Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел I.
Общая характеристика сферы реализации государственной программы отрасли "Образование" и прогноз ее развития
1. Основными документами, определяющими стратегию развития системы регионального образования, являются закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации", Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа (далее - ЦФО) на период до 2020 года, Программа социально-экономического развития Тверской области на 2012 - 2020 годы, Указ Президента Российской Федерации "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", утвержденный Правительством Российской Федерации план мероприятий ("дорожная карта") до 2018 года "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", федеральные программы и проекты в области образования, национальные образовательные инициативы.
2. Приоритетом деятельности системы образования Тверской области является обеспечение государственных гарантий, доступности и равных возможностей обучающихся в получении полноценного образования на всех его уровнях.
3. Развитие системы общего образования направлено на достижение доступности, повышение качества и совершенствование инфраструктуры дошкольного, начального, основного и среднего общего образования.
В Тверской области в 2015 году получают услуги дошкольного образования порядка 60 тысяч детей в 638 образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
С 2009 года остановлен рост очереди в дошкольные образовательные организации (2008 г. - 8,4 тыс. детей, 2009 г. - 7,5 тыс. детей, 2010 г. - 6 тыс. детей, 2011 г. - 4,2 тыс. детей, 2012 г. - 2014 г. 2,5 тыс. детей), отмечается положительная динамика численности детей, получивших места в дошкольных образовательных организациях. К 2020 году с учетом демографической ситуации в регионе планируется снять проблему очередности в дошкольные образовательные организации. К 2016 году будет ликвидирована очередность в дошкольные образовательные организации детей в возрасте старше 3 лет.
Изменяется структура сети дошкольных образовательных организаций. Положения закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации", вступившего в силу с 01.09.2013, способствуют появлению вариативных форм предоставления услуг дошкольного образования и негосударственного сектора организаций, предоставляющих не только услуги по уходу и присмотру за детьми, но и спектр образовательных услуг (в 2013 году - 1 негосударственная дошкольная организация получала государственное финансирование, в 2015 году - 4 организации; на 43,6 % к 2012 году выросло число групп кратковременного пребывания детей).
Кардинальным образом изменились подходы к развитию содержания образования: дошкольная ступень стала неотъемлемой частью общего образования, приняты стандарты дошкольного образования, обозначены требования к образовательной программе, новой образовательной среде, результатам образования.
По этим же направлениям будут продолжены процессы совершенствования структуры и содержания основного общего образования.
В результате развития региональная сеть общеобразовательных организаций ежегодно претерпевает изменения с сохранением показателя охвата учащихся образовательными услугами. Охват детей программами общего среднего (полного) образования ежегодно составляет свыше 99,9 % (в 2010 году - 99 %,).
На начало 2014/15 учебного года в Тверской области функционирует 548 общеобразовательных организаций с численностью обучающихся более 120 тыс. человек (в 2004 году - 930 организаций). Обеспечение доступности образования осуществляется в том числе посредством реализации программы "Школьный автобус". Сегодня услугами школьного автотранспорта (280 ед.) пользуются порядка 9 тыс. учащихся, проживающих в сельской местности.
Развитие системы общего образования до 2020 года планируется в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов" (далее - ФГОС), благоприятного прогноза роста численности учащихся ступени общего образования, диверсификации образовательных услуг в соответствии с индивидуальными запросами потребителей образовательной услуги в Тверской области.
4. В соответствии с концепцией развития системы дополнительного образования именно неформальное образование оказывает влияние на развитие профессиональных предпочтений школьников, развитие творческих способностей, формирует важные компетенции. Сегодня 100 % общеобразовательных организаций предоставляют услуги по реализации дополнительных образовательных программ (работают 6 тыс. кружков с охватом более 77 % обучающихся).
В Тверской области функционируют 182 организации дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности (76 организаций отрасли "Образование", в том числе 3 - государственные, 67 организаций отрасли "Культура", 32 организации отрасли "Спорт") с охватом 81 тыс. детей в возрасте от 5 до 18 лет, или 62 % детей данного возраста. Структура организаций преимущественно ориентирована на реализацию программ эстетического (художественного музыкального, танцевального), спортивного направления. Минимально представлены программы, позволяющие развивать математическое и инженерное мышление, IT компетенции, навыки конструирования. Немного программ и проектов, стимулирующих участие школьников в социально значимой деятельности.
В соответствии с требованиями новых ФГОС общего образования в основную образовательную программу школы в обязательном порядке должна быть включена программа воспитания и социализации обучающихся, построенная на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, нравственность, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд, творчество, образование, что позволит осуществить интеграцию основного и дополнительного образования.
Развитие системы дополнительного образования детей планируется в направлении расширения ее образовательных, воспитательных, социальных функций. Предполагается разработка и внедрение социально ориентированных, профилактических, этнокультурных, экологических программ, усиливающих воспитательный потенциал системы дополнительного образования детей, программ, нацеленных на развитие духовно-нравственных качеств личности, повышение культурного потенциала региона.
5. Вся начатая в системе общего образования деятельность должна быть продолжена в системе профессионального образования с учетом возрастных особенностей обучающейся молодежи, задач по формированию профессиональных компетенций, развитию толерантности, гражданской активности.
В регионе функционируют 44 профессиональные образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального образования, находящиеся в ведении Министерства образования Тверской области (далее - ПОО), с количеством учащихся более 19,0 тыс. человек и более 3 тыс. работников. Контрольные цифры приема на обучение за счет средств областного бюджета Тверской области устанавливаются с учетом потребности в кадрах по отраслям, заявленным Министерством экономического развития Тверской области и Главным управлением по труду и занятости Тверской области, в том числе по новым специальностям (ежегодно не менее 3 новых профессий и специальностей). Количество открытых новых специальностей связано с наличием спроса со стороны предприятий и организаций (работодателей) региона.
На развитие системы профессионального образования Тверской области, на количество выпускников и приток учащихся и студентов в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования, на наполняемость ПОО Тверской области оказывает влияние финансово-экономическая и демографическая ситуация в регионе в предыдущие годы. Совершенствование структуры сети ПОО осуществляется в направлении создания и развития многопрофильных, многоуровневых учебных заведений, отраслевых региональных ресурсных центров - пилотных площадок для реализации региональной программы Тверской области "Обучение кадров по образовательным программам среднего профессионального образования и основным программам профессионального обучения для предприятий региона в профессиональных образовательных организациях Тверской области до 2015 года" (далее - Программа подготовки и переподготовки кадров), утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 19.03.2013 N 93-пп. В 2014 году наполняемость ПОО составляет более 550 чел. (ЦФО - 735 чел.), доля многоуровневых организаций - более 20 %. Показателем эффективности деятельности системы профессионального образования региона является трудоустройство выпускников ПОО по полученной профессии, специальности (более 45 % ежегодно).
Развитие системы профессионального образования будет продолжено в направлении реализации мероприятий региональной Программы подготовки и переподготовки кадров по повышению качества подготовки выпускников, по развитию государственно-частного партнерства, по профориентационной деятельности, профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан и т.д. Так как указанные мероприятия могут быть реализованы при непосредственном участии работодателей, планируется усилить работу с представителями бизнеса. В соответствии с требованиями профессиональных образовательных стандартов третьего поколения планируется достижение нового уровня взаимоотношений ПОО с работодателями, когда представители предприятий и организаций участвуют в согласовании образовательных планов и программ. Предполагается активизация деятельности многофункциональных центров прикладных квалификаций, региональных ресурсных центров, центров сертификации профессиональных квалификаций и центров профессиональной ориентации молодежи, созданных на базе ПОО.
Планируется участие ПОО в реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы в части, касающейся разработки и внедрения программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации по направлению "совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования, с учетом опыта их реализации", по отрасли "Машиностроение". С целью обеспечения доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения предполагается участие ПОО в реализации программы Тверской области "Доступная среда" на 2014-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 03.12.2013 N 608-пп.
Для формирования единого научно-методического пространства осуществляется сотрудничество с высшими образовательными, научными и иными организациями, расширяется спектр направлений взаимодействия.
6. Неотъемлемой частью системы менеджмента качества образования является мониторинг качества образования. Координатором деятельности в данном направлении является государственная организация "Центр оценки качества образования". Для оценки уровня достижений обучающихся используется различный инструментарий. Одним из инструментов проверки качества образования является государственная итоговая аттестация - ГИА. ГИА в 11 классах в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) проводится по 13 общеобразовательным предметам. По количеству выпускников, получивших 100 баллов по различным предметам, Тверская область в 2013 году вошла в 20 первых субъектов в Российской Федерации и в десятку областей ЦФО.
С целью расширения возможностей для принятия управленческих решений по повышению качества образования планируется завершение формирования системы независимой оценки качества образования на всех уровнях, обеспечение соответствия качества подготовки специалистов и рабочих кадров изменяющимся требованиям развития экономики региона.
7. Важным фактором, влияющим на качество образования, распространение современных технологий и методов преподавания, является состояние кадрового потенциала на всех его уровнях.
В организациях общего образования и ПОО работает около 24 тыс. работников. В общем образовании ярко выражен возрастной и гендерный дисбаланс: доля учителей пенсионного возраста составляет около 30 %, доля педагогов-мужчин - около 11 %; доля учителей российских школ в возрасте до 35 лет составляет 17 %. Обновление педагогического корпуса происходит медленно.
Обеспечивается повышение заработной платы работников общего, дополнительного и профессионального образования. Сегодня этот показатель составляет от 63 % в дошкольном до 85 % в общем и профессиональном образовании от средней заработной платы по Тверской области. Необходима корректировка перечня критериев определения стимулирующей части заработной платы с целью достижения необходимого качества результатов профессиональной деятельности работников.
Остается актуальной решение задачи развития кадрового потенциала педагогических и руководящих работников ступени общего образования в связи с принятием профессионального стандарта, призванного, с одной стороны, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию, с другой стороны повысить его ответственность за результаты своего труда, предъявить требования к его квалификации, определить критерии ее оценки. В связи с этим необходимо совершенствовать систему аттестации педагогических кадров.
Новые требования к подготовке педагогических работников для работы в условиях федерального государственного образовательного стандарта влекут за собой необходимость модернизации системы повышения квалификации работников образования.
С целью повышения престижа педагогической профессии, привлечения выпускников образовательных организаций высшего образования педагогического профиля для их работы в муниципальных (государственных) общеобразовательных организациях Тверской области в регионе реализуется план привлечения в отрасль "Образование" молодых специалистов.
8. В регионе организована работа по стимулированию инновационной деятельности, направленной на развитие образования и экономики региона:
для обеспечения условий создания системы поддержки одаренных детей, развития учебно-исследовательских и творческих способностей учащихся Тверской области в системе общего, профессионального, дополнительного образования организовано участие учащихся и студентов образовательных организаций Тверской области во всероссийских олимпиадах, межрегиональных соревнованиях и т.п.;
для стимулирования учебно-исследовательской и проектной деятельности педагогических работников и организаций системы образования обеспечено их участие во всероссийских конкурсах;
с целью распространения результатов инновационных исследований проводятся научно-практические конференции и другие общерегиональные мероприятия;
с целью создания одаренным учащимся из районных центров и сельской местности Тверской области условий в получения образования повышенного уровня осуществляется финансовое обеспечение общеобразовательной деятельности и их круглосуточного жизнеустройства в интернате для одаренных детей;
осуществляется финансовая поддержка образовательных организаций, педагогических, руководящих работников образования, талантливой молодежи, одержавших победу в региональном конкурсе инновационных проектов и достижений.
9. Управление региональным образованием осуществляется в соответствии с программно-целевым принципом. Реализуются положения Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Совершенствование управления образованием осуществляется в условиях включения общественности, работодателей и представителей местного сообщества в управление образовательными организациями (развитие механизмов обратной связи). Региональная организация - ГБУ "Центр информатизации образования" выступает центром по предоставлению информационно-коммуникационных, методических, организационных ресурсов. В настоящее время доля общеобразовательных организаций, имеющих собственный сайт, составляет более 95 %, доля общеобразовательных организаций, в которых ведется электронный дневник, журнал, - более 54 %, доля общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы с использованием дистанционных технологий, - более 19 %.
Для информационного сопровождения процессов развития в сфере "Образование" реализуется проект информационного сопровождения "ПроЗнание": обеспечивается информационное сопровождение региональной образовательной политики на телевидении, в прессе; создан дополнительный ресурс - электронная газета "ПроЗнание" (http://proznanie-tver.ru/) с комментариями общественных экспертов, участвующих в развитии системы образования, наличием ссылок на муниципальные и федеральные официальные сайты, с актуальной информацией для педагогов, родителей обучающихся, представителей общественности, средств массовой информации; проводятся личные консультации в блогосфере (http://nsennikova.livejournal.com/ руководителем Министерства образования Тверской области); в каждом муниципальном образовании обеспечено взаимодействие со средствами массовой информации, отражение информации об отрасли на официальных сайтах муниципальных органов управления образованием Тверской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.