Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I.
Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
1.1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы и прогноз ее развития
Дорожное хозяйство города Твери - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа. Дорожное хозяйство является одним из элементов транспортной инфраструктуры, который обеспечивает конституционные гарантии граждан на свободу передвижения и делает возможным свободное перемещение товаров и услуг. Наличием и состоянием сети автомобильных дорог общего пользования определяется территориальная целостность и единство экономического пространства.
В последние годы оживление производства и повышение доходов населения привели к резкому увеличению парка автотранспортных средств и объемов перевозок автомобильным транспортом. Согласно положениям Транспортной стратегии Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р, развитие дорожной сети должно соответствовать темпам социально-экономического развития страны и обеспечивать потребности в перевозках в соответствии с темпом автомобилизации.
Автомобильные дороги общего пользования города Твери соединяют два наиболее развитых федеральных округа Российской Федерации - Центральный и Северо-Западный, а также два крупнейших экономических и политических центра страны - города Москву и Санкт-Петербург. Такое уникальное географическое положение города Твери во многом определяет особенности развития его транспортной инфраструктуры, которая обеспечивает как международные и межрегиональные связи, так и внутриобластные грузовые и пассажирские перевозки.
Улично-дорожная сеть является одним из основных образующих элементов транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры города. Площадь территорий общего пользования города Твери составляет 152220 тыс. кв. м., общая площадь автомобильных дорог общего пользования - 3718 тыс. кв.м., из которых 1973 тыс. кв.м - магистральные дороги, 1745 тыс. кв.м - немагистральные дороги.
Административно территория города делится на 4 района: Заволжский, Московский, Пролетарский и Центральный. Общая протяженность автомобильных дорог в городе Твери составляет 568,3 км, в том числе: 170,8 км - магистральные дороги; 165,0 км - немагистральные дороги Заволжского района; 94,2 км - немагистральные дороги Московского района; 112,1 км - немагистральные дороги Пролетарского района; 26,2 км - немагистральные дороги Центрального района.
На автомобильных дорогах общего пользования находятся 26 мостов и 4 путепровода протяженностью 2979 п. м.
Увеличение интенсивности транспортного движения, рост жилищного строительства, повышение уровня жизни населения города требуют повышения оперативности и качества выполнения работ и оказания услуг по ремонту и содержанию улично-дорожной сети города.
В настоящее время особое внимание уделяется капитальному и текущему ремонту автомобильных дорог общего пользования. Кроме того, на автомобильных дорогах города обеспечивается проведение ямочного ремонта, который позволяет сохранить дорожное полотно.
В рамках услуг по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования города Твери осуществляются работы по летней и зимней уборке автомобильных дорог, комплекс работ по содержанию объектов, регулирующих безопасность дорожного движения.
Основными задачами по летней уборке автомобильных дорог города являются подметание, мойка и поливка проезжей части дорог, очистка прилотковой части, уборка мусора.
При зимней уборке автомобильных дорог обеспечивается два основных вида работ: погрузка и вывоз снега и обеспечение мероприятий, направленных на борьбу с гололедом, в рамках которых производится посыпка дорог пескосоляной смесью и специальным химическим реагентом, а также механическое подметание проезжей части и прилегающих территорий. Важнейшим условием качественного выполнения работ по зимней уборке городских дорог является ее своевременность. При несвоевременной уборке под воздействием колес автомобилей снег уплотняется и образуются накаты, что значительно ухудшает условия проезда и осложняет обстановку на дорогах города и увеличивает риск возникновения ДТП.
Своевременное выполнение указанных работ позволяет поддерживать нормальное эксплуатационное состояние автомобильных дорог без резкого снижения скоростей движения транспорта.
Эксплуатация и техническое обслуживание сетей ливневой канализации города, обеспечивает прием и транспортировку поверхностных сточных вод с территорий всех абонентов в сети ливневой канализации, а также с территорий общего пользования. Содержание сетей ливневой канализации включает в себя: работы по прочистке сетей ливневой канализации, ремонт колодцев, прочистку водоотводных канав, содержание насосных станций, работы по ремонту выпускных оголовков и т.д.
В городе функционирует 87 светофорных объектов, установлено 8668 п.м. направляющих пешеходных ограждений. Ежегодно в весенне-летний период производится обновление 25500 кв. м дорожной разметки, в том числе горизонтальной дорожной разметки, устанавливаются искусственные дорожные неровности, дорожные знаки, ведутся работы по содержанию дорожных знаков и светофорных объектов.
Указанные мероприятия способствуют снижению и предупреждению ДТП, снижению аварийности на улицах города Твери.
Дорожное покрытие дворовых дорог находится в неудовлетворительном состоянии, большинство из них нуждается в капитальном ремонте. Ситуация усугубляется возросшими нагрузками на покрытие проезжей части, несоблюдением сроков проведения ремонтов для поддержания нормативного технико-эксплуатационного состояния дорог. Из-за несоблюдения периодичности проведения ремонтов ежегодно увеличивается площадь разрушений дорожного покрытия. Вследствие чего большая часть дворовых территорий города находится в плачевном состоянии и не соответствует статусу города Твери как административного центра.
В соответствии с действующим бюджетным законодательством с 01.01.2014 года все расходы на дорожное хозяйство будут финансироваться за счет ряда доходных источников, образующих дорожный фонд.
Согласно статье 179.4 БК РФ, средства дорожного фонда подлежат использованию на обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов.
В транспортной системе города Твери огромная роль принадлежит автомобильному транспорту. Его основная задача - перевозки пассажиров и багажа в городском сообщении. На долю автомобильного транспорта ежегодно приходится более 50 процентов объема перевозок пассажиров. В настоящее время сформировался рынок пассажирских транспортных услуг, в который наряду со специализированными предприятиями привлечен пассажирский транспорт юридических лиц и физических лиц - индивидуальных мероприятий.
Муниципальные унитарные предприятия "ГЭТ" и "ПАТП-1" являются социально значимыми предприятиями. Поскольку осуществляют перевозку граждан (по единому социальному проездному билету), имеющих право на государственную социальную поддержку, стоимость которого является льготной. Кроме того, муниципальными предприятиями осуществляется перевозка учащихся общеобразовательных учреждений города на основании льготных проездных билетов.
В целях выполнения возложенных на органы местного самоуправления полномочий по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа (п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") администрация города принимает определенные меры по стабилизации деятельности муниципальных предприятий общественного транспорта, одной из которых является предоставление субсидий для обеспечения бесперебойного процесса перевозок пассажиров на муниципальном транспорте.
Услуги по пассажирским перевозкам жителям города Твери предоставляют два муниципальных предприятия (МУП "ПАТП-1" и МУП "ГЭТ") и более 200 юридических и физических лиц, осуществляющих перевозку пассажиров автобусами малой вместимости.
Инвентарный парк подвижного состава МУП "ГЭТ" составляет 79 трамвайных вагонов и 96 единиц троллейбусных машин, из которых с полным амортизационным износом 77 трамваев (97,6%) и 45 троллейбусов (49,5%). Средний возраст трамваев 23,53 года, троллейбусов 10,31 года при нормативе 10 и 7 лет соответственно.
Перевозка пассажиров трамваями и троллейбусами осуществляется на 6 маршрутах трамвая общей протяженностью 105,9 км и 5 маршрутах троллейбуса общей протяженностью 153,7 км.
МУП "ПАТП-1" обслуживает 9 маршрутов (8 городских и 1 пригородный). Списочное количество автобусов - 87 единиц. Средний возраст парка МУП "ПАТП-1" составляет 5,2 лет (нормативный срок эксплуатации 7 - 8 лет). Общая протяженность маршрутов - 169,6 км.
В течение последнего времени произошли структурные изменения в сфере пассажирского транспорта. Более 50 % перевозок стали осуществлять частные перевозчики автобусами малой вместимости. Соответственно произошло увеличение доли частного транспорта. Более 1000 единиц автобусов малой и особо малой вместимости обеспечивают перевозку пассажиров в г. Твери. Количество подвижного состава у частных владельцев колеблется от 1 до 37 единиц. У каждого владельца автотранспорта имеется собственная или арендуемая база для стоянки, ремонта и проведения обслуживания подвижного состава.
Основной целью реформирования дорожного хозяйства является переход к новой системе управления, ориентированной на достижение результатов и повышение эффективности функционирования отрасли.
1.2. Основные проблемы в указанной сфере и их краткое описание, включая анализ причин их возникновения
В настоящее время социально-экономическое развитие города Твери во многом сдерживается из-за отставания в развитии автомобильных магистралей в составе междугородных транспортных коридоров, неудовлетворительного состояния дорожной сети, высокой степени износа значительной части дорог и искусственных сооружений. Именно поэтому особое значение приобретает осуществление мероприятий, направленных на сохранение и развитие сети автомобильных дорог общего пользования, улучшение транспортно-эксплуатационных качеств дорожной сети и повышение безопасности дорожного движения.
К наиболее актуальным проблемам дорожного хозяйства города Твери относятся:
1) неудовлетворительное транспортно-эксплуатационное состояние и высокая степень износа сети автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, отставание в развитии дорожной сети от потребностей экономики и населения города.
Основными проблемами развития автомобильных дорог общего пользования города Твери являются:
а) снижение прочностных характеристик автомобильных дорог и мостовых сооружений из-за неудовлетворительного содержания и несоблюдения межремонтных сроков. Накопившийся "недоремонт" сети автомобильных дорог (ямочность, колейность, неровность покрытия) и искусственных сооружений (мостов, путепроводов);
б) отсутствие соединительных и хордовых дорог регионального значения, которые обеспечивали бы связь между районами по кратчайшему пути и прохождение транзитных потоков, минуя город Тверь. В настоящее время межрегиональные транзитные потоки следуют по центральным улицам города Твери, значительно увеличивая нагрузки на объекты улично-дорожной сети, создавая пробки, увеличивая число дорожно-транспортных происшествий и ухудшая экологическую обстановку;
в) предельный износ подземных коммуникаций;
г) неудовлетворительное состояние и отсутствие сетей ливневой канализации. Необходима реконструкция системы водоотведения поверхностных, дождевых и грунтовых сточных вод города Твери;
д) предельный износ трамвайных путей.
Более 60% автомобильных дорог и искусственных сооружений нуждается в капитальном ремонте или ремонте, не отвечает нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, имеет просроченные межремонтные сроки.
К существенным проблемам дорожной сети относится высокая степень изношенности автомобильных дорог общего пользования. В целом степень износа автомобильных дорог достигает 80%.
Остро стоит проблема вывода транзитного транспорта за пределы города Твери.
В настоящее время в связи со значительным износом подземных коммуникаций собственниками сетей постоянно проводятся земляные работы на многочисленных участках улично-дорожной сети, что приводит к ухудшению состояния дорог.
Одновременно недостаток финансовых средств у организаций по эксплуатации жилищного фонда за последнее десятилетие привел к ухудшению состояния дворовых территорий жилых домов, что выражается, прежде всего, в неудовлетворительном состоянии асфальтобетонного покрытия дворовых проездов и тротуаров.
Значительный износ трамвайных путей, совмещенных с проезжей частью, приводит к многочисленным разрушениям асфальтобетонного покрытия межрельсового и околорельсового пространства.
Неудовлетворительное состояние и отсутствие сетей ливневой канализации на многих участках улично-дорожной сети приводят к застою воды и ускоренному разрушению асфальтобетонного покрытия, особенно в осенний и весенний периоды.
Поскольку попутные дренажи теплотрасс в основной своей массе имеют выпуски в дождевую канализацию, теплотрассы оказываются подтопленными. Высокое стояние грунтовых вод приводит к быстрому разрушению основания полотна дороги.
В городе имеются места, которые во время дождей затапливаются: отвод воды за счёт вертикальной планировки невозможен, а ливневая канализация отсутствует, в результате чего возникают проблемы для движения автотранспорта и пешеходов. Таких мест в городе много, в том числе во дворах жилых кварталов, поэтому необходимо строительство ливневой канализации в проблемных местах.
2) недостаточные объемы финансирования дорожного хозяйства города Твери за счет бюджетных средств.
В городе Твери отмечается недостаточность финансовых ресурсов для обеспечения нормативного транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети. Удельная обеспеченность дорожной сети средствами бюджета города существенно меньше по сравнению с другими городами Центрального федерального округа Российской Федерации.
На протяжении многих лет не удовлетворяется потребность в необходимом объеме финансирования работ по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог общего пользования, не соблюдаются нормативные сроки ремонта дорожных покрытий, что ведет к их постепенному разрушению и увеличивает последующие расходы на их восстановление. Не обеспечивается должным образом содержание магистральной улично-дорожной сети, содержание сетей ливневой канализации на магистральной улично-дорожной сети города.
3) развитие предприятий дорожного хозяйства и обеспечивающих отраслей.
К числу важнейших проблем дорожного хозяйства относятся низкая эффективность работы дорожных предприятий, их технологическое отставание, недостаточное количество квалифицированных проектных организаций, недостаточный уровень конкуренции на рынке подрядных дорожных работ.
4) несовершенство федерального законодательства, демпинг цен, неисполнение подрядными организациями условий контракта.
5) недостаток квалифицированных кадров, как инженерно-технических, так и механизаторов, дорожных рабочих. Средний возраст трудящихся в тверских организациях близок к пенсионному. Отсутствие престижа профессии, низкая заработная плата.
Преобразование всех отраслей экономики, произошедшие за последние годы, в полной мере затронули и пассажирский транспорт. На его финансовом состоянии особенно отразилось предоставление льгот при проезде, изменение тарифной и налоговой политики, рост цен на энергоносители, несвоевременное обновление пассажирского парка, а так же усиление влияния на данный рынок услуг транспорта индивидуальных предпринимателей и другие причины.
В результате объем перевозок муниципальным транспортом снизился (49,4%), ухудшились экологические и технические характеристики автобусов, трамваев и троллейбусов.
На протяжения ряда лет убытки предприятий пассажирского транспорта от перевозки льготных пассажиров из бюджетов всех уровней возмещались не в полном объеме. Ограниченность финансирования транспортных предприятий потребовала сконцентрировать все средства для обеспечения работы подвижного состава и исключить затраты на обновление и пополнение парка, развитие производственной базы и социальной сферы.
Состояние и функционирование городского пассажирского транспорта общего пользования характеризуется рядом серьезных недостатков и негативных тенденций, для устранения которых необходимо решить определенный объем задач и требуются значительные объемы капиталовложений. В целях обеспечения стабильного финансового состояния муниципальных предприятий городского общественного транспорта необходимо усиление государственной поддержки.
В числе основных причин, определяющих сущность проблемной ситуации, можно выделить следующие:
- длительное отсутствие необходимых мер должной финансовой поддержки и управленческих решений, направленных на реконструкцию и развитие предприятий;
- серьезный дефицит финансовых ресурсов, способствующий появлению угрозы бюджетных и внебюджетных задолженностей;
- крайне низкая инвестиционная активность, в первую очередь в части приобретения транспортных средств и вложений в капитальный ремонт существующей инфраструктуры;
- неудовлетворительное состояние парков подвижного состава, контактной сети, трамвайных путей;
- дефицит кадров, обеспечивающих непосредственную работу на линии и сбор выручки, в т. ч. водителей, кондукторов, квалифицированных ремонтных рабочих.
Маршрутная сеть отражает специфику города, выразившуюся в низкой пропускной способности, особенно в часы "пик". Большинство маршрутов связывают отдаленные микрорайоны с городским центром, проходя по одним и тем же загруженным транспортным магистралям и трем мостам, соединяющих Заволжский район с остальной частью города. Движение городского пассажирского транспорта в центре города осуществляется со скоростью менее 20 км/час, из-за большой интенсивности движения транспортных средств, при нормативной скорости 40 км/час.
Снижение спроса на услуги, оказываемые муниципальными пассажирскими предприятиями, произошло в связи с перераспределением пассажиропотока из-за увеличения количества частных автоперевозчиков, дублирующих маршруты муниципального транспорта, минимальной разницы установленного тарифа на проезд в муниципальном и частном транспорте общего пользования.
Убыточность муниципальных предприятий общественного транспорта является следствием государственного тарифного регулирования, осуществляемого субъектом Российской Федерации.
Приведенные выше мероприятия далеко не должным образом отражают потребности транспортных предприятий, а включает самые жизненно важные из них.
Городской бюджет не в состоянии на сегодняшний день принять расходы на обновление подвижного состава, на восстановление транспортных средств (капитальный ремонт трамваев, троллейбусов, автобусов), на восстановление инженерно-транспортных сетей городского электротранспорта (из-за дороговизны данных мероприятий).
1.3. Основные направления решения проблем в указанной сфере
Магистральная улично-дорожная сеть города Твери является одним из важнейших элементов городской инфраструктуры, а уровень комфорта проживания в городе находится в прямой зависимости от качества ее состояния. Поэтому одним из условий повышения уровня комфорта проживания в городе Твери является реализация целевой задачи - создание комфортных и безопасных условий для участников дорожного движения и обеспечение высоких показателей надежности и безопасности перевозок за счет улучшения качественных характеристик и технического состояния магистральной улично-дорожной сети.
Основными направлениями решения проблем в дорожной системе города Твери являются:
а) уменьшение доли автомобильных дорог общего пользования не соответствующих нормативным требованиям;
б) повышение уровня содержания сети автомобильных дорог для осуществления круглогодичного, бесперебойного и безопасного движения автомобильного транспорта;
в) повышение уровня безопасности дорожного движения и улучшение экологической обстановки путем увеличения пропускной способности автодорог, вывода основного транспортного потока за пределы городской черты;
г) повышение транспортно-эксплуатационного состояния дорожных сооружений путем проведения капитального ремонта на них;
д) улучшение состояния асфальтобетонного покрытия дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов и тротуаров;
е) совершенствование нормативной правовой базы в области дорожного хозяйства и транспорта;
ж) совершенствование системы управления дорожным хозяйством с целью повышения эффективности и результативности работы дорожных предприятий, улучшения их технического оснащения и кадрового обеспечения, стимулирования применения современных материалов, технологий, машин и оборудования при выполнении дорожных работ;
з) преодоление инфраструктурных ограничений, связанных с высокой степенью износа автомобильных дорог и искусственных сооружений, низким транспортно-эксплуатационным состоянием дорожной сети города Твери и высоким уровнем аварийности по сопутствующим дорожным условиям;
и) обеспечение благоприятного инвестиционного климата;
к) обеспечение максимального вклада дорожного хозяйства в ускорение темпов экономического роста, улучшение качества жизни населения, повышение производительности труда и конкурентоспособности отраслей экономики, за счет снижения транспортной составляющей в себестоимости продукции, увеличения мобильности населения и создания мультипликативного эффекта от развития дорожной сети в других отраслях;
Основными направлениями решения проблем в транспортной системе города Твери являются:
а) обновление и пополнение парка подвижного состава;
б) оптимизация и расширение маршрутной сети;
в) совершенствование ценовой политики в отрасли;
г) повышение качества транспортного обслуживания населения города;
д) обновление основных фондов муниципальных предприятий городского общественного транспорта;
е) развитие предоставления сети сопутствующих услуг;
ж) введение бесконтактной системы оплаты проезда.
Реализация муниципальной программы позволит:
а) увязать систему целевых показателей с использованием средств в соответствии с программными задачами;
б) определить обязательства по уровню содержания автомобильных дорог общего пользования и перспективам их развития;
в) установить необходимые виды и объемы дорожных работ, источники и размеры их финансирования для выполнения взятых обязательств;
г) сформировать расходные обязательства по программным задачам, сконцентрировав финансовые ресурсы на реализации приоритетных направлений развития дорожного хозяйства;
д) разработать систему мониторинга результатов муниципальной программы и эффективность расходования бюджетных средств;
Решение указанных проблем зависит от наличия стабильных источников финансирования. В условиях существующего положения первоочередной задачей остается сохранение сети дорог общего пользования, поддержание ее транспортно-эксплуатационного состояния и обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспорта и транспортного обслуживания населения города Твери.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.