Постановление Администрации города Торжка Тверской области от 31 декабря 2015 г. N 640
"О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования город Торжок на период до 2021 года"
10 октября 2016 г., 19 октября 2017 г.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", постановлением администрации города Торжка от 22.10.2015 N 478 "О порядке разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития муниципального образования город Торжок на долгосрочный период", постановляю:
1. Утвердить прогноз социально-экономического развития муниципального образования город Торжок на период до 2021 года (прилагается).
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания, подлежит официальному опубликованию и размещению в свободном доступе на сайте администрации муниципального образования город Торжок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Глава города |
А.А. Рубайло |
Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития муниципального образования город Торжок на период до 2021 года
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования город Торжок на период до 2021 года (далее - долгосрочный прогноз) относится к документам стратегического планирования муниципального образования город Торжок. Он определяет направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития города Торжка в долгосрочной перспективе.
Долгосрочный прогноз подготовлен в соответствии с постановлением администрации города Торжка от 22.10.2015 N 478 "О порядке разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития муниципального образования город Торжок на долгосрочный период".
Долгосрочный прогноз разработан на вариативной основе, при его разработке использован прогноз социально-экономического развития муниципального образования город Торжок на среднесрочный период.
1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития муниципального образования город Торжок
Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития муниципального образования город Торжок за 2014 год основана на сравнении показателей среднесрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования город Торжок, разработанного в 2013 году и одобренного постановлением администрации города Торжка от 07.10.2013 N 577 "О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования город Торжок на 2014 год и на период до 2016 года" (далее - Прогноз на период до 2016 года) с фактическими данными сложившимися в 2014 году и данными территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тверской области (далее - Тверьстат) за 2014 год, которые в последующем могут быть уточнены.
Показатели |
Единица измерения |
2014 год |
отклонения прогноз/отчет (%, процентных пунктов) |
|
прогноз |
отчет |
|||
Численность населения (среднегодовая) |
тыс. чел. |
47,2 |
46,8 |
0,8 |
Темп роста к предыдущему году |
% |
99,8 |
99,0 |
0,8 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в действующих ценах, всего |
млн. руб. |
7 128,9 |
14 699,7 |
-51,5 |
Темп роста к предыдущему году |
% |
137,5 |
150,8 |
-13,3 |
Фонд оплаты труда |
млн. руб. |
4 381,3 |
4 029,5 |
8,7 |
Темп роста к предыдущему году |
% |
111,0 |
105,5 |
5,5 |
Численность занятых в экономике города |
тыс. чел. |
21,1 |
20,7 |
1,8 |
Темп роста к предыдущему году |
% |
100,0 |
98,5 |
1,5 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата |
руб. |
18 917 |
19 500 |
-3,0 |
Темп роста к предыдущему году |
% |
111,0 |
107,5 |
3,5 |
Численность индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица |
чел. |
968 |
902 |
7,3 |
Темп роста к предыдущему году |
% |
100,5 |
99,5 |
1,0 |
Инвестиции в основной капитал без субъектов малого предпринимательства и объемов инвестиций не наблюдаемых прямыми статистическими методами |
млн. руб. |
8 336,0 |
530,6 |
1 471,0 |
Индекс физического объема |
% |
1 132 |
66,7 |
1 065,3 |
Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования |
тыс. кв. м |
28,4 |
8,7 |
224,8 |
Темп роста к предыдущему году |
% |
298,9 |
167,9 |
78,0 |
Отклонение прогнозируемого значения показателя "Численность населения (среднегодовая)" от статистических данных за 2014 год составило 0,8%, что обусловлено увеличением естественной убыли населения города. Коэффициент естественной убыли населения в 2014 году составил 6,9 (в 2013 году - 4,5), т.е. сохраняется отрицательный естественный прирост населения. Озабоченность вызывают высокие показатели смертности населения трудоспособного возраста.
По показателю "Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в действующих ценах, всего" отклонение прогнозируемого значения от фактического составило минус 51,5%. В 2014 году вместо запланированного объема отгрузки 7128,9 млн. руб., фактически предприятиями города было отгружено 14699,7 млн. руб., что составило 150,8% к уровню 2013 года. Увеличение объема отгрузки стало возможным в связи с успешной работой Комплекса по производству смазочных материалов Shell в г. Торжок. Объемы производства и отгрузки, которого растут с каждым годом, растет и ассортимент выпускаемой продукции. Показатель "Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в действующих ценах, всего" формировался на основе оперативных данных Тверьстата и информации, представленной организациями города.
По показателю "Фонд оплаты труда" отклонение прогнозируемого значения от фактического составило 8,7%. Данный факт обусловлен снижением интенсивности темпов средней заработной платы по сравнению с прогнозными значениями, что связано с замедлением темпов роста заработной платы в сложившихся экономических условиях как на предприятиях в сфере производства, так и социальной сфере. Вместе с тем произошло уменьшение среднесписочной численности работников предприятий и организаций по сравнению с прогнозом, что непосредственно повлияло на размер фонда оплаты труда. Фонд оплаты труда, по сравнению с 2013 годом, увеличился на 5,5% (прогноз - 11%). Показатель "Фонд оплаты труда" формировался на основе оперативных данных Тверьстата и информации, представленной организациями города.
По показателю "Численность занятых в экономике города" отклонение прогнозируемого значения от фактического составило 1,8%. Данный факт обусловлен снижением среднесписочной численности работников занятых в организациях частной, государственной и муниципальной формы собственности. В городе происходит постоянное перераспределение рабочей силы, ситуация складывается в соответствии с процессами, происходящими в экономике города. Промышленные предприятия и организации города испытывают недостаток в квалифицированных трудовых ресурсах, который обусловлен миграцией кадров в более крупные центры (Москва, Санкт-Петербург, Тверь). По сравнению с 2013 годом численность занятых в экономике города снизилась на 1,5% и составила 20,7 тыс. чел. Показатель "Численность занятых в экономике города" формировался на основе оперативных данных статистики и информации, представленной организациями города.
По показателю "Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата" отклонение прогнозируемого значения от фактического составило минус 3%, что обусловлено существенным снижением среднесписочной численности работников осуществляющих свою деятельность на предприятиях города, а также в государственных и муниципальных учреждениях, имеющих более высокий уровень заработной платы. Показатель "Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата" формировался на основе оперативных данных Тверьстата и информации, представленной организациями города.
По показателю "Численность индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица" отклонение прогнозируемого значения от фактического составило 7,3%, что обусловлено тенденцией закрытия индивидуальными предпринимателями своей деятельности из-за высокого налога, введенного в действие с 01.01.2013. Основная часть субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляет свою деятельность в сфере торговли. Кроме того, представители малого и среднего бизнеса задействованы в производстве продукции, строительстве, в сфере оказания услуг (такси, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, лесозаготовки, врачебная практика, стоматология, парикмахерские и косметологические услуги, услуги туристических агентств, риэлтерских компаний, управляющих организаций). Показатель "Численность индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица" формировался на основе оперативных данных статистики.
Отклонение прогнозируемого значения показателя "Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (по крупным и средним предприятиям и организациям) - всего" от статистических данных за 2014 год составило 1471,0%, что обусловлено тем, что объем инвестиций в строительство современного завода по производству древесных плит из ориентированной длинноразмерной стружки OSB в размере 5900 млн. руб. не вошел в статистическую отчетность Тверьстата - за данные инвестиционные вложения отчитался "головной офис". Таким образом, по данным статистики, объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (по крупным и средним предприятиям и организациям) в 2014 году составил 530,6 млн. руб., индекс физического объема- 66,7%.
Отклонение прогнозируемого значения показателя "Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования" от статистических данных за 2014 год составило 224,8%. В 2014 году вместо запланированных к вводу 28,4 тыс. кв.м. жилья фактически предприятиями всех форм собственности и индивидуальными застройщиками введено в действие 8,7 тыс. кв.м. общей площади жилых домов, что составляет 68,2% к уровню 2013 года. Снижение объемов ввода жилья произошло ввиду того, что сроки строительства инвесторами многоквартирного жилого дома по ул. Старицкая на 506 квартир были перенесены на 2016 год. В 2014 году были введены в действие: индивидуальные жилые дома, построенные населением (7,862 тыс.кв.м.) и трехэтажный жилой по ул. Володарского на 18 квартир (0,882 тыс. кв.м.) построенный на условиях долевого строительства за счет средств федерального, областного и местного бюджетов в рамках реализации региональной программы "Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013 - 2017 годы". В результате строительства жилого дома по ул. Володарского расселено пять многоквартирных малоэтажных жилых домов, признанных до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (Калининское шоссе, д.18, Тверецкая набережная, д. 15, Володарского, д.63, ул. Лермонтова, д.3, ул. Дзержинского, 53).
2. Определение вариантов внутренних условий и характеристик социально-экономического развития муниципального образования город Торжок на долгосрочный период
В долгосрочной перспективе развитие экономики города будет определяться следующими основными тенденциями:
- адаптацией к замедлению роста как российской, так и мировой экономики в целом;
- необходимостью преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях;
- сокращением населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров.
С учетом этого основные варианты долгосрочного социально-экономического развития определяются степенью реализации таких ключевых факторов, как интенсивность инновационного обновления обрабатывающих производств и динамика производительности труда, модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры, развитие институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность и др.
В зависимости от степени реализации этих факторов долгосрочный прогноз разработан в двух вариантах: базовом и целевом.
Базовый вариант (1 вариант) - характеризует основные тенденции и параметры развития экономики в условиях прогнозируемого изменения внешних и внутренних факторов при сохранении основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов. Данный вариант предполагает инерционную динамику развития экономики муниципального образования город Торжок в среднесрочной перспективе при сохранении действия антироссийских санкций.
Целевой вариант (2 вариант) - характеризует параметры социально-экономического развития Тверской области, достижение которых обеспечивает реализацию приоритетов социально-экономической политики органов местного самоуправления и целей социально-экономического развития муниципального образования город Торжок на долгосрочный период. Данный вариант предполагает оживление в экономике вследствие активной инвестиционной политики, экономического роста и модернизации.
Факторами, определяющими социально-экономическое развитие города Торжка, являются близость к экономическим центрам, многоотраслевая структура экономики, возможность для размещения новых производств, богатейшее историко-архитектурное наследие - всё это, несомненно, открывает широкие перспективы для дальнейшего динамичного развития Торжка, делая его инвестиционно-привлекательным. В городе активно ведется работа по совершенствованию инфраструктуры, способствующей увеличению туристского потока: реставрация памятников архитектуры, исторического центра города, строительство гостиниц, кафе, ресторанов, расширение сферы бытовых услуг. Развитая туристическая отрасль должна внести значительный вклад в развитие экономики города, в т.ч. за счет налоговых поступлений в местный бюджет, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, улучшения здоровья населения, сохранения экологической чистоты города.
Демографическая ситуация в городе Торжке в долгосрочном периоде продолжит оставаться достаточно сложной и будет развиваться под влиянием сложившихся тенденций рождаемости и смертности.
В прогнозный период ожидается ежегодное значительное сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, обусловленное вступлением в трудоспособный возраст относительно малочисленных поколений людей, рожденных в нестабильные девяностые годы, и выбытием многочисленных поколений, рожденных в послевоенные годы. Данная тенденция, а также увеличение населения моложе трудоспособного возраста в результате роста рождаемости приведут к росту демографической нагрузки. Большую роль в демографическом развитии города Торжка играет внешняя исходящая миграция. Из-за близости к Москве и Санкт-Петербургу масштабы её значительны и затрагивают, в первую очередь, наиболее активную, квалифицированную, преимущественно молодую часть населения города.
В прогнозируемом периоде отмечается осложнение обстановки на рынке труда, обусловленное ухудшением финансовой ситуации на ряде крупных промышленных предприятий города, вызванной приостановкой деятельности, введением режима неполной занятости, простоями по вине работодателя. В долгосрочном периоде ситуация на рынке труда на фоне складывающихся демографических и экономических процессов будет постепенно стабилизироваться. Развитие экономики в долгосрочной перспективе характеризуется стабильным ростом объемов производства промышленной продукции предприятиями всех видов деятельности, увеличением количество индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, ростом среднемесячной номинальной начисленной заработной платы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации города Торжка Тверской области от 31 декабря 2015 г. N 640 "О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования город Торжок на период до 2021 года"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления официально опубликован не был
Текст постановления размещен на официальном сайте г. Торжок в Internet (www.torzhok-adm.ru)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации города Торжка Тверской области от 19 октября 2017 г. N 524
Изменения вступают в силу с 19 октября 2017 г.
Постановление Администрации города Торжка Тверской области от 10 октября 2016 г. N 533
Изменения вступают в силу со дня подписания названного постановления