Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II
Проблемы в сфере обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам
4. Улучшение условий жизни инвалидов, проведение комплекса адаптационных мероприятий для успешной интеграции инвалидов в общество относится к числу приоритетных государственных задач, реализуемых ИОГВ и ОМС МО Тверской области в тесном взаимодействии с общественными организациями инвалидов.
5. В Тверской области с 2008 года в решении проблем инвалидов используется комплексный программный подход. За последние четыре года значительно повысилась активность людей с ограниченными возможностями здоровья, усилилось их стремление к независимой жизни, что свидетельствует о правильном выборе и эффективности функционирования в условиях применения программно-целевой модели.
6. Специфика расположения (удаленность друг от друга населенных пунктов в Тверской области, демографическая ситуация в регионе, состояние бюджета Тверской области и бюджетов муниципальных образований, обширная сеть организаций социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры) не позволяет решить в краткосрочном периоде все проблемы в части обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг.
При разработке государственных и муниципальных программ, определении стратегических задач в формировании безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - МГН) обязательно учитываются следующие факторы:
протяженность территории Тверской области с запада на восток составляет 450 км, с севера на юг - 250 км. Общая площадь территории - 84,2 тыс. кв. км;
на территории Тверской области расположено 5 городских округов и 2 закрытых административно-территориальных образования, 36 муниципальных районов, 365 поселений;
численность населения Тверской области по состоянию на 01.01.2015 составляет около 1 315 тыс. человек, в том числе городского - 989 тыс. человек, сельского - 326 тыс. человек, из которых более 336 тысяч граждан пожилого возраста, что составляет 25,4 % от общей численности населения. В силу большой площади территории плотность населения составляет 0,06 человека на 1 кв. км.
Пункт 7 изменен с 11 января 2018 г. - Постановление Правительства Тверской области от 11 января 2018 г. N 2-пп
7. По данным автоматизированной информационной системы в Тверской области по состоянию на 1 января 2017 года проживает 107,418 тыс. инвалидов, что составляет более 8,2 % от общей численности населения, в том числе:
а) по группам инвалидности:
инвалиды I группы - 10,167 тыс. человек (0,8% от общей численности населения);
инвалиды II группы - 45,279 тыс. человек (3,5% от общей численности населения);
инвалиды III группы - 45,000 тыс. человек (3,4% от общей численности населения);
б) по возрастному составу:
граждан пенсионного возраста - 366,817 тыс. человек (28,1% от общей численности населения);
граждан трудоспособного возраста - 731,240 тыс. человек (56,0 % от общей численности населения);
детей-инвалидов - 4,613 тыс. человек (2,0 % от общей численности детского населения).
Пункт 8 изменен с 11 января 2018 г. - Постановление Правительства Тверской области от 11 января 2018 г. N 2-пп
8. В последние годы отмечается уменьшение количества детей-инвалидов и снижение численности инвалидов трудоспособного возраста.
Одним из основополагающих условий, благоприятно сказывающихся на динамике по снижению основных индикаторов состояния инвалидности в Тверской области, является участие Тверской области с 2011 года в формировании в регионе доступной среды.
В целях реализации основных положений Конвенции ООН "О правах инвалидов", ратифицированной Федеральным законом от 03.05.2012 N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов", Федерального закона N 181-ФЗ и во исполнение государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы", программы Тверской области "Доступная среда" на 2014 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 03.12.2013 N 608-пп, программы Тверской области "Доступная среда" на 2016 - 2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 06.05.2016 N 165-пп (далее - программа "Доступная среда"), целью которой является формирование в Тверской области условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам социальной инфраструктуры и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН (здравоохранение, культура, транспорт, информация и связь, образование, социальная защита, физическая культура и спорт).
Адресный перечень программ "Доступная среда" включает запланированные мероприятия на период 2014 - 2018 годов по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг по 8 отраслям на объектах социальной инфраструктуры.
Программой "Доступная среда" утверждены целевые показатели, отражающие результаты деятельности исполнительных органов государственной власти Тверской области по формированию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН.
9. В рамках реализации пилотного проекта государственной программы "Доступная среда" на 2011 - 2012 годы" (далее - пилотный проект) был сформирован Реестр приоритетных объектов социальной инфраструктуры, включающий в себя 169 объектов. Данный реестр ежегодно актуализируется с учетом происходящих процессов модернизации и оптимизации сети учреждений социальной инфраструктуры. На 100 % приоритетных объектов проведены анкетирование и паспортизация.
Пункт 10 изменен с 11 января 2018 г. - Постановление Правительства Тверской области от 11 января 2018 г. N 2-пп
10. Общее количество объектов социальной инфраструктуры, на которых предоставляются государственные услуги, составляет 573 объекта, в том числе:
а) в системе Министерства здравоохранения Тверской области - 190 объектов, в том числе 14 приоритетных;
б) в системе Министерства - 156 объектов, в том числе 65 приоритетных;
в) в системе Министерства образования Тверской области - 59 объектов, из них 35 приоритетных, в том числе:
профессиональное образование - 36 объектов, в том числе 12 приоритетных;
общее образование в образовательных организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья - 20 объектов, в том числе 20 приоритетных;
дополнительное образование - 3 объекта, все они являются приоритетными;
г) в системе Комитета по делам культуры Тверской области - 60 объектов, в том числе 14 приоритетных объектов;
д) в системе Комитета физической культуры и спорта Тверской области - 14 объектов, в том числе 9 приоритетных;
е) в системе Главного управления по труду и занятости населения Тверской области - 33 объекта, все они являются приоритетными;
ж) в системе Министерстве экономического развития Тверской области - государственное автономное учреждение Тверской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - ГАУ "МФЦ") - 1 учреждение, функционируют 33 филиала ГАУ "МФЦ" и 88 территориальных обособленных структурных подразделений ГАУ "МФЦ" (далее - ТОСП), 33 объекта.
11. Общее количество объектов муниципальной собственности, на которых предоставляются муниципальные услуги, составляет 1894 объектов, в том числе 106 приоритетных объектов.
Пункт 12 изменен с 11 января 2018 г. - Постановление Правительства Тверской области от 11 января 2018 г. N 2-пп
12. По состоянию на 1 января 2017 года в реестр приоритетных объектов социальной инфраструктуры Тверской области, согласованный с общественными организациями инвалидов и утвержденный на заседании Координационного совета (протокол от 30.06.2015 N 14), включено 193 объекта, из них проанкетировано и паспортизировано 193 объекта, что составило 100 % от общего числа приоритетных объектов. Из числа проанкетированных объектов доступны:
для инвалидов-колясочников 57 объектов - 30 %;
для инвалидов по зрению 135 объектов - 70 %;
для инвалидов по слуху 135 объектов - 70 %.
Пункт 13 изменен с 11 января 2018 г. - Постановление Правительства Тверской области от 11 января 2018 г. N 2-пп
13. Итоги выполнения программы по отраслям:
а) в системе Комитета по делам культуры Тверской области адаптировано 38 объектов из числа приоритетных, в том числе: 13 объектов государственной собственности, 25 объектов муниципальной собственности;
б) в системе Главного управления по труду и занятости населения Тверской области адаптировано 33 объекта, в том числе здание Главного управления по труду и занятости Тверской области;
в) в системе Министерства здравоохранения Тверской области - 14 приоритетных объектов;
г) в системе Министерства - 40 объектов из числа приоритетных, в том числе здание Министерства;
д) в системе Министерства образования Тверской области - адаптировано 87 объектов, в том числе: 11 объектов профессионального образования из числа приоритетных, а также 76 объектов общего образования, из них 6 специальные (коррекционные) школы, 4 дошкольные образовательные организации;
е) в системе Комитета физической культуры и спорта Тверской области - 17 объектов из числа приоритетных, в том числе: 11 объектов государственной собственности, 6 объектов муниципальной собственности;
ж) в иных сферах жизнедеятельности инвалидов, а именно:
транспортной инфраструктуры:
установка звуковых сигналов на действующие светофорные объекты - 58 объектов;
установка новых светофорных объектов со звуковыми сигналами - 5 объектов;
установка дорожного знака 8.15 "Слепые пешеходы" - 156 знаков;
устройство искусственных дорожных неровностей - 12 шт. с нанесением разметки и установкой соответствующих дорожных знаков;
установка дорожных знаков и нанесение дорожной разметки для обозначения мест парковки для инвалидов - 31 адрес с нанесением разметки и установкой соответствующих дорожных знаков;
приспособление остановок общественного транспорта к обслуживанию инвалидов и маломобильных групп населения - 51 остановочный комплекс;
устройство сходов (съездов) к пешеходным переходам на территории города Твери - 114 сходов (съездов).
С 2011 по 2016 год приобретена 31 единица низкопольного специализированного транспорта, в том числе 21 автобус и 10 троллейбусов общественного (пассажирского наземного) транспорта; 213 единиц общественного транспорта дооснащены аудиовизуальным оборудованием для нужд инвалидов по слуху и инвалидов по зрению, в том числе: 81 автобус, из них 28 низкопольных; 80 троллейбусов, из них 16 низкопольных; 50 трамваев, из них 7 низкопольных.
Пункт 14 изменен с 11 января 2018 г. - Постановление Правительства Тверской области от 11 января 2018 г. N 2-пп
14. По состоянию на 1 января 2017 года в Тверской области достигнутые показатели доступности для инвалидов объектов и услуг приведены в таблице 2:
Таблица 2
Наименование целевого показателя программы субъекта Российской Федерации |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Факт, % |
Факт, % |
Факт, % |
План, % |
План, % |
|
Принятие нормативного правового акта о порядке обеспечения доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Тверской области |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Тверской области по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг |
73 |
73 |
82 |
85 |
89 |
Доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов Тверской области |
72 |
75 |
79,3 |
81,7 |
84,5 |
Доля приоритетных объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, в общем количестве объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Тверской области |
90 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава в Тверской области |
17,3 |
20,0 |
21,0 |
21,2 |
21,3 |
Доля учреждений профессионального образования, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве учреждений профессионального образования в Тверской области |
22,0 |
22,2 |
25 |
25 |
25 |
Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения в Тверской области |
80,2 |
80,4 |
81,0 |
81,2 |
81,4 |
Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения в Тверской области |
6,53 |
7,0 |
7,6 |
7,9 |
8,1 |
Доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации, в общем числе обратившихся за техническими средствами реабилитации в комплексные центры социального обслуживания населения Тверской области |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Доля детей-инвалидов, охваченных социально-реабилитационными услугами в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями, в общей численности этой категории в Тверской области |
29,9 |
29,9 |
30 |
30,1 |
30,2 |
Доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой сфере в Тверской области |
70 |
75 |
76 |
77 |
78 |
Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Тверской области |
35 |
49,6 |
50,1 |
50,6 |
51,2 |
Количество социальных проектов, акций и иных мероприятий, реализованных совместно с социально ориентированными некоммерческими организациями |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15. Проводимый на регулярной основе членами Координационного совета совместно с исполнительными органами государственной власти Тверской области и органами местного самоуправления Тверской области мониторинг доступности для инвалидов объектов и услуг свидетельствует о том, что несмотря на предпринимаемые ИОГВ и ОМС Тверской области меры большинство зданий социальной инфраструктуры, а также транспортной и инженерной инфраструктуры, информационных технологий не отвечают всем требованиям доступности для инвалидов и другим МГН. Люди с инвалидностью относятся к наиболее социально незащищенной категории населения. Их доход, как правило, ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они испытывают трудности при получении образования и в дальнейшем трудоустройстве, большинство из них не имеют семьи и малоактивны в общественной жизни. Поэтому проблемы инвалидов являются важной составляющей современной государственной социальной политики. Наиболее уязвимыми с точки зрения доступности объектов и услуг являются четыре основные категории инвалидов, в том числе детей-инвалидов: инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках, инвалиды с нарушением слуха, инвалиды с нарушением зрения, инвалиды с нарушением интеллекта и психики.
16. Проблемы, сложившиеся в сфере обеспечения доступности для инвалидов и МГН объектов и услуг, обусловлены рядом обстоятельств:
а) в настоящее время наблюдается разрыв между реальным состоянием ресурсной базы учреждений и организаций социальной инфраструктуры и сформировавшимися у инвалидов и МГН потребностями.
По состоянию на 01.01.2015 сеть государственных учреждений и организаций социальной инфраструктуры в Тверской области насчитывает 369 учреждений и организаций, 573 объектов, на которых предоставляются услуги населению, в том числе:
в системе Министерства здравоохранения Тверской области - 94 учреждения, 190 объектов,
в системе социальной защиты населения - 126 учреждений, 156 объектов;
в системе Министерства образования Тверской области - 59 учреждений, 59 объектов;
в системе Комитета по делам культуры Тверской области - 37 учреждений, 60 объектов;
в системе Комитета физической культуры и спорта Тверской области - 19 учреждений, 14 объектов;
в системе Главного управления по труду и занятости населения Тверской области - 33 учреждения, 33 объекта;
в системе Министерства промышленности и информационных технологий Тверской области - ГАУ "МФЦ" - 1 учреждение, 17 филиалов ГАУ "МФЦ", 42 ТОСП, всего 61 объект.
Материально-техническая база действующих организаций социальной инфраструктуры требует постоянного обновления, актуальными остаются вопросы обеспечения доступности и безопасности, соблюдения стандартов качества оказания услуг.
Большая часть учреждений и организаций размещаются в типовых зданиях либо в приспособленных зданиях постройки 60-х годов прошлого столетия.
В ряде учреждений и организаций существует необходимость проведения капитальных ремонтов и модернизации зданий с учетом соблюдения норм и правил обеспечения доступности и разумного приспособления для нужд инвалидов и МГН, а также укрепления их материально-технической базы, создания доступной среды для МГН;
б) действующие правила и нормативы устанавливают к различным типам учреждений в части оборудования их для нужд инвалидов и МГН максимальные требования к набору помещений, их устройству и оборудованию, при этом не учитываются конструктивные особенности зданий;
в) не отработана система обучения и переподготовки кадров в части изучения требований норм и правил обеспечения доступности для инвалидов зданий и помещений, ознакомления со спецификой работы с инвалидами и особенностями предоставления услуг данной категории граждан;
г) в системе предоставления услуг инвалидам отмечается дефицит специалистов, владеющих современными технологиями: терапевтов, специалистов по двигательному развитию, адаптивной физической культуре и спорту, специалистов, владеющих методиками "раннего вмешательства", домашнего визитирования, языком жестов и других.
Данные обстоятельства препятствуют равному доступу граждан, имеющих инвалидность, либо временные ограничения жизнедеятельности к услугам независимо от места проживания, не позволяют в полной мере удовлетворить потребности инвалидов в услугах высокого качества, неблагоприятно сказываются на качестве услуг и их объеме.
17. Важнейшей социальной задачей является создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества.
С учетом вышеизложенного особенно актуальными в настоящее время являются разработка и реализация мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг по Тверской области.
18. Целесообразность решения проблемы обеспечения доступности среды жизнедеятельности для инвалидов путем принятия настоящей дорожной карты определяется следующими причинами:
а) масштабность, высокая социально-экономическая значимость проблемы - решение проблемы предполагает модернизацию, дооборудование части существующих объектов социальной, транспортной, информационной инфраструктур;
б) комплексность проблемы - потребуется решение различных задач правового, финансового, информационного характера; реализация соответствующего комплекса мероприятий;
в) межведомственный характер проблемы - с учетом содержания, перечня задач, требующих решения, потребуется консолидация усилий исполнительных органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления Тверской области, общественных объединений;
г) длительность решения проблемы - проблема может быть решена в течение ряда лет путем осуществления взаимосвязанных по целям работ и комплекса мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.