Апелляционное Определение Судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда
от 22 июля 2015 г. N 33-2668
(извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Крыловой В.Н. судей Улыбиной С.А. и Акатьевой Т.Я. при секретаре судебного заседания Доброхваловой Е. И. рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Твери по докладу судьи Улыбиной С.А. дело по апелляционной жалобе Вольф Р.В. на решение Осташковского городского суда Тверской области от 20 апреля 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Тверской области к Вольф Р.В. о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Вольф Р.В. недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2010-2012 годы в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек и пени в сумме <данные изъяты> копеек, недоимку по транспортному налогу за 2010-2012 годы в сумме <данные изъяты> рублей и пени в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп., зачисление которых произвести: налог на имущество физических лиц, транспортный налог УФК по Тверской области (Межрайонная ИФНС России N 6 по Тверской области) Отделение Тверь, ИНН N, КПП N, БИК N, счет N, ОКТМО N КБК N (налог на имущество); КБК N (пени по налогу на имущество), КБК N КБК (транспортный налог) N (пени по транспортному налогу).
Взыскать с Вольф Р.В. государственную пошлину в доход бюджета МО "Осташковский район" в размере <данные изъяты>рублей" судебная коллегия установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 6 по Тверской области обратилась в суд с иском о взыскании с Вольф Р.В. недоимки в размере <данные изъяты> рублей 00 копеек и пени в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек по транспортному налогу за 2010-2012 годы, за принадлежащий последнему автомобиль марки <данные изъяты>, мощностью <данные изъяты> л.с, государственный регистрационный знак <данные изъяты> и недоимки в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек и пени в размере 0 рублей <данные изъяты> копеек по налогу на имущество физических лиц за 2010-2012 годы, за принадлежащую ему долю <данные изъяты> в квартире, расположенной по адресу: <адрес>
Представитель истца Власенкова Ю.А. в судебном заседании поддержала доводы искового заявления и пояснила, что налоговым органом на основании ст. 52 НК РФ Вольф Р.В. направлялись налоговые уведомления с указанием размера налога, подлежащего уплате, расчета налоговой базы, а также сроков уплаты налога. Требованиями Вольф Р.В. был уведомлен об уплате налога и пени, однако их не исполнил. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц. Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен в связи с поступившими от Вольф Р.В. возражениями. С 2009 года Вольф Р.В. является собственником вышеуказанного транспортного средств, а с 2010 г. собственником <данные изъяты> доли квартиры, следовательно и является налогоплательщиком. Считает, что налоговые уведомления налогоплательщику направлены за период 2010-2012 г. правомерно на основании п. 3 ст. 363 НК РФ. Принадлежащее Вольф Р.В. транспортное средство по техническим характеристикам относится к грузовым автомашинам, поэтому при начислении транспортного налога инспекцией была применена налоговая ставка, установленная для грузовых автомобилей.
Ответчик Вольф Р.В. иск не признал, пояснил что ИФНС России N 6 по Тверской области необоснованно изменила тариф по транспортному налогу на принадлежащий ему автомобиль с <данные изъяты> рублей на <данные изъяты> рублей, поскольку согласно сведениям ПТС тип транспортного средства - грузовой фургон, не является основанием для начисления налога как на грузовой автомобиль, поскольку разрешенная максимальная масса <данные изъяты> кг., попадает под характеристики Ml - легковой автомобиль, категория транспортного средства "В" - легковой автомобиль. Поскольку в особых отметках ПТС указано, что автомобиль оснащен помимо водительского места 5-ю пассажирскими местами, это не позволяет использовать его как полноценный грузовой автомобиль и соответственно он не несет материальный износ дорогам общего пользования как грузовой автомобиль. Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Вольф Р.В. просит решение Осташковского городского суда Тверской области от 20 апреля 2015 года отменить и принять новое решение, которым изменить сумму взыскиваемого транспортного налога по ставке грузового автомобиля и при исчислении налога применить ставку для легкового автомобиля, ссылаясь на то, что по данным ПТС, принадлежащий ему автомобиль оснащен помимо водительского места 5-ю пассажирскими местами, что согласно классификации установленной КВТ ЕЭК ООН, данное транспортное средство подходит также к категории М1- механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения, в связи с чем, суд должен был руководствоваться пунктом 7 статьи 3 НК РФ, чего не сделал.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 6 по Тверской области указывает на необоснованность доводов жалобы и законность принятого по делу решения.
В заседание суда апелляционной инстанции Вольф Р.В. извещенный о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не явился, сведений о причинах не явки суду не представил, об отложении слушания дела не просил.
При таких обстоятельствах судебная коллегия в соответствии с требованиями части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, заслушав представителя Межрайонной ИФНС России N 6 по Тверской области Лагрентову Т.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Полномочия суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалоб, представления закреплены в статье 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку решение суда в части взыскания задолженности по налогу на имущество физических лиц сторонами не обжалуется, его законность и обоснованность в силу положений части 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является предметом проверки судебной коллегии.
При этом каких-либо оснований к проверке решения суда первой инстанции в полном объеме в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает необходимым и достаточным проверить законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений на неё.
В соответствии со статьёй 57 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей (статья 357 Кодекса).
Как установлено судом, ответчик Вольф Р.В. с 2006 года по настоящее время является собственником автомобиля марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, что подтверждается паспортом транспортного средства (л.д. 32) и не оспаривается ответчиком.
В связи с чем, а также в соответствии со статьёй 357 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик является плательщиком транспортного налога.
С учётом мощности двигателя указанного транспортного средства и налоговой ставки, установленной в соответствии с пунктом 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1 Закона Тверской области от 06 ноября 2002 года N 75-ЗО "О транспортном налоге в Тверской области" налоговым органом ответчику был начислен транспортный налог за 2010-2012 годы в размере <данные изъяты> рублей.
Согласно материалам дела, налоговым органом по адресу ответчика заказным письмом направлялось налоговое уведомление N на уплату транспортного налога (л.д. 16). Указанные обстоятельства подтверждаются реестром заказной корреспонденции направления физическому лицу уведомлений на уплату налога (л.д. 16 оборот).
В адрес ответчика было направлено требование об уплате налога и пени N о чем свидетельствует реестр заказной корреспонденции направления требований об уплате налога(л.д. 17 оборот). Однако требование МИ ФНС N 6 по Тверской области об уплате налога и пени ответчиком не исполнено.
В случае несвоевременной уплаты налога в соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляются пени, которые составили <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек.
Установив в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, проанализировав вышеизложенные правовые нормы, суд первой инстанции обоснованно признал, что требование МИ ФНС России N 6 по Тверской области о взыскании с ответчика транспортного налога за 2010-2012 годы в сумме <данные изъяты> рублей и пени в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что сумма транспортного налога должна исчисляться исходя из ставки, установленной в отношении легковых автомобилей, в силу следующего.
Так, согласно статье 361 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1 Закона Тверской области от 06 ноября 2002 года N 75-ЗО "О транспортном налоге в Тверской области", налоговые ставки устанавливаются в зависимости от категории транспортного средства - "грузовые автомобили", "легковые автомобили", автобусы и т.д.
Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации.
Паспорт транспортного средства подтверждает, в том числе, наличие одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта Российской Федерации от 01 апреля 1998 года N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов"), которое непосредственно указывается в паспорте транспортного средства.
Таким образом, паспорт транспортного средства - это основной документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства.
Суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что именно данный документ следует рассматривать в качестве доказательства принадлежности транспортного средства к той или иной категории -"Грузовые автомобили" или "Легковые автомобили".
В соответствии с пунктами 26-28 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N 496, Министерства промышленной энергетики Российской Федерации N 192, Министерства экономического развития Российской Федерации N 134 от 23 июня 2005 года, в строке 4 "Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)" паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией.
В Конвенции о дорожном движении определено, что к категории транспортных средств "В" относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.
В приложении N 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении.
Так, КВТ ЕЭК ООН устанавливает, что к категории "В" по классификации "Конвенции о дорожном движении" относятся: М1 (классификация КВТ ЕЭК ООН) - механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя); М1С (классификация КВТ ЕЭК ООН) - механические транспортные средства специального назначения, сконструированные так, что они включают жилой отсек (автомобиль-дом); N 1 (классификация КВТ ЕЭК ООН) - механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны.
Указанное свидетельствует о том, что автомобиль отнесенный к категории "В" может являться как легковым, так и грузовым автомобилем, в зависимости от его типа.
В третьей строке "Наименование (тип ТС)" паспорта транспортного средства согласно вышеназванному Положению указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства, например: "Легковой", "Автобус", "Грузовой - самосвал, фургон, цементовоз, кран" и т.п.
В строке 2 паспорта транспортного средства "Марка, модель ТС" в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" и пунктом 26 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например: "1" - легковой автомобиль; "7" - фургоны; "9" - специальные.
Учитывая изложенное, категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться на основании представляемых уполномоченными органами в налоговые органы сведений исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства на основании Одобрения типа транспортного средства.
В паспорте транспортного средства N (л.д. 32) на автомобиль марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, во второй строке вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указана "4", в третьей строке ПТС указано "Наименование (тип ТС)" - грузовой - фургон, в четвертой строке "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" указано - "B", в десятой строке "Мощность двигателя, л.с. (кВТ)" указано - 78/57, что объективно свидетельствует о том, что автомобиль для целей налогообложения не может признаваться легковым.
Сведений о том, что данный автомобиль относится к типу "легковой автомобиль", вопреки доводам жалобы, ни ПТС, ни материалы дела не содержат.
Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Таким образом, налоговый орган на основании представленных регистрирующим органом данных, в соответствии со статьей 1 Закона Тверской области от 06 ноября 2002 года N 75-ЗО "О транспортном налоге в Тверской области", обоснованно исчислил сумму транспортного налога по налоговой ставке <данные изъяты> рублей (с каждой лошадиной силы) как с грузового автомобиля с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт).
В виду изложенного оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Вместе с тем судебная коллегия считает, что в силу ст. 333.19 НК РФ решение суда в части взысканной с ответчика государственной пошлины следует изменить, уменьшив размер взысканной государственной пошлины с <данные изъяты> рублей до <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила:
решение Осташковского городского суда Тверской области от 20 апреля 2015 года изменить в части взыскания с Вольф Р.В. государственной пошлины, снизив размер взыскания государственной пошлины до <данные изъяты> рублей.
В остальной части решение Осташковского городского суда Тверской области от 20 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Вольф Р.В. - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.Н. Крылова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное Определение Судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 22 июля 2015 г. N 33-2668 (извлечение)
Текст определения опубликован на сайте Тверского областного суда (http://oblsud.twr.sudrf.ru)
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника