Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Характеристика сферы реализации подпрограммы,
описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
159. Кадровое обеспечение учреждений здравоохранения является одним из важнейших вопросов в развитии здравоохранения Тверской области, так как без необходимой укомплектованности специалистами, их профессиональной подготовленности становится невозможной эффективное функционирование лечебных учреждений.
Отсутствие государственной системы распределения выпускников государственных образовательных учреждений высшего профессионального (медицинского) образования, финансируемых из средств федерального бюджета, несовершенство системы социальных гарантий, низкий уровень заработной платы, отсутствие жилья и другие проблемы приводят к оттоку квалифицированных врачебных кадров в другие сферы деятельности, усугубляют ситуацию, связанную с обеспечением учреждений здравоохранения Тверской области врачами-специалистами, и не позволяет продуктивно управлять кадровыми процессами.
В системе здравоохранения региона работает 27855 чел., врачей - 17,5%, средних медработников - 42,9 %, младший медицинский персонал - 17,8 %, прочий персонал - 20,9 %. Врачей - 6264 чел., из них: терапевтов - 721, педиатров - 518, врачей общей практики - 265.
Укомплектованность врачами составляет 85,2 %, средним медперсоналом - 89,1 %. Доля врачей старше 61 и более составляет 16,7 %, средних медицинских работников - 11,8 %. Доля врачей от 36 до 50 лет составляет 28,5 %, средних медицинских работников - 35,1 %. Тем не менее, остро ощущается дефицит врачей-специалистов в первичном звене, в ургентных службах, онкологии, фтизиатрии. Расчет потребности в медицинских кадрах Тверской области, выполненный по утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при сопоставлении расчетных данных с фактическими данными показывает дефицит врачебных кадров для оказания амбулаторной медицинской помощи (дефицит - 761), для оказания стационарной медицинской помощи (дефицит - 144), для оказания скорой медицинской помощи согласно нормативу и фактически осуществленной деятельности (дефицит - 24). Дефицит по среднему медицинскому персоналу - 4 843. Расчет показывает наибольший дефицит по следующим врачебным специальностям: отоларингология, психиатрия, наркология, фтизиатрия.
Показатель обеспеченности врачами в Тверской области выше, чем в среднем по России и Центральному федеральному округу (далее - ЦФО) в целом. За 2000 - 2012 годы показатель обеспеченность врачами увеличился с 44,7 до 47,3 на 10 тыс. чел. населения (в Российской Федерации - с 42,2 до 44,0, в ЦФО - с 45,7 до 46,6).
Показатель обеспеченности населения Тверской области средним медицинским персоналом в Тверской области ниже, чем по Российской Федерации и за годы изучения снизился с 91,2 до 89,5 на 10 тыс. чел. населения (в Российской Федерации - с 96,9 до 92,4, в ЦФО - с 97,4 до 87,4). Тем не менее имеется тенденция в стабилизации кадрами средних медицинских работников за последние 2 года и наметился небольшой рост обеспеченности специалистами среднего звена.
При детальном анализе кадрового ресурса здравоохранения Тверской области обнаруживается, что обеспеченность врачами, в том числе врачами терапевтами участковыми, врачами педиатрами участковыми, врачами общей (семейной) практики, неврологами, кардиологами выше соответствующих показателей по Российской Федерации, по следующим причинам.
В течение последних лет в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" и целевой программы Тверской области "Модернизация здравоохранения Тверской области на 2011 - 2012 годы" большое внимание уделялось укомплектованию первичного звена здравоохранения врачами терапевтами участковыми, врачами педиатрами участковыми, врачами общей (семейной) практики. Обеспечение врачами общей врачебной практики сельского здравоохранения является приоритетным, так как позволяет оказывать медицинскую помощь населению по ряду узких специальностей (неврология, офтальмология, оториноларингология, педиатрия, хирургия и другим). Для этого привлекались выпускники ТГМА. Кроме этого, вначале реализации проектов, активно происходило перетекание врачей узких специальностей в первичное звено, а также при приведении в соответствие коечного фонда, высвободившееся из стационара специалисты перешли на работу в амбулаторно-поликлиническое звено.
Уровень оплаты труда специалистов вышеперечисленных специальностей стал намного выше, чем специалистов "узких" специальностей (федеральные надбавки и дополнительные выплаты за увеличенный объем деятельности для врачей общей (семейной) практики из консолидированного бюджета Тверской области Тверской области).
Включение Тверской области в работу по федеральным программам (программа по совершенствованию организации медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, программа по профилактике дорожного травматизма) привлекли часть специалистов, в большей степени выпускников ТГМА, к освоению дополнительных специальностей - "кардиология", "неврология", "нейрохирургия".
При видимом благополучии статистических данных по отдельным муниципальным образованиям Тверской области обеспеченность врачами остается низкой: в Краснохолмском, Рамешковском, Лесном и Сонковском муниципальных районах. 42,6 % от всех работающих в отрасли по всем муниципальным образованиям Тверской области находятся в возрастной категории от 30 до 50 лет.
Имеются и противоположные примеры - достаточная обеспеченность специалистами в Конаковском, Кашинском районах. В Твери имеет место дефицит узких специалистов, наиболее проблемной зоной является заполнение вакансий в стационарном звене. Отмечается активная позиция главных врачей в поиске молодых специалистов, в том числе на этапе заключения договоров на прохождение интернатуры и ординатуры. В 2010 году в интернатуру было зачислено в рамках целевого приема 48 чел., завершили обучение 44 чел., трудоустроено в медицинские организации - 43 чел. Это один из самых высоких показателей в ЦФО.
В ситуации нехватки высококвалифицированных кадров решение проблемы осуществляется посредством целевого направления абитуриентов в медицинские вузы.
Основные направления совместной деятельности Министерства здравоохранения Тверской области и ТГМА позволяют целенаправленно наполнять систему медицинской помощи области - по потребностям. Имеется достаточно широкое взаимодействие отрасли здравоохранения и высшего, среднего профессионального образования.
Ежегодный выпуск специалистов, после обучения по целевому направлению в ТГМА, составляет 60 - 70 чел. Порядка 70 процентов выпускников направляются для работы в муниципальные образования, направившие их на обучение (среднероссийский доезд специалистов составляет немногим более 50 %).
Министерством здравоохранения Тверской области заключен договор в 2012 году на целевую подготовку специалистов от Тверской области с ТГМА. Сторонами приняты обязательства реализовать целевую подготовку специалистов с высшим медицинским образованием для удовлетворения потребности медицинских учреждений области в количестве 79 чел. Зачислено - 78 чел. по специальностям:
лечебное дело (060 101) - 38 чел.;
педиатрия (060 103) - 29 чел.;
стоматология (060105) - 7 чел.;
фармация по очной форме обучения (060 108) - 4 чел.
В 2011 году подготовлено в интернатуре 136 врачей, в ординатуре 97 врачей, прошел профессиональную переподготовку 121 врач. Кроме этого, в 2011 году 13 врачей прошли профессиональную переподготовку (приобрели новые специальности в соответствии со структурными изменениями штатно-должностной структуры медицинских организаций, происходящими в рамках реализации мероприятий целевой программы Тверской области "Модернизация здравоохранения Тверской области на 2011 - 2012 годы") за счет средств служб занятости населения Тверской области в рамках реализации мероприятий по снижению напряженности на рынке труда.
В 2012 году по окончании целевой интернатуры и ординатуры приступило к работе 110 врачей.
Окончили циклы повышения квалификации 2 310 врачей, в том числе 135 врачей, работающих в медицинских организациях, оказывающих первичную медицинскую помощь.
В первом полугодии 2012 года прошли профессиональную переподготовку 53 чел., повысили квалификацию 980 врачей.
Содействие решению задачи притока молодых специалистов в отрасль "Здравоохранение" и закрепления их в медицинских организациях Тверской области предполагает необходимость формирования базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения их первоочередной потребности в жилье и достойном уровне заработной платы.
Вместе с тем, обеспокоенность вызывает отсутствие должного понимания со стороны руководства муниципальных образований по оказанию мер социальной поддержки, содействия по обеспечению жильем работников отрасли. Мониторинг показывает, что муниципальные долгосрочные целевые программы с учетом изменившихся норм законодательства скорректированы лишь в Бологовском, Весьегонском, Западнодвинском, Кувшиновском, Максатихинском, Спировском, Старицком муниципальных районах Тверской области. В этих же муниципалитетах оказываются меры социальной поддержки, решаются вопросы по обеспечению жильем медицинских работников.
Так, в Максатихинском районе реконструировано административное здание под четырехквартирный жилой дом для работников здравоохранения, утверждена муниципальная целевая программа по комплексной поддержке медицинских кадров. В ряде муниципалитетов предусмотрены затраты на социальные выплаты медицинским работникам (Западнодвинский, Нелидовский, Максатихинский районы), компенсация платежей по образовательному кредиту (Западнодвинский район), оплата коммерческого найма жилья, в том числе и молодым специалистам (Западнодвинский, Удомельский районы), единовременные выплаты при трудоустройстве медицинских работников (Спировский район), единовременные субсидии на приобретение жилых квартир (Спировский, Конаковский, Старицкий районы), перепрофилируется пустующие помещения под служебное жилье (Конаковский район). В ряде муниципальных образований Тверской области в настоящее время идет разработка и общественное обсуждение программ в рамках полномочий по созданию условий по оказанию медицинской помощи.
Заслуживает положительной оценки опыт Администрации Торопецкого района. Здесь принята долгосрочная целевая программа "Создание условий для оказания медицинской помощи населению Торопецкого района на 2012 - 2014 годы". Программа предусматривает формирование банка данных о наличии вакантных мест работников в государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Торопецкая центральная районная больница"; подготовку и распространение информационного материала о районе и предлагаемых условиях молодым и приглашенным специалистам; осуществление ежемесячных социальных выплат молодым специалистам, главному врачу; оплату найма жилья молодым и приглашенным специалистам на период работы в государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Торопецкая центральная районная больница"; оказание содействия молодым и приглашенным специалистам по включению в действующие программы по получению социальных выплат на приобретение собственного жилья; оказание содействия молодым и приглашенным специалистам в первоочередном получении древесины на корню для нужд местного населения для строительства жилья; приобретение лечебно-диагностического оборудования в государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Торопецкая центральная районная больница". Общий объем финансирования программы - 2 млн рублей.
Во исполнение Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в Тверской области постановлением Правительства Тверской области от 13.02.2012 N 46-пп утвержден Порядок предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пунк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.