Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть 2. Анализ современного состояния производства
и потребления основных видов строительных материалов в Тверской области
1. Действующие производственные мощности по выпуску основных видов строительных материалов, изделий и конструкций на территории Тверской области
Тверская область располагает крупной промышленной базой для развития и выпуска основных строительных материалов. В городах Тверской области действуют и развиваются предприятия, обеспечивающие спрос на изделия и материалы строительных организаций как для тверского, так и близлежащих регионов. Действующие производственные мощности по выпуску основных видов строительных материалов, изделий и конструкций на территории Тверской области указаны в приложении 2 к настоящей Программе.
В Тверской области производятся практически все основные строительные материалы, кроме цемента, санфаянса, кровельных материалов и линолеума. Сложившаяся за много лет структура предприятий стройиндустрии ориентирована на выпуск сборного железобетона, стеновых материалов, газосиликатных, пенобетонных и керамзитовых блоков, столярных и дверных блоков, изделий деревообработки, инертных материалов. Этой номенклатурой изделий в настоящее время строительный рынок Тверской области обеспечен полностью. Около 50 процентов от выпускаемых объемов вывозится за пределы Тверской области (город Москва, Московская область и другие регионы).
Информация о предприятиях промышленности строительных материалов на территории Тверской области представлена в приложении 2 к настоящей Программе. Динамика развития производства строительных материалов в Тверской области за период 2007 - 2011 годы показана в таблице 1.
Таблица 1
Динамика развития производства строительных материалов в Тверской области за период 2007 - 2011 годов
Наименование выпускаемых изделий |
Количество предприятий по годам |
||||
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
|
Производство конструкций и деталей сборных железобетонных |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
Производство строительного кирпича |
3 |
3 |
4 |
5 |
5 |
Производство блоков из ячеистого бетона |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Производство изделий и конструкций для деревянного домостроения |
1 |
1 |
3 |
5 |
5 |
Производство стальных конструкций |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
Производство строительного стекла |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Производство пластиковых труб |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
Производство изделий деревообработки |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
Производство пластиковых окон, дверей |
5 |
6 |
6 |
8 |
10 |
Производство теплоизоляционных материалов |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
Производство строительного сайдинга |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
Предприятия по производству бетонных смесей |
9 |
10 |
10 |
10 |
10 |
Производство нерудных строительных материалов |
6 |
7 |
7 |
7 |
10 |
Предприятие по производству дымоходов |
- |
- |
- |
1 |
1 |
Итого |
46 |
51 |
56 |
63 |
68 |
На предприятиях строительной индустрии и промышленности строительных материалов Тверской области трудится около 6 тыс. человек.
2. Состояние материально-технической оснащенности промышленности строительных материалов
В настоящее время практически все предприятия промышленности строительных материалов приватизированы и находятся в частной собственности. На уровень производства строительных материалов существенное влияние оказывает высокая степень износа основных фондов, в том числе машин и оборудования. На территории области в лучшем положении находятся предприятия, выпускающие стеновые материалы (20 % износа), мягкие кровельные и гидроизоляционные материалы (10 % износа), деревянные дома заводского изготовления и изделия для деревянного домостроения (20 % износа), в среднем положении нерудные материалы в целом (50 % износа), в худшем - сборные железобетонные конструкции и изделия, панели и другие конструкции для крупнопанельного домостроения (65 % износа).
Высокая степень износа повышает себестоимость выпускаемой продукции и делает ее менее конкурентоспособной.
Степень износа основных фондов на предприятиях в процентах показана на рисунке 6.
Рис. 6. Степень износа основных фондов на предприятиях в процентах
3. Энергетические затраты в промышленности строительных материалов
Энергосберегающие технологии строительства и производства строительных материалов, изделий и конструкций становятся все более востребованными из-за высоких цен на энергоносители, ограниченности энергетических ресурсов, возросших затрат на мероприятия по охране окружающей среды в процессе добычи и переработки сырья. Рациональное энергопотребление позволяет производителям существенно снизить себестоимость выпускаемой продукции.
Для обеспечения строительного комплекса энергосберегающими конкурентоспособными строительными материалами отраслевая наука должна стать более динамичной к меняющимся условиям, а отрасль - более восприимчивой к техническому прогрессу. Основными инновационными направлениями развития производства основных видов строительных материалов являются повышение качества, энергоэффективности и экологичности продукции, а также снижение ее энергоемкости.
Продолжающийся рост цен на товары и услуги в топливно-энергетическом комплексе ведет к росту финансовых затрат при производстве строительных материалов и негативно сказывается на конкурентоспособности продукции отечественных производителей. В Тверской области это относится прежде всего к предприятиям по производству железобетонных конструкций, штучных стеновых материалов, панелей, использующих энергоемкие технологии и во многих случаях эксплуатирующих устаревшее оборудование. Доля энергоресурсов для данной продукции значительно выше мирового уровня. Затраты на единицу продукции показаны в таблице 2.
Таблица 2
Затраты на единицу продукции
N п/п |
Наименование продукции |
Единица измерения |
Вид затрат |
Количество затрат |
1 |
Панели |
кВт/час |
электроэнергия |
12,1 |
куб. м |
вода |
0,9 |
||
2 |
Железобетонные конструкции |
куб. м |
газ |
25,7 |
кВт/час |
электроэнергия |
49,7 |
||
куб. м |
вода |
0,12 |
||
3 |
Кирпич |
куб. м |
газ |
0,2 |
кВт/час |
электроэнергия |
0,2 |
||
куб. м |
вода |
0,011 |
||
4 |
Блоки из ячеистого бетона |
куб. м |
газ |
0,05 |
кВт/час |
электроэнергия |
0,02 |
||
куб. м |
вода |
0,001 |
4. Степень обеспеченности основными строительными материалами, выпускаемыми на территории Тверской области, производство, ввоз-вывоз, баланс производства и потребления основных материалов до 2020 года. Планируемый ввод дополнительной мощности по производству строительных материалов для реализации социально-экономического развития
На фоне общего роста объемов производства основных видов строительных материалов наблюдаются изменения темпов роста объемов производства основных групп строительных материалов (отделочных, конструкционных и т.п.) по отношению к темпам роста строительной активности.
В структуре производства продукции происходят существенные изменения в потребности: снижается доля сборных железобетонных и бетонных конструкций и деталей, увеличивается доля стеновых материалов, строительной керамики, строительных изделий из полимерного сырья, теплоизоляционных материалов, известняковых, гипсовых и местных вяжущих материалов и изделий из них, изделий из природного камня.
Сложившаяся территориальная структура производства основных строительных материалов имеет ряд выраженных особенностей и характеризуется значительной территориальной неравномерностью размещения отраслевых производительных сил. В то же время эта ситуация отражает территориальную структуру нового строительства, прежде всего жилищного.
На территории Тверской области отсутствует производство цемента и стекла листового строительного. Данные виды продукции полностью ввозятся на территорию области. Остальные основные строительные материалы производятся в регионе и обеспечивают необходимое строительство.
Баланс производства и потребления основных стройматериалов в Тверской области показан в приложении 3 к настоящей Программе.
На основании анализа баланса производства и потребления основных строительных материалов видно, что производственные мощности не загружены полностью. Средняя загруженность предприятий по производству штучных стеновых материалов составляет 25 %, сборных железобетонных конструкций - 47 %, мягких кровельных и гидроизоляционных материалов - 70 %, нерудных строительных материалов - 24 %.
Предполагаемый ввод дополнительных мощностей по производству штучных стеновых материалов происходит за счет строительства новых заводов по производству керамического кирпича, щепоцементных блоков и блоков ячеистого бетона, а также за счет реконструкции и модернизации имеющихся предприятий. Сведения по вводу производственных мощностей указаны в приложение 3 к настоящей Программе.
5. Планируемые региональные и муниципальные тарифы на энергоносители и железнодорожные перевозки
Электроэнергетика
В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) в ценовых зонах оптового рынка, поставляемую с 1 января 2011 года потребителям электрической энергии энергосбытовыми организациями, не являющимися гарантирующими поставщиками, являются свободными, складываются под воздействием спроса и предложения и не подлежат государственному регулированию, кроме тарифов для населения и приравненных к нему категориям потребителей. Гарантирующие поставщики определяют нерегулируемые цены на электрическую энергию (мощность) и их предельные уровни и доводят их до сведения потребителей в порядке, установленном основными положениями функционирования розничных рынков.
В соответствии с пунктом 108.1 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - основные положения), предельные уровни нерегулируемых цен на розничных рынках на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за соответствующий расчетный период рассчитываются гарантирующим поставщиком как сумма следующих составляющих:
- средневзвешенная нерегулируемая цена электрической энергии (мощности), рассчитываемая и публикуемая коммерческим оператором оптового рынка в соответствии с пунктом 111 основных положений;
- величина платы за услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией и цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию, и сбытовой надбавки гарантирующего поставщика, которая рассчитывается и публикуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с пунктом 111.3 основных положений;
- плата за комплексную услугу по расчету требований и обязательств участников оптового рынка, оказываемую организацией коммерческой инфраструктуры оптового рынка.
При этом следует отметить, что согласно статье 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственному регулированию подлежат сбытовая надбавка только для гарантирующих поставщиков, тарифы на услуги по передаче электроэнергии и величина платы за услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией (услуги коммерческого оператора оптового рынка электроэнергии - ОАО "АТС", системного оператора оперативно-диспетчерского управления - ОАО "СО ЕЭС").
Средний рост тарифа на электрическую энергию для потребителей Тверской области в январе 2011 года превысил прогнозный уровень в 15 %, определенный сценарными условиями функционирования экономики России на 2011 год, одобренными Правительством Российской Федерации.
Основными факторами роста цен и тарифов на электроэнергию в 2011 году явились: либерализация рынка электрической энергии и мощности; оплата мощности с учетом правил долгосрочного рынка мощности. Рост тарифов на электроэнергию в 2011 году также связан с регулированием услуг по передаче электрической энергии по распределительным сетям на основании долгосрочных параметров регулирования, в том числе методом доходности инвестированного капитала в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и ростом цен на топливо.
На заседании Правительства Российской Федерации 17 февраля 2011 года было принято решение о недопущении роста тарифов на электрическую энергию для потребителей более чем на 15 % от уровня 2010 года, соответствующее поручение Правительства Российской Федерации, которым поручено Минэнерго России, Минэкономразвития России, ФСТ России, ФАС России с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованных организаций обеспечить уровень роста цен на электроэнергию не выше 15 %.
В рамках реализации поставленной задачи указанными федеральными органами государственной власти были подготовлены изменения в нормативные правовые акты, в том числе по пересмотру принятых тарифных решений по субъектам Российской Федерации с обеспечением их роста не выше 15 % от аналогичных показателей 2010 года, проведены мероприятия по снижению нерегулируемых цен, складывающихся на оптовом рынке электроэнергии и мощности, а также по снижению составляющих тарифа на электрическую энергию, регулируемых на федеральном уровне.
16 сентября 2011 года состоялось заседание Правления региональной энергетической комиссии Тверской области, на котором были приняты тарифные решения во исполнение требований пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности" в части пересмотра с 1 мая 2011 года одноставочных тарифов на услуги по передаче электрической энергии и сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков в среднем по субъекту Российской Федерации с учетом роста в 2011 году не более чем на 15 %. При этом новые тарифные решения вступают в силу с 1 мая 2011 года.
Новая тарифная конструкция с учетом проведенных мероприятий по сдерживанию роста цен на электроэнергию на федеральном и региональном уровнях обеспечивает уровень оплаты за электроэнергию потребителями Тверской области в 2011 году с ростом в размере не более 15 % по сравнению с 2010 годом. В дальнейшем ожидается рост тарифов ежегодно на 10-15 %.
Тепловая энергия
В 2011 году средний тариф на тепловую энергию для потребителей Тверской области, за исключением населения, составил 1037,85 руб/Гкал. Прирост при этом к уровню 2010 года - 11 %.
На 2012-2014 годы прогнозный уровень роста цен на тепловую энергию в соответствии с прогнозом социально-экономического развития России, одобренного Правительством Российской Федерации, будет следующим:
Средний тариф на тепловую энергию |
2012 год |
% роста в среднем за год к 2011 году |
2013 год |
% роста в среднем за год к 2012 году |
2014 год |
% роста в среднем за год к 2013 году |
руб/Гкал. |
1087,67 |
4,8 |
1207,31 |
11 |
1328,04 |
10 |
Газовая отрасль
Федеральной службой по тарифам России установлены оптовые цены на природный газ приказом от 10.12.2010 N 412-э/2. Оптовые цены на газ для прочих потребителей установлены на 2011 год в размере 2 908 руб. за 1000 куб.м (прирост к 2010 году - 15 %).
На 2012-2014 годы прогнозный уровень роста оптовых цен на газ для прочих потребителей в соответствии с прогнозом социально-экономического развития России, одобренным Правительством Российской Федерации, будет следующим:
Оптовая цена на газ |
2012 год |
% роста в среднем за год к 2011 году |
2013 год |
% роста в среднем за год к 2012 году |
2014 год |
% роста в среднем за год к 2013 году |
руб/куб. м |
3114,47 |
7,1 |
3581,64 |
15 |
4118,88 |
15 |
Далее ожидается прирост на 10-15 % ежегодно.
Железнодорожные перевозки
Приказом региональной энергетической комиссии Тверской области устанавливаются тарифы на перевозки пассажиров, на грузовые перевозки тарифы устанавливаются Федеральной службой по тарифам России. В настоящее время действует тариф 1,30 руб.т/км. Эксплуатационная длина железнодорожных путей составляет 1800 км. На территории области расположено 120 станций, 250 предприятий и организаций имеют железнодорожные подъездные пути и используют железнодорожный транспорт для получения грузов и отгрузки готовой продукции. Перевозку грузов и пассажиров железнодорожным транспортом на территории Тверской области осуществляет Московское отделение Октябрьской железной дороги-филиала ОАО "Российские железные дороги".
6. Выводы и предложения
1. Необходимо строительство завода по производству цемента на территории региона или в одном из соседних регионов.
2. Необходимо восстановление завода в Фировском районе по производству стекла листового либо строительство нового на территории региона или в одном из соседних регионов.
3. Активнее проводить мероприятия по модернизации и реконструкции действующих производств, при невозможности строительства новых - обращать особое внимание на энергоэффективность, инновационные технологии и снижение себестоимости выпускаемой продукции.
4. Увеличить сбыт продукции, для чего необходимо усилить маркетинговые услуги и обращать особое внимание на спрос.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.