Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I.
Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Муниципальная программа разработана в соответствии с постановлением администрации города Твери от 17.07.2013 N 844 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Твери".
Система социальной поддержки населения является частью социальной сферы, выполняет функцию оперативного механизма, защищающего граждан при наступлении каких-либо неблагоприятных факторов социальной среды, таких как утрата дохода, являющегося источником средств существования, материальная необеспеченность, инвалидность, наступление старости, потеря кормильца и т.п.
Сложившаяся в городе Твери система социальной помощи населению направлена на сохранение на муниципальном уровне системы социальной и экономической поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан; семей с детьми; ветеранов, инвалидов и иных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Проведение комплекса мероприятий по социальной поддержке социально незащищенных слоев населения является одним из приоритетных направлений деятельности администрации города Твери. В настоящее время социально незащищенными считаются пожилые граждане, инвалиды, семьи с низкими доходами (чаще всего это многодетные семьи), семьи, потерявшие кормильца, родители, воспитывающие детей в одиночку, безработные. Количественная характеристика социально уязвимых слоев населения города Твери представлена в таблице 1 (данные получены от Территориального отдела социальной защиты населения города Твери, управления пенсионного фонда РФ в городе Твери).
Таблица 1
N п/п |
Наименование показателя |
2011 |
2012 |
2013 |
1. |
Количество пенсионеров, чел.** |
120 693 |
121 632 |
121 917 |
2. |
Количество граждан с группой инвалидности, чел.,* в том числе детей - инвалидов |
34 825
1 190 |
35 489
1 192 |
35 798
1 356 |
3. |
Количество многодетных семей, в них детей, чел.* |
1 124 3 699 |
1 297 4 163 |
1 349 4 333 |
4. |
Одинокие матери, чел.* |
4 610 |
1 346 |
1 234 |
Количество воспитываемых ими детей, чел*. |
5 301 |
1 530 |
1 443 |
|
5. |
Количество семей с опекаемыми и приемными детьми,* |
612 |
614 |
616 |
в них детей под опекой, чел. |
717 |
700 |
706 |
|
6. |
Количество детей из малообеспеченных семей, получающих ежемесячное пособие, чел.* |
11 526 |
5 098 |
4 597 |
7. |
Количество получателей жилищных субсидий, чел.* |
13 926 |
14 282 |
12 956 |
8. |
Количество участников ВОВ, чел. * |
2 880 |
2 306 |
2 207 |
9. |
Количество инвалидов ВОВ, чел. * |
566 |
484 |
451 |
10. |
Граждане, награжденные знаком "Житель блокадного Ленинграда", чел. * |
105 |
95 |
96 |
11. |
Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, чел.* |
346 |
326 |
318 |
12. |
Труженики тыла, чел.* |
4 696 |
4 126 |
3 813 |
13. |
Граждане, необоснованно репрессированные по политическим мотивам и впоследствии реабилитированные, чел.* |
474 |
463 |
427 |
*Информация Территориального отдела социальной защиты населения города Твери;
**Информация управления пенсионного фонда РФ в городе Твери.
Данные, характеризующие динамику численности малоимущих граждан (по категориям), состоящих на учете в управлении социальной политики администрации города в 2012 - 2014 годах, приведены в таблице 2.
Количество граждан, состоящих на учете в управлении социальной политики
Таблица 2
Категории |
Количество семей/чел. состоящих на учете в 2012 г. |
Количество семей/чел. состоящих на учете в 2013 г. |
Количество семей/чел. состоящих на учете в 2014 г. (на 01.10.2014) |
|||
сем. |
чел. |
сем. |
чел. |
сем. |
чел. |
|
Многодетные семьи |
262 |
1356 |
275 |
1 460 |
229 |
1227 |
Родители-инвалиды с иждивенцами |
54 |
144 |
54 |
144 |
39 |
106 |
Семьи с детьми - инвалидами |
61 |
156 |
61 |
154 |
47 |
119 |
Семьи с опекаемыми детьми |
5 |
13 |
6 |
21 |
2 |
12 |
Пенсионеры |
457 |
580 |
471 |
600 |
485 |
598 |
Инвалиды |
603 |
813 |
612 |
822 |
543 |
713 |
Неполные семьи |
296 |
751 |
330 |
883 |
308 |
789 |
Малообеспеченные семьи |
86 |
291 |
94 |
314 |
80 |
287 |
Иные категории граждан |
26 |
53 |
24 |
53 |
6 |
17 |
Итого: |
1 850 |
4 157 |
1 927 |
4 451 |
1 739 |
3 868 |
Одним из наиболее эффективных и значимых направлений работы в сфере социальной поддержки является оказание материальной и социальной помощи социально незащищенным категориям граждан, а также тем, кто попал в трудную жизненную или экстремальную ситуацию и нуждается в поддержке.
Различные виды помощи в 2013 году получили более 20 000 чел. из них:
- денежная помощь оказана - 109 чел.;
- 1 402 семьи получили продуктовые наборы в количестве - 3670 наборов;
- 1 409 семей получили вещевую помощь на сумму - 1 503,4 тыс. руб.;
- наборы бытовой химии получили 579 малообеспеченных семей;
- выдано 4 794 талонов на предоставление услуг банями и душевыми павильонами и т. д.
Производятся ежемесячные денежные выплаты:
- инвалидам боевых действий "в горячих точках" - 56 чел.;
- неработающим пенсионерам из числа удостоенных почетных званий в социальной сфере - 207 чел.;
- Почетным гражданам города - 25 чел.
В целях улучшения демографической ситуации, повышения статуса семьи, улучшения материального благосостояния семьи муниципалитетом проводятся мероприятия, направленные на поддержку граждан, имеющих детей. Наиболее важными из них являются:
- оказание различных видов адресной социальной помощи малообеспеченным семьям с несовершеннолетними детьми;
- проведение акций социальной направленности: "Собери ребенка в лагерь", "Школьный подарок", в рамках которых помощь получили около 1 000 детей;
- льготный проезд школьников, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях города Твери;
- работа по реализации на территории города Твери Закона Тверской области от 07.12.2011 N 75-ЗО "О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Тверской области". В городе Твери более 1,5 тысяч многодетных семей;
- социальная поддержка одаренных детей.
Большую роль в жизни города играют общественные организации. В городе сформированы эффективные механизмы поддержки некоммерческих общественных объединений через предоставление грантов на реализацию представленных ими социально значимых проектов.
В современных социально-экономических условиях одним из основных направлений социальной политики является реабилитация инвалидов, которая направлена на устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости. Важнейшим условием и средством обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества является формирование безбарьерной среды жизнедеятельности.
В городе Твери по состоянию на 01.01.2014 зарегистрировано 35 798 инвалидов. Количество детей-инвалидов в городе Твери - 1 356 человек.
На территории Тверской области, в том числе и города Твери, реализуется комплекс мероприятий по социальной поддержке инвалидов, направленных на создание для инвалидов равных с другими категориями населения возможностей в социально-бытовой, общественно-политической, культурной и иных сферах. Тверская область стала площадкой для пилотного проекта реализации государственной программы "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы. В городе Твери мероприятия программы реализовывались в рамках ДЦП "Тверь - город равных возможностей на 2011 - 2015 годы" и муниципальной программы города Твери "Социальная поддержка населения города Твери" на 2014 - 2019 годы. Была выполнена оценка различного рода барьеров для маломобильных групп населения, отработан механизм формирования доступной среды в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов. В целях адаптации объектов транспортной инфраструктуры и предоставления транспортных услуг населению в городе Твери за счет софинансирования из федерального, областного бюджетов и бюджета города в рамках этой программы приобретался транспорт со специальными приспособлениями для людей с ограниченными возможностями, общественный транспорт оборудован речевыми информаторами маршрутов, остановки общественного транспорта оснащены приспособлениями для инвалидов и маломобильных групп населения (с установкой павильонов), ряд пешеходных переходов, перекрестков и остановочных пунктов оборудованы тактильными плитами и указателями.
Выполнены мероприятия по адаптации помещений и обеспечению их доступности для маломобильных групп в ряде муниципальных общеобразовательных школ и учреждений культуры, а также в АНО ФКиС "Радуга" и АНО ФКИС "Юность".
Муниципальная программа "Социальная поддержка населения города Твери" на 2015 - 2020 годы направлена на дальнейшую реализацию мероприятий по социальной поддержке жителей нашего города. В соответствии с целями и задачами муниципальной программы предполагается за счет предоставления мер социальной поддержки обеспечить повышение уровня и качества жизни граждан пожилого возраста, ветеранов, инвалидов, семей и детей, малоимущих граждан и других категорий граждан.
Выполнение мероприятий муниципальной программы обеспечит комплексный подход к решению задач по социальной защите различных категорий граждан, позволит обеспечить взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения.
Основными целевыми ориентирами муниципальной программы являются:
- повышение эффективности социальной поддержки отдельных групп населения, в том числе путем усиления адресности социальной помощи, совершенствования процедур проверки нуждаемости граждан, внедрения современных социальных технологий оказания помощи;
- создание механизмов оказания дополнительной поддержки неполным семьям с детьми и многодетным семьям с низкими доходами, семьям, принимающим на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
- реабилитация и социальная интеграция инвалидов, в том числе: повышение уровня социальной интеграции инвалидов и реализация мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры, транспорта.
Приоритеты в сфере социальной поддержки граждан города будут направлены на:
- сохранение действия социальных обязательств - оказание адресной социальной помощи малообеспеченным семьям и гражданам, а также семьям, попавшим в трудную жизненную и экстремальную ситуацию, ежемесячные выплаты гражданам, удостоенным почетных званий в социальной сфере, инвалидам боевых действий в "горячих точках", проведение акций социальной направленности;
- обеспечение эффективного целевого использования средств, направляемых на реализацию мер социальной поддержки, предоставляемых отдельным категориям граждан;
- адаптацию реализуемой муниципальной программы приоритетам, целям и задачам в области социальной политики города;
- обеспечение качества предоставления и доступности муниципальной услуги "Оказание адресной социальной помощи гражданам, зарегистрированным в городе Твери". С этой целью внедрен административный регламент муниципальной услуги "Оказание адресной социальной помощи отдельным категориям граждан, зарегистрированным в городе Твери";
- активную поддержку престижа семьи, особое внимание поддержке многодетных семей, одиноких матерей (проведение социально значимых акций, направленных на укрепление престижа семьи, вовлечение семьи в общественные институты, усиление стимулирующей роли дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей, создание механизмов оказания дополнительной поддержки неполным семьям с детьми и многодетным семьям с низкими доходами);
- развитие сотрудничества и партнерских отношений с общественными организациями в решении городских социальных проблем с использованием потенциала общественных объединений, гражданских и общественных инициатив (выделение грантов на реализацию социально-значимых проектов, проведение круглых столов и семинаров с общественными организациями, проведение совместных мероприятий, посвященных традиционным социально значимым датам и т.д.);
- максимальное информирование граждан об их правах в сфере социальной защиты населения;
- взаимодействие всех уровней власти для решения социальных проблем жителей города. Внедрение электронного межведомственного взаимодействия.
Проводимые мероприятия будут способствовать улучшению социального климата в обществе, снижению бедности и уменьшению дифференциации населения по уровню доходов.
Использование программно-целевого метода даст возможность последовательно осуществлять меры по улучшению положения малообеспеченных семей и одиноких пожилых граждан, граждан трудоспособного возраста, оказавшихся в зоне "особого социального риска", на основе главных принципов социальной защиты - адресности, гарантированности, комплексности предоставления различных видов адресной социальной помощи. Муниципальная программа является неотъемлемой и наиболее важной частью стратегических направлений развития нашего города, базируется на имеющихся муниципальных ресурсах. Ее преемственный характер обеспечивает закрепление и развитие позитивных результатов в сфере социальной поддержки населения, достигнутых в предыдущие годы.
Мероприятия направлены на улучшение благосостояния и повышение уровня жизни населения, что естественным образом отразится на экономическом и социальном развитии города.
Анализ ситуации в социальной сфере муниципального образования - город Тверь позволяет выявить ряд проблем, которые негативно влияют на достижение стратегической цели в сфере социальной защиты населения.
1. Негативные тенденции в демографической ситуации.
В городе Твери, как и в целом в Тверской области, наблюдается превышение уровня смертности над рождаемостью и, как следствие этого, естественная убыль населения. Сокращение населения ведет к росту коэффициента демографической нагрузки.
Демографическая проблема одна из важнейших проблем как Тверской области в целом, так и для города Твери. Причин такой ситуации много, одна из которых - низкий материальный уровень. В целях улучшения демографической ситуации, повышения статуса семьи, улучшения материального благосостояния семьи программа включает в себя мероприятия по социальной поддержке семей с детьми.
2. Старение населения. Население города Твери является демографически "старым" - лица в возрасте 60 лет и старше составляют около 26 %, доля лиц моложе трудоспособного возраста 14,7 % (прогноз). Свидетельством старения населения является неуклонный рост доли старших возрастов и сокращение доли младших. В итоге сложившаяся возрастная структура населения является не столько фактором демографического роста, сколько фактором депопуляции. Тенденция к росту численности престарелых и инвалидов требует коренного изменения социальной политики в отношении наиболее социально уязвимой категории общества. Проблемы их социальной защищенности становятся особенно актуальными в современных условиях, когда важнейшей задачей системы социальной защиты является поддержка пожилых людей и инвалидов в трудной жизненной ситуации, содействие их адаптации к условиям экономики нового рыночного типа.
3. Повышение цен на промышленные и продовольственные товары, тарифов на жилищно-коммунальные услуги, рост инфляции приводят к тому, что численность малоимущих граждан и количество обращений по вопросам оказания материальной помощи остаются достаточно высокими. Необходимо отметить, что в число социально незащищенных граждан попали не только традиционно малоимущие слои населения (инвалиды, пенсионеры), но и группы активного населения, попавшие в трудную жизненную ситуацию - ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина, и которую он не может преодолеть самостоятельно.
В данной ситуации возрастает значение деятельности органов местного самоуправления по оказанию дополнительных мер социальной поддержки населения, направленных на смягчение отрицательных последствий низкого уровня жизни и оказание адресной помощи слабо защищенным слоям населения.
4. На территории Тверской области, в том числе и города Твери, реализуется комплекс мероприятий по социальной поддержке инвалидов. Продолжается реализация мер по улучшению пенсионного обеспечения инвалидов. Действуют программы по социальной поддержке инвалидов. Обеспечиваются социальные гарантии в части реализации льгот, установленных действующим законодательством. Сложившаяся система в целом обеспечивает потребности в реабилитации инвалидов. Однако проблема реабилитации инвалидов и интеграции их в социальную сферу остается актуальной. До настоящего времени не созданы в полной мере условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, общественным и производственным зданиям. Отмечается низкий уровень обеспечения инвалидов вспомогательными устройствами и приспособлениями для быта, труда, обучения и других сфер жизнедеятельности. Показатели инвалидности требуют дальнейшего совершенствования системы реабилитации инвалидов, создания единого реабилитационного пространства и оптимальной для них среды жизнедеятельности в целях улучшения качества жизни инвалидов. Решение этих проблем должно быть комплексным, базироваться на межведомственном взаимодействии (архитектура и строительство, здравоохранение, образование, социальная политика, культура, спорт и т.д.), учитывать предложения общественных организаций инвалидов. Конечной целью реализации мероприятий муниципальной программы является социальная адаптация инвалидов, позволяющая им правильно приспосабливаться к социальной среде, заниматься общественно-полезным трудом и чувствовать себя полноценными членами общества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.