Уважаемые депутаты Законодательного Собрания!
Уважаемые участники заседания!
Уважаемые жители Тверской области!
Развитие Верхневолжья, как и всей страны, проходит в непростой социально-экономической обстановке. Можно сказать, что сегодня идет проверка на прочность всего, что было сделано в регионе за последние годы.
Мы взялись за сложную работу по преобразованию родной земли, обеспечению роста благополучия и качества жизни наших земляков. Этот процесс идет нелегко. Время и ситуация в стране и мире бросают нам новые вызовы. Но совместными усилиями исполнительной и законодательной власти, органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества и общественных объединений, всех жителей мы продолжаем обеспечивать стабильность в регионе.
Оглядываясь на прошедшие четыре года, я могу сказать, что удовлетворен нашими общими достижениями. Если говорить о направлении вектора этого развития, то его можно выразить несколькими словами: переход от слов и рассуждений о потенциале и будущем региона к реальным делам по реализации этого потенциала и строительству этого будущего.
В результате осуществления инвестиционных проектов введены в строй и начали работать предприятия в машиностроении, химической, строительной, лесоперерабатывающей промышленности, в сельском хозяйстве. Растет выпуск продукции по всем направлениям животноводства. По площади льняного поля Тверская область вышла на первое место в России, и наши показатели продолжают увеличиваться.
На порядок вырос объем ремонта и строительства дорог и дворовых территорий. Реализованы такие глобальные проекты в дорожном хозяйстве, как ремонт Восточного моста в Твери и строительство объезда Вышнего Волочка, завершается реконструкция путепровода в Торжке. При существенной финансовой поддержке Правительства области началась модернизация системы муниципального общественного транспорта, в первую очередь в Твери.
По уровню ввода жилья мы превзошли самые высокие показатели 80-х годов прошлого века, при том, что качество сдаваемых сегодня домов на порядок выше. Возрождается комплексный подход к жилой застройке. Удалось решить проблемы подавляющего большинства обманутых участников долевого строительства прошлых лет. Тысячи семей из аварийного жилья переехали в современные благоустроенные квартиры. Завершена реставрация жемчужины тверской архитектуры - Императорского дворца, готовится комплексная реставрация исторических кварталов Торжка.
Поэтапно ликвидируется очередь в детские сады. В этом году вопрос с обеспеченностью дошкольным образованием детей в возрасте с 3 до 7 лет будет полностью решен.
На три миллиарда двести миллионов рублей сокращен дефицит областного бюджета. Удалось стабилизировать уровень государственного долга Тверской области. Уже не первый год темпы его роста остаются одними из самых низких среди регионов Центрального федерального округа.
В социальной сфере заметны результаты реализации программы модернизации здравоохранения и проекта "Доступная среда". Работа по этим направлениям продолжается. Введены новые региональные выплаты для многодетных семей. Несмотря на непростую ситуацию с бюджетной обеспеченностью, в целом успешно выполняются задачи, поставленные Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным, по повышению уровня оплаты труда работников бюджетной сферы.
С большими трудностями, но удалось начать работу по кардинальному изменению подходов к благоустройству наших городов, ремонту фасадов и тротуаров, чистоте и порядку на улицах и во дворах.
Это перечисление можно продолжать дальше. Безусловно, остается немало нерешенных вопросов, но по каждому из них идет сложная, кропотливая, не дающая мгновенных результатов, но очень важная работа. Я признателен за участие в ней каждому из присутствующих в этом зале, всем неравнодушным жителям области.
Именно этот задел прочности, созданный нами совместно, позволяет региону чувствовать себя достаточно уверенно в современных условиях, когда экономика нашей страны под влиянием внешних факторов переживает сложный период. Но это не повод для того, чтобы пересматривать приоритеты регионального развития, которые были определены мной в 2011 году: повышение уровня и качества жизни людей. Эти показатели зависят не только от величины цен или доходов населения. Любой переломный период в истории - это время больших возможностей для развития. И от нас с вами зависит, будет ли область продолжать двигаться по пути позитивных перемен по всем направлениям - от экономики до социальной сферы.
Ключевыми задачами на 2016 год я считаю следующие.
Первая и главная - обеспечение устойчивого и стабильного экономического развития региона. При этом мы должны понимать, что далеко не все из практиковавшихся ранее методов поддержки реального сектора экономики могут быть использованы в современных условиях. Необходимо разрабатывать новые подходы, и на федеральном уровне определены четкие ориентиры:
импортозамещение, реализация инновационных проектов, опережающее обучение сотрудников, кооперация отраслей и территорий.
Вторая задача - не допустить сворачивания социальных программ. Но при этом необходимо максимально усилить уже начатую работу по приданию им адресного характера. У нас уже есть хороший опыт такого подхода. Например, система социального сопровождения - это не безликое распределение бюджетных средств, а точечная поддержка семей, нуждающихся во внимании со стороны государства. Поэтому разработка и введение критериев нуждаемости становятся актуальной задачей.
Комплексную работу по этим направлениям именно сейчас, в условиях ограниченности ресурсов, когда мы можем рассчитывать главным образом на свои силы, необходимо вести постоянно.
Реализацию стратегического подхода необходимо сочетать с оперативным решением повседневных задач. На это должна быть нацелена вся система управления регионом и его территориями. Именно сейчас проверяется ее эффективность - как в целом, так и каждого элемента, на способность не вручную, а на системной основе обеспечивать стабильное функционирование.
Ни для кого не секрет, что основные проблемы Тверской области так или иначе связаны с нехваткой человеческих ресурсов: население стареет, притягательность мегаполисов для молодежи не уменьшается, не хватает профессионалов в любой сфере деятельности. Наша задача - переломить ситуацию. Я отдаю себе отчет в том, что полностью ее изменить невозможно, но решить ключевые вопросы для того, чтобы в каждой отрасли было достаточно нужных специалистов - в наших силах. Действовать необходимо по тому же принципу: переходить от рассуждений о потенциале региона к его использованию. Хороший пример таких действий показали наши промышленные предприятия: в федеральные отраслевые планы по импортозамещению от Тверской области было подано самое большое количество проектов. В итоге в 9 отраслевых планов вошли 46 проектов.
Главной задачей деятельности органов власти и местного самоуправления должны стать инвестиции в человека, прежде всего - в молодых специалистов и профессионалов среднего поколения. Это не означает неуважения к ветеранам, поскольку все меры их поддержки сохранятся. Более того, развитие человеческого потенциала региона будет одной из гарантий достойной старости.
Что такое инвестиции в человека? С одной стороны - обеспечение возможностей для реализации людьми собственного потенциала: профессионального, творческого, социального. С другой - создание достойной жизненной среды, начиная с качества коммунальных услуг и заканчивая стабильной экологической обстановкой. Решая этот комплекс задач, мы закладываем основы будущего региона. Но процесс этот может быть только двусторонним. Необходимо встречное движение как со стороны органов власти и местного самоуправления, так и со стороны предпринимателей и населения. Скажем, создание индустриальных парков и реализация инвестиционных проектов невозможны без серьезного увеличения профессиональной мобильности жителей и готовности работодателей обеспечить необходимые для этого условия. А качественный прорыв в развитии коммунальной сферы - без возросшей на порядок социальной активности населения.
Почему я обращаю особое внимание на молодежь. В 2012 году началась реализация проекта "Гордость земли Тверской". Он еще раз показал, как богат наш край талантливыми людьми. И так было не только в прошлом, так есть и сейчас. А чтобы и в будущем нам было чем гордиться - нужно обеспечить молодому и среднему поколениям возможность пополнить этот список.
Так, уже несколько лет реализуется проект "Лучшие выпускники Тверского региона". Все ли молодые люди, вошедшие в него, получили возможность трудоустроиться в Тверской области, по специальности? Сколько из них работает в регионе сейчас? Как сложилась их карьера? Помощь такому "золотому фонду" нашей молодежи должна быть правилом. Более того, я уверен, что если предлагать достойные рабочие места и социальную поддержку молодым людям, уехавшим в мегаполисы, многие из них согласятся вернуться на малую родину. То, что это решаемо, подтверждает практика работы на муниципальном уровне по привлечению медицинских кадров.
Если человеку предлагают жилье или возможность его приобрести с определенными льготами, современное рабочее место, другие формы поддержки, если на территории создается благоприятный профессиональный и жизненный климат - решаются вопросы, казавшиеся не разрешимыми. На уровне каждого муниципалитета этот опыт должен быть распространен сначала на самые проблемные направления, а затем повсеместно.
Другая сторона вопроса. Все работодатели жалуются на нехватку профессионалов. А у всех ли из тех, кто сейчас работает на тверских предприятиях, есть понятные перспективы? Ответ на этот вопрос - это не забота отдельной кампании, потому что он имеет определяющее значение для всего региона. В каждой отрасли, по каждому направлению мы должны четко представлять свой кадровый потенциал и возможности его развития. Существующие региональные программы подготовки и переподготовки кадров должны быть сориентированы на решение этой задачи.
Курс на реализацию потенциала молодых специалистов и профессионалов среднего поколения важен и для решения такой глобальной задачи, как формирование единого регионального информационного пространства. Сегодня уже нельзя не видеть, что информационные технологии преобразили буквально все сферы и личной, и общественной жизни. Планы развития практически всех отраслей региональной системы управления предусматривают комплекс работ по информатизации - начиная от формирования и интегрирования баз данных и заканчивая переводом услуг в электронный вид. В связи с этим остро стоит вопрос о необходимости координации этой работы на уровне Правительства региона. Создан специальный координационный совет, необходимо в кратчайшие сроки завершить разработку плана реализации Концепции региональной информатизации и приступить к его осуществлению.
При этом мы должны четко понимать: информатизация, "переход на цифру" - не самоцель. Современные компьютерные технологии необходимы для реализации названной выше задачи - инвестиций в человека, создания максимально комфортной жизненной среды. Мы уже видим, как создание многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг уничтожает явление, которое на протяжении десятилетий было символом государственных учреждений. Я говорю об очередях, некомфортной обстановке. Сейчас МФЦ переходят на оказание услуг по принципу жизненной ситуации, когда не посетитель подстраивается под требования системы, а система предоставляет именно тот пакет услуг, который нужен человеку в конкретном случае. И такой принцип должен стать общим для государственных и муниципальных органов управления и учреждений.
У рождающегося на наших глазах информационного общества есть еще одна важная черта. Такое общество предъявляет совершенно иные требования к власти любого уровня, потому что наша деятельность становится абсолютно прозрачной. Каждое действие, каждый шаг превращаются в предмет обсуждения. Поэтому общественность - это не только те, кто входит в различные объединения. Активность участников социальных медиа порой имеет большее влияние на процессы общественной жизни. Общественность сегодня - это каждый человек за компьютером. В результате репутационная ответственность власти возрастает многократно. К сожалению, далеко не все и не всегда это понимают. Взаимодействие с общественностью не должно ограничиваться заседаниями советов при органах государственной власти и местного самоуправления, грантами и мероприятиями с общественными организациями. Сегодня это повседневная работа, в том числе в режиме он-лайн, по учету общественного мнения и разъяснению действий власти.
В связи с вышесказанным особое значение приобретает реализация антикоррупционных программ - это не только борьба с нарушением закона со стороны государственных гражданских и муниципальных служащих. Это и воспитание граждан, и развитие гражданского общества.
Новые условия требуют и нового понимания социального партнерства, которое не ограничивается заседаниями соответствующих трехсторонних комиссий, подписанием соглашений и контролем за их исполнением. Социальное партнерство - это ежедневная совместная работа власти, бизнеса и общественности над решением наиболее значимых вопросов повседневной жизни. К сожалению, у нас есть примеры, когда власть не понимает и не поддерживает важнейшие общественные инициативы, более того, мешает их реализации. Самый яркий случай - история с так называемой "дамбой" во Ржеве. Действия местного предпринимательского сообщества по решению проблемы, парализовавшей жизнь в одном из районов города, показывают, насколько частная инициатива оказалась эффективнее действий администрации муниципалитета.
Такие инициативы должны получать максимальную поддержку, а не препоны. Более того, крупные предприятия, компании должны включаться в решение вопросов местного значения, и у нас немало примеров реализации такого подхода. Скажем, в Твери и Удомельском районе возрождены традиции общественного шефства над особо охраняемыми природными территориями. В идеале мы должны стремиться к тому, чтобы развитие микрорайонов, городов, сельских поселений было совместной заботой органов местного самоуправления, близлежащих предприятий, территориального общественного самоуправления и жителей.
Еще одно важнейшее направление для муниципалитетов - реализация Программы поддержки местных инициатив. За три года она стала ключевым проектом по развитию территорий, который позволяет не только решать их проблемы, но и развивать гражданскую активность. Очередным этапом развития программы должно стать включение в нее городских округов. Это сложная задача, но ее решение поможет вывести на новый уровень формирование городских сообществ, взаимодействие региональной власти и местного самоуправления, создание комфортной городской среды. В 2016 году Программа стартует в Твери, а с 2017 года все городские округа получат право на участие в ней. А перспективной задачей Программы поддержки местных инициатив для сельских поселений я вижу стимулирование реализации "долгоиграющих" проектов, которые позволят получать доходы и обеспечивать рабочие места.
В целом, для повышения эффективности системы управления необходимо развивать прямое взаимодействие администраций городов и районов с региональными исполнительными органами государственной власти. Правительство области, Министерство по делам территориальных образований координируют эту работу, но не могут и не должны подменять профильные министерства и ведомства. Прошу глав муниципальных образований решать текущие вопросы непосредственно с ними, выстраивать вертикаль работы по всем направлениям.
Развитие территорий региона требует лидеров, пример которых будет использоваться всеми муниципалитетами. Ими могут и должны стать наши города. К сожалению, сегодня ситуация даже в крупных городах противоречивая. Мы видим, что в Твери, Торжке, Конаково, Западной Двине идут процессы развития, города меняются в лучшую сторону. Особенно я хочу отметить областной центр. Не секрет, что смену команды в городской администрации многие горожане восприняли с недоверием. Но сегодня, благодаря конструктивному сотрудничеству с Правительством области, современным управленческим решениям, скептиков стало намного меньше. Мы все видим, что Тверь преображается на глазах по всем направлениям - от благоустройства до работы общественного транспорта. В то же время в ряде наших крупных городов не первый год наблюдается стагнация, не используются резервы развития, нарастают проблемы, и органы местного самоуправления не справляются с ними. Считаю, что на уровне региона, в тесном взаимодействии с муниципальными образованиями, должна быть разработана и реализована комплексная программа развития городов Тверской области, с учетом специфики каждого из них.
В сентябре в ряде муниципалитетов прошли выборы, сформированы новые составы представительных органов. Рассчитываю, что депутатский корпус сосредоточит свои усилия на решении конкретных проблем территорий, а не на политической борьбе. Прошу не понимать эту задачу узко: ежедневно решая текущие вопросы, мы должны думать о перспективе, формировать и реализовывать стратегические планы развития территорий.
На стратегический подход к развитию региона нас ориентирует и федеральное законодательство. В субъектах до конца 2016 года должна быть сформирована система стратегического планирования. В июле текущего года был принят соответствующий региональный закон. Нам предстоит разработать, принять и приступить к реализации нормативных правовых актов, регулирующих все вопросы в сфере стратегического планирования.
Разумеется, для реализации стратегических планов необходимы ресурсы, в первую очередь - финансовые. Как уже было отмечено, нам удалось добиться существенного оздоровления всей областной финансовой системы - и на региональном, и на муниципальном уровне. Особенно хочу отметить успешное решение такой проблемы, как закредитованность муниципальных образований. И основная задача сейчас, несмотря на непростую ситуацию в экономике - продолжать работу, направленную на сокращение бюджетного дефицита, обеспечивать в полном объеме финансирование государственных программ, максимально использовать поддержку федерального центра по замещению коммерческих кредитов бюджетными для использования сэкономленных средств на нужды региона.
Чтобы обеспечить переход к адресной социальной политике, требуется провести комплексную оценку эффективности управления финансами в социальной сфере, а также механизмов социальной поддержки. Необходимо привести их в соответствие с потребностями людей и реальными возможностями бюджета региона. Это подразумевает создание системы эффективного управления финансами в учреждениях социальной сферы.
Серьезную обеспокоенность вызывает замедление темпов роста доходов консолидированного бюджета. Если в 2011 - 2013 годах рост достигал 130%, то в последние годы произошло снижение.
Ключевым инструментом для повышения доходов является прежде всего развитие экономики. Также необходимо сосредоточиться на выявлении и вовлечении в оборот имеющегося налогового потенциала. Этому должны способствовать налогообложение недвижимости на основе кадастровой стоимости, эффективная реализация муниципальными образованиями земельного контроля, пресечение фактов уклонения от уплаты налогов.
Также мы будем продолжать совершенствование системы межбюджетных отношений. Необходимо связать оценки развития экономической и налоговой базы муниципалитетов с исполнением ими бюджетных заданий по увеличению налоговых поступлений. Одновременно будут сформированы планы финансового оздоровления территорий, а порядок и условия предоставления субсидий муниципалитетам из областного бюджета включены в государственные программы Тверской области. Это позволит сформировать четкую картину: для чего, как и по каким правилам осуществляется софинансирование.
Бюджет региона был и будет социально ориентированным. В новых экономических условиях эффективная работа социальной сферы является важнейшим условием обеспечения стабильности. И здесь мы сталкиваемся с серьезной проблемой, которую нельзя решить только административными мерами. Я говорю об отношении работников бюджетной сферы к жителям, которые получают социальные услуги. Можно строить новые здания для медицинских учреждений и оснащать их современной аппаратурой, создавать новые детские сады и реализовывать программы интерактивного образования, делать доступной окружающую среду и открывать спортивные объекты. Но если человек приходит в них и сталкивается с безразличием, с плохой организацией работы учреждений, а бывает и с хамством - это перечеркивает любые усилия.
За последние годы на уровне региона предприняты серьезные усилия по повышению уровня оплаты труда во всех без исключения социальных отраслях, равно как и по улучшению условий работы педагогов, медиков, работников культуры и социальной защиты. И эти вложения должны вести к серьезному повышению удовлетворенности жителей работой бюджетной сферы. Пока нельзя сказать, что это произошло в том объеме, в каком хотелось бы.
Основные вопросы связаны с системой здравоохранения. Встречаюсь с жителями районов - обязательно будут спрашивать об очередях в регистратурах поликлиник. Общаюсь с заслуженными людьми, ветеранами Великой Отечественной войны - звучит тема нехватки специалистов.
Разговариваю с лидерами некоммерческих организаций - поднимается вопрос об оплате медицинских услуг в государственных учреждениях. Сегодня недовольство населения вызывает в основном работа поликлиник, в первую очередь - детских. Количество детей в регионе возросло, а пропускная способность поликлиник осталась прежней.
В 2016 году министерству здравоохранения необходимо в приоритетном порядке решать следующие задачи. Стандартизация и нормализация деятельности регистратур, создание кабинетов доврачебного осмотра для оптимизации нагрузки на врачей-специалистов. Повсеместное внедрение имеющегося опыта привлечения врачей-специалистов с помощью системы дополнительных социальных гарантий. Четкая регламентация предоставления услуг по полисам обязательного медицинского страхования и за плату, жесткий контроль ее исполнения. На уровне подготовки кадров, обучения необходимо закладывать врачам и среднему медицинскому персоналу требования профессиональной этики. Сегодня эта работа должна стать одним из важнейших направлений для главных врачей всех государственных учреждений здравоохранения. Для жителей региона медицинские услуги должны быть доступными и качественными.
Хочу обратить внимание как руководства министерства здравоохранения, так и главных врачей лечебных учреждений на такую проблему, как существенный разрыв в уровне оплаты труда между медицинскими работниками и аппаратом управления. Такая ситуация приводит к социальной напряженности и усугубляет проблемы, существующие в отрасли. Выплата различных надбавок и премиальных в государственных учреждениях здравоохранения должна быть строго нормирована. Также нельзя не замечать того, что некоторые руководители не решают должным образом проблему нехватки узких специалистов в поликлиниках, в то время как пациентам предлагается обращаться к ним в негосударственных медицинских центрах. Умысел ли это или стечение обстоятельств, но подобные схемы должны быть ликвидированы.
При этом хочу отметить определенное повышение эффективности работы региональной системы здравоохранения. Это результат реализации региональной и муниципальных программ по улучшению демографической ситуации. Нам удалось достичь серьезного прогресса в борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями, по темпам снижения смертности от них Тверская область занимает первое место в Центральном федеральном округе. Созданная система профилактики и лечения должна быть изучена и использована в других отраслях медицины. Несколько иная картина в борьбе с онкологическими заболеваниями, но здесь в целом удалось ситуацию стабилизировать.
Уверен, что новое оборудование и подготовленные кадры позволят в ближайшее время изменить положение к лучшему и по этому направлению. Также необходимо завершить реализацию программы оснащения медицинских учреждений оборудованием для оказания помощи пострадавшим в ДТП. Решив эти задачи, мы сможем существенно сократить смертность населения.
Необходимо наращивать усилия по формированию здорового образа жизни, ответственного отношения населения к своему здоровью. Сегодня 80% жителей региона обращаются к врачам редко или от случая к случаю, как правило, уже при развитии заболеваний. И при этом у нас не выполняются в полном объеме показатели диспансеризации. Это свидетельство недостаточного внимания к данному направлению, слабой работы созданных в муниципалитетах центров здоровья.
Для Министерства здравоохранения решение этого вопроса, повышение мотивации жителей к профилактике заболеваний, ведению здорового образа жизни должно стать одним из ключевых направлений в работе.
Но, разумеется, это только одна сторона медали в решении демографических проблем региона. Помощь семье, как и в прошлые годы, будет оставаться центром социальной работы. В этом направлении у нас есть хорошие наработки в реализации адресного подхода при оказании социальной поддержки. Они доказали свою эффективность и требуют дальнейшего развития. Я говорю о системе социального сопровождения семьи, постинтернатном сопровождении граждан из числа детей-сирот, о социальном контракте.
Такой подход должен быть распространен на все без исключения направления работы Министерства социальной защиты. Например, программа "Доступная среда". Мы адаптировали по всей области значительное количество учреждений образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, спорта, занятости для их посещения людьми с ограниченными возможностями. И это важно не только для них: для пожилых людей, родителей с маленькими детьми такая городская среда так же становится более доступной и дружелюбной. Запустили в Твери адаптированный транспорт, провели большую работу по ряду других направлений. Поступающие обращения от граждан с инвалидностью подтверждают, что теперь требуется точечная работа: обеспечить им возможность безбарьерного выхода из собственного дома, подъезда. Есть недорогие и эффективные технологии, которые помогут решить этот вопрос. И это отличная возможность для совместной работы власти, бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Адресный подход необходимо сочетать с комплексным. В качестве примера приведу институт замещающей семьи. Это не просто решение проблемы социального сиротства. Это одновременно обеспечение занятости родителей, социальное и трудовое воспитание детей в большой семье. Показатели количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, стремятся к 90%, и работа по этому направлению не должна останавливаться.
В целом требуется, как было сказано выше, обеспечить комплексную оценку эффективности оказываемых услуг в сфере социальной защиты. Мы отмечаем, что в Тверской области самое большое в ЦФО количество региональных социальных выплат, что у нас более полумиллиона человек являются получателями того или иного вида помощи. Но насколько эти выплаты помогают решать существующие у людей проблемы? Всем ли нужна именно такая форма помощи? Ответы на эти вопросы и рекомендации по повышению эффективности социальной работы, в том числе с использованием потенциала некоммерческих организаций - ключевая задача для органов социальной защиты в 2016 году. При этом мы должны обеспечить предоставление социальных услуг из обязательного гарантированного перечня. Часть из них уже сегодня необходимо передавать в общественный сектор, переносить в информационное пространство: реализация проектов компьютерной грамотности для старшего поколения показала, что люди в возрасте готовы активно использовать современные технологии.
В образовании информатизация учебного процесса успешно реализуется. И сегодня на первый план выходят вопросы воспитательной части образовательного процесса, формирования личности ребенка, как гражданина и патриота. В регионе создан межведомственный совет по дополнительному образованию и воспитанию, который будет координировать эту работу.
Необходимо активно развивать это направление на уровне муниципалитетов. "Сквозные" проекты должны объединить разные уровни системы образования. Возвращаясь к теме поддержки семьи, хочу отметить пилотный из такого рода проектов - "Моя семья", который активно реализуется в учебных заведениях региона и направлен на возрождение традиций совместной работы семьи, детского сада и школы по духовно-нравственному и трудовому воспитанию подрастающего поколения.
В текущем году мы завершаем работу по ликвидации очереди в детские сады для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Следующим шагом будет решение этого вопроса для ясельных групп. Хочу отметить, что до настоящего времени в регионе недостаточно развиваются такие формы, как частные и семейные детские сады. Последняя может решить не только вопросы дошкольного образования, но и занятости матерей с маленькими детьми. Это особенно актуально для многодетных и малоимущих семей. Поэтому развитие семейных детских садов должно быть одним из приоритетов в дошкольном образовании. Необходимо обеспечить существенный рост их числа уже в 2016 году.
В сфере профессионального образования мы успешно завершаем переход на многоуровневую систему подготовки кадров, есть ощутимый рост количества выпускников лицеев и колледжей, устроившихся на работу по специальности. Хочу обратить внимание на то, что инновационные подходы в подготовке кадров заключаются не только в обеспечении учебных заведений новейшим оборудованием, но и в постоянном взаимодействии с потенциальными работодателями, в ориентировании молодых специалистов на конкретное рабочее место. Тверской государственный университет успешно привлекает работодателей для участия в "Днях карьеры". У нас есть хороший опыт подготовки рабочих и мастеров для машиностроения, который необходимо использовать и для других специальностей.
Важнейшим итогом прошедшего года в сфере культуры стало активное вовлечение молодежи в реализацию различных проектов в выставочных залах, музеях, театрах, домах культуры как в областном центре, так и на уровне районов, развитие экскурсий для школьников из отдаленных муниципалитетов в Тверь, открытие виртуальных музеев, концертных залов. Этот опыт важен с точки зрения как реализации потенциала молодежи, так и повышения качества жизненной среды. Я рассчитываю, что в его дальнейшем развитии нам активно будет помогать ассоциация молодых работников культуры Тверской области. Также необходимо реализовывать социально ориентированные программы в учреждениях культуры, предназначенные не только для молодежи, но и для семейного участия.
Для развития наших учреждений культуры, реставрации памятников архитектуры важнейшим условием является успешное продолжение нашего сотрудничества с Международным банком реконструкции и развития. Реализация крупных проектов в Твери, целого ряда проектов в рамках так называемых "малых окон" по модернизации учреждений культуры по всей области является показателем того, что никакие санкции, направленные против России, не могут разрушить устоявшиеся взаимоотношения с нашими международными партнерами.
В сфере охраны памятников нам необходимо, наконец, четко расставить приоритеты. В регионе огромное количество объектов признано памятниками истории и культуры, но все они имеют разное значение. Недопустимо, когда из года в год разрушаются видовые здания. Мы не должны констатировать нехватку средств или реставраторов, незаинтересованность инвесторов. Нужно менять ситуацию. Если владельцы или арендаторы не обеспечивают сохранность памятника - его необходимо изымать. Не хватает специалистов - их нужно целенаправленно готовить. Мы приняли региональный закон о передаче памятников в аренду по символической цене при обязательстве их реставрации. Уже в следующем году мы должны увидеть практические результаты от его реализации в виде зданий, переданных в аренду. Для этого нужно не ждать, когда придут заинтересованные инвесторы, а искать их. У нас хватает такого опыта в Старицком, Зубцовском, Бежецком, Торжокском районах. Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия, Министерство экономического развития, администрации городов и районов должны решать этот вопрос через постоянную совместную работу.
В области физкультуры и спорта приоритетом остается формирование здорового образа жизни. Нужно менять отношение муниципалитетов к работе по этому направлению. Вовлекать детей и молодежь в занятия спортом - это значит воспитывать здоровое и активное поколение, которое будет в состоянии обеспечить благополучие земли, на которой живет и работает. Не понимать этого просто нельзя. Сегодня во всех районах созданы условия для занятий, хватает и спортивных площадок, и физкультурно-оздоровительных комплексов. А вот их посещаемость оставляет желать лучшего. Изменить эту ситуацию, обеспечить проектную загрузку всех спортивных сооружений - важнейшая задача следующего года. Это тем более актуально в преддверии начала сдачи норм комплекса ГТО.
В развитии профессионального спорта также необходимо усиливать работу с молодежью. Этому должно помочь введение индивидуального набора в спортивные школы. Я рассчитываю, что уже в ближайшие годы это позволит воспитать новых победителей российских и международных соревнований в олимпийских видах спорта, подготовка по которым ведется в нашем регионе.
Уважаемые депутаты! Переходя к экономическому блоку Послания, я хочу подчеркнуть, что сегодня ключевым является решение вопроса обеспечения занятости населения. Нам удалось не допустить существенного роста безработицы, и наша задача в 2016 году - удержать ее в пределах 1,5% от экономически активного населения. Статистика свидетельствует о том, что количество обращений в органы занятости растет. При этом, как ни странно, сохраняются тенденции прежних лет: количество вакансий больше, чем число соискателей. Мы неоднократно отмечали дисбаланс между ожиданиями работников и предложениями работодателей по уровню оплаты труда, оснащению рабочих мест, содержанию трудовой деятельности.
В настоящее время он несколько снижается и это серьезная возможность для многих предприятий и организаций решить кадровый вопрос.
Особое внимание требуется уделить уменьшению неформальной занятости. Вынужден констатировать, что динамика работы по этому направлению снизилась. По каждому муниципалитету есть установленные показатели и они должны быть безусловно выполнены. Залог решения этого вопроса - в изменении взаимодействия с предпринимательским сообществом на местах, о чем было сказано выше. Практика помощи предпринимателям в подборе персонала, опережающем обучении, заключение соглашений об обмене информацией по имеющимся вакансиям, квотирование рабочих мест для молодежи, реальное, а не бумажное социальное партнерство - эти моменты должны стать обычной практикой в работе не только на региональном, как сейчас, но и на муниципальном уровне.
К сожалению, за более чем четверть века рыночной экономики роль и значение малого и среднего бизнеса в развитии региона и его территорий для многих руководителей и сотрудников органов власти и местного самоуправления остались понятными не до конца. В настоящее время на федеральном и региональном уровне реализуется комплекс мер по поддержке малых и средних предприятий в виде предоставления налоговых каникул, снижения административных барьеров, получения доступных кредитных ресурсов и многого другого. Успех этих мер зависит, по большому счету, от одного фактора - от налаживания продуктивных отношений органов власти с предпринимателями.
Именно малый и средний бизнес может помочь решить вопросы предоставления тех услуг, которых не хватает населению. Для небольших территорий развитие малых и средних предприятий в сельском хозяйстве, в лесопереработке, других отраслях, является условием для сохранения трудоспособного населения и социальной инфраструктуры. В производстве именно небольшие компании успешно решают вопросы, связанные с импортозамещением. Молодежное предпринимательство - это направление, которому должен быть отдан безусловный приоритет в работе областных структур поддержки малого и среднего бизнеса, поскольку именно молодые предприниматели настроены на внедрение инноваций, работу в новых направлениях, активное участие в общественной жизни.
Или возьмем такую проблему, как реализация тверской продукции через торговые сети. Договариваться с федеральными сетями, за редким исключением, сложно. Тверские сети тоже не всегда готовы работать с небольшими партиями товара. А вот мелкие, несетевые магазины - для них такая специализация может быть условием успешного развития. Тем более что у многих фермеров, небольших предприятий есть хороший опыт организации сбыта продукции именно по этому каналу.
Считаю, что его нужно всячески развивать и поддерживать, возможно, через разработку совместно с некоммерческим партнерством "Тверской продукт" специальной региональной программы. Стоит подумать и над созданием регионального знака качества "Тверской продукт", и над рядом преференций для продукции, отмеченной им.
Также необходимо, в рамках действующего законодательства, отдавать приоритет работе с местными производителями в системе государственных и муниципальных закупок.
В условиях непростых процессов в экономике, первоочередной задачей является поддержка и развитие тех отраслей, которые именно сейчас демонстрируют способность не только к выживанию, но и развитию. В первую очередь это касается промышленности. Мы видим и по итогам прошлого, и по оперативным данным текущего года, что ситуация по отраслям отличается кардинально: в одних - существенное падение, в других - заметный рост. В связи с этим я прошу максимально ускорить завершение разработки плана реализации Концепции промышленной политики Тверской области. Не все отрасли, которые мы ориентировали на кластерное развитие, сегодня демонстрируют способность к оперативному реагированию на текущую рыночную ситуацию. Этот фактор необходимо учесть в первую очередь для обеспечения сбалансированного развития региональной экономики.
Сегодня мы не можем игнорировать и социальные факторы в экономике: особое внимание должно уделяться обеспечению стабильной работы крупных предприятий, от которых зависит благополучие тысяч семей наших земляков.
Ориентирование экономической политики на импортозамещение не отменяет задач развития инвестиционного процесса в регионе. Более того, он развивается в логике этой политики: не ввоз товаров из-за рубежа, а их производство в России и с использованием средств иностранных инвесторов и приносимых ими современных технологий.
В то же время привлечение отечественных инвесторов, развитие самоинвестирования должны стать приоритетными задачами. Я уже отмечал, что наши предприятия стали лидерами по числу проектов, поданных в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации для включения в отраслевые планы по импортозамещению. Потенциал развития у нас огромный, и реализация его через инвестиционные процессы - важнейшая задача.
Мы активно привлекаем к решению вопросов экономического и инвестиционного развития экспертов: созданы совет руководителей предприятий и организаций Тверской области, а также инвестиционно-экспертный совет. От этих объединений требуется активная разработка проектов, направленных на развитие региональной экономики, активизацию инвестиционных процессов, государственно-частного партнерства.
В текущем году мы в основном завершаем процессы формирования индустриальных парков. Поскольку на этих площадках решены самые проблемные вопросы, касающиеся подключения к инженерным сетям, транспортной доступности, строительства промышленных объектов, уже в следующем году я рассчитываю на старт реализации ряда новых инвестиционных проектов. В целом, в современных экономических условиях, текущей задачей является сохранение объема и количества ежегодно реализуемых инвестиционных проектов, с возвратом к динамике роста их числа в среднесрочной перспективе, за счет качественного повышения условий ведения бизнеса.
Слабым звеном в процессе инвестирования являются муниципалитеты. У нас более чем достаточно примеров успешной работы с инвесторами на уровне городов и районов - Тверь, Торжок, Торжокский, Ржевский, Конаковский, Калязинский, Калининский районы и ряд других. В то же время отдельные руководители считают, что это задача областной власти, пускают работу на самотек.
Активный поиск инвесторов, разработка и предложение им готовых проектов остается исключением.
Предлагаю Министерству экономического развития совместно с муниципалитетами разработать и приступить к реализации комплексного плана по исправлению этой ситуации.
Более подробно на инвестиционных процессах, идущих в регионе, я остановлюсь в рамках инвестиционного послания, которое будет озвучено мною в декабре.
Что касается индустрии гостеприимства. Текущий год стал прорывным по ряду направлений в сфере туризма, несмотря на трудности. Создана особая экономическая зона в Конаковском районе, реализуются крупные проекты в Калязинском, Зубцовском, Торжокском районах. В то же время нельзя не видеть, что один из главных туристических центров региона, Селигер, не развивается.
Также крайне недостаточно используется туристический потенциал других районов, расположенных вдоль федеральных трасс и на границе с Московской областью.
У нас есть комплексный план развития туристической индустрии, который успешно выполняется по ряду направлений, в частности, по водному туризму. Основная задача на ближайшее время - активное включение в его реализацию муниципалитетов.
Даже сегодня многие руководители муниципальных образований не видят потенциала туристической отрасли, в том числе в развитии малого и среднего предпринимательства, привлечении инвестиций, обеспечении занятости населения. Подобное отношение к стратегическому направлению развития региона недопустимо. Каждый муниципалитет, а не только наши лидеры по этому направлению, должны обеспечивать рост туристического потока. Принципиальным условием для решения этой задачи является разработка каждым муниципалитетом собственных туристических брендов в течение 2016 года.
Сейчас началась реализация проекта по созданию туристических информационных центов, в Твери он уже действует. Эффективность их работы должна измеряться не только количеством распространенной информации, но и ростом числа туристов, выбравших для отдыха Тверскую область.
Развитие туризма во многом зависит от других отраслей нашей экономики. Я говорю о лесном и дорожном хозяйстве, а также природопользовании. Текущий год не принес нам серьезных проблем в виде природных пожаров. Но работа по сохранению лесов, главного природного богатства региона, обеспечению безопасности населения, жилых, общественных и производственных зданий, не должна ослабевать. Поэтому запланированные мероприятия по обводнению торфяников, несмотря ни на какие бюджетные трудности, должны исполняться неукоснительно. У нас есть хороший опыт государственно-частного партнерства с арендаторами лесов в этом направлении, его необходимо развивать.
У отрасли есть серьезные достижения в увеличении объемов заготовки леса, развития деревообрабатывающей промышленности. В то же время не могу не отметить, что за последние годы не появилось новых крупных инвестиционных проектов. Речь идет не только о глубокой переработке леса, но и об использовании отходов производства для нужд жилищно-коммунального хозяйства. Мы завершаем перевод неэффективных котельных на местные виды топлива. И поэтому вопросы кооперации в регионе лесозаготовителей и коммунальщиков имеют стратегическое значение. Общая задача министерств экономического развития, лесного хозяйства, топливно-энергетического комплекса и ЖКХ - развивать производство и использование местных видов топлива.
В вопросах экологии и природопользования выделю несколько направлений. Проблемы с водоочисткой в ряде муниципалитетов, с утилизацией коммунальных отходов повсеместно создают не только угрозу экологической безопасности, но и социальную напряженность, зачастую политизируются. Тема большая и сложная, в одночасье ее не решить, но и темпы работы по этому направлению не могут устраивать.
В связи с этим считаю нужным обозначить четкие сроки: в следующем году завершить все работы по формированию системы сбора и утилизации отходов и приступить к ее практическому исполнению.
Также недостаточно оперативно идет работа по определению границ особо охраняемых природных территорий. Еще три года назад могло показаться, что это тема, которая касается очень малого числа жителей. Однако события последних лет, связанные со строительством жилых домов, дорог, показали, что вопрос этот далеко не абстрактный.
Считаю недопустимой ситуацию, когда работы по определению границ начинаются после соответствующего судебного решения. Никто не спорит - охраняемых территорий в регионе очень много и все сразу не сделать. Поэтому специалистам Министерства природных ресурсов и экологии необходимо разработать четкую программу по данному направлению с учетом приоритетности территорий, и последовательно ее реализовывать.
Что касается дорожного хозяйства, его развитие является для области ключевым фактором. От состояния дорог зависит развитие практически всех отраслей экономики и социальной сферы. Это туристические и школьные автобусы, перевозка продукции наших предприятий, социальные маршруты и многое другое. За последние годы было многое сделано для ремонта и строительства в Тверской области федеральных и региональных дорог, улиц и дворов в наших городах. Речь не только о Твери - Ржев, Бежецк, Торжок и другие муниципалитеты существенно повысили объемы и качество строительства и ремонта. Ликвидируется практика завершения работ под осенними дождями. В настоящее время главная проблема - межмуниципальные и муниципальные дороги.
Министерство транспорта, дорожный фонд должны сосредоточить усилия на этом направлении. Также многое зависит от позиции территорий. Область оказывает максимальную поддержку и там, где главы понимают, что дороги - это визитная карточка территории и безопасность людей, города и районы участвуют во всех областных программах софинансирования, последовательно улучшают ситуацию. Такой подход должен стать повсеместным.
Президентом России поставлена задача: до 2022 года удвоить объемы строительства и реконструкции дорог в регионах. Для Тверской области это означает 300 километров новых трасс за 10 лет.
Это потребует колоссальных средств и ресурсов, особенно учитывая, что наша область занимает первое место в Центральном федеральном округе по протяженности автомобильных дорог. На федеральном уровне возобновлена финансовая поддержка регионов на развитие дорожного хозяйства. В течение следующего года необходимо разработать "дорожную карту", которая позволит, при имеющемся уровне финансовой обеспеченности, решить поставленную главой государства задачу.
Важнейшей темой остается восстановление региональных и местных дорог, задействованных при строительстве трассы М-11. Сегодня уже восстановлено более 150 километров покрытия. Министерство транспорта должно обеспечить полное выполнение обязательств, определенных трехсторонним соглашением с государственной компанией "Российские автомобильные дороги" и акционерным обществом "Мостотрест".
В сфере общественного транспорта запрет работать в "маршрутках" водителям без российского гражданства - только первый шаг к наведению порядка в этом направлении. Следующая по значимости задача - пресечение деятельности нелегальных перевозчиков под видом "заказных".
Остро стоит вопрос о наделении региональных органов государственной власти полномочиями по регулированию и контролю за перевозками пассажиров в межмуниципальном сообщении, в том числе за перевозками по заказу. Необходимо подготовить и внести соответствующую законодательную инициативу на федеральный уровень. И здесь я рассчитываю на вашу поддержку, уважаемые депутаты!
В текущем году мы увеличили компенсацию выпадающих доходов пригородным железнодорожным компаниям более чем в 3 раза и полностью компенсировали убытки от пригородных перевозок. Это существенная нагрузка на областной бюджет, и в ответ мы вправе ожидать не только серьезного улучшения качества обслуживания, но и благоустройства и реконструкции вокзалов, обеспечения строгого соблюдения пропускного режима, а также сохранения всех востребованных населением маршрутов.
Еще одно ключевое направление в сфере железнодорожных перевозок - постоянное взаимодействие с "Российскими железными дорогами" для обеспечения строительства и модернизации существующей инфраструктуры в соответствии с требованиями, предъявляемыми к высокоскоростному движению.
Одновременно необходимо вести мониторинг пассажирских потоков как на железнодорожном, так и автомобильном транспорте. Вагоны и автобусы должны возить пассажиров, а не воздух, транспортное сообщение - соответствовать реальным потребностям жителей. В то же время необходимо не допускать ухудшения обслуживания отдаленных населенных пунктов. Возможно, следует продумать систему комбинирования социальных маршрутов и работы "социальных такси" в малонаселенных районах. Министерствам транспорта и социальной защиты необходимо совместно рассмотреть этот вопрос.
Кроме того, существует потребность возрождения региональной программы по обновлению автобусного парка. Прошу министерства транспорта и финансов совместно проработать этот вопрос и дать предложения по данному направлению на 2016 и последующие годы.
Качество жизни на селе, которое определяют, в том числе и дороги, и работа общественного транспорта, является важнейшим условием развития нашего агропромышленного комплекса, которому отводится ключевая роль в решении задачи импортозамещения.
За последние годы наши ведущие хозяйства демонстрируют устойчивый рост производства, расширяют ассортимент, формируют стабильные связи с предприятиями пищевой промышленности. Прирост объема производства в тверском агропроме в текущем году составил 10%. Ежегодно на селе создается порядка 500 новых рабочих мест. Более того, крупные агрохолдинги заявляют о себе, как о социально ответственных компаниях, решая социальные вопросы территорий. Это еще одно направление для развития государственно-частного партнерства.
Ведущая роль животноводства в тверском агропроме определяет его особое значение для отрасли. Текущие показатели говорят о том, что реализуемая политика государственной поддержки дает положительные результаты, в том числе и по такому сложному направлению, как производство молока и молочной продукции. Нам удалось в 2015 году остановить многолетнее падение производства молока, во многом благодаря тому, что продуктивность молочного стада выросла на 30% по сравнению с 2011 годом. Рост производства мяса составил 20%.
В связи с этим считаю необходимым особое внимание уделить развитию переработки мясной и молочной продукции, активному включению в кооперацию с перерабатывающими предприятиями крестьянско-фермерских хозяйств.
Еще одним направлением, успехи которого нельзя не замечать, является льноводство. В последние годы реализация комплекса мер на федеральном и региональном уровнях позволили Тверской области в 2014 году выйти на 1 место в России по площадям посевов льна и в текущем году сохранить лидирующие позиции. Мы планируем дальнейшее развитие льноводства.
И на первый план выходит вопрос переработки волокна. У нас есть серьезные наработки в области производства изо льна экологически чистых строительных материалов, другой продукции. Развитие этого направления, содействие в налаживании деловых контактов льнопроизводителей с потребителями должно стать одним из ключевых направлений работы профильных министерств.
В целом по растениеводству хочу отметить, что в последние годы увеличивается доля хозяйств, которые обеспечивают комплексный подход к выращиванию и сбыту продукции. Это серьезный вклад в решение задачи по обеспечению населения местными овощами и картофелем, а значит - продовольственной безопасности региона. В 2015 году производство продукции в растениеводстве увеличилось по всем направлениям. Наша задача - не останавливаться на достигнутом, максимально развивать эту тенденцию.
Государственная поддержка сельского хозяйства должна быть направлена на достижение двух взаимосвязанных целей: повышение конкурентоспособности продукции и устойчивое развитие сельских территорий. В последние годы нам удалось добиться постоянного роста федеральной поддержки тверского агропрома. В условиях политики импортозамещения эта работа должна продолжаться и быть направленной как на рост объемов производства, так и на повышение качества продукции.
Устойчивые показатели демонстрирует строительная отрасль. Объем строительства жилья не только не снизился, но и существенно вырос. Есть успехи в ликвидации незавершенного строительства.
Индустрия строительных материалов остается одной из динамично развивающихся отраслей региональной экономики. Вместе с тем есть ряд направлений, работа по которым требует усиления.
В первую очередь это переселение из аварийного жилья. Стало плохой традицией неисполнение в срок плановых показателей, приостановление финансирования региона со стороны Фонда содействия реформированию ЖКХ, штрафные санкции.
В текущем году мы приняли принципиальные решения: вопрос передан в ведение Министерства строительства, региональные нормативные правовые акты установили ответственность муниципалитетов за срыв сроков. Для глав городов и районов это направление должно быть приоритетным. В первую очередь - обеспечение самого жесткого контроля за работой подрядчиков. Плановые показатели 2015-го и 2016-го годов должны быть выполнены.
Второе важнейшее направление - реализация программы "Жилье для российской семьи". Немало лет шли разговоры о необходимости строительства социального жилья. Государство пошло навстречу этим пожеланиям, создана специальная программа, по которой стоимость квадратного метра как минимум на 20% ниже рыночной. На региональном уровне отобраны проекты, проведены все необходимые процедуры. И при этом количество граждан, желающих принять участие в программе, остается низким. Муниципалитеты занимаются этим вопросом слабо, люди не знают о программе, не понимают ее преимуществ и объемов государственной поддержки. Допускаю, что существует некоторое недоверие. Наша задача - в кратчайшие сроки изменить ситуацию и обеспечить в 2016 году необходимое для старта проектов количество участников программы в регионе.
Также необходимо обеспечить устойчивое функционирования системы капитального ремонта. Во-первых, это своевременное и в полном объеме проведение самого ремонта. Люди должны видеть, что система работает. Во-вторых - обеспечение платежей по этой статье. У нас неплохие показатели, более 75% жителей оплачивают счета. Но четверть неплательщиков - это очень много. Требуется принять все необходимые меры в рамках действующего законодательства и существенно изменить ситуацию уже в 2016 году.
Качество жизни населения во многом определяется не только обеспеченностью жильем, но и его состоянием и обслуживанием. Жилищно-коммунальное хозяйство, к сожалению, остается одной из наиболее проблемных сфер. В последние годы на федеральном и региональном уровне принят ряд системных шагов для исправления этой ситуации. На их реализации необходимо сосредоточить основные усилия.
Первое и главное - качество работы управляющих компаний. Введение системы лицензирования дает нам необходимые инструменты для жесткого контроля и, при необходимости, использования судебных и иных инструментов для удаления с рынка нелицензированных компаний. Одновременно требуется оказывать максимальную помощь жителям многоквартирных домов в выборе новых, добросовестных управляющих компаний.
Второе - обеспечение исполнения Поручения Президента России по переходу с 1 января 2016 года на долгосрочное регулирование тарифов. При этом необходимо в полной мере учесть не только экономические обоснования, но и социальную составляющую тарифного регулирования. "Взрывной" рост тарифов недопустим.
Также необходимо серьезно активизировать работу на уровне муниципалитетов по модернизации системы ЖКХ. Считаю непозволительным, когда дотационные территории, например, не планируют перехода с дорогостоящих угля и мазута на местные виды топлива, что позволило бы направить высвободившиеся средства на замену изношенных коммуникаций. С подобными неэффективными расходами пора заканчивать. Тем более мы прекрасно видим: большая часть проектов программы поддержки местных инициатив связана именно с коммунальной сферой и вопросами благоустройства. Необходимо совмещать эти проекты с текущей работой по обновлению системы ЖКХ.
Особое значение имеет развитие государственно-частного партнерства. На федеральном уровне принят закон, которого мы все так долго ждали - не только в ЖКХ, но и в других отраслях. Но именно здесь уже в следующем году нам необходимы реальные совместные проекты и соглашения - от региональных до муниципальных. Без частных инвестиций невозможно решить накопившиеся в отрасли проблемы.
И еще раз хочу заострить внимание: без совместных с общественностью действий ситуация в ЖКХ не может быть улучшена коренным образом. Только контроль со стороны жильцов, развитие территориального самоуправления на низовом уровне - это старшие по домам и подъездам, - может заставить управляющие компании в полной мере исполнять свои обязанности. Если же жильцам все равно, что дворы заросли бурьяном, в каком состоянии подъезды и общедомовые коммуникации, а беспокоит только состояние своих квартир - изменить существующее положение вещей будет непросто.
Я неоднократно отмечал, что хотелось бы видеть больше "приземленных" общественных инициатив, направленных на поддержку и развитие конкретных территорий и групп населения. В этой связи не могу не отметить проект "Чего хочет "Юность", который за короткое время доказал свою востребованность и получил признание на федеральном уровне. Его инициаторы поставили понятную задачу - сделать жизнь в типовом "спальном" микрорайоне интереснее, живее и ярче, ориентируясь на запросы самих жителей. За короткое время проведен целый ряд мероприятий - от субботников до трудоустройства молодых мам, организован сбор предложений по благоустройству, ведется работа с органами местного самоуправления. По сути, этот проект создает местное сообщество, нацеленное на совместное решение любых вопросов на своей территории. Именно за такими проектами, за такими формами общественной активности - будущее. Я рассчитываю, что не только исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, но и общественные объединения будут оказывать таким инициативам максимальную поддержку.
Уважаемые депутаты! Те успехи, которых удалось добиться региону, были бы невозможны без тесного и эффективного сотрудничества исполнительной и законодательной власти. Точно так же те серьезные задачи, которые стоят перед нами, можно будет решить только совместными усилиями. Я считаю, что в настоящее время региональный законотворческий процесс необходимо ориентировать в первую очередь на повышение эффективности бюджетных расходов, обеспечение комплексной и адресной социальной поддержки граждан, рациональное использование всех видов региональных ресурсов. Не сомневаюсь, что взаимодействие региональной исполнительной и законодательной власти в 2016 году будет таким же конструктивным, как и в прошедшие четыре года.
Это будет сложный год, который потребует напряженной работы органов государственной власти и местного самоуправления, предпринимательского сообщества и некоммерческого сектора, всех жителей по обеспечению устойчивого развития Верхневолжья. 2016 год будет богат политическими событиями. Нам предстоят выборы депутатов Государственной Думы Российской Федерации и Законодательного Собрания региона, а также Губернатора Тверской области.
Но я хочу, чтобы не только в день голосования, а ежедневно мы делали выбор в пользу стабильности, поступательного движения вперед по всем направлениям, роста благополучия и качества жизни наших земляков, процветания нашего общего дома - тверской земли!
Благодарю за внимание!
Губернатор области |
А.В. Шевелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Послание Губернатора Тверской области Законодательному Собранию Тверской области от 19 октября 2015 г.
Текст постановления опубликован в газете "Тверская жизнь" от 20 октября 2015 г. N 147