Решение Тверского областного суда Тверской области
от 13 марта 2015 г. по делу N 3-36
(извлечение)
Тверской областной суд в составе: председательствующего судьи Парфеновой Т.В., при секретаре судебного заседания Некрасовой В.И. с участием представителя заявителя ООО "Рейтинг" - Шитик О.Ю., представителя Администрации г.Твери Зайченко С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "Рейтинг" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости, установил:
ООО "Рейтинг" 04 февраля 2015 года обратилось в Тверской областной суд с заявлением о пересмотре и установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер N в размере рыночной стоимости, равной <данные изъяты> руб.
Требования мотивированы тем, что общество является арендатором указанного земельного участка, кадастровая стоимость которого в размере <данные изъяты> руб. не соответствует рыночной стоимости, что затрагивает права и законные интересы заявителя как плательщика арендной платы.
В судебном заседании представитель ООО "Рейтинг" Шитик О.Ю. требования поддержала, пояснила, что их удовлетворение позволит обществу обратиться к арендодателю за перерасчетом арендной платы за 2014 год.
Представитель Администрации г.Твери Зайченко С.В. возражал против удовлетворения заявленных требований в связи с тем, что общество оспаривает неактуальную кадастровую стоимость, поскольку в настоящее время утверждены результаты новой кадастровой оценки земельных участков на территории Тверской области. Кроме того, представитель Администрации г.Твери не согласился с результатом оценки рыночной стоимости земельного участка, выполненной ООО "<данные изъяты>".
Представители заинтересованных лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
В возражениях Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области указано, что Управление не является заинтересованным лицом по делу, поскольку не является заказчиком на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков, не утверждало результаты определения кадастровой стоимости, не является арендодателем спорного земельного участка. Прав и законных интересов заявителя Управление не нарушало.
Кроме того, приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 25 декабря 2014 года N 13-нп "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области по итогу проведенных в 2013 - 2014 годах работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Земельный участок с кадастровым номером N являлся объектом государственной кадастровой оценки, его актуальная кадастровая стоимость составляет <данные изъяты> руб. Доказательств несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости на 01 января 2013 года заявитель не представил.
Восстановление прав Общества путем установления неактуальной кадастровой стоимости невозможно.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области в возражениях указал, что учреждение является ненадлежащим заинтересованным лицом по делу, поскольку сведения о кадастровой стоимости вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, утвердившего в установленном законодательством порядке результаты государственной кадастровой оценки. Орган кадастрового учета не уполномочен проводить экспертизу и определять достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости, утвержденной актом органа власти, или иной стоимости. Кроме того, учет изменений кадастровой стоимости объекта недвижимости может быть осуществлен органом кадастрового учета на основании решения суда или на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведений о кадастровой стоимости. Иных правовых оснований для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости законодательством не предусмотрено.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 25 декабря 2014 года N 13-нп "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области", вступившим в силу с 01 января 2015 года, утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области. Указанные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости 15 января 2015 года, в том числе сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, которая составляет <данные изъяты> руб.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что ООО "Рейтинг" является арендатором земельного участка площадью 10860 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер N, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под предприятие по обслуживанию транспортных средств на основании договора аренды земельного участка от 07 июня 2010 года между Комитетом по управлению имуществом Тверской области и ООО "<данные изъяты>" и соглашения о передаче прав и обязанностей по данному договору, заключенного между ООО "<данные изъяты>" и ООО "Рейтинг".
Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от 07 июня 2010 года. Договор аренды и соглашение о передаче прав и обязанностей по нему зарегистрированы в установленном порядке.
Срок аренды земельного участка установлен с 07 июня 2010 года по 07 июня 2015 года (пункт 2.1 договора).
Размер арендной платы определяется в соответствии с расчетом арендной платы, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора (пункт 3.1 договора).
Согласно расчету арендной платы - приложению к договору аренды земельного участка соответствующая арендная плата за земельный участок рассчитывается на основании удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка.
В силу пункта 2.1 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Тверской области, а также за пользование земельными участками из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Тверской области, в случае их предоставления без проведения торгов, утвержденного постановлением администрации Тверской области от 26 декабря 2007 года N 396-па, размер арендной платы за использование земельных участков определяется по формуле, учитывающей, среди прочего, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка.
Земельный участок с кадастровым номером N относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Следовательно, арендатор вправе оспаривать кадастровую стоимость земельного участка, результат определения которой затрагивает его права и обязанности в рамках договора аренды.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Частью 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В статье 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" указано, что датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Постановлением Администрации Тверской области от 30 декабря 2008 года N 503-па были утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Тверской области по состоянию на 01 января 2007 года.
Земельный участок с кадастровым номером N был поставлен на государственный кадастровый учет 01 июня 2010 года и в перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Тверской области, не вошел.
В соответствии с актом определения кадастровой стоимости земельного участка от 31 мая 2010 года и кадастровой справкой от 19 февраля 2015 года кадастровая стоимость данного земельного участка была определена на 01 июня 2010 года в сумме <данные изъяты> руб.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 25 декабря 2014 года N 13-нп "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области" утверждены новые результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов для кадастрового квартала, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по населенным пунктам Тверской области, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области по муниципальным районам, городским округам Тверской области.
Согласно результатам определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов актуальная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, определенная по состоянию на 01 января 2013 года, составляет <данные изъяты> руб.
Данная кадастровая стоимость подлежит применению с даты вступления в силу приказа Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 25 декабря 2014 года N 13-нп, то есть с 01 января 2015 года.
Заявитель оспаривает предыдущую кадастровую стоимость земельного участка и в обоснование заявленных требований представляет отчет ООО "<данные изъяты>" от ДД.ММ.ГГГГ N об оценке рыночной стоимости земельного участка, определенной по состоянию на 01 июня 2010 года в размере <данные изъяты> руб.
Несоответствие актуальной кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости данный отчет об оценке не подтверждает.
В силу абзаца 10 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" оспаривание результатов определения кадастровой стоимости допускается в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Следовательно, определение рыночной стоимости земельного участка на прежнюю дату кадастровой оценки правового значения не имеет, в связи с чем защита прав заявителя путем установления неактуальной кадастровой стоимости невозможна, а в удовлетворении заявления следует отказать.
В то же время доводы Управления Росреестра по Тверской области и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области о том, что они не являются надлежащими заинтересованными лицами по делу, безосновательны.
В соответствии с пунктом 5.2.1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457, организация проведения государственной кадастровой оценки отнесена к непосредственным полномочиям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Из положений части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, а также об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда подлежат включению в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета.
Исходя из указанных положений законодательства и учитывая, что требования заявителя обоснованы несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, участие в деле Управления Росреестра по Тверской области и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области вытекает из их полномочий и является обоснованным.
В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные заявителем, в удовлетворении требований которого отказано, взысканию с заинтересованных лиц не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении заявления ООО "Рейтинг" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер N, и установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, равной <данные изъяты> руб. - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Тверской областной суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья |
Т.В. Парфенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тверского областного суда Тверской области от 13 марта 2015 г. по делу N 3-36 (извлечение)
Текст решения опубликован на сайте Тверского областного суда (http://oblsud.twr.sudrf.ru)
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника