Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I
Общая характеристика сферы реализации программы
Программа развития муниципальной системы образования г.Твери на 2015-2020 годы разработана с учетом положений концепции модернизации российского образования, Государственной программы Тверской области "Развитие образования Тверской области" на 2013-2018 годы, приоритетного национального проекта "Образование", наиболее важных направлений государственной политики в сфере образования, федеральных программ и проектов в области образования.
Программа определяет стратегию развития муниципальной системы образования и меры по ее реализации. Приоритетным направлением деятельности системы образования города Твери является повышение качества и доступности предоставляемых образовательных услуг населению города Твери за счет эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых ресурсов.
Развитие сети образовательных учреждений в г. Твери является неотъемлемой частью национального образовательного пространства. Муниципальная система образования представляет собой разноуровневую, многофункциональную сеть, в которую входят образовательные учреждения разных типов и видов.
Система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов успешного развития экономики страны, улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. Именно поэтому вопросы дошкольного образования включены во все стратегические программы развития России, а сфера дошкольного образования признана в качестве приоритетной в реализации социальной политики, как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.
Изменения, коснувшиеся дошкольного образования в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 N 273 - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в целом носят актуальный и прогрессивный характер.
Закон устанавливает новые принципы финансирования деятельности дошкольных организаций. Впервые вводится четкое разделение на дошкольное образование и услуги по присмотру и уходу.
Разграничение закрепляется полномочиями субъектов РФ и органов местного самоуправления: к основным гарантиям относятся общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Присмотр и уход осуществляются за счет родительской платы.
Дошкольное образование признается одним из уровней общего образования. В соответствии с ч. 4 ст. 10 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" устанавливается 4 уровня общего образования, следовательно, образование начинается не с начального общего, а с дошкольного.
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" "уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований". Данные требования предусмотрены федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).
Приказом министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который обеспечит обязательные требования к дошкольному образованию, единство образовательного пространства, преемственность образовательных программ, вариативность содержания образовательных программ, государственные гарантии уровня и качества образования.
В 2014 учебном году все дошкольные учреждения города включились в процесс создания необходимых условий для реализации ФГОС.
Управление образования разработало с учетом направлений региональной "Дорожной карты" (приказ МО Тверской области N 379/пв от 11.03.2014) муниципальную "дорожную карту" на 2013 - 2018 годы. В соответствии с "дорожной картой" разработан и утвержден План мероприятий по введению ФГОС ДО на 2014 - 2016 годы, который включает в себя межрегиональные мероприятия, рассмотрение вопросов введения ФГОС ДО на коллегиях управления образования, организацию "пилотных" площадок, конференции, инструктивно - методические совещания, мониторинги, контрольно - аналитическую деятельность и др.
С целью реализации данных направлений в городе на базе дошкольных учреждений создано 10 стажировочных площадок (МДОУ NN 62, 142, 2 69, 127, 153, 93, 96, дошкольные отделения школ NN 27 и 36).
Обновление содержания дошкольного образования и совершенствование управления дошкольными учреждениями невозможно без сохранения и стабилизации сети детских садов, главная цель которых - обеспечение всех нуждающихся местами в дошкольных учреждениях, предоставление, отвечающим современным требованиям, образовательных, оздоровительных и других видов услуг.
Сеть дошкольных образовательных учреждений города Твери в 2014 году состоит из:
o 87 муниципальных детских садов;
o 1 негосударственного детского сада "Святой Анны Кашинской";
o 1 негосударственного образовательного учреждения "Академия";
- 18 дошкольных отделений в средних общеобразовательных школах;
- 2 групп в частных образовательных учреждениях: частная школа АL, довузовский комплекс ТвГУ.
Дошкольные учреждения города с 1 сентября 2014 года посещают 20270 детей в возрасте от 1 года до 7 лет, кроме того, 3631 ребенок воспитывается в группах кратковременного пребывания образовательных учреждений, семейных детских садах, негосударственных образовательных учреждениях. Охват детей дошкольным образованием в г. Твери по данным государственной статотчетности составил на 1.01.2014 года 83 %.
По информации Министерства здравоохранения Тверской области в 2014 году на территории города Твери зарегистрировано 37157 детей в возрасте от 0 до 7 лет. В сравнении с 2013 годом - 35601 ребенок, в 2012 году - 32263. Количество детей в возрасте от 0 до 7 лет за 2,5 года выросло на 4894 ребенка.
Реализуя задачу обеспечения доступности дошкольного образования, администрацией города был разработан и осуществлен комплекс мер, позволивший к настоящему времени добиться существенных результатов.
В 2014 году 20270 детей от года до 7 лет посещают муниципальные, государственные и негосударственные образовательные учреждения в режиме полного дня. Охват детей дошкольным образованием составляет 83 %.
В 2014 году ожидается ввод в строй 868 новых дошкольных мест. Для детей, не посещающих дошкольные учреждения г. Твери, организованы разнообразные вариативные формы организации дошкольного образования:
- группы кратковременного пребывания на базе образовательных учреждений города, которые посещают 800 детей в возрасте от 1 до 7 лет;
- 4 семейных детских сада;
- частно-государственное партнерство (за счет привлеченных средств частного бизнеса открыты 4 группы полного дня для детей дошкольного возраста на 80 мест);
- негосударственные (частные) образовательные учреждения;
- консультационные пункты для родителей;
- группы предшкольной подготовки на базе общеобразовательных учреждений города;
- виртуальный детский сад (посредством интернет - сайта создана система дистанционного общения с детьми, что позволяет безбарьерно охватить дошкольным образованием всех детей от 3 до 7 лет, не посещающих дошкольные учреждения, обеспечить равные стартовые возможности при поступлении в школу).
Показатель охвата дошкольным образованием детей с ограниченными возможностями составляет 92%. Всего 1 418 детей с ограниченными возможностями здоровья посещают детские сады города, в которых созданы условия для коррекции нарушений речи, опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта, ЧДБ, для детей с тубинтоксикацией.
В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования особое значение приобретает регулирование его качества, внедрение в образовательный процесс современных программ и технологий. В дошкольных учреждениях города работает 4 229 сотрудников, из них - 2 232 педагога.
В новых условиях изменилась программа повышения квалификации: в дошкольных образовательных учреждениях созданы инновационные центры по повышению профессионального уровня педагогов дошкольного образования. С 2012 года управлением образования организовано заочное обучение сотрудников дошкольных учреждений города в Торжокском педагогическом колледже, которое осуществляется в городе Твери. За 2 года более 100 педагогов проходят обучение в колледже.
В целом педагогические коллективы дошкольных учреждений г. Твери демонстрируют высокий профессиональный уровень, компетентность и эффективность в своей деятельности. Так, за последние 3 года обладателями грантов администрации Тверской области за инновационную деятельность стали 7 дошкольных учреждений и 9 педагогов города.
4 талантливых педагога дошкольных учреждений города стали победителями регионального этапа Всероссийского конкурса "Воспитатель года России".
Немаловажным критерием качества образования является безопасная, эстетичная, развивающая инфраструктура учреждения, обеспечивающая сохранение и укрепление здоровья воспитанников. С целью поощрения дальнейшего развития данного направления в городе ежегодно проводятся смотры-конкурсы "Лучший участок детского сада".
Ежегодный фестиваль детского творчества "Тверская звездочка" является ярким и востребованным мероприятием среди родителей, детей, общественности города и демонстрирует юные таланты воспитанников дошкольных учреждений
В соответствии с городской целевой программой "Благоустройство районов города Твери" в 82% дошкольных учреждений установлено качественное современное многофункциональное физкультурное оборудование, позволяющее формировать у ребенка физические навыки и укреплять его здоровье.
Развитие муниципальной системы общего образования направлено на повышение качества общего образования, информатизацию образовательного процесса, создание доступной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, совершенствование системы оценки качества образования.
На территории города функционирует сеть общеобразовательных учреждений разного типа, вида и ведомственной подчиненности, которые предоставляют широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, потребностей семьи и общества в целом. На 01.01.2014 сеть общеобразовательных учреждений включает в себя:
- 54 муниципальных общеобразовательных учреждений:
o 1 основная общеобразовательная школа;
o 43 средних общеобразовательных школ, из них 4 с углубленным изучением отдельных предметов;
o 5 гимназии;
o 1 лицей;
o 1 общеобразовательная школа - интернат;
o 1 Центр образования
o 1 начальная общеобразовательная школа;
o 1 вечерняя общеобразовательная школа.
- 5 негосударственных средних общеобразовательных учреждений.
Численность учителей, работающих в муниципальных учреждениях основного общего образования г. Твери, в 2013 году составила 2 664 человека.
Важнейшими элементами системы образования, обеспечивающими единство образовательного пространства, преемственности образовательных программ и их вариативность, государственные гарантии в сфере образования, являются федеральные государственные образовательные стандарты. Одним из инструментов выполнения требований стандартов нового поколения является комплекс мер по модернизации общего образования, которые предусматривают:
- введение ФГОС общего образования,
- развитие школьной инфраструктуры и создание условий для организации образовательного процесса, соответствующих требованиям ФГОС,
- повышение квалификации учителей и руководителей образовательных учреждений,
- развитие дистанционной формы получения образования,
- информатизация образовательного процесса,
- доведение средней заработной платы педагогического персонала до уровня средней заработной платы по экономике региона.
Основными результатами реализации комплекса мер модернизации общего образования в муниципальной образовательной системе города в 2014-2015 учебном году является:
- Увеличение доли обучающихся по ФГОС начального общего и основного общего образования (далее ФГОС НОО) с 51% до 55,6%;
- увеличение доли кабинетов начальных классов, полностью оборудованных в соответствии с требованиями ФГОС НОО с 29,8% до 35%,
- увеличение процента обеспеченности учебниками школьных библиотек с 79,4% до 95,16%,
- увеличение доли учебников, соответствующих требованиям ФГОС начального общего образования в общей численности учебников начальных классов до 100%,
- увеличение доли школ, в которых проведен ремонт пищеблоков и замена технологического оборудования с 46% до 66%,
- увеличение доли работников, прошедших курсы повышения квалификации по ФГОС, в общей численности педагогов с 45% до 50%,
- увеличение количества педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по использованию дистанционных технологий с 89до 145 чел.,
- увеличение доли школ, реализующих дистанционное обучение до 13%,
- увеличение количества детей-инвалидов, обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий с 21 до 26 чел.,
- доля базовых школ, перешедших на ведение электронных журналов, увеличилось до 100%, пользующихся электронными дневниками - до 100%; доля педагогов, использующих информационные технологии до 86%; число персональных компьютеров на 100 обучающихся составит 8,8%;
- увеличение доли школьников, занимающихся исследовательской деятельностью, в общей численности обучающихся с 2,89% до 3,4 %,
- увеличение среднего тестового балла по обязательным предметам (русскому языку и математике) у выпускников средней школы 2015 года по результатам ЕГЭ,
- положительная динамика результатов ГИА в новой форме выпускников основной школы по показателям "средний тестовый балл" и "средний отметочный балл".
В г. Твери ведется активная деятельность по созданию условий по развитию интеллектуальных способностей детей и выявлению одаренности среди них. В 2013-2014 учебном году количество научных обществ составляет 37, планируется создание научных обществ в каждом общеобразовательном учреждении. Основными целями научных обществ являются: оказание методической помощи обучающимся, развитие познавательной активности школьников, развитие творческих способностей учащихся. Для реализации поставленных целей проводятся следующие мероприятия: предметные олимпиады, научно-практическая конференция школьников "Шаг в будущее", конкурс рефератов учащихся, всероссийский конкурс научно-исследовательских работ имени Д.И. Менделеева, конкурс "Человек и книга" и др. На ежегодную научно-практическую конференцию "Шаг в будущее" в 2013-2014 учебном году было представлено более 200 исследовательских работ школьных научных обществ и 18 социальных проектов общеобразовательных учреждений - в рамках акции "Я - тверитянин".
На региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников 2014-го года обучающиеся муниципальных общеобразовательных учреждений г. Твери приняли участие в 21 олимпиадах и завоевали 105 призовых мест, что составило 52% от общего числа победителей и призеров областных олимпиад. В рамках муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников проведена 21 олимпиада по 21 общеобразовательному предмету, в которых приняли участие 1 826 человек.
Развитие муниципальной системы дополнительного образования нацелено на реализацию запросов участников образовательного процесса, связанных с их потребностями в самореализации и саморазвитии.
Система дополнительного образования включает в себя 8 действующих детских оздоровительно-образовательных лагерей и дача "Отмичи"; Дворец творчества детей и молодежи; Муниципальное образовательное учреждение Палаточный лагерь "Родники".
Основные направления деятельности дополнительного образования города Твери:
- Организация предоставления дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования;
- Организация предоставления дополнительного образования в муниципальных образовательных учреждениях;
- Развитие творческих способностей детей в возрасте от 5 до 18 лет муниципальных образовательных учреждений различных видов и типов через организацию и проведение массовых мероприятий;
- Усовершенствование материально-технической базы учреждений дополнительного образования;
- Развитие патриотического и краеведческого движения и формирование духовно-нравственной культуры обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях.
Для развития творческих способностей детей в возрасте от 5 до 18 лет ежегодно проводится не менее 13 отборочных и итоговых городских соревнований, смотров, фестивалей. Для стимулирования роста творческого потенциала учащихся проводится городская выставка декоративно-прикладного творчества, фестиваль школьных театральных коллективов, городской фольклорный фестиваль "Тверские мотивы", городской дартс-фестиваль, первенство города по судомодельному спорту, Главная Елка города и др. Осуществляется поддержка способных воспитанников МБОУ ДОД ДТДМ через организацию их участия во Всероссийских соревнованиях и конкурсах.
Реализация целей Программы развития обеспечивается посредством как текущего финансирования за счет бюджетов всех уровней, так и дополнительного целевого финансирования непосредственно мероприятий и проектов Программы.
Прогноз развития муниципальной системы образования на плановый период реализации программы:
- 100% охват дошкольным образованием всех детей старше 3 лет;
- переход на новые федеральные государственные стандарты всех учащихся основной школы;
- использование информационно-коммуникативных технологий на всех ступенях обучения во всех образовательных учреждениях (электронные документооборот, электронный журнал, электронный дневник и др.);
- повышение уровня интеграции основного и дополнительного образования;
- повышение уровня удовлетворенности населения качеством предоставляемых образовательных услуг.
Основные проблемы в сфере образования
Управление образования города Твери, анализируя сложившуюся ситуацию, выявляет следующие проблемы:
1. Недостаточный уровень оснащенности учебных кабинетов школ в соответствии с требованиями ФГОС начального общего и основного общего образования.
2. Недостаточный уровень интеграции основного и дополнительного образования.
3. Недостаточные условия для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Недостаточный уровень использования современных образовательных технологий и информационных продуктов.
5. Недостаточный уровень создания условий в образовательных учреждениях по развитию интеллектуальных способностей детей и выявлению одаренности среди них.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.