Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел I
Общая характеристика сферы реализации государственной программы
и прогноз ее развития
1. Государственная программа "Социальная поддержка и защита населения Тверской области" на 2013 - 2018 годы разработана в соответствии с постановлением Правительства Тверской области от 24.09.2012 N 545-пп "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Тверской области".
2. Новые целевые установки в сфере социальной поддержки населения, определенные в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и в ежегодном Послании Губернатора Законодательному Собранию Тверской области, в первую очередь предусматривают повышение качества и доступности социальных услуг, усиление адресности в предоставлении социальной поддержки, внедрение новых технологий в сферу оказания социальных услуг, в деятельность социальных учреждений.
3. В Тверской области сформирована система социального обслуживания населения, включающая в себя государственные бюджетные учреждения социального обслуживания, общая цель которых - удовлетворение потребностей граждан пожилого возраста, инвалидов и семей с детьми в социальных, социально-медицинских, социально-бытовых, культурно-досуговых и иных услугах.
4. В последние годы в фокусе социальной политики Тверской области находятся наиболее значимые проблемы в области детства. Дети тверского региона должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми. Правительство Тверской области наряду с вопросами повышения доступности и качества социальной помощи семье и детям, поддержки молодых и многодетных семей, особое внимание уделяет поддержке детей-сирот, детей-инвалидов, детей, пострадавших от преступных посягательств. Сегодня основные задачи сосредоточены на повышении благосостояния семьи, ее значимости для воспитания детей, социальной поддержке семей с детьми.
5. Улучшения ситуации в интересах детей Тверской области удалось достичь через реализацию региональных программ, направленных на усиление государственной поддержки семей, воспитывающих несовершеннолетних детей. Среди мер социальной поддержки такие, как ежемесячное пособие на детей, ежемесячное пособие семьям, воспитывающим детей-инвалидов, ежемесячное пособие многодетным семьям, обеспечение горячим питанием учащихся начальных классов и учащихся 5-11 классов, находящихся в трудной жизненной ситуации или воспитывающихся в малоимущих семьях, единовременное пособие при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью, ежемесячная выплата приемной семье на содержание подопечных детей, заработная плата приемным родителям, ежемесячная выплата семьям опекунов на содержание подопечных детей, компенсация расходов на проезд студентам, обучающимся по очной форме обучения в учебных заведениях и другие.
6. С 2013 года предоставляются средства регионального материнского (семейного) капитала на рождение (усыновление) третьего и последующего детей, рожденных после 1 января 2012 года, в размере 50 тыс. руб. с последующей ежегодной индексацией.
7. В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" с 2013 года в Тверской области введена ежемесячная денежная выплаты при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет семьям, нуждающимся в поддержке, в размере установленного в Тверской области прожиточного минимума для детей. Данная выплата введена законом Тверской области от 28.06.2012 N 48-ЗО "О внесении изменений в закон Тверской области "О многодетной семье в Тверской области и мерах по ее социальной поддержке".
8. Тверская область приняла активное участие в широкомасштабной общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми. С октября 2010 года работает детский телефон доверия с единым общероссийским номером. Основная задача - оказание квалифицированной, анонимной, бесплатной психологической помощи по телефону детям, подросткам и их родителям. За 2011 год поступило 3 487 обращений. Это подтверждает потребность в предоставлении населению услуг экстренной помощи по телефону.
9. Сеть учреждений, занимающихся проблемами семей с детьми, на сегодняшний день представлена 73 учреждениями. В их числе 19 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 11 социальных приютов для детей и подростков, 8 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. В 2012 году открыто 45 отделений по работе с семьей и детьми при комплексных центрах социального обслуживания населения.
10. Реализация полномочий по обеспечению своевременного предоставления населению социальных выплат и пособий является одним их приоритетных направлений. В целом в области осуществляется 47 видов различных ежемесячных денежных выплат и мер социальной поддержки более чем 540 тысячам жителей области. Из них 38 видов выплат осуществляются за счет областного бюджета Тверской области. Все социальные выплаты производятся в установленные сроки и ежегодно индексируются.
11. Среди получателей выплат основных льготных категорий, в число которых входят ветераны войны и труда, инвалиды от общего заболевания, лица, пострадавших от политических репрессий, граждане, подвергшиеся воздействию радиации, почетные доноры, - 176 тысяч человек являются федеральными льготниками, 192 тысячи человек - региональными.
12. Ежегодно в силу естественных причин в среднем на 16 % снижается численность участников и инвалидов Великой Отечественной войны (до 1,2 тысячи человек). Количество инвалидов вследствие общего заболевания остается на прежнем уровне.
13. В последние годы отмечается тенденция незначительного снижения общего количества региональных льготников. Ежегодно уменьшается количество тружеников тыла (за последние 3 года снижение произошло на 13 % - 3548 человек), репрессированных (за последние 3 года снижение произошло на 11 % - 166 человек).
14. Однако общую численность региональных льготников стабилизирует такая категория, как "Ветеран труда Тверской области", которая увеличивается за счет снижения требования к стажу и в целом возможности получить звание и меры социальной поддержки на основании большого стажа работы. Сегодня это звание присвоено более чем 45 тысяч жителей Тверской области.
15. Стационарное социальное обслуживание является одним из приоритетных направлений в обеспечении жизнедеятельности престарелых граждан и инвалидов - жителей Тверской области.
16. Стационарная помощь для пожилых и инвалидов - наиболее стабильная и давно действующая система. В 2012 году в Тверской области в системе социальной защиты населения функционировало 52 государственных стационарных учреждения социального обслуживания на 4910 койко-место, в том числе:
- 4 дома-интерната общего типа большой вместимости на 1408 койко-мест;
- 8 психоневрологических интернатов (2412 койко-место);
- 40 домов-интернатов малой вместимости (1090 койко-мест).
17. Проведена оптимизация штатных расписаний домов-интернатов большой вместимости, что позволило усилить медицинское обслуживание проживающих. Организационно-штатные мероприятия позволили на 20 % увеличить заработную плату работникам, осуществляющим обслуживание лежачих больных.
18. Последовательно продолжали решаться вопросы усиления комплексной безопасности учреждений с круглосуточным пребыванием людей, прежде всего пожарной безопасности.
19. Все мероприятия по реализации первоочередных мер обеспечения комплексной безопасности объектов социальной защиты населения с постоянным пребыванием людей выполнены на 100 %.
20. В целях создания максимально комфортных условий проживания и обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, находящихся на постоянном обслуживании в домах-интернатах малой вместимости, в 2008 году утвержден Стандарт обеспеченности домов-интернатов малой вместимости для престарелых и инвалидов.
21. Данный стандарт устанавливает основные положения и требования к размещению, участку, территории, архитектурно-планировочным решениям и инженерному оборудованию домов-интернатов малой вместимости для престарелых и инвалидов, к обеспечению оборудованием, мебелью и инвентарем.
22. Ежегодно идет работа по внедрению данного стандарта. Жители любого района по своему желанию могут быть направлены (и направляются) на постоянное стационарное обслуживание в любой дом-интернат, располагающийся на территории Тверской области.
23. Благодаря развитой сети учреждений и внедрению национальных и региональных стандартов социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды независимо от места их проживания смогут во всех муниципальных образованиях получить социальные услуги в домах-интернатах на одинаково высоком уровне.
24. С целью ликвидации очередности в психоневрологические интернаты, удовлетворения потребности престарелых граждан и инвалидов, страдающих хроническими психическими заболеваниями, в предоставлении социальных услуг в условиях стационарных учреждений психоневрологического типа в соответствии с распоряжением Правительства Тверской области от 03.07.2012 N 388-рп "О переименовании государственного бюджетного учреждения "Кимрский дом-интернат для престарелых и инвалидов" государственное бюджетное учреждение "Кимрский дом-интернат для престарелых и инвалидов" было перепрофилировано в государственное бюджетное учреждение "Кимрский психоневрологический интернат", что позволило увеличить коечную сеть психоневрологических интернатов на 301 место.
25. Начиная с 2000 года осуществляется взаимодействие с Пенсионным фондом Российской Федерации (далее Фонд) по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания, что позволило значительно улучшить условия проживания пожилых граждан и инвалидов. В 2012 году на условиях софинансирования с Фондом были капитально отремонтированы 9 стационарных учреждений.
26. Начато планомерное внедрение платных услуг. Приказом Министерства социальной защиты населения Тверской области утвержден порядок предоставления дополнительных платных социальных услуг населению в государственных бюджетных учреждениях социальной защиты населения Тверской области. В соответствии с этим приказом платные услуги в государственных бюджетных учреждениях социальной защиты населения организованы в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов, а также в целях расширения сферы социального обслуживания населения и повышения эффективности деятельности учреждений социальной защиты.
27. Нестационарное социальное обслуживание пожилых и инвалидов представлено комплексными центрами социального обслуживания населения (46 центров).
28. Самой распространенной и наиболее приемлемой формой для пожилых людей и инвалидов является надомное обслуживание, которое помогает решать проблемы граждан пожилого возраста и инвалидов, частично утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в посторонней поддержке. В настоящее время на надомном обслуживании в отделениях социального обслуживания на дому состоят около 13 тысяч граждан пожилого возраста и инвалидов, которым предоставляются услуги по организации питания, быта и досуга, а также социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги.
29. Деятельность учреждений социального обслуживания позволяет в значительной степени снизить рост социальной напряженности среди граждан пожилого возраста.
30. Уделяется большое внимание развитию системы социального обслуживания населения с целью удовлетворения устойчивого спроса на социальные услуги, повышения их доступности и качества.
31. С сентября 2010 года гарантированные государством социальные услуги на территории Тверской области предоставляются бесплатно.
32. Для обеспечения равной доступности социальных услуг населению с 2007 года на территории Тверской области реализуется программа "Социальный автомобиль", позволяющая мобильно оказывать социальные услуги пожилым гражданам и инвалидам, проживающим в сельской и труднодоступной местности.
33. Кроме гарантированных государством социальных услуг, которые на территории Тверской области оказываются бесплатно, пожилым гражданам также предоставляются и дополнительные платные услуги.
34. При комплексных центрах социального обслуживания населения работают пункты проката, в которых граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации могут получить бесплатно во временное пользование оборудование для детей первых трех лет жизни (кроватки, коляски, санки и др.), а также технические средства реабилитации (сиденья, поручни, ступеньки для ванн, межкомнатные и переносные пандусы).
35. С целью решения проблемы одиночества пожилых людей на базе комплексных центров социального обслуживания населения создано более 80 клубов по интересам граждан пожилого возраста и инвалидов, в которых состоят около 3000 человек.
36. В целях осуществления общественного контроля за качеством оказания услуг государственными учреждениями, исполнением стандартов государственных услуг в каждом комплексном центре создан попечительский совет.
37. Государственная социальная помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и малоимущим гражданам оказывается в соответствии с законом Тверской области от 29.12.2004 N 85-ЗО "О государственной социальной помощи в Тверской области", которым определены различные категории получателей социальной помощи, периодичность, виды и формы государственной социальной помощи (единовременная материальная помощь, пособие по нуждаемости, единовременное пособие на проезд в общественном транспорте неработающим пенсионерам и другие виды государственной социальной помощи).
38. В целях усиления адресной социальной поддержки населения в части оплаты жилищно-коммунальных услуг в Тверской области установлены льготные региональные стандарты, используемые для расчета субсидии.
39. Реализация планомерной и системной работы по созданию доступной среды, повышению качества и расширению видов социальных услуг, предоставляемых инвалидам, проводится в Тверской области с 2008 года. На основе принципов межведомственного взаимодействия и повышения роли общественных организаций инвалидов проводятся мероприятия по обеспечению инвалидов средствами реабилитации и ухода, лекарствами, организации отдыха и реабилитации инвалидов, спортивных соревнований и фестивалей, способствующих развитию их творческого потенциала.
40. В рамках совершенствования государственной политики на различных уровнях по формированию доступной среды для инвалидов в 2011 - 2012 годах. Тверская область стала пилотным проектом реализации государственной программы "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы. В результате реализации пилотного проекта была выполнена оценка различного рода барьеров для маломобильных групп населения, отработан механизм паспортизации объектов и формирования доступной среды в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов. Проведена доадаптация и дооборудование более 103 объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности; стали доступнее реабилитационные, медицинские, транспортные, информационные и другие виды услуг. По данным социологических исследований, возросло уровень инвалидов, положительно оценивающих доступность социальной среды.
41. На территории Тверской области более 100 общественных объединений осуществляют деятельность в сфере социальной поддержки различных категорий социально уязвимых слоев населения. Участие Правительства Тверской области в поддержке различных общественных объединений должно строиться на основе принципов доступности и открытости, чему способствует привлечение к реализации социальных проектов общественных и коммерческих организаций на основе конкурсов социальных проектов.
42. В рамках реализации государственной программы предусматривается дальнейшее развитие и оптимизация сети учреждений с целью оказания населению наиболее востребованных услуг. С целью улучшения демографической ситуации и поддержки семей с детьми вводятся новые выплаты, в том числе региональный материнский капитал. Продолжится работа по обеспечению и предоставлению населению социальных выплат и пособий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.