья. Требуется развивать региональную законодательную и нормативно-правовую базу в области охраны здоровья населения Тверского региона.
Первичная медико-санитарная помощь - первый этап непрерывного процесса охраны здоровья населения. Необходимо расширять и укреплять первичную медико-санитарную помощь, основанную на принципе семейной медицины, перестраивать ее в профилактическом направлении. Врачи первичного звена здравоохранения в настоящее время занимаются в основном лечебной работой. Современные принципы оплаты труда и недостатки в организации работы участкового врача не позволяют выполнять наиболее важную для охраны здоровья населения функцию - профилактику заболеваний. Низкая эффективность профилактической работы первичного звена медицинской помощи, отсутствие системы амбулаторного долечивания и патронажа привели к тому, что стационарная помощь выступает основой системы охраны здоровья населения. Сотрудники центров медицинской профилактики недостаточно занимаются проблемами укрепления здоровья и профилактики неинфекционных заболеваний и травматизма. Оказание профилактической помощи в центрах здоровья началось в 2010 году и требуется время, чтобы оценить их эффективность.
Для реализации мероприятий по формированию у населения здорового образа жизни, профилактики неинфекционных заболеваний и травматизма требуется межсекторальное сотрудничество и подготовка достаточного числа квалифицированных медицинских и немедицинских кадров. Развитие сети общеврачебных практик представлено на рисунке 15.
В настоящее время преподавание по современным научно-обоснованным программам укрепления здоровья, профилактики неинфекционных заболеваний осуществляется в нашей стране недостаточно полно и проводится лишь в отдельных высших и средних специальных образовательных учреждениях, в основном медицинского профиля. Система подготовки немедицинских работников в этом направлении отсутствует. Отсутствует и единая система обучения здоровому образу жизни и профилактики неинфекционных заболеваний в высших учебных заведениях, преподаватели высших учебных заведений не имеют достаточной подготовки по этим проблемам. В системе последипломной подготовки на циклах профессиональной переподготовки на эти вопросы выделяется крайне мало часов. Отсутствует достаточное число утвержденных учебников, методических пособий, рекомендаций.
Для разработки и реализации стратегии укрепления здоровья, профилактики неинфекционных заболеваний в Российской Федерации недостаточно подготовленных кадров, нет системы подготовки кадров с учетом потребностей нового общественного здравоохранения, недостаточно научных исследований для оценки эффективности профилактических вмешательств. Существует дефицит медицинских и немедицинских кадров, способных комплексно подходить к решению вопросов общественного здоровья и строить свою деятельность на современных принципах доказательности и научной обоснованности. Необходимо готовить новое поколение специалистов, обученных в области политики здравоохранения, экономики здоровья, эпидемиологии и биостатистики, социологии и психологии здоровья и обеспечения здоровья населения.
"Рис. 15. Развитие сети общеврачебных практик"
38. Как показал опрос, жители Тверской области слабо знали основы здорового образа жизни, а знания врачей в этой области не соответствовали современным требованиям. Создание Областного Центра медицинской профилактики в соответствии с приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации, а также кабинетов здоровья во всех школах Тверской области и Центров здоровья в регионе будет способствовать повышению информированности детей, подростков и родителей и формированию у них здорового образа жизни.
Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об охране здоровья граждан в Российской Федерации" впервые одним из основных принципов охраны здоровья установлен приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, который обеспечивается путем:
разработки и реализации программы формирования здорового образа жизни;
осуществления санитарно-противоэпидемических мероприятий;
осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними;
проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно требованиям Федерального закона весь комплекс мер в сфере охраны здоровья граждан, связанный с разработкой и реализацией программ формирования здорового образа жизни, профилактики социально значимых заболеваний и санитарно-гигиенического просвещения (или комплексной программы профилактики неинфекционных заболеваний), находится в сфере полномочий федеральных органов исполнительной государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В настоящее время на территории Тверской области реализуется комплекс мер, направленных на улучшение демографической ситуации, формирование здорового образа жизни.
Однако анализ демографической ситуации в Тверской области и прогнозируемые показатели демографического развития свидетельствуют о недостаточности мер по пропаганде, выявлению и коррекции факторов риска неинфекционных заболеваний, диагностике и лечению неинфекционных заболеваний на ранних стадиях их развития для профилактики развития, прогрессирования и преждевременной смерти.
Не созданы условия, побуждающие людей бережно относиться к собственному здоровью и здоровью своих детей.
В 2012 году в Тверской области отмечено снижение заболеваемости по 39 из 63 нозологических форм инфекционной заболеваемости.
Предупреждены случаи заболевания людей холерой, паратифами, полиомиелитом, дифтерией, врожденной краснухой, туляремией, сибирской язвой, листериозом, легионеллезом, гемофильной инфекцией, малярией, бруцеллезом, столбняком, псевдотуберкулезом, орнитозом.
Регистрировались единичные случаи краснухи (2 случая) эпидемического паротита (5 случаев), лептоспироза (2 случая). Отмечено снижение заболеваемости острыми кишечными инфекциями, вызванными установленными возбудителями - 14 % (показатель на 100 тыс. чел. населения - 92,97), менингококковой инфекцией на 53 % (показатель на 100 тыс. чел. населения - 0,37).
В то же время возросла заболеваемость коклюшем в 3 раза (показатель на 100 тыс. чел. населения - 4,65), геморагическими# лихорадками с почечным синдромом в 2 раза (показатель на 100 тыс. чел. населения - 5,24).
В 2012 году в Тверской области зарегистрировано большое количество лиц, пострадавших от укусов, ослюнения, оцарапывания животными (показатель на 100 тыс. чел. населения - 400,37). Зарегистрирован 1 случай заболевания гидрофобией взрослого человека (показатель на 100 тыс. чел. населения - 0,07), в сравнении с прошлым годом зарегистрировано снижение в 3 раза.
В 2012 году зарегистрировано 383 520 случаев инфекционных и паразитарных заболеваний, включая грипп и острые инфекции верхних дыхательных путей. Общее количество случаев инфекционных и паразитарных заболеваний уменьшилось на 5 % по сравнению с прошлым годом.
39. Тверская область находится на 2 месте по Центральному федеральному округу по заболеваемости ВИЧ-инфекцией. Заболеваемость ВИЧ-инфекцией на территории Тверской области регистрируется более
15 лет: в период с 1987 по 1997 годы имели место единичные случаи, в 1997 году началось активное распространение вируса иммунодефицита человека в среде внутривенных потребителей наркотиков. Это привело к эпидемическому распространению заболевания среди данной группы (субпопуляции) с последующим переносом инфекции на население в целом. В Тверской области зарегистрировано 8 782 случая ВИЧ-инфекции среди жителей Тверской области, показатель пораженности (превалентности) населения с учетом выбывших и умерших лиц с ВИЧ-инфекцией составил 482,5 на 100 тыс. чел. населения.
В 2012 году вновь выявлено 674 случая ВИЧ-инфекции среди жителей Тверской области (мужчин - 334 чел., женщин - 340 чел.), показатель заболеваемости составил 50,2 на 100 тыс. чел. населения. Рост заболеваемости ВИЧ-инфекцией на 3,5 % по сравнению с 2011 годом (660 случаев и 48,5 на 100 тыс. чел. населения, соответственно). Уровень заболеваемости ВИЧ - инфекцией в Тверской области стабильно высокий, с тенденцией роста на протяжении последних 5 - 6 лет в среднем на 3 - 5% в год.
По данным проведенных в 2012 году эпидемиологических расследований, структура путей передачи ВИЧ-инфекции представлена следующим образом: половой путь - 69,9 %, парентеральный путь (при внутривенном употреблении наркотических средств) - 28,3 %, вертикальный путь (от матери ребенку) - 1,7 %.
Показатель заболеваемости хроническими гепатитами В и С в течение последних 6 лет остается высоким и сохраняется на уровне от 15,47 на
100 тыс. чел. населения в 2007 году до 14,39 на 100 тыс. чел. населения в 2012 году.
С 2011 года Тверская область проводит закупку диагностических средств для выявления и мониторинга лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C, используя субсидии федерального бюджета.
В 2011 году размер субсидии из федерального бюджета бюджету Тверской области на финансовое обеспечение закупок диагностических средств для выявления и мониторинга лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, составил
13 514,1 тыс. руб.; размер софинансирования в рамках долгосрочной целевой программы Тверской области "О предупреждении распространения в Тверской области заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ - инфекции), на 2010 - 2012 годы" составил 11 225,2 тыс. руб.
В 2012 году размер субсидии из федерального бюджета бюджету Тверской области на финансовое обеспечение закупок диагностических средств для выявления и мониторинга лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, составил
13 382,8 тыс. руб.; размер софинансирования в рамках государственной целевой программы Тверской области "Здравоохранение Тверской области" на 2013 - 2018 годы составил 11 225,2 тыс. руб.
Реализуются мероприятия по выявлению и учету ВИЧ-инфицированных, нуждающихся в лечении; организован и обеспечен контроль использования препаратов для лечения ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов B и C.
В 2012 году в рамках национального календаря профилактических прививок и национального приоритетного проекта по дополнительной иммунизации привито по Тверской области более 545 тыс. чел., в том числе детей - 384 700. Выполнен на 100 % план прививок по 18 наименованиям прививок (из 27 запланированных), в том числе против гепатита В, против кори, против полиомиелита. На 97 - 99 % выполнен план прививок против следующих заболеваний: коклюша (вакцинация - 99,4 %, ревакцинация - 98,73), краснухи (99,9 %), туляремии (вакцинация - 96,2 %, ревакцинация - 98,1 %).
Против гриппа в эпидемический сезон за период 2012-2013 годов получили прививки 223 728 чел. (16,5 % от населения Тверской области), в том числе за счет федерального бюджета - 220 000 чел., за счет консолидированного бюджета Тверской области Тверской области - 427 чел., из них 80 детей домов ребенка, за счет средств предприятий и организаций - 3 301 чел.
40. В целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней на территории Тверской области проводится иммунизация подлежащих групп населения против туляремии, гепатита А, бешенства, менингококковой инфекции, коклюша, ветряной оспы, гриппа, клещевого энцефалита, кори, краснухи, паротита, пневмококковой инфекции, менингококковой инфекции, ротовирусной инфекции.
В соответствии с долгосрочной целевой программой Тверской области "Развитие здравоохранения Тверской области на 2012 - 2015 годы" на приобретение иммунобиологических препаратов для иммунизации по эпидемическим показаниям и вакцинации детей первого года жизни в 2012 году направлено 13844,0 тыс. руб. Приобретены иммунобиологические препараты 13 наименований.
В настоящее время в Тверской области проводится мониторинг следующих инфекционных нозологии:
мониторинг заболеваемости населения Тверской области ОРВИ и гриппом - сбор информации еженедельно, при превышении расчетного уровня еженедельного эпидемического порога заболеваемости вводится ежедневный сбор информации;
мониторинг заболеваемости внебольничными пневмониями - еженедельный сбор информации;
мониторинг заболеваемости ВИЧ-инфекцией и парентеральными гепатитами - ежемесячный мониторинг приоритетного национального проекта по разделу "Профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ;
мониторинг количества пострадавших от укусов клещей - сезонный сбор информации;
мониторинг количества пострадавших от укусов, оцарапывания, ослюнения при контакте с животными- сезонный сбор информации;
мониторинг заболеваемости внутрибольничными инфекциями - сбор информации по итогам полугодия и года.
41. В Тверской области в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Тверской области N 1119 от 29.12.2012 "Об утверждении классификации медицинских организаций в соответствии с трехуровневой системой здравоохранения" внедрена новая форма организации медицинской помощи.
Первый уровень - оказание первичной медико-санитарной помощи в учреждениях первичного звена (офисы общей врачебной практики, амбулатории, участковые больницы, центральные районные больницы).
Второй уровень - оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи по наиболее востребованным профилям в соответствии с порядками оказания специализированной медицинской помощи в межмуниципальных центрах и областных консультативно-диагностических учреждениях.
Третий уровень - оказание консультативно-диагностической, квалифицированной и высокотехнологичной медицинской помощи, которая организована в областных консультативно-диагностических центрах и учреждениях федерального подчинения.
Основной задачей развития здравоохранения является повышение качества и доступности медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников.
Система областного здравоохранения включает в себя
115 государственных медицинских организаций (105 медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь населению Тверской области, и 10 учреждений здравоохранения, не оказывающих медицинских услуг).
42. Медицинская помощь населению Тверской области оказывается в 76 больничных учреждениях, 99 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждениях и входящих в состав других учреждений, 10 диспансерах, 11 стоматологических поликлиниках. Первичная медико-санитарная помощь оказывается 253 врачами общей практики и на 616 фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктах.
Низкая плотность заселения территории и высокие показатели демографической нагрузки накладывают отпечаток на деятельность системы здравоохранения региона, существенно повышая стоимость ресурсов. Особенно актуально это для сельских жителей, численность которых в Тверской области составляет более 330 тыс. чел.
43. Основной формой организации деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению муниципальных образований, обеспечивающие их доступность и качество медицинской помощи, является участково-территориальный принцип организации медицинского обслуживания сельского населения. При этом центром сельского врачебного участка является общеврачебная практика, осуществляющая организационно-методическое руководство деятельностью фельдшерско-акушерских пунктов, расположенных на данной территории.
Сеть общеврачебных практик в нашем регионе призвана заменить сеть сельских врачебных амбулаторий и участковых больниц по следующим причинам.
Особенностью организации общеврачебной (семейной) практики в регионе является комплексный подход, включающий не только подготовку специалистов (врачи, медицинские сестры), но и помещений под офис с одновременным их оснащением медицинским оборудованием, компьютером, санитарным транспортом и мобильной связью, выплатой региональной надбавки медицинским работникам, работающим по принципу общей (семейной) практики, в зависимости от конечных результатов деятельности.
Количество врачебных участков офисов врача общей практики увеличилось с 217 (в 2010 году) до 266 (в 2012 году). Среднее количество обслуживаемого населения на 1 участке - 1 674 человека.
В настоящее время кабинеты врача общей практики имеются во всех районах Тверской области. При этом 76 % офисов обслуживают сельское население, а 24 % - городское. В 2013 году планируется завершить охват сельского населения Тверской области услугами врачей общей практики, открыв дополнительно 34 офиса врача общей практики. После создания законченной сети общей врачебной практики планируется работа по улучшению материально-технической базы офисов, информатизация их с наличием возможности перманентного дистанционного обучения и консультативной работы и другие мероприятия, направленные на улучшение доступности и повышение качества медицинской помощи населению.
Учитывая территориальные и демографические особенности Тверской области, важным звеном, обеспечивающим доступность оказания первичной медико-санитарной помощи независимо от места жительства пациентов являются фельдшерско-акушерские пункты (далее - ФАП).
На работников фельдшерских пунктов и ФАП в настоящее время возлагаются очень важные задачи по профилактике и раннему выявлению заболеваний, особенно социально значимых, а также патронажу и лекарственному обеспечению прикрепленного населения.
44. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2010 N 1224-н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом в Российской Федерации" на ФАП осуществляется работа по выявлению больных туберкулезом. Здесь проводятся туберкулиновые пробы детям и подросткам до 17 лет и исследование мокроты на БК. Кроме этого, на фельдшера возложена обязанность оповещения населения и его привлечение на обследование при выезде в сельскую местность передвижного флюорографа.
В части оказания специализированной противотуберкулезной медицинской помощи ФАП прикреплены к врачам-фтизиатрам противотуберкулезных кабинетов преимущественно по участковому принципу. При этом врачом-фтизиатром участковым медицинскому работнику ФАП в присутствии больного туберкулезом передаются лекарственные средства для проведения наблюдаемого лечения не более чем на 8 недель лечения. Факт передачи лекарственных средств фиксируется в медицинской документации больного и подтверждается подписями врача-фтизиатра, больного, а также медицинского работника ФАП.
На ФАП врачом-фтизиатром участковым направляются:
больные туберкулезом, у которых при выявлении отсутствуют признаки бактериовыделения и деструкции легочной ткани;
больные туберкулезом без бактериовыделения для лечения в фазе продолжения химиотерапии;
лица, которым врачом-фтизиатром назначена химиопрофилактика, превентивное лечение.
ФАП осуществляют наблюдение за приемом больными туберкулезом противотуберкулезных лекарственных препаратов под непосредственным наблюдением медицинского работника. В случае если больной не явился на ФАП, медицинский работник посещает больного с целью осуществления приема больным противотуберкулезных лекарственных препаратов.
Кроме того, фельдшера ФАП осуществляют ведение учетной и отчетной документации, предоставление отчетов о деятельности, предусмотренных законодательством. ФАП осуществляют взаимодействие с органами социальной защиты населения по вопросам организации социальной защиты больных туберкулезом.
В соответствии с п. 5 статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", в целях повышения доступности лекарственных средств для сельского населения области, департаментом здравоохранения Тверской области приказом от 24.08.2010 N 326 определены перечень медицинских организаций и их обособленных подразделений (амбулаторий, фельдшерских и фельшерско-акушерских# пунктов, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации (далее медицинские организации), подлежащие лицензированию на медицинскую деятельность и перечень лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, продажа которых может осуществляться в медицинских организациях.
Укомплектованность кадрами ФАП составляет в 2012 году 95,5 % (2010 год - 95,4 %). Работают сотрудники преимущественно среднего и старшего возраста. Большинство аттестовано на квалификационные категории, 100 % имеют сертификаты специалиста.
В Тверской области имеется профицит ФАП. В сельских районах, где капитальное строительство сильно затруднено, нет подходящего здания и первичная медико-санитарная помощь оказывается врачами ВОП, произошло сокращение ФАП.
На сегодняшний день в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования "Тверской медицинский колледж" получили дополнительное профессиональное обучение на осуществление фармацевтической деятельности 228 специалистов со средним медицинским образованием для получения права розничной торговли лекарственными препаратами. Подготовка медицинских работников, работающих в обособленных подразделениях, проходит в соответствии с тематическим планом в объеме 72 учебных часов.
Амбулаторно-поликлиническая помощь населению Тверской области оказывается в 99 медицинских организациях Тверской области.
Мощность всех амбулаторно-поликлинических учреждений - 23 113 посещений в смену, из них 8 024 посещения в смену - специализированные диспансеры, областные учреждения и поликлиники межмуниципальных центров (34 поликлиники), 7 134 - поликлиники города Твери (16) и 7 955 посещений в поликлиники, оказывающие первичную медицинскую помощь (районные - 49).
В амбулаторно-поликлиническом звене здравоохранения Тверской области имеется дефицит врачебных кадров. Следовательно, потребности населения Тверской области в медицинской помощи на этом уровне удовлетворяются не в полной мере. В результате увеличивается нагрузка по оказанию медицинской помощи населению на специализированном уровне и скорой медицинской помощи. В 2012 году введены профильные порядки оказания медицинской помощи, введены в действие схемы маршрутизации пациентов, планируется введение новых информационных систем, что упорядочит распределение потоков пациентов в межмуниципальные и областные амбулаторно- поликлинические учреждения.
В населенных пунктах, где проживает менее 100 чел., не имеющих на своей территории медицинских организаций или их структурных подразделений, организовано 221 домовых хозяйств, что позволило повысить доступность медицинской помощи сельскому населению.
В целях приближения специализированной помощи сельским жителям активизирована выездная консультативная работа на селе областных специализированных медицинских организаций и центральных районных больниц. В 2011-2012 годах закуплено 38 автомобилей санитарного автотранспорта для офисов общей врачебной практики.
45. Для проведения осмотра, в том числе диспансеризации сельских жителей, в рамках программы модернизации приобретено 9 мобильных комплексов. Запланировано приобретение 4 мобильных комплексов в целях приближения специализированной амбулаторной медицинской помощи жителям села.
В рамках реализации подпрограммы запланировано увеличение числа посещений к фельдшерам ФАП, а также посещений на дому, вследствие активного привлечения медицинских работников ФАП к подворовым обходам с целью раннего выявления заболеваний и профилактике обострения хронических заболеваний у хронических больных. Также в области будет активизирована патронажная работа.
В соответствии с действующим порядком оказания медицинской помощи на медицинских работников возложены дополнительные функции по ранней диагностике социально значимых заболеваний (проведение кардио- и онкоскринингов, привлечение к профилактическим осмотрам), наблюдение хронических больных, наблюдение за приемом лекарственных средств больными туберкулезом.
Значительная территориальная отдаленность некоторых сельских поселений от областного и районных центров, кадровый дефицит медицинского персонала, недостаточная обеспеченность диагностическим и лечебным оборудованием требует структурных изменений и укрепление материально-технической базы.
В целях создания шаговой доступности медицинской помощи сельским жителям планируется улучшение материально - технического состояния врачебных амбулаторий, ФАП. Планируется приобретение 9 модульных ФАП. На базе модульных ФАП будут созданы условия для оказания качественной медицинской помощи, соответствующие требованиям санитарным нормам и правилам, что позволит, в том числе организовать прием пациентов выездными врачебными бригадами.
Для приближения квалифицированной медицинской помощи сельским жителям в области организовано 266 офисов общеврачебной практики. Укомплектованность врачами 99 %.
Планируется дальнейшее развитие семейной медицины на территории области, в том числе за счет включения в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, частных некоммерческих медицинских организаций в рамках государственно-частного партнерства за счет средств обязательного медицинского страхования, с достижением оптимального показателя не менее 0,8 врача на 10 тыс. чел. населения к 2020 году (дополнительно не менее 60 кабинетов ВОП). Укомплектованность отделений общеврачебной практики кадрами планируется в рамках подпрограммы "Кадровое обеспечение системы здравоохранения".
Таким образом, расширение сети общеврачебных практик и ФАП позволит обеспечить доступность медицинской помощи к сельскому населению, осуществлять отбор больных для направления в клинико-диагностический центр и межрайонные центры.
46. Первичная специализированная медико-санитарная помощь сельским жителям оказывается в 9 межрайонных центрах на базе крупных многопрофильных медицинских организаций, где сконцентрированы медицинское диагностическое оборудование и обученные кадры: государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Ржевская центральная районная больница", государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Бежецкая центральная районная больница", государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Осташковская центральная районная больница", государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Нелидовская центральная районная больница", государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Кимрская центральная районная больница", государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Конаковская центральная районная больница", государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Вышневолоцкая центральная районная больница", государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Торжокская центральная районная больница".
В межрайонных центрах планируется развитие, в первую очередь, специализированных видов помощи по профилям кардиология, неврология, травматология, формирующих основные причины смертности населения, в том числе с использованием стационарзамещающих технологий (дневных стационаров, стационаров одного дня) c формированием потоков пациентов с единым принципом маршрутизации.
В целях повышения эффективности оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при острых заболеваниях и обострении хронических патологий в учреждениях здравоохранения Тверской области организовано 17 пунктов неотложной помощи, однако объем оказания неотложной помощи остается еще недостаточным.
47. Дальнейшее увеличение объемов неотложной помощи планируется за счет оптимизации работы имеющихся пунктов неотложной помощи путем оказания неотложной медицинской помощи на дому при вызове медицинского работника, а так же за счет организации новых кабинетов неотложной помощи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 N 543н "Об утверждении положения организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению". Планируется организовать дополнительно 19 пунктов неотложной помощи и 12 отделений неотложной помощи, за счет приобретения модулей неотложной помощи.
Предусмотрено увеличение объемов неотложной помощи, с 0,36 посещения в год на 1 жителя в 2013 году до 0,6 в 2015 году. К 2018 году значение показателя возрастет до 0,860 посещения на 1 жителя в год.
В целях повышения эффективности работы первичного звена здравоохранения планируется дальнейшее развитие новых форм оказания медицинской помощи - стационарзамещающих и выездных методов работы:
развитие неотложной медицинской помощи на базе поликлинических подразделений, работающих во взаимодействии с единой диспетчерской службой скорой медицинской помощи;
совершенствование принципов взаимодействия со стационарными учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи.
Реализация вышеуказанных мероприятий приведет к следующим результатам:
повышению эффективности работы первичного звена здравоохранения;
увеличению доступности оказания первичной медико-санитарной помощи, в том числе жителям сельской местности;
увеличению продолжительности активной жизни населения за счет раннего выявления и предупреждения развития неинфекционных заболеваний.
В рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования предусмотрены следующие способы оплаты медицинской помощи:
при оплате медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях:
за единицу объема медицинской помощи - за посещение (профилактическое, по неотложной медицинской помощи), за обращение (законченный случай), за медицинскую услугу;
по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц с учетом показателей результативности деятельности медицинской организации, в том числе с включением расходов на медицинскую помощь, оказываемую в иных условиях;
при оплате медицинской помощи, оказанной в условиях дневного стационара:
за законченный случай лечения заболевания (по клинико-профильным группам, клинико-статистическим группам заболеваний).
48. В целях повышения эффективности своевременного выявления факторов риска заболеваний и организации их коррекции, а также ранней диагностики заболеваний, которые в наибольшей степени определяют инвалидизацию и смертность населения Тверской области, помимо структурных изменений в первичном звене планируется совершенствование системы диспансеризации населения.
Проведение диспансеризации целесообразно на протяжении всей жизни максимально широким слоям населения. При этом диспансеризация главным образом должна быть предназначена для выявления факторов риска и ранних проявлений хронических неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистые заболевания, связанные с атеросклерозом, онкологические заболевания, хронические бронхо-легочные заболевания и сахарный диабет), обуславливающих более 80 процентов всех смертей населения Российской Федерации, а также туберкулеза и выявления немедицинского потребления наркотических и психоактивных веществ. В программу диспансеризации должны входить:
профилактический осмотр врачом-терапевтом участковым, врачом-терапевтом участковым цехового врачебного участка, врачом общей практики (семейным врачом), фельдшером фельдшерского здравпункта, фельдшерско-акушерского пункта;
профилактический осмотр врача- гинеколога;
профилактический осмотр врачей других специальностей по показаниям и с учетом фактора возраста и пола;
лабораторные и инструментальные обследования, имеющие доказательную базу своей медико-экономической эффективности (обязательные и дополнительные по показаниям);
профилактическое консультирование по поводу факторов риска хронических неинфекционных заболеваний;
составление индивидуального плана-графика получения пациентом профилактических услуг, диспансерных и дополнительных обследований;
оформление паспорта здоровья.
Диспансеризация для городского населения Тверской области организована по участковому принципу в поликлиниках и проводится по месту прикрепления граждан с оплатой через систему обязательного медицинского страхования.
Диспансеризация для сельского населения Тверской области организована с участием офисов врачей общей практики, выездов терапевтов, с использованием мобильных комплексов и проводиться в поликлиниках центральных районных больниц с оплатой через систему обязательного медицинского страхования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.